Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Сопки-Насва


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:7-13 мая 2011 г. Куньинский, Великолукский и Локнянский районы Псковской и Торопецкий район Тверской областей.
       План: 1 день - От о.п. 282 км дойти до показанной на карте узкоколейки со ст. Назимово, двигаться по ней на север до выхода к верховьям реки Лубянки. 2 день - в зависимости от состояния узкоколейки: либо (предпочтительно) двигаться по ней на северо-запад до конца, перейти на Черпесскую УЖД, дойти до ее северного конца, затем дойти до д. Стешино, либо сойти с УЖД и идти вниз по правому берегу реки Лубянки, затем реки Большой Сматы, далее - Усвятово-Стешино. Берегом реки Малой Сматы достичь ур. Губаниха. 3 день - двигаясь лесом на запад от ур. Губаниха достичь р. Ловать. По возможности переправиться через р. Ловать на участке Малый Хочуж - Овиново - Елдыгино, дойти до д. Барсуки, перейти по мосту р. Локня, двигаться в сторону Осипова Села. Иначе - двигаться на север вдоль Ловати до с. Подберезье, перейти по мосту Ловать, двигаться вверх по течению Ловати, затем - Локни в сторону Осипова Села. 4 день - Осипово Село - Рожново - мост через Локню - Боры - мемориал А.Матросова - река Смердель. 5 день - река Смердель - река Пузна (Атрепово) - Атрепово - Голенищево - Самолуково.
       Карты:При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:100 000 (100k--o36-122,100k--o36-110, 100k--o36-109, состояние местности 1984 г., издание 1988 г.,100k--o36-123, состояние местности 1983-1987 гг., издание 1991 г.), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этих карт, распечатанные на цветном принтере, применялись в походе. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com.
       Погода: В первый день - хмурое утро, после обеда небо прояснилось. Остальные дни - ясно. Дневные температуры - около 20 градусов, ночные 5-8. Дождей не было.
       Природа:Период распускания листьев. Цветет в большом количестве ветреница дубравная. Ландыши и черемуха еще в бутонах. Изредка грибы - из известных - строчки и сморчки. Комаров практически нет. Клещей значительно больше, чем в другие годы. Много звериных следов, в том числе медвежьих, кабаньих. Во время движения часто вспугивали крупных птиц. Попадались следы работы бобров. Много лосиного помета. На недавно поваленных деревьях объедена кора.
       Участвовали:3 человека.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        7 мая, суббота
        Отъезд в 20.08 с Рижского вокзала поездом 661 Москва-Великие Луки. Цена плацкартного билета 394 руб. (7, 8 и 9 мая действовала 50%-ная скидка). Билеты брались 4 мая. Вагон заполнен почти на 100%. В нашем отсеке ехал молодой представитель Северного Кавказа, который на следующее утро затеял с пожилой женщиной разговор о Коране.

