Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Алатырь - Чаркли


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 8-15 мая 2015 г. Посещены вне пешего маршрута: Ульяновск, Большое Болдино, Пенза, Лермонтово, Алатырь. Пеший маршрут: Иссинский и Лунинский районы Пензенской области (вспомогательная часть); Алатырский, Ибресинский, Порецкий, Шумерлинский и Вурнарский районы Чувашии (основная часть).
       План: 1 день. Выехать в 22.28 поездом 252 Москва-Ульяновск до Ульяновска. 2 день. Во время стоянки в Рузаевке (35 мин) оставить рюкзаки в камере хранения. Осмотр Ульяновска. В 23.10 выехать в Ужовку на поезде Уфа-Санкт-Петербург. 3 день. В 8.32 прибыть в Ужовку, доехать на чем-либо до Болдина. После осмотра либо автобусом 13.05 через Саранск, либо электричкой 15.17 от Ужовки доехать до Рузаевки. Взять вещи. Либо на такси доехать до Уварово (в сторону Пензы), затем дойти до рощи около о.п. 54 км ж.д. Булычево-Пенза, либо заночевать в комнате отдыха. 4 день. Либо около 8 утра прибыть с о.п. 54 км ж.д. Булычево-Пенза, либо прибыть около 10.00 на автобусе в Пензу. Добираться до Лермонтова. После осмотра вернуться в Пензу. 5 день. В 1.55 выехать на поезде 336 Новороссийск-Н. Тагил до Алатыря, прибыть в 8.51, после осмотра города на такси доехать до поселка Киря, направиться лесом на северо-запад, после н.п. Краснобор заночевать на р. Кире. 6 день. Следовать на северо-запад, около поселка Речной повернуть на северо-восток, заночевать на бывшей узкоколейке за 15-20 км до Чаркли. 7 день. Дойти до 18.00 до ст. Чаркли, сесть на электричку (18.25) до Шумерли, оттуда уехать в Москву.
       Некоторые расписания автобусов со страниц http://www.all-transport.info/forum/read.php?1,5865 (Рузаевка), http://avtovokzal.mordovmedia.ru/timing/, ipnn.ru›m_avt.php (Нижний Новгород), http://avtovokzal.mordovmedia.ru/timing/ (Саранск), http://www.saransk-online.info/infra/1/avttr/2 (Саранск), www.boldinomuzey.ru были полезны при подготовке маршрута.
        Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--n38-078 (состояние местности 1998 г., год издания 2000 г.)(вспомогательный маршрут), 100k--n38-034, 100k--n38-022 (годы издания карт соответственно 1981 и 1974) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт, а также карта Пензенской области масштаба 1:200 000 (состояние местности 1985-1997 гг., издание 1997 г. 439 ЦЭВКФ им. Дунаева).
       Погода:в первый день прохладно, около 12 градусов. В последующие дни температура постепенно росла примерно на 2 градуса в день. Небо - переменная облачность, дважды намечался дождь, но пролилось всего несколько капель. Фактическая погода соответствовала прогнозу сайта gismeteo.ru.
        Природа: у берез листья распустились, распускаются липы, клены и дубы. Лес состоит из перечисленных лиственных пород (дуб количественно уступает), местами преобладает сосна, ели немного. По берегам лесных ручьев много ольхи. Местами зацветают плодовые деревья. Цветут одуванчики, ветреницы дубравная и лютиковая, лютики, селезеночник, зубянка, чистяк весенний, чина весенняя, первоцвет, медуница, звездчатка, зацветают земляника, купальница. Видели лисицу, зайца, ежа, многочисленны следы кабанов, лосей. Комаров, мошки, мух практически нет, клещей мало.
      Участники: 2 человека.
       Дополнение: начиная с похода Павда-Кизел (2011 г.) для уточнения ориентировки на местности использовался GPS-навигатор jj-connect mapview 500. Поскольку карт для него найти не удалось, приходилось наносить на бумажные карты разметку по градусам и минутам и ставить на них считанные с экрана навигатора точки. Запись пройденного пути (трека) и выгрузка его в компьютер возможна, но полученный файл нельзя представить в виде последовательности координат - он читается только прилагаемой к прибору программой Map Route, которая может лишь на пустом поле (карт в требуемом формате .are не найдено) нарисовать изображение пути неизвестного масштаба. Конечно, зная координаты начальной и конечной точек пути, при желании можно подобрать масштаб и наложить такую кривую на карту. Инструкцию и программы к jj-connect mapview 500 можно найти здесь.
      Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красным обозначено передвижение на поездах (в т.ч. пригородных), зеленым - на автобусах, синим - на легковых машинах, фиолетовым - пешие части маршрута.
       

