Лесные дороги---> на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Пестово-Хвойная.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:23 - 27 мая 2003 г. Пестовский, Мошенской и Хвойненский районы Новгородской области.
       План: от о.п. 273 км. ж.д. Пестово-Хвойная, пройдя близ озер Старское, Полобжа, Игорь и др., выйти к ст. Кушавера той же ж.д.
       Карты: топографическая карта Новгородской области масштаба 1:200 000 2001 г. издания, состояние местности 1984-1995 гг. Кроме того, использовалась более свежая карта масштаба 1:100 000, выходные данные которой утрачены. При подготовке данного отчета использовались также карты масштаба 1:100 000 (100k-o36-046, 100k-o36-047, 100k-o36-058) (состояние местности - восьмидесятые годы), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. Фрагменты этих карт использовались для иллюстрации маршрута.
        Погода:Очень тепло (больше 20 градусов днем) (более точные данные можно найти на сайте http://meteo.infospace.ru), без осадков. Ночи теплые (около 10 градусов).
       Природа:Цветет в большом количестве купальница, на болотах местами багульник. Несколько раз видели змей. Количество комаров и мошки большое, клещи встречались часто.
       Участвовали: 3 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.

       



        23 мая.
        В 20.04 поездом 602 Москва-Рыбинск отправились с Белорусского вокзала в прицепном вагоне Москва-Пестово. Осмотр состава на длительной стоянке в Савелово показал наличие помимо нашего вагона до Пестова (1 шт) вагонов до Весьегонска (1 шт), Сонкова (1 шт), Углича (3 шт). Остальные вагоны следовали в Рыбинск.

        24 мая
        Больше 4-х часов стояли в Сонкове (с ночи до 7.40), где происходила переприцепка вагонов. С опозданием на 10 минут (т.е. в 12.06) прибыли в Пестово. В расписании числился поезд Пестово-Будогощь (с отправлением в 12.10), на котором мы и собирались ехать дальше до о.п.273 км. Однако выяснилось, что ходить он начинает только с 25 мая.
        Автостанция расположена вблизи ж.д. вокзала. Подходящих автобусов в расписании не нашлось. Попытка договориться с машинистом отправляющегося товарняка провалилась. Нежданно подъехало шальное такси и, заплатив по просьбе водителя всю сумму (350 руб.) вперед, мы поехали в д.Звягино (находится в километре от нужного нам о.п. 273 км.). 45 километров преодолели за час. За это время водитель успел многое рассказать о своей жизни. Запомнилось, что когда-то он учился в Суриковском училище в Москве. В деревне оказались около 14.30.
       

сторона квадрата 2 км

;


        Мы прошли чуть дальше по дороге на запад и остановились на обед. Около 16.00 продолжили движение, на перекрестке свернули на грунтовку на д.Новинка. В Новинке проселок влился в подошедшую слева хорошую дорогу из Звягина. На полпути между Новинкой и Яковлево оставили справа не показанное на картах кладбище. По словам бабушки из д. Яковлево, часовню с кладбища увезли "на клуб" в Кабожу. Временами слева показывалась синяя полоса озера Старское, вдоль которого, то приближаясь, то удаляясь, лежал наш путь.
        Вскоре (через час) миновали д. Ильино. Местные жители сказали, что дальше дорога идет к озерцу, а на "сопке" туристы раскидывают палатки. Мы не стали заходить на озерцо, прошли поле и наткнулись на вход в лес заросшей дороги, которая шла по просеке. По краям кое-где были сложены короткие полусгнившие бревна. В 21.30 остановились на ночь недалеко от р.Пшевки (Левочки). (см. http://www.textual.ru/gvr/index.php?card=175093). За день пройдено 17 км.
       

