Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Надвоицы-Ледмозеро


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:13-23 сентября 2014 г. Сегежский и Муезерский районы Карелии.
       План: 1 день. Приехать в 18.20 на поезде Астрахань-Мурманск. От ст. Надвоицы доехать на такси до моста м18 через реку Онигму, в пределах 2км. заночевать. 2 день. Следовать по обозначенной на карте грунтовой дороге до оз. Нижняя Мехтоламбина (30 км). 3 день. Следовать далее по дороге, миновать пос. Вача, остановиться около Шуминозера (20 км) 4 день. По подходящим дорогам и без таковых следовать на северо-запад, выйти к дороге на Пертозеро, миновать поселок, остановиться у озера Хижьярви (30 км). 5 день. По грунтовой дороге дойти до оз. Вуаръярви (23 км). 6 день. Дойти до оз. Оргалампи (20 км). 7 день. Перейти по мосту Чирку-Кемь, продвинуться к югу, осмотреть оз. Педъярви и Андронову Гору, заночевать (13 км) (в случае отставания радиальный выход и дневку отменить). 8 день. Выйти на ж.д., идти до Ледмозера (20 км). В 21.52 в воскресенье 21 сентября уехать в Петербург (билет взять заранее).
        Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--q36-137_138, 100k--q139_140, 100k--p36-007_008, 100k--p36-009_010, (состояние местности и годы издания первой карты соответственно 1982 и 1985(?), трех последних - 1980 и 1985) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт.
        Погода:температура днем во все дни 10-15 градусов; ночные температуры - от 0 в первые 3 ночи до примерно +7 в последующие. Небо: в основном - переменная облачность разной степени, без дождя. Прогноз от gismeteo.ru, оправдался для первых 6 дней похода. В последние 2 дня вместо предсказанного резкого похолодания произошло даже некоторое потепление, сопровождаемое сильным ветром.
       Природа: Начало листопада. Лес - в основном сосновый молодняк. Цветут: вереск (изредка), пазник (на дороге, в двух местах). Из ягод существенна брусника, черники и голубики мало. Из известных грибов: белые, подосиновики, подберезовики, моховики, маслята, сыроежки, чернушки, осенние опята - все грибы в основном пожилого возраста, но можно было найти и помоложе, из малоизвестных - ликогала древесинная (волчье вымя) (порода слизевиков). Признаков присутствия бобров не видел. Попадались следы копытных, довольно много промысловой птицы. Пролета птиц на зимовку не наблюдалось. Комары и мошка незначительны, местами много лосиных мух, клещей нет. Много бабочек-траурниц.
      
        Участники: 1 человек.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. peterburg-map.ru), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        13 сентября, суббота
        Отъезд в 23.20 с Курского вокзала поездом 238 Астрахань-Мурманск. Цена плацкартного билета с бельем 1981 руб. Билеты были куплены за неделю до отъезда. Через пару дней в продаже остались только 2 плацкарта у туалета (купейные места не смотрел), затем появилось много плацкартных мест, однако, к моменту отправления все, в том числе и неудобные, были раскуплены. Это был последний в сезоне рейс летнего поезда, который ходил примерно раз в 4 дня, половину вагонов цепляли в Саратове.
        Обратные билеты тоже взял заранее, поскольку как бы я ни торопился пройти маршрут, ни 19, ни 20 числа поездов из Ледмозера не было и дата отъезда 21 сентября была предопределена. Билет Ледмозеро-Санкт-Петербург-Ладожский на поезд 349 Костомукша-Санкт-Петербург обошелся в 1211 руб, билет Санкт-Петербург-Ладожский-Москва-Курская на поезд Санкт-Петербург-Адлер стоил 1311 руб., и тот, и другой были взяты 12 сентября.

