Лесные дороги--->на главную
Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Вязьма-Уда-Исаково


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 3-4 октября 2009 г. Смоленская область.
       План:ст. Вязьма - ст.Вязьма-Брянская - Колозовка - Степаники - Коханово - Крутое - р.Вороновка - р.Угра - Красино - р.Жижала - Ниж. Болваново - платф.Жижало. Из-за нехватки времени сократили маршрут: из Коханово пошли к ст. Исаково.
        Карты: в основном использовалась двухкилометровка Смоленской области 1992 года издания (состояние местности 1982-1990 гг.), а также атлас Смоленской области 1:100 000 (сокращенно - АСО) (состояние местности 2005-2008 гг.). При написании данного отчета просмотрены карты масштаба 1:100 000 (сокращенно - ТК)(квадраты N36-033, N36-034), состояние местности 1986 г., которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт.Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута.
        Погода:прогноз - использовался сайт gismeteo.ru. По данным этого сайта 3-4 октября должна была быть практически сухая погода с дневными температурами 12-13 градусов, в ночь на 4 октября температура должна была снизиться до +3 градусов. В целом прогноз подтвердился. (Фактически по данным gismeteo.ru днем 3-го октября в Вязьме было +8, а 4-го - +12).
        Участники:2 человека.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где кружочком обозначено начало маршрута.
       ;



        3 октября, суббота
       Отъезд в 8.00 поездом 13 Москва-Берлин. Цена билета в сидячий вагон Москва-Брест 252 руб., детского - 163 руб. со всеми сборами. Билеты брались за 9 дней до отправления. Примерно за 7 дней до отправления билетов в этот вагон уже не было. Поезд прибыл в Вязьму по расписанию в 10.16. Погода - прохладно, облачно. Мы оказались единственными посетителями весьма просторного вокзального буфета.
       

