Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Ту
    льская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий-эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Имандра - Путеличорр - Имандра


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 12 - 19 июля 2024 г., муниципальный округ Оленегорск Мурманской области.
       План: 13 июля. Выехать в 1.39 поездом Смоленск - Мурманск с Белорусского вокзала Москвы.
        14 июля. В 15.35 прибыть на ст. Имандра, обходя с севера горный массив, идти на восток, приблизиться к устью одного из ущелий, ведущего к горе Путеличорр. Заночевать на границе леса.
        15 июля. Взойти на Путеличорр, повернуть на запад, дойти до Маннепахка. Начать спуск. Заночевать на границе леса.
        16 июля. Спуститься вниз, идти к станции Имандра, заночевать либо на одной из ближайших речек, либо на озере Имандра.
        17 июля В 10.10 отправиться на поезде Мурманск - Смоленск в сторону Москвы
        Карты: При подготовке данного отчета использовалась скачанная из интернета "генштабовская" топографическая карта 200k-q36-03_04, (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Для иллюстрации маршрута применены фрагменты карты масштаба 1:50000, скачанной с сайта www.valentina.net: https://www.valentina.net/khibiny-map006.jpg, https://www.valentina.net/khibiny-map011.jpg, https://www.valentina.net/khibiny-map012.jpg.
       В походе использовалась распечатки "генштабовской" топографической карты, были также заранее просмотрены космические снимки яндекс-карт.
       Сопутствующие обстоятельства:Не вполне ясно было, как удобнее добраться до намеченных высот, поэтому предполагалось искать лучшее решение уже в пути. Ограниченность маршрута и его кольцевой тип также давали возможность менять очередность посещения объектов. Этому же способствовал большой запас времени.
       В отчете о предыдущем походе [Оренбург - Колтубанка - Похвистнево] приведен список взятых вещей. Настоящий поход предполагал 3 ночевки в палатке, поэтому к перечисленному в прошлом отчете добавилась, естественно, палатка и коврики. Кроме того, был взят дополнительно теплый свитер, а вместо легкого плаща - новая непромокаемая штормовка из прорезиненной ткани. Против комаров был взят Рефтамид.
       В меню вошли пакетные супы 4 шт. [все съедены], чай - 25 пакетиков и конфеты трех видов ["Коровка", "Медунок" и желейные "Барбарис"]. Для питания в поезде [дорога "туда"] были взяты два "Доширака", рыбные консервы [3 шт.] и хлеб. На обратную дорогу два "Доширака" были куплены в Кандалакше, а пачка печенья - у проводницы. Чай и конфеты еще оставались.
       Погода: дневные температуры - около 22 градусов. Ночные температуры - около +15 . Небо - малооблачно. В горах иногда - сильный ветер.
       Природа: Лес - невысокая сосна, ель, береза, ольха. Выше определенного уровня остаются только кривые березы. Цветут под горами: клевер, иван-чай, мышиный горошек, клевер-кашка, тысячелистник, лютики, герань лесная, шиповник, вереск, колокольчик круглолистный, линнея северная [много], дерен шведский и др.; в горах: мак полярный, камнеломка жестколистная, жирянка обыкновенная, горец змеиный, смолевка бесстебельная, филлодоце голубая, дриада восьмилепестная, также и колокольчик круглолистный. Грибы: видел несколько подосиновиков, подберезовиков и сыроежек. Ягоды: очень много голубики, которая будет съедобна недели через две. Брусника только набирает бутоны. Костяника единична и еще не поспела. Малины, земляники и черники не видел. Кажется, растет жимолость, но ягод не видел. Животные: на одной из гор видел зайца, очевидно наличие лосей [помет]. В озере плескалась рыба. Клещей нет, кровососущих мух мало, внизу много мошки и комаров.
      Участники: 1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/map227707_0_0.htm), где красной линией обозначен примерный маршрут.
       