        14 сентября, воскресенье
        Тихий вагон, в основном - пенсионеры, большинство - до Мурманска, мчимся на север. В 18.20 поезд остановился на ст. Надвоицы. Кроме меня вышла и исчезла молодая пара. Тишина. Я обошел здание вокзала - на площади ни людей, ни машин. На стене - памятная доска о том, что в этом районе, у реки Онда в июле 1918 года были остановлены англо-американские интервенты. Из задних дверей вышла уборщица с ведром и шваброй.
        На доме напротив - реклама такси, но я позвонил в фирму "Ульяна" по ранее найденному в интернете телефону. "Сейчас свободных машин нет, я вам позвоню через 10 минут, подождете?" Мое объяснение, куда ехать (до Мурманской трассы и еще около 5 км назад) девушке-диспетчеру было непонятно. Ожидание затянулось. Можно было вызвать конкурентов с рекламы, но не хотелось, чтобы случайно приехали и те, и другие. Через 17 минут я позвонил сам. "Я вам звонила, но у вас телефон был выключен". (Интересное заявление.) "Так куда вам все-таки - водитель должен знать?!" (с ноткой раздражения). Тут же на связи возник водитель: "Я подъеду буквально через несколько минут, там разберемся". Ждать видавшую виды "99-ю" действительно пришлось не более 10 минут. Поняв, куда мне надо (загвоздка состояла также и в том, что я произносил Онигма, а не Онигма), шофер сказал: "За пятихатку я тебя довезу", и мы поехали. Водитель молчуном не был. Среди прочего он сообщил, что на этом участке трассы, куда мы направляемся, бывать ему не приходилось, поскольку, если надо в сторону Петрозаводска, он выезжает через Сегежу, а в сторону Кандалакши - по дороге, по которой едем сейчас, но на трассе "Кола" сворачивает направо. Нам же предстояло свернуть налево. Хорошо укатанный грейдер был извилист. Минут через 10-15 доехали до М18 "Кола". "Давай еще 100 рублей, или я тебя высаживаю здесь", - вдруг услышал я. (Потрясающе! А как же договоренные еще 5 км?) "Поехали...". Километра через 3 водитель снова забеспокоился, проезжая мимо болотца: "Это не она? Ладно, Сейчас спросим." - на обочине стояла легковушка. Мы затормозили. Вернувшись, водитель открыл снаружи дверь, махнув вперед рукой "Вот она!" (Дескать, приехали.) Метрах в трехстах дальше по курсу действительно виднелась низина. (Где-то я слышал, что делом чести таксиста является доставка клиента как можно ближе к указанной точке). Отдав 600 руб., я с облегчением распрощался и зашагал к Онигме.
        Вскоре после моста я увидел нужный поворот в лес (19.29). Пошла хорошая грунтовка. Необходимо было успеть пройти несколько километров и остановиться до темноты у какого-нибудь водоема. Около 20.30 дорога достаточно близко (по данным карты и навигатора, самой реки не видно) подошла к Онигме. С дороги свернул короткий тупиковый колесный след, дальше пошла тропа. Сходив по ней за водой к реке через широкую заболоченную (правда, болото подсохло) пойму, в 21.17 в густых сумерках я начал установку палатки в молодом сосняке. Отчетливо слышалось шоссе. За день пройдено 6 км.
       
       

сторона квадрата 2 км


        15 сентября, понедельник
        К утру температура упала до 0. Отложив чаепитие, я быстро собрался и уже в 7.33 тронулся в путь. Вопреки ожиданиям, дорога не глохла по мере удаления от шоссе М18, хотя пришлось пройти несколько гатей и залитых водой участков. Впрочем, все или почти все подобные места можно было обойти по возвышенной кромке, не замочив ног (сухое лето). В 8.52 я уже миновал большую развилку близ Кекозер. Чай пил на оз. Золотое (10.30), заодно спалив изрядное количество мусора, оставленное ранее отдыхающими. Нахождение на стоянках даже такого мусора, который легко сжечь, было традиционным. В (14.19-14.30) без всякого труда были форсированы Мехторучей и Эллинручей, около 15.00 оставил позади озеро Белое, в 15.51 еще раз перешел Эллинручей, тем самым выйдя к южным склонам так называемых Китайских Гор. Вырубки примерно 30-летней давности имели место и здесь, и дальше. На одной из развилок я взял левей, имея целью подняться на сам хребет. Вскоре дорога съехала вниз влево и стала удаляться от Китайских Гор на северо-запад. Назначение этой дороги требует дополнительного исследования. В этот же раз пришлось вернуться на широкий грейдер, который пошел правее оси Китайских Гор. К 18.30 я оказался в окрестностях озера Мехтоламбина. В поисках места для стоянки исследовал высокую каменистую гряду, отделяющую названное озеро от двух мелких озер, лежащих ближе к дороге, но для палатки она была слишком узка. У подножья этой гряды со стороны Мехтоламбины тянется каналообразное озеро (на карте нет), через которое в одном месте перекинут мостик, но до Мехтоламбины остается несколько сотен метров болота. Где-то там вдалеке гоготала небольшая стая белых гусей, которая чуть позже на малой высоте пролетела у меня над головой. В конце концов на ночлег я обосновался (19.44) слева от основной дороги на пригорке в сосняке. В этот день не было встречено ни одного человека, хотя везде наблюдались свежие следы машин. За день пройдено 30 км.
       
