Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Жижица-Велиж.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:5-10 мая 2001 г. Куньинский район Псковской и Велижский район Смоленской областей.
       План: от ст. Жижица двигаться на запад до бывшей узкоколейки Артемово-Ластовка, идти по ней на юг, затем лесными и полевыми дорогами дойти до оз. Двинье, его берегом - до Кретивли. Далее: лесными и шоссейными дорогами через Пухново до д. Бараново, затем выйти на узкоколейку и идти по ней до Велижа.
        Карты:в походе использовалась двухкилометровки Псковской и Смоленской областей. При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:100 000: 100k-o36-135 (состояние местности 1982-87 гг.,издание 1991 г.),100k-n36-003,100k-n36-015 (состояние местности 1980 г., издание 1984 г.), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. Обращает на себя внимание несовпадение названий некоторых населенных пунктов на картах масштаба 1:100000 и 1:200000. Например, деревня Карево (Здесь родился М.П. Мусоргский) на двухкилометровке (и на бумажной карте, которой пользовались в походе) названа Выползово, а Кадосно - Белавино. Местный тракторист в разговоре с нами использовал название Карево. На фрагментах карт, иллюстрирующих маршрут, такие несоответствия указаны в скобках. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com.
        Расписание пассажирских поездов 2000/2001 при подготовке настоящего отчета уточнялось по материалам http://forum.tr.ru/read.php?7,903467,920679.
        Погода: В основном солнечно, дневные температуры - 15-20 градусов. Комаров практически нет, клещей немного.
        Участвовали: 4 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       
       



        5 мая, суббота.
        В 20.09 поездом 661 Москва-Великие Луки выехали до станции Жижица (плацкартный вагон).

        6 мая, воскресенье.
       В 5.48 прибыли на ст. Жижица. Около 7.00 дошли до д. Наумово, где расположен музей М.П. Мусоргского. Открытия музея в 9.00 ждать не стали. На выходе из д. Наумово (на двухкилометровке на этом месте обозначена отдельная деревня Пашивкино) был виден фундамент заложенной в 1990 году недостроенной церкви.
        Более свежие данные (сентябрь 2007) удалось найти на http://wwwboards.auto.ru/travel/698867.html: на этом месте построена часовня (см. фото). Рядом - расчищенный фундамент разрушенной церкви Одигитрии, где крестили маленького Мусоргского. Когда-то в этой церкви служил отец патриарха Тихона, возглавлявшего Русскую православную церковь в 1917-1925 гг.
        Прошли стоящий на безлесной возвышенности памятник Мусоргскому. Дойдя до железнодорожной ветки от ст. Артемово, свернули налево. Есть насыпь, шпалы, рельсов нет. Вокруг - заболочено. Дорога вышла к берегу озера. В месте впадения р. Ластовки в оз. Жижицкое встретили рыбаков. Были получены следующие сведения: в д. Ластовке - в основном дачники. Раньше был щебеночный завод, сейчас есть какая-то установка, работает 3 дня - стоит 3 дня. Рельсы от ж.д. проданы примерно 5 лет назад. На одном из островов озера раньше была деревянная церковь. В озере водятся сазан, лещ, судак. Есть острова с необычными названиями - Малый Говнюк и Большой Говнюк.
        В д. Ластовке у колодца (тип - журавль) один из нас немного поговорил с женщиной, приехавшей сюда из Ленинграда ухаживать за больной матерью. Она вела хозяйство и выращивала телку.
        Нашим ближайшим планом было дойти до д. Курово, выйти к оз. Двинье и следовать его берегом до Кретивли. Идти решили через Гритьково. В Домнино спросили дорогу. Отвечая, женщина с ожесточением била палкой змею. (Они часто попадались нам на пути в этот день). У Гритькова, не заходя в деревню, мы взяли левей, вскоре, не встретив никого, миновали Моршники, и около 15.00 вышли к мосту через безымянную речку на подступах к Векшину. Сходили на разведку к оз. Двинье - подходы плохие. После обеда прошли Векшино, перешли р. Осмолицу,оставили слева Курово, не заходя в деревню. Принято решение не пытаться идти берегом озера - скорее всего он заболочен. В следующей деревне - Бубенове - местная жительница указала нам малозаметную грунтовку - дорогу на Кретивлю, отходящую влево. Женщина не ходила туда 10 лет, но знала, что дорога есть. Пройдя по ней около 2 км., остановились на ночлег на берегу оз. Едрица. Берег крутой и каменистый. За день пройдено 33 км.
       