сторона квадрата 2 км



        25 мая.
        В 10.15 двинулись по лесной дороге (обозначена на карте) в сторону д. Овинец. Путь занял около 2-х часов. Далее нам надо было идти к оз. Полобжа. Жительница д. Овинец сообщила, что раньше была прямая дорога на Полобжу, теперь ходят через "Гриневку" (д. Гринева Гора). Мы решили пойти проверенным путем, поскольку на "прямой" дороге могло не оказаться переправы через Кобожу. На выходе из д. Овинец миновали пилораму и кладбище, затем по мосту перешли Кобожу. Дорога разбита лесовозами, вдоль во многих местах сложены бревна. Внутри д. Гринева Гора вышли на дорогу до ст. Кабожа, пересекли по мосту р. Колодею. Качество дороги не изменилось. Активно вывозится лес. Когда начался сосновый бор, примерно через 4 км. после Гриневой Горы, мы увидели нужный нам поворот на Полобжу.
       

сторона квадрата 2 км


        По мере удаления от большака наша дорога постепенно глохла. Ручей Антоновец (см. карту) разлился из-за построенной бобрами плотины. Транспорт здесь проехать бы не смог. Через некоторое время мы вышли на безлесное пространство (на карте здесь ответвляется дорога на Самуйлово). Далее путь лежал по приозерной морене. Еле заметная тропа идет по кромке леса, справа - луг. На ближайшем подходе к озеру встали на обед. Около 18.00, оставив рюкзаки, направились в деревню Полобжа.
        Примерно за 1,5 км. до деревни справа подошла тропинка, которая вывела нас к мосту через реку Полобжу. С моста удили рыбу 3 человека. В д. Полобжа много целых домов, но признаков жизни не наблюдалось. По-видимому, приходят сюда с севера, из Федеева.
        В 19.50 мы забрали рюкзаки, двинулись обратно и через примерно 40 минут достигли безлесного пространства, где были несколько часов назад. Тропа на Самуйлово нашлась на западном краю пустоши. Вскоре стежка пошла по болоту с цветущей голубикой и чахлыми соснами. Потом попался еще один участок болота - много сфагнума, ямки от следов наполняются водой. По выходе из болота натоптанность тропы стала увеличиваться, мы поняли, что приближаемся к д. Самуйлово. Около 21.30 начали ставить палатку у ручья. За день пройдено 28 км.
       

сторона квадрата 2 км



        26 мая.
        Стартовали в 10.07. После преодоления нескольких пригорков приблизились к д. Самуйлово. Войти в деревню оказалось возможным (без длительного обхода) только через двор крайнего дома, что мы и сделали с помощью старика-хозяина. В ходе разговора выяснилось, что в его ведении находятся ключи от местного сельмага. Мы зашли, взяли минералки и пополнили запас конфет. В магазине стояло несколько мешков с клюквой. Проходя через деревню, увидели трех человек, чинивших лесовозную технику. Это оказались лесорубы из Мошенского, осваивающие делянку где-то неподалеку.
        Через примерно 45 минут прошли ур. Гридино. Вскоре подошли к расположенному на пригорке красивому ур. Фелистово, на середине стояла цветущая розовым яблоня. Мы увидели 2 дороги - на ур.Жарово и на Полобжу. Но можно ли дойти до самой деревни Полобжа, или дорога исчезает в болотах - неизвестно.
        Следующим на пути оказалось ур. Жарово. Пара полуразрушенных домов, завалившийся на бок комбайн. Рощица тополей особого вида, с очень острым запахом молодых листьев.
       

сторона квадрата 2 км


        После Жарова к нашей чуть заметной тропинке слева подошла не показанная на картах грунтовка, по которой, судя по всему, иногда ездили. Можно предположить, что именно по этой дороге из Мошенского ездят рыбачить на озеро Игорь. Мы достигли озера около 14.30. Дорога тянется по узкой морене между озером и болотом. В багульнике шуршат змеи. Дно озера - пологое, торфяное, причем торф обманчиво покрыт тонким слоем песка. При попытке зайти в воду ноги проваливаются.
        По мере нашего продвижения на север морена повысилась. Возможно, нам удалось увидеть валун Змеиный камень, упоминаемый как памятник природы на оз. Игорь(см. фото). Является ли этот кусок скалы тем самым валуном, непонятно. Здесь мы искупались, дно каменистое. Дорога улучшилась, очевидно, сюда уже добираются с севера, со стороны Кушаверы. Среди леса увидели неизвестно как доставленный сюда вагончик, который, видимо, используется охотниками. Навстречу по дороге проехал велосипедист.
       