       

сторона квадрата 2 км


        16 сентября, вторник
        В 8.05 продолжил путь. Стали часто попадаться надрезанные червивые грибы, я миновал заброшенный карьер, затем кладбище (9.40), а в 9.46 вышел на линию бывшей железной дороги Кочкома - Вача. Селения Черный Порог отсюда не видно, но хорошо слышно. Я пошел по бывшей ж.д. (широкой колеи) в сторону пос. Вача. Метрах в 20 справа тянется хороший грейдер того же направления. Рельсы с ж.д. сняты, местами выкопаны и сложены шпалы (не исключено, что их предполагают как-то использовать). На мой вопрос женщина-сборщица грибов ответила, что дорога закрыта 15 лет назад. На самой взрослой из растущих на насыпи сосенок я насчитал 16 мутовок, что действительно указывает на то, что последний поезд проехал здесь более 15-20 лет назад. Степень зарастания насыпи сильно различается на отдельных участках в зависимости, скорее всего, от состава почвы и освещенности. На въезде в Вачу насыпь искорежена бульдозером, но затем в неповрежденном виде протягивается через весь поселок, причем слева - совсем рядом - дома, правая же по ходу (основная) часть поселка находится на расстоянии, и ее не видно. Заканчивается дорога на опушке леса. Здесь я перешел на грейдер и направился на северо-запад. Поначалу встретилось несколько грибников на машинах и без. Зайдя по боковой заросшей дороге в лес (хотел отдохнуть в сторонке) неожиданно наткнулся на заросший деревьями бывший автосервис с ямами для осмотра машин снизу. (На карте в этом месте обозначены "сараи"). Многочисленные моховики (перечные грибы?) и маслята, которыми усеяны все дороги, видимо не считаются местными жителями за грибы - один из встреченных сборщиков, показывая тощий пакет, пожаловался, что грибов нет. В 14.38 я свернул влево к безымянному озеру, расположенному внутри мохового болота, где наконец попил чай. В 15.23 снова вышел на дорогу. Потянулся залитый водой участок (впрочем, рядом по мху кто-то заботливо положил непрерывные доски). Как ни странно, и после этой гати дорога глохнуть не стала, и даже были видны следы недавно проехавшей машины. Несколько позже я заметил на берегу безымянного озера справа дым костра и оставивший эти следы микроавтобус. В 18.07 взял правей на абсолютно равнозначной развилке. Хорошая дорога дошла до мостика через ручей (18.47), но за ним исчезла метров через 500. Через подвергшийся низовому пожару лес я пробрался к берегу озера Белое (заболочен) и в 19.44 остановился на ночлег в сосновом лесу среднего возраста. За день пройдено 30 км.
       
