Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий-эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Балезино - Бараны - Игра


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 26 - 30 августа 2022 г., Балезинский, Красногорский и Игринский районы республики Удмуртия.
       План: 0 и 1 день. Выехать в 23.45 поездом Москва - Владивосток с Ярославского вокзала Москвы и в 16.25 прибыть на ст. Балезино. Выйти на Ижевский тракт, идти до д. Шолоково, свернуть направо, продолжить движение: Юнда, Вотино, Лебеди, Потемкино. В районе Потемкино остановиться на ночлег, предварительно набрав воды в реке Лукашур [25 км].
        2 день. Пройти Захватай и Бараны, Ефремово [10 км], Чемошурка, Башмаково, дойти до Игринского большака [26 км], идти в сторону Игры. Остановиться на отдых на 3 часа без ночевки: в краеведческом музее надо оказаться в 9.00. Источники воды: река Тюма и ее притоки.
        3 день. Идти к Игре [20 км] или к автобусной остановке Юлайгурт [5 км], откуда в 7.30 отходит маршрутка 587 до Игры; или вызвать такси 8 904 311 19 90 или 8 950 810 40 60, посетить краеведческий музей, уехать в 10.37 [по Москве - 9.37] в Киров на поезде Казань-Киров. Прибыть в Киров в 16.02, сходить в сувенирный магазин на Спасской ул. д. 6, от вокзала автобусы 3, 5, 67, тролл. 4 до остановки Трифонов монастырь, в 17.38 отправиться в Москву.
        Карты: При подготовке данного отчета использовалась карта 200k-o39-23 (состояние местности 1984, год издания - 1990), (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Для иллюстрации маршрута применены яндекс-карты и один фрагмент указанной выше генштабовской двухкилометровки.
       В походе использовался региональный атлас Удмуртской республики 1:200000 издания 439 ЦЭВКФ 2003 г., состояние местности 1986-2001 гг., были также заранее просмотрены космические снимки яндекс-карт.
       Сопутствующие обстоятельства:Данный маршрут возник спонтанно, из-за нехватки времени карты для навигатора не готовились, а за час до отъезда оказалось, что компас отдан во временное пользование и пока не возвращен. Тем самым ориентироваться пришлось исключительно по генштабовской двухкилометровке и солнцу. В настоящем отчете предпочтение отдано яндекс-картам и космоснимкам, поскольку состояние данной местности изменилось коренным образом, и старые добрые генштабовские карты скорее способны запутать туриста, нежели помочь ему.
       Погода: дневные температуры - около 30 градусов. Ночная температура [одна ночевка] - около +10 . Небо - 27 и 29 августа - ясно, 28 августа - переменная облачность.
       Природа: Лес - смешанный. Состав: ель, береза, сосна, осина, ольха. Цветут в малом количестве по обочинами и на скошенных местах: клевер, пазник, колокольчик раскидистый, пижма, цикорий, донник; существенный вклад в окружающий вид вносят белые верхушки отцветшего иван-чая. Грибы: видел несколько подосиновиков, пару белых, сыроежки. Животные: взлетали крупные промысловые птицы, предположительно - тетерева и рябчики, видел нескольких лосей. Комаров, мух и клещей мало.
      Участники: 1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        26 августа, пятница
        Железнодорожный билет Москва-Балезино оформлен 13 августа после появления сданных билетов, до этого плацкартных мест не было; билет без белья обошелся в 2710 руб. Плацкарт на удобный в данном походе поезд Северобайкальск-Москва от Кирова до Москвы был оформлен 17 августа, также после появления отсутствовавших до определенного момента плацкартных мест. Потом возникло сразу около 50 мест, которые за 1-2 дня были разобраны. Этот билет без белья обошелся в 2349 руб. Последним, утром в день отъезда, был взят билет Игра-Киров на поезд Казань-Киров. Мест было достаточно, билет без белья обошелся в 1119 руб. В 23.45 Поезд № 62 Москва - Владивосток отправился с Ярославского вокзала столицы. Населенность вагона близка к 100 процентам.
       
