Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий-эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Балашов-Аркадак


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 17, 18, 19, 20 и 21 мая 2019 г., Балашовский и Аркадакский районы Саратовской области.
       План: 1 день. Выехать в 19.05 поездом 343 Москва - Балашов до Балашова. Осмотреть город, выйти из города в северо-восточном направлении по шоссе на Аркадак, за селом Хоперское повернуть к Хопру. Следовать лесом вдоль реки вверх по течению, пройти село Арзянка, остановиться на ночлег. 2 день. Идти лесом вдоль Хопра, пройти село Малиновка, остановиться на ночлег. 3 день. Идти лесом вдоль Хопра, выйти к станции Аркадак, в 19.08 по местному времени сесть на поезд до Москвы.
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--m38-003 (состояние местности 1987 г., год издания 1989) и 100k--m36-015 (состояние местности 1987 г., год издания 1992) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатки указанных выше карт.
       Погода: дневные температуры 18 и 19 мая - около 25 градусов, 20 мая около 15 градусов. Ночные температуры - около 10. Небо - почти ясно, иногда слабые облака. 20 мая - сильный северный ветер.
       Природа: Лес - широколиственный: вяз, липа, дуб, клен, реже ясень, клен ясенелистный. Встречаются также ива, осина, много ольхи, редко - береза. Елей нет. Отдельными участками - сосновые боры. Листья полностью распустились. У некоторых дубов листва объедается гусеницами. Цветут звездчатка, лютики, фиалка собачья, одуванчики уже отцвели, очень много ландышей, чистотела, часто встречается кирказон ломоносовидный (см. фото), ракитник русский (фото), цветет земляника, гвоздика. Грибы: несколько маслят, один строчок. Животные: видели лосей, есть поваленные бобрами деревья, бобровых плотин не встретили. Также видели лисицу, барсука, косулю, слышали вблизи кабанов. Количество комаров умеренное, мух и клещей нет.
      Участники: 2 человека.
       Сопутствующие обстоятельства:время в местах похода опережает московское на 1 час (МСК+1). В этом походе впервые, если не изменяет память, в наших билетах прибытие и отправление поезда было указано по местному, а не по московскому времени. В описании похода везде фигурирует московское время за исключением специально оговоренных случаев.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        17 мая, пятница
        Электронные билеты туда и обратно брались 16 мая днем, свободных мест было достаточно, как, впрочем, и свободных мест в вагоне после отправления. По словам проводницы, новых посадок не ожидалось, что позволило одному из нас - обладателю верхней боковой полки перебраться на ночлег на соседнюю небоковую.
        Стоимость проезда Москва-Балашов и Аркадак-Москва оказалась одинаковой. Нижнее боковое место обошлось в 1423 руб., верхнее боковое - 854 (на этот тип мест до 1 июня действовала скидка 40 процентов). Постельное белье не брали, используя спальные мешки.
        В 19.05 поезд 343 Москва-Балашов взял курс на юг.

