Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Карданга-Шимозеро-Белозерск


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 7 - 15 мая 2012 г. Вытегорский, Бабаевский и Белозерский районы Вологодской области.
       План: 1 день: От ст. Подпорожье доехать до д. Карданга. Далее - по лесной дороге к Павшозеру, свернуть на запад, заночевать на Торозере (33 км).
       2 день: Торозеро - ур. Падина - Коверозеро - Хобозеро - ур. Шатозеро - Гитозеро - ур. Мишаковская - ур. Сюрьга - Шимозеро (обойти с юга) - Мегрозера (40 км).
       3 день:Мегрозера - Пустынка - Сяргозеро - Куштозеро (30 км)
       4 день: Куштозеро - Ивачозеро-Каманозеро (20 км)
       5 день: по дороге до Зубово (33 км).
       Карты:При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:100 000 (100k--p36-119_120,100k--p36-131_132, 100k--p36-143_144, 100k--p37-121_122, p37--133_134), состояние местности первой карты - 1977 г., издание 1982 г., состояние местности второй и третьей карт не указано, издание обеих - 1980 г. Эти карты можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт, распечатанные космические снимки с yandex.ru, а также "Общегеографический региональный атлас "Вологодская область" Издание 1-е, 2001 г., масштаб 1:200000, состояние местности не указано.
        Расписание автостанции Белозерска смотрели на http://www.all-transport.info/regions/ru35.html. Ряд интересных сведений о районе предстоящего маршрута удалось почерпнуть на http://serge-g239.livejournal.com/56992.html, http://serge-g239.livejournal.com/26140.html, http://andruru.livejournal.com/81983.html, http://jeep-user.livejournal.com/1492.html. См. также ДОПОЛНЕНИЯ в конце данного отчета.
        Погода: В первый день - облачно, около +10; в ночь на 9 мая - заморозки (лед на лужах). 9 и 10 мая - ясно, около 15 градусов; 11 мая - сильный ветер, к вечеру (после 17.00) - дожди с перерывами, около 15 градусов; 12 мая - кратковременные дожди, облачно, около 10 градусов; 13 мая - постепенное прояснение неба, похолодание примерно до 5 градусов; в ночь с 13 на 14 мая - заморозки; 14 мая - ясно, около 8 градусов. Прогноз от gismeteo.ru в целом подтвердился как по срокам наступления изменений погоды, так и по существу этих изменений.
       Природа:Лопаются почки, листья стали заметны в последние два дня. Идет березовый сок. Изредка в особо затененных местах - нерастаявший снег. Цветут медуница, мать-и-мачеха, селезеночник, волчье лыко. Появляются строчки и сморчки. Комаров практически нет, клещей много.
       Видели лося (многочисленны также разного рода следы присутствия этих животных). Долго наблюдали за зайцем на дороге; миновали множество бобровых плотин. Часто у озер взлетали утки, а в лесу - крупные птицы.
       Участвовали:2 человека.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        7 мая, понедельник
        Отъезд в 22.20 с Ленинградского вокзала поездом 382 Москва-Мурманск. Цена плацкартного билета 980 руб. Билеты брались 4 мая, свободных мест в продаже было еще достаточно много.

        8 мая, вторник
       
       

сторона квадрата 2 км


        Поезд прибыл на ст. Подпорожье с получасовым опозданием - около 9.40. Кроме нас вышла группа туристов-байдарочников (6-7 человек), которая долго грузилась в "четверку" и "Chevrolet-Niva". Больше никаких такси не было, поэтому пришлось вызвать машину из Подпорожья:+7 (921) 300-63-01, до Ошты - 1730 руб. Менее, чем через 10 минут подкатила "четверка". В начале пути мы обогнали рейсовый автобус, идущий от станции в город. Дорога (асфальт) улучшалась по мере удаления от райцентра, однако вблизи границы Ленинградской и Вологодской областей асфальт кончился и начался грейдер. Водитель не стал рисковать и объехал проблемный участок через Шустручей, дав крюк в 15 км. В Ошту мы въехали около 11.30. Добавив водителю 270 руб., по хорошему грейдеру мы доехали прямо до д. Карданга (еще 7 км) (11.50). Дорога пошла дальше на Курвошский Погост, нам же нужно было найти проселок до ур. Рокса.
        На въезде в Кардангу и выезде из нее расположены обширные площадки со штабелями свежеспиленных бревен, работает погрузочная техника, видны вагончики-бытовки. Единственный дом деревни сверкает голубой табличкой с адресом "ул. Лесная, 1". Вблизи кладбища - развалины небольшого бревенчатого строения, возможно это остатки Георгиевской часовни 19 века, упомянутой, например, на http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=3500001036.
       Из середины деревни на восток повела тропа, которая после перехода речки Верхней Оровашки влилась в подошедшую справа дорогу. Миновав несколько развилок, каждый раз беря влево и сверяясь с компасом, в 13.00 мы достигли урочища Рокса, продолжая движение, оставили позади не менее двух сохранившихся мостов и в 16.13 вышли на грейдер из Горнручья. На другой стороне было найдено заросшее мелкой объеденной лосями ольхой и елочками продолжение. В 18.00 дорога прошла краем болота, в 18.25 уперлась в Робреку. Никаких следов моста не осталось. Промер показал глубину более 2 метров. Нам удалось перейти по упавшему дереву, а продолжение дороги с другой стороны нашлось примерно в 50 метрах от берега. В 19.30 показался северный край Павшозера.
        Постепенно поднимаясь, мы достигли господствующей высоты, за которой открылась небольшая пустошь. С краю стоял ржавый вагончик-бытовка с натоптанными вокруг свежими следами и разбросанным мусором. К воде круто вниз вела тропа. Где-то здесь мы должны были оставить нашу рокаду Ошта-Шимозеро (см. ДОПОЛНЕНИЕ 3), чтобы идти на запад к цепочке озер по начинающейся здесь лесной дороге.
        В западном направлении мы увидели лишь тропу, которая вывела к ближайшему безымянному озеру. Взяв слегка на север, мы оказались на искомой лесной дороге (20.20). Мы миновали охотничью хибарку, оставили слева Кехкозеро, и в 21.23 в просветах деревьев мелькнуло Кайдозеро. Некоторое время шли вдоль берега по сильно заросшей дороге, затем около 22 часов начали ставить палатку. Лес - ель, береза, ольха, сосна - в виде примеси. На озере - многократное эхо. За день пройдено 25 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        9 мая, среда
        В 7.40 продолжили путь на запад по дороге. В 8.25 миновали стоящий на берегу охотничий сарайчик и столик рядом со следами недавнего визита людей, от этого места пошла наезженная колея. В 8.45 мы оказались на развилке: вправо лежал заросший путь на Торозеро, влево уходили свежие следы транспортных средств. Мы взяли левей и в 9.02 пересекли по бревенчатому настилу для автомобилей Солручей. Вскоре дорога влилась в хорошо заметную на космическим снимках лесовозную магистраль (во время похода никаких признаков лесоразработок не наблюдалось, похоже, лесорубы отсюда ушли). Нам нужно было попытаться найти пересечение со старой лесной дорогой на Коверозеро. Оставив слева маленькое озерцо (видно только на космоснимках), мы увидели искомый поворот налево (10.44). Очень быстро дорога совершенно заглохла. Далее пришлось двигаться по компасу, временами проверяясь навигатором. Попадались какие-то колеи, но в дорогу они не сложились. Мы удачно вписались между Коверозером и близлежащим безымянным озером, но потом удача отвернулась от нас, и далее пришлось "вписаться" практически во все близлежащие болота. Наконец, в 13.40 с высокого берега мы увидели сквозь стволы елей Хобозеро (спускаться не стали), а около 14.00 справа блеснуло Шатозеро. Путь лежал на юг. Около 15.00 по бобровой плотине мы форсировали Гитручей - через несколько часов его предстояло перейти еще раз у самого истока. Показанная на карте дорога проявляется лишь местами. Был пройден голый пригорок с двумя грудами сложенных камней (см. фото). Возможно, когда-то тут был покос. В 17.18 мы вышли на заросшую грунтовку Шатозеро-Яндозеро. Дорога оборвалась на вырубке, но на противоположном краю нашлось продолжение. В 18.18 мы перешли по положенным кем-то бревнам мелкий Гитручей (рядом было видно Гитозеро), в 18.57 тем же способом преодолели протоку из Мустозера. В 20.07 наша грунтовка влилась в хорошо наезженную дорогу с северо-запада. Долго двигались вдоль Яндозера. Оставили справа деревянный дом, рядом стояла "Нива", а несколько мужиков накрывали на улице стол, готовясь к празднику. Они подтвердили, что эта дорога - на Шимозеро. В 21.00 мы перешли по мосту бурную протоку, по которой вода из Яндозера устремляется в Канзозеро, и расположились на ночь на берегу последнего (вблизи были старые кострища), лес - елово-березово-ольховый. Здесь мы отметили День Победы. За день пройдено 26 км.