сторона квадрата 2 км



        7 мая, понедельник.
       Вскоре после начала движения достигли деревни Люткино. Чтобы выйти на короткую дорогу к Кретивле, надо оставить Люткино справа, не заходя в деревню. Дорогу указал мужик на "копейке". На подходе к Двинью прошли одинокий нежилой дом - Поташево, затем вышли на песчаный пологий берег озера.
       

сторона квадрата 2 км


       От кого-то были получены следующие сведения: в Кретивле - одни дачники; до автобусной остановки - 12 км. (Слепнево); раз в неделю в пос. Новый (Потемкино) приезжает автолавка.
        По дороге в Новый повстречались мужчина и женщина, они шли на рыбалку. В Потемкине старик показал нам, как срезать 1 км. до Нового. В поселке у колодца завязался разговор с двумя мужиками (один был пьян). Узнав, что мы движемся к д. Пухново, они предложили идти по заброшенной дороге через д. Мельница. Но из-за нехватки времени мы предпочли более предсказуемый путь с выходом к озеру Озерон. Немного отойдя от Нового, пообедали, затем продолжили движение к большаку Кунья - Пухново. По ходу дела приняли решение двигаться на юг не через Пухново, а проселочными дорогами с западной стороны озера Озерон. Пересекли по мосту реку Усвячу, прошли Куркино и Рябово. Здесь развилка - асфальт пошел вправо, мы же взяли по грунтовке левей - в Мартьяново.
       

сторона квадрата 2 км

Время приближалось к 9 вечера. Сил отойти подальше от деревни уже не было, поэтому место пришлось искать в ближайших окрестностях. Внешне хорошее место на берегу пришлось отвергнуть - сильный ветер с озера. В конце концов поднялись на холм и под прикрытием небольшой рощицы, в которой были дубы и черемуха, поставили палатки. Полнолуние. За день пройдено 26 км.

        8 мая, вторник.
       Задачей утра было дойти до д. Белавино. Вчера местная жительница сообщила, что туда давно никто не ходит, только гоняют скот - "по кустам полезете". Но мы надеялись найти обозначенную на карте дорогу. Однако, этого не случилось. Идти пришлось по холмистой, кое-где заболоченной местности. Попытки поиска дорог приводили к частой смене курса - мы шли по ломаной. В конце этих блужданий каким-то образом оказались на дороге Боровково-Белавино, по ней и вошли в деревню. В 13.00 мы сидели в центре Белавина, где, по словам местных жителей, когда-то была церковь.
       При подготовке этого отчета в труде "Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области. Кадастр".(Псков. 1997) (можно скачать на hronos.ru/archive/maps/ или на derjavapskov.ru в разделе "каталог") было найдено упоминание об этой церкви:"Церковь Петровская, кон. XIX в. Построена по заказу помещика Серпинского. Деревянная. Многообъемная композиция: четверик с двумя прирубами, алтарь, колокольня. Рублена "в лапу". (По "Кадастру..." церковь расположена в д. Белавино Морозовской волости Куньинского района, сейчас эта волость называется Слепневской). Таким образом, либо мы неправильно поняли местных жителей, и церковь есть, либо (более вероятно) информация "Кадастра..." устарела или неверна, и церковь утрачена.
       Также мы узнали, что дорога в Бараново (деревня, от которой мы собирались выйти на узкоколейку на Велиж) заросла и "уходит в болото", но "кто знает - дойдет". Дорога вначале хорошо видна и начинается за фермой, "за могилками". Все дороги, уходящие влево, ведут к озеру (оз. Усмынское). Предложенный вариант идти через Новгородцево мы отклонили.
       Одному из нас нужно было на работу - он отправился в д.Быково (в 4 км к северо-западу от Белавина) - оттуда, по словам местных жителей, можно было уехать к станции Кунья. Остальные трое двинулись в Бараново. Дорога шла через лес, несколько раз терялась на холмах, но в низинах находилась. Если бы мы предприняли этот переход в 1926 году, мы бы встретили на пути две деревни - Шабаново и Лапотино.(см.http://download.maps.vlasenko.net/rkka50/n-36-003-1-n.jpg или http://greif.uni-greifswald.de/geogreif/). Сейчас о кипевшей здесь когда-то жизни напоминали лишь еще не успевшие зарасти лесом пустоши. Историю гибели деревень Псковской области можно проследить по материалам сайта derjavapskov.ru в разделе "каталог", где можно скачать некоторые статистические справочники.
       В Баранове мы спросили дорогу к узкоколейке. Женщины сказали нам, что дорогу знает пастух. Раньше по ней ходили на базар в Велиж (40 км). Как оказалось, пастух дорогу не знал. Подождав некоего Кольку, который точно мог подсказать дорогу, и не дождавшись, пастух оставил стадо на местную шестилетнюю девочку (и нас) и пошел к Кольке в деревню. Вернувшись, прошел с нами метров 500. "Прямо пойдет старая дорога, кирпичный завод там был, вы по ней не идите. Слева будет трелевочная дорога, идите по ней. Она видна, хотя уже сколько лет прошло... Увидите место, где они валили лес, там дальше видно будет. Тут километров 5."
       Мы дошли до места, где валили лес. Пошли по дороге, которая не сворачивала на вырубку. Попадались столбы с номерами лесоучастков. Местами встречается сплошной липово-кленовый молодняк. Бурые мхи, на болотах сфагнум. Началась разобранная узкоколейка (только шпалы в виде круглых бревен). Примерно через 2 километра (около 18.00) она влилась в капитальную насыпь с вросшими в землю шпалами без рельсов. Это и была искомая узкоколейка. Подробнее о ней можно узнать на http://infojd.ru/26/velij.html. Примерно через полчаса рядом с насыпью был замечен ручей с ледяной водой. Около 7 вечера наконец нашлось подходящее место для палатки, где деревья и кусты не подступают вплотную к насыпи. За день пройдено 17 км.