       

сторона квадрата 2 км; черной линией с черточками нанесен участок ж.д. Кочкома-Ледмозеро


        17 сентября, среда
        Ночью был слышен шум нескольких прошедших по близлежащей ж.д. Кочкома - Ледмозеро поездов. В 8.22 я взял курс вдоль берега, надеясь найти обозначенную на карте пунктиром дорогу на северо-запад от озера. Вскоре встретилась хорошо натоптанная тропа, которая пошла по болоту вдоль осушительного канала и в 8.57 вывела к ж.д. в районе 52 километра. С другой стороны к ж.д. в этом месте подходит грунтовка. Пройдя около полутора километров по шпалам на запад, обнаружил хороший грейдер, подходящий к ж.д. также с севера. С южной стороны после моей тропинки ничего так и не примкнуло. Осмотрев мост в районе 54 километра, я вернулся к грейдеру и направился на север, в 10.43 пересек отличное довольно оживленное шоссе Костомукша-Ледмозеро-Кочкома (видна новая автобусная остановка) и сразу же встал на дорогу (грейдер) до Пертозера (поворот был в пределах видимости). Слева от дороги тянется длинное озеро Тайбелен-Тагазет. В 12.30 я миновал развилку на окраине Пертозера: слева вдали маячила основная часть поселка, повернув вправо, можно было попасть в выселки на берегу Пертъярви. Прямая дорога (куда я и направился) вела к Хижозеру и дальше. Кое-где прямо на середине грейдера лежали кучки порезанных негодных грибов. Можно предположить, что грибники, спасаясь от мух, выходили на разбор собранной добычи на открытое пространство. Вскоре была пройдена свежая вырубка (вообще, за весь поход вырубок встретилось очень мало, так как рубить особо нечего - лес в основном еще не созрел). Около 14 часов я заметил съезд направо, предположение, что это дорога к Хижозеру оказалось правильным. Красивое озеро, с крутой горки на самом берегу открывается хороший обзор. Традиционно грязная стоянка, причем одна из 5-6 высоких, формирующих облик побережья сосен, растущих на горке, варварски (на уровне 1,5 метра) срублена топором и дожидается следующего лета, чтобы быть сожженной в костре. Тем самым отдыхающие предусмотрительно обеспечили себя дровами на расстоянии протянутой руки от очага, видимо, замучившись ходить за ними метров за 30 от стоянки. На большак я вернулся другой дорогой, которая пошла от "обзорной горки". В 16.53 была пройдена развилка близ Пежозера, а в 18.15 я свернул налево в сторону оз. Солмъярви. Под вопросом было наличие моста на перемычке между двумя частями озера, а далее моста через реку Стрельную. Перемычка была пройдена в 18.31 по мосту, приспособленному даже для автомобилей (фото), на берегах озера - стоянки, кажется, со столами и жердями для сушки рыбы. В 19.07 я подошел к полуразрушенному мосту через Стрельную. Бревна уже трухлявые, но пешком можно перейти без труда. После моста колеи почти исчезли, затем началось длинное болото, на котором бывшая дорога хорошо очерчена растущими по краям деревцами (фото). Удивлял свежайший след мотоцикла. По выходе из болота грунтовка стала возрождаться, очевидно ездят сюда с западной стороны. На ночлег я остановился (около 20.00) на берегу западной части оз. Муелампи. Песчаный заход в воду, чистая вода, кувшинки. На берегу - молодой сосняк с примесью березы, мох, вереск, брусника. За день пройдено 33 км.
       
       

