Лесные дороги--->на главную
Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Владимирский Тупик-исток Днепра-Сычевка.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:1-3 мая 1991г. Холм-Жирковский и Сычевский районы Смоленской области.
        План: По узкоколейке от Владимирского Тупика достичь истока Днепра, затем дойти до ж.д. Ржев-Вязьма.
       Карты: скопированный на кальку участок "секретной" пятикилометровки (состояние местности 1978 г.). Для написания данного отчета использовались также: карты масштаба 1:100000 (100k--n36-008,состояние местности 1986 г., изд. 1991 г.) и 1:200000 (200k--n36-04, состояние местности 1980 г., изд. 1985 г.), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этих карт включены в описание маршрута.
        Погода:неустойчивая. Дневные температуры 10-15 градусов. В первый день утром - моросящий дождь, кратковременный ливень 2 мая вечером, многочасовой сильный дождь 3 мая.
        Природа:Лопаются почки. Цветет медуница, перелеска благородная (печеночница). Идет березовый сок. Мух, комаров и клещей нет. Животные: брачный сезон у лягушек, на болотах - икра, постоянное кваканье; видели след рыси [?], лосиный помет, с Днепреца взлетали утки.
       Сопутствующие обстоятельства: Идея данного маршрута стала следствием трех фактов: во-первых, автор этих строк как-то раз у себя на работе зашел в соседний кабинет позвонить в город и мельком глянул на висевшую на стене большую карту "Подмосковье. Для охотников и рыболовов", где кроме Московской были показаны и куски соседних областей. Взгляд проследил течение Днепра и уперся в исток на границе Калининской [ныне Тверской] области. Это запомнилось, поскольку сознание всегда относило Днепр к южным краям. Зарубка в памяти сработала, когда поступило предложение о походе.
       Вторым слагаемым стало наличие "секретной" карты "Вязьма" 1:500000, охватывавшей большой участок Смоленской области, в том числе и район истока Днепра. Как известно, в советское время хорошие карты крупного масштаба были только у военных, геологов и т.д. и выдавались под расписку в разного рода спецотделах. Откуда у автора этих строк появилась "секретная" карта, точно вспомнить не удается. Тем не менее понятно, что брать с собой оригинальную карту мы не решились из-за ее "секретности". Именно поэтому часть ее и была сведена на кальку, что, конечно, ухудшило ее читаемость.
       Третьим слагаемым стало имевшееся дома "Расписание движения пассажирских поездов на 1989 - 1990 гг.", в которое попали все местные поезда на участке Сафоново - Владимирский Тупик [таб. 151]. Автору, бывавшему в Смоленске, ранее было известно лишь о существовании поезда Смоленск - Владимирский Тупик, и, если бы не "Расписания", то добираться пришлось бы на этом поезде, с прибытием в Тупик полпервого ночи. Такой маршрут мог бы погибнуть еще на стадии разработки, так как пересадка на данный поезд с московского была бы затруднительной, а организация ночевки в Тупике совершенно непонятна. Напомню, что интернет в 1991 году отсутствовал, и расписания местного транспорта узнать было достаточно сложно.
       Фотосъемка в походе не велась. Сохранились билеты на поезда Москва-Дурово, Дурово-Владимирский Тупик и Сычевка-Москва, а также походная калька с карты-пятикилометровки. Фотографии этих документов приведены в конце страницы в разделе "Иллюстрации".
        Участвовали: 2 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты "Подмосковье. Для охотников и рыболовов" 1968 года [идентичная этой или же аналогичная карта другого года издания стала пусковым механизмом для идеи маршрута], где крестиком обозначено начало пешего пути.
       