        8 мая, воскресенье
        Поезд прибыл в Великие Луки по расписанию в 6.50. Погода - прохладно, пасмурно. Билеты до о.п. 282 км. в пригородной кассе взять не удалось: "На Ржев и Бологое билеты продаются только в поезде." В довольно уютном буфете попили чаю и прошли на посадку на поезд Великие Луки-Бологое, состоящий из тепловоза и двух вагонов (наш второй от головы поезда вагон был обычным плацкартным, народу много, но до занятия верхних полок дело не дошло). Вспомнилось, что в 2009 г. вагон был не плацкартный, а свежеотремонтированный сидячий.
        Кондуктор с переносной кассой добралась до нас, когда уже впору было выходить. Билеты обошлись в 42 рубля каждый. В 9.15 мы и еще человек 5 сошли на о.п. 282 км.
        Нам было нужно выйти на бывшую Назимовскую узкоколейку (УЖД) (некоторые сведения о ней можно взять на narrow.parovoz.com). Отойдя чуть к северу от ж.д., мы оказались на автодороге (хорошая, с твердым покрытием). Можно было пойти вправо до пересечения с УЖД, но мы решили поискать более прямой путь. Чуть левее нашлась грунтовка на север, мы пошли по ней. Она привела в конце концов на небольшую вырубку, где закончилась. Пойдя далее по компасу на северо-восток, мы наткнулись на затопленный участок леса, взяли восточнее и в 10.23 вышли на раскисшую глинистую насыпь УЖД, а через 5 минут миновали мост через р. Усвяту. Мост очевидно предназначен для автомобилей, но как они умудряются по нему ездить, осталось для нас загадкой. Насыпь используется как дорога, наезжена и совершенно не заросла. Препятствием являлись склонившиеся местами над ней до земли тонкие деревья (возможно, это последствия зимнего "ледяного дождя"). Лес по краям очень молодой - серая ольха, береза, осина, довольно много ели, сосны почти нет. Проходя мимо места, где на карте обозначены "серные ключи", мы увидели справа только довольно неприятный лес со стоящей меж деревьев водой. Никаких троп направо не пошло, поэтому поиски "серных ключей" мы сочли безнадежными.
       

сторона квадрата 2 км

В 13.43 мы подошли к р. Кунья, а через 10 минут насыпь свернула к бывшему мосту, от которого остались только торчащие из воды деревянные столбики. Пришлось пройти по разбитой грунтовке вдоль Куньи до "автомобильного" моста. Уровень воды практически совпадал с поверхностью этого моста, видимо, кустарно сделанного из сварной опорной конструкции и лежащих на ней бревен и бетонных плит. После перехода Куньи мы поднялись в п. Тарасы и двинулись на восток по асфальтированной дороге в поисках продолжения УЖД на этом берегу. Вышедшая к забору женщина указала нам, что свернуть налево надо у последнего справа дома (желтого), там дорога становится неровной. "Зачем вы туда идете, там нет ничего хорошего!",-сказала она на прощанье.
        В указанном месте оказалось 2 поворота налево, мы выбрали тот, что подальше (ближний, наверно, вывел бы туда же). Едва отойдя от поселка, сели перекусить. В 15.26 двинулись на север. Вскоре подошли к стоящему на дороге трактору типа "Беларусь", вблизи в лесу мужики работали бензопилой, по-видимому заготавливая лес для личных нужд. Поинтересовались, куда идем, но особого удивления не выразили, из чего можно было заключить, что пройти туда можно.
       На дороге изредка попадались подошвы и костыли, оставшиеся от УЖД. Наезженность и проходимость по сравнению с участком Усвята-Кунья хуже. Кое-какие места можно преодолеть только на вездеходе. Нам по-прежнему мешали склонившиеся деревья. На самой насыпи деревьев пока нет. В 18.07 насыпь под углом пересеклась с грунтовкой, причем основной след свернул вправо, а прямо пошло нечто заросшее с серой табличкой на дереве "Охота без лицензии запрещена". После раздумий с применением GPS-навигатора мы пришли к выводу, что направо поворачивает дорога на Каменку, а нам все же прямо. Около 18.30 по краям насыпи блеснула вода, и вскоре мы оказались на полуострове, вдающемся в обширный затопленный участок леса. Насыпь подошла к разрушенному мосту через реку Борисовку - из темно-коричневой воды торчали обломки бревен, коряги, поваленные деревья, глубина казалась приличной. Преодоление вброд около 10 метров такого пространства (до противоположного берега) было бы неприятным и опасным. К счастью, ниже по течению был слышен шум - вернувшись назад по насыпи и сделав порядочный крюк, мы обнаружили бобровую плотину, по которой благополучно переправились.
       