        8 мая, пятница
        Отъезд в 22.28 с Казанского вокзала поездом 252 Москва-Ульяновск. (В мае поезд был назначен лишь 8 и 12 числа). Заполненность вагона была близка к 100%. Туалет старого образца (слив на рельсы). Билеты на этот поезд (также, как и билеты Ульяновск-Ужовка и Пенза-Алатырь) были оформлены на сайте rzd.ru вечером 6.05. Именно в это время появилась порция плацкартных мест Ульяновск-Ужовка. Билеты Шумерля-Москва брались 7.05 за наличный расчет в кассе. Стоимость проездных документов (плацкарт) без белья составила соответственно 719, 398, 816 и 1219 рублей за один. 8 и 9 мая действовала пятидесятипроцентная скидка. При посадке проводники имели на руках распечатки с фамилиями пассажиров и фактически требовалось только предъявление паспорта. В свои распечатки проводники вносили пометки в том числе об отказе от постельного белья (один из нас предпочел пользоваться компактным спальным мешком).

        9 мая, суббота
        Примерно в 7.40 поезд остановился в Рузаевке (стоянка 35 минут). Здесь мы должны были оставить вещи в камере хранения. Приемщица является одновременно кассиром в туалете. Покинув на минуту туалет, она провела нас в совершенно пустую комнату, где мы поставили оба рюкзака, заплатив за неполные двое суток 520 руб. (забирать планировалось завтра вечером).
        ...В соседнем отсеке нашего плацкартного вагона шел непрерывный разговор. Запомнилась фраза: "Более сорока китов выбросились на побережье Чили". "Наверно тоже не от хорошей жизни...", - прокомментировала девушка. В 13.10 поезд прибыл в Ульяновск.
        Мы сели на трамвай №4б (1 билет - 14 руб.) и доехали до остановки "Речной порт". На речном вокзале оглушительно (закладывало уши) гремело "Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР". Желающие кататься по Волге ввиду холодной погоды почти отсутствовали. Мы поднялись в город, миновали полевую кухню от ЛДПР, неплохо перекусили в кафе "Японика" на углу ул. Ленина и ул. 12 сентября и посетили дом-музей Ленина (в этом доме семья Ульяновых жила с 1878 по 1887 годы). Несмотря на явное недовольство пожилой женщины-кассира нашим поздним приходом (в 16.30, закрытие музея - в 17.15), экскурсия (100 руб./чел.), проведенная только для нас двоих - больше посетителей не было - оказалась весьма четкой и содержательной. Затем мы двинулись к центру города, осмотрели дом, где родился писатель Гончаров, памятник телеведущей Валентине Леонтьевой, памятник Карамзину, губернскую гимназию, где учился Володя Ульянов, памятник основателю Симбирска Богдану Хитрово. Это было одно из мест народных гуляний, но никакого праздничного настроения не ощущалось. Стало темнеть. В хинкальной "Антресоль" на ул. Гончарова удалось очень неплохо поужинать. Меню начиналось с приветствия "Гамарджоба генацвале".
        Надо было потихоньку возвращаться на вокзал (находится в 4-х км от центра). Между тем, молчаливые потоки людей тянулись навстречу - смотреть салют.
        До отправления нашего поезда Уфа - Санкт-Петербург (отпр. 23.10) оставалось чуть больше часа, и мы решили взять по бутылочке пива в ларьке на вокзале. Тянуть пиво в зале ожидания показалось не слишком удачной идеей, и мы вышли наружу, где у стены стояла лавочка. Совсем стемнело, грохотали праздничные залпы. Из вокзала вышел полицейский и, забрав паспорта для проверки, предложил зайти внутрь, где пришлось подписать административный протокол о "нарушении" с продиктованной собственноручной фразой "Выпил 2 глотка пива "Чешское збройное".
        3 или 4 вагона Ульяновск - Санкт-Петербург были прицеплены в голову поезда Уфа - Санкт-Петербург. Мы сели в самый первый, 20-й вагон. Проводник привлек наше внимание к тому, что вагоны хорошие - туалетом можно пользоваться хоть сейчас. В 23.17 (с опозданием на 7 минут) поезд тронулся. Девушка с бокового места из нашего отсека считала, напротив, что он отправился раньше - у нее в билете было написано, якобы, 23.50. Потом, благодаря запоздалой бдительности проводника, выяснилось, что она села не в свой поезд и едет в противоположном направлении.

