Лесные дороги--->на главную

Безбожник - Кобринская УЖД - Безбожник
       


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 12 - 18 июля 2025 г., Мурашинский район Кировской области, Прилузский район республики Коми.
       План: 12 июля, суббота.
        В 18.29 отправиться с Восточного вокзала на Ласточке Москва-Нижний Новгород с прибытием в 22.33 [Билет с 10-процентной скидкой "День рождения" обошелся в 1195 р., был оформлен 18.05]. Пересесть на поезд 86 с отправлением в 23.19 [Билет без белья с 10-процентной скидкой "День рождения" обошелся в 1909 р., был оформлен 18.06].
        13 июля, воскресенье.
        Прибыть в Киров в 4.55. Отправиться на электричке из Кирова в 6.14 до остановки Безбожник [9.07] [билет обошелся в 426 р.]. Выйти на УЖД, пройти станцию Кобра, идти по карте до пересечений с р. Кынманшор, остановиться на ночлег [38 км]
        14 июля, понедельник.
        Идти по карте до пересечения с рекой Леткой [33 км], заночевать.
        15 июля, вторник.
        Дойти до р. Федоровки [30 км]. Переправиться либо вброд сразу, либо по мосту [?] в 4 км южнее,заночевать.
        16 июля, среда.
        Выйти на дорогу в сторону Нагорска, идти до р. Вобловицы [35 км]. До Нагорска останется 30 км. После отдыха идти ночью, с тем, чтобы не позднее 12.00 [можно и к 6.00 утра] оказаться на автостанции.
        17 июля, четверг
        В 6.00 отправиться на автобусе до Кирова [в пн. отпр. в 5.30, вскр. 15.00, остальные дни - в 6.00]. В 8.30 прибыть на место. Более гибкий вариант: сесть в 12.00 на регулярное такси 89128265857, 89127347773, отпр. 5.30, 8.00, 12.00, 15.00, 17.30. Приобрести в Кирове игрушек. В 17.20 выехать в Москву поездом Новый Уренгой - Москва с прибытием в 6.28 [Билет без белья с 10-процентной скидкой "День рождения" обошелся в 3009 р., был оформлен 21.06 ].
        18 июля, пятница
        Прибыть в Москву в 6.28.
        Карты: При подготовке данного отчета использовалась скачанные из интернета "генштабовские" топографические карты 100k-O39-003 [изд. 1979 г.] 100k-O39-014 [изд. 1980 г.], 100k-O39-015 [изд. 1980 г.]. (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карты). Для иллюстрации маршрута применены фрагменты указанных выше карт, а также фрагменты яндекс-карт.
       В походе использовалась распечатки космических снимков с яндекс-карт с вместе с таблицей координат контрольных точек [ими были обычно повороты дорог], которые были расставлены достаточно часто. Предпочтение отдано космическим снимкам, поскольку состояние местности с момента создания "генштабовских" карт из-за продления УЖД и вырубки окружающего леса значительно изменилось. Такое серьезное несоответствие ранее встретилось в походе 2022 г. Балезино - Бараны - Игра, где причиной сильных изменений на местности стали нефтекачалки и дороги к ним.
       Сопутствующие обстоятельства: Как это иногда бывает, при расчете маршрута второстепенные соображения взяли верх над основными. Например, можно было без особого напряжения собираться в дорогу не в субботу, а в вечерами в рабочие дни, пожертвовать какими-то мелкими делами вечера пятницы и выехать на сутки раньше, что дало бы столь необходимый для данного похода запасной день. Но этого сделано не было, и в результате на середине пути пришлось повернуть назад лишь в предположении вероятной задержки.
       О Кобринской УЖД, одной из немногих действующих в настоящее время узкоколеек, в интернете можно найти много информации. Название связывают с тем, что дорогу предполагалось дотянуть до реки Кобры.
       Погода: дневные температуры - 23 - 25 градусов. Ночные температуры - +8 - +10. Небо - переменная облачность. Небольшой дождь прошел вечером 16 июля.
       Природа: Лес - ель, береза, осина, ольха, сосны встречаются реже. Вдоль узкоколейки подрастает молодой лес, давно не рубленные участки встретились только на берегах Летки. Цветут: клевер, колокольчик раскидистый, ромашки, иван-чай, мышиный горошек, люпин, погремок, таволга и др. Грибы: по УЖД - в большом количестве подберезовики, также маслята, сыроежки, подосиновики, весенние опята. Ягоды: по УЖД - масса спелой земляники, созревает шиповник. Малине до спелости оставалась примерно неделя. Есть мощная спелая костяника. Видел пока еще зеленую бруснику. Немного черники встретилось только рядом с последней ночевкой близ п. Стахановский.
Животные: совсем рядом видел зайца; очевидно наличие бобров: сваленные деревья на берегах Кынманшора. Видел перебегающего УЖД пушистого хищника [куница?]. Взлетали крупные птицы. На расстоянии метра видел притаившихся в траве рядом с водоемом четырех утят. В другом месте выводок утят перебегал дорогу. Клещей и мошки не заметил, количество мух и комаров - среднее, но все же пришлось воспользоваться "Рефтамидом".
      Участники: 1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/map238271_0_5.htm), где красной линией обозначен пройденный путь туда и обратно, а синей - неосуществленная часть маршрута до Нагорска..
       



        12 июля, суббота
        В 18.29 Поезд № 721 "Ласточка" Москва - Нижний Новгород отправился с т.н. "Восточного вокзала" столицы. Населенность вагона близка к 100 процентам. В вокзальном туннеле Нижнего Новгорода я не нашел вход в здание вокзала, в результате ждал своего поезда на Киров на скамейке около одного из выходов из туннеля. Залезая на верхнюю боковую, я не обнаружил пассажира снизу - очевидно, он вышел освежиться на двенадцатиминутной стоянке. Чуть позже убедился, что впервые за все время железнодорожных путешествий у меня чернокожий сосед. Как и недавняя "Ласточка", вагон был забит под завязку.
       
        13 июля, воскресенье
        В 4.55 поезд прибыл в Киров. По конкорсу [так это сооружение называют в вокзальных динамиках] я проследовал в знакомое здание вокзала. Здесь надо было купить билет до Безбожника и перекусить [сосиска в тесте + чай с лимоном - 120 р.]. Когда оба дела были сделаны, я вспомнил про бутылку с водой, которую надо было бы приобрести и на марше использовать как флягу. В Москве она была забыта, а в Нижнем, как уже говорилось, на вокзал я не попал. Тем временем буфет закрылся на перерыв, а цены напитков в кафешке на конкорсе показались чрезвычайно высокими. Оставалось впервые в жизни воспользоваться торговым автоматом, где можно было за 60 р. купить воды с различными добавками в поллитровых пластиковых бутылках. Чистой воды в продаже не было. Весь интерфейс автомата, как я понял позже, был на киргизском языке, поэтому пришлось долго судорожно тыкать наудачу в разные слова, что, впрочем, не дало никакого результата даже на стадии выбора товара. Наконец, удалось переключиться на английский, через несколько минут усердных попыток случайно что-то сработало, и я внезапно стал хозяином бутылки "артезианской" воды "со вкусом арбуза".
        Тем временем объявили посадку на мой поезд Киров-Пинюг. Отправлялся он с одного из дальних от вокзала путей и представлял из себя три плацкартных вагона с тепловозом во главе. Вагоны чистые, с современными туалетами. Народу сперва набилось довольно много, но где-то недалеко от города чуть ли не половина сошла, и дальше населенность вагона составила примерно 50 процентов. В 9.07 поезд прибыл на ст. Безбожник. Сошло 3 - 5 человек.
       
       

верх карты ориентирован на запад, север - справа; красная линия - прямой путь, синяя - обратный;


       
        В поселке планировалось осмотреть обозначенную на карте церковь. От станции по Школьной улице я дошел до Почтовой, через некоторое время свернул налево на ул. Строителей. Надо сказать, что дома в Безбожнике стоят довольно далеко от обочин улиц и на приличном расстоянии друг от друга, что дает впечатление разбросанности. Землю тут не экономили. Дома в основном деревянные, ближе к центру попадаются 1-3-этажные коробки из серого кирпича.
        Пройдя некоторое расстояние по Зеленой, а затем по Новой улицам, я уперся в Первомайскую, свернул направо и на следующем перекрестке увидел совсем новую на вид церковь [см. фото]. На сайте sobory.ru годы ее постройки определяются как 2013 - 2017. Никакого движения внутри церковной ограды в этот час заметно не было. Вокруг - следы свежих земляных работ не вполне ясного назначения. На этом знакомство с Безбожником было в основном закончено, и я направился дальше по Первомайской улице, которая перешла в Железнодорожную. Здесь удалось увидеть обширные и ухоженные огороды безбожниковцев.
        Теперь надо было не ошибиться в нескольких развилках дорог и приблизиться к обозначенной на яндекс-картах узкоколейной станции Кобра, являющейся центром путевого развития начального участка УЖД. Для этого я перешел железную дорогу на переезде и через несколько сот метров вышел на дорогу на Опарино, а еще через пару сотен метров свернул по указателю на Тылай. Здесь началась бетонка, а справа на некотором отдалении замаячили сооружения для разгрузки-погрузки леса и какие-то приземистые здания типа мастерских, складов или депо. Все это великолепие застыло и не издавало ни единого звука, и я подумал, что либо в воскресенье здесь не работают, либо узкоколейка совсем недавно заброшена [интернет называл ее действующей]. Примерно на этом участке меня обогнали поочередно два велосипедиста, следовавших в сторону Тылая. Вскоре перед большим деревянным домом [судя по интернету, это диспетческая станции Кобра] появился отворот направо [при этом бетонка пошла дальше прямо]. Я свернул. Открылась панорама нескольких узкоколейных путей, часть из них имела небольшой накат, часть [в основном справа] была заброшена и заросла травой и деревьями высотой 2-3 метра. В этой зелени стояли в основном пассажирские вагоны для рабочих [фото]. На одном из них какой-то шутник исправил трафаретную надпись "жесткий" на "женский" [фото].
        Еще правее этих заросших путей проглядывалась большая территория, изрытая экскаватором. Возможно, здесь были извлечены лишние пути. Тем не менее, по накату на главном пути было ясно, что, несмотря на тишину и брошенную технику, какая-то работа ведется. Таким образом, эта УЖД стала третьей действующей, которой коснулись наши походы. Первая встретилась еще при СССР в 1991 году, вторая 20 лет назад в 2005 году в Ленинградской области. Обдумав свои действия в случае прохождения поездов, я решил во избежание лишних вопросов по возможности не афишировать свое пребывание на УЖД.
        Примерно в середине скопления старых вагонов и домиков на колесах на карте обозначена станция Кобра, но никаких объектов, уверенно похожих на бывшее станционное здание, замечено не было. В 10.36 многочисленные пути слились в один, я оставил слева домик и столб с громкоговорителем, тем самым оставив позади и станцию Кобра. Теперь познавательная программа была закончена, и основной задачей становилось выполнение графика - то есть выход к вечеру к реке Кынманшор, до которой оставалось еще около 35 км.
       
       

верх карты ориентирован на запад, север - справа; красная линия - прямой путь, синяя - обратный;


       
        Идти между рельсами было бы очень удобно, если бы не мешали новые шпалы - отесанные с двух сторон еловые поленья [см. фото], которые возвышались над общим уровнем вросших в землю старых трухлявых шпал. Местами между рельсами произрастала густая поросль молодых березок и ольхи. Выше 15-20 см. эти деревца подняться не могли, т.к. их верхушки сбивались поездами, все равно ноги вязли в них достаточно плотно. Но по большей части межрельсовая растительность была достаточно редкой; заметную часть составляла земляника с уже спелыми ягодами, которыми иногда удавалось заглушать "вкус арбуза" из пресловутой бутылки. Около 11 часов я оставил в отдалении справа поселок Стахановский [дома практически не видны за деревьями]. При этом бетонка на Тылай, шедшая все время на некотором расстоянии слева от УЖД, круто повернула, пересекая узкоколейку и ушла вправо. Продолжая движение прямо, я увидел на некотором расстоянии по сторонам несколько деревянных развалин - видимо, обособленную часть Стахановского.
       

верх карты ориентирован на запад, север - справа; красная линия - прямой путь, синяя - обратный;


        В 12.05, продолжая движение по УЖД, оставил справа расположенное прямо в лесу кладбище, а к часу дня миновал окрестности поселка Тылай. Следующим ориентиром должен был стать обозначенный на яндекс-картах "ус", отходящий на север, но я такового не заметил.
       
       

сторона квадрата 2 км; красной линией обозначены как прямой, так и совпавший с ним обратный путь;


        По пути попалось несколько заросших разъездов, а также несколько маленьких беседок и хибарок в разной степени разрушения. День постепенно клонился к вечеру, нарастала усталость, особенно мышц спины - несмотря на до предела облегченный рюкзак. Было жарко. Солнце двигалось по часовой стрелке, но постоянно простреливало просеку, т.к. УЖД тоже постепенно заворачивала по часовой стрелке.
        Никто до сих пор меня не тревожил, поэтому я не сразу среагировал на посторонний шум. Вдали обнаружилось грязно-розовое пятно, и усилившийся шум донесся снова. Я сошел с насыпи и укрылся за деревьями; мимо то ли протарахтел, то ли прогрохотал [ что-то среднее] узкоколейный тепловоз. Примерно в 5 вечера я пересек административную границу между Кировской областью и республикой Коми, а в начале шестого достиг одного из главных рубежей дня - реки Ночной Волосницы. Насыпь УЖД здесь поднимается метров на 10 над долиной реки. С этой высоты я разглядел справа еще и низкий автодорожный мост и спустился к нему. Здесь было старое кострище, а чаепитие уже было запланировано. Вскипятить чай удалось очень быстро, и уже в первые минуты седьмого я продолжил путь, решив пока идти по грунтовке. Вскоре дорога вышла на зарастающую вырубку и, казалось, закончилась. Пришлось вернуться назад к мосту и залезть на насыпь, потеряв на все это минут пятнадцать. До конца дня нужно было пройти еще 12 километров.
        Вопреки ожиданиям, чай не вызвал прилива сил, усталость чувствовалась все сильнее. В 19.25 я сделал 10-минутную остановку в беседке на пересечении УЖД и обозначенной на карте грейдерной дороги. Предстояло преодолеть еще 7 км. Жара уже спадала, и идти наконец стало легче. Примерно в 20.30 я прошел обновляемый разъезд [работа еще не закончена]: заменена основа стрелочного перевода, очищены от лесной поросли боковые рельсы. Срубленные мелкие деревья едва подвяли, поэтому я решил, что встреченный мной поезд как раз возвращался с этих работ. В 21.20 я прибыл в конечную точку дневного "урока" - к реке Кынманшор. Здесь была высокая насыпь, под которой устроен широкий бетонный водовод. Подходы к воде не просматривались, и пришлось пройти метров 200 вперед, чтобы с некоторым трудом найти место для палатки в чащобе. Аппетита не было, и я решил обойтись без вечерней трапезы. За день с учетом хождения по Безбожнику пройдено 40 км.
       

сторона квадрата 2 км; красной линией обозначены как прямой, так и совпавший с ним обратный путь;


       
       
       
        14 июля, понедельник
        Рассвело рано, и после плотного завтрака [пришлось дважды сравнительно далеко ходить за водой] в 6.21 я тронулся в путь. Поллитровая бутылка из-под арбузной воды была наполнена свежезаваренным чаем с добавлением земляники, что придало напитку приятную кислинку. На пути встретилась еще одна полуразрушенная хибарка в которой, как ни странно, имелась электропроводка. То ли здесь раньше использовали генератор, то ли существовали провода длиной около 9 км до ближайшего источника света - трассы Киров-Сыктывкар. К упомянутой трассе я подошел в 8.48, таким образом, путь в 9 км от ночной стоянки занял 2,5 часа. Рядом с автобаном находится лесобаза, где, как я понял, вывозимый с другого конца УЖД лес сгружается с платформ и забирается лесовозами. То есть до Безбожника лес не доезжает. В пользу этого говорит и резкое увеличение наката на рельсах после того, как я миновал лесной склад. Рядом с переездом стоит домик, где, наверно, сидит или сидел человек, отвечающий за закрытие переезда во время прохождения поездов - с помощью механического шлагбаума [фото]. Работает эта система или нет - убедиться не удалось. В любом случае - переезд обложен "лежачими полицейскими", и машины вынуждены снижать скорость почти до нуля. На трассе появилась мобильная связь, которая при удалении на несколько десятков метров исчезла. Начиная с этого места вдоль УЖД идет, изредка переходя с одной стороны на другую, расчищенная бульдозером широкая, местами сносная, а местами - почти непролазная грунтовая дорога. Но пользоваться этим "трактом" я начал несколько позже.
        Не успел я отойти метров 300 от трассы, как увидел стоящую на боковом пути дрезину [фото], людей рядом не было. Я оглянулся - очень далеко позади в мою сторону шел человек. Не задерживаясь, я пошел вперед, узкоколейка слегка изменила направление, и все скрылось за поворотом. Через небольшое время раздался звук заработавшего двигателя и гудки. По видимому, упомянутый "человек" был машинистом. Вскоре дрезина проследовала в сторону лесоразработок [в ту же сторону ковылял и я]. В какой-то момент я обратил внимание, что слева идет неплохая грунтовка и пошел по ней. Большим ее плюсом, помимо отсутствия шпал, была тень, появлявшаяся, когда дорога, виляя, заходила в лес. Узкоколейка же просвечивалась солнцем насквозь, поскольку деревья по краям насыпи не превышали метров трех. Минусом грунтовки были залитые водой участки, которые приходилось обходить по краям, цепляясь за кусты. Тем не менее, преобладающую часть дальнейшего пути я проделал по грунтовке.
       
       

сторона квадрата 2 км; красной линией обозначены как прямой, так и совпавший с ним обратный путь;


       
        Между 13.30 и 14.30 в сторону склада проехал поезд с лесом [я успел заснять его хвост], а на лесосеку тепловоз медленно и осторожно протащил платформу с огромной экскаватороподобной машиной "Вольво".
        Усталость и жара делали свое дело: остановки все учащались. Был выпит последний глоток запасенного чая-морса. Обдумывая на этом фоне дальнейший маршрут, я решил, что пройти 65 км в последние день и ночь похода, как это запланировано - совершенно нереально. Созрело такое решение: пройти из этих шестидесяти пяти - пятнадцать километров до перекрестка с дорогой на Бажелку. Оттуда должны ехать попутки, кроме того - там должна появиться связь. У меня есть телефон такси Нагорск - Киров, но можно, видимо, организовать и выезд в Бажелку. При этом я бы оказался рядом с Нагорском вечером 16 июля и мог бы утром 17, вписываясь в график, отъехать в Киров. Развлекаясь такими раздумьями, я дошел до небольшого ручья и набрал воды в опустевшую бутылку. Приближалось место ответвления нужного мне "уса" УЖД на юг, а грунтовка, по которой я шел, вдруг начала сильно отходить от узкоколейки. Начались сплошные топкие лужи. Вдобавок сзади приползла какая-то страшная лесная машина огромной ширины и разметала дорогу в клочья и грязь. Как следует извозившись, в 17.10 я выбрался к УЖД по изорванной дороге как раз в месте отхода нужного мне "уса" направо. Основная линия с этого момента кажется заброшенной.
        Этот "ус" сильно отличался от шедшей по высокой насыпи и достаточно ровной основной линии. Полотно практически не было приподнято над окружающей местностью, лишь по краям имелись канавы. Шпалы - почти все обновленные - были положены вкривь и вкось, весьма неравномерно. Продвигаться пришлось чуть ли не вприпрыжку. Местами все было в воде. Кое-где шпалы просто висели на рельсах. До места ночевки [река Летка] оставалось около часа ходу. Обдумывая план на завтра [пройти лесоразработки, а затем покинуть УЖД и двигаться по хорошо разработанному маршруту с контрольными точками], я предположил, что лес может быть вырублен дальше, нежели видно на спутниковых снимках, что на начальном этапе обрушит мою систему ориентиров. То есть чтобы добраться до какой-то опорной контрольной точки придется преодолевать неизвестное расстояние по вырубке. И тут вспомнился только что завершившийся бросок по грязи за "страшной лесной машиной". На завтра было запланировано пройти 35 км [здесь я перепутал с другим днем, по расчетам на самом деле было 30] в основном по просекам неизвестного состояния, в то время, как сегодня по относительно хорошим дорогам [на 90 процентов] с отличным ориентиром в виде УЖД я сейчас с трудом одолевал план в 33 км...
       
       

красной линией обозначены как прямой, так и в целом совпавший с ним обратный путь - за исключением участка, обозначенного синим, где на обратном пути был срезан угол;


       
        Таким образом, последний час дневного пути ознаменовался неожиданными сомнениями. В какой-то момент я хотел даже подбросить монетку, поскольку доводов за поворот назад было примерно столько же, сколько за продолжение намеченного пути. Например, обратный путь равнялся бы 71 км, а путь вперед в предположении, что удастся сразу сесть на попутку - 50 [на самом деле 45]. Разница существенная в пользу движения вперед. Но километры бывают разные, и попутки не всегда попадаются сразу... Кроме того, разрабатывая маршрут, я слишком увлекся вариантом перехода Федоровки вброд, а запасной план с мостом был проверен слабо. Я ограничился лишь просмотром расплывчатых космоснимков, хотя на некоторых картах, как выяснилось потом, этот мост даже обозначен. А сейчас возникли вдруг сомнения - есть ли мост? Опаздывать было нельзя, а запаса времени, как говорилось выше, не было совершенно, даже с учетом решения ловить попутку или такси от поворота на Бажелку. Цифра 35 км завтрашнего "урока", которую я ошибочно вспомнил, показалась странно большой, но проверить ее по имеющимся распечаткам я не удосужился, хотя с некоторым трудом сделать это было возможно.
        Предварительно решив все же собираться завтра в обратный путь, в 18.59 я вступил на автодорожный мост через Летку. Рядом красовался и мост УЖД. Не разоренный пока вырубками пейзаж вокруг впервые за весь поход радовал глаз [фото]. Место для ночлега было найдено на другом берегу справа, в елово-березовом лесу среднего возраста. Окончательное решение о маршруте я перенес на завтра, поскольку ночной отдых мог изменить настроение и оценку сил в пользу сохранения первоначального плана.
        За день пройдено 33 км. Удалось посчитать и движение по УЖД: в попутном направлении проехало 5 поездов, в обратном - 3.
       
       
        15 июля, вторник
        Утро не изменило вчерашнего решения, и в 5.30 я начал обратный путь. Если бы вчера в общем-то случайно не возникла бы мысль о расширении вырубки по сравнению с моей картой, то маршрут бы изменен не был, и удалось ли бы его завершить в намеченные сроки, остается только гадать. Теперь же все было предельно ясно - предстояло через два дня уже проверенного пути к вечеру оказаться в окрестностях Безбожника, переночевать там и в 4.29 сесть на поезд до Кирова. Наличие этого утреннего пригородного поезда я запомнил, поскольку в одном из вариантов маршрута предполагалось идти в обратном направлении - от Нагорска к Безбожнику.
        В 7.30 я прошел место вливания "уса" в основную магистраль [фото]. Через некоторое время справа показалась знакомая грунтовка, и я перебрался на нее. На протяжении дальнейшего пути до пересечения с трассой Киров - Сыктывкар произошло два заметных события: встреча с зайцем и фотографирование тепловоза.
        Заяц [скорее, подросший зайчонок] подпустил близко, метров на 10. Как только я достал фотоаппарат, он отбежал еще метров на 5 и снова сел. Стоило мне приблизиться - сорвался с места и умчался. Пошел дальше, дорога сузилась, и вдруг заяц [полагаю, это был тот же самый] выскочил, как казалось, прямо из-под ног - [на самом деле - из куста на обочине] и пустился наутек. Я про себя назвал зайца глупцом: он же видел, куда я иду, и ему следовало убегать в любом другом направлении. Потом подумал, что зря наделяю животное человеческими мозгами - вряд ли заяц имеет понятие о целенаправленном движении по дороге, и соответственно, он не может рассчитать, где я окажусь в ближайшую минуту. Сейчас, при написании данного отчета, возникла иная мысль - может быть, заяц просто играл со мной в прятки.
        Шум поезда послышался как раз в том редком месте, где растительность на насыпи УЖД не стояла сплошной стеной, что позволило сделать снимок, на котором хотя бы что-то видно [фото]. Тепловоз приветственно загудел, а я в ответ помахал рукой.
        Около трех часов дня я пересек трассу Киров - Сыктывкар, миновал знакомый домик смотрителя переезда и поднятые шлагбаумы, а в 18.24 подошел к реке Кынманшор, где была запланирована ночная стоянка. Как уже говорилось, подходы к руслу здесь затруднительны, поэтому я решил запастись водой сразу на вечер и на утро, наполнив котелок и поллитровую "арбузную" бутылку. Хватило на вечерний суп и утренний чай. Усталость вечером была такова, что сначала я подумывал о ночевке без ужина. За день пройдено 33 км.
       
       
        16 июля, среда
        После традиционно раннего подъема и чаепития в 5.17 я отправился в путь. Для прохождения последних 38 км в моем распоряжении были почти сутки [до завтрашних 4.29], и этот план был более, чем выполним. Путь по уже пройденному маршруту, казалось, не предвещал никаких неожиданностей. Как правило, в приключенческих романах эта фраза является признаком того, что вот-вот случится что-то из ряда вон выходящее, но спешу успокоить: никаких непредвиденных событий не ожидалось, и в полном соответствии с этим они и не произошли.
        В 8.30 подошел к реке Ночной Волоснице, где, как уже известно, было удобное кострище. Здесь подкрепился супом, а также заварил чай в дорогу. Была вероятность, что по высокому мосту над рекой [см. фото] пройдет поезд, и получится шикарный снимок, но все было тихо. В 10 утра путь был продолжен. В 12.50 на одном из разъездов я прошел тележку [платформу] с шильдиком "Демиховский машзавод 198? г." [последняя цифра, предположительно "3", читается плохо], а чуть позже приблизился к месту ответвления на север обозначенного на карте "уса" УЖД. Три дня назад, когда я тут проходил, этот ориентир был то ли пропущен, то ли его не оказалось. Включив навигатор второй раз за весь поход [первый раз был позавчера, чтобы не пропустить поворот на лесосеку], я зафиксировал прохождение записанных координат "уса", но его действительно не оказалось. Возможно, близлежащая грунтовка [фото] идет по его насыпи.
        Еще через полтора часа я приближался к окраинам поселка Тылай. Всматриваясь вдаль, заметил на пути неподвижное темное пятно. Постепенно оно приобрело очертания тепловоза. Конечно, на главном пути тепловоз не мог быть просто оставлен. Там кто-то должен был быть. Подойдя еще ближе, я услышал стук. Похоже, били кувалдой. Наверно, тепловоз сломался, и его сейчас пытаются починить... Но людей видно не было.
        -Ты что, заблудился? - неожиданно раздался вопрос, хотя людей по-прежнему видно не было.
        -Нет, все в порядке, ответил я, протискиваясь между кабиной и кустами, - Пройти можно?
        Теперь я увидел седовласого машиниста, который возвышался на площадке своего тепловоза, а также целую бригаду, человек пять, которую возглавляла женщина в оранжевом жилете. Бригада занималась заменой шпал.
        - Ты откуда?
        - Из леса, - ответил я, подумав, и махнул рукой назад.
        - Это я знаю. Ты что тут делаешь - ходишь туда-сюда или гуляешь? Мы и вчера тебя видели, - сурово сказал машинист.
        - А, так это были вы? [я вспомнил вчерашний гудок тепловоза].
        - Да, это были мы. Куда сейчас идешь?
        - На станцию.
        - Это я вижу.
        - [Если ты все знаешь и видишь, зачем спрашиваешь? - удивился я про себя]
        - Зачем ходил?
        - За грибами, - сказал я и пошел дальше своей дорогой.
        Примерно через полчаса тепловоз прогрохотал мимо, возвращаясь в Безбожник. Я же в это время отдохнул в лесу.
        До станции оставалось меньше 10 км. Никаких речек и ручьев впереди не ожидалось. Поэтому я решил набрать воду где придется, поужинать, затем подойти к станции на расстояние 3 - 5 км и заночевать. Вставать пришлось бы около 3 ночи, впрочем, в предыдущие дни я и без будильника просыпался ненамного позже. Тем временем появилась неустойчивая мобильная связь, стали приходить смски, на которые я пытался отвечать на ходу. Наконец, в кювете близ насыпи блеснула чистая лесная вода. И в этой воде, к моему удивлению, расходились круги от дождевых капель.
        По инерции я все пытался зачерпнуть воду, хотя задача поменялась - надо было срочно спасаться от дождя. Забравшись под елку, я извлек со дна "сидора" пластиковый мешок для мусора. Три таких мешка были взяты как для предполагаемого перехода вброд р. Федоровки [в нем надо было переносить рюкзак], так и вместо плаща. Мешок оказался очень большим - сидя на корточках, я свободно в нем поместился. В это время раздался телефонный звонок с вопросом "Ты где?", и мне с трудом удалось удержаться от вполне естественного ответа "В мешке для мусора".
        Впрочем, надо было идти дальше. Я прорвал в середине дна мешка дырку для головы, надел рюкзак, надел мешок. Таким образом, все, кроме головы и шеи оказалось защищено от воды, правда, дождь стал постепенно стихать и на подступах к Стахановскому совершенно прекратился. До Безбожника оставалось около 5 км, уже можно и нужно было искать место ночевки. УЖД вышла на пересечение с бетонкой Безбожник - Тылай. Я свернул налево - там дорога спускалась в заметную низину, имелись шансы найти ручеек. Но если он и был, то я его не заметил. Пришлось вернуться назад ни с чем. Бетонка круто завернула налево, почти сразу направо в лес отошла грунтовка. В кювете была вода. Чуть-чуть углубившись в березняк, я остановился на ночлег. Будильник был поставлен на 2.45. За день пройдено 33 км.
       
       
        17 июля, четверг
        В 3.18 начал движение к станции, в 4.07 свернул с Опаринского шоссе к знакомому переезду, в 4.13 вышел на железную дорогу и примерно в 4.20 прибыл на станцию. Вокзал был закрыт, хотя, согласно вывешенному на входе расписанию, должен был работать. Поезда ждали 5 - 7 человек. Состав подтянулся вовремя, причем в нем теперь было не 3, а 6 вагонов: оказалось, он тащит три прицепных Подосиновец-Киров. Вспомнился поход 2013 года: планировалось из Кирова в Подосиновец добираться именно в прицепном вагоне. Если память не изменяет, в то время шла борьба за этот вагон: его собирались отменить. Тем приятнее было убедиться, что вагон существует до сих пор. В 2013 году исходный план потерпел фиаско [см. описание]; проведя около суток в Кирове, мы вместо Подосиновца отправились в Пинюг на поезде Киров - Воркута. Зато случайное знакомство с Вяткой сделало ее точкой притяжения для нескольких других походов.
        Мой пригородный поезд отправлялся из Лузы в 1.04 ночи; неудивительно, что большая часть нижних полок оказалась занята спящими людьми [фото]. Я устроился на боковом месте и был вскоре обилечен. Женщина из моего отсека спросила у проводницы, можно ли доплатить за плацкарт [видимо, собиралась перейти в один из прицепных вагонов], та резко и при этом невразумительно ответила, что нельзя. Женщина не растерялась, легла на нижней полке [тот же плацкарт без матраса] и сладко проспала до самого Кирова. Мне же спать было некогда: предстояло переодеться и переобуться. Вместо вышедших из строя джинсов были надеты шорты, на смену грязным кроссовкам пошли шлепанцы, купленные год назад в Самаре. Рубашка была заменена на более цивильную. Столь незатейливая парадная форма была разработана специально для снижения веса рюкзака. В 7.37 поезд прибыл в Киров.
        Проведя утренние часы на вокзале, часов около двенадцати я отправился к известным по предыдущим походам магазинам сувениров. По дороге зашел в столовую на ул. Ленина [ранее Вознесенская, потом Николаевская], 99, где неплохо подкрепился. Обед [первое, второе, салат, сок] обошелся в 282 р. Поездки на троллейбусе и автобусе стоили по 40 р. Вернулся около двух дня, теперь оставалось только ждать отправления поезда на Москву в 17.20. К счастью, на кировском вокзале не делают объявления на английском языке, и дышится сразу легче. К минусам же долгого ожидания следует отнести усиленную работу потолочных кондиционеров: как уже говорилось, одет я был весьма легко, и в конце концов, чтобы не замерзнуть окончательно в теплый июльский день, пришлось сбежать из зала ожидания в центральное помещение, где все смотрят на табло с поездами [фото].
        В 17.20 поезд Новый Уренгой - Москва отправился в путь. За день пройдено по маршруту 5 км.
       
       
        18 июля, пятница
        В 6.28 поезд прибыл на Ярославский вокзал Москвы.
       
Иллюстрации:

посадка в Ласточку до Нижнего на Восточном вокзале
посадка в Ласточку до Нижнего на Восточном вокзале

поезд 086 Москва - Серов прибывает в Нижний Новгород
поезд 086 Москва - Серов прибывает в Нижний Новгород

пригородный поезд Киров - Пинюг отправляется со ст. Безбожник
пригородный поезд Киров - Пинюг отправляется со ст. Безбожник

вокзал Безбожника
вокзал Безбожника

в Безбожнике
в Безбожнике

церковь Сергия Радонежского в Безбожнике
церковь Сергия Радонежского в Безбожнике

бетонка на Тылай
бетонка на Тылай

выход на западный ход узкоколейки около диспетчерской [см. текст]
выход на западный ход узкоколейки около диспетчерской [см. текст]

многочисленные пути в начале Кобринской УЖД
многочисленные пути в начале Кобринской УЖД

вагоны в зарослях
вагоны в зарослях

внутри одного из вагонов
внутри одного из вагонов

внутри одного из вагонов
внутри одного из вагонов

жесткий вагон снаружи
жесткий вагон снаружи

выборочная замена шпал
выборочная замена шпал

граница станции Кобра
граница станции Кобра

УЖД пересекает бетонку на Тылай в окрестностях п. Стахановский
УЖД пересекает бетонку на Тылай в окрестностях п. Стаханов

отдаленный дом поселка Тылай
отдаленный дом поселка Тылай

на разъезде
на разъезде

мост через Ночную Волосницу
мост через Ночную Волосницу

пересечение с грейдерной дорогой
пересечение с грейдерной дорогой

обновленная стрелка
обновленная стрелка

механизм стрелочного перевода
механизм стрелочного перевода

обновленный разъезд
обновленный разъезд

расчистка боковых рельсов
расчистка боковых рельсов

грушанка круглолистная
грушанка круглолистная

лесной склад у трассы Киров - Сыктывкар; вид от трассы; слева просматривается хвост поезда с лесом
лесной склад у трассы Киров - Сыктывкар; вид от трассы; слева просматривается хвост поезда с лесом

пересечение Кобринской УЖД с трассой Киров-Сыктывкар; вид на север
пересечение Кобринской УЖД с трассой Киров-Сыктывкар; вид на север

продолжение УЖД после трассы Киров - Сыктывкар
продолжение УЖД после трассы Киров - Сыктывкар

дрезина ТУ6Д на запасном пути
дрезина ТУ6Д на запасном пути

грунтовка вдоль УЖД на хорошем участке
грунтовка вдоль УЖД на хорошем участке

грунтовка вдоль УЖД на не очень хорошем участке
грунтовка вдоль УЖД на не очень хорошем участке

лес поехал на склад
лес поехал на склад

частуха обыкновенная
частуха обыкновенная

ветка УЖД на юг
ветка УЖД на юг

выход к мосту через р. Летку
выход к мосту через р. Летку

мост УЖД через р. Летку, вид на восток; снято с автодорожного моста
мост УЖД через р. Летку, вид на восток; снято с автодорожного моста

начало обратного пути
начало обратного пути

путь назад вдоль УЖД
путь назад вдоль УЖД

соединение с основной дорогой; вид назад
соединение с основной дорогой; вид назад

костяника на УЖД
костяника на УЖД

тепловоз ТУ6А едет к лесосеке
тепловоз ТУ6А едет к лесосеке

земляника на полотне УЖД
земляника на полотне УЖД

вторая стоянка близ р. Кынманшор
вторая стоянка близ р. Кынманшор

Ночная Волосница и мост УЖД; съемка с автодорожного моста
Ночная Волосница и мост УЖД; съемка с автодорожного моста

подберезовики на полотне УЖД
подберезовики на полотне УЖД

дорога на месте "уса" на север [см. текст]
дорога на месте уса на север [см. текст]

Очанка
Очанка

тепловоз ТУ6А [см. текст]
тепловоз ТУ6А [см. текст]

на подходе к Стахановскому
на подходе к Стахановскому

ночевка близ Стахановского
ночевка близ Стахановского

выход на бетонку в сторону Безбожника
выход на бетонку в сторону Безбожника

общий вид лесного предприятия Безбожника
общий вид лесного предприятия Безбожника


поезд Луза-Киров с прицепными вагонами из Подосиновца прибывает на ст. Безбожник
Луза-Киров с прицепными вагонами из Подосиновца прибывает на ст. Безбожник

в вагоне Луза-Киров
в вагоне Луза-Киров

дом в Кирове
дом в Кирове

на вокзале Кирова
на вокзале Кирова