сторона квадрата 2 км

В 19.15 справа примкнула грунтовка и наша насыпь снова стала наезженной (очевидно, где-то ниже по течению Борисовки есть переправа). По хорошей дороге шли немногим более часа, затем начались "засеки" - кто-то совсем недавно (этой весной, видимо, поскольку на березовых пнях был виден выступивший сок) спилил и намеренно повалил на дорогу сотни деревьев. Или это заготовка дров с прицелом на легкий вывоз или попытка воспрепятствовать проезду машин. Поскольку дорога пересекает здесь границу Псковской и Тверской областей и границу охотхозяйств (серые безымянные таблички с запрещением охоты без лицензии сменяются желтыми табличками "Сапсан"), последнее представляется более вероятным.
        В 21.06 мы прошли ответвление УЖД на Павлово. Затем, дойдя до поворота насыпи на север, около 22.00 остановились на ночь в смешанном молодом лесу рядом с нашей дорогой. Воду пришлось набирать стоячую. За день пройдено 26 км.

        9 мая, понедельник
        В 9.57 продолжили движение по насыпи УЖД, "засеки" кончились только через полчаса хода. В 11.30 мы дошли до пересечения с высокой насыпью и свернули налево. Однако, оказалось, что это - дорога Мшичино-ур. Подъельно (мы поняли ошибку, только дойдя до урочища). Пришлось вернуться, развилки УЖД мы достигли в 12.44 и свернули налево (наезженный след тоже взял левей, правый ус зарос травой). Около 13.30 пересекли заболоченную пойму реки Плавки, наблюдали остатки железной основы моста УЖД. В начале третьего подошли к реке Большая Смата.С обеих сторон в пойму вдается поросшая лесом (дороги здесь нет) насыпь УЖД. И с той, и с другой стороны кто-то свалил в реку по дереву. По этой кладке, опираясь на шесты, мы переправились. Здесь был устроен обед.
       

сторона квадрата 2 км

В 17.28 мы подошли к пересечению с грунтовой дорогой д.Сосонье-ур.Шиши и,не дойдя, судя по карте, чуть более километра до конца насыпи, свернули налево, в сторону Шишей. Дорога очень сырая, глинистая, заросла травой, местами проложены обходные колеи для объезда глубоких ям. Возможно, по ней пару раз в год проезжает трактор. В 18.45 достигли бывшей деревни Овчинниково, на пустоши не осталось никаких построек. Вблизи реки Малая Смата дорога разветвилась, левый едва заметный след спустился к броду, правый след, пройдя еще метров 150 по лугу, оборвался у реки. Здесь заметны признаки укрепления берега, возможно, мост был здесь. Но на другом берегу не видно никакого продолжения. Реку перешли у первого брода, вода доходила до середины бедра, дно твердое. В 19.29 продолжили путь по заметной дороге, прошли урочище Шиши (о разбившемся здесь в годы Великой Отечественной самолете см. http://www.web-4-u.ru/tsch/?page6), потеряли дорогу, но до искомой Черпесской УЖД оставалось всего несколько десятков метров. В 19.46 мы поднялись на высокую и наезженную насыпь. По сторонам - ольшаник в воде. Торность дороги снижалась по мере удаления от Шишей. В попутном направлении четко отпечатались медвежьи следы. В 21.15 не доходя, судя по карте, менее километра до конца УЖД, мы свернули вправо, в сторону ур. Стешино. Вскоре дорога пересекла верховья реки Веенки. Мы прошли по берегу вправо метров 100. На бугре, среди средневозрастных елей, остановились на ночлег. Отметили День Победы. За день пройдено 28 км.