        18 мая, суббота
        К станции Ртищево в вагоне осталась, пожалуй, лишь половина исходного числа пассажиров, а после этой станции вагон почти опустел. Во время 42-минутной стоянки электровоз был заменен на другой электровоз - поезд и дальше пошел на электротяге.
        Из соседнего отсека доносился разговор парня и девушке, судя по всему, уроженцев Балашова. Девушка, черноглазая очаровашка, как следовало из обрывков беседы, давно покинула родной город. "Стало хуже даже чем было", - докладывал ей парень - "Хочу переехать в Москву". Девушка делилась: "Знаешь, в Москве устраивают такие вечеринки, называются пэйнти, где каждый рисует свою картину".
       В 11.08 по местному времени (МСК+1) поезд прибыл на ст. Балашов-пасс. Здесь мы сошли, состав же направился на конечную станцию Балашов-1.
        В Балашове, согласно плану, нам предстояло посетить краеведческий музей, осмотреть центр города и взять курс на пригород - село Хоперское, пройдя которое, углубиться в лес, тянущийся вдоль реки Хопер.
       К краеведческому музею подошли в 11.13. Из объявления на двери узнали, что ближайшая ночь 18/19 мая - это "ночь музеев", в связи с чем музей начнет работу не с 9 утра, а с 18 часов. Таким образом, в музей мы не попали.
        Программа "ночи" поражает обилием поп-масс шоу (например "бесплатная фотосессия с ростовой куклой Teddy"), при сравнительно малой доле собственно познавательно-краеведческих мероприятий (фото программы в разделе "Иллюстрации").
        Осмотрев центр города, который не оставляет целостного впечатления, мы взяли курс на юго-восток. Был пройден бывший военный городок Балашов-3, где нам повстречалось много летчиков-курсантов. Путь оказался длиннее, чем представлялось, поэтому было разумно доехать до Хоперского на транспорте, благо рейсовые автобусы, исключительно "ПАЗы", снуют по городу в большом количестве по всем направлениям. Маршруток не наблюдалось.
        Примерно в 13.50 на остановке близ пересечения Восточной ул. и ул. Орджоникидзе погрузились в автобус №133 до Хоперского. Один из пассажиров поинтересовался, не сплавляться ли мы собираемся. Через 20 минут прибыли конечную остановку - на восточную окраину Хоперского. Проезд обошелся в 30 руб. каждому. Расплачиваться принято при выходе.
        Через несколько минут мы вышли на крайнюю улицу села, которая тянется вдоль глубокой травянистой балки. Дворы и огороды загораживали прямой путь к видневшемуся на другой стороне лесу. Видимо, лучше было спуститься к Хопру и начать движение по берегу, мы же вышли из села верхами, перебрались через балку и по полю двинулись на север; в лес не давали пройти старицы или залитые водой ямы. Ничего подобного карта не обещала. В ходе этих скитаний спугнули лосенка и понаблюдали за полетом аиста.
        В конце концов мы напрочь запутались в извивах очередного водного препятствия и вынуждены были выйти на шоссе Балашов-Аркадак, пересекли по нему две речки (Грязнуху и Большой Мелик) и в 17.31 вошли в разбросанную на широком пространстве деревню Большой Мелик. Здесь нас окликнули из стоящей белой "девятки": "Куда идете?", но на встречный вопрос "как пройти к Хопру" ответить не смогли. Впрочем, при дальнейшем движении по деревне указания нам были даны.
        Неторная дорога обогнула озерцо, и в 18.25 мы вышли к Хопру. На противоположном берегу виднелся белопесчаный пляж, на котором сидели три девушки. Пройдя немного выше по течению, мы поставили палатку в нескольких метрах от обрыва в типичном для этих мест лиственном лесу. На другом берегу за деревьями допоздна слышался звук мотоцикла. За день пройдено без учета движения по Балашову 10 км.
       
       