        9 мая, среда
        Около 10 утра продолжили путь по УЖД, через 1-2 км дорога повернула к юго-востоку. У пересечения с грунтовой дорогой на Росно - стол и 2 лавки. С ветки на Усмынь начались рельсы. У моста через р. Прялку (рядом-оз. Голодие, д. Кленовка) повстречали 5 рыбаков. К двум часам дня подошли к д. Люковцы. Здесь встретили двух рыбаков на мотоцикле, приспособленном для езды по рельсам. По их словам, узкоколейка не работает около 4 лет. Мы прошли еще вперед и остановились на обед у р. Чернейки. Вскоре мимо проследовали мужики на мотоцикле. Они сказали, что скоро поедут рыбаки на четырехколесной дрезине с мотором и подвезут нас всех. Один из нас спешил в Москву, и это бы ему было на руку. Но дрезина все не ехала, и в 17.30 мы распрощались - один поспешил к Велижу (оставалось пройти около 18 км, уже к ночи он на попутке добрался до Смоленска и утром был в Москве), двое оставшихся пошли не торопясь, рассчитывая еще на одну ночевку. К вечеру миновали ст. Полонея (увидели только полуразрушенный разъезд). У следующего ручья среди редких старых берез остановились на ночь. Отметили день Победы. В 21.30 мимо проехала дрезина. За день пройдено 22 км.
       

сторона квадрата 2 км



        10 мая, четверг
       Отправились в путь в 7.05. Около 8 увидели предместья Велижа. Узкоколейка вошла прямо в город (этот участок пути в иллюстрациях к маршруту не показан). Пришли на автовокзал - находится на другой стороне Западной Двины. Здесь нас подобрал частник и по цене автобусного билета (55 руб/чел.) за 1 час 45 минут доставил нас в Смоленск. Были ли пассажиры кроме нас, память не сохранила. В Смоленске купили билеты на поезд 132 Брест-Москва (отпр. 13.49) и в 19.40 прибыли в Москву. За день пройдено 8 км.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Нет четкого описания дороги от д. Бараново к насыпи узкоколейки.
        2. Не исследована возможность маршрута через Мельницу-Пухново.
        3. Неясна судьба церкви в д. Белавино.
Иллюстрации:

прибытие на ст. Жижица
прибытие на ст. Жижица

музей М.П. Мусоргского
музей М.П. Мусоргского

оз. Жижицкое
оз. Жижицкое

новая часовня в Пашивкино, 2007 г., с http://wwwboards.auto.ru/travel/698867.html
новая часовня в Пашивкино, 2007 г., с http://wwwboards.auto.ru/travel/698867.html

на подходе к д. Ластовка
на подходе к д. Ластовка

оз. Едрица
оз. Едрица

оз. Двинье в д. Кретивля
оз. Двинье в д. Кретивля

дорога п. Новый - оз. Озерон
дорога п. Новый - оз. Озерон

р. Усвяча, д. Куркино
р. Усвяча, д. Куркино

д. Белавино
д. Белавино

оз. Городно, д. Хлыстово
оз. Городно, д. Хлыстово

дорога д. Бараново - УЖД
дорога д. Бараново - УЖД

остатки не показанного на карте уса на север
остатки не показанного на карте уса на север

на насыпи УЖД
на насыпи УЖД

УЖД между Кленовкой и Люковцами
УЖД между Кленовкой и Люковцами

УЖД между Кленовкой и Люковцами
УЖД между Кленовкой и Люковцами

д. Люковцы. УЖД
д. Люковцы. УЖД

Велиж. Правый берег Зап. Двины
Велиж. Правый берег Зап. Двины