Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Бриш-Искушта


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:27 мая - 3 июня 2002 г. Белорецкий район Башкирии (Южный Урал).
       План: двигаясь на север от ж.д. Уфа-Белорецк, преодолеть р. Лемезу, затем лесными и горными дорогами добраться до ст. Аша. Из-за нехватки времени дошли только до Лемезы и вернулись назад.
       Карты: топографическая карта Челябинской области масштаба 1:200 000 из "Регионального атласа Челябинской области" изд. 1-е, 2001 г., годы состояния местности не указаны. При подготовке данного отчета использовались также карты масштаба 1:100 000 (100k-n40-055,100k-n40-056), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этих карт включены в описание маршрута. Ввиду потери нами ориентировки маршрут на карты нанесен приблизительно. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com.
       При подготовке к походу впервые использовался интернет - были просмотрены некоторые туристские отчеты и найдено расписание пригородных поездов из Уфы (потом время отправления электрички на Инзер уточнили по телефону).
       Погода: весьма неустойчивая, ночью заморозки, днем на солнце - тепло.
       Цветут: первоцвет весенний (баранчики), анютины глазки, земляника.
       Комаров и клещей практически нет.
       Участвовали: 2 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где кружочком с крестиком обозначено начало маршрута.
       



       27 мая, понедельник
       В 19.06 поездом 14 Москва-Челябинск выехали до станции Уфа. Стоимость плацкартного билета (без белья) 766 рублей. Билеты брались 20 мая.

       28 мая, вторник
       Прибытие в Уфу с опозданием на 40 минут, т.е. около 20.30 по московскому времени. За 50 рублей (просил 100) таксист довез до гостиницы "Уфа". Мест не оказалось, после чего мы пешком дошли до гостиницы "Агидель", где в 22.54 по местному времени (опережает московское на 1 час) сняли двухместный номер за 640 рублей (общая заплаченная сумма).

        29 мая, среда
       Около 4.40 (5.40 по местному времени) пешком отправились на вокзал. Путь занял 40 минут. В 5.43 (здесь и далее время московское) выехали на электричке Черниковка-Инзер до о.п.95 км. Каждый билет стоил 53 р.65 коп. Скучать не давала шумная толпа цыган, тоже куда-то кочевавшая.
       

сторона квадрата 2 км


       На место прибыли в 10.00. Изначально планировалось вернуться назад к мосту через р. Кусагазы и подниматься вверх по течению, но уже по приезде было принято решение выйти к Кусагазы, пройдя часть пути по грейдерной дороге (через деревню Бриш). Несколько сошедших с нами человек скрылись вдали. На подходе к деревне Бриш мы встретили похороны (кладбище находится рядом с дорогой), в них принимали участие одни мужчины. Все были в головных уборах.
       

сторона квадрата 2 км


       После д. Бриш хорошая грейдерная дорога продолжилась. Через пару километров влево отошла раскисшая глинистая грунтовка. Мы свернули на нее. В месте выхода дороги к реке переходить вброд мы не стали (чтобы не терять время на переодевание), а пошли вдоль берега, рассчитывая, что вскоре грейдерная дорога, как это показано на карте, пересечет реку в более удобном месте. Вскоре, однако, стало ясно, что грейдерная дорога на карте не обозначена, сплошная линия на карте это и есть наша грунтовка-старая дорога, а новый грейдер, начиная с этой развилки, пошел правее, не пересекая Кусагазы.
       Поняв это, мы, чтобы не пропустить первый обозначенный на карте приток Кусагазы слева по ходу нашего движения (по этому притоку планировалось подняться вверх), перешли на другой берег вброд (бурное течение, вода по колено). В это же время начался прохладный дождь, не прекращавшийся несколько часов. По обозначенной на карте грунтовой дороге продолжили путь вверх по течению.
       Примерно в том месте, где ожидалось, мы увидели крупный ручей, свернули налево и стали круто подниматься в гору. Тропа была малозаметной. Два раза на еще не поросших травой мокрых (чувствовалось, что только что сошел снег) полянах видели деревянные пирамидки, которые мы приняли за основы будущих стогов сена. По мере подъема стал попадаться нерастаявший снег. Растительность: пихта, береза, клен, изредка - ель, дуб. Из трав раньше все проклюнулись крупные листья ядовитой чемерицы Лобеля.
       

сторона квадрата 2 км


       К наступлению сумерек мы были на вершине хребта (хр.Аютузаклаган - это выяснилось позже). Картины окружающих гор не соответствовали виду с того места, где мы вроде бы находились. Решили завтра двигаться на север, чтобы в любом случае выйти к р. Лемезе.
       Снег по колено в месте ночевки покрывал большую часть площади. Палатку поставили на проталину, застлав ее хвоей. Для приготовления пищи растапливали в котелке снег. В этот день пройдено 12 км.
       

сторона квадрата 2 км



        30 мая, четверг
        Ночью прошел снегопад. Утро было солнечным (несколько раз, правда, небо затягивалось подобием тумана), а пейзаж - зимним. Мы начали спуск с хребта в северо-восточном направлении, спуск порос дубами и кленами, вышли к ручью (р. Яукой - это выяснилось позже),его шум был слышен еще с вершины. Стали спускаться вниз, думая, что ручей впадет в Лемезу. Вскоре ручей принял слева приток (ручей Большой Усарлы - это выяснилось позже), и общее направление сменилось на южное. Была замечена заброшенная дорога, которая перешла на другой берег. Мы переходить не стали и шли по правому. Около 12.30 мы миновали ЛЭП и вышли к р. Кусагазы. Таким образом, свернув вчера налево чуть раньше, чем следовало, мы описали петлю и вернулись обратно по ручью, по которому должны были идти вчера в противоположном направлении.
       Теперь наступила ясность. Мы перешли злосчастный ручей и пошли по нему вверх по местами исчезавшей дороге. Около 15.00 достигли высшей точки и оказались на плато Усарлыелан между хребтами Большой и Малый Бирьян.Согласно первоначальному плану, нужно было двигаться с этого места по дороге на север с небольшим уклоном к западу, оставляя г. Бирьян справа. Но из-за потерь времени маршрут пришлось сократить. Мы двинулись по плато с небольшим уклоном к востоку, оставляя г. Бирьян слева. Плато в основном безлесное, попадаются страдающие от ветра кривые невысокие деревья.
       ;