       


        1 мая, среда
        Память сохранила, что более, чем 20-вагонный состав поезда 105 Москва-Смоленск подали на задворки Белорусского вокзала. На наш общий вагон длины платформы не хватило, посадка грандиозной толпы пассажиров велась прямо с щебня насыпи. Нам удалось занять верхние полки. В 00.35 поезд отправился в Смоленск.
       Поезд прибыл на ст. Дурово в 5.40. Уже рассвело, было зябко и промозгло, моросил дождь, мы стояли у грязно-белой стены вокзального здания... Взяли билеты. Хотя расстояние до Владимирского Тупика составляет 70 км (14 зона), билеты были оформлены до 19 зоны (см. фото в конце) - так старые бланки приспосабливали под новые тарифы. Предыдущие, как следует из надписи на обратной стороне билета, были установлены еще в 1961 году.
        Около 6.30 прибыл дизель из Сафонова. (Если память не изменяет, он был подобен изображенному на фото (см. в конце). Постояв 10-15 минут (здесь менялось направление движения), битком набитый поезд направился во Владимирский Тупик. Нам с нашими рюкзаками и палаткой нашлось место только в тамбуре. Относительно свободно стало после станции Игоревская. В 8.08 мы прибыли на конечный пункт.
      Пассажиры целенаправленно двинулись к своим домам, мы пытались сориентироваться. Подошел местный мужик, доброжелательно спросил: "Ребята, вам куда?" Не дождавшись четкого ответа, добавил:"Ну, смотрите...Машина пойдет по всем точкам." Скорее всего, речь шла об автобусе на базе УАЗика или грузовика типа "кунг", и он мог бы, наверно, подбросить поближе, но планы у нас были другие.
       Слегка заплутав на северной окраине Владимирского Тупика [в памяти смутно осталось, что мы искали рельсы среди елей и еловых пней], мы все же нашли узкоколейку нужного направления и устремились вперед. По левую сторону вблизи тянулись дома поселка Тупик 72 км. На нашей кальке этой застройки не было (при копировании была допущена небрежность), поэтому с этого момента и до конца дня нас терзали сомнения - на ту ли УЖД мы встали... Но ничего иного, как идти вперед, не оставалось.
        Уже после обеда вдали в конце прямого участка дороги возник светло-желтый неопознанный объект. После Тупика 72 км ни людей, ни каких-либо строений, будок, вагонов и т.п. встречено не было. Казалось, так будет и дальше. Поэтому появление загадочного объекта удивило и заставило насторожиться. Вскоре мы приблизились к крайней из трех груженых свежими бревнами платформ. С другого конца состава был прицеплен вагончик-бытовка. Пройдя мимо, мы обернулись: через открытую заднюю дверь смутно вырисовалась картина полдника троих лесорубов. Слегка оторопев от неожиданного "здравствуйте", они попросили закурить. По их словам, до нашей промежуточной цели - реки Днепрец - осталось около 10 км.
        Полагая нашу скорость равной 5 км/ч, к 18.00 мы должны были дойти до реки, но вместо этого в 18.30 увидели развилку УЖД с ручным стрелочным переводом. Нас снова стали тревожить мысли о какой-то необъяснимой ошибке в ориентировании, которая была бы чревата бесславным возвращением - поскольку средств исправления ошибок в этом походе предусмотрено не было.

сторона квадрата 4 км. Как и на походной кальке, здесь нет разветвления УЖД в конце. Наш бросок вправо и возвращение назад показаны на следующей карте.


