Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Болхов-Хвастовичи


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 8, 9 мая 2016 г., Болховский район Орловской, Ульяновский и Хвастовичский районы Калужской областей.
       План: 1 день. Выехать в 1.14 поездом Санкт-Петербург - Белгород, выйти в Орле. Автобусом доехать до Болхова, затем до Середич. Двигаться к крайней точке обозначенной на карте узкоколейки. По насыпи бывшей УЖД дойти до п. Еленский. 2 день. По автодороге ночью идти к Хвастовичам, на автобусе 6.00 или 6.01 уехать в Калугу.
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--n36-095 (состояние местности 1987 г., год издания 1991 г.), 100k--n36-096 (год издания 1976 г.) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались фото указанных выше карт, а также карта Калужской области масштаба 1:200 000 (состояние местности 1981-1993 гг., издание 1995 г.).
       Погода: дневные температуры - 8 мая - около 18 градусов, 9-го - около 22. Ночью - около 10. Небо - в основном ясно.
        Сопутствующие обстоятельства:
а)поскольку ночевок не планировалось (единственную ночь предполагалось провести в движении по дороге с фонарем), то не было необходимости брать палатку, спальный мешок и коврики, а очень хороший прогноз погоды позволял обойтись без пленки и плаща, запасных вещей, да и сам рюкзак стало возможным взять меньшего объема. В сумме это дало экономию около 5 кг веса;
б) часть маршрута от Еленского до пересечения УЖД с рекой Вытебеть была пройдена весной 1996 г. См. Дополнение в конце страницы.
        Природа: Лес - в основном лиственный; много клена, липы, дубов, попадаются очень старые. Цветут плодовые деревья. Листья в основном распустились, и еще растут, особенно маленькие - у дубов. Цветут звездчатка, чина весенняя, лютики, ветреницы лютиковая и дубравная, фиалки полевая и собачья, чистяк, одуванчики; ландыши в бутонах, видел цветущую землянику. Животные: следы деятельности лосей, бобров. Видел белку. Количество комаров небольшое, клещей нет.
      Участники: 1 человек.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        8 мая, воскресенье
        Отъезд в 1.14 с Курского вокзала поездом 081 С.-Петербург - Белгород. Электронный билет был взят 2 мая. Цена плацкарта без белья 451 рубль. Вагон достаточно полон. Большинство пассажиров ехали до Орла. Автовокзал находится на расстоянии более 6 км от ж.д. вокзала, поэтому пришлось потратить 300 руб на такси, чтобы успеть на автобус Орел-Болхов 6.15. По пути водитель такси предложил махнуть сразу в Болхов за тысячу руб., но из соображений экономии от этого пришлось отказаться.
        Строго по расписанию, в 6.15, наш "ПАЗ" с пятеркой пассажиров отправился от автовокзала. Мой билет обошелся в 105 руб. На двух остановках в Орле вошло много людей, некоторым даже пришлось какое-то время постоять. Около 7.30 я вышел на автостанции Болхова. Билет до села Середичи (ударение на предпоследнем слоге) стоил 51 руб. Рейс отправлялся в 8.20 (см. фото расписания). Небольшой запас времени я использовал, чтобы взглянуть на Спасо-Преображенский собор и Свято-Троицкую церковь, путь к которой лежит по переулку Свердлова и по улице Свердлова. В автобусе до Середич поначалу я был единственным пассажиром, на окраине Болхова подсела еще женщина с табуреткой, так вдвоем и был проделан весь путь.
        На въезде в Середичи я вышел в 9.00. Здесь имеется что-то вроде перекрестка: дорога из Болхова поворачивает направо в Середичи, при этом есть немного смещенное продолжение прямо в пахотные поля и поворот налево куда-то в лес. Согласно плану я двинулся прямо - в сторону Калужской области. Через несколько минут меня догнала "четверка". Вышедший человек представился главой сельского поселения и предъявил соответствующие "корочки" (Глазин Н.А.). Его встревожило, как выяснилось, что я что-то фотографировал. Услышав, что я турист, он успокоился и предупредил, что впереди - заповедник "Калужские засеки", где запросто можно напороться на зубров. Ничего хорошего не обещает также встреча с егерями. Поблагодарив за информацию, я продолжил путь.
        На пашне на развилке я взял вправо, дорога вскоре вошла в лес, некоторое время тянулась прямо по границе областей и кончилась тупиком (9.50). Я взял западнее, перебрался через овраг, на другой стороне замелькали красные таблички заповедника: "посещение запрещено без разрешения администрации". Некоторое время я шел на север, пытаясь нащупать границу запретной зоны. Но таблички все не кончались, пришлось повернуть к западу. Лес в заповеднике лиственный. В 12.17 я перешел лесную дорогу из деревни Ногая, а чуть позже с помощью навигатора определил, что нахожусь у истока ручья, в который упирается изображенная на карте узкоколейка. Таким образом, далее путь лежал по ручью.