        10 мая, четверг
        В 9.00 продолжили путь к Шимозеру. Вскоре пересекли расположенное на холме обширное ур. Сюрьга (стоит охотничий вагончик). После небольшого ур. Пустошь (тоже с охотничьим вагончиком) дорога приблизилась к Шимозеру.Около 10.00 сделали короткую остановку у двух недействующих церквей - деревянной (Георгия Победоносца) и кирпичной (иконы Божией Матери Знамение) между бывшими деревнями Кузнецовская и Яковлевская (подробнее см. sobory.ru).
       В 10.28 оставили справа обитаемое здание неизвестного назначения (см. фото).Через 5 минут проследовали мимо большой деревянной лодки, какими-то судьбами оказавшейся на пригорке, а в 10.35 миновали развилку, где можно было бы уйти вправо на Пяжелку, затем перешли по мосту протоку Шимозеро - Долгозеро. Несколько минут мы шли по бывшей деревне Фоминская. Слева осталась полуразвалившаяся избушка Шимозерского государственного гидрологического заказника, вдалеке справа виднелись несколько еще не рухнувших нежилых домов.
       

сторона квадрата 2 км


        Дорога, огибающая с юго-востока Шимозеро, проходит через старый еловый лес с примесью сосны и березы и весьма живописна. В 11.55 мы миновали раскуроченный мост через Вешкручей, а в 12.20 свернули на проселок на Пустынку. В 14.07 по бревенчатому настилу перешли р. Мегру. На берегу восточного Мегрозера был устроен обед. В 16.10 путь к д. Пустынка был продолжен. В районе восточного Мегрозера дорога имеет не показанное на карте ответвление направо.
        В Пустынку вошли в 17.15. Справа при входе - исключительно маленькое кладбище. В деревне сохранились несколько срубов с покосившимися или рухнувшими крышами. На другой стороне Акимозера виднеются 2 целых дома без признаков жизни. Свернув по проселку на север из середины деревни, мы вскоре вышли на широкую зарастающую просеку, по которой и потянулась наша дорога на Сяргозеро. Около 20.30 мы подошли к изрядно покалеченному половодьем мосту через реку Сара. Чтобы найти место для стоянки, пришлось вернуться немного назад и спуститься в пойму Сары. Нашлось время, чтобы приспособить бутылку для сбора березового сока. За день пройдено 32 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        11 мая, пятница
        В 7.40 тронулись в путь, в 7.55 вошли в жилую деревню Сяргозеро (общее название для нескольких маленьких деревень) на берегу одноименного озера. Церковь не действует. На домах - телевизионные тарелки, видели у дворов пару "Жигулей". Нам нужно было найти дорогу на восток, к Куштозеру. Поиск на северо-восточной окраине затянулся, пришлось вернуться к крайнему дому спрашивать. Женщина лет 70 сохранила еще местные особенности речи, говорила быстро, поэтому, чтобы понять все до конца, приходилось напрягаться. Она показала, в какой стороне дорога (мы слишком уклонились к северу). Раньше эта дорога вела к мельнице на речке. Сохранилась ли дорога дальше, женщина с уверенностью сказать не могла - давно не ходили, кроме того, там рубили лес...Заодно удалось узнать, что в деревне 6-7 жилых домов. На кладбище - новая часовня, взамен сгоревшей старой (до нее мы не дошли). В 8.55 вышли на дорогу, а в 10.04 взошли на мост через Педажреку. После переправы дорога заметно ослабла и вскоре в заболоченном месте была нами потеряна. Двигаясь по азимуту, в 11.08 перешли Кярмежручей и в 11.23 вышли на лесовозный грейдер север-юг (на карте нет). Включение навигатора показало, что где-то здесь его должна пересекать и наша "довырубочная" дорога. Действительно, по другую сторону лесовозки обнаружились еле заметные колеи, по ним удалось преодолеть небольшое расстояние, затем все исчезло. Мы взяли направление на Илексозера, преодолев вырубки и болота, достигли Нижнего озера в 12.55. На берегу с удивлением обнаружили признаки чьего-то недавнего пребывания - кострище с колышками и пустую бутылку из-под водки. Мы оставили позади межозерную протоку, прошли по перешейку, но никаких следов бывшей когда-то здесь дороги не обнаружили. Наконец, в 13.30 под ноги попалась грунтовка, которая в 14.04 вывела на очередной лесовозный грейдер. Мы свернули на север. В районе Илексручья грейдер быстро превратился в лесную дорогу, весьма затоптанную сапогами. Путь преграждают множество упавших деревьев, из некоторых выпилены куски на ширину дороги (непонятен смысл этой операции - проехать все равно нельзя). В какой-то момент вместе со всеми следами мы перешли Райдручей по бревнам, попетляли немного еще и в 15.30 вышли по малозаметной грунтовке на вдающийся в Куштозеро длинный полуостров. Никаких следов или остатков моста, связывавшего когда-то полуостров с побережьем "материка" обнаружить не удалось, а переправа вброд показалась невозможной из-за большой ширины пролива. Мыс иногда посещается - на берегу стоит охотничий вагончик. После чаепития под начавшимся дождем пришлось возвращаться назад, перейти Илексу ниже впадения Райдручья и проделать долгий путь лесом по пересеченной и заболоченной местности к южному берегу Куштозера. На показанную на карте дорогу вдоль Куштозера мы вышли в 20.20. Из-за нависших туч и дождя было сумеречно. В 20.40 остановились на ночлег на западной окраине ур. Ермолаевская (Погост).За день пройдено 23 км.

        12 мая, суббота
        В 7.56 продолжили путь на восток вдоль берега. Справа остался последний дом д. Ермолаевская (фото). Залив, в который впадает Кортручей, (когда-то здесь был мост) удалось преодолеть по бобровой плотине. На пригорке справа виден последний дом д. Берег (или Парфиевская). Далее дорога идет через лес и хорошо заметна. В 9.08 миновали небольшое ур. Митино. В 9.25 подошли к бывшему мосту через очередной залив. С обоих берегов навстречу друг другу тянутся предмостные насыпи. Ширина водного пространства при переходе вброд не превышает 10 метров. Но достаточно глубоко - пришлось полностью раздеться и нести рюкзаки над головой. Из-за неровного дна один из нас при неудачном шаге погрузился по шею, макнув рюкзак. Добравшись до противоположного берега, мы увидели деревянный стол и педантично разбросанный вокруг него на площади около 100 квадратных метров мусор. Очевидно, отсутствие мостов через широкие заливы Куштозера избавило от подобных пейзажей ранее пройденный участок его южного побережья.
        В 10.40 мы свернули с "озерной" дороги направо - планировалось выйти на лесовозную дорогу (на карте нет), ведущую на юг, к реке Базеге. Грунтовка влилась в лесовозный грейдер на ур. Борисово. На холме к северу виден один дом д. Ивачево. Двигаясь на юг, в 11.35 мы по ошибке свернули на развилке налево (дорога выглядит новой), пройдя около 1,5 км., вернулись назад.
        В 13.48, оставив справа озеро Большое, мы вышли к развилке. На космическом снимке дорога, уходящая вправо, была видна плохо (на картах не было ни той, ни другой). По первоначальному плану следовало брать левей, продвинуться немного к югу по лесовозке до ее поворота на восток, затем, вероятнее всего, без дорог двигаться через лес до бетонки (на карте нет) еще 8 км. Прибитый к ели указатель "Шола", который неожиданно указывал вправо, давал шанс не пробираться через лес под дождем, а пройти по дороге. Мы решили рискнуть, но и через 7 км. бесполезного пути на запад - к бетонке не приблизились. Пришлось вернуться. Показанную на картах дорогу от озер Глубокое и Белое к югу мы не нашли, двигались через лес по компасу и навигатору. В 19.10 мы перешли по упавшему дереву р. Базегу и в 20.30 остановились на высоком берегу Пихомозера (молодой лес, ель, ива, ольха, береза).За день пройдено 32 км.

        13 мая, воскресенье
       
       