сторона квадрата 2 км


        Мы вышли на ближайшую к станции улицу, параллельную ж.д. путям, и пошли в сторону Смоленска. Вскоре эта улица влилась в дорогу Вязьма-Калуга. Повернув налево, в 11.30 оказались на большом мосту через ж.д. Москва-Смоленск. На перекрестке за мостом взяли правей и в 11.52 подошли к ж.д. Вязьма-Занозная около о.п. 3 км. Согласно разработанному маршруту нужно было идти по ж.д. по направлению от Вязьмы до платформы Колозовка. Мы свернули на пути, сначала прошли метров 700 направо, потом поняли ошибку и пошли в обратном направлении. О.п. 5 км. прошли в 12.38. Вокруг - в основном индустриальный пейзаж и пустыри. Около 13.00 подошли к крупной станции Вязьма-Брянская. Виднелось локомотивное депо, медленно ехал грузовой состав, раздавались команды диспетчера. Примерно через 2 километра после Вязьмы-Брянской железная дорога разветвляется - один путь ведет в Калугу, другой круто заворачивает к югу на Занозную и Фаянсовую. Стрелку мы прошли около 13.40 и повернули к югу.
        Вплоть до платформы Колозовка вокруг только лес и никаких построек. Удалось поесть плодов одичавшей яблони. Несмотря на начало октября им еще следовало дозреть. На платформе присели перекусить (около 14.20). Проходившая мимо по тропинке женщина сообщила, что поезда ждать придется долго - поезд в 19.15. Но можно дойти до Вязьмы-Брянской. Успокаивать женщину тем, что мы не ждем поезда, а собираемся ночевать в лесу, мы не стали.
       Продолжив движение, около 14.50 мы оказались на пересечении с грейдерной дорогой и пошли по ней на восток, в сторону д. Горки. Особенностью дорог было множество переползающих мохнатых гусениц. Прохладная погода способствовала быстрому движению, но на подходе к Горкам мы совершили досадный промах - следовало напрямую идти через деревню, мы же на перекрестке взяли вправо и в результате вместо Степаников дошли почти до Нов. Рожново (до реки Песочни), где и поняли свою ошибку. Снова к Горкам подошли в 16.00. Этот промах дал повод прочитать ребенку лекцию о том, что признание мной своей ошибки есть свидетельство царящего между нами взаимного доверия.
       В Степаники мы пришли в 16.50. Надо было попасть в ур. Екимовка. (Оно показано только в АСО). Согласно карте дорога в это урочище замысловато пересекает р. Светелку, идет вдоль нее до д. Уда (около 3 км), затем пересекает Светелку в обратном направлении. Было бы неплохо найти прямой путь на Екимовку без двойного форсирования реки, но в конце Степаников дорога кончилась. Пришлось вернуться к середине деревни и по плотине перейти Светелку. Эта плотина не обозначена в АСО, из чего кто-нибудь (но не мы) мог бы сделать вывод о том, что она построена позже 2005 года.
        Вскоре за мостом дорога (превратившаяся в грунтовую) разветвилась, мы взяли левей (17.20), стремясь держаться Светелки. Дорога постепенно становилась менее торной. У небольшого перелеска она вновь раздвоилась, и мы вновь взяли левей. На лугу в высокой траве дорога еле просматривалась, в лесу вновь стала заметной. Почти сплошь изрыта кабанами.
       По ощущениям мы должны были уже выйти к Уде, но никаких следов деревни не наблюдалось. Дорога терялась в лесу. Слева показалась лужайка с развесистым дубом (18.10), мы свернули к нему, прошли еще чуть вперед, справа открылась небольшая пустошь с двумя яблонями без яблок. Я решил было, что это бывшая Уда, но речка рядом текла не слева направо, а наоборот, и стало ясно, что это Лосьминка, и мы оказались сильно южнее Уды. На ТК, в отличие от АСО, показана пунктиром дорога на д.Устье, которая отходит вправо от дороги Степаники-Уда примерно на полпути между деревнями. Очевидно, каким-то образом мы не заметили развилку и оказались на этой дороге. Логично было бы возвратиться берегом Лосьминки к месту впадения Светелки, однако берег зарос сорным лесом, и показалось легче перейти на другую сторону, где виднелось поле. Тем более обнаружились давние следы переезжавших вброд машин. Наша переправа (по колено) прошла успешно, хотя вода была исключительно холодной.
       Мы поднялись повыше на поле и остановились на ночлег в небольшой рощице из лип и ясеней. В месте раздвоения огромной старой липы лежала ржавая лопата без черенка. В 19.00 уже спускались густые сумерки, в которых наблюдался восход полной луны. Чуть позже луна ярко осветила местность.
       Берег Лосьминки весьма крут, было непросто в темноте набирать воду. Из какой-то недальней деревни (однако невидимой для нас) доносился громкий рев недоеной коровы (так казалось на слух) и обрывки разговоров. Температура ночью ниже 0 не опускалась.
       

сторона квадрата 2 км



       4 октября, воскресенье
       С утра переменная облачность. Около 9.40 мы начали движение. Было очевидно, что пройти первоначально запланированный маршрут с выходом к Угре, реке Жижале и станции Жижало мы не успеваем, поэтому новая задача состояла в том, чтобы просто выйти к ж.д. Вязьма-Калуга до 15.00 (в это время проходит поезд Калуга-Вязьма).
       Еще выше нашей стоянки оказалось засеянное озимью поле, на нем были заметны следы грузовика, по которым мы и пошли примерно на север. Через несколько сотен метров эти следы вошли в лес, где превратились в наезженную грунтовку. В 10.19 эта дорога вывела нас к Лосьминке близ впадения Светелки. Перешли Лосьминку вброд, поднялись на высокий берег, с которого наблюдали раскинувшуюся южнее д. Уда. Деревня жилая, у одного из домов была видна легковая машина.
       С холмика, на котором мы стояли, началась заметная тропа. Она привела нас к деревянному мостику через Светелку, продолжилась и вывела на кладбище. Далее тропы не было. Мы прошли через поле, перелесок, вышли на большое поле, в середине которого стояло 2 или 3 дома (11.00). Нами сразу заинтересовались несколько породистых собак, стадо овец и стадо коров, хотя шли мы на значительном удалении от построек. По-видимому, это крестьянское хозяйство на месте д. Екимовка.
       