        10 мая, вторник
        Результаты вчерашнего дня радовали - отставание от графика сократилось. До ур. Губаниха, где должны были бы ночевать, не дошли всего 7 км. Поэтому подъем (учитывая вчерашний поздний отбой) ранним не был, и в путь удалось тронуться только в 10.30. Усердно пекло солнце. В 10.54 дорога вывела на обширное урочище Стешино, расположенное на возвышенности. Никаких построек не сохранилось. В 11.16 прошли дальний изолированный край урочища, на котором стояла маленькая охотничья избушка, закрытая на замок, и лабаз - тоже в виде избушки на столбах. На опушке висели на расстоянии 10 метров таблички охотхозяйств "Егерь" и "Сапсан". По-видимому здесь граница владений. Войдя в лес, мы окончательно покинули Тверскую область, далее шли только по Псковской. Дорога вилась близ берега Малой Сматы. В 12.15 достигли безымянного урочища (видны остатки маленького сарайчика), где дорога вброд перешла на другой берег реки. Мы не стали переходить и в полукилометре впереди, в соответствии с картой, наткнулись на подошедшую слева неторную, заросшую травой, но хорошо заметную дорогу на Губаниху. Шли снова высоким берегом Малой Сматы. В 13.15 достигли небольшой, быстрой и каменистой речки Веенки (в ее верховье мы ночевали). Уровень воды не превышал и колена, но ряд задержек, связанных с переобуванием, привел к тому, что двинулись дальше только в 13.40. В 13.55 мы уже шагали по четко выраженной (благодаря старым деревьям, построек не было) главной улице бывшей деревни Губаниха. Таким образом, путь в 7 километров занял 2,5 часа, а отставание от графика увеличилось до половины дня.
        Предстояло решить, как идти дальше - на запад, через болота - в Овиново с поиском возможной переправы через Ловать или продолжать движение на север (запланированный заранее запасной вариант). Перейдя протекающий по урочищу ручей, один из нас занялся обедом, в это время двое других усиленно, но безуспешно искали дорогу на запад. Была предположительно найдена не нужная нам дорога, которая выходит из Губанихи севернее ручья и идет в район восточнее болота Вязовец. Предложение идти по компасу на запад было отвергнуто из-за нулевого запаса времени. Около 16.00 мы продолжили путь по дороге на север. В конце урочища Губаниха слева видны несколько нижних венцов сруба, как будто кто-то начинал строить дом.
       

сторона квадрата 2 км

Около 16.15 мы достигли бывшей деревни Рогово, прошли единственный развалившийся сарай. Далее слева оставили большой красивый гранитный валун, который, казалось, упрашивал, что-бы кто-нибудь взгромоздился на него и указал верную дорогу. Одному из нас искушение преодолеть не удалось.
        Следующие 2 часа шли лесной дорогой. Можно было предположить, что основная дорога пойдет через Щелоки и Серку, но поворота на эти деревни не обнаружилось, путь лежал через ур. Веретье (большое, построек не видно). В 18.19 переправились через бурную речку Солонно, в 18.40 миновали ур. Опоки. Путь лежал на запад вблизи реки Ловать по глинистой грунтовке, изъеденной глубокими тракторными колеями. В 19.40 немного не доходя ур. Кривоплесо наблюдали грохочущие пороги на Ловати. Здесь же на высоком утесе (кажется, пороги являются его продолжением) расположено маленькое кладбище. К следующей деревне - Малые Куницы - мы подошли в 20.50. Сначала позади остался разрушенный скотный двор, затем далеко слева был замечен единственный жилой дом, откуда на нас лаяла собака. Бывшую деревню Алексеево прошли, не заметив. Не доходя Горькунова вершина оврага, спускающегося к Ловати, врезалась в нашу грунтовку, сделав ее непроезжей. Шли мы прямо на слепящее заходящее солнце. В Горькунове был зафиксирован один развалившийся дом (21.56). Останавливаться на ночлег вблизи большого села Подберезье (о нем можно прочитать на http://www.loknya.ru/index.php?r_id=387) не хотелось, но сил пройти еще километров 5, чтобы миновать село и встать выше него по реке, уже не было. Около 22.30, не доходя 2 км. до Подберезья, мы сошли с большака (дорога уже стала соответствовать такому названию) и занялись поиском места для палатки в узкой (метров 6) полоске леса по обрывистому берегу Ловати. Место было найдено, но при попытке спуститься вниз за водой прямо под нами обнаружился рыбак. Пришлось поискать другое место. Палатку поставили в метре от обрыва, вокруг какими-то судьбами заброшенные сюда росли несколько яблонь. На противоположном низком берегу у самой воды в темноте горел костер. Где-то недалеко шумели пороги. За день пройдено 24 км.

