Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Пошехонье - р. Сога - Коза


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 27-31 мая 2020 г., Пошехонский, Первомайский районы Ярославской области.
       План: 1 день. Выехать в 8.46 электричкой Москва - Савелово до ст. Савелово. Местным поездом доехать до Углича. Затем автобусами Углич - Рыбинск и Рыбинск - Пошехонье добраться до начала маршрута. Выйти из города в восточном направлении, через несколько километров свернуть вправо на дорогу южнее д. Яковлевское, идти дальше, заночевать с наступлением темноты. 2 день. Продолжить движение по дороге, свернуть на грунтовку до д. Сосновец, осмотреть усадьбу Лихачевых. Попытаться переправиться через Согу. Независимо от успешности переправы - по одному из берегов двигаться к началу обозначенной на карте узкоколейки, заночевать. 3 день. Если накануне перейти реку не удалось, переправиться. Выйти на УЖД. Идти по восточному усу. Дойти до конца УЖД, в месте пересечения с грунтовкой свернуть по ней на юго-восток, дойти до Соги в верхнем течении, переправиться и заночевать. 4 день. Идти по дороге через Мочальники, Дубовик, 49-й лесоучасток, ур. Подболотное к селу Коза. На такси или на автобусе доехать до Данилова или Ярославля, затем на поездах - в Москву.
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--o37-055, 100k--o37-056 (состояние местности 1981 г., год издания 1986) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатки указанных выше карт.
       ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ о верховье и среднем течении реки Соги можно увидеть по ссылке: ukhtoma.ru/volok18.htm.
       Погода: дневные температуры около 15 градусов. Ночные температуры +5 - +10 . Небо - 27 и 28 мая - в основном солнечно, 29 мая - слабый дождь весь день за исключением утра и вечера, 30 мая - слабый дождь с утра до 17 часов.
       Природа: Лес - смешанный: ель, ольха, осина, береза, сосна (реже). Попадались давно не рубленые участки. Листья распустились не полностью, некоторые осины стоят еще голые. Цветут звездчатка, сердечник горький, лютики, фиалка собачья, очень много купальницы, гравилат речной, кислица, живучка ползучая, чина весенняя, фиалка собачья, земляника (мало), яснотка белая и пурпурная, одуванчики, медуница (мало) и др. Грибы: из съедобных попадались строчки. Животные: неоднократно видели лосей, в том числе дважды - по паре, множество лосиных следов. Упавшие осины обглоданы этими животными. Есть поваленные бобрами деревья и бобровые плотины. Также видели лисицу. Количество комаров большое, мух и клещей мало.
      Участники: 3 человека.
       Сопутствующие обстоятельства: Серьезный отпечаток на подготовку к походу наложили мероприятия властей по борьбе с так называемой коронавирусной инфекцией. Поскольку в каждом регионе эта борьба имела свои особенности, в частности, где-то требовались электронные пропуска, на некоторых пунктах прибытия пассажиров устраивались, по слухам, "тесты" и подозрительных приезжих якобы отправляли в "обсерватор". Кроме того, отменялись некоторые рейсы транспорта, и не всегда эти изменения отражались в доступных в интернете расписаниях.
        Для уменьшения вероятности помещения в "обсерватор" или выдворения в Москву, участниками похода с помощью сайта госуслуг были сделаны электронные пропуска для поездки из Москвы в Ярославскую область, а с собой был взят запас масок и перчаток. На пропусках красовалось грозное "Внимание! Контроль соблюдения режима самоизоляции может осуществляться с помощью мобильных операторов и банков. Выход без регистрации влечет административную ответственность в соответствии с законодательством".
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        27 мая, среда
        В 8.46 электропоезд Москва-Савелово отправился с Савеловского вокзала Москвы. Каждый билет до конечной станции обошелся в 339 руб. В этой обычной электричке остановки объявлялись кроме русского еще и на английском языке, чего раньше слышать не доводилось. Свободных мест было достаточно. В 11.10 поезд прибыл в Савелово. Ранее один из нас нашел датированную началом мая статью в интернете с описанием расположенной на станции Савелово лаборатории для измерения температуры с одновременным фотографированием, через которую якобы обязаны пройти все прибывающие пассажиры.
        Чтобы избежать подобной непрошеной проверки, мы вышли со стороны хвостового вагона, где палатка с измерительными услугами отсутствовала, в то время, как на другом конце платформы лестница действительно была огорожена незабываемыми полосатыми лентами, и входить приходилось через "лабораторию". Обязательна ли эта процедура для пассажиров, спрашивать не стали. Вокзал был открыт, в кассе сидела сотрудница РЖД, однако ("читайте объявление") билеты на угличский поезд (не исключено, что и не только на угличский) продавались в поезде.
        К 12 часам на северную платформу станции Савелово подали наш поезд Савелово-Углич - тепловоз с одним пассажирским вагоном. Это была "сидячка" старого типа (фото). В 12.10 состав тронулся в путь. Каждый билет стоил 281 руб. Вагон был заполнен примерно на 1/3.
        В 15.05 прибыли на ст. Углич. Станция находится на окраине города, можно сказать, в лесу.
        В 15.40 или в 15.50 с автовокзала города отправлялись автобусы в Рыбинск, что заставляло нас поторапливаться. Мы двинулись через Рыжечный Бор, вышли на Восточную улицу, повернули на Заводскую и на остановке "Боровая улица", расположенной на Ленинском шоссе, сели в автобус, который за 22 рубля довез нас до остановки "Центральный рынок", откуда рукой подать до автостанции. Проходящий автобус 15.40 Москва-Рыбинск не пошел, и мы погрузились в "Вектор-Некст" №536 Углич-Мышкин-Рыбинск отправлением в 15.50. Недостаток этого рейса заключался в том, что между его прибытием в Рыбинск (17.30) и отправлением автобуса на Пошехонье было всего 5 минут. Каждый билет стоил 230 руб. Дорога на Рыбинск состоит из участков разного качества - местами сильно разбита, но в основном - довольно гладкая и новая. Слово "Мышкин" в названии рейса означает всего лишь, что автобус подъезжает к мышкинской переправе через Волгу. В Рыбинск мы прибыли с опозданием на 15 минут и, соответственно, опоздали на автобус до Пошехонья. Следующий - №506 Ярославль-Пошехонье должен был отправиться с рыбинского автовокзала в 19.35. Касса автовокзала расположена в одном из крыльев грандиозного здания ж.д. вокзала, размеры которого явно были рассчитаны в начале прошлого века на много большую интенсивность движения, чем есть сейчас. Один из нас на всякий случай поинтересовался, пойдет ли последний автобус на Пошехонье, ответ билетерши оказался удручающим - не пойдет. На этот случай заранее был выписан один из телефонов рыбинского такси: 84855222224. На сайте компании стоимость поездки до Пошехонья объявлялась равной 790 рублям. На деле диспетчер "зарядила" 920 руб., причем с оговоркой, что эта цена - только до границы города. Правда, все это оказалось пустой болтовней: минут через 15 последовало сообщение: водителей, желающих ехать в Пошехонье, не нашлось. Попытка договориться с таксистом с привокзальной площади за 1000 руб. провалилась - он запросил 1500. Тем временем другой участник похода осмелился спросить еще раз в кассе про автобус на 19.35. И на этот раз, как ни странно, ответ был положительным. Возможно, наш младший товарищ больше приглянулся билетерше внешне. Билет обошелся в 215 рублей, пассажиров было немного. В начале десятого мы прибыли в Пошехонье.
       Подробное знакомство со старинным городом в наши планы не входило, кроме того, уже определенно смеркалось. Пройдя рядом с Успенской церковью (1822 г.), мы вышли на улицу Фрунзе, затем свернули налево на ул. Маяковского, направо - на Чапаева, по которой и вышли из города. Было довольно прохладно. В 22.13 свернули с основной дороги направо на грунтовку, через несколько сотен метров перешли по брошенным корягам маленькую речку Исаковку, и около 22.30 становились близ этой речки в старом смешанном лесу с преобладанием ели. Уже заполночь, при подготовке ко сну, выяснилось, что один из нас оставил дома спальный мешок. За день пройдено по маршруту 5 км.
       

сторона квадрата 2 км


       
        28 мая, четверг
        После холодной ночи стала очевидной необходимость приобретения на месте спального мешка или одеяла, благо мы находились всего лишь в четырех километрах от райцентра Пошехонье. Правда, нельзя было исключать, что из-за коронавирусной истерии нужные магазины не работают. Да и само наличие в продаже спальных мешков в маленьком городке подвергалось сомнению. Тем не менее, покинувший около 7.30 лагерь "бесспальный" товарищ вернулся в начале одиннадцатого с великолепным спальным мешком белорусского производства (-40 градусов!) ценой 2200 рублей, а также коробкой пошехонского мармелада. Магазин "Рыболов", где только и удалось найти спальник, был открыт, как выяснилось, в 9.15 подъехавшим на "Мерседесе" продавцом.
        В 11.07 мы тронулись в путь. Дорога выглядела весьма малоезжей, но вполне проходимой. Пройдя чуть более двух километров, миновали разрушенный каменный мостик через ручей и спустя несколько сот метров свернули на нужную нам дорогу на бывшую деревню Сосновец. По этой дороге очень давно никто не ездил (кроме, возможно, квадрациклов, ради которых были выпилены куски некоторых упавших деревьев). Кроме завалов и поросли движение затруднялось расквашенностью грунтовки от прошедших дождей. Вдоль дороги на всем ее протяжении попадались остатки столбов линии электропередачи (см. фото). Около 16 часов на ручье была сделана остановка на чай, при этом до Сосновца оставалось полтора километра. Как водится, на безлесном пространстве дорога потерялась, в результате к бывшей усадьбе Сосновец мы вышли, описав кривую, лишь в начале шестого. Обилие сохранившихся с середины позапрошлого века каменных построек доказывает: безлюдье, бездорожье и запустение были здесь не всегда. Источники говорят о развитом хозяйстве: в частности, здесь были лазарет, часовня и даже оранжерея с подземным отоплением, в которой еще в 1940-е годы выращивали арбузы и дыни. Все это исчезло вместе с людьми, населявшими этот край...
        По главной улице бывшей усадьбы мы спустились к реке Соге. На другой стороне виднелась деревня Новая Стройка, доносился лай сторожевого пса. Течение реки было необыкновенно быстрым, мерный шест даже у берега погружался в воду более, чем на метр. Тем не менее, в стороне виднелся слабый как будто бы колесный след, уходящий в воду и возникающий на том берегу... Машинный брод? На берегу небольшого залива реки был обнаружен застрявший в кустах "плот" - несколько непрочно сбитых бревен. Титаническими усилиями плавсредство было спущено в воду залива, но плыть на нем не решился даже самый смелый из нас. Было принято решение двигаться на север до начала узкоколейки на противоположном берегу, где и переправиться. Путь лежал через бывшую деревню Серговка, где сохранились несколько домов. Пройдя еще пару километров, около 21 часа мы остановились на берегу Соги в смешанном лесу. За день пройдено 15 км.
       
        29 мая, пятница
        В 8.40 начали движение. Вскоре, постепенно усиливаясь, начал накрапывать дождь, который прекратился только к вечеру. Мы отказались на данном участке от поиска дорог и старались следовать берегу Соги, надеясь не упустить переправу, помня при этом, что наибольшие шансы таковой имеются все же в месте выхода к реке дороги без покрытия, ведущей к узкоколейке (см. карту). Держаться берега из-за упавших деревьев удавалось далеко не всегда (хотя вдоль него шла довольно заметная тропа). Углубившись в лес, мы один раз даже описали круг минут на 40, с удивлением наткнувшись на собственные следы. В 10.37 был зафиксирован бывший мост близ Кученевки, через 5 минут мы вышли на неплохую грунтовку, а еще через 15 - к машинному броду через Согу. На другой стороне реки заканчивал трапезу рыбак с большой надувной лодкой. Ширина реки составляла около 25 метров. Один из нас затеял переговоры на предмет перевозки, но рыбак твердо, впрочем, вполне доброжелательно отказался, сославшись на бешеное течение в этом месте - что было правдой. Поняв, что помощи ждать не приходится, один из нас попытался перейти реку, что и удалось с первой попытки. Течение почти сбивало с ног, но вода поднималась лишь чуть выше колена. Тем временем, предложив нам воспользоваться оставшимися от его костра горячими углями для обогрева после переправы, рыбак погрузился в лодку и умчался.
       

сторона квадрата 2 км


        Мы задерживаться не стали и двинулись по бывшей узкоколейке. Надо сказать, что, исключая последние километров пять, дорога шла по насыпи и неплохо сохранилась. Сквозной проезд, правда, невозможен - из-за упавших деревьев (немного), а, главное, из-за бобровых запруд, затопивших дорогу минимум в двух местах. Все пройденные нами дороги изобиловали следами лосей, которые протоптали настоящие тропы. От бывшей УЖД не осталось практически никакого железа - вероятно, постарались сборщики металлолома. Лишь на месте мостика через ручей мы нашли два костыля. В 17.42 на небольшой поляне узкоколейка оборвалась - именно там, где она заканчивается на карте. То есть развитие данной УЖД завершилось еще до 1981 года (состояние местности на карте).
        Дальнейший наш путь должен был лежать по обозначенной на карте пунктиром дороге, отходящей на юго-восток. Удивительно, что она существует до сих пор. Не исключено, что ее использовали для вывоза металла, а теперь иногда по ней ездят охотники.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Около семи часов вечера мы вышли, наконец, на пустошь бывшей деревни Акишево. Дождь перестал, далеко вперед просматривался мокрый луг с желтыми россыпями купальниц. Через пару километров предстояло вновь форсировать Согу, уже в верховьях, и возник спор, где ночевать - на этом или на том берегу. Глубина предстоящего брода, судя по карте, составляла 0,8 м. Подойдя к реке около 8 часов вечера, мы поначалу приняли ее за бобровый пруд - течение, казалось, отсутствовало, а ширина здесь, в 10-12 километрах от истока, стала значительно больше, чем в среднем течении, где мы переходили реку в начале дня. Потрясение увиденным было столь велико, что летописец похода, фотографирующий даже всякие мелочи, забыл о своих обязанностях и не зафиксировал выход к реке. Отойдя в лес, мы расположились на ночлег. За день пройден 21 км.

        30 мая, суббота
        Ночью вновь начал моросить дождь (прекратился только к вечеру). Было очевидно, что путь назад по еще более раскисшей, нежели вчера, лесной дороге был бы очень тяжелым как морально, так и физически. Это придало нам решимости в попытке все же перейти Согу. Собрав лагерь и отменив завтрак, первым делом мы прошли вниз по течению по замеченной накануне грунтовке вдоль берега, но вывела она лишь к брошенной рыбацкой стоянке и оборвалась. (Была надежда, что она приведет к более удобному автомобильному броду). Пришлось вернуться к броду, обозначенному на карте. Здесь имелась заросшая выемка в береге, где машины, казалось, въезжали в воду; на другой стороне в месте предполагаемого выползания автомобилей из реки имелся вдававшийся в берег залив, окаймленный по бокам торчащей из воды осокой. Под наблюдением спутников один из нас, самый высокий, отправился туда с шестом. В середине реки вода дошла ему почти до плеч и стала подниматься выше, но все же пощупав по сторонам, ему удалось найти (под чутким руководством оставшихся на берегу) некий подводный хребет и преодолеть самое глубокое место (примерно 1,55 метра). Затем этот путь был проделан с рюкзаком, поднятым над головой. Вещи самого низкорослого участника похода прихватили товарищи, чтобы он мог в случае необходимости пуститься вплавь. После удачного брода было устроено чаепитие под старыми елями.
        Дальнейший путь лежал в Мочальники. В этом урочище дорога должна была разветвиться на две - северная - на Стрелицы, южная - в Рыбино; обе дороги вновь сходились на северной окраине с. Дешино. Более романтичной казалась стрелицкая дорога, поэтому предстояло ее найти. К ур. Мочальники мы подошли около 12.30. Дорога, как неоднократно бывало при выходе на поле, исчезла. Довольно много времени было потрачено на поиски северного ответвления, но безрезультатно; вдобавок мы разбрелись столь далеко, что едва не потеряли друг друга. В конце концов какая-то дорога нашлась, и только позже, уже в ур. Рыбино мы обнаружили, что пошли все-таки по южной дороге. Очевидно, северная дорога давно заброшена, поскольку во время поисков мы пересекли ее, не заметив.
       

сторона квадрата 2 км


        Около 14.30 на горизонте показались постройки - ангар и несколько домов, относящиеся, видимо, к селу Дешину; слившаяся с ним деревня Дубовик оставалась в стороне. Заметим, что последний раз какие-либо постройки мы видели в Серговке, а в пройденных затем Акишеве, Мочальниках и Рыбине сохранившихся домов замечено не было. В Дешине же как минимум один дом являлся обитаемым, хотя хозяева, кажется, были в отлучке. На выходе из села мы осмотрели руины церкви Воскресения Словущего, построенной в начале 19 века. Далее путь лежал в Мартьяново, где жилья замечено не было. Здесь дорога круто повернула к северу, чтобы вернуться на старый тракт Пошехонье - Любим. В 18.10 мы пересекли грейдерную дорогу, ведущую к шоссе Пошехонье-Пречистое (см. фото) и продолжили путь по грунтовке вплоть до начала асфальта около деревни Высоково. Можно предположить, что строительство этой дороги не было закончено, поскольку обезлюдели деревни, в которые она вела. В 19.10 мы оставили слева крайний дом деревни Митино. Хозяин дома окликнул нас. Начался разговор, кто мы и откуда, и что видели по дороге. Мы посетовали, что опоздали на последний автобус до Ярославля, и хозяин вызвал нам местного таксиста, который пообещал подъехать через 15 минут. В речи местного жителя - мужика лет сорока сохранилось северное оканье. Особый интерес вызвало наше упоминание об узкоколейке - оказывается, сведения о ней дошли до нынешнего поколения местных жителей лишь в виде легенды, так как хороших карт в наличии нет. Мы достали распечатки нашего маршрута, местный припал к ним, как изможденный путник к роднику. Карты были удовольствием отданы.
       Поскольку сдача металла является при полном развале всего бывшего производства одним из источников выживания, интерес к узкоколейке был понятен, но мы вынуждены были сообщить, что никаких железных деталей на УЖД не осталось. Также было доложено об увиденном и не взятом лосином роге, что вызвало у жителя подлинную печаль, ведь за килограмм рогов, по его словам, до недавних пор платили 1000 руб.; правда, во время карантина цена упала до 200 руб./кг. По его словам, перекупщики продают рога китайцам, которые делают из них разные вещи. Еще одним способом выживания местных является сбор и сдача ягод по осени: "Болота у нас большие". В рассказе мужика не было никакого оптимизма по поводу будущего. Свои надежды он связывал с Владимиром Жириновским, но, кажется, не верил, что тот пройдет в президенты. Коснулась беседа также так называемой пандемии коронавируса. Жители отдаленной деревни (к главе семейства подошли жена и маленькая дочь) конечно ждали от москвичей комментариев по этому вопросу. "Вируса никакого нет", - начал один из нас, - "это все выдумки". И тут, как писали авторы "12 стульев", "Остапа понесло": "Но болезнь очень тяжелая. Я болел недавно. Очень тяжело. Головокружение, слабость и диарея...".
        Тем временем подъехало такси. За тысячу рублей мы покатили в Данилов, сделав 10-минутную остановку в Козе для осмотра сохранившейся от церкви Рождества Христова колокольни, в которой сейчас и устроена церковь, и прилегающей к ней местности. Водитель по дороге рассказывал невеселые истории о том, как затихает жизнь в этом уголке Ярославской области. Единственным отрадой стал ежегодный праздник бабы Яги в селе Кукобой. В 20.50 мы прибыли на вокзал Данилова.
        Через несколько минут после того, как мы расположились на скамейках в совершенно пустом вокзале, к подошла женщина в маске и сообщила, что касса в это время не работает (в связи со снижением пассажиропотока во время карантина). Билеты надо брать в поезде, у начальника, с предоставлением акта о закрытии кассы, в который будут внесены наши ФИО. Ближайшим годным для нас поездом был Чита-Москва отправлением 22.59. Несмотря на тяжелые коронавирусные времена, когда каждому следовало бы "поберечь себя и оставаться дома", поезд был невероятно популярен - в продаже осталось всего 5 купейных и 3 плацкартных места. Мы не без основания опасались, что за ближайшие полтора часа ожидания этих билетов может не остаться. В любом случае, ехать пришлось бы порознь. Тем не менее, когда поезд прибыл, список свободных мест на табло не изменился. Во главе с женщиной с вокзала мы проследовали к штабному вагону. Было оформлено 2 проездных документа, после чего начальник поезда заявил, что все билеты проданы. Не взирая на стоны и просьбы пристроить куда-нибудь третьего пассажира, "командир" вежливо, но твердо отказал, повторяя, что если бы мог - непременно продал бы еще один билет. Таким образом, одному из нас пришлось вернуться на вокзал. На табло, несмотря ни на что, числились якобы остающиеся в продаже 2 купейных места. Следующий поезд Архангельск-Москва прибывал в Данилов примерно через час. На него имелось более 100 плацкартных мест. Снова был составлен акт уже на одного пассажира. Начальник поезда "с удовольствием продал бы билет", но что-то у него не ладилась связь с сайтом РЖД. Он менял местами симки планшета и телефонов, что-то собирал, разбирал и прилаживал... Наконец, выругался: "Позакрывали кассы, а тут мучайся с этим и билетами... Он думает, что здесь связь, как у него там в кабинете..." В конце концов был выписан бумажный билет за 1059 руб. - место было отведено верхнее плацкартное, но не боковое. Без белья, самое дешевое, как и требовалось. За день пройдено 17 км.

       31 мая, воскресенье
        В 0.08 поезд отправился со станции Данилов, а в 6.44 прибыл на Ярославский вокзал Москвы.
       
Иллюстрации:

вокзал Савелово
вокзал Савелово

в вагоне поезда Савелово-Углич
в вагоне поезда Савелово-Углич

поезд из Савелова прибыл на ст. Углич
поезд из Савелова прибыл на ст. Углич

железнодорожный вокзал Рыбинска
железнодорожный вокзал Рыбинска

вид на Волгу в Рыбинске из окна автобуса на Пошехонье
вид на Волгу в Рыбинске из окна автобуса на Пошехонье

Пошехонье. Успенская церковь
Пошехонье. Успенская церковь

окно в Пошехонье
окно в Пошехонье

поворот на лесную дорогу
поворот на лесную дорогу

стоянка близ речки Исаковки
стоянка близ речки Исаковки

в Пошехонье; снимок сделан утром 28 мая при возвращении за спальным мешком (см. текст)
в Пошехонье; снимок сделан утром 28 мая при возвращении за спальным мешком (см. текст)

звездчатка ланцетовидная
звездчатка ланцетовидная

типичный вид дороги в д. Сосновец
типичный вид дороги в д. Сосновец

сердечник горький
сердечник горький

дорога в д. Сосновец
дорога в д. Сосновец

дорога в д. Сосновец
дорога в д. Сосновец

2-й главный дом (?) усадьбы Лихачевых
главный дом усадьбы Лихачевых

1-й главный дом (?) усадьбы Лихачевых
дом управляющего усадьбой Лихачевых

предполагаемое плавсредство
предполагаемое плавсредство

р. Сога, за ней - д. Новая Стройка
р. Сога, за ней - д. Новая Стройка

дом в бывшей д. Серговка; в окне отблеск заходящего солнца
дом в бывшей д. Серговка; в окне - отблеск заходящего солнца

на ур. Серговка
на ур. Серговка

вероятное место бывшего моста через Согу близ Кученевки (см. карту)
вероятное место бывшего моста через Согу близ Кученевки (см. карту)

брод через Согу
брод через Согу

насыпь бывшей узкоколейки
насыпь бывшей узкоколейки

бобровый пруд, заливший дорогу и кусок леса
бобровый пруд, заливший дорогу и кусок леса

на насыпи бывшей узкоколейки
на насыпи бывшей узкоколейки

княженика
княженика

конец узкоколейки
конец бывшей узкоколейки

дорога в Акишево
дорога в Акишево

ур. Акишево
ур. Акишево

в лесу близ Соги утром 30 мая
в лесу близ Соги утром 30 мая

брод найден
брод найден

дорога в Мочальники
дорога в Мочальники

ур. Мочальники
ур. Мочальники

на подходе к с. Дешино
на подходе к с. Дешино

руины Воскресенской церкви в с. Дешино
руины Воскресенской церкви в с. Дешино

по дороге от Дешина до Козы
по дороге от Дешина до Козы


дорога к шоссе Пошехонье-Пречистое (см. текст)
дорога к шоссе Пошехонье-Пречистое (см. текст)

перед выходом на асфальт у д. Высоково
перед выходом на асфальт у д. Высоково

на подходе к д. Митино
на подходе к д. Митино

на въезде в Козу
на въезде в Козу

колокольня церкви Рождества Христова в Козе
колокольня церкви Рождества Христова в Козе

зал ожидания на ж.д. вокзале в Данилове
зал ожидания на ж.д. вокзале в Данилове