сторона квадрата 2 км


        Выйдя в 9.00, мы достигли бетонки в 10.03. На части пути удалось воспользоваться узкой свежей просекой со столбами, по которой шла тропа. В нескольких десятках метров западнее места нашего появления на бетонке был замечен выход какой-то грунтовки, возможно, - сохранившегося участка не найденной нами дороги от озер Глубокое и Белое. По бетонке мы двигались весь день до вечера. Дорога в хорошем состоянии. Можно ехать как по бетонным плитам, так и по грейдеру рядом. Первый километровый столб 27/26 (расстояние до Шолы) встретился, когда мы прошли уже значительное расстояние. Следующим, увиденным нами, был 21/20, затем столбы стояли почти на каждом километре. С 10.03 до примерно 14.00 ни одной машины на дороге не появилось. С 14.00 до примерно 21.00 проехало 5-6 транспортных средств, все попутные, но свободных мест для нас, кажется, не было. Километров за 10 до Шолы появились съезды на вырубки и штабели бревен вдоль дороги. День был холодный и ясный, впервые в воздухе почувствовался аромат начинающей распускаться листвы и цветущих деревьев. Когда километровый столб указал 4/3, мы свернули с дороги и остановились в молодом моховом сосняке (20.50). За день пройдено 39 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        14 мая, понедельник
        В 5.10 направились по грунтовке в сторону реки Шола, вошли в поселок и в 5.35 были на автобусной остановке на центральной площади, здесь же находится Шольская сельская библиотека с адресом Пушкинская ул., дом 1. Пушкинская улица является главной. Вместе с нами ежедневного автобуса (Шола-Белозерск, 6.30) дожидалась всего одна пассажирка. "Пазик" подкатил в 6.40 из глубины поселка, в нем уже сидели человек семь. Каждый билет обошелся в 307 руб. 50 коп., водитель долго возится при посадке, составляя билет из книжечки, которую надо резать ножницами, и трех разных рулонов (см. фото в разделе "Иллюстрации"). Дорога плохая, с лужами и ямами, которые шофер аккуратно объезжает. Лишь на завершающем участке он выехал на шоссе и развил приличную скорость. В Белозерске, покрыв более, чем за 3 часа расстояние в 96 км, были около 10 часов утра, к тому времени населенность автобуса увеличилась примерно вдвое.
       Мы взяли билеты на ближайший автобус до Вологды рейс 14.50. Каждый билет обошелся в 342 руб., кроме того пришлось взять багажный билет 62 руб., за второй рюкзак заплатили водителю 50 руб. Белозерск активно облагораживается - скоро юбилей города. Обед в местной столовой с первым, вторым, десертом и салатом обошелся в 160 руб на каждого. Обшарпанный автобус Ssang Yong добрался до Вологды в восьмом часу вечера. Удалось быстро взять боковой плацкарт на поезд 319 Котлас-Москва. Каждый билет стоил 762 руб. В 20.21 поезд тронулся. За день пройдено по маршруту 3 км.

        15 мая, вторник
        В 5.05 поезд прибыл на Ярославский вокзал Москвы.

        ДОПОЛНЕНИЯ.

1) http://www.lenobl.ru/culture/tourism/route/initiative:

       Глухими уголками Вепсовской возвышенности

        Лодейное Поле — с. Ошта — д. Бабинская — оз, Яндозеро — с. Ладва (Мининская) — д. Рябов Конец — оз. Леринское — оз. Шугозеро.
        Маршрут пересекает Вепсовскую возвышенность с северо-востока на юго-запад и дает возможность ознакомиться с этим чрезвычайно живописным уголком северо-запада страны. Туристы посетят карстовые озера Шимозеро, Яндозеро и Шатозеро, поселок лесорубов в Ладве, долину Ояти в ее верховьях, оз. Леринское и лесные деревни Рябов Конец, Чидово, Найдала.
        Туристы из Лодейного Поля на автобусе Лодейное Поле — Вытегра едут до Ошты (Вологодская область) — большого села, стянувшего к себе значительную часть населения Вепсовской возвышенности.
        Отсюда туристы идут пешком по весьма дурной дороге к югу через пос. Рокса (около 10 км от Ошты). Дорога почти заброшена и во многих местах начинает зарастать ольхой. Вообще вблизи Ошты лес состоит главным образом из ольшаника с примесью ели. Постепенно к югу количество елей увеличивается, и через 20 — 25 км лес становится уже чисто еловым. Дорога, плавно поднимаясь к югу, идет через Павшозеро — заброшенную деревню на берегу одноименного озера, по направлению к другой, тоже заброшенной, деревне — Шимозеро (также на берегу довольно крупного одноименного озера).