        Заросшая колея темно-шоколадного цвета пошла прямо, затем поворачивая вправо, а относительно новая, со свежей рыжей ржавчиной - влево. Основное, что сбило нас с толку - отсутствие на карте ушедшей вправо УЖД, ведь выглядела она старше той, по которой мы пришли; соответственно, если уж дорога, по которой мы шли весь день, есть на карте, то ее более старая часть и подавно должна была быть нанесена... Или же мы вообще находимся не там... [На самом деле этот "ус" лишь выглядел старше, построен же был, естественно, позже основной магистрали, но тогда это было не очевидно].
       Один из нас вполне разумно предложил идти по "новой" дороге в надежде встретить какие-то свежие ориентиры, но "новая" дорога, насколько просматривалась, шла строго на север, а потом могла повернуть, куда угодно. Поэтому после некоторых споров мы пошли прямо, решив, что просто не достигли изображенного на карте тупика. Уклонение же дороги к юго-востоку объяснили тем, что малые колебания направления не отражены на нашей пятикилометровке.
        Недалеко отойдя от развилки, встретили брошенную в лесу в стороне тележку [нижнюю часть вагона]. Шли и ждали, что дорога вот-вот свернет влево [к востоку]. Солнце уже скрылось за верхушками деревьев, день сразу померк, стало как-то не по себе... Через некоторое время далеко впереди над лесом замаячил какой-то шпиль. Опасения напороться на упрятанную в глушь запретную зону путались с надеждой на возможную ориентировку. Но вблизи "шпиль" оказался высоким высохшим стволом дерева.
        Дальше идти и смысла не было никакого - движение на юго-восток только отдаляло нас от истока. Вернувшись немного назад, остановились на ночлег рядом с УЖД, в густом ельнике с единичными березами. После этой ночевки один из участников еще два года жаловался на временами появляющуюся боль в ребре, которое неудачно пришлось на еловую ветку - сон был слишком крепок.
        На http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=28 можно узнать, что в лучшие свои годы "ус", на котором мы оказались, доходил до Днепра и пересекал его по мосту недалеко от д. Ильюшкино. Эту информацию в письме на сайт дополнил Андрей из Санкт-Петербурга: "Узкоколейка на дер. Ильюшкино пересекает Днепр и проходит в 2-3 километрах южнее деревни. Затем пересекает дорогу (сейчас уже тропинку) Днепрово-Вязовец-Болшево и вскоре заканчивается в лесу большим пнём. Пня, наверное, давно нет, узкоколейку и пару заброшенных вагонов в лесу за Днепрово видел ещё ребенком в 84-86 гг. Места настолько глухие, что может она и сохранилась. Всё-таки до Тупика оттуда 60 км."
       За день пройдено 33 км.

        2 мая, четверг
        В чем причина несоответствия местности карте мы тогда так и не поняли, но ясно было, что наш шанс - только в возвращении к развилке и проверке левого "уса" УЖД. Развив после ночного отдыха хорошую скорость, через 45 минут после начала движения мы были уже у стрелки, оставили рюкзаки и пошли по другой ветке УЖД. Вскоре дорога свернула к востоку и после длинного пологого спуска по безлесному пространству пересекла по мосту Днепрец. Мы достигли промежуточной контрольной точки почти вслепую. Теперь нужно было вернуться за рюкзаками.