        11 мая, среда
        Проведя работу над ошибками предыдущего дня, уже в 8.45 мы двинулись по маршруту. Через несколько сот метров начался асфальт, а в 9.12 мы уже шли по одной из улиц д. Избоево, застроенной одинаковыми одноэтажными домиками. В 9.18 перешли Ловать по железобетонному мосту, затем вышли на главную улицу с. Подберезье. Слева стоял магазин, где, ввиду предстоящей жары, мы купили 2х1,5 литра минералки, запаслись конфетами. Пока один из нас сторожил рюкзаки, двое сходили посмотреть церковь Святой Троицы, она находится за мостом через р. Хлавицу, впадающую в Ловать.
        Около 10 часов мы, продолжая движение по маршруту, взяли влево на развилке Барсуки-Локня за западной окраиной села Подберезье. Асфальт позволял поддерживать хорошую скорость хода, в планах было любой ценой к вечеру достичь мемориала А. Матросова. В 10.30 мы прошли Власково (2 жилых дома-?), в 11.07 миновали Курово, а уже в 11.18 вошли в Зезюли (2 жилых дома и загон для скота). После Зезюлей на развилке взяли вправо и в 11.30 двинулись по лесной дороге, тянущейся недалеко от р. Локни вверх по ее течению. Дорога живописна, красивые виды р. Локни. Судя по всему, машины здесь не ездили много лет. Пешие следы есть. В 14.50 вышли к жилой деревне Осипово Село. Дорога идет краем деревни, огибая пустующие фермы. Встреченный пастух (рядом паслось стадо коров) указал (очевидную, впрочем) дорогу на Рожново, куда мы прибыли в 15.15. Здесь 2-3 жилых дома, у одного из которых возилась у поленницы женщина лет тридцати. На наш вопрос, давно ли построили мост через Локню (на наших картах его нет), она ответила "давно". "Лет 20?",- попробовал уточнить один из нас. "Лет 40",- заверила нас женщина.
       

сторона квадрата 2 км

После Рожнова дорога разветвилась, мы взяли левей (правая дорога видимо идет в д. Горки) и в 15.40 перешли Локню по железобетонному мосту. Отойдя вправо, устроили на скорую руку чаепитие для восстановления сил. В 16.50 продолжили путь. Дорога от моста очень скоро выродилась в заурядную грунтовку, хотя начало насыпи было весьма основательным. Наверно, пока строили мост и дорогу, исчезли населенные пункты, к которым они вели. Около 18.30 открылось к обширное урочище Боры. Видимо, это было одно из немногих пригодных для сельского хозяйства мест среди окрестных болот. Валуны, извлеченные из земли во время пахоты, сложены в поросшие травой горки вдоль главной улицы. В южной части урочища, немного не доходя сохранившегося геодезического пункта (ориентиром может также служить большая сосна справа по ходу), дорога расходится - причем в нужном нам направлении - вправо отошла менее заметная ветвь, которую мы в первый раз даже проскочили. К счастью, ошибка была быстро обнаружена и исправлена. В 19.30 подошли к обозначенному на карте маленькому кладбищу. Здесь дорога потерялась, найти продолжение удалось на краю леса несколько правей первоначального направления. В 20.16, в месте, обозначенном на карте 94,9, наша грунтовка влилась в наезженную насыпь, по которой мы пошли вправо. В 21.30 достигли деревни Любомирово.
        До мемориала А. Матросова остался всего один километр, но силы у некоторых участников похода иссякли совсем. Поступило предложение немедленно ставить палатку на реке Чернушка. Между тем, для определения порядка действий на завтра важно было узнать, что представляет из себя "лесовозная" дорога по другому берегу Чернушки. Если бы в запасе оставалась пара часов, это было бы сделано, и последний день похода, скорее всего, прошел бы по исходному плану. Палатку все же поставить оказалось негде, и мы двинулись к мемориалу. Около 22.00 осмотр был закончен, отойдя метров 200 до реки Чернушки, мы остановились на ночлег. За день пройден 41 км.
       