сторона квадрата 2 км



        19 мая, воскресенье
        Утром до отбытия со стоянки наблюдали за учебным самолетом, который пикировал прямо над руслом Хопра совсем рядом. В 9.00 тронулись в путь вдоль обрыва. Иногда появлялась чуть заметная тропа. На другом берегу в сосняке стояли палатки. Вниз по течению пронеслась моторная лодка. Наш берег был безлюден, хотя мусор - в основном пластик - иногда попадался на глаза. Вскоре дошли до оборудованной стоянки - на обрыве поставлен стол с лавками, впрочем, похоже, он давно не использовался.
        Поскольку вдоль обрыва идти было не вполне удобно, мы по дороге от оборудованной стоянки углубились в лес, наткнулись на старицу, обошли ее и в итоге вернулись к Хопру, почти не продвинувшись. На другом берегу снова был пляж и двое парней проверяли песок металлоискателями.
        В какой-то момент вдоль берега пошла неплохая дорога, и в 11 часов мы достигли окраины деревни Арзянка, которая с виду очень похожа на подмосковный дачный поселок. Существенным отличием, правда, является скудость в Арзянке плодовых садов, что характерно также для некоторых других пройденных нами населенных пунктов.
        На входе в деревню мы попытались было спросить у двух женщин, где тут колодец; был получен ответ: "Сынок, не знаем, мы такие же, как и вы". Пятидесятидвухлетний "сынок" был весьма удовлетворен - ведь женщины были, пожалуй, помоложе его... Уличных колодцев в деревне не нашлось, но очень вкусной водой угостил один из жителей - была наполнена полуторалитровая бутылка.
        Выйдя из Арзянки, оставили слева озеро Ильмень (очевидно, старицу Хопра); вскоре дорога вывела в высокий сосновый бор. Судя по сложенным бревнам, здесь ведутся лесозаготовки. Чуть позже дорога вступила в пределы микрозаповедника "Арзянский", о чем сообщил соответствующий стенд. Через некоторое время мы миновали поворот на лесничество (было видно с горки, потом скрылось за лесом) и в 13.13 перешли старицу Смирнов Ключ (фото), о которой упоминал давший нам воды мужик. Закончившаяся здесь грунтовка оказалась единственной в этом походе лесной дорогой, по которой было пройдено существенное расстояние.
        Далее шли в основном по компасу. около 15.00 недалеко от деревни Котоврас (стоит в отдалении от Хопра) вышли к реке. Настало время обеда, который и был устроен на песчаном наносе в пойме под сенью высоких деревьев. На белом песке другого берега загорал неизвестный джентльмен.
        Ускоренное чаепитие завершилось уже в шестом часу вечера по местному времени. Далее шли лесом, сверяясь с компасом и навигатором. Дорога должна была начаться около обозначенного на карте деревянного моста через Хопер. Здесь на коротком участке нам предстояло пройти сразу три линейных ориентира - две ЛЭП и дорогу на Прихоперский и Котоврас. Около 17.30 подошли к бывшему мосту - от него остались лишь торчащие из реки деревянные опоры (фото).
        Через 20 минут вошли в Прихоперский. Навстречу, переваливаясь на ухабах, проследовали "Жигули". Больше признаков присутствия людей мы в деревне не обнаружили. В соответствии с картой дорога описала дугу и приняла нужное нам северо-восточное направление, но вскоре потерялась, выйдя на большую лесную поляну. Пришлось, учитывая поздний час (почти семь вечера), воспользоваться открывшейся просекой на юг и выйти на границу леса и поля с неопознанными всходами. Далее в начинающихся сумерках следовали дорогой вдоль этого поля в сторону обозначенной на карте МТФ. Немного не доходя до строений фермы, свернули на север и через 200 метров вышли к Хопру прямо к оборудованной стоянке (стол и лавки). Место было изрядно истоптано, хотя и без мусора и показалось лучшим выбором отойти по берегу чуть в сторону, палатка была поставлена на высоком крутом берегу, поросшем ландышами. За день пройдено 25 км.

       
       
       