        27 августа, суббота
        Поезд прибыл на ст. Балезино в 16.25 по местному времени [оно опережает московское на 1 час]. Перейдя пути по высокому мосту, я вышел на ул. Наговицына [это большевик, первый председатель удмуртского облисполкома]. Около станции в поселке имеются кирпичные дома в несколько этажей, подальше - одноэтажная застройка сельского типа. На перекрестке с ул. Русских [А.А. Русских - герой Великой Отечественной] свернул налево. В "Пятерочке" за 31 руб. была куплена 1,5-литровая бутылка минеральной воды "Ошмес". До конца этого жаркого дня предстояло пройти по дороге по открытой местности около 25 км.
       
       


       
        В 16.14 [здесь и далее, если не оговорено - московское время] я оставил Балезино позади и через час хода по неплохому шоссе достиг деревни Шолоково. Особенностью всех пройденных населенных пунктов, в частности - Шолокова, является почти полное отсутствие садов, а также, в сухую погоду, тучи пыли, поднимаемые машинами на местных галечных дорогах.
       Уже через 20 минут дальнейшего движения я подошел к татарской деревне Падера. Как выяснилось из интернета уже при подготовке данного отчета, деревянная мечеть этого селения не закрывалась во времена гонений на религию и как памятное здание недавно была перевезена в музей-заповедник "Лудорвай". В Падере же несколько лет назад была построена новая мечеть. Ее я видел лишь издалека, поскольку шел по окраинной Пионерской улице. В 18.05 был пройден железобетонный мост через р. Юнду, а в 18.47 я вступил в пределы большой деревни Юнда, стоящей на обоих берегах одноименной реки. На старой генштабовской карте части деревни, разделенные рекой, носят разные названия: Большая и Малая Юнда. В 19.20 обе они остались позади. Уже были густые сумерки, но движение машин по дороге все еще продолжалось.
       


       
        В 20.03 я миновал поворот на Вотино и Ахмади. На небе высыпали звезды, но луны не было. Вдоль дороги тянулась жидкая сосновая лесополоса. Решив, что более подходящего места найти в наступившей темноте не удастся, я свернул в лесополосу. Палатку пришлось ставить при свете фонаря. Около 21.30 все было готово ко сну, ужин не планировался. За день пройдено 23 км.

        28 августа, воскресенье
        Около 4.30 начал собирать палатку. Было холодно: мерзли руки, а фотоаппарат долго не получалось оживить никакими усилиями. По дороге проехала первая в этот день машина. Видно ее с расстояния метров 20 было прекрасно, также, наверно, как и из нее было как на ладони видно меня. Но вчера в полной темноте казалось, что я хорошо замаскировался.
        В 5 утра я вышел на большак. В 5.10 был пройдена бывшая деревня Лебеди, в 5.25 - последний оставшийся дом деревни Потемкино, а в 5.57 я подошел к указателю "Красногорский район". Здесь, согласно генштабовской карте, от ур. Кваково налево отходит грунтовая дорога на Захватай. Действительно, что-то похожее обнаружилось, но вскоре пропало. Ориентируясь по рельефу, я поднялся по лугу на господствующую высоту 233. Вокруг открылись чарующие дали нив и перелесков [фото]. Среди полей я заметил, узнав по виденным когда-то картинкам, настоящую работающую нефтечерпалку.
       Неожиданно нашлась торная дорога на д. Захватай. Вероятно, она отходит от большака несколько дальше, нежели свернул я.
       
       


       
        Захватай был пройден около 7 утра, а в 7.25 я подошел к большой деревне Бараны [ударение на последнем слоге, как выяснилось в ходе разговора с Ларисой, подвозившей меня вечером]. Несколько минут было посвящено фотографированию на фоне указателя. Пока поход шел строго по графику.
        Впереди в отдалении тракторист протирал стекла своего "железного коня". Продолжая идти на юг, я оставил справа большое кирпичное здание, где расположен детский сад, свернул налево и оказался как раз на дороге в Ефремово. Сразу за Баранами пересек по насыпи речку Пироговку, набрал воды и, поднявшись выше по дороге, развел первый в этом походе и, как выяснилось позже, последний костер. После чаепития и отдыха путь был продолжен. В запасе оставалось еще 0,7 литра воды "Ошмес". Около 11 часов я прошел Ефремово, где сохранился лишь полуразвалившийся сарай. Далее путь лежал к юго-западу, где на генштабовской двухкилометровке обозначено безлесное урочище, на более старой километровке - деревня Крысово, а на космических снимках - новая дорожная сеть, связанная с нефтедобычей. Задача состояла в том, чтобы в месте крутого поворота новой дороги налево продолжить движение по видимой на космоснимках просеке с выходом к реке Сале.
       
