Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Зеленогорское-Пено


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:19-25 мая 1994 г. Андреапольский и Пеновский районы Тверской области.
       План:От о.п. 210 км. ж.д. Великие Луки-Бологое, начав движение по Зеленогорской узкоколейке, идти общим направлением на северо-восток различными дорогами, дойти до истока Волги.
        Карты: в походе использовалась двухкилометровка Тверской области 1992 года издания (состояние местности 1982-1990 гг.) При подготовке данного отчета использовались карты 100k--o36-112,100k--o36-125--(1980) (состояние местности 1980 г.) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт), карты с www.afanas.ru (100k-o36-101),сайта www.spasik.ru (100k-o36-113,100k-o36-124) масштаба 1:100000. (Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута).
        Погода:в основном пасмурно, прошло несколько дождей, температура 10-15 градусов.
       Природа: деревья уже в листьях. Видели довольно близко двух лосей. Количество комаров и мошки небольшое.
       Дополнение: вторая попытка дойти до истока Волги примерно тем же маршрутом была сделана в мае 2009 г. Прочитать о ней можно на странице К истоку Волги нашего сайта. Путь 2009 года показан на картах-иллюстрациях тонкой линией, 1994 года - жирной.
        Участники: 2 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        19 мая, четверг
        Отъезд в 20.53 с Ленинградского вокзала поездом 666 Москва-Осташков. Цена двух плацкартных билетов 17610 руб. (см. фото). Билеты брались 18 мая. В период 10-29 мая 1994 года 666-й уходил по нечетным, до и после этого периода - ежедневно. Ср.: с января 2013 года поезд Москва-Осташков ходит 1 раз в неделю; с октября 2013 года по настоящее время [август 2022] поезд не ходит.

        20 мая, пятница
        Поезд прибыл на станцию Соблаго в 7.12. Погода - пасмурно, холодно. В ожидании пересадки пытались дремать, лежа на секциях соединенных деревянных кресел. Кроме нас пассажиров поначалу не было. Выяснилось, что забыт компас, и было очевидно, что придется идти без него. Около 10.15 мы сели в поезд Бологое - Великие Луки. Билет обошелся в 2105 руб. Состав представлял из себя локомотив с несколькими пассажирскими вагонами. Наш вагон оказался сидячим, причем кресла справа и слева от прохода "смотрели" в разные стороны. Примерно в 11.50 мы прибыли на о.п. 210 км. Следовало вернуться немного назад. Местная бабушка указала направление на УЖД. Оставив справа Зеленогорское, мы вышли к узкоколейке около 12.10.

       

сторона квадрата 2 км


        Дорога не работала. Основная магистраль была выложена "толстыми" рельсами, вскоре вбок отошел "ус", состоявший из "тонких" рельсов (на карте нет). Мосты через реки Лучиновка и Язвовка были разрушены, но мы без труда перебрались по их остаткам. После Язвовки рельсы "материнской" УЖД стали тонкими. Ответвления к ур. Овсянинский Мох мы не заметили. На последних 2 км до большака Андреаполь-Фишово рельсы исчезли вовсе, причем следы разбора дороги были еще свежими. С другой стороны большака с некоторым смещением влево обнаружилась лесовозная дорога на север, похоронившая под собой нашу узкоколейку. Правда, через некоторое время насыпь воскресла и пошла рядом с лесовозкой справа. Чуть дальше снова появились рельсы, узкоколейка разошлась надвое... Но мы решили довериться свернувшей налево лесовозной дороге - в надежде, что она продвинет нас на север дальше узкоколейки, которая должна была вот-вот кончиться. Но на вырубке дорога исчезла. Смеркалось. Мы разожгли костер на краю леса на берегу маленького ручья. Разразилась мощная гроза, и ужин пришлось завершать в палатке. За день пройдено 15 км.

сторона квадрата 2 км



        21 мая, суббота
        Утром разгорелся спор - с какой, северной или южной, стороны растет мох на деревьях - предстояло пройти около 12 км на север без компаса и дорог. К счастью, через неплотные облака временами стал просвечивать мутный диск солнца. В эти минуты мы лихорадочно ориентировались. Путь лежал через пересеченную, поросшую древним лесом глухую местность. На окраине болота мы увидели двух лосей, в небе кружил какой-то хищник... Движение требовало значительного расхода сил. После полудня миновали ур. Первушино (предположительно), потом наткнулись на коровью тропу, началась грунтовка... Около 17.00 вышли к д. Баканово, отклонившись на 5 км к западу от расчетной точки выхода - деревни Замошье. Повернув вправо, через полчаса мы достигли д. Жуково. Плохо поискав дорогу на Подберезье, решили пройти по берегу озера Бойно, в результате попали в поросшую ольхой грязную топь, из которой смогли выбраться только у конца озера. Сделав около километра по лесу, перешли на грунтовку вдоль восточного берега озера Брисцы (оно не было видно за стеной леса). Под проливным дождем шли на север и, свернув налево на развилке, вышли на берег оз. Бросно (19.40). Здесь оказалось место стоянки рыбаков с жердями для сушки рыбы и кострищами. Ночью с озера дул сильный ветер, мешая спать. За день пройдено 20 км.