сторона квадрата 2 км


       Узкоколейка и дальше сохраняла восточное направление, которое пока приближало нас к Днепру. На развилке (см. карту) на юг пошла наезженная магистраль, но мы выбрали заброшенное прямое направление на восток, оставили слева обширную свежую вырубку... Дорога оборвалась внезапно - насыпь закончилась и концы последней пары рельсов зависли в воздухе, не найдя опоры... Некоторое расстояние мы преодолели по продолжившейся просеке, затем возникли еловые посадки, которые "помогли" принять многократный холодный душ. Путь продолжился по старому смешанному лесу курсом на северо-восток. Первозданный вид окружающей природы был нарушен лишь однажды: мы увидели довольно свежие следы сапог охотников и пару гильз от патронов. Но людей мы в этот день не встретили. На солнечной поляне, где в изобилии цвели весенние цветы, был устроен горячий обед.
        Около двух часов дня лес слегка расступился: среди старой полегшей травы петлял черный ручей. Исток был близко, поэтому и малый ручей мог оказаться Днепром.
        Тут же за кустами темнел длинный водоем. Бросив ветку, мы убедились в отсутствии течения. Потом стали видны и ограниченные размеры этого озерца. Днепр тек рядом - наполненное почти до краев темной мутной водой русло достигало ширины 2-3 метров. Местность здесь плоская, долина реки не выражена, поэтому русло стало заметно лишь с расстояния нескольких шагов. Как раз в точке нашего выхода Днепр перегородила сработанная кем-то из кольев и веток решетка (для ловли рыбы?). Мы двинулись вверх, стараясь держаться ближе к реке, которая была все время справа от нас. Русло оказалось весьма извилистым, пойма изобиловала поваленными деревьями, сильно затруднявшими движение.
       К пяти вечера Днепр сузился до полуметра. Последние силы приходилось подкреплять, запивая сахар водой. Такая измотанность всего лишь на второй день похода была вызвана грузом лишних вещей и продуктов, взятых по неопытности. Вскоре русло исчезло среди болотных кочек, но течение еще было заметно. В какой-то момент мы зафиксировали впадение мутного ручья справа по ходу. Этот приток показался полноводнее оставшейся составляющей, мы свернули вправо и через несколько сот метров вышли на разбитую в глиняное месиво дорогу (Бочарово-Дудкино), наш мутный ручей вытекал из трубы под ней. С другой стороны большака собралась огромная лужа, которая и просачивалась в трубу.
        Казалось, исток Днепра столь невзрачно выглядеть не может... "Может вполне", - шептала логика. И все же, вопреки логике, несмотря на чудовищную усталость, был начат подъем на высоту 257, по пути нас накрыл холодный ливень, добавивший к горечи разочарования еще и ледяную воду за шиворот. Мы сошли с дороги на луг - поодаль в обрамлении кустов росло несколько деревьев, в том числе елка, под которой можно было укрыться. Тем временем дождь перестал и склоненное к западу солнце засияло вновь. Вдали что-то блеснуло. Оставив рюкзаки у мокрого куста черемухи, мы продолжили подъем по зеленому лугу. На вершине (ур. Рождество) стоял деревянный щит с резным текстом на русском и украинском языках о нахождении здесь истока реки Днепр, причем было указано, что доска эта установлена "Фондом добра" в 1990 году. Жестяная крыша щита и блеснула нам издали.
        Такой финал был фантастической удачей, особенно с учетом изначально плохих карт [как в прямом, так и в переносном смысле] у нас на руках. За весь путь мы не допустили ни одной ошибки. Не приходится сомневаться: будь первый поход не столь успешным, дальнейшая традиция, в рамках которой к концу 2022 г. было совершено более 50 походов, могла бы и не сложиться.
       ...Рядом располагался гниловатый колодезный сруб, до краев полный зеленой водой. Иного смысла, кроме как быть символом истока Днепра, он не имел, а кто и когда его построил, осталось неизвестным. Вероятно, "Фонд добра", ставя щит, ориентировался на колодец. Стояние воды гораздо выше уровня земли говорило о напоре снизу, то есть о наличии родника. Но попыток облагородить колодец, устроив сток воды и обозначив начало русла, видно не было. Впрочем, для придания наглядности условному истоку Днепра потребовалось бы прокопать искусственное русло длиной более двух км - до того места, где становится заметным русло естественное.
       Над колодцем свисали еще безлистные ветви березы с сережками. Неподалеку лежал камень-памятник, посвященный обороне этих краев в 1941 году. Недавние бурные тучи умчались, и природа обрела полный покой. На восточной стороне луговой пустоши росли несколько яблонь, оставшиеся от давно исчезнувшей деревни Рождество. Озаренное тихим закатом маленькое деревенское кладбище с дощатыми воротами с навесом и дверцей в них навевало щемящее чувство.
        Место для ночевки, да и то неважное, в сыром елово-осиновом лесу, мы нашли, лишь спустившись обратно по дороге. За день пройдено 19 км.

        3 мая, пятница
       Ночью пошел дождь. После с трудом приготовленного на костре завтрака мы собрали мокрую палатку и начали путь к деревне Бочарово, с усилием переставляя ноги, к каждой из которых прилипло, наверно, по нескольку килограммов глины. По этой дождливой дороге проскакал всадник на белом коне - он сообщил, что до Бочарова - 3 км. Видимо, он же рассказал о трехметровом военном памятнике в деревне Дудкино [в двух километрах севернее истока Днепра]. Но проходя через Дудкино 17 лет спустя, во время второго похода к истоку Днепра, памятник мы не встретили.
        Потом мимо нас по грязи проплыл трактор с прицепом, в котором, поливаемые дождем, веселились колхозницы в белых платках.