        В районе Шимозера рельеф уже холмистый, еловый лес сменяется сосновым. Иногда это прекрасные сосновые боры, но чаще — кустарники с небольшими соснами. В 1,5 км к востоку от северной оконечности Шимозера находится д. Бабинская. Далее дорога тянется на запад и почти под прямым углом пересекает «тракт» Ошта—Шимозеро.
        На этом перекрестке у туристов появляется возможность выбора: продолжать движение к д. Шимозеро и дальше к такой же деревне Нажмозеро или взять от перекрестка направление на запад к карстовым озерам Яндозеро и Шатозеро. Эта дорога эксплуатируется редко, но кое-где стоят старые телеграфные столбы, по которым можно ориентироваться. Высокие холмы, увенчанные стройными ярко-рыжими соснами с темно-зелеными шапками, прекрасные луга, голубая вода озер и золотистые пляжи без труда «уговорят» туристов сделать дневку на берегу Яндозера, тем более что в озерах много рыбы, а в лесах — грибов и ягод (черники, голубики и морошки). От д. Шатозеро следует двигаться по сильно заросшей заброшенной дороге к нежилой деревне Кривозеро и от нее по той же дороге к большой и нежилой деревне Нажмозеро, стоящей на юго-западном берегу довольно крупного одноименного озера. На этом участке маршрут проходит по водоразделу; оз. Нажмозеро, реки Нажма и Суда принадлежат бассейну Волги, а Шатозеро и лежащие южнее Чайм-озеро и Кленозеро — бассейну Свири.
        От Нажмозера туристы поворачивают на запад, переходят по небольшому мостику Оять (исток реки находится в 2 км восточнее мостика) и по довольно широкой, но мало эксплуатируемой дороге доходят до с. Ладва (Мининская). Отсюда начинается самый трудный участок маршрута. Впрочем, первые 11 — 12 км еще «ничего» Туристы следуют правым берегом р. Воджега (впадающей в Оять около Ладвы). Путь лежит по негустому лесу до того места, где река круто поворачивает на запад. От поворота реки туристы идут к югу по малозаметной тропке до заброшенной деревни Магтозеро (будет через 5—6 минут). Далее по азимуту 210 движение без дорог по болотам. Иногда болота сменяются перелесками или сухими полянами — «островами». На этом отрезке на болотах много крупной морошки. В конце пути туристы выходят к Алозеру, на противоположном берегу которого видна жилая деревня — Рябов Конец. По прямой от Магтозера до Рябова Конца около 20 км, но эти 20 км стоят иных 40!
        Здесь туристам можно предложить два варианта пути.
        (1) от Рябова Конца, через д. Найдала, идти на запад и западо-северо-запад до оз. Капшозеро и с. Корбиничи (по плохой дороге в общей сложности около 24 км), а от Корбиничей на юг по дороге через д. Лаврове к д. Пашозеро (24 км от Корбиничей). От Пашозера по хорошей дороге туристы направляются на Шугозеро, где садятся в автобус и через 2 часа приезжают в Тихвин.
        (2) 5 км отделяют д. Рябов Конец от следующей жилой деревни — Чидово. Дорога между ними (на юго-восток) идет вдоль очень красивого оз. Леринское с холмистыми изрезанными берегами, живописными заливами и островами, на которых, как зеленые шапки, стоят группы деревьев. От Чидова около 3 км до д. Корвала, соединенной довольно плохой дорогой с д. Пашозеро (около 26 км), а от Пашозера до Шугозера не более 30 км.
        Маршруты одинаково пригодны как для летнего, так и для зимнего (на лыжах) прохождения. При планировании лыжных маршрутов по Вепсовской возвышенности следует учитывать следующее: жилых деревень в этих районах мало, поэтому ночлеги в лесу неизбежны; зимы в этом районе холоднее, чем вблизи Санкт-Петербурга; так, средняя температура января равна — 10°С, тогда как в Санкт-Петербурге —8 °С; толщина снежного покрова достигает 50—60 см, поэтому туристам, идущим не по дорогам, придется прокладывать лыжню (что сильно уменьшит величину суточного перехода); уменьшит величину суточного перехода и густой подлесок, обычно занимающий первый ярус вепсовских лесов. Туристы-лыжники, заканчивающие маршрут в Шугозере, должны помнить, что от этого села в Тихвин идут небольшие автобусы и лыжников в них часто не пускают. Обычно лыжники ищут в Шугозере попутную автомашину до Тихвина (впрочем, это небольшое затруднение, так как здесь оживленное автомобильное движение).