сторона квадрата 2 км


        18 сентября, четверг
        В 8.34 продолжил путь по дороге, которая вдруг вывела к оборудованной стоянке чуть дальше по берегу. Вернувшись на основную дорогу, в 9.06 взял левей на развилке, в 9.10 по подводным остаткам моста перешел безымянную речку (чуть позже выяснилось, что взяв на развилке направо, я вышел бы через несколько сот метров к исправному мосту, дорога от которого слилась с моей. В 10.20 я оставил справа красивое озеро Сювеярви. Дорога шла через вересковые сосняки. В 11.28 на развилке с координатами 64°13',00 СШ и 32°46',56 ВД я свернул влево, на следуюшей развилке в 11.47 взял правей и около 12 часов вышел к лежащему в моховом болоте безымянному озеру, на северном берегу которого, судя по карте, когда-то стояла изба. Удалось обнаружить лишь каменистый холмик высотой метра 4 и размерами примерно 6х6 метров среди окружающего болота. На холмике растут несколько высоких сосен. Пожалуй, это единственное место, где могла быть изба. В 12.55 я миновал очередную развилку, взяв курс на Большое Лепозеро и достиг его около 14.00. Красивейший сухой берег, высокие сосны сбегают к песчаной кромке воды, кое-где, к сожалению, испорчен мусором (фото). Поиски избы на северо-восточном берегу озера не дали ничего, кроме места, где она предположительно могла находиться - ровная площадка на высоком и крутом берегу с координатами 64°14',86 СШ и 32°41',00 ВД. Приближаясь к южному берегу озера Вуаръярви, я в 15.30 на развилке взял влево, тут же справа подошла дорога со стороны горы Вуаръярви (15.34), а в 15.35 на очередной развилке свернул вправо, нацеливаясь на обозначенный на карте разрушенный мост через протоку между Масозером и Большим Лепозером. Что-то мне подсказывало, что разрушенный мост будет пригоден для переправы. Впрочем, не исключено, что оставленная слева дорога тоже бы вывела к какой-нибудь переправе. Моя же дорога прошла рядом с западным берегом оз. Вуаръярви (16.01), затем приблизилась к Масозеру (16.20), круто развернулась к югу и спустилась к "разрушенному мосту" (16.33). Пожалуй, местность между этими двумя озерами была наименее посещаемой из всего маршрута: свежих следов колес и ног здесь не было, зато было много грибов.
        "Разрушенный мост" недавно обрел настил из стволов молодых елочек, по которому я и переправился без особого труда на другой берег. В 19.00 я миновал мост через речку, впадающую в оз. Рочинлакша. На пригорке слева рос красивый сосновый бор, но я решил пройти еще вперед, чтобы определиться какой дорогой - южной или северной (вскоре после моста была развилка) следовать дальше. Выбран был северный вариант и в 20.28 я остановился на ночлег на уже освоенном кем-то красивом месте среди высоких елей и сосен между оз. Нижнее Энинъярви (фото) и вытекающим из него ручьем. На озере допоздна перекликались водоплавающие птицы. За день пройдено 20 км.