сторона квадрата 2 км



        20 мая, понедельник
        В 9.19 взяли курс на Малиновку. Было ясно, что первоначальный план дойти в последний день похода лесом до Аркадака неосуществим - накопленное отставание сделало завершающий переход по бездорожью слишком рискованным для дня отъезда. Поэтому в Малиновке следовало узнать об авобусе на Аркадак, в случае же отсутствия такового - искать такси.
        В 9.35 миновали одно из красивейших мест похода - высокую точку дороги на Малиновку с живописным видом на Хопер в обрамлении лесов. Одному из нас прямой путь по полевой дороге показался скучным, и была сделана попытка выйти снова к Хопру и двигаться берегом. Отсутствие дороги вдоль берега было подтверждено еще раз. Во время этого марш-броска в молодом сосняке были замечены маслята, а на влажной дороге - желтые ирисы. Берег Хопра здесь низкий. Мы были не на шутку встревожены то ли хрюканьем, то ли лаем какого-то крупного зверя, скрывшегося в лесу.
        Около 11.30 мы, оставаясь на полевой дороге, поровнялись с краем Малиновки, который виднелся в сотне метров слева. Ориентиром же центра села служила церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, возвышавшаяся впереди. Наш проход по селу вызвал небывалое оживление. Если авангард был столь неожиданным, что местные жители теряли дар речи, то к арьергарду уже созрели вопросы и обращения, как то: "Эй, мужик, откуда ты такой взялся?" и "Отстаешь!...". К церкви мы подошли к ней около 12.00. Перед этим в магазине был куплен квас и получена информация, что автобус на Ртищево через Аркадак пойдет в 3 часа дня (по местному времени); ждать осталось менее двух часов. Пройдя мимо школы и кладбища, мы вышли к шоссе, и время до автобуса коротали в вязовой лесополосе в сотне метров от остановки (находится на Ртищевском шоссе).
        Когда в 14.45 по местному времени мы подошли к остановке, там в ожидании находились женщина с девочкой. Долго допытываться не пришлось - женщина отчеканила наизусть довольно сложное расписание автобуса на все дни недели. Пустили этот маршрут, по ее словам, только 2 года назад. Около 3 часов по местному времени мы увидели, как какой-то ПАЗик, поднимая клубы пыли, петляет по полевой дороге. Оказываеся, это наш 525-й маршрут объезжал разбитый участок трассы. Автобус был забит под завязку, влезть удалось не без труда. Особенно же сложно было пассажирам выходить на промежуточных остановках. Примерно в 14.50 ПАЗ подъехал к ж.д. вокзалу Аркадака - непритязательному зданию силикатного кирпича. Внутри не было света - электрики возились с проводами на высоте у ближайшего столба. До поезда оставалось еще три часа, которые мы решили использовать для осмотра города. Аркадак большей частью состоит из одноэтажных домов сельского типа. Улицы чрезмерно широкие. Асфальт с многочисленными выбоинами. Хопер находится на удалении от города. Центр города был обнаружен на улице Каплунова, причем старые с виду, каменные дома (не более десятка) стоят лишь по одной стороне, другая же сторона улицы состоит из безликих построек в основном торгово-складского назначения.
        В ходе поисков центра мы полюбовались на храм Вознесения господня.
        Акадак вряд ли является туристической Меккой. Мальчик, руля мимо на велосипеде, выкрикнул вопрос "Вы что, туристы?". Услышав "да", отреагировал: "офигеть!". Мы же, в свою очередь, "офигели" от обилия аптек, которые устроены чуть ли ни в каждом втором доме. Бросается в глаза также обилие потрепанных отечественных автомобилей.
        В 19.08 по местному времени наш поезд Балашов-Москва тронулся со станции Аркадак в сторону столицы, вагон был почти пуст. Новинкой от РЖД стал проход по вагонам начальника поезда с вопросом о том, все ли хорошо и удачно ли разместились. За день пройдено без учета движения по Аркадаку 8 км.

        21 мая, вторник
        К утру количество занятых мест в вагоне составило, пожалуй, больше половины. Тем не менее, один из нас, ехавший на чужой верхней полке вместо своей боковой, так и не был потревожен. В 9.58 поезд прибыл на Павелецкий вокзал Москвы.
Иллюстрации:

замена локомотива в Узунове
замена локомотива в Узунове

на улице Балашова
на улице Балашова

школа №7, ул. Пушкина, 51
школа №7, ул. Пушкина, 51

программа Ночи музеев в Балашовском краеведческом музее
программа Ночи музеев в Балашовском краеведческом музее

в парке Балашова
в парке Балашова

дом в центре Балашова
дом в центре Балашова

храм в Балашове
храм в Балашове

магазин в Хоперском
магазин в Хоперском

дорога Балашов-Аркадак на входе в деревню Большой Мелик
дорога Балашов-Аркадак на входе в деревню Большой Мелик

р. Хопер
р. Хопер

лесная дорога близ Хопра, не доходя Арзянки
лесная дорога близ Хопра, не доходя Арзянки

деревня Арзянка
деревня Арзянка

в заповеднике
в заповеднике

Арзянский бор
Арзянский бор

старица Смирнов Ключ
старица Смирнов Ключ

кирказон ломоносовидный
кирказон ломоносовидный

лес на подходе к мосту (см. текст)
лес на подходе к мосту (см. текст)

остатки моста через Хопер на бывшей дороге Пады-Котоврас
остатки моста через Хопер а бывшей дороге Пады-Котоврас

Прихоперский
Прихоперский

дорога на МТФ (см. текст)
дорога на МТФ (см. текст)

ракитник русский на фоне долины Хопра
ракитник русский на фоне долины Хопра

село Малиновка
село Малиновка

вокзал Аркадак
вокзал Аркадак

Аркадак, ул. Каплунова
Аркадак, ул. Каплунова

в ожидании поезда на Москву, ст. Аркадак
в ожидании поезда на Москву, ст. Аркадак