Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Мельдино - Малая Борщевка - Спас-Заулок


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 8, 24 сентября и 8 октября 2017 г., Талдомский, Дмитровский и Клинский районы Московской области.
       План: 1 день. Выехать ранней электричкой (4.26) с Савеловского вокзала Москвы до ст. Мельдино, двигаться вдоль границы Московской и Тверской областей на запад, к последней электричке на Москву (22.48) выйти к платформе Путепроводная (ветка Решетниково - Конаково), уехать. Было очевидно, что пройти 60 км по лесу за день может оказаться невоможным, поэтому предполагалось в случае отставания свернуть к д. Захарово и оттуда уже ночью следующего дня идти к ст. Решетниково к утренней электричке. Поскольку поход предполагался однодневным, палатку и спальные принадлежности брать не пришлось, что привело к радикальному снижению веса рюкзака.
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--o37-122 (состояние местности 1983 г., год издания 1984 г.), 100k--o37-123 (соответственно 1981, 1987). (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт.
       Погода: температура: 8 сентября: 10-12 градусов тепла. Пасмурно, временами мелкий моросящий дождь. Около 12.00 картина неба изменилась, появились кучевые облака, временами проглядывало солнце, однако часа через 2 затянуло вновь. 24 сентября: температура 15-17 градусов, ясно; в эти дни фиксировалось рекордно высокое атмосферное давление - более 760 мм. рт. ст. 8 октября - пасмурно с утра, затем - переменная облачность, температура 10-12 градусов, к вечеру - около 5 градусов. Фактическая погода соответствовала прогнозу сайта gismeteo.ru.
        Природа: Лес - смешанный, в основном - ель, береза, ольха. Цветы 8 сентября: набор осенних цветов средней полосы, в частности - василек луговой, цикорий, молочай, осот, незабудки, тысячелистник, пижма, фиалка полевая, пазник, ромашка, гвоздика, колокольчики, клевер-кашка, короставник, чистец болотный, аистник обыкновенный, 24 сентября за цветами не следил, 8 октября: в основном на скошенных и сжатых полях - клевер, маленькие лиловые колокольчики, ромашка, сурепка, мыльнянка. Грибы 8 сентября - сыроежки, валуи, дождевики, лисички, 24 сентября - еще и осенние опята, уже близкие к старости, 8 октября - раскисшие от прошлых дождей осенние опята, чернушки, сыроежки. Ягоды: 8 сентября - довольно много костяники, брусника, остатки черники. Проходил 8 сентября мимо полей с сельхозкультурами - капустой, морковью, картофелем. 8 октября - на моховом болоте (см. текст) - брусника, голубика. Насекомые: комаров немного, мошки и клещей нет, местами много лосиных мух; 24 сентября лосиных мух стало много везде... 8 октября - комаров почти нет, лосиных мух сравнительно немного.
      Участники: 1 человек.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут 8 и 24 сентября, а зеленой - 8 октября.
       



        8 сентября, пятница
        В 2.55 ночи прибыл на автобусную остановку "Улица Зои и Александра Космодемьянских" на Ленинградском шоссе - в направлении центра. В расписании на остановке (как и на интернет-сайтах) значились ночные автобусы Н1 в 3.04 и 3.34 (планировалось доехать в автобусе до Белорусского вокзала, а затем пешком дойти до Савеловского), однако до 3.39 ни один автобус не прошел. Пришлось остановить машину. Это оказалось "Яндекс-Такси", которое с комфортом доставило к месту назначения всего за 100 рублей. Было 3.50, работал зал ожидания, кассы открылись в 4.00. Народу в Москве-Бутырской село всего несколько человек. Туалет электрички произвел неприятное впечатление - мусор от предыдущего рейса не убран. Билет (обошелся в 285 руб.) был проверен 2 раза. В 6.47 поезд прибыл на пл. Мельдино.
      