        10 мая, воскресенье
        В туалете нашего не очень многолюдного вагона было и бумажное полотенце, и подкладки на сиденье, и туалетная бумага. У купе проводника блистал глянцевитый график движения, где "туда" было по-русски, а обратно - на какой-то умопомрачительно-зубодробительной латинице, которую трудно было понять даже человеку, знакомому с латинским алфавитом. Но, несомненно, иностранцам это большое подспорье.
        В 8.32 поезд прибыл на ст. Ужовка. Кроме нас сошли человека 3-4. Такси не было, но в продуктовом магазине левее станции нам дали телефон. Через несколько минут мы уже ехали в сторону Большого Болдина (600 руб.).
        Первая экскурсия (200 руб./чел.) началась в 10.00, и, как и вчера в музее Ленина, кроме нас слушателей не было. На все вопросы по ходу экскурсовод дала развернутые и четкие ответы.
        Мы двинулись в сторону автостанции. Как нам объяснили, слева нужно оставить музей, справа - церковь, выйти на Кооперативную улицу и свернуть налево. В кафе "Слобода" присохшая к полу грязь напоминала о многочисленности вчерашних посетителей. Сегодня кроме нас никого не было. Все было вкусно, обед из трех блюд с бутылкой пива "Дуб и обруч" в качестве аперитива обошелся каждому примерно в 300 руб. Мы свернули направо на Пролетарскую улицу, с которой открылся широкий вид на окрестные поля и увидели на расширении дороги облезшую белую "Газель", которая и оказалась нашим маршрутом №965 Большое Болдино-Большое Игнатово-Кемля-Саранск. Билеты (260 руб./шт) продавал водитель, в новенькое, красного кирпича здание автостанции (см. фото расписания) можно было и не заходить. Поехали в 13.03, на 2 минуты раньше расписания. Почти все места были заняты, в Большом Игнатове (стоянка около 20 минут) кто-то вышел, кто-то вошел, в результате в пути водителю пришлось достать припасенный складной стульчик, чтобы посадить пассажира, места которому уже не хватило. До Ичалок сильно трясло на выбоинах асфальта, затем дорога стала значительно лучше.
        Около 15.30 прибыли в Саранск, а уже в 15.54 отправились в сторону Рузаевки на рейсовом ПАЗике (билет - 52 руб./шт.), причем вместе с нами ехали и некоторые пассажиры из "Газели". В 16.30 были в Рузаевке. На высокий мост над путями поднималась пожилая пара с поклажей. Муж громко "учил" жену по-мордовски (по всей вероятности), подкрепляя наставления толчками в спину. Перейдя ж.д. пути по мосту, мы вышли на привокзальную площадь, чуть поднялись и на улице Ленина недалеко от грандиозного памятника вождю с удовольствием перекусили в кафе "Аморе" примерно на 350 рублей каждый. Забрав вещи из камеры хранения, взяли такси (их стояло много, на нашей машине был крупно намалеван телефон 6-67-67) и за 600 руб. покатили в Уварово. В 18.10 вышли на автобусной остановке на въезде в село. Мимо проехал автобус №550 Саранск-Пенза-Волгоград (в расписании в Рузаевке он обозначен как Саранск-Волжский).
        Мы вернулись метров 100 назад и свернули на восток по указателю на Широкоис. Задачей было максимально приблизиться по дорогам к разъезду 54 км, заночевать около него в роще, чтобы уже в 5.30 завтрашнего утра сесть на электричку до Пензы.
        Малоезжий узкий грейдер тянулся меж лугов и перелесков, обожженых весенними палами. Обгорели и засохли многие деревья. В 20.00 до до искомого разъезда оставалось около 4 км. Грейдер повернул южнее, нам больше подходила грунтовка с уклоном к северу, но она вскоре оборвалась. Идти по горелым полям было несложно. Обращали на себя внимание невиданных размеров кротовые кучи. Мы двигались на север и вскоре, по-видимому, оказалось напротив того места, где железная дорога круто уходит на восток. Чтобы не промахнуться при выходе к ж.д., теперь следовало брать южнее... Иногда на пути вставали рощицы, которые в быстро сгущающихся сумерках казались непреодолимыми. В конце концов ориентировка была потеряна (карт для навигатора на эту местность не подготовили). Далеко справа возникла вышка с огоньками, и смутное чувство одиночества среди полей притупилось... В какой-то момент мы вышли на проселок и, подумав, свернули на юг. Шли довольно долго. Слева темнел лес. Потом опушка закруглилась и слева сзади показалось множество разноцветных огней. Мы устремились к ним, свернув на плохую грунтовку, но огни не приближались, а исчезали один за другим. Стали было возвращаться назад, но тут за деревьями совсем рядом прошумел поезд и даже в просвет мелькнули его фары. Имело смысл выйти на полотно и определиться со своим местоположением по километровым столбам, но пересекать лес в темноте мы так и не решились и заночевали на опушке. Слышали еще несколько поездов.
       По вспомогательному маршруту вечером пройдено 17 км.
       