сторона квадрата 2 км



        22 мая, воскресенье
        Чтобы нагнать наметившееся отставание, уже в 8.05 тронулись в путь. Через деревни Ольховец, Антоново, Волок и Быстри мы подошли к мосту через бушующую в камнях Волкоту (12.00). Далее путь лежал через д. Дмитрово. Здесь для прохождения развилки с тупиковой дорогой к берегу озера пришлось расспрашивать местного жителя, который все подробно объяснил. Периодически поливал дождь, затем выглядывало солнце.
       

сторона квадрата 2 км


       
        Обедали на берегу оз. Лучанское недалеко от разрушенной церкви. После поворота на Новоследово пошла дорога без покрытия. Около 16.30 мы вошли в д. Любино. Надо было узнать дорогу на озеро Витьбино. Выслушав подробные наставления пожилой местной жительницы, мы тронулись в путь. Вскоре достигли бывшей деревни Старая Чернушка (на карте нет), прохождение которой было описано особенно подробно. Но, увы, что-то было не так. Говорилось, к примеру, что-то вроде - "на развилке возьмите, левей, к лесу", но лес был справа и прямо, а слева - чистое поле... На разведку пути вправо было потрачено 2 часа... Наконец, решили вернуться и идти влево...Для этого нужно было переправиться через обозначенную на карте речку без устья. Если память не изменяет, переходили по брошенному бревну. На другой стороне было поле, на нем - пригорок с несколькими соснами, здесь и пришлось около 21.00 поставить палатку. Крайняя усталость и сильный ветер не помешали любоваться красочным закатом. За день пройден 31 км.

сторона квадрата 2 км


       
        23 мая, понедельник
        Пройдя сначала краем поля, вскоре выбрались на какие-то дороги, которые вывели на большак, идущий вдоль оз. Витьбино. За речкой Моссовицей на развилке мы ошибочно взяли влево (если бы пошли прямо - через 2 км достигли бы своей промежуточной цели - д. Плоское) и вскоре вышли к паре маленьких овальных озер (Глубокое и Саблино). Это позволило установить свое местонахождение. До д. Плоское по-прежнему оставалось около двух километров. И тут мы сделали совсем уж досадную ошибку - закружившись в двух озерах, взяли неправильный курс, в результате посетили Тавиково (вне карты), свернули по проселку в Залуковье и уже оттуда - в Плоское. Таким образом, вместо 30 минут шли к цели 2,5 часа, тратя немногие оставшиеся силы.

сторона квадрата 2 км


        В Плоском мужик объяснил, как пройти к озеру Закачужье. Протоку между озерами перешли вброд, вода доходила до пояса (15.00). Около 40 минут было потрачено на бесплодные попытки разжечь костер - дул сильный ветер. Перекусывать пришлось всухомятку. Дорога продолжилась, но постепенно слабела и в середине леса заглохла совсем. Стараясь сохранять исходное направление, мы шли вперед, и вскоре постепенно крепнущая дорога появилась вновь. Ближе к 19 часам стали слышны отдаленные звуки жилого места (д. Княжево). Оставалось время продвинуться еще километров на 5 на север в сторону д. Орлово. Но мы решили закончить поход. В запасе был еще один день, до истока Волги оставалось около 35 километров. Но состояние ног было таково, что на преодоление этого расстояния могло потребоваться и более 2 дней. Остановились на крутом берегу речки Ржавицы. За день пройдено (с учетом напрасного пути) 22 км.
       
        24 мая, вторник
        Около 12.00 (поздний подъем) вступили в д.Княжево и свернули вправо (дальнейший путь на карте не показан). В д. Слаутино (7 км от Княжева) посетили магазин и вышли на шоссе Рунский-Пено. Почти сразу были подобраны ЗИЛом и после часовой езды в кузове прибыли в райцентр. Было около 16.00. Плотно поев, мы сидели в столовой, потягивая пиво. Подошел парень, ни слова не говоря, взял одну из кружек, сделал несколько больших глотков, поставил кружку и удалился.
        В 18.44 мы сели в общий вагон поезда Великие Луки-Мурманск и в 22.12 прибыли в Бологое. Билет обошелся в 2805 руб. За день пройдено 8 км.
       
        25 мая, среда
        В 1.13 поезд 29 С.-Петербург-Москва отправился со станции Бологое и в 4.56 прибыл на конечный пункт. Каждый билет обошелся в 6905 руб.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Нет фото большинства пройденных объектов и дорог.

       
Иллюстрации:

билет Москва-Соблаго
билет Москва-Соблаго

билет Соблаго - о.п. 210 км
билет Соблаго - о.п. 210 км

мост на Зеленогорской УЖД
мост на Зеленогорской УЖД

Зеленогорская УЖД
Зеленогорская УЖД

на пути к д. Баканово
на пути к д. Баканово

дорога Баканово-Жуково, оз. Бакановское (?)
дорога Баканово-Жуково, оз. Бакановское (?)

оз. Бросно
оз. Бросно

оз. Лучанское
оз. Лучанское

д. Княжево, в гору поднимается дорога на Орлово
д. Княжево, в гору поднимается дорога на Орлово

билет Пено-Бологое
билет Пено-Бологое

билет Бологое-Москва
билет Бологое-Москва