        19 сентября, пятница
        В 8.40 тронулся в путь по типичной для этого похода песчано-каменистой дороге среди сосняка. Начиная с какого-то момента дорога была обработана бульдозером - выровнена и расширена. Именно здесь наблюдалось большое количество цветущего пазника. В 9.43 справа подошла широкая лесовозная дорога (видимо, проложена совсем недавно), которая на протяжении нескольких километров была весьма живописной. В точке 64°14',55 СШ и 32°28',07 ВД она влилась в еще более широкую и накатанную лесовозную трассу, на дальнейшем протяжении которой стояло несколько указателей с номерами лесоучастков и таинственным словом "Ланец". Около 11 часов я перешел по мосту Оргоручей и затем потратил время на осмотр находящегося немного севернее другого моста (на карте указана длина 65 метров) - Оргоручей здесь в довольно широкой пойме разбивается на 2-3 рукава. Единого моста нет, есть несколько отдельных кладок, кое-где использующих старую основу. Пешеходы проложили здесь заметную тропу, превращающуюся на восточном берегу в заросшую грунтовку, которая, очевидно где-то примыкает к пройденной мной лесовозной дороге. В 11.40 был пройден перекресток с равнозначным лесовозным грейдером. В 12.30 по потрепанному и узкому мосту я перешел верховья реки Чирка-Кемь. В 12.55 моя лесовозка вплотную подошла к ж.д. Кочкома-Ледмозеро (вблизи 102 км). Над полотном здесь возвышается скала высотой около 10 метров, на которой поисковым отрядом "Искатель" в 2013 году установлен поклонный крест "воинам 27-ой стрелковой Гдынской краснознаменной дивизии, павшим на полях боев в 1941-1944 гг." Чуть ниже указано, что крест также посвящен памяти Хамени Владимира Вацлавовича. Координаты креста: 64°13',85 СШ и 32°20',52 ВД. В отдалении лесовозная дорога поворачивает почти на 180 градусов, проходя при этом в туннеле под ж.д. Срезав эту петлю, я снова вышел на лесовозный грейдер и, преодолев около 2 км, около 14.00 свернул на грунтовку влево, в сторону Ивановой Горы и озера Педъярви (координаты поворота: 64°13',44 СШ и 32°19',00 ВД). За время моего пребывания на "лесовозной трассе" попутно проследовали несколько (3 - 5) груженых лесовозов с прицепами, пустые шли навстречу. Также в основном во встречном направлении проехало несколько легковых машин.
        Каменистая грунтовка в 15.40 вывела к берегу оз. Педъярви. Некоторый отдыхающие, видимо, пытались расширить площадь своего обитания - свежий колесный след по поломанным кустам протянулся еще на сотни метров вправо по берегу и закочился небольшой свалкой. Впрочем, и дальше вдоль берега видна заросшая грунтовка.
        Я оказался у Ивановой Горы почти на день раньше графика. Чтобы сбросить лишнее время, можно было пораньше остановиться, однако этому помешали яростные налеты лосиных мух. Пришлось приступить к плановому покорению господствующей высоты на многие километры вокруг - Андроновой Горы (313,2). Двигаясь по лесу на запад, я понял, что нужная гора находится на соседнем хребте, который отделен от моего глубоким ущельем с местами отвесными стенками. С некоторым трудом удалось перебраться. На той стороне раскинулась обширная свежая вырубка. Я продолжил путь на запад - местность все поднималась. Вырубка кончилась, пошел лес. На высоту поднялся в 18.00. То, что ошибки нет, подтверждали остатки рухнувшей бревенчатой геодезической вышки (фото). Я присел на бревно и достал навигатор, чтобы зафиксировать координаты (64°11',04 СШ и 32°18',28 ВД). Вдруг из леса поочередно вышли 3 человека в камуфляже с металлоискателями и двумя собаками. Оказалось, это поисковики, пытающиеся найти бойцов попавшего здесь в окружение в 1944 году соединения Красной Армии. По их словам, пока поиски были безуспешны. Прояснилось, кто такой Хаменя Владимир Вацлавович, имя которого я прочитал на Поклонном кресте на 102 км. ж.д. - это командир отряда "Искатель" (если я правильно понял), погибший в автокатастрофе. Посидев минут 10, поисковики отправились по намеченному пути, я же начал спуск к Ругозеру. С западной стороны Ивановой Горы - тоже большая свежая (прошлогодняя ?) вырубка, и открывается широкий обзор окрестной тайги. Прямо под ногами лежит почти правильной овальной формы оз. Руголампи, вдали слева блестит большое Колонгозеро, а справа маленькое Чареволампи.
        Берег Руголампи, казалось, был образован падавшими в течение многих лет в воду деревьями. То и дело мох прерывался узкими ямами, в которых просматривались стволы, а ниже чернела вода. С трудом удалось найти место для палатки (19.53). Мухи продолжали свирепствовать до темноты. За день пройдено 20 км.

       
       
       

сторона квадрата 2 км; черной линией с черточками нанесен участок ж.д. Кочкома-Ледмозеро


        20 сентября, суббота
        Ночью с запада раздавались звуки близкой автодороги. В 10.20 начал выбираться в северо-восточном направлении, надеясь выйти на какую-либо грунтовку, которая вывела бы к вчерашней каменистой дороге в гору. Но удобного пути не было, и довольно долго пришлось карабкаться в лесу по крутым склонам (фото), пока наконец около 13.00 удалось выйти на вчерашнюю дорогу. Уже в 13.58 я сфотографировал путепровод моей лесовозки под ж.д. Затем было устроено чаепитие на берегу оз. Тахтолампи. Возможно вследствие засухи этого года уровень озера заметно понизился, что было видно по отступлению "полосы прибоя".
        Некоторое время я шел по грунтовке слева от насыпи ж.д., потом дорога уходить в сторону, и я счел за лучшее идти по шпалам. Около 107 километра слева снова появилась какая-то дорога. Около 17.00, не доходя пару сотен метров до 109 км., я решил остановиться на ночлег у ручья. За все время моего нахождения на ж.д. не прошел ни один поезд, первый из них проследовал в Кочкому только в 20.20. За день пройдено 13 км.