сторона квадрата 2 км


        11 мая, понедельник
        Уже в 3 ночи было довольно светло, а в 3.40 мы собрали палатку и в 3.50 вышли на железную дорогу, до которой было всего-то метров 70. По ту сторону ж.д. за кустами всю ночь не глушила моторы какая-то техника. Возможно, так грелись ночующие в поле водители. Пройдя в сторону Рузаевки метров 300-400, мы увидели километровый столб 61/60, то есть с искомым вчера разъездом нас разделяло 6 км, и ближе была следующая остановка. В 4.30 мы дошли по шпалам до станции Танеевка. К прибытию электрички (5.41) собралось человек 15. Билеты обошлись в 143 рубля каждый. В Пензу мы прибыли в 7.25. Рюкзаки запихнули в одну ячейку суперсовременной камеры хранения, уплатили 180 рублей за сутки, получив взамен магнитную карточку-ключ. На автовокзале (попасть туда можно по подземному переходу) мы оказались в 7.50. Кассир заявила, что ближайший рейс, которым можно добраться до с. Лермонтово - Пенза-Липецк (10.00), но остановки "Лермонтово" нет, поэтому следует взять билет до Каменки (162 руб.) и доплатить водителю 70 руб. за каждый билет (что и было потом сделано). До отправления автобуса оставалось 2 часа, за которые мы успели подняться по пешеходной Московской улице к самой высокой точке города (там восстанавливается грандиозный Спасский кафедральный собор, построенный в начале 19 века и взорванный в 1934 году) и вернуться назад к автовокзалу.
        Около 11.30 наш большой автобус (свободных мест оставалось много) завернул в крупный поселок Каменка. Постояв 5-10 минут, поехали обратно к трассе и взяли курс на Липецк. Еще через полчаса водитель притормозил на остановке у поворота на Лермонтово. Кроме нас сошла только подвижная пожилая женщина, которая тоже направлялась в музей. Прямой дорогой (около 0,5 км) мы дошли до церкви, на развилке свернули налево, прошли до конца улицы, где и обнаружили усадьбу Тарханы. Рядом в поле стояла мельница, а чуть дальше - длинное приземистое желтое здание гостиницы и столовой. Это здание мы видели, когда ехали на автобусе, таким образом, если выйти примерно на километр раньше остановки, около столовой, то расстояние до музея будет значительно меньше. Народу в усадьбе (нужен билет на вход в нее и отдельно в каждую из построек) было много. Экскурсию мы не заказывали, а присоединились к группе школьников. Усадьба производит приятное впечатление. Мы дешево (350 руб. в сумме) пообедали в столовой в административном здании (большая столовая-гостиница, о которой уже шла речь, в понедельник обслуживала только организованные группы). Родовая усыпальница Лермонтовых находится рядом с церковью на входе в село (куда подходит дорога от автобусной остановки). Географически это место находится за территорией усадьбы, но билеты нужно брать в кассе музея.
        Двигаясь по направлению к трассе, мы увидели впереди нашу подвижную пожилую женщину, с которой несколько раз пересеклись в усадьбе и узнали даже, что она отдыхает, кажется, на курорте Ахуны в Пензе. Женщина стояла у "буханки" и призывно махала рукой. Оказывается, водитель вызвался подвезти ee до Пензы по цене автобусного билета. Расписание автобусов в Пензу не было известно, поэтому мы сочли предложение удачей. Забрав какого-то парня из Лермонтова, "буханка" вырулила на шоссе, подхватила с невостребованной нами автобусной остановки еще и молодую пару с ребенком, и с трудом набирая скорость, взяла курс на Пензу. В заднее стекло было хорошо видно, что к остановке как раз подъехал классный междугородний автобус. Он обогнал нас через несколько минут, а "буханка" то и дело собирала на дороге пробки. Водитель привез нас в новый район Пензы, кажется, Арбеково, откуда за 20 минут мы добрались до автовокзала на маршрутке. Все это удовольствие обошлось каждому в 200+16=216 руб.
        Времени оставалось еще очень много (наш поезд Новороссийск-Нижний Тагил должен был отправиться в 1.55 следующих суток). По улице Кирова мы поднялись к скверу Лермонтова, вновь осмотрели строящийся собор, сделали длительную остановку в совершенно пустом в этот час уютном баре "777", затем по сияющей огнями Московской улице спустились вниз, наслаждаясь романтикой вечерней жизни города.