       
       

сторона квадрата 2 км


        Паромная переправа расположена совсем недалеко: от северного конца платформы тянется тропинка к Дмитровскому шоссе, на другой его стороне видна дорожка пошире, которая через пару сотен метров и выводит к переправе (фото). На паром заехал один микроавтобус, один велосипедист и зашли человек 5 пешеходов. Строгая бабушка-билетер обратилась ко мне: "Молодой человек, здесь нельзя фотографировать". Мой пешеходный билет обошелся в 20 руб. От переправы я тронулся по асфальтированному шоссе в сторону Раменского.
      В поселок ведет съезд с дороги налево. Чуть дальше я увидел шлагбаум, а рядом будку охранника. Объявление гласило, что на территорию больницы вход осуществляется только по пропускам. Я в нерешительности остановился. Больницы никакой видно не было. Впереди простиралась обычная улица, за березами виднелись крыши домов. Тем временем появился охранник, в его глазах был немой вопрос.
      - Я хотел пройти поселок насквозь.
      - Проходите, - удивленно разрешил тот. Вскоре по правую руку осталась психиатрическая больница, размещенная в похожем на помещичью усадьбу здании. Остальные здания поселка были более-менее "нормальными" (фото). Главная улица плавно перешла в обозначенную на карте лесную дорогу на Исаково (7.24). Даже в пасмурную погоду (вдобавок сыпал мельчайший дождик) дорога весьма живописна. Ближе к Исакову в лесу была замечена сборщица грибов или ягод (брусника), а уже на подходе к поселку встретилась пожилая пара, направляющаяся за грибами.
      В 8.53 я вновь оказался на автобане с мельдинской переправы (см. карту). Теперь предстояло миновать деревню Дутшево и перед д. Дрочево свернуть в Меленки, к реке Сестре, которая здесь разделяет Московскую и Тверскую области. Меленки, судя по виду домов, превратились полностью в дачный поселок. В 9.50 я вышел к подвесному мосту через Сестру. На другом берегу стоит деревня Высоково. Стало ясно, что на пройденной пару сотен метров назад развилке надо было взять левей, что я и сделал, вернувшись. Пройдя перелесками и краем полей, на которых дозревала капуста, морковь и шла уборка картошки, дорога вывела на подступы к деревне Нижнево. Не заходя в деревню, я перешел по довольно дряблому подвесному мосту реку Сестру (11.25), оказавшись ненадолго в Тверской области.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Неторная дорога от подвесного моста скоро привела к мостику через приток Сестры и затем примкнула к проселку Дулово - Трехсвятское. Вдали слева показалась церковь села Пустынь. Картина была столь душевной, что я решил продвинуться еще к югу по проселку, чтобы поглядеть на нее поближе. Но надежды не оправдались - дорога постепенно приближается к реке и церковь скрывается за растущими по обоим берегам деревьями. Правее тянулось морковное поле. Дорога постепенно меняла направление с южного на юго-западное, и я сместился на юг слишком сильно... Поэтому при первой же возможности пришлось свернуть на грунтовку северо-западного направления, которая, войдя в лес, пошла к северу и вскоре исчезла. Продвигаясь через лес к северу, в 13.22 я вышел на неплохую просеку восток-запад и свернул влево; в 13.28 была пройдена расчищенная линия электропередачи, просека пошла дальше, однако проходимость ее снизилась - много заросших и заболоченных мест, упавших деревьев. Только в 14.52 удалось удалось выйти на опушку и вдали показалось шоссе Слобода-Орлово. Было ясно, что даже упрощенный маршрут с выходом к д. Захарово выполнить невозможно, т.