        21 сентября, воскресенье
        Ночью в обе стороны прошли примерно по 3 поезда.
        День прошел в сборе брусники (без особой спешки литровый котелок наполнялся за полчаса) и постепенному сворачиванию стоянки. В 17.14 я вышел на полотно ж.д. и взял курс на Ледмозеро. Спешить смысла не было. Слева все отчетливей доносились звуки скоростного шоссе. Темнело. Никаких светофоров, платформ, разъездов, дополнительных путей я не встретил. Около 115-го (если не изменяет память) километра шоссе круто ушло влево (новое шоссе, в отличие от отмеченного на карте, не заходит за линию, по которой прошла ж.д.), в этом же месте вправо от него отошла дорога, которая пересекла ж.д. Я решил проявить последовательность и продолжил движение по шпалам. Вблизи 116 км. миновал 2 знака <С> (свисток). Около 117 километра моя дорога нырнула в путепровод под ж.д. Юшкозеро-Ледмозеро. Там впереди уже светились какие-то огоньки, и возможно, были дополнительные пути, но я свернул влево и двинулся рядом с насыпью, а потом перешел на само полотно железной дороги из Юшкозера - шпалы деревянные и как-будто трухлявые. Справа приблизилась дорога из Костомукши. Вскоре вдали засияли синие светофоры станции Ледмозеро. Касса в маленьком вокзальчике была открыта (фото). Скоро подошел поезд (он появился со стороны Юшкозера). Пассажиры высыпали на платформу. Бабушки продавали бруснику. В 21.52 поезд тронулся. Свободными оставались (после посадок на последующих станциях) лишь несколько верхних боковых полок. Вагон довольно тихий, несмотря на то, что его население на 70 процентов состояло из мужчин сурового вида. За день по маршруту пройдено 10 км.

        22 сентября, понедельник
        В 14.16 поезд прибыл на Ладожский вокзал Петербурга. Пять с лишним часов я провел в достаточном комфорте в зале ожидания на втором этаже. Характерной особенностью Ладожского вокзала были почти беспрерывные объявления по громкоговорителю. Каждое прибытие или отправление сопровождалось многократными информационными сообщениями, которые начинали передавать задолго до самого события. В 19.57 отправился поезд Санкт-Петербург - Адлер. Почти все места моего плацкартного вагона были заняты. Весьма пестрый состав пассажиров. Около половины ехали до Москвы. В вагоне жарко.

        23 сентября, вторник
        В 3.53 поезд прибыл на Курский вокзал Москвы. В это время уже ходят некоторые электрички. Я воспользовался той, что следовала до ст. Новоиерусалимская (отпр. 4.22).
       
Иллюстрации:

поезд Астрахань-Мурманск на ст. Надвоицы
поезд Астрахань-Мурманск на ст. Надвоицы


р. Онигма. Вид с моста М18 вверх по течению
р. Онигма. Вид с моста М18 вверх по течению


дорога удаляется от шоссе М18
дорога удаляется от шоссе М18


на подходе к Кекозерам. Дорога преодолевает заболоченный участок
на подходе к Кекозерам. Дорога преодолевает заболоченный участок


мост через реку Кек
мост через реку Кек


Нижнее Кекозеро
Нижнее Кекозеро


дорога к Золотому озеру
дорога к Золотому озеру


развилка после Золотого озера
развилка после Золотого озера


безымянное озеро после Верхнего Кекозера
безымянное озеро после Верхнего Кекозера


дорога между Эллинручьем и Мехторучьем
дорога между Эллинручьем и Мехторучьем


второй мост через Эллинручей (начало Китайских Гор)
второй мост через Эллинручей (начало Китайских Гор)


дороги в Китайских Горах
дороги в Китайских Горах


кладбище пос. Черный Порог
кладбище пос. Черный Порог


разрушенный мост на бывшей ж.д. Кочкома-Вача, участок Черный Порог-Вача
разрушенный мост на бывшей ж.д. Кочкома-Вача, участок Черный Порог-Вача


гидротехническое сооружение на бывшей ж.д. Кочкома-Вача, участок Черный Порог-Вача
гидротехническое сооружение на бывшей ж.д. Кочкома-Вача, участок Черный Порог-Вача