        12 июля, пятница
        Железнодорожный билет Москва-Имандра в сидячий вагон оформлен 29 июня и с учетом 10-процентной скидки ["день рождения"] обошелся в 2771 руб. Билет Имандра-Смоленск также в сидячий вагон был оформлен 6.07 и тоже с учетом скидки обошелся в 3314 р. В качестве эксперимента до Имандры я ехал на месте № 2, которое на рисунке вагона изображено вместе с местом 1 в отдельном отсеке напротив приделанного к стенке столика. По факту оказалось, что эти места повернуты к стенке спинкой, и столики встроены в спинки передних кресел. Эта система имеет место вплоть до середины вагона, где встречаются противоположно направленные кресла. Здесь с каждой стороны прохода стоит разделенный прозрачной перегородкой стол. Каждым из этих столов могут пользоваться 4 человека. Таким образом, место № 2 в плане столика ничем не отличалось от большинства других мест, но все же имело определенное преимущество: при большой текучести населения нашего сидячего вагона, когда на некоторых станциях выходили 2/3 пассажиров, и тут же примерно столько же и заходили, соседнее место 1 не пользовалось популярностью - при наличии с некоторого момента достаточного количества других свободных мест, на него никто не польстился, и, начиная с Вологды, соседа у меня не было. В 1.39 Поезд № 144 Смоленск - Мурманск отправился с Белорусского вокзала столицы. Населенность вагона близка к 100 процентам.
       
        13 июля, суббота
        Поезд идет на север. На стоянке в Ярославле я прислушивался к вокзальным объявлениям: объявления касательно нашего поезда дублировались на английском, при этом одновременно на станции находились поезда Санкт-Петербург-Иваново и Санкт-Петербург-Самара, их дублирование миновало. Скорее всего это связано с отсутствием пока соответствующих фонограмм на данном вокзале.
        Пожалуй, из неудобств следует отметить слишком рьяно работающий кондиционер. Возможно, это связано с большим перепадом температур по вагону, при этом автоматика работает по максимальной температуре. При выключении конциционера сразу же становилось очень душно из-за закрытых окон.
        В 21.15 поезд прибыл на ст. Обозерская, где к нашему семивагонному составу прицепили еще 5 вагонов Архангельск-Мурманск от поезда Архангельск-Котлас.
       
        14 июля, воскресенье
        Около 13 часов вышел на длинной остановке на ст. Кандалакша [в отличие от некоторых других станций, обнесенных в этом году сеткой таким образом, что войти-выйти можно только через вокзал с ритуальным досмотром, Кандалакша пока не замкнута]. В ближнем магазинчике приобрел пакет овсяного печенья за 83 р. В 15.35 поезд прибыл на ст. Имандра. Из моего вагона вышла кроме меня одна женщина. Вдоль берега озера прошла тургруппа, но приехала ли она моим поездом или раньше, осталось неясным.
        Я проследовал по ближайшей к железной дороге улице в северном направлении. Как это неоднократно наблюдалось в других походах - затухающие населенные пункты сохраняют территорию периода своего расцвета, но многие здания выглядят заброшенными. Около закрытого на замок магазина [см. фото] [согласно расписанию он должен был работать] я свернул направо и вышел на дорогу, которая шла как надо - примерно на северо-восток. В 16.07 прошел развилку, где свернул налево. Вскоре дорога прошла мимо небольшого озера, а затем стала постепенно вырождаться в тропу. Вправо отошли 2 - 3 просеки, но я решил, что сворачивать в горы еще рано. Тропа в конце концов исчезла, но, пройдя еще сотню-другую метров, я услышал шум потока и вышел к каменистой речушке [17.34]. Сориентировавшись по навигатору, решил, что лучшего пути к горе Маннепахк вряд ли найдется и двинулся вверх по течению.
       

сторона квадрата 1 км; красной и синей линиями показаны пути соответственно прямой и обратный пути


       
        Сначала следовал левым относительно движения берегом, затем, когда река стала мельче, по самому руслу. По мере подъема среди камней стали встречаться диковинные цветы. Около 8 вечера подошел к мысу, образованному двумя составляющими моей речки, стекающими под небольшим углом из соседних распадков. Надо было определиться с ближайшими планами: дальнейший подъем исключал ночевку в палатке, поскольку березовое криволесье здесь кончалось, и привязать растяжки было бы не к чему. Кроме того, имелось и такое соображение: чтобы увидеть во всей красе ночной подход солнца к линии горизонта [в эти дни завершался полярный день], необходимо было находиться не в ущелье, а на северных склонах гор, то есть подниматься дальше. Раздумывая, как поступить, не перенести ли наблюдение за солнцем на следующую ночь, я тем временем соорудил в камнях русла левого по ходу ручья очаг, набрал "плавника" и занялся приготовлением ужина. Солнце подкатывало к северному склону ущелья, тень подползала к его середине... В конце концов я решил не откладывать наблюдение за полярным днем, поскольку нынешние идеальные условия [ясное небо] через сутки могли не повториться. Тем не менее, вопрос с ночевкой - как и где ночевать, и ночевать ли вообще, так и остался открытым... Примерно в 22.30 начал подъем на северный склон ущелья в том месте, где березовая поросль поднималась достаточно высоко, возможно, в связи с близостью подземного ручья. Была мысль - при наличии ровной площадки поставить палатку, а на точку наблюдения сходить налегке и с возвратом. Но подходящей площадки не нашлось, криволесье кончилось, и на осмотр северной части горизонта я вышел в полной экипировке. Здесь наконец был построен план дальнейших передвижений: сначала идти к Путеличорру, не теряя высоту, затем возвращаться к Маннепахку. Отличие этого плана от первоначального заключалось только в том, что подход к вершине большей частью осуществлялся горами, а не лесом.
        За день пройдено 8 км.
       