сторона квадрата 2 км


        Дорога вышла из леса сразу на пашню, и вскоре мы были в д. Кушавера. По словам встреченного жителя, постоянно живут только в двух домах, остальные - дачники. Раньше приезжали ежегодно на озеро Игорь 5 москвичей, теперь не приезжают. В Кушаверу 2 раза в неделю ходит автобус. На выходе из деревни - недействующая церковь. Почти сразу начинается д. Дворищи. Много сельхозтехники. За деревней дорога разветвляется: налево к станциям Кушавера и Хвойная, направо - в Кунцово. Нашей целью была Хвойная, но, чтобы не идти весь путь пешком, можно было попытаться сесть на ст. Кушавера на какой-нибудь поезд. Точное расписание нам известно не было, мы рассчитывали прочитать его на станции.
        Примерно в 21.30 по хорошей асфальтированной дороге мы дошли до ст. Кушавера. Станция, занимающая половину деревянного жилого дома, была закрыта. В ней, якобы, иногда появляется уборщица. Расписание пришлось узнавать у жителей соседних домов, но полученные сведения ясности не внесли: одни говорили, что поезд не пойдет, другие говорили, что в 23 часа пойдет в сторону Пестово, а третьи - в сторону Хвойной. В результате ждали до 23.40, подвергаясь нападениям комаров.
        Поняв, что поезд не пойдет, мы двинулись по шпалам в сторону Хвойной. Вскоре перешли реку Кушаверу по мосту, но поставить палатку у реки не удалось - берега заболочены. В наступившей темноте было сделано еще несколько попыток найти сухое место по ходу нашего движения, наконец, место нашлось, от ст. Кушавера мы к тому времени отошли примерно на 3 километра. Следующим утром разглядели, что ночевали в великолепном сосновом бору. За день пройдено 29 км.
       

сторона квадрата 2 км



        27 мая
        Около 7 утра пошли в сторону Хвойной. Идти по шпалам стало болезненно для разбитых ног, поэтому пришлось двигаться по лесу рядом с ж.д., благо лес достаточно проходим. С некоторого момента началась вывороченная канавка противопожарной полосы, пошли по ней. Автостанции, которая находится рядом с ж.д. вокзалом, мы достигли в 8.45. Выяснилось, что автобус на Боровичи ушел в 8.30, следующий - в 14.40. В бесплодных раздумьях и поисках машин вблизи станции прошло около часа, потом увидели на стене вокзала рекламку местного такси. Мы позвонили из диспетчерской, подъехал фольксваген "Jetta". 80 километров преодолели примерно за час, заплатив около 500 руб. Мы вышли у автостанции. Подходящий нам автобус отправлялся в Окуловку в 12.00. Автобус Курганского завода внешне напоминал грузовик, заполнился пассажирами с мешками и баулами под завязку. Возможно, поэтому он отправился раньше расписания - в 11.55. Каждый билет обошелся в 22 руб. 30 коп. Около 13.00 мы были в Окуловке. Ближайшая электричка на Бологое должна была отправиться около 16 часов. Мы взяли билеты на пассажирский поезд 23 Петербург-Москва отправлением в 15.57. На вокзале шел ремонт, касса располагалась в отдельно стоящем пассажирском вагоне.
       Поезд опоздал на 25 минут, с таким же опозданием прибыл в Москву. Поезд сидячий. Каждый билет обошелся в 235 рублей. В вагоне - цветы в горшках, ковер. Есть горячий чай. За день пройдено 7 километров.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Нет четкости в описании дороги от места первой ночевки до д.Овинец.
        2. Можно ли напрямую из Овинца пройти в Полобжу.
        3. Существует ли дорога ур.Фелистово-д.Полобжа.
       