так кончается бывшая ж.д. Кочкома-Вача
так кончается бывшая ж.д. Кочкома-Вача


развилка у высоты 130,0 за п. Вача
развилка у высоты 130,0 за п. Вача


дорога проходит болото за километр до оз. Люралампи
дорога проходит болото за километр до оз. Люралампи


развилка у безымянного озера с урезом воды 123
развилка у безымянного озера с урезом воды 123


мост у истока ручья Ампогдяоя из оз. Белого
мост у истока ручья Ампогдяоя из оз. Белого


оз. Белое (16/17 сент. 2014)
оз. Белое (16/17 сент. 2014)


тропа от оз. Белого к ж.д. Кочкома-Ледмозеро
тропа от оз. Белого к ж.д. Кочкома-Ледмозеро


ж.д. Кочкома-Ледмозеро близ 52-го километра
 ж.д. Кочкома-Ледмозеро близ 52-го километра


шоссе Костомукша-Ледмозеро-Кочкома, поворот на Пертозеро
шоссе Костомукша-Ледмозеро-Кочкома, поворот на Пертозеро


грейдер на Пертозеро
грейдер на Пертозеро


отдаленная северо-восточная часть п. Пертозеро
отдаленная северо-восточная часть п. Пертозеро


мост через перемычку оз. Солмъярви
мост через перемычку оз. Солмъярви


мост через р. Стрельную
мост через р. Стрельную


дорога между р. Стрельной и оз. Муелампи
дорога между р. Стрельной и оз. Муелампи


18.09.2014, зап. часть оз. Муелампи
18.09.2014, зап. часть оз. Муелампи


оз. Сювеярви
оз. Сювеярви


дорога после Сювеярви. Слева - безымянное озеро.
дорога после Сювеярви. Слева - безымянное озеро.


безымянное озеро с обозначенной на берегу избой
безымянное озеро с обозначенной на берегу избой


предположительное местоположение обозначенной на карте избы
предположительное местоположение обозначенной на карте избы


вереск
вереск


Большое Лепозеро, восточный берег
Большое Лепозеро, восточный берег


Масозеро, юго-восточный берег
Масозеро, юго-восточный берег


мост через протоку Масозеро-Большое Лепозеро
мост через протоку Масозеро-Большое Лепозеро


дорога к оз. Рочинлакша
дорога к оз. Рочинлакша


мост через ручей, впадающий в оз. Рочинлакша
мост через ручей, впадающий в оз. Рочинлакша


оз. Нижнее Энинъярви
оз. Нижнее Энинъярви


пазник стержнекорневой на обработанной бульдозером дороге
пазник стержнекорневой на обработанной бульдозером дороге


лесовозная дорога, снимок 19.09.14 10.01
лесовозная дорога, снимок 19.09.14 юю.юю


развилка двух лесовозных дорог после озера Оргалампи
развилка двух лесовозных дорог после озера Оргалампи


мост через реку Чирка-Кемь
мост через реку Чирка-Кемь


скала и поклонный крест на 102 км. ж.д. Кочкома-Ледмозеро
скала и поклонный крест на 102 км. ж.д. Кочкома-Ледмозеро


дорога подходит к оз. Педъярви
дорога подходит к оз. Педъярви


оз. Педъярви. Вид с восточного склона Ивановой Горы
оз. Педъярви. Вид с восточного склона Ивановой Горы


высшая точка Андроновой Горы
высшая точка Андроновой Горы


оз. Руголампи. Вид с западного склона Ивановой Горы
оз. Руголампи. Вид с западного склона Ивановой Горы


Руголампи утром 20.09.14
Руголампи утром 20.09.14


на западном склоне Ивановой Горы
на западном склоне Ивановой Горы


путепровод под ж.д. Кочкома-Ледмозеро близ 103 км.
путепровод под ж.д. Кочкома-Ледмозеро близ 103 км.


грузовой поезд на ж.д. Кочкома-Ледмозеро близ 109 км.
грузовой поезд на ж.д. Кочкома-Ледмозеро близ 109 км.


информация у кассы ст. Ледмозеро
информация у кассы ст. Ледмозеро


посадка в поезд Санкт-Петербург-Адлер
посадка в поезд Санкт-Петербург-Адлер