       


       
        На руках была только двухкилометровка, а воспоминания о космических снимках ложились на окружающую местность с большим трудом. Тем не менее, как выяснилось позже, я правильно сориентировался в ур. Крысово и в 12.37 подошел к тому самому крутому повороту, где следовало не поворачивать, а идти прямо по просеке. Но просеки никакой не просматривалось, зато на южной стороне поворота стояла нефтечерпалка, огромный резервуар и трансформаторный [?] ящик. Около этого хозяйства торчал плакат со строгим запрещением прохода и проезда. Возможно, стоило поискать малозаметную просеку чуть южнее, но то ли помешал строгий плакат, то ли отсутствие уверенности в своем местоположении... В результате я продолжил движение по дороге и в 12.59 подошел к следующей нефтечерпалке. Здесь галечный грейдер закончился.
        План выхода на ур. Чемошурка с плотным обедом на реке Сале потерпел фиаско, поскольку, казалось, я сильно сместился к востоку. [Заметим в скобках, что обеда бы и так не получилось, так как я оказался бы в границах Салинского заказника, где нельзя жечь костры. Но это выяснилось позже.] Тем не менее, была и обнадеживающая находка: на юго-восток или юг пошла прямая, как стрела, просека с наезженной грунтовкой. У ее начала стояла двухколесная бытовка "Путеремонтная", возможно с далеких времен развитой сети УЖД в этой местности.
       
       


       
        Судя по пенькам, недавно прошла расчистка от успевших вырасти небольших деревьев. Вскоре дорога прорезала, как мне показалось, насыпь УЖД, но я без остановки проследовал дальше. Теперь, когда под рукой есть возможность положить на карту пройденный путь, легко понять, что сохранить намеченный маршрут можно было поворотом по насыпи направо с гарантированным выходом через полчаса к ур. Чемошурка...
        Направление менялось между югом и востоком, что меня вполне устраивало: это означало выход либо к д. Башмаково, либо к бывшей узкоколейке запад-восток [изображенная выше на карте УЖД примыкала к ней с севера], которая приведет в то же Башмаково, откуда осталось бы 5 км до шоссе на Игру. Неплохая дорога продолжалась почти 2 часа и закончилась микроскопической вырубкой. Дальше просматривалось что-то заросшее. Между тем, небо затянули облака, и ориентироваться по солнцу стало невозможно. Вскоре высота деревьев на бывшей дороге достигла трех-четырех метров. Расчистка досюда не дошла. Блудить в лесу без навигационных устройств и без солнца можно достаточно долго, а с утра [в 10.37 по местному времени] уже надо было уезжать на поезде из Игры. На то, чтобы выбраться из леса до темноты, оставалось часа 4. В этот момент я с тоской подумал, что надежнее всего - вернуться в Бараны и вызвать такси в Игру.
       