сторона квадрата 2 км


        После Бочарова пошел "булыжник" [так указано в кратких послепоходных записях; возможно, имелась в виду щебенка], ясно, что это была уже дорога с покрытием. Исходя из нашей походной карты около деревни Ломы мы собирались повернуть налево, но никакого поворота не увидели, либо же пропустили его и доковыляли до д. Бехтеево (еще 14 км) - родины известного революционного наркома Крыленко. Здесь необходимо было спросить дорогу на Сычевку (еще 25 км). Дождь уже затих. Появлявшиеся в отдалении люди исчезали во влажном воздухе, как призраки, до того, как мы успевали к ним подойти. Наконец, один из нас, зайдя на участок, постучал в дверь ближнего дома и не дождавшись ответа, решительно вошел в сенцы, затем - в идеально прибранную комнату и обнаружил там только маленького мальчика, который так был удивлен неожиданным визитом незнакомого дяди, что не смог вымолвить ни слова... Направление было указано старушкой, вешавшей белье в соседнем дворе. Асфальтовое шоссе вело на северо-восток. Побитые в первые два дня о шпалы ноги были в ужасном состоянии. Особенно тяжело было начать движение после остановки. Мы рассчитывали все же к ночи дойти до Сычевки и уехать в Вязьму на поезде Ленинград-Брянск. Добраться же от Вязьмы до Москвы труда не составляет. В самом начале пути рядом притормозила белая "классика", от приглашения мы не отказались, и через 25 минут были у станции Сычевка. Всплывает очень смутное воспоминание, будто хотели отблагодарить водителя, и было чем - имелась водка [большой дефицит], взятая с собой на всякий случай. Но напиток был во фляжке, отдать которую пожалели. Так что пришлось ограничиться словом "спасибо", которое, как известно, в стакан не нальешь.
       Полагая выход около 10 утра, а скорость ходьбы - 4 км/ч, получаем прибытие в Сычевку в 15.30 - 16.00. В кратких послепоходных записях отмечено, что последний автобус в Вязьму уходит в 16.20. Можно с хорошей вероятностью предположить, что мы не поехали на нем, потому что не успели и, значит, прибыли в Сычевку все же несколько позже.
       В 1991 г. на железной дороге еще существовали "сквозные" билеты, и мы взяли билеты сразу до Москвы, несмотря на необходимость пересадок.
       К сожалению, в составленных "по горячим следам" предельно кратких записях о походе не говорится ничего о пути Сычевка - Москва, лишь в числе ценной добытой информации указано, что последний пригородный поезд в Вязьму отправляется в 18.16; память же вообще ничего не сохранила. Попытка прояснить этот вопрос с помощью опубликованных в интернете старых расписаний дала следующие результаты: в 1975 году в Вязьму из Сычевки ежедневно отправлялись три поезда: в 5.38 и 12.25 [№№ 431 и 435, проходящие из Ржева] и 18.22 [№ 437, непосредственно из Сычевки]; в 1991 - 1992 годах поезда из Ржева на Вязьму №№ 6431 и 6435 отправлялись в 4.20 и 11.58. Учитывая, что путь от Ржева до Сычевки составляет около часа, получаем время отправления из Сычевки около 5.20 и 13.00. Значит, на протяжении интервала 1975 - 1992 гг. расписание сохранялось с небольшими изменениями. Следовательно, зафиксированный нами поезд 18.16 - преемник № 437. Очевидно, этим поездом Сычевка-Вязьма мы и приехали в Вязьму около 20.00, после чего в 20.25 [архивные пригородные расписания доступны] выехали в Можайск и были там в 22.16. Затем в 22.40 мы должны были отправиться в Москву с прибытием на Беговую в 0.42. С грустью можно отметить, что сейчас [январь 2023 г.] от двух ежедневных пар поездов Ржев-Вязьма и одной ежедневной пары Сычевка-Вязьма осталась лишь последняя, продлеваемая до Ржева по пт., и вс.
       За день пройдено 19 км.
       

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. См. страницу "Владимирский Тупик - Лошаки (К истоку Днепра)" нашего сайта.

       
Иллюстрации:

расписание пригородных поездов до Владимирского Тупика на 1990 г.
расписание пригородных поездов до Владимирского Тупика

билет Москва-Дурово
билет Москва-Дурово

билет Дурово-Владимирский Тупик
билет Дурово-Владимирский Тупик

дизель-поезд Д1-613, о.п. Жегловка, 1989 г.
дизель-поезд Д-613, о.п. Жегловка, 1989 г.

билет Сычевка-Москва
билет Сычевка-Москва

походная карта верховьев Днепра
походная карта верховьев Днепра