сторона квадрата 1 км; красной и синей линиями показаны пути соответственно прямой и обратный пути


       
       
       
        15 июля, понедельник
        Тем временем уже миновала полночь, а солнце даже краешком не зашло за далекие горы. Несколько позже я понял, что, поскольку нахожусь на высоте, линия горизонта отодвигается, и полярный день здесь должен продолжаться и после того, как на равнине он бы закончился. Эти элементарные познания из курса природоведения начальной школы были извлечены из памяти с большим трудом.
       Между тем постепенно усилился холодный ветер. Пришлось максимально утеплиться, и стало ясно, что нет иного разумного выхода, как спуститься к границе леса, поставить палатку и заночевать. Как раз впереди показалась глубокая долина. Спустившись параллельно ей по хребту до первых кривых берез, я поставил палатку на весьма мягком ковре из голубики, вереска, брусники и др.
        В 8.30 был разбужен смской [мобильная связь работала практически бесперебойно]. Собрал палатку и спустился крутым склоном к речке Маннепахкуай [9.30]. Шел вверх по течению в основном по руслу [по камням], иногда - по берегу. Здесь были найдены первые за весь поход АРТЕФАКТЫ: полусгнивший маленький рюкзак [к сожалению, пустой] и, в другом месте, несколько рваных кусков дюраля - возможно, часть какого-то летательного аппарата. Сильнее это смахивало на части лодки, но Маннепахкуай, мягко говоря, несудоходен. К слову сказать, на всем остальном маршруте [исключая, конечно, окрестности ст. Имандра] к этим "артефактам" присоединились лишь два предмета: очень ржавая консервная банка, найденная на одном из склонов и мешочек с маленькими колышками для палатки, оставленный кем-то на камне недалеко от русла безымянной речки.
        В интервале 10.30 - 11.30 была сделана остановка на утренний чай.
        В 11.40 я подошел к водопаду: левый по ходу исток Маннепахкуая на скорости срывается с высоты 10 метров [согласно карте] в маленькое исключительно прозрачное лазурное озерцо [фото]. [Чуть раньше речка ветвится на две составляющие]. В истоке правой по ходу составляющей что-то белело. Подойдя поближе, я разглядел вполне ожидаемый снег, под ним - малое озерцо, которое и служит правым по ходу истоком Маннепахкуая [фото].
        Дальнейший путь лежал по хребту вдоль левого по ходу истока Маннепахкуая. Один раз я спустился вниз к сохранившемуся снегу в русле [фото].
        Последние метров сто до вершины осевого хребта, соединяющего горы Маннепахк и Путеличорр, пришлось карабкаться по крупным скальным обломкам.
       
       

сторона квадрата 1 км; красной и синей линиями показаны пути соответственно прямой и обратный пути


       
        По оси хребта надо было идти влево; вдали виднелась группа скал, которую я и счел за Путеличорр [высота 1111 метров]. Оставив рюкзак у приметного большого камня, я двинулся в этом направлении.
        На подходе к скалам гребень предельно сузился. Справа местами вплотную подходила пропасть пугающей глубины. На мелкой щебенке появлялись следы предыдущих путешественников... Скал я достиг в 15.40, сделал несколько фотографий и собрался было назад, как вдруг обнаружил, что соседняя гора заметно выше. Оказывается, до Путеличорра я не дошел. Дойти до этой горы и подняться на нее удалось примерно в 16.30. Ровная вершина большой площади. Было замечено два рукотворных объекта: памятная доска, оставленная туристами из Буя и каменная пирамидка, построенная на большом обломке - творение неизвестных путешественников. Теперь оставалось только повернуть назад, в сторону горы Маннепахк. Геодезической вышки на этой горе я достиг в 7 вечера. Согласно плану теперь предстоял спуск к истокам безымянной речки, по которой я подходил к горам сутки назад.
        Этот очень крутой спуск с 800 на 400 метров занял примерно час и стал, пожалуй, физически самым сложным действием за весь поход. В 9-м часу вечера я оказался около знакомого мыса на развилке двух истоков, не спеша поужинал и поставил палатку.
        За день пройдено 13 км.
       