сторона квадрата 4 км


       
        Подумав так, все же пошел вперед по едва заметной тропе, предполагая, что, скорее всего, лишь увеличиваю путь, который придется проделать в обратном направлении, но через несколько минут вышел на поперечную просеку, в которой без труда угадывалась [по мощной насыпи] бывшая УЖД. Как раз в месте пересечения с моей заросшей дорогой стояли свежие столбы с указателями Салинского охотничьего заказника. Бывшая УЖД вправо вся заросла высокой травой, влево же [на восток] по ней шла грунтовка, туда я и свернул; теперь предстояло дойти до д. Башмаково.
        Путь занял два часа, при этом я пересек по деревянным кладкам речки Ардечку и Тюму. Во время отдыха около очередного указателя Салинского заказника [рядом на сосне висел "антиквариат от Главохоты", см. иллюстрации] был выпит последний глоток "Ошмеса". Только в 17.23, примерно за полтора часа до наступления темноты, я вошел в Башмаково. В этот день за спиной осталось уже 32 километра.
        В этой местности только что пролился небольшой дождь [меня он не задел даже краем]. На мокрой дороге отпечатались следы одного человека и одной проехавшей машины. Я попытался вспомнить, что показывали космоснимки насчет дороги на юг из Башмакова. Вспомнить ничего конкретного не удалось; это означало, что дорога была очевидной, то есть, ее следовало ловить на южном краю деревни. Подчиняясь этой логике, я оказался у последнего дома, где и кончились свежие автомобильные следы, здесь же стояла и сама машина, оказавшаяся потрепанным внедорожником. Двери автомобиля были открыты. На доме развевался флаг Удмуртии, слышался какой-то шум, но людей видно не было. Пройдя пару сотен метров по лугу, дорога углубилась в лес. Недавний дождь оживил комаров, о которых ранее не пришлось даже вспоминать; пришлось ускорить шаг. Через пару километров стало ясно, что дорога держит восточное направление, таким образом, о плановом выходе к идущему всего в пяти километрах южнее шоссе Красногорское - Игра можно было забыть. Тем не менее, особой трагедии в этом не было: на востоке я должен был упереться в магистраль Балезино - Игра, а с севера возможность заблудиться исключалась за счет бывшей УЖД Башмаково - Менил. При этом несколько часов пришлось бы идти с фонарем по лесной дороге.
        Вдали показался просвет, тут же слева раздался страшный треск, и я разглядел среди деревьев огромного лося. Немного подождав, он побежал в ту же сторону, куда направлялся я и через минуту встал мордой ко мне впереди в просвете дороги. Для хорошего снимка было далековато, я не спеша подходил, держа фотоаппарат в руках; лось все же не выдержал и скрылся.
        Просвет оказался простиравшейся во все стороны колоссальной вырубкой. Заваленная сучьями дорога свернула на север. Солнце уже село, но на открытом месте было еще светло. Вдали пробежали два лося. Дорога дошла до сложенных на границе леса бревен, где и закончилась. На этот раз иного выхода, кроме возвращения, не было. В начале девятого вечера по местному времени, уже в почти полной темноте, я снова оказался у крайнего дома д. Башмаково, где по-прежнему стоял внедорожник с открытыми дверями. Окна не светились, было тихо. Тем не менее, надо было спросить дорогу к цивилизации; сомневаться, что таковая [дорога] существует, не приходилось. Но входной двери, куда можно было бы постучаться, я с этой стороны дома не увидел. Дом напротив тоже, казалось, уже спал. На другой улице, через низину, я увидел светящиеся окна и направился туда. Сзади долго гавкала собака.
        Запутавшись в хозяйственных постройках, я не сразу нашел дверь в дом. В сенях никого не было, пришлось подняться по ступенькам в помещение, куда выходили двери нескольких комнат. Появилась женщина, которой я доложил, что немного заблудился и хочу выйти к шоссе. На помощь мне был делегирован молодой человек, который первым делом предложил наполнить пустую бутылку из-под "Ошмеса", о чем я как раз и хотел попросить. Затем последовал разговор о дорогах, я достал двухкилометровку. Оказалось, что я правильно начал движение, но пропустил развилку между новой лесовозной дорогой и ставшим по сравнению с ней малозаметным поворотом к шоссе. Как стало очевидно при подготовке данного отчета при просмотре космоснимков из Гугл-карт, лесовозная дорога в месте своего схода с проселочной сохраняет направление последней, в то время как нужная дорога резко уходит вправо, и путник как бы по инерции проскакивает поворот. Впрочем, это не оправдывает столь элементарную ошибку.
       Собеседник предложил мне попробовать еще раз, но я сомневался, что найду ночью не найденное вечером и попросил указать самую надежную дорогу. Послышалось что-то вроде "тогда надо идти прямо по гравийке, там кусты, потом повернуть на асфальтовую дорогу, но это будет километров 15 до трассы". Слово "кусты" изрядно напугало, но, как выяснилось, так называется группа нефтечерпалок. В дорогу мне были предложены помидоры и огурцы, от которых я отказался из-за отсутствия аппетита. Еще раз запутавшись в дворовых хозпостройках, я все же выбрался на "гравийку" и вскоре покинул пределы д. Башмаково.
        Бросок на вырубку и обратно добавил к пройденному пути еще 7 километров, уже чувствовались неизбежные мозоли и усталость. Но никаких сомнений не было, что примерно к полуночи я достигну трассы. Затем - установка палатки в темноте без ужина и утренний автобус в Игру...
        Позади за поворотом послышался глухой шум, через полминуты фары осветили дорогу. Шурша гравием, машина остановилась. Выяснилось, что Лариса [имя я спросил лишь в конце поездки] направляется в Игру. Миновав "кусты", мы выехали на трассу. Разговор [было замечено, что говор у меня не местный] шел большей частью об обилии животных в этих местах: ехать приходилось медленно, чтобы успеть избежать столкновения с лосем. Однажды Лариса видела перебегавшего шоссе медведя, приходилось и сгонять сидящих на дороге рысей. Лариса упомянула о гостинице "Уют", где можно было бы переночевать. Я вспомнил, что рассматривал, готовясь к походу, вариант ночевки в этой гостинице, но отказался от него, в частности, из-за предполагаемой дороговизны одноместного номера. Мы уже остановились у здания на Трактовой, 17, а я так и не решил, хочу ли в гостиницу. Но цена 550 руб. за двухместный номер без соседа и с удобствами в коридоре меня вполне устроила. Распрощавшись с Ларисой [спасибо ей еще раз за неравнодушие!], около десяти вечера по местному времени я заселился в № 3. За день пройден 41 км.
       