2) http://www.booksite.ru/fulltext/1us/tuz/na/11.htm:

        Г. А. Воробьев
        ПАМЯТНЫЕ ОЗЕРА ВЫТЕГОРЬЯ
        Посвящается участникам озерной экспедиции
        Вологодского педагогического
        института, моим друзьям и коллегам
        В конце 1960-х годов Облрыбпром поручил Вологодскому педагогическому институту обследовать малые озера с тем, чтобы оценить их рыбохозяйственные возможности. Была образована специальная экспедиция, которой руководили доценты Лев Андреевич Жаков (в то время заведующий кафедрой зоологии пединститута, а сейчас профессор Ярославского университета) и Николай Петрович Антипов. Отдельные полевые отряды возглавляли преподаватели института В. В. Комиссаров, В. Г. Лебедев, H. H. Шевелев и автор этого очерка. Можно было предполагать, что задача экспедиции будет непростой, но в действительности она оказалась намного сложнее и прежде всего из-за бездорожья. Уже в Кирилловском и Вашкинском районах, с которых начались экспедиционные исследования, ко многим озерам приходилось добираться с тяжелой поклажей "на своих двоих". Когда же на следующий год перебрались в Вытегорский район, то воспоминания о предыдущем полевом сезоне стали представляться чем-то вроде репетиции перед "настоящей" работой. Чтобы попасть на нужное озеро, прорубали просеки, наводили переправы и производили массу других работ (при том, что в составе экспедиции были в основном студентки). Но к тому времени мы уже успели набраться кое-какого опыта, а главное - полюбить всей душою озерный край. Можно говорить о многих озерах Вытегорья, однако ограничусь рассказом о наиболее памятных из них, во всяком случае для автора. Тех же, кого заинтересуют сведения и о других озерах этого края, отсылаю к опубликованным ранее материалам1.
        То, что вода из некоторых озер Вытегорья временами уходит, а затем появляется вновь, жителям тех мест, думаю, было известно с незапамятных времен. Возникли легенды о водяных, которые проигрывали один другому воду на озерах, а потом, отыгрываясь, возвращали ее назад. О них рассказывает, например, А. В. Петухов в книге "Люди Суземья"2 . Довольно давно появились и публикации об "исчезающих озерах". Еще в 1838 году в описании Олонецкой губернии КГ Бергштрессер упоминал об уходе воды из Шимозера и Ундозера3. Сведения эти, видимо, дошли и до Петербурга, потому что Русским географическим обществом для ознакомления с необычными озерами был командирован Г. И. Куликовский. Судя по описаниям, которые он опубликовал в альманахе "Землеведение" Московского общества испытателей природы за 1894 год4, автор застал в то время полнокровную жизнь в деревнях и селах озерного края и вполне проезжие дороги. Во всяком случае, за одну поездку он побывал едва ли не на всех "исчезающих озерах Обонежского края", включая Шимозеро, Куштозеро, Лухтозеро. Спустя сто лет подобное путешествие возможно разве что с рюкзаком за плечами, с компасом и картой в руках и в расчете только на свои ноги.
        С точки зрения географа, территория, на которой находятся все эти озера, представляет собой холмисто-грядовую ледниковую равнину с неглубоким залеганием известняков каменноугольного времени. Известняки отложились на дне теплого мелководного моря около трехсот миллионов лет назад (с тех пор территория Вытегорского района морем больше не покрывалась). С известняками связаны разнообразные карстовые явления, в том числе и исчезновение воды в озерах. Вода в особых условиях растворяет эти породы и, проникая по трещинам, образует в них воронки, подземные полости, ниши, коридоры. По ним-то и уходит вода с поверхности, которая в Вытегорском районе сложена в основном нерастворимыми ледниковыми отложениями. Ледники, на протяжении последнего миллиона лет не раз покрывавшие Вологодскую область, позднее всего покинули ее северо-западную часть, называемую Поозерьем. Вытегорский район был последним на пути отступления ледника, оставившего здесь холмы и гряды, а в понижениях между ними - многочисленные озера (их на территории района насчитывается не меньше двух тысяч). Ледниковые отложения скрыли под собою известняки, но вода находит к ним путь через поглощающие отверстия-поноры, возникающие на дне многочисленных воронкообразных котловин. Их можно, например, увидеть на водоразделе между Куштозером и Лухтозером. Если же понор (по-местному "вешкама") образуется на дне озера, то несложно представить дальнейшее развитие событий: вода из озера просто-напросто уйдет под землю. Именно так "исчезала" вода из Куштозера и Лухтозера. Как сообщает Г. И. Куликовский, до 1872 года вода из Лухтозера уходила через год, два, три, а затем до 1890 года исчезновения воды не наблюдалось. В последующее время уход воды из озера отмечался в разные годы, но, к сожалению, мы не располагаем строго фиксированными данными. Известно лишь, что это происходило в 1927, 1942, 1947, 1974 годах. И хотя о строгой периодичности "исчезновения" озер говорить не приходится, однако заметна зависимость уровня воды в озерах от количества выпавших осадков. Так было в 1946-1947 годах, в начале 1970-х. С водой, бывало, уходила и рыба, от которой в немалой степени зависело благополучие местных жителей. Пытались забить наглухо поноры, отгородить пути стока плотинами, но успеха это не имело. Вода находила иные пути под землю. Кроме того, лишаясь стока, озеро теряло многие свои достоинства: быстро зарастало, в нем заметно ухудшалось качество воды, а значит и рыбы. Впрочем, природа сама позаботилась о том, чтобы вода снова наполняла обсохшую озерную котловину: ледниковая глина постепенно заполняла понор, и озеро возвращалось к жизни. Вот только рыба не сразу восстанавливала свою численность.