        По мере того, как уходил все дальше и дальше в прошлое этот поход [сегодня, 30 марта 2022 г., тому минуло почти 19 лет], все призрачней становилось желание отправиться снова в те края. И обозначенные выше вопросы, когда-то столь животрепещущие для трех путешественников, почти замкнувших кольцо вокруг озера Полобжа, совершенно утратили прежнюю остроту. Казалось, ответов уже никогда не будет. Поэтому приятной неожиданностью стало сообщение Олега, который в детстве проводил летние месяцы у бабушки в деревне Полобжа. Выяснилось, что прямой дороги из Овинца в Полобжу действительно нет. Но есть вторая кривая дорога [если ту, по которой пошли мы, считать первой]. Эта кривая дорога состоит из участка по большаку на Кабожу, до моста через р. Кабожа, затем налево, "там есть дорога разбитая Уралами (вывозили лес). Она дойдет до места которое называется Бор. Оттуда есть тропинка до Полобжи, но легко заблудиться - выходит как раз к мосту, где вы встретили рыбаков".
        "Дороги из Фелистово в Полобжу нет. Но там есть интересное место около озера Полобжа: не доходя реки Карасиха (у вас на карте отмечено сарай чуть выше Филистово) - бывшая деревня Данилково. Там лежал упавший в войну советский самолет, сейчас наверное уже врос в землю".
       Получило подтвеждение и наше предположение о том, что связь д. Полобжа с внешним миром осуществлялась через д. Федеево: "Основная дорога в Полобжу была из Кабожи через ряд деревень, последняя из которых Федеево (Туда и сейчас можно доехать). Кстати, из Федеева есть дорога на оз. Игорь. После Федеева к Полобже шел длинный мост по болоту (гать), сейчас он разрушен и транспорту (даже мото) не пройти. Мост разрушился, когда вывозили оттуда сруб на КАМАЗах. Пешком можно пройти".
        Уникальны известные Олегу топонимические данные, которые не найдешь на картах: восточный берег Полобжи называли Щучихой, западный - Карасихой, а один из исчезнувших ныне хуторов на пути Овинец - Самуйлово назывался Базанов хутор и был построен прапрадедом Олега еще в 19 веке.
Иллюстрации:

поворот на д. Новинка
поворот на д. Новинка


дорога к д. Новинка
дорога к д. Новинка


дорога Новинка-Яковлево
дорога Новинка-Яковлево


дорога Яковлево-Ильино
дорога Яковлево-Ильино


к юго-западу от оз. Старское
к юго-западу от оз. Старское


р. Пшевка
р. Пшевка


дорога к деревне Овинец, Мошенской район Новгородской области
дорога к деревне Овинец, Мошенской район Новгородской области


деревня Овинец, Мошенской район Новгородской области
деревня Овинец, Мошенской район Новгородской области


дорога Овинец-Гринева Гора
дорога Овинец-Гринева Гора




дорога Гринева Гора-Кабожа
дорога Гринева Гора-Кабожа


дорога к озеру Полобжа
дорога к озеру Полобжа


руч. Антоновец
руч. Антоновец


дорога в лесу близ д. Полобжа
дорога в лесу близ оз. Полобжа


мост через р. Полобжу
мост через р. Полобжу


деревня Полобжа, Хвойнинский район Новгородской области
деревня Полобжа, Хвойнинский район Новгородской области


деревня Полобжа, Хвойнинский район Новгородской области
деревня Полобжа, Хвойнинский район Новгородской области


дорога Полобжа-Самуйлово
дорога Полобжа-Самуйлово


деревня Самуйлово, Мошенской район Новгородской области
деревня Самуйлово, Мошенской район Новгородской области


деревня Самуйлово, Мошенской район Новгородской области
деревня Самуйлово, Мошенской район Новгородской области


урочище Гридино, Мошенской район Новгородской области
урочище Гридино, Мошенской район Новгородской области


урочище Гридино, Мошенской район Новгородской области
урочище Гридино, Мошенской район Новгородской области


урочище Фелистово
урочище Фелистово


урочище Жарово
урочище Жарово


озеро Игорь
озеро Игорь


дорога вдоль озера Игорь
дорога вдоль озера Игорь


вагончик в лесу у озера Игорь
вагончик в лесу у озера Игорь


дорога озеро Игорь-с. Кушавера
дорога озеро Игорь-с. Кушавера


деревня Дворищи, Хвойнинский район Новгородской области
деревня Дворищи, Хвойнинский район Новгородской области


станция Кушавера
станция Кушавера