к. темнота наступит раньше, чем я выйду из леса. Тем не менее, в оставшееся время можно было еще продвинуться по маршруту до следующей поперечной дороги - на Микляево.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Приняв соответствующее решение, я взял по шоссе курс на Орлово. Вскоре влево ушла грунтовка, и я сошел на нее, надеясь, что она проведет через лес на запад. В 15.35 позади осталась ЛЭП. Грунтовка оборвалась, но вскоре нашелся колесный след в траве, который вывел к юго-западной окраине огромного дачного массива, примыкающего к границе с Тверской областью (16.00). До этого, в 15.45 пришло смс о нахождении вне домашнего региона, хотя я был в Московской области. Я прошел по западному краю дачного поселка, свернув направо, частично обследовал и северный. По нынешним временам не очень богатые дачи были уже пусты и навевали тоску и уныние в заметно потемневшем пасмурном дне... Сколько труда было вложено в эти постройки, которые используюся лишь малую часть года....
        Никаких дорог и троп в нужном направлении не нашлось, и в 16.40 я был вынужден взять курс на запад прямиком через лес. До темноты, т.е. до 19.30 надо было обязательно покинуть лес, преодолев примерно 5 км до деревни Задний Двор, расположенного на микляевской дороге.
        Заболоченный лес с обилием валежника и бурелома напомнил худшие места Карелии. Когда-то лес пытались осушать - от этой эпохи остались мелиоративные канавы, 2 или 3 из которых я форсировал. Серьезным препятствием стала покрытая ряской топь, протянувшаяся на десятки метров поперек моего пути... Казалось, этот мерзкий лес не кончится никогда... Тревог добавил и отказ навигатора - сели батарейки... К счастью, выяснилось, что он может работать и от аккумуляторов фотоаппарата напряжением 1,2 вольта. Расстояние до края леса медленно, но верно сокращалось; в конце пути повезло совершенно случайно выйти на просеку, идти стало значительно легче. И, наконец, на грани перехода сумерек в полную темь (19.30) впереди открылось широкое поле. Вдали светились редкие фонари предместий селения Задний Двор.
        Через 20-30 минут я добрался до шоссе, на котором расположена деревня и повернул налево. Сразу же за Задним Двором стоит д. Малая Борщевка. Начал моросить дождь, стемнело окончательно. Шагая по Малой Борщевке, я раздумывал: вызвать такси из Клина, с тем чтобы добраться до станции сегодня, либо идти пешком около 30 км к завтрашним утренним электричкам. В этот день было пройдено уже около 40 км, поэтому был выбран первый вариант. Машину пообещали в течение получаса, но ждать (двигаясь в сторону Клина) пришлось не более 10 минут - оказывается, водитель удачно подвозил пассажира в близлежащую деревню.
        Пожилой таксист, судя по облику и акценту, грузин (?) пожаловался на многочисленные отказы от поездок в отдаленных деревнях, когда машина уже прибыла на место. "Приходится ехать за свой счет". На "торпеде" нашего такси была прикреплена электронная панель с программой обработки заказов, которая позволяла водителю принять вызов прикосновением к экрану...
        Около 21.30 мы подъехали к ж.д. вокзалу Клина. В 21.56 почти пустой электропоезд "Ласточка" (цена билета - 300 руб.) отправился в сторону Москвы, а в 23.00 прибыл на Ленинградский вокзал столицы.