        Лухтозеро мелководно (средняя глубина меньше двух метров), и при уходе воды оно превращается в заливной луг. Именно так перевел с вепсского корень "lucht" А. В. Кузнецов5 , а подтверждением этого были торчащие из воды стожары. Уйдет ближе к осени вода, и ставь тогда стога прямо на дне озера. Так, по-видимому, и делали от века. Озеро давало не только рыбу, но и сено для коров, что совсем немаловажно в лесном краю, где естественные сенокосы невелики.
        Лухтозеро и Куштозеро находятся неподалеку друг от друга и скорее всего связаны подземным стоком. Замечено: если уровень воды в одном из них начинает падать, в другом в это время - повышается6.
        Неизвестно, был ли таким водный режим этих озер в эпоху неолита, но можно предполагать его отличие от современного. Дело в том, что на берегах озер около пяти тысяч лет назад возникли поселения позднего каменного века. Некоторые из них были на Куштозере - довольно большом и живописном, со всех сторон окруженном хвойным лесом. Не потому ли название озера череповецким краеведом А. А. Алексеевой переводится как "Еловое озеро"7 . Но озер в лесном окружении много, а для Куштозера гораздо больше подходило бы название "Островное озеро". На озере есть несколько островов, число которых при спаде воды значительно возрастает. На самом большом их них (Илекс-острове) известный археолог А. Я. Брюсов обнаружил неолитическую стоянку, скорее всего свидетельствующую о более низком уровне воды в ту пору, ведь остров при высокой воде почти скрывается под нею. Тысячелетия жили люди при озере, оно и 1 поило, и кормило. Еще в довоенные годы на его берегах стояло несколько деревень, но сейчас здесь никто не живет.
        Еще одна группа необычных озер - Шимозерская - находится километрах в тридцати от Лухтозера и Куштозера, ближе к границе с Ленинградской областью. Там в августе 1971 года заканчивались наши исследования вытегорских озер, и хоть немало уже лет прошло, но тот путь и все, что с ним связано, запомнились до мельчайших подробностей.
        Называть дорогой те последние тридцать километров пути можно было лишь с большой долей условности. Свыше суток почти непрерывного движения, бесконечные вытаскивания нашего "вездехода", под колеса которого отправились под конец и экспедиционный амулет (цепь от большого якоря с Кемского озера), и даже электрический утюг (впрочем, тогда абсолютно бесполезный). Наградой же за упорство стало озеро, к которому мы так стремились, наслушавшись про его чудеса, и баня на закате дня в деревне, где жила тогда семья лесника Ивана Романова. Жена лесника Анна Васильевна встретила нас как своих. А в избах по соседству, все еще добротных и крепких, никого не было, хотя в некоторых еще оставалась крестьянская утварь. Немало пришлось повидать таких вот деревень в Вытегорском, да и в других районах области, и всякий раз думалось: ушли-уехали люди, а ведь никто не верил, что из отчего дома уходит навсегда и больше в него уже не возвратится. Не стану касаться драматических страниц, связанных с судьбой вепсов Шимозерья. О них много писал Анатолий Васильевич Петухов, родившийся и выросший в тех местах. Вернусь к озерам.
        Шимозеро и еще несколько связанных с ним озер располагаются на Вепсовской возвышенности, на самом ее водоразделе. Отсюда могли бы течь реки как в сторону Онежского озера, так и в бассейн Волги, ведь восточнее Шимозера берет начало река Мегра, которая впадает в Онего, а к западу от него начинается река Ножема, принадлежащая к волжской системе. Но из Шимозера поверхностного стока нет. Это при отсутствии иных путей для транспортировки леса способствовало в прошлом его сохранению на водосборе озера, который весьма велик - около ста квадратных километров. И со всей этой площади сток (поверхностный и подземный) через Шимозеро идет в поглощающую воронку, называемую Черной Ямой. С ней озеро соединяет извилистый ручей длиной с километр.
        Шимозеро состоит как бы из двух водоемов. Один из них - глубокий, с котловинами на дне, другой (Пюгкозеро) - мелководный, с ровным глинистым дном. Из него-то и берет начало ручей, стекающий в Черную Яму. Как и другие карстовые воронки, Черная Яма - округлой формы, в поперечнике составляет около 40 метров. Подступающие к самой бровке деревья отражаются в ее неподвижной воде. Но все время кажется: вот вода забурлит и ринется вниз, в глубину, туда, где находится поглощающее отверстие. Глубина же немалая - больше 20 метров (Г. И. Куликовский называл даже 20 сажен, примерно 43 метра).
        Во время той экспедиции Черная Яма была полна водой, поэтому обращусь к рассказам местных жителей, с которыми пришлось разговаривать или же вести переписку. Вода из Шимозера начинает уходить обычно под зиму, иногда в конце зимы. Площадь озера при этом сокращается более чем вдвое, на месте Пюгкозера остается лишь ручей, с шумом устремляющийся в Черную Яму. Когда же уровень воды становится еще ниже, ручей перестает течь.
        Короткой речкой Кудомой Шимоэеро соединяется с мелководным и потому оправдывающим свое название Грязнозером, а то в свою очередь - с живописным Долгозером. Оно действительно "долгое": при длине более пяти километров средняя ширина озера едва достигает двухсот метров. На дне Долгозера тоже есть поглощающая воронка, которую, как бы в противоположность Черной Яме, зовут Белой Ямой. Обнаружить ее при полной воде удается лишь при промере глубин, а открывается для стока она гораздо реже, чем Черная Яма.