        12 мая, вторник
        В 1.55 поезд 336 Новороссийск-Нижний Тагил тронулся в северном направлении. Вагон заполнен процентов на 90. В 8.51 мы прибыли в Алатырь. Уже на перроне к нам подошел таксист, мы обозначили свое желание часа через полтора ехать в Кирю. Обменялись телефонами, правда, спрошенная напоследок цена показалось слишком высокой - 1000 руб. (расстояние - около 40 км).
        Новый железнодорожный вокзал пустынен и по дизайну весьма приятен. Камеры хранения нет. Выйдя из тыльной стороны вокзала, мы повернули направо и через 5 минут достигли автостанции. Единственный в расписании автобус с пунктом назначения "Киря" отправлялся в 12.28 (119 руб./билет). Камеры хранения не обнаружилось, с рюкзаками мы отправились на осмотр города. Была солнечная погода, которая добавила красок многочисленным старинным зданиям. Мы ознакомились с восстанавливаемым (частично возведенным вновь) Свято-Троицким мужским монастырем, подошли к Киево-Николаевскому Новодевичьему монастырю... Конечно же, имевшихся в нашем распоряжении двух часов не могло хватить даже на основные достопримечательности города.
        После скорого перекуса в кафе на автостанции мы сели в ПАЗик (фото), который отправился в Кирю. Ехали через Алтышево, где и сошло большинство пассажиров, в основном, судя по виду, студентов алатырских учебных заведений. Около 13.45 автобус с юго-западной стороны подъехал к ст. Киря. Мы перешли ж.д. пути и, пройдя краем поселка, вышли на грейдер на Новую Жизнь.
        В 15.40 мы зафиксировали ответвление влево от основной дороги (в том месте, где она приобретает строго северное направление). Как и планировалось, взяли левей. Грунтовая дорога, зарастая травой, пошла по смешанному лесу. Поначалу особых препятствий для людей и машин на ней нет за исключением нескольких больших и глубоких луж. Вплоть до речки Пикшары (17.02) дорога сохраняет северо-западное направление. Мост через Пикшару разрушен. Далее дорога идет на север по просеке. В 18.23 мы вышли к могучей насыпи бывшей дороги Гарт-Орел (?), по которой давно никто не ездил. Просека на север (правда, заросшая) продолжилась, но на подходе к оврагам, по которой текут истоки р. Паральши, потерялась. Здесь в 19.00 мы остановились на ночлег в смешанном лесу у крутого склона. За день пройдено 14 км.