сторона квадрата 2 км



        12 мая, четверг
        Около 7 утра, когда один из нас разжег костер, а оставшиеся двое еще находились в палатке, вблизи раздался заливистый лай, затем с криком "Дозор, Дозор!" появился и хозяин пса. У него удалось узнать, что "лесовозная" дорога по ту сторону Чернушки существует и используется местным населением, но мост через реку Смердель отсутствует. Если это препяствие преодолеть, можно дойти до Крестилово, через реку Пузну мужики сами сделали мост. Дорогу на Атрепово, которую мы собирались искать, наш гость охарактеризовал как старую и заросшую, "вы не найдете". Эти сведения, укрепили нас в мысли идти длинной (28 км), но простой и ясной дорогой до станции Прискуха. Чтобы успеть на пригородный поезд около 15.30 необходимо было, выйдя в 9, поддерживать среднюю скорость около 5 км/час, что при стертых ногах нелегко. Поэтому было решено не отказываться от попутных машин. Особые надежды были на "Камаз", который, по словам утреннего мужика, должен был привезти материал для ремонта дороги вблизи мемориала.
        Около 9.15 мы двинулись от памятника к станции. Наличие километровых столбов позволяло контролировать скорость. К 10.10 позади осталось пять километров. Впереди у обочины лесовоз КрАЗ готовился к погрузке бревен. К нашему удивлению, водитель сразу согласился подвезти, причем заявил, что все поместятся. Около 11 часов мы приторочили наши рюкзаки к раме под бревнами, сами забились втроем на одно пассажирское место, и ветеран 1975 года выпуска плавно тронулся в сторону Прискухи. Наиболее удобной станцией для нас водитель - хороший, спокойный мужик - счел Насву, где и высадил, отказавшись от денег. Было около 12.00. Под мостом через р. Смердель мы слегка привели себя в порядок и направились к станции. На площади, где нужно сворачивать к вокзалу с основной дороги, оказалась столовая, где мы с удовольствием съели первое, второе, салат, компот каждому + 2 пива в сумме на 440 рублей.
        Красивый когда-то вокзал был закрыт. Часам к четырем к платформе подтянулось несколько человек. В 16.32 подкатил рельсовый автобус РА-1 Мытищинского машиностроительного завода. Народу в вагоне было немного. Красивая женщина-кондуктор продала нам билеты, каждый стоил 82.50. Ближе к 19.00 поезд прибыл в Великие Луки. Взять билеты до Москвы не составило труда, правда, каждый плацкарт обошелся уже в 693.50. Мы пошли перекусить в знакомый буфет. На "нашем" столике рядом с букетиком искусственных цветов была замечена табличка "стол для инвалидов", что в общем-то соответствовало текущему состоянию некоторых из нас.
        Десятый вагон, в который мы погрузились, обслуживала та же веселая проводница, что 5 дней назад везла нас из Москвы. Нашей соседкой оказалась молодая девушка, уроженка Невеля, живущая и работающая в Москве. Когда поезд поехал, едва ли не единственным занятым отсеком был наш - около туалета. Правда, потом постепенно заполнились и другие места, но не все. За день пройдено 5 км.

        13 мая, пятница
        В 6.42 поезд прибыл на Рижский вокзал Москвы.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Не найдена дорога Губаниха-Овиново.
        2. Не пройден завершающий участок маршрута.
       