        24 сентября, воскресенье
        В этот день появилась возможность продолжить поход. Поскольку этому планировалось посвятить всего один день, надо было как можно раньше оказаться в точке, где маршрут был прерван - в деревне Малая Борщевка. Старт был намечен в 5.45 с платформы Левобережная Ленинградского направления. Из дома пришлось выйти достаточно рано...В 5.10 я перешел по мосту МКАДа через канал им. Москвы (фото) и около 5.30, пройдя небольшой участок леса, был около искомой платформы, оборудованной турникетами. В кассе горел свет, казалось, кассирша вышла на минутку... Светало. Можно было купить билет в автомате, но я дождался, пока пожилая пассажирка позвала кассира. Билет до Клина обошелся в 154 руб. Село всего несколько человек.
        В 7.01 поезд прибыл на ст. Клин. Автовокзал находится на привокзальной площади. Билет на автобус мне предложили купить у водителя. Более сложными оказались поиски туалета, вход в который был обнаружен левее автовокзала, однако до 8 утра крайне необходимое заведение значилось закрытым.
        На большой автобус № 28 до д. Микляево село человек 10-15, но после нескольких остановок в Клину салон заполнился почти на 100%. Мой билет до Малой Борщевки обошелся в 90 рублей. В 8.20 я вышел на въезде в деревню. В свете совершенно ясного утра это место, где 16 дней назад темным дождливым вечером я шагал в сторону Клина, было неузнаваемо.
        Пройдя немного назад, ориентируясь по столбам ЛЭП, свернул в поле и взял курс на север. Предполагалось дойти до пересечения с обозначенной на карте грунтовой дорогой, свернуть налево, перейти по мосту р. Донховку и следовать по южному берегу реки с выходом к с. Захарово. Потом надо было идти вдоль реки Ведомы и финишировать у платформы Путепроводная.
        Сначала двигаться вдоль ЛЭП было вполне удобно, но вскоре начался участок, где просеку только что расширили и расчистили (еще дымились кострища сжигавшегося хвороста и бревен, а впереди маячил человек, который жег дальний костер). Тяжелая техника, использовавшаяся, очевидно, при расчистке, разбила напрочь заболоченную просеку. Движение стало медленным. Тем не менее, около 10.10 я обнаружил, что достаточно далеко оставил позади широту, где должна была встретиться грунтовка к мосту (но не встретилась), и поэтому надо выходить к реке через лес. Как выяснилось в Москве, к Донховке я вышел все все же южнее предполагаемого моста, и, таким образом, так и не увидел, остались ли от него какие-либо следы.
        В советское время, судя по всему, данная заболоченная местность подвергалась осушению (правда, непонятно, с какой целью). Русло реки спрямлено и обваловано. Вскоре (11.03) я подошел к месту, где исходное русло разделяется на 3, причем левое и среднее ответвления - каналы, а вправо - продолжается русло Донховки. Отойдя метров 20 назад, я перешел реку-канал по бобровой плотине и оказался на правом по ходу моего движения (северном) берегу (речка при этом текла навстречу). Лес по берегам - в основном редкая ольха, причем попадаются весьма зрелые экземпляры. Живописности картине добавлял обвивший деревья хмель. И вообще, в свете яркого солнца зелень худосочной крапивы в человеческий рост по берегам, хмель, метелки тростника и возвышающиеся среди этого буйства черные стволы деревьев оставляли необычное впечатление то ли джунглей, то ли саванны...
        В какой-то момент идти стало сложно из-за многочисленных кочек и ям. При этом на другом берегу был виден хороший елово-березовый лес, по которому идти было явно удобнее. На моем берегу несколько в стороне стоял чистый ельник, но, помня, что все равно надо в итоге брать южней, я решил переправиться. Промер показал большую глубину, поэтому надо было искать упавшее поперек реки дерево. Хорошим местом для переправы показался некий затор: воткнувшаяся в дно дубина собрала вокруг себя целую охапку сучьев, которые образовали островок. Оставалось лишь перекинуть на него бревно длиной метра полтора. С трудом найдя и притащив толстое кривое бревно, я перекинул его на островок, проверил прочность, сделал шаг, второй, вдруг опора ушла из-под ног, и я оказался почти по шею в воде (около 12.30).
        Выбраться удалось легко, но снаряжение понесло потери: мобильный телефон вышел из строя, фотоаппарат хоть и подавал признаки жизни, но не работал. Только на функционировании навигатора пребывание в воде не сказалось.
        Придя в себя через несколько минут, я положил то же бревно поустойчивей и повторил попытку, на этот раз удачно. Быстро пошел, чтобы согреться - налетели тучи лосиных мух. Видимо, обвешанный с ног до головы тиной и водорослями, я стал сильно похож на лося.
        Первобытные рефлексы заставляли беспрерывно и безуспешно бороться с ползающими по голове насекомыми. Это отвлекло бы от от удержания правильного курса в лесу, если бы не яркое солнце, которое, смещаясь с юга к западу, указывало верный путь.
        Лес был местами ольхово-березовый с обилием валежника, местами - еловый, по которому идти было легче. Многие мертвые деревья облеплены осенними опятами, уже переростками. Не сходя с места, можно было бы набрать ведро этих грибов. Дорог в нужном мне западном и юго-западном направлении не встретилось, как, впрочем, и в других направлениях. Вообще, казалось, люди сюда не ходили с тех пор, как провели здесь мелиоративные каналы, 2 или 3 из которых мне пришлось преодолеть, правда, на этот раз без наведения мостов.
       В 15.10 лес расступился и открылось долгожданное поле. Было ясно, что из с. Захарова придется выходить на шоссе до ст. Решетниково, т.к. сил на борьбу с мухами уже почти не осталось. Мокрая одежда особого беспокойства не доставляла из-за теплого дня (15-17 градусов).
       