        Надо сказать и еще об одной особенности Шимозера. На дне его в одном из заливов во время нашей экспедиции были обнаружены в песчаном грунте тяжелые горошины темно-бурого цвета. Позже при лабораторном анализе установили, что они содержат свыше 60 процентов окислов железа, настоящая железная руда. Из таких вот озерных и болотных руд когда-то выплавляли железо. А сейчас они могут служить своеобразным показателем чистоты озера. Дело в том, что озерные руды образуются в особых условиях - при хорошем водообмене и высоком насыщении воды кислородом. Такие условия более всего присущи молодым, или, как их называют, олиготрофным озерам Финляндии, Карелии. В Вологодской области до этого достоверно было известно только одно "железорудное озеро" - Ковжское - в том же Вытегорском районе. Железорудные образования в нем обнаружили в 1962 году московские ученые С. И. Кузнецов и Ф. И. Безлер8. Ковжское озеро - самое большое среди "малых" озер Вытегорья. Его площадь - 6250 гектаров. Довольно глубокое (средняя глубина - около 6 метров), оно действительно сохранило черты былой молодости. Но, как оказалось, железная руда есть не только в Ковжском, но и в Шимозере. На этом основании А. В. Кузнецов в книге "Названия вологодских озер" даже основу "шим" связывает с мерянским "шем" - "черное, ржавое"9. Думаю, однако, что это не совсем так, поскольку "ржавыми" чаше всего бывают болотные озера, а не такие чистые и глубокие, как Шимозеро.
        Находка железорудных образований на Шимозере заставила предположить, что они могут быть и в других, сходных с ним озерах округи, не обязательно исчезающих. Действительно, так оно и случилось. В соседнем и внешне очень похожем на него Яндозере была также обнаружена железная руда.
        Предстоял еще один путь (по рассказам, к самому глубокому среди здешних озер) - к Маслозеру. До него по карте было километров шесть, но идти нужно через ручьи и болота. Без проводника, знающего тропинки, мы бы вряд ли обошлись. Выручила двенадцатилетняя дочка лесника Люся, которая довела нас до озера. Оказывается, мы шли по дороге, построенной еще в годы войны. Об этом рассказали московские туристы, пришедшие по ней к Шимозеру из Ленинградской области. Строили ее при подготовке операции по освобождению Ленинграда. Прорыв блокады сделал дорогу ненужной, гати затонули и сгнили, и следы ее едва просматривались сквозь выросший за сорок лет лес. Вот так неожиданно война напомнила о себе в глухом озерном краю. Впрочем, ее следы мы видели и ранее - в северной части района, на Андомской возвышенности, где еще заметны были старые траншеи и землянки.
        Это было не первое исследованное нами Маслозеро. До этого мы уже изучали два озера с таким же названием в Бабаевском районе и поэтому между собой называли его "Третье Маслозеро".
        Вот где действительно пришлось поволноваться. На столь же длинном, как Долгозеро, но куда более глубоком (до двадцати с лишним метров) озере разыгрался ветер, а кроме надувной лодки да осиновки, какие строят до сих пор рыбаки на лесных озерах, других плавсредств у нас не было. Но судьба была к нам милостива, и мы выполнили тогда все намеченные измерения и работы. Более того, еще на одном озере обнаружились железорудные конкреции. Позже об этом был составлен отчет, а материалы исследований опубликованы10. Находка железорудных озер в Вытегорском районе опровергала представление лимнологов о распространении таких озер лишь в пределах Балтийского кристаллического щита.
        Уже тогда возникла идея - объявить Шимозерье заповедным краем, чтобы сохранить для последующих поколений его леса, озера и ландшафт в целом, тем более, что местность эта не была населена и существенного ущерба хозяйству района организация заповедника не могла нанести. Но идея эта, как говорится, "повисла в воздухе", хотя неподалеку от тех мест, в Ленинградской области (на границе с Вологодской), был вскоре образован заповедник "Вепсский лес". И только спустя десять лет решено было снова организовать экспедицию, на этот раз с целью выделения и обоснования границ особо охраняемых природных территорий. Но это уже другая тема. Скажу лишь, что, начав с Вытегорского района, экспедиция затем на протяжении целого десятилетия обследовала все районы Вологодской области.
        Не забыли и про озера. По предложению участников экспедиции, среди которых были и те, кто участвовал в той первой "озерной", были образованы несколько гидрологических заказников. На Вепсовской возвышенности это "Шимозерский", "Лухтозерский", "Куштозерский", "Ежозерский"; в пределах Андомской возвышенности на севере района - "Сойдозерский", там же ландшафтный заказник "Янсорский" с Янсорским озером, где сохранилась популяция довольно редкого растения, занесенного в Красную книгу природы, - лобелии Дортманна. Более подробно об этих и других заказниках Вытегорского района желающие могут прочитать в книге "Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области"11. В заказниках, в отличие от заповедников, хозяйственная деятельность не прекращается, она лишь определенным образом ограничивается. Так, вокруг озер установлена полоса километровой ширины, где запрещены рубки леса. Это совершенно необходимо для сохранения как чистоты, так и естественного водного режима водоемов. Для периодически исчезающих озер решение особенно важное, ведь такие озера редки не только в нашей области: их перечень входит во все мировые сводки карстовых озер.
        Мы покидали Вытегорье с сознанием честно выполненной работы, и каждый из нас оставлял здесь частицу своего сердца, надеясь когда-нибудь еще вернуться сюда и увидеть природу этого края такой, какой запечатлелась она в те памятные дни 1971 года.