Иллюстрации:

в вагоне поезда Великие Луки-Бологое
в вагоне поезда Великие Луки-Бологое

о.п. 282 км. (д.Сопки)
о.п. 282 км. (д.Сопки)

ветреница дубравная (белая) и селезеночник обыкновенный (желтый)
ветреница дубравная (белая) и селезеночник обыкновенный (желтый)

бывшая УЖД Назимово-Тарасы
бывшая УЖД Назимово-Тарасы

мост через р. Усвяту
мост через р. Усвяту

бывшая УЖД Назимово-Тарасы
бывшая УЖД Назимово-Тарасы

бывшая УЖД Назимово-Тарасы
бывшая УЖД Назимово-Тарасы

остатки моста УЖД через р. Кунья
остатки моста УЖД через р. Кунья

мост УЖД через р. Кунья в 1998 г. (фото с сайта narrow.parovoz.com)
мост УЖД через р. Кунья в 1998 г. (фото с сайта narrow.parovoz.com)

мост через р. Кунья в п. Тарасы
мост через р. Кунья в п. Тарасы

по бывшей УЖД от п. Тарасы на север
по бывшей УЖД от п. Тарасы на север

река Борисовка
река Борисовка

бывшая УЖД подходит к границе с Тверской областью
бывшая УЖД подходит к границе с Тверской областью

пересечение бывшей УЖД с дорогой Мшичино-Подъелки
пересечение бывшей УЖД с дорогой Мшичино-Подъелки

место разветвления бывшей УЖД в районе верховьев р.Лубянки
место разветвления бывшей УЖД в районе верховьев р.Лубянки

р.Плавка, вид назад
р.Плавка, вид назад

саркосцифа алая
саркосцифа алая

УЖД пересекала реку Большую Смату
УЖД пересекала реку Большую Смату

дорога бывшая УЖД-ур. Овчинниково
дорога бывшая УЖД-ур. Овчинниково

река Малая Смата
река Малая Смата

слева насыпь бывшей УЖД из Черпессы, вправо - дорога на ур. Стешино
слева насыпь бывшей УЖД из Черпессы, вправо - дорога на ур. Стешино

у праздничного костра
у праздничного костра

впереди ур. Стешино
впереди ур. Стешино

на выходе из ур. Стешино
на выходе из ур. Стешино

дорога по левому берегу Малой Сматы не доходя р. Веенки
дорога по левому берегу Малой Сматы не доходя р. Веенки

река Веенка
река Веенка

урочище Губаниха
урочище Губаниха

дорога ур. Губаниха - ур. Рогово
дорога ур. Губаниха - ур. Рогово

дорога ур. Веретье - ур. Опоки
дорога ур. Веретье - ур. Опоки

река Солонно
река Солонно

река Солонно
река Солонно

дорога ур. Опоки - ур. Кривоплесо
дорога ур. Опоки - ур. Кривоплесо

дорога ур. Алексеево - ур. Горькуново
дорога ур. Алексеево - ур. Горькуново

с. Подберезье
с. Подберезье

река Хлавица
река Хлавица

церковь Святой Троицы в с.Подберезье
церковь Святой Троицы с.Подберезье

загон в д. Зезюли
загон в д. Зезюли

дорога Зезюли - Осипово Село
дорога Зезюли - Осипово Село

река Локня
река Локня

дорога Зезюли - Осипово Село
дорога Зезюли - Осипово Село

Осипово Село
Осипово Село

дорога д. Рожново - ур. Боры
дорога д. Рожново - ур. Боры

ур. Боры, направо - в Любомирово
ур. Боры, направо - в Любомирово

дорога ур. Боры - д. Любомирово
дорога ур. Боры - д. Любомирово

дорога ур. Боры - д. Любомирово
дорога ур. Боры - д. Любомирово

памятник А. Матросову
памятник А. Матросову

дорога Любомирово - Прискуха
дорога Любомирово - Прискуха

р. Смердель
р. Смердель

вокзал п. Насва
вокзал п. Насва

рельсовый автобус РА-1 прибывает в Насву
рельсовый автобус РА-1 прибывает в Насву

в буфете станции Великие Луки
в буфете станции Великие Луки