       
       

сторона квадрата 2 км


        13 мая, среда
        В 7.17 начали движение на север по лесу, перешли Паральшу, в 8.02 вышли на просеку восток-запад, пройдя на запад, наткнулись на межевой столб, пройдя еще метров 600 на запад, мы не обнаружили никаких просек и дорог на север (была такая надежда). Пришлось вернуться назад к столбу и двинуться сквозь кусты на север, и через пару сотен метров дорога нашлась. В 9.16 эта обретенная заросшая грунтовка уперлась в просеку восток-запад, продолжения не было. Мы продвинулись на запад около километра, просеки на север не нашли, пришлось идти по компасу. Лес изобиловал многочисленными глубокими оврагами с ручейками на дне. В 10.10 мы вышли на бывшую дорогу из Новой Жизни, свернули налево, перешли разрушенную кладку из толстых бревен через небольшой ручеек (по-видимому, начало реки Кочкарки) и в 10.30 оказались на юго-восточной окраине безлесного пространства, левее нас метрах в ста виднелись несколько домов деревни Красноглухово. Справа подходила дорога, очевидно, та, по которой мы выходили из Кири. Продвинувшись по лугу на северо-восток несколько сот метров, оказались у кладбища, причем у ограды стояли легковая иномарка и машина побольше (за деревьями модель не разглядели). Люди приехали поправить могилку. На траве лежала болгарка, стояла емкость с краской. К нам вышел мужчина лет 50. По его словам, он здесь впервые за 30 лет. Раньше это был большой поселок лесозаготовителей ("бараков одних сколько было!"), была школа, сейчас "доживают" 11 человек. Годом основания поселка наш собеседник назвал 1811. В последнее время здесь расплодились волки, которые зарезали 17 овец у одного мужика из деревни. Вопрос о дороге на Краснобор вызвал некоторые затруднения. Как стало понятно много позже, человек рассказывал про дорогу (заросшая, раньше по ней ученики ходили), которая выходит из середины деревни (см. карту), мы же имели ввиду дорогу с ее северного края, которая примыкает к большой дороге Кожевенное-Бугуян (ее наш собеседник называл "табунной", т.к. "по ней гоняли скот из Куйбышева(?) в Казань"). В результате мы пошли через поле на север, быстро обнаружили хорошую искомую дорогу, неудомевая, почему ее назвали заросшей, и зачем надо было идти в деревню "к Юрке" что-то уточнять. В 12.00 мы вышли на "табунную" дорогу, около 12.20 свернули налево на развилке и в 12.54 вышли к машинному броду через реку Кирю. На другой стороне (ширина метров 7) была замечена легкая лодка. Один из нас сходил за лодкой (вода не поднималась выше пояса), и переправил в лодке рюкзаки и второго участника похода. Набрав воду для предстоящего чая, направились по бывшей улице поселка Краснобор в сторону леса. На пруду справа плавали муляжи уток, слева мы миновали с виду живое хозяйство, непрерывно пел петух, но людей не было. Все это осталось позади и в 13.45 мы вошли в лес.
        Через несколько минут оставили справа ответвление на небольшое безлесное пространство с несколькими яблонями и частично сохранившейся изгородью из жердей. По видимому (разведки не проводилось), за этим садом дорога не кончалась, а шла к поселку Речной. Наша же дорога стала клониться к югу. Пройдя километр по лесу на север, мы попали на насыпь бывшей узкоколейки, по которой и продолжили путь к Речному. В 17.00 наша насыпь влилась в "материнскую" из Речного, чуть позже мы пересекли дорогу на Чувашские Алгаши, преодолели ручей Бугорский, и в 17.30 наша дорога по насыпи встретилась с поперечной дорогой, после чего практически заглохла. Мы свернули по дороге направо, но вскоре пришлось с нее сойти - направление сменилось на южное. Поплутав некоторое время, с помощью навигатора все же вышли к хорошей насыпной дороге Речной-Красный Атмал (18.30). Через 20 минут на развилке (когда-то здесь ответвлялся "ус" на северо-восток, мы взяли левей), в 19.37 от насыпи вновь влево отошла дорога к деревне Красный Атмал. Вскоре мы вышли из леса, а около 20.00, перейдя малый ручей, поднялись к южной околице деревни. Несмотря на густые сумерки, нас издалека засек местный мужик. Подождали мы его у околицы, где на траве лежали без дела 2 целых рельса от узкоколейки. Он показал начало дороги на восток (в юго-восточном углу безлесного пространства, на границе хвойного и лиственного леса. ("Теперь заросла, а раньше по ней гоняли лесовозы").
        Дорога плохо видна только в начале, далее пешком хорошо проходима. Почти сразу вправо уходит накатанное ответвление на нежилой (по словам жителя Красного Атмала) кордон Шалимский. Мы же прошли еще километра полтора прямо и остановились на ночлег близ развилки нашей дороги. Воду пришлось набирать из ямы в неглубоком овражке, по которому недавно прокатились талые или дождевые воды. Был хорошо слышен лай собак из деревни. За день пройдено 32 км.
       