сторона квадрата 2 км


       
        В 13.30 я вышел к искомому бывшему мосту УЖД. Кроме надвинувшихся с двух сторон поймы насыпей никаких признаков УЖД (рельсов, опор моста, костылей и т.п.) нет. По насыпи я повернул на запад. Поначалу она настолько заросла, что можно сбиться с пути, но вскоре появляется все более заметный колесный след. Был замечен поваленный древний указатель "экологическая тропа". Вскоре слева подошла дорога, дальнейший путь труда не представлял. В месте пересечения ручья Титов Верх (название из Яндекс-карт) колея временно покинула насыпь (чтобы перейти ручей по маленьким бревенчатым мостикам). В 14.59 колесный след надолго расстался с бывшей УЖД, отклонившись южнее (см. карту); в 15.05 я миновал черный шлагбаум (фото) и покинул заповедник. Пройдя урочище Дубенка (сохранилось кладбище), дорога возвращается на УЖД, по мосту переходит р. Дубенку и направляется в деревню Ягодное, окончательно расставаясь с насыпью, которая берет вправо - на финишную прямую к реке Вытебеть.
       

сторона квадрата 2 км


        Насыпь оборвалась за несколько десятков метров от берега (видимо, здесь уже был мост, но никаких следов его нигде не сохранилось) (16.30). В 1996 году реку без труда удалось перейти вброд (см. Дополнение), но готовясь в этот раз к походу, я в спешке не запомнил слова старого описания - что реку переходили ниже моста, поэтому искал брод в основном выше моста - на взгляд там было удобнее. Впрочем, попытка найти брод ниже моста тоже была сделана. Во всех случаях вода доходила до груди, и дальнейшее погружение уже не имело смысла - невозможно было бы перенести вещи. Не исключено, что неудача с бродом связана с разницей 8 мая - 19 мая - еще не успело пройти половодье.
        К счастью, в километре выше по течению есть новый мост (это было известно из Яндекс-карт), и я направился к нему. Рядом с этим новым мостом видны остатки низенького старого. В 17.55 я был на насыпи УЖД на западном берегу Вытебети и после 15-минутного привала начал движение в сторону п. Еленский. К шести утра нужно было оказаться на автостанции райцентра Хвастовичи (45 км), и времени было в обрез.
       В 18.21 я перешел асфальтированное шоссе Шваново - Ульяново. Удаляясь, долго слышал шум редких проезжающих машин. На насыпи виднелся заросший колесный след. Вскоре подошли боковые грунтовки и идти стало легко. В двух-трех местах, где насыпь была размыта, колея делала обход низом. В отчете за 1996 год указано, что местами сохранились рельсы, но в нынешнем 2016 я на всем протяжении не встретил ни одного рельса и костыля. Правда, после привала на берегу реки Лютни (21.00-21.50) стемнело и высматривать что-то стало бесполезно. Реку я перешел по бревну, впрочем глубина ее вряд ли превышает 0,5 метра - машины переезжают вброд. Примерно до 23.00 дорога еще была видна, потом пришлось включить фонарик. Без него пройти было бы невозможно - начались лужи, рытвины и колдобины. В 23.58 бывшую УЖД пересекла поперечная дорога и все колеи ушли влево, я тоже свернул - пробираться ночью по заросшей насыпи было не с руки.

       
       

сторона квадрата 2 км, показано время прохождения некоторых точек


        9 мая, понедельник
        Около часа ночи показались предместья Еленского. Слева от дороги оставил кладбище, взял курс на красные огни вышки мобильной связи. Длинная улица провела через весь поселок, поперек вдали мелькнула машина... Поселок большей частью спал - свет виднелся лишь в немногих окнах. В 1.47 я миновал дорожный указатель конца Еленского и попытался ускорить шаг - по моим расчетам до Хвастович оставалось 20 км и шансы успеть к 6 утра еще оставались. Проехали несколько встречных машин. Километра через 3 остановилась попутка (я не голосовал). Поддатый мужик поинтересовался, чего это я иду пешком. "Садись, довезу до Теребени, ты откуда?" Я вкратце изложил маршрут, упомянув и про поход 1996 года, про поезд Брянск-Дударево. "Да, был такой... У тебя пистолет есть? Я знаю такие случаи - едет пьяное быдло и "обуть" могут, тут все пьяные ездят, нет никакого контроля. Пистолет надо или отвертку, чтоб..."
       В центре "самой движухи" - около бара в Теребени водитель причалил. "Я туриста из Москвы подхватил!" Ответом публики были восторженно-изумленные возгласы.
        От предложения посидеть в баре и подождать попутных машин я отказался и, поблагодарив водителя, зашагал дальше. "Иди все время по главной дороге!" Оказалось, что расстояние Еленск-Хвастовичи - 25 километров, от Теребени оставалось 16. В 2.41 я прошел конец населенного пункта. Успеть было можно, если поднажать... Попутку я решил пока не ловить... Более того, учитывая предупреждение доброго водителя, а также отсутствие пистолета и отвертки, заслышав сзади отдаленный шум, я укрывался за ближайшим деревом. Исключение пришлось сделать, только когда машина догоняла меня на мосту через Рессету (3.30)- прыгать в холодную воду при приближении попутки я не решился. Всего было пропущено 4 попутные машины.
        В 3.30 начало светать, в 4.40 я миновал село Красное-родину нынешнего калужского губернатора Артамонова (церковь Покрова Пресвятой Богородицы, примерно 2008 года постройки), а в 5.40 вступил в границы населенного пункта Хвастовичи. К сожалению, где находится автостанция я не знал, а около 6-ти утра 9 мая спросить было не у кого. На развилке свернул на Базарный переулок и вышел на улицу Ленина. Левее виднелся памятник вождю, а в конце улицы - церковь Успения Пресвятой Богородицы, примерно 2010 года постройки. По площади шли мужчина и женщина - они привезли на грузовичке какие-то атрибуты для праздника. Женщина подсказала, что автостанция находится за мостом через Велью - то есть после входа в город мне надо было идти все время прямо. У домика под названием "Кассовый пункт" с нарисованным автобусом я оказался в 6.15, таким образом, небывалый план пройти за 21 час 70 километров практически осуществился (с поправкой на то, что километров 6 из них меня подвезли на машине). Опоздание на несколько минут не сыграло никакой роли, поскольку шестичасовой автобус все равно 9 мая был отменен.
       
       

сторона квадрата 2 км, показано время прохождения некоторых точек


        "Кассовый пункт" открылся около 7 утра. Из расписания следовало, что в 8.30 можно уехать в Судимир (сесть там на электричку до Сухинич, пересесть на электричку до Калуги, а оттуда добраться до Москвы). Другой вариант - ждать до 11.00 автобуса на Калугу. Поразмыслив, я выбрал второе. Билет обошелся в 382 рубля. Времени оставалось много, и я решил вернуться на ул. Ленина - дабы провести эти 3 часа в благостном месте с видом на церковь. Кроме того, там были лавочки, а ноги сильно устали. Народу на улице прибавлялось, и приготовление к празднику чувствовалось - проходили школьницы в парадной форме, у памятника Ленину смонтировали небольшую палатку, громко заработало радио - шел репортаж с Театральной площади Калуги, во время которого играли военные песни.
       Ко мне подошел высокий пожилой мужик "Выпить хочешь? Там большая бутылка - 120 рублей, а у меня только 110. Добавь 10 рублей, налью тебе полный стакан." Становилось жарко, и от мысли о "полном стакане" меня аж передернуло. Следующим принятым мной посетителем стал фигуристый молодой человек в костюме с георгиевской ленточкой в петлице. Он обратился так: "Молодой человек, здесь скоро пойдут люди, будет праздник, вы хотя бы обувь надели в общественном месте..." Обращение "молодой человек" меня сильно удивило - обычно называют дедушкой, стариком и спрашивают размер пенсии, о чем я и не преминул доложить товарищу с ленточкой, с трудом надевая кеды на гудящие ноги...
       Ближе к 11 часам я вернулся на автостанцию. Подали 2 больших автобуса "ЛИАЗ", для удобства пассажиров рейсы назывались "11.00" и "11.01". Был заявлен маршрут через Ульяново - Козельск, время в пути - 3,5 часа. Но никаких остановок в Ульянове и Козельске я не заметил, а в Калугу въехали в час дня с минутами - автобус промчался по ул. Гагарина, свернул на ул. Кирова и по ул. Ленина доехал до вокзала, затратив на весь путь от силы 2,5 часа. Электричка Калуга I-Москва отправилась в 14.18, а в 17.31 прибыла на Киевский вокзал.

        ДОПОЛНЕНИЕ. В субботу 18 мая 1996 года в 23.05 2 человека отправились на поезде 99 Москва-Брянск до Брянска. Поезд прибыл на конечную станцию в 5.45. Мы рассчитывали добраться до станции Еленск линии Брянск-Дударево. Расписание поездов по этой ветке заранее известно не было. С некоторым трудом в самом темном углу Брянского вокзала это расписание было обнаружено, ветка Брянск-Дударево в нем была окрещена "хозяйственной". К счастью, в воскресенье нужный нам поезд шел, в отличие от некоторых других дней. На сайте infojd.ru можно увидеть расписание на следующий, 1997 год, которое, скорее всего, отличается несильно.
        В 9.12 4 плацкартных вагона во главе с маневровым тепловозом отправились в Дударево с самых дальних от вокзала путей. Сохранились билеты на этот рейс стоимостью 2000 руб. каждый. Пассажиров, насколько помниться, было очень мало. Поезд шел медленно, и только около 11.50 мы прибыли на ст. Еленск. Предстояло выйти на УЖД в сторону реки Вытебеть. Через полчаса мы вышли на просеку немного севернее поселка, которая чуть позже и была нами опознана как искомая узкоколейка. Вблизи Еленского рельсов не было, но далее попадались и неразобранные участки. Мост через реку Лютню был разрушен. Как переходили - память не удержала. Уже к вечеру (примерно в 19.30) вышли к Вытебети. Сохранилось предельно краткое описание этого похода, в котором указано, что "мост был разрушен", но какова была степень этого разрушения, теперь остается только гадать. Как бы то ни было, переправлялись вброд несколько ниже моста, вода поднималась чуть выше колена. Следов УЖД на другом берегу найдено не было, впрочем их особо и не искали.
        Дальнейший путь должен был лежать на север, через леса, а затем к западу вдоль Жиздры к станции Думиничи. На следующий день из-за неисправного компаса продвижение вперед сильно замедлилось, а на третий день разразился многочасовой ливень, во время которого мы вышли на трассу и не удержались от искушения уехать на попутке в Козельск и закончить поход. Сохранилось несколько фотографий (это были первые цветные снимки в наших походах), см. в конце "Иллюстраций".
       