сторона квадрата 2 км


       Плато перешло в склон Малого Бирьяна, в какой-то момент началась коровья тропа. Через некоторое время в просвет деревьев стала видна р.Лемеза и дорога вдоль нее. Спустились к ручью Большой Шакраут (возможно, именно таково правильное название ручья, не очень разборчиво подписанного на карте). Места для стоянки неважные, топко. Следы коров. Поднялись выше, встали среди елей. Воду брали из ручья под камнями. За день пройдено 16 км.

        31 мая, пятница
       Стало очевидно, что в оставшееся у нас время мы не успеем дойти до ст. Аша (ж.д. Уфа-Челябинск), как это планировалось изначально. Поэтому не оставалось ничего иного, как идти назад к о.п. 95 км. В запасе было полдня, которые мы решили использовать для подъема на гору Бирьян (921 м). Мы вышли к р.Лемезе напротив красивого утеса, по дороге поднялись немного вверх, свернули налево и начали подъем. Кое-где россыпи огромных булыжников, выходы скал. Клен, дуб, вяз, липа, ель. Деревья старые, корявые, в лишайниках. Погода меняется каждые полчаса - то солнце, то сыплет ледяная крупа. Вершина горы была полностью покрыта снегом. Видны следы какого-то крупного зверя. Подъем с рюкзаками с отметки примерно 400 м до 921 м занял около 2,5 часов. После обеда (снова топили снег) за час спустились вниз. Около 16.30 двинулись по дороге в сторону Искушты.
       Деревню мы обошли, но на окраине нам встретился нетрезвый местный житель. Мы попытались узнать, когда пойдет утренняя электричка на Уфу, однако смысл вопроса до него не доходил. По-русски он говорил с сильным акцентом. В свою очередь, он спросил у нас, были ли мы в Кысыке - там Володька коптит рыбу отлично. Осталось лишь пожалеть, что мы не дошли до Кысыка - в плане это было. Мы отказались от предложения попить чайку и в темпе двинулись на юг по грейдерной дороге. К заходу солнца мы миновали слияние старой и новой дорог на Искушту, поднялись на пригорок справа и расположились на ночлег. До д. Бриш оставалось чуть менее 2 км. За день пройден 21 км.

       1 июня, суббота
       Ночью были заморозки. Мы не знали, когда пойдет утренняя электричка, поэтому решили выйти как можно раньше. Это удалось в 7.25. Проходя Бриш, мы снова попытались узнать про электричку, и снова в ответе не было полной ясности. Но по всему выходило, что мы опоздали. Мы все-таки еще ускорили шаг и прибыли на о.п. 95 км за 10 минут до отхода электрички. Как потом выяснилось, у нас немного спешили единственные часы. Пройдено было 5 км.
       Электричка доехала до ст. Дема. Пришлось приложить немало усилий, чтобы узнать, что через 45 минут она же пойдет в Уфу. Изучение расписания на вокзале Уфы показало, что лучше всего ждать завтрашнего утра, когда можно пытаться брать билеты на 2 проходящих поезда Челябинск-Москва и на поезд Уфа-Москва, отходящий позже (он был менее удобен для нас).
       Мы снова устроились в гостинице "Агидель". Двухместный номер без туалета обошелся в 400 рублей. Остаток дня был посвящен знакомству с Уфой и местным шашлыком.

        2 июня, воскресенье
        Встав очень рано, мы в пятом часу утра оказались на вокзале. Билеты удалось взять только на медленный поезд 181 Челябинск-Москва (через Ульяновск). В билете было указано время отправления 6.05. Внезапно всех попросили покинуть вокзал. Как оказалось, кто-то позвонил с сообщением, что один из поездов заминирован. На привокзальной площади появились пассажиры проходящих поездов в пижамах и халатах. Проверка продолжалась часа полтора, все поезда задерживались, и Уфу мы покинули только около 7 утра. Мину, насколько известно, не нашли.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Нет фото дороги вдоль ручья Большой Усарлы.         2. Где и как теряется дорога на плато Усарлыелан.
Иллюстрации:

грейдерная дорога Бриш-Искушта
грейдерная дорога Бриш-Искушта

развилка новой и старой дорог Бриш-Искушта
развилка новой и старой дорог Бриш-Искушта

р. Кусагазы
р. Кусагазы

утро 30 мая на хребте Аютузаклаган, высота 716
утро 30 мая на хребте Аютузаклаган, высота 716

вид с хребта Аютузаклаган, высота 716
вид с хребта Аютузаклаган, высота 716

Снег перестал. Хребет Аютузаклаган, высота 716
Снег перестал. Хребет Аютузаклаган, высота 716

на подходе к хр. Малый Бирьян
на подходе к хр. Малый Бирьян

подъем на г. Бирьян
подъем на гору Бирьян

г. Бирьян
г. Бирьян

дорога к д. Искушта вдоль р. Лемеза
дорога к д. Искушта вдоль р. Лемеза

р. Инзер и д. Бриштамак около о.п. 95 км
р. Инзер и д. Бриштамак около о.п. 95 км.