сторона квадрата 2 км


        14 мая, четверг
        В начале восьмого, после разведки, начали движение направо и метров через 500 увидели межевой столб (фото), откуда с некоторым трудом просматривалась просека на восток. Ближе к 9 мы вышли к месту, обозначенному на карте как "барак 124" (фото). Никаких построек не сохранилось. С какого-то момента шли по свежим (вчерашним ?) автомобильным следам. Эти отпечатки исчезли в том месте, где истоки реки Кукаваш размыли дорогу, но вскоре появились вновь. В 10.05 вышли на перекресток лесных дорог и повернули на север. Пользуясь запасом времени, сделали остановку у поворота на Молжауши, и один из нас сходил туда на разведку. Есть периодически посещаемое, судя по всему, хозяйство с маленьким (охотничьим ?) домиком и поднятым на 4-5 венцов заброшенным срубом. В другой стороне пустоши - покосившийся пустой дом. Речка Кобыла запружена земляной плотиной, мостик через слив плотины кажется новым. В 13.40 мы вышли на небольшое безлесное пространство с парой полуразрушенных домов и высокой железной наблюдательной вышкой (см карту). Здесь наша дорога совершила резкий поворот направо. Что тут был за населенный пункт, осталось невыясненным. Далее дорога стала шире. В 15.30 мы миновали бывший кордон Леонтьевский, а через полчаса подошли к предместьям поселка Чаркли. Попавшийся на пути магазин был закрыт. Дорога вывела прямо к ж.д. путям, пройдя сотню-другую метров налево, вышли к платформе (16.45). Магистраль крайне оживленная - каждые 5-10 минут мимо проносился поезд. В 17.50 у противоположной платформы (в сторону Казани) остановился электровоз с одним пассажирским вагоном. В него сели пожилые мужчина и женщина, а сошел мужчина средних лет. Что это был за поезд, остается загадкой.
        В 18.25 сели в электричку и через полчаса прибыли на станцию Шумерля. Каждый билет обошелся в 81 руб. На привокзальной площади находится кафе, где удалось неплохо поужинать (в сумме 405 руб., в качестве аперитива выступало пиво "Букет Чувашии"). В 19.57 поезд Петропавловск-Москва помчал нас на запад. За день пройден 21 км.

        15 мая, пятница
        В 5.00 (с опережением на 2 минуты) поезд прибыл на Казанский вокзал Москвы. Это опережение, а также близость к голове поезда нашего 3-го вагона позволили нам успеть на электричку 5.07 (билет по Москве - 30 руб.) (Каланчевская) в сторону Дедовска.
Иллюстрации:

Ульяновск, ул. 12 Сентября
Ульяновск, ул. 12 Сентября


Ульяновск, слева - бывший дом семьи Ульяновых (желтый)
Ульяновск, слева - бывший дом семьи Ульяновых (желтый)


Ульяновск, народные гуляния в день Победы
Ульяновск, народные гуляния в день Победы


поезд Уфа - Санкт-Петербург прибыл на ст. Ужовка
поезд Уфа - Санкт-Петербург прибыл на ст. Ужовка


ст. Ужовка
ст. Ужовка


в усадьбе Болдино
в усадьбе Болдино


расписание автостанции Большое Болдино
расписание автостанции Большое Болдино


Саранск, посадка в автобус до Рузаевки
Саранск, посадка в автобус до Рузаевки


расписание автостанции Рузаевка
расписание автостанции Рузаевка


Рузаевка, ул. Ленина
Рузаевка, ул. Ленина


шоссе Пенза-Рузаевка
шоссе Пенза-Рузаевка


до д. Широкоис вправо около 1 км
до д. Широкоис вправо около 1 км


ж.д. Рузаевка-Пенза между разъездом 54 км и ст. Танеевка
ж.д. Рузаевка-Пенза между разъездом 54 км и ст. Танеевка


электропоезд Булычево-Пенза прибывает на ст. Танеевка
электропоезд Булычево-Пенза прибывает на ст. Танеевка