       Правее по ходу нашего движения (в дальнем правом углу поля) обнаружилась достаточно заметная дорога (еще на поле пересекла ручеек), которая около 11.40 вывела нас к д. Коханово. Здесь проходит асфальтированное шоссе до ст. Исаково. (Оно показано в АСО).
        В заброшенном саду на краю деревни удалось запастись яблоками трех сортов. Мы двинулись по шоссе в сторону Исаково. В месте общего поворота дороги на север мы разошлись с первоначальным маршрутом - предполагалось, что где-то здесь мы свернем с шоссе на юг к д. Крутое и далее будем двигаться вдоль берега Вороновки. Недалеко от поворота рядом с шоссе стоит новая часовня и оборудованный спуск к ручью, о которых можно прочитать здесь.
       
        Разбросанные предместья поселка Исаково и вышка сотовой связи видны издалека. Дорога из Коханово заканчивается т-образным перекрестком с дорогой, идущей вдоль Исаково. Метрах в 50 левей этого перекрестка отходит дорога прямо до ж.д. полотна. Мы достигли его в 13.59. До станции (платформы) нужно пройти еще несколько сотен метров к западу. Вокзал закрыт. Поезд пришел с опозданием, заполнен процентов на 30. По его прибытии в Вязьму (около 15.45) сразу же объявили посадку на Калугу (отправляется в 16.05).
       Попытка купить билеты на поезд 132 Брест-Москва (отправление из Вязьмы в 16.39, прибытие в Москву в 19.54) успехом не увенчалась - последний плацкартный билет взяли перед нами. Пришлось ехать на электричке с отправлением в 17.08 и прибытием на Беговую в 21.08. Контролеры, не потерявшие бдительности, даже набрав ворох десяток с "зайцев", особо тщательно проверили наши билеты.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1.Где потеряна дорога Степаники-Уда.
        2.Почему на более старой и подробной километровке не показана д. Екимовка, которая есть в АСО.
        3.Маршрут до конца не пройден.
Иллюстрации:

сидячий вагон поезда Москва-Берлин
сидячий вагон поезда Москва-Берлин

мост через ж.д. южнее станции Вязьма
мост через ж.д. южнее ст. Вязьма

о.п. 3 км. ж.д. Вязьма-Занозная
о.п. 3 км. ж.д. Вязьма-Занозная

ст. Вязьма-Брянская
ст. Вязьма-Брянская

влево-на Калугу, вправо-на Занозную
влево-на Калугу, вправо-на Занозную

дорога на д. Горки
дорога на д. Горки

перекресток у д. Горки
перекресток у д. Горки

после перехода р. Светелки
после перехода р. Светелки

дорога Степаники-Уда
дорога Степаники-Уда

дорога Степаники-Уда
дорога Степаники-Уда

дорогу испортили кабаны
дорогу испортили кабаны

дорога Степаники-Устье
дорога Степаники-Устье

дорога Степаники-Устье
дорога Степаники-Устье

восход полной луны
восход полной луны

восход полной луны
восход полной луны

дорога Устье-Уда (?)
дорога Устье-Уда (?)

р. Лосьминка
р. Лосьминка

мост через р. Светелку у д. Уда
мост через Светелку у д. Уда

ур. Екимовка
ур. Екимовка

дорога на Коханово
дорога на Коханово

дорога на Коханово
дорога на Коханово

спуск к ручью у часовни
спуск к ручью у часовни

дорога Коханово-Исаково
дорога Коханово-Исаково

поезд Калуга-Вязьма подходит к платформе Исаково
поезд Калуга-Вязьма подходит к платформе Исаково