       16 июля, вторник
        Встал около 5 утра, заварил чай. Солнце еще не проникло в ущелье, было как-будто пасмурно и довольно зябко. До станции оставалось не более четырех часов хода, и было совершенно непонятно, что там делать целый день [мой поезд отправлялся в 10.10 завтрашнего утра]. Я снова забрался в спальник. Оказалось, что запасы сна еще не исчерпаны: второй подъем состоялся уже в одиннадцатом часу. В 11.10 я отправился в путь; когда ниже по течению идти по руслу стало неудобно, шел левым берегом. Занялся сбором брусничного листа, потратив на это около часа... В лесу встретились по отдельности два сложенных из камней очага. Один совершенно зарос мхом, сверху второго лежал полуистлевший мешочек с палаточными колышками.
        Русло начало разделяться на малые протоки, в какой-то момент я, думая, что перехожу одну из их, в заболоченном месте перешел основное русло. Навигатор показывал близость железной дороги. Рядом была вода, вокруг - прекрасный бор из невысоких сосен... Можно было остановиться на ночевку здесь, но, поразмыслив, решил ограничиться полдником и потом все же выйти для надежности к железной дороге и озеру. Стоянка длилась с 16 до 19 часов. Я уже приобрел навык сооружения очага из трех камней практически произвольной формы.
        Незадолго до 8 вечера вышел к железной дороге и к озеру и начал поиски площадки для установки палатки. К финальному отрезку относится единственная, пожалуй, оставшаяся загадка пройденного маршрута: навигатор показал, что, приближаясь к железной дороге, я второй раз перешел безымянную речку, снова оказавшись на ее левом берегу [см. карту]. Но память никаких бродов или мостов не сохранила... Место для палатки было найдено в 3 метрах от озера, причем здесь вдоль берега сохранились остатки какого-то вала, поросшего травой и кустарничками вроде брусники, голубики и вереска. Возможно, именно здесь стояли позднее превратившиеся в развалины сооружения. В воде у берега среди камней заметны куски обкатанных кирпичей. В нескольких метрах по берегу обнаружилась слегка заброшенная импровизированная "смотровая площадка" с доской, положенной на камни. Ее я использовал для наблюдения за великолепной вечерней зарей [фото], а также для вечерней трапезы. На этот раз солнце все же зашло за далекие холмы.
        За день пройдено 6 км.
       
       17 июля, среда
        Около 9 утра вышел на железнодорожные пути и через 20 минут был уже на подступах к станции Имандра. Навстречу проследовал электровоз с одним пассажирским вагоном, из которого на станции вышли люди. В расписании такой поезд отсутствует. Возможно, он привез работников железной дороги. На боковом пути вытянулся ремонтный поезд, некоторые вагоны которого были достоины стать музейными экспонатами [фото]. Около здания станции тусовалась тургруппа из двух взрослых и семи детей... В дверях ремонтного поезда появился голый по пояс сотрудник.
        - Максим, подходи, Сашка уже сделал!
        - Что он сделал? - уточнил другой сотрудник, переходивший в этот момент пути.
        - Макароны с мясом!
        В 10.10 поезд Мурманск - Смоленск отправился на юг. Я снова ехал в сидячем вагоне. Соседнее место занимала пожилая дама, которая сошла только в Вологде на следующий день. Пару кресел впереди занимала женщина с маленькой дочкой, которая тщетно пыталась примоститься и поспать. Это заметила женщина лет 45 с одного из ближайших мест, соседнее кресло у нее было свободно. "Давайте, я перейду к вам, а девочку уложим у меня!" Мама с дочкой никак не могли принять решение, а женщина с излишней, как показалось, настойчивостью, повторяла свое предложение. "Хорошо, что есть такие отзывчивые люди", - подумал я. Тем временем поезд остановился на станции Апатиты. В вагон вошел полицейский и двое мужчин в желтых жилетах; как оказалось, начальницей поезда уже давно была подана заявка ["информационный лист"] о снятии с поезда пьяного пассажира. И тут произошло неожиданное: "отзывчивая женщина" вскочила с места и стала активно вмешиваться в процесс: "Зачем вы его забираете, он же тихо лежит и никого не трогает" и т.п. Резонные аргументы начальницы поезда, что он может, проснувшись, все облевать или попасть под колеса совершенно не действовали: "Вы нагнетаете и накручиваете себя и других". Полицейский был вынужден оправдываться. Но начальница поезда выполнила свою миссию до конца.
        С участием начальницы, прибывшей в наш вагон с планшетом, прошли также два эпизода с переоформлением билетов с ошибками, обнаруженными бдительным проводником-практикантом [насколько я уловил, были перепутаны цифры паспорта, а в другом случае - буквы в ФИО]. За эту операцию пассажиры платили по 200 руб.
        Как обычно, чересчур мощно работал кондиционер, и опять помог теплый свитер. На станции Обозерская поезд лишился пяти вагонов, которые отправились в Архангельск.
       