       

сторона квадрата 2 км, красным показан путь 24 сентября, зеленым - 8 октября


        Полевая дорога обходила Захарово по дальней дуге: село показалось на юго-западе, потом оказалось южнее меня; когда церковь с высокой колокольней сместились уже на юго-восток, проселок, наконец, вышел на финишную прямую и вывел на западную окраину села. Около 16.00 я подходил к на удивление оживленной трассе, по которой беспрерывно проносились, помимо легковых машин, огромные фуры. С чем связана популярность этого шоссе - фактически, дороги, призванной соединить несколько соседних колхозов, осталось непонятной.
        Сначала я пошел вдоль шоссе по жнивью, потом началось поле клевера, пришлось выйти на дорогу. Транспортные средства проносились отдельными "пакетами", из чего можно было сделать вывод о наличии где-то недалеко светофора. В стороне остались деревни Владыкино и Вьюхово. Из расписания соответствующих автобусных остановок я сделал вывод, что около 18.10 со стороны Решетникова мне навстречу пойдет автобус, который затем проедет уже в попутном направлении. Но ждать этого автобуса смысла не было.
        Сначала у дороги были видны возделываемые поля (на одном из них косили траву на силос), затем шоссе втянулось в лес. Автобус проехал навстречу в районе д. Минино, а на обратном пути обогнал меня на подъезде к к д. Жуково и долго стоял на остановке - спешить было некуда - впереди распростерлась километровая пробка на выезде на Ленинградку. Легко "сделав" автобус, я оставил слева большую церковь Преображения села Спас-Заулок, пересек на светофоре Ленинградское шоссе и продолжил движение в сторону железной дороги. Стемнело, прямо по курсу висел молодой месяц... Позади остались Вельмогово, Медведково. Издалека послышался шум отъезжавшей электрички, что потом позволило на развилке, где основная дорога пошла прямо на мост через ж.д., правильно свернуть на второстепенную влево. Последние сотни метров темная безлюдная дорога шла вдоль бетонной стены, загораживающей пути. Когда я поднялся на платформу, электропоезд Тверь-Москва (19.40) уже тормозил, и времени на покупку билета не было. Придется доплачивать за услугу продажи билета в поезде. Вскоре подошел контролер:
        - Я не успел купить билет. Можно один билет до Химок?
        - Вы где сели?
        - Решетниково.
        Контролер, казалось, смутился...
        - Если хотите, я могу вам пробить от Черничной, там нет кассы.
        - Да, сделайте, пожалуйста, подешевле.
        - С вас 201 рубль. Рубль посмотрите?
        - Сейчас поищем. Пожалуйста.
        - Счастливого пути.
        Казалось бы, можно, наконец, расслабиться после тяжелого дня, но не прошло ощущение, что по голове ползает эта нечисть и действительно, из складок одежды и даже из рюкзака выползали все новые мухи... Около 21 часа я вышел на ст. Химки. За те несколько лет, что я тут не был, Московская улица стала заметно краше. За день по маршруту пройдено 34 км.

        8 октября, воскресенье
        Несмотря на все усилия, 24 сентября маршрут был пройден лишь в усеченном варианте, поэтому можно было сделать еще одну попытку. Повторять ночные хождения по МКАДу с целью успеть на раннюю электричку пока не хотелось, поэтому в 7.00 я отправился от метро "Водный стадион" до Клина на автобусе № 437. По расписанию он прибывает на автовокзал Клина всего на 5 минут раньше отправления нужного мне местного рейса Клин-Захарово, но выйдя раньше, на остановке "ул. Спортивная" и перейдя на остановку "ул. Ленина" (500 метров), через которую проезжает местный автобус, я планировал увеличить запас времени до 20 минут.
       Билет на большой комфортабельный автобус стоил 170 руб. Салон был заполнен примерно на треть. По ходу кто-то выходил, кто-то заходил, но населенность салона оставалась приблизительно одинаковой. Водитель почти всю дорогу проводил странные манипуляции: держа правой рукой свой (ай)(смарт)фон, нажимал кнопки, прикладывал к уху, слушал, сам ничего не говорил; руль при этом крутил только левой рукой. Но такая суета не помешала прибыть на остановку "Ул. Спортивