Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Баталино-р.Мошня-р.Белая-Первитино


       Фото:нет.
       Время и место:8-11 мая 1995 г. Фировский и Вышневолоцкий районы Тверской области.
       План:
       1 день:ст. Баталино-река Цна-река Мошня.
       2 день:р.Мошня-р.Белая-ее исток-высшая точка Валдайской возвышенности.
        В следующие 2-3 дня предполагалось идти лесами на юг, найти показанную на карте узкоколейку, вдоль нее выйти к истоку Цны и затем выйти к автодороге Осташков-Кувшиново.
        Карты: топографическая карта Тверской области масштаба 1:200 000, состояние местности 1982-1990 гг. 1992 года издания. При написании данного отчета использовались также карты масштаба 1:100 000 (100k-o36-092, 100k-o36-093),которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута.
        Для уточнения расписаний поездов использованы материалы с http://forum.tr.ru/read.php?7,903467,920679.
        Погода: Накануне отъезда в Москве стояла хорошая, теплая погода, однако прогноз на ближайшие дни был неблагоприятным. Фактическая погода:9 мая - 8-10 градусов, моросящий дождь; 10 мая - снижение температуры к полудню до 0, ливень, перешедший в обильный снегопад с образованием сплошного снежного покрова.
        Сопутствующие обстоятельства: Вначале планировалось идти вчетвером и было куплено 4 места в прицепном вагоне Москва-Великие Луки, причем 2 места располагались на одном билетном бланке, а 2 - на другом (групповые билеты). Вскоре пришла весть, что один из желавших в поход не пойдет, и за 2 дня до отъезда пришлось отстоять несколько очередей (в кассу продажи билетов, где раньше практиковался также и возврат, откуда на этот раз направили в кассу возврата; в кассу возврата, откуда направили обратно, поскольку сдавалось только одно место из двух на бланке, вновь в кассу продажи билетов), чтобы сдать его билет. На следующий день отказался идти еще один человек, его билет сдавать уже не стали.
        Участвовали: 2 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



       8 мая, понедельник
        Прицепной вагон Москва-Великие Луки в составе поезда 682 Москва-Боровичи отправился в путь в 20.45. Мы обратили внимание, что по голубому небу, окрашенному по краям малиновой зарей, неслись рваные темные клочки облаков, которые ветер собрал в конце концов на западе в черную полосу.

       9 мая, вторник
       На станции Бологое наш вагон был прицеплен к пригородному поезду Бологое-Великие Луки и в 7.23 прибыл на ст. Баталино.
       Было пасмурно, моросил дождь. Мы продвинулись вперед на несколько сот метров, вбок свернули рельсы широкой колеи. Пройдя по ним еще несколько сот метров, мы увидели, что широкая колея свернула влево (в пос. Труд), а справа сбоку стала заметна узкоколейка, тянущаяся до самого горизонта среди мелколесья.
       

сторона квадрата 2 км


        Идти было удобно - шпалы плоские, вровень с землей, натоптана тропинка. В кюветах огромное количество бутылок белого стекла. Их происхождение (продукция стекольного завода поселка Красная Заря (Яконово) терялась при транспортировке) стало ясно только при подготовке настоящего отчета, см. на infojd.ru. Примерно через час хода миновали разобранный участок УЖД.
       

сторона квадрата 2 км

К мосту через Цну подошли примерно в 11.45. Было предпринята попытка запечатлеть момент перехода реки на цветную пленку (впервые), но из-за замерзших рук не удалось справиться с механизмами перемотки, и, как выяснилось потом, ни один снимок не вышел. Цна в этом месте на взгляд мелкая, вся в перекатах.
       

сторона квадрата 2 км


        В соответствии с планом после моста мы сошли с УЖД и двинулись по лесу строго на юг. Вскоре промокло почти все. В начале пути на юг мы зафиксировали проход обширной пустоши (Кресилово). Дальнейший путь этого дня, а также первой половины следующего может быть изображен на карте лишь приблизительно.
        Лес густой, встречаются труднопроходимые просеки и еловые посадки. Около 14.00 перешли ручей, на приготовление обеда решили время не тратить из-за абсолютной сырости окружающего леса (трудности с сухими дровами). К 16 часам вышли по просеке к р. Мошне, переправились по бревну на другой берег, и, согласно плану, остановились на ночлег. Берег реки покрыт густым разновозрастным лесом. Хорошо подготовленный костер удалось разжечь с одной спички. С 17 до 22 продолжалась сушка вещей.(Дождь перестал). В 18.00 был произнесен первый тост в честь пятидесятилетия Победы. За день пройдено 26 км.

       10 мая, среда
       Ниже представлена таблица изменения погоды в некоторых городах Тверской и сопредельных областей. В каждой ячейке, соответствующей какой-либо дате, последовательно указаны округленные до целых чисел максимальная и минимальная температура воздуха за эти сутки, а также наличие осадков.(Данные с http://tutiempo.net/en/Climate/). Виден пик непогоды 10 мая. В ячейке с названиями городов указано приблизительное расстояние до района нашего похода.
Данные о погоде в некоторых городах 8 - 12 мая 1995 г.
дата/место08 мая09 мая10 мая11 мая12 мая
Бологое  70км  С18     4   9      4     дождь 4     0     дождь8      -113     -3
Тверь  130км  ЮВ20     614     8      дождь2     0     дождь,снег7      0     снег13     -2
Великие Луки  250км  ЮЗ18     710     6     дождь5     3     дождь10     015      0
Москва  300км  ЮВ19     520     713     2      дождь7     1     дождь,снег13     -2


        Около 6 утра начался сильный дождь. Мы ждали до 9, затем позавтракали (удалось ли развести костер, память не сохранила), свернули мокрую палатку и начали движение в юго-западном направлении. Почти сразу мы вышли на хорошую лесную дорогу, меняющую направление в диапазоне запад-юг. Дорога раздвоилась после вырубки на водоразделе. Более наезженная уклонилась налево. Мы пошли прямо - по просеке. По дороге текли мутные ручьи. Вскоре колеи исчезли, осталась только просека в заболоченном лесу. Вода в лужах достигала половины голени. Одежда промокла вплоть до белья. Вскоре вышли к небольшой речке. Решив, что это - Чисна-Белая, мы направились вниз по ее течению, предполагая выйти к Белой и идти дальше вдоль ее русла до истока. Здесь я впервые ощутил едва заметные признаки так называемой холодной усталости - переохлаждение организма вызывает оцепенение, заторможенность и неадекватность мышления - например, не было желания разбираться с направлением дальнейшего движения (для этого надо было расстегнуть верхний клапан рюкзака замерзшими руками и достать оттуда карту), а было желание просто куда-то двигаться. О роли "холодной усталости" в трагических случаях с туристами (в частности, гибели группы Дятлова) можно прочитать здесь.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Тем не менее мы достигли Белой и пошли вверх по течению. Русло было до краев наполнено несущейся мутной водой. Река петляла, что сильно удлиняло путь. Мы слегка отошли вправо от берега. В это время в течение 15-20 минут ливень превратился в снегопад. Мощные порывы ветра не давали согреться даже при переходе почти на бег. Все, о чем мы мечтали совсем недавно - исток Белой, костер, узкоколейки куда-то исчезло, появилась новая мысль - идти греться в ближайшую деревню. Вскоре мы подошли к грунтовке Первитино-Голубница, свернули влево, перешли по мосту Белую и около 14 часов вошли в деревню Первитино. Все вокруг было уже покрыто снегом. Во дворе одного из крайних домов мужик возился с дровами. Он сообщил нам, что в 4 часа пойдет автобус в Вышний Волочек ("Волочек", как он выразился) и посоветовал время до отправления автобуса провести в ближайшем к остановке доме. Про погоду он сказал, что позавчера светило солнце.
        В доме около остановки действительно удалось попить чаю, переодеться в запасные сухие вещи и обогреться. Хозяева не донимали нас разговорами - все вместе смотрели телепередачу. Мы оставили им часть продуктов. Около 16.30 автобус (после того, как водитель тоже попил чай) отправился в Волочек. Около 19.30 мы оказались на ж.д. вокзале Волочка. Пока разбирались с расписанием, в Москву в 19.50 ушел почтово-багажный поезд, на котором, наверно, можно было бы уехать.

        11 мая, четверг
       Следующий - Новгород-Москва - был в 2.23. Билеты начали продавать за час до прибытия. Многим, в том числе и нам, билетов не досталось, но сложилось впечатление, что все как-то уехали. Когда это повторилось еще раз, мы поняли, что в кассу стоять бесполезно и поезд Псков-Москва в 3.27 встречали уже на перроне без билетов. Проводник посадил нас в купейный вагон, причем заплатили мы меньше цены билета в кассе. В Москву прибыли в 6.55, шел мелкий снег, термометр на вокзале показывал +2.
        О следующей попытке покорить высшую точку Валдайской возвышенности можно прочитать здесь.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Маршрут до конца не пройден.
        2. Откуда и куда ведет дорога, найденная 10 мая за Мошней.