Пенза, ул. Московская
Пенза, ул. Московская


усадьба Тарханы
усадьба Тарханы


вечерняя Пенза
вечерняя Пенза


ночная Пенза, ул. Московская
ночная Пенза, ул. Московская


вокзал Алатыря с тыльной стороны
вокзал Алатыря с тыльной стороны


расписание автостанции Алатырь
расписание автостанции Алатырь


Свято-Троицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий мужской монастырь


дом в Алатыре
дом в Алатыре


автобус Алатырь-Киря
автобус Алатырь-Киря


через пос. Киря
через пос. Киря


начало дороги Киря-Новая Жизнь
начало дороги Киря-Новая Жизнь


ответвление от дороги Киря-Новая Жизнь, на которое мы свернули (см. текст)
ответвление от дороги Киря-Новая Жизнь, на которое мы свернули (см. текст)


путь на северо-запад
путь на северо-запад


дорога переходит р. Пикшару
дорога переходит р. Пикшару


к дороге Гарт-Орел
к дороге Гарт-Орел


дорога Гарт-Орел (?)
дорога Гарт-Орел (?)


от дороги Гарт-Орел к р. Паральше
от дороги Гарт-Орел к р. Паральше


река Паральша
река Паральша


межевой столб на границе лесоучастков
межевой столб на границе лесоучастков


чина весенняя
чина весенняя


зубянка пятилистная
зубянка пятилистная


дорога на север после межевого столба (см. текст)
дорога на север после межевого столба (см. текст)


выход на вторую просеку (см. текст)
выход на вторую просеку (см. текст)


дорога по просеке юго-восточнее д. Красноглухово, начало реки Кочкарки
дорога по просеке юго-восточнее д. Красноглухово, начало реки Кочкарки


восточная часть д. Красноглухово
восточная часть д. Красноглухово


проселок к основной дороге из Кири
проселок к основной дороге из Кири


Красноглуховское кладбище
Красноглуховское кладбище


от Красноглухова начинается путь к "табунной дороге"
от Красноглухова начинается путь к


путь к "табунной дороге"
путь к


слияние с "табунной дорогой"
слияние с


на Краснобор - вправо
поворот на Краснобор - вправо


дорога подходит к реке Киря
дорога подходит к реке Киря


река Киря
река Киря


брод через р. Кирю
брод через р. Кирю


единственное хозяйство п. Краснобор
единственное хозяйство п. Краснобор


дорога из Краснобора входит в лес
дорога из Краснобора входит в лес


бывшая УЖД высота 130,9-Краснобор
бывшая УЖД высота 130,9-Краснобор


на насыпи бывшей УЖД, остатки сарая (?)
на насыпи бывшей УЖД, остатки сарая (?)


выход на материнскую ветку Речной-высота 130,9
выход на материнскую ветку Речной-высота 130,9


влево - на Чувашские Алгаши, прямо - в Речной
влево - на Чувашские Алгаши, прямо - в Речной


ручей Бугорский
ручей Бугорский


выход на бывшую УЖД Речной-Красный Атмал
выход на бывшую УЖД Речной-Красный Атмал


бывшая УЖД Речной-Красный Атмал
бывшая УЖД Речной-Красный Атмал


поворот на Красный Атмал
поворот на Красный Атмал


на подходе к д. Красный Атмал
на подходе к д. Красный Атмал


замеченное начало дороги к ур. барак 124
замеченное начало дороги к ур. барак 124


дорога к ур. барак 124
дорога к ур. барак 124


ур. барак 124
ур. барак 124


один из истоков реки Кукаваш размыл дорогу
один из истоков реки Кукаваш размыл дорогу


один из истоков реки Кукаваш
один из истоков реки Кукаваш


дорога на север
дорога на север


ур. Можауши
ур. Можауши


чистяк весенний
чистяк весенний


остатки построек близ высоты 202,6 около наблюдательной вышки (см. текст)
остатки построек близ высоты 202,6 около наблюдательной вышки (см. текст)


кордон Леонтьевский
кордон Леонтьевский


дорога к пос. Чаркли
дорога к пос. Чаркли


магазин в пос. Чаркли
магазин в пос. Чаркли


поезд неизвестного назначения
поезд неизвестного назначения


поезд Петропавловск-Москва прибывает на ст. Шумерля
поезд Петропавловск-Москва прибывает на ст. Шумерля