       18 июля, четверг
        Ближе к вечеру второго дня пути поезд остановился на ст. Данилов. Здесь меняют локомотив, но неимоверное время стоянки - 80 минут связано, наверно, с согласованием расписания с движением других поездов. Данилов оказался второй станцией, где была заметная "торговля к поезду". За замечательной сеткой выстроились тетушки с ягодами, произведениями своих огородов и всяческими "Дошираками", а пассажиры совали им деньги сквозь сетку. Товары же приходилось принимать сверху. Одна женщина из Ярцева приобрела здесь вкусные на вид помидоры "домой". Первой же из двух "торговых" станции была Кемь, где две женщины торговали морошкой. На редкость невкусная морошка обошлась в 300 р. за примерно 200-миллилитровый пластиковый контейнер.
        В Александров мы прибыли с 20-минутным опозданием. После Бужанинова поезд свернул на боковую ветку, чтобы перейти на Савеловскую дорогу.
       
       19 июля, пятница
        В Москву [Белорусский вокзал] прибыли вовремя [1.29]. Вышли все, кроме, кажется, двух пассажиров.
       
Иллюстрации:

сидячий вагон [см. текст]
сидячий вагон [см. текст]

прицепка вагонов из Архангельска на ст. Обозерская
прицепка вагонов из Архангельска на ст. Обозерская

в поезде
в поезде

Кемь
Кемь

поезд прибыл на ст. Имандра
поезд прибыл на ст. Имандра

магазин в Имандре
магазин в Имандре

по дороге от Имандры
по дороге от Имандры

безымянная река - путь к горам
безымянная река - путь к горам

линнея северная
линнея северная

по высокому берегу
по высокому берегу

камнеломка жестколистная
камнеломка жестколистная

ближе к истоку
ближе к истоку

подъем на склон [см. текст]
подъем на склон [см. текст]

озеро Имандра
озеро Имандра

солнце никак не хочет садиться; время съемки 0.29
солнце никак не хочет садиться; время съемки 0.29

в ночь на 15 июля; время съемки 1.27

верховья реки Маннепахкуай
верховья реки Маннепахкуай

все ближе к истокам
все ближе к истокам

жирянка обыкновенная
жирянка обыкновенная

мак полярный
мак полярный

водопад на Маннепахкуае
водопад на Маннепахкуае

филлодоце голубая
филлодоце голубая

так выглядит правый по ходу исток Маннепахкуая
так выглядит правый по ходу исток Маннепахкуая

по склону хребта
по склону хребта

в русле левого по ходу истока Маннепахкуая
в русле левого по ходу истока Маннепахкуая

дриада восьмилепестная [куропаточья трава]
дриада восьмилепестная [куропаточья трава]

ближе к вершине хребта
ближе к вершине хребта

смолевка бесстебельная
смолевка бесстебельная

на горе Путеличорр
на горе Путеличорр

обратный путь; впереди г. Маннепахк
обратный путь; впереди г. Маннепахк

на горе Маннепахк
на горе Маннепахк

внизу мыс, знакомый по вчерашнему ужину; сегодня здесь предстоит ночевка
внизу мыс, знакомый по вчерашнему ужину; сегодня здесь предстоит ночевка

палатка в березовой роще
палатка в березовой роще

колокольчик круглолистный
колокольчик круглолистный

вниз по реке
вниз по реке

вода для полдника
вода для полдника

через лес к железной дороге
через лес к железной дороге

дерен шведский
дерен шведский

оз. Имандра
оз. Имандра

оз. Имандра
оз. Имандра

оз. Имандра
оз. Имандра

ремонтный поезд на ст. Имандра
ремонтный поезд на ст. Имандра

у вагона; ст. Кандалакша
у вагона; ст. Кандалакша

на ст. Данилов
на ст. Данилов