Иллюстрации:


Спасо-Преображенский собор и Свято-Троицкая церковь
Спасо-Преображенский собор и Свято-Троицкую церковь

автостанция Болхова
автостанция Болхова

на въезде в Середичи
на въезде в Середичи

дорога из Середич входит в лес
на въезда в Середичи

граница заповедника "Калужские Засеки"
граница заповедника

в заповеднике "Калужские Засеки"
в заповеднике

дорога Ногая-Кирейково
дорога Ногая-Кирейково

насыпь бывшей УЖД у безымянного притока Дубровни близ отметки уреза воды 185,7
насыпь бывшей УЖД у безымянного притока Дубровни близ отметки уреза воды 185,7

насыпь бывшей УЖД в заповеднике "Калужские Засеки"
насыпь бывшей УЖД в заповеднике

насыпь бывшей УЖД в заповеднике "Калужские Засеки"
насыпь бывшей УЖД в заповеднике

дорога сворачивает с насыпи бывшей УЖД
дорога сворачивает с насыпи бывшей УЖД

граница заповедника, вид назад
граница заповедника, вид назад

дорога в ур. Дубенка
дорога в ур. Дубенка

ур. Дубенка
ур. Дубенка

дорога из ур. Дубенка (передний план) вливается в насыпь бывшей УЖД у р. Дубенки
дорога из ур. Дубенка (передний план) вливается в насыпь бывшей УЖД у р. Дубенки

переход через р. Дубенку
переход через р. Дубенку

северная окраина д. Ягодная
северная окраина д. Ягодная

край насыпи бывшей УЖД перед рекой Вытебеть
край насыпи бывшей УЖД перед рекой Вытебеть

обрыв насыпи бывшей УЖД на западном берегу Вытебети
обрыв насыпи бывшей УЖД на западном берегу Вытебети

мост через Вытебеть у д. Ягодная
мост через Вытебеть у д. Ягодная

мост через Вытебеть у д. Ягодная
мост через Вытебеть у д. Ягодная

вид вниз по течению Вытебети с западного берега
вид вниз по течению Вытебети с западного берега

шоссе Шваново-Ульяново
шоссе Шваново-Ульяново

насыпь бывшей УЖД севернее Сопово
насыпь бывшей УЖД севернее Сопово

появление дороги по насыпи бывшей УЖД
появление дороги по насыпи бывшей УЖД

размытая насыпь бывшей УЖД
размытая насыпь бывшей УЖД

переезд через р. Лютню
переезд через р. Лютню

дорога сходит с насыпи бывшей УЖД у временной отметки 23.59
дорога сходит с насыпи бывшей УЖД у временной отметки 23.59

село Красное
село Красное

въезд в Хвастовичи
въезд в Хвастовичи

Хвастовичи, ул. Ленина
Хвастовичи, ул. Ленина

Хвастовичи, ул. Ленина
Хвастовичи, ул. Ленина

расписание автостанции Хвастович
расписание автостанции Хвастович

посадка на автобусы до Калуги
посадка на автобусы до Калуги

билеты Брянск Орл.-Еленск 19.05.1996
билеты Брянск Орл.-Еленск 19.05.1996

восточный берег Вытебети близ устья Дубенки, вид вверх по течению; 20.05.1996
восточный берег Вытебети близ устья Дубенки, вид вверх по течению; 20.05.1996

дорога по восточному берегу Вытебети южнее д. Городничево; 20.05.1996
дорога по восточному берегу Вытебети южнее д. Городничево; 20.05.1996