        ПРИМЕЧАНИЯ

        1 Озерные ресурсы Вологодской области. Вологда, 1981.
        2 Петухов А. В. Люди Суэемья. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1980. С. 400.
        3 Бергштрессер К. Опыт описания Олонецкой губернии. СПб.,1838.
        4 Куликовский Г. И. Зарастающие и периодически исчезающие озераОбонежского края // Землеведение. 1894. Кн. 1.
        5 Кузнецов А. В. Язык земли Вологодской. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1991. С. 80-81.
        6 Антипов Н. П., Воробьев Г. А. Периодически исчезающие озера Вологодской области // Проблемы геоморфологии и гидрологии северной части Русской равнины. Ярославль, 1976. С. 66-/5.
        7 Кузнецов А. В. Язык земли Вологодской ... С. 80.
        8 Федорова Е. И. Озерное железонакопление в пределах Балтийского кристаллического шита // Накопление вещества в озерах. М.: Наука, 1964.С. 161-182.
        9 Кузнецов А. В. Названия вологодских озер: Словарь лимнонимов финно-угорского происхождения. Вологда: Ардвисура, 1995. С. 86.
        10 Воробьев Г. А. Железорудные озера Вологодской области // Известия Всесоюзного географического общества. 1973. Т. 105. Вып. 2. С. 170-174.
        11 Воробьев Г. А., Антипов Н. П. Гидрологические заказники // Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области. Вологда: Русь, 1993. С. 107-114.
        3) http://www.booksite.ru/fulltext/1us/tuz/na/2.htm: Население района совместно с воинскими подразделениями приняло самое непосредственное участие в остановке продвижения врага. Вблизи фронта, под обстрелами и бомбежками оштинцы трудились на строительстве военных укреплений и дорог. В любое время года в проезжем состоянии поддерживались важнейшие автодороги: Архангельский тракт, тракты Ошта - Шимозеро - Борисово-Судское, Шимозеро - Ладва (Винницкого района), Мегра - Коштуги. По лесам и болотам были проложены новые дороги, по которым сотни людей ежедневно подвозили на лошадях снаряды и другое вооружение.
Иллюстрации:

д. Карданга, ул. Лесная, 1
д. Карданга, ул. Лесная, 1

ур. Рокса
ур. Рокса

дорога из ур. Рокса на юг
дорога из ур. Рокса на юг

грейдер из Горнручья
грейдер из Горнручья

к Павшозеру
к Павшозеру

Робрека
Робрека

от Павшозера к Кайдозеру
от Павшозера к Кайдозеру

Кехкозеро
Кехкозеро

Кайдозеро
Кайдозеро

дорога вдоль Кайдозера
дорога вдоль Кайдозера

к юго-западу от Кайдозера
к юго-западу от Кайдозера

Солручей
Солручей

лесовозный грейдер южнее Торозера
лесовозный грейдер южнее Торозера

заметный участок дороги вдоль восточного берега Шатозера
заметный участок дороги вдоль восточного берега Шатозера

Берег Шатозера. Сложенные камни.
Берег Шатозера. Сложенные камни.

Шатозеро
Шатозеро

начало дороги Шатозеро-Яндозеро
начало дороги Шатозеро-Яндозеро

вырубка
вырубка

дорога Шатозеро-Яндозеро
дорога Шатозеро-Яндозеро

дорога Яндозеро-Канзозеро
дорога Яндозеро-Канзозеро

мост через протоку Яндозеро-Канзозеро
мост через протоку Яндозеро-Канзозеро

вечер 9 мая 2012 г.
вечер 9 мая 2012 г.

ур. Сюрьга
ур. Сюрьга

церковь Георгия Победоносца на Шимозере
церковь Георгия Победоносца на Шимозере

здание в бывшей деревне Яковлевская
здание в бывшей деревне Яковлевская

налево - в Пелкасский, направо - в Пяжелку
налево - в Пелкасский, направо - в Пяжелку

бывшая деревня Фоминская
бывшая деревня Фоминская

дорога обходит Шимозеро с юго-востока
дорога обходит Шимозеро с юго-востока

поворот на Мегрозера
поворот на Мегрозера

дорога к Мегрозерам
дорога к Мегрозерам

восточное Мегрозеро
восточное Мегрозеро

ур. Пустынка. Начинается дорога на Сяргозеро
ур. Пустынка. Начинается дорога на Сяргозеро

дорога Пустынка-Сяргозеро
дорога Пустынка-Сяргозеро

мост через р. Сару
мост через р. Сару

д. Сяргозеро
д. Сяргозеро

дорога Сяргозеро-Педажрека
дорога Сяргозеро-Педажрека

Педажрека
Педажрека

от Педажреки. Дорога глохнет
от Педажреки. Дорога глохнет

лесовозный грейдер север-юг (см. текст)
лесовозный грейдер север-юг (см. текст)

Нижнее Илексозеро
Нижнее Илексозеро

лесовозная дорога к Куштозеру
лесовозная дорога к Куштозеру

дорога к Куштозеру
дорога к Куштозеру

Залив Куштозера, вид в сторону устья Илексы. Когда-то здесь можно было перейти по мосту (см. карту).
Залив Куштозера, вид в сторону устья Илексы. Когда-то здесь можно было перейти по мосту (см. карту).

Куштозеро. Вечер 11.05.12
Куштозеро. Вечер 11.05.12

дорога по южному берегу Куштозера
дорога по южному берегу Куштозера

последний дом д. Ермолаевская
последний дом д. Ермолаевская

утро 12.05.12 на берегу Куштозера
утро 12.05.12 на берегу Куштозера

дорога к бобровой переправе (см. текст)
дорога к бобровой переправе (см. текст)

последний дом д. Берег
последний дом д. Берег

дорога по южному берегу Куштозера
дорога по южному берегу Куштозера

брод через залив после ур. Митино (см. текст)
брод через залив после ур. Митино (см. текст)

дорога по юго-восточному берегу Куштозера
дорога по юго-восточному берегу Куштозера

самодельный указатель гласит, что в Шолу - направо (см. текст)
самодельный указатель гласит, что в Шолу - направо (см. текст)

р. Базега
р. Базега

бетонка на Шолу (Зубово). Мост через р. Базегу
бетонка на Шолу (Зубово). Мост через р. Базегу

р. Шола
р. Шола

поселок Шола (Зубово)
поселок Шола (Зубово)

сборный автобусный билет Шола-Белозерск
сборный автобусный билет Шола-Белозерск

Белозерск
Белозерск