        29 августа, понедельник
        Покинув "Уют" в 8.26 [время местное], я прошел метров 500 вправо до автобусной остановки и уже в 8.40 [время местное] приехал в центр поселка, где расходятся улицы Победы и Советская. Вывески на госучреждениях дублируются на удмуртском языке, названия улиц - только на русском. Сделав несколько фото, направился к краеведческому музею.
        Понедельник - традиционный музейный выходной - и я, хоть на сайте и было указано, что выходной - воскресенье, заранее списался с музеем, чтобы не наткнуться на закрытую дверь, и получил приглашение приходить, начиная с 9 [время местное]. Основной целью было приобретение редких книг местного издания или других сувениров, но оказалось, что не этим интересен музей. В 8.55 [время местное] я доложил о своем прибытии, в ответ услышал вопрос: "Вы будете самостоятельно или с экскурсией?" Других посетителей не было, и экскурсию пришлось бы проводить исключительно для меня одного. "А сколько стоит экскурсия, наверно, дорого?", - робко спросил я. "50 рублей". Таких цен на экскурсии не встречалось уже много лет.
        Как правило, рассказ в краеведческих музеях строится в хронологическом порядке, начиная с первобытнообщинного строя и охоты на мамонтов до современности, зачастую с устоявшейся трактовкой событий в духе "Капитала" и "Краткого курса истории ВКП[б]". В Игре же экскурсия началась с утверждения "мы, удмурты, люди лесные", что сразу перечеркнуло ожидаемый шаблон и подготовило слушателя к дальнейшему краткому, но емкому изложению, которое не только иллюстрируется экспонатами, но и поддерживается техникой показа на современном уровне. В частности, сильное впечатление производит необычайно красивый видеоклип исполнения современными удмуртскими девушками удмуртских песен на русском и удмуртском языках.
        Около 10 по местному времени я распрощался и пошел на автобусную остановку. Расстояние до вокзала составляет более трех километров, и за сколько времени оно преодолевается транспортом, мне известно не было. Но опасения оказались напрасными: автобус подошел быстро, летел почти без остановок, и уже в 10.05 [местное время] я стоял рядом со своим составом Казань-Киров, часть вагонов которого, в том числе, кажется, и мой, следовали из Кисловодска. Отправление было в 10.37 [время местное]. Не найдя проводника, я самостоятельно направился к своему 52-му месту. Там гоняла чаи молодая женщина, а второе сидячее место было занято свернутым матрацем. Гражданка была явно не в восторге от моего появления, пробормотав что-то вроде "так и думала, что не доеду в комфорте" и пересела на законное место в купейной части отсека. Между тем, у двери своего купе появилась проводница. Я заявил, что занял 52 место, она уставилась недоуменным взглядом, также, как и сонный напарник, обнаружившийся в этом же купе. "Может, вам нужно что-то у себя отметить?", - намекнул я, и еще - мне нужен "Роллтон". Вместо того, чтобы дать мне суп, девушка, отмечая мой билет в телефоне, обратилась к напарнику: "Пересчитаешь кассу", причем я так и не понял, связан ли этот "пересчет" с требуемым супом, поэтому сказал еще раз: "Так что там с моим "Роллтоном", есть очень хочется!" На что парень ответил: "Я вам лично его принесу". Супа я ждал до самого Кирова, но так и не дождался.
        51-е место в моем отсеке до конца оставалось свободным.
        В 16.02 поезд прибыл в Киров. Как и планировалось, я немедля отправился на автобусе до остановки "Трифонов монастырь" закупить яранских игрушек. На этот раз выбор в "Вятской керамике" был небогат, и я зашел еще в знакомый с 2013 года магазин на Герцена, 5. На вокзал вернулся минут за 20 до отхода своего поезда Северобайкальск-Москва [17.38].
        Значительную часть пассажиров нашего до отказа набитого вагона составили студенты МГТУ им. Баумана - участники стройотряда "Малахит", возвращающиеся в Москву. Наконец-то после долгого перерыва удалось увидеть и услышать людей, интересы которых, судя по обрывкам разговоров, касаются науки.

       30 августа, вторник
        В 5.52 поезд прибыл на Ярославский вокзал Москвы.
Иллюстрации:

ст. Балезино; поезд Москва-Владивосток
ст. Балезино; поезд Москва-Владивосток

статуя на ул. Русских
статуя на ул. Русских

дорога Балезино-Игра
дорога Балезино-Игра

д. Шолоково, вид назад
д. Шолоково, вид назад

д. Падера, вид назад
д. Падера, вид назад

р. Юнда близ д. Падера; вид с моста
р. Юнда близ д. Падера; вид с моста

галечная дорога в Юнду
галечная дорога в Юнду

дом в Малой Юнде
дом в Малой Юнде

ночевка у дороги; см. текст
ночевка у дороги; см. текст

д. Потемкино
д. Потемкино

вид с господствующей высоты 233 на СЗ
вид с господствующей высоты 233 на СЗ

дом в д. Захватай, вид назад
дом в д. Захватай, вид назад


в Баранах
в Баранах

в придорожной роще
в придорожной роще

дорога в Ефремово
дорога в Ефремово

дорога из Ефремова на юго-запад
дорога из Ефремова на юго-запад

дорога к нефтекачалкам
дорога к нефтекачалкам

нефтекачалка
нефтекачалка

путеремонтная бытовка
путеремонтная бытовка

путь на юго-восток
путь на юго-восток

выход на бывшую УЖД
выход на бывшую УЖД

мост через р. Ардечку
мост через р. Ардечку

антиквариат от Главохоты:[ГЛАВОХОТА РСФСР/ГОСОХОТИНСПЕКЦИЯ/ПРИ СМ УАССР/
ОХОТНИЧИЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/УЧАСТОК/АРХАНГЕЛЬСКИЙ]
антиквариат от Главохоты: [ГЛАВОХОТА РСФСР/ГОСОХОТИНСПЕКЦИЯ/ПРИ СМ УАССР/ОХОТНИЧИЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/УЧАСТОК/АРХАНГЕЛЬСКИЙ]

колокольчик раскидистый
колокольчик раскидистый

на бывшей УЖД
на бывшей УЖД

южная окраина д. Башмаково
южная окраина д. Башмаково

начало дороги из д. Башмаково на восток
начало дороги из д. Башмаково на восток

дорога из д. Башмаково выщла на вырубку [см. текст]
дорога из д. Башмаково выщла на вырубку [см. текст]

номер 3 в гостинице Уют
номер 3 в гостинице Уют

в центре п. Игра
в центре п. Игра

Игра; краеведческий музей
Игра; краеведческий музей

Игра; краеведческий музей, на экскурсии
Игра; краеведческий музей, на экскурсии

ст. Игра
ст. Игра

г. Киров [Вятка]; перекресток ул. Ленина [Николаевской] и Герцена [Копанской]
г. Киров [Вятка]; перекресток ул. Ленина[Николаевской] и Герцена [Копанской]

в плацкартном вагоне поезда Северобайкальск-Москва
в плацкартном вагоне поезда Северобайкальск-Москва