Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Пост 499 км - Железногорск


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 13 - 14 октября 2020 г., Дмитриевский и Железногорский районы Курской области.
       План: 1 день. Выехать в 3.54 поездом Санкт-Петербург - Белгород с Курского вокзала Москвы и в 7.48 прибыть в Орел. Местным поездом, отправляющимся в 9.03, в 13.29 прибыть на Пост 499 км. Идти по дорогам через Лобановский, Лесной, Восточный к границе с Орловской областью. Повернуть на восток, перейти Каменную Осмоньку, поужинать, продолжая движение на Восток, выйти к полевой дороге на юг. В удобном месте заночевать.
        2 день. Продолжать движение по полевой дороге на юг. В населенном пункте Партизанский идти прямо. Выйти к шоссе А142, повернуть налево, идти до поворота на Михайловку. В Михайловке повернуть на юг и через д. Пески выйти к железной дороге. Повернуть направо и дойти до о.п. Мицень. Дождаться пригородного поезда (15.35), доехать до Орла (18.22). В 18.49 на "Ласточке" отправиться в Москву, куда прибыть в 22.56.
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k-n36-142 (состояние местности - ?, год издания - ?) и 100k--n36-143 (состояние местности 1981 г., год издания 1985) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатки космических снимков с Яндекс-карт, а также бумажная двухкилометровка Курской области.
       Погода: дневные температуры около 20 градусов. Ночные температуры +5 - +10 . Небо - 13 октября - облачно, 14 октября - переменная облачность.
       Природа: Лес - смешанный, вторичный, после вырубок. Старые деревья попадаются редко. Состав: береза, клен (много), дуб, осина, сосна (местами), в подлеске - орешник. Встречается ель, в основном - в посадках. И даже в одном месте - огромные старые лиственницы. Несмотря на почти полное отсутствие леса ведутся лесоразработки. Цветут в малом количестве по обочинами и на скошенных местах: клевер, пазник, колокольчик, мышиный горошек, мелколепестник однолетний, тысячелистник, цикорий (сравнительно много), энотера, ромашка, донник, золотарник (занимающий целые поля, но цветут лишь единицы). Грибы: местное население массово собирает опята. Животные: есть следы копыт, рытья кабанами. Комаров, мух и клещей нет.
      Участники: 1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        13 октября, вторник
        Железнодорожные билеты Москва-Орел и Орел-Москва брались вечером 12 октября; свободных мест и на тот, и на другой поезд было достаточно. Билет в Орел на поезд Санкт-Петербург-Белгород без белья обошелся в 908 руб., обратный - на "Ласточку" Орел-Москва - 633 руб. Поскольку поезд из Москвы отправлялся в 3.54 ночи (он тем не менее, был самым удобным для последующей пересадки в Орле), для проезда до Курского вокзала пришлось выбрать ночные автобусы. Придя в 2.03 на остановку около метро "Войковская", я чудом успел на опоздавший на 2 минуты ночной Н1. Поездка до Садового кольца прошла без приключений, если не считать внезапного предупреждения водителя "безбилетники - на выход", при этом один человек успел выскочить, после чего в автобус вошли контролеры. Оказалось, что почти все оставшиеся пассажиры - также безбилетники, да еще и нетрезвые. Одинокий бомж был просто выкинут из салона. Уже через 15 минут я был на внутреннем Садовом кольце, прошел направо до остановки, сел в подошедший "Б". На Курский вокзал я пришел более, чем за час до отправления поезда. Вагон оказался заполнен примерно на 80%.
        В 7.48 поезд прибыл в Орел. До отправления пригородного на Комаричи оставалось около часа. На входе в вокзал висело обычное запрещение входить без масок. Не обращая на него внимания, я вошел и положил рюкзак на ленту, которая провезла его сквозь проверяющий аппарат. Два охранника пропустили меня, не сделав замечания по поводу маски. Зал был пуст. Не успел я сделать и нескольких шагов, как ко мне подошел небольшого роста полицейский. "Вы почему вошли в вокзал без маски?" Не дав мне ответить, он продолжил: "Вы гражданин России, или нет?" Я только успел подумать "При чем тут гражданин России?", как последовал новый упрек: "Почему вы перешли пути под камерами в неположенном месте? Что собираетесь делать? Документы есть?" Я дал паспорт, после чего мы проследовали в линейное отделение полиции. "Так почему вы переходили пути под камерами в неположенном месте?" Полицейский наконец сделал паузу, и я попытался оправдаться: "Я только проснулся и вышел из поезда, не успел сориентироваться". "Так вы и человека пырнете ножом и скажете, что только проснулись...". "Ну, это совсем другое дело", - возразил я. "Сейчас мы составим протокол за нахождение без маски".
       Некоторое время я сидел на скамейке, не понимая, занимаются моим "делом", или нет. Вокруг шла суета, входили другие полицейские, про меня, казалось, забыли. Наконец, задержавший меня полицейский обратился снова, назвав по имени-отчеству "Чем вы занимаетесь в Москве?" Я ответил, что действительно только что проснулся и не расположен к длинным беседам, после чего мне было предложено умыться холодной водой тут же в милицейской туалетной комнате, что я и сделал. Когда вышел, последовал новый странный вопрос: "У вас все в порядке, родственники вас не разыскивают?" Услышав, что нет, полицейский спросил "У вас при себе ничего запрещенного нет?" На моем лице отразилось, видимо, изумление по поводу даже намека на что-то запрещенное в моих вещах. Тем не менее, полицейский попросил поднять руки вверх и методом охлопывания проверил все карманы. "Теперь выложите, что у вас там". В одном кармане штормовки оказался фотоаппарат, в другом - компас. "Вы что, ориентированием занимаетесь?" "А в задних карманах?" Из одного я извлек какую-то исписанную бумажку, из другого - маску. Я чертыхнулся: "Думал, что забыл маску". "Ну вот", - сказала девушка-полицейская - "Надели бы маску и ехали бы дальше спокойно". Между тем, досмотр продолжился: "А в рюкзаке у вас что?" "Спальный мешок, палатка...продукты...". "Ножей нет?" "Только консервный". "Может, штык-нож?" "Нет".
        "Теперь подойдите, пожалуйста, сюда". Я заметил выемку в стене с высокой мерной рейкой и еще раз убедился, что мой рост находится где-то между 170 и 180 см. Девушка достала фотоаппарат и запечатлела вашего покорного слугу в профиль, фас и в 1/2. После всего этого началось подписание бумаг. Я признал свое нарушение, перечислил под диктовку полицейского содержимое рюкзака, в том числе "продукты общественного питания". Также пришлось подписать согласие на проведение судебного заседания (по поводу выбора наказания за нарушение масочного режима) без моего участия. Как оказалось, в данном случае наказание заменяется предупреждением. Подписываясь во многих местах, я заметил, что мне должна быть вручена копия протокола. После отдельной просьбы копия документа была выдана. В конце мы тепло попрощались. Я был очень рад, что полицейские сноровисто и без проволочек оформили все необходимые документы. Иначе я бы мог опоздать на поезд в Комаричи.
       Поезд РА2 стоял на крайнем от вокзала пути в сторону Курска, в 9.03 он тронулся в путь. Когда я назвал билетчице пункт своего назначения - 499 км, она сказала, что такого у нее нет, и она может продать только до Арбузово (с ударением на третьем слоге). Данный билет обошелся в 301,5 руб. и выписан был не от Орла, а от Лужков-Орловских, т.е. двумя остановками позже. Вагон был заполнен примерно на 60%. Отъезжая от Орла, состав долго лавировал между запасных путей, пакгаузов, складов, заборов и т.п. Когда вырвался на простор, пошел быстро. В 12.16 мы прибыли в Арбузово. Практически все пассажиры перешли в подъехавший через несколько минут другой РА2, следующий в Льгов. Мой же поезд после 30 минут стоянки отправился на Комаричи (с изменением направления движения) почти пустым - кроме меня там вряд ли ехало больше 2-3 человек. Билет до 499 км обошелся в 68 руб. В 13.28 я сошел на о.п. 499 км (см. фото). Здесь же вышла еще одна пассажирка, которая тут же скрылась в лесу.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Показанной на карте дороги на Лобановский, которая должна была начаться прямо у 499 км я не нашел, потерял почти час на блуждания в ближней лесополосе и наконец вышел к полю с посевами рапса, где и оказалась дорога. Поселок Лобановский я миновал, оставляя его метрах в трехстах справа. Затем дорога свернула к северу и в 14.40 я вышел на узкое асфальтовое шоссе. Прямо передо мной на него с грунтовок выехали две машины. Как оказалось, все шоссе, идущее через лес, уставлено автомобилями сборщиков осенних опят. То есть интимного общения с природой не получилось.
       Сделав несколько поворотов, в 15.40 дорога вывела к южному концу поселка Лесной. Здесь я свернул направо, на более широкое асфальтовое шоссе. Слева вдоль дороги среди других деревьев возвышались огромные желтые лиственницы. Вскоре предстояло свернуть налево, поворот нашелся как раз у знака границы Клинковского лестничества - металлической арки. Дорога прошла немного вдоль не убранного еще кукурузного поля и направилась в лес. Лес не произвел сильного впечатления - он был явно многократно рублен, старых деревьев практически не осталось, преобладал высокий орешник. В 17.00 дорога вышла на поля с перелесками, никаких признаков и остатков поселка Восточный, который должен был быть левее, я не обнаружил. Стало потихоньку темнеть, где-то слева перекликались в лесу последние грибники. Приближалась граница с Орловской областью. Не доходя до нее примерно полкилометра, я свернул вправо на развилке. Опустились сумерки; слева с какого-то момента потянулась заросшая балка, ручья в ней не было. Около 18.15 я вышел, наконец, почти в полной темноте к речке Каменная Осмонька. Пойма была в густом тумане. Спустившись, я обнаружил голое широкое дно высохшего водохранилища(ниже речка перегорожена плотиной). Чуть ниже в углублении блестела лужа, однако подойти я не рискнул, опасаясь завязнуть в грязи. Как выяснилось позже - напрасно, дно было крепким, и позволило потом без всякого труда перейти на другой берег.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Ниже по руслу блеснула достаточно большая водная гладь, в заливе удалось зачерпнуть котелок воды. Рядом из дна торчали колья неизвестного назначения (фото). Шел еще только седьмой час вечера, но в полной темноте пытаться идти дальше без дороги было бы бессмысленно даже с фонарем. Поднявшись чуть выше, я поставил палатку в погорелом молодом сосняке. Доносился отдаленный лай с Черневки, на него откликалась одна собака, как казалось, чуть ли не с ближайшей опушки. В рекордные 20.30 пришлось лечь спать.За день пройдено 18 км.
       
        14 октября, среда
        Сон никто не потревожил, и в 8.08 я отправился в путь на юг, перешел ближайшую балку; на другом берегу Каменной Осмоньки, совсем рядом, в утреннем свете стали видны постройки небольшого хуторка. С моего берега открывался чудный вид на это хозяйство и на долину реки. Местным жителям тоже ценят это место - здесь вкопан столик со скамейками. Отсюда пошла дорога в нужном мне направлении. Вскоре встретилась накатанная дорога в Черневку, я направился по ней, гадая, удастся ли избежать транзита через деревню. Примерно за километр от населенного пункта нашелся поворот налево, я свернул. Сначала направление меня устраивало, затем грунтовка стала уклоняться на север. Пришлось сойти с нее и преодолеть небольшую полосу леса на косогоре. Дальше было поле с дорогой по краю. Пойдя по ней, я вскоре вышел на обозначенный на карте большак север-юг. Все казалось предельно просто до того, как в 10.00 дорога разошлась в четырех направлениях. Долгое разглядывание карты, во время которого мимо проехал ЗИЛ-130, повернувший на крайнюю левую грунтовку, ничего не дало. Подумав, я пошел по второй справа дороге (как выяснилось уже в Москве при разглядывании космических снимков, надо было выбрать вторую слева дорогу). Мой же путь оказался чрезвычайно удлиненным из-за обхода огромного поля с извилистыми границами. Наконец в 11.18 удалось выбраться на продолжение "большака", и я снова зашагал на юг. Около перелесков стояли машины грибников. В 11.40 справа остался поселок Партизанский. Сзади послышался шум, меня нагоняла "Нива". С этой машиной я уже встречался, обходя поле. На этот раз водитель остановился. "Вы куда идете-то?". "К большой дороге". "Если надо, я подвезу". Подумав несколько секунд, я поблагодарил и отказался. Вскоре стало ясно, что зря - на самом деле надо было торопиться.
        Дорога шла через бескрайние озимые поля, в лицо дул сильный ветер, подхватывая шлейфы пыли. Проехало несколько машин, в том числе лесовоз. Пыль клубилась впереди, совершенно скрывая сами автомобили.
        На завершающем участке близ Полозовки большак долго подходил к трассе на Железногорск под острым углом, увеличивая предстоящий мне марш назад. Стало совершенно очевидно, что без попутной машины преодолеть расстояние 21 км до железной дороги (считая до о.п. 31 км, который на 2 км ближе ранее намеченного финиша в Мицени) за оставшиеся 2 часа 50 мин. я не способен. Пройдя по шоссе около километра в сторону Железногорска, перейдя при этом по мосту реку Осмонь (на указателе написано Османь), я начал "голосовать". Движение было достаточно оживленным (примерно 2 машины в минуту), но в течение 10 минут никто не остановился. Но все равно удалось быстро уехать - на рейсовой "Газели-Некст" Дмитриев-Железногорск, проезд обошелся в 45 руб. Я занял последнее сидячее место в салоне. Все пассажиры были в масках. Через 15 минут (в 13.30) я вышел на автовокзале Железногорска.
       
       

сторона квадрата 2 км


        По улице Мира, оставив слева известный упаковочный гигант ГОТЭК, дошел до автодороги №8А, свернул направо. Через некоторое время после кругового перекрестка начался подъем на мост через железную дорогу. Судя по карте, чуть ли не под мостом должен был быть о.п. 48 км, где можно было сесть на поезд до Орла, но никаких следов остановки не нашлось. Я все-таки дошел до 48-го километрового столба, но признаков остановочного пункта так и не обнаружил. Надо было все-таки идти на станцию Михайловский Рудник.
        Несмотря на малое расстояние (около 2 км), идти по путям не хотелось - из опасений нарушить возможные запреты. Еще раз глянув на двухкилометровку Курской области, я решил двинуться с другой стороны железной дороги. Но, как оказалось, прямо к ней примыкает территория знаменитого Михайловского ГОКа. Охранница то запускала, то выпускала машины. На мой вопрос, как пройти к станции Михайловский Рудник, она сказала "Не знаю, это где-то там" и махнула рукой в прямо противоположном от станции направлении. Возможно, мне следовало бы спросить, где находится вокзал. Недалеко беседовали два гражданина интеллигентного вида, они подсказали, что дорога идет все же с другой стороны "железки". "Дойдете минут за 30-20". Оценка оказалась верной - минут через 20 я подошел к станции. Двухэтажный вокзал выглядит новым и современным. В 16.15 РА2 отправился в Орел. Купленный на вокзале билет обошелся в 217 руб. В 18.22 я приехал в Орел, а в 18.49 на 2/3 пустая "Ласточка" понесла меня в Москву, прибыв в пункт назначения в 22.56. За день по маршруту (без учета Железногорска) пройдено 20 км.
Иллюстрации:

поезд Санкт-Петербург - Белгород прибывает на Курский вокзал Москвы
поезд Санкт-Петербург - Белгород прибывает на Курский вокзал Москвы

вокзал Железногорска
вокзал Железногорска

фирменный туалет на станции Арбузово;
фирменный туалет на станции Арбузово

блок-пост 499 км
блок-пост 499 км

рапсовое поле; слева - кладбище, справа - н.п. Лобановский
рапсовое поле; слева - кладбище, справа - н.п. Лобановский

дорога к н.п. Лесной
дорога к н.п. Лесной

мелколепестник однолетний
мелколепестник однолетний

дорога к н.п. Восточный
дорога к н.п. Восточный

дорога от Восточного к границе с Орловской областью
дорога от Восточного к границе с Орловской областью

колья на дне Каменной Осмоньки
обнаженное дно Каменной Осмоньки

выход с места стоянки
выход с места стоянки

вид на пруд, образованный Каменной Осмонькой
вид на пруд, образованный Каменной Осмонькой

кленовый лес в балке
кленовый лес в балке

большак на юг
большак на юг

золотарники: отцветший и цветущий
золотарники: отцветший и цветущий

дорога делает крюк (см. текст)
дорога делает крюк (см. текст)

выход на продолжение большака (см. текст)
выход на продолжение большака (см. текст)

н.п. Партизанский
н.п. Партизанский

лесовоз; вид назад
лесовоз; вид назад

на краю д. Полозовки
на краю д. Полозовки

шоссе А142; мост через Осмонь
шоссе А142; мост через Осмонь

в Железногорске
в Железногорске

около о.п. 48 км; вид в сторону Михайловского Рудника
около о.п. 48 км; вид в сторону Михайловского Рудника

станция Михайловский Рудник; вокзал
станция Михайловский рудник; вокзал

ст. Орел; посадка в "Ласточку" до Москвы
ст. Орел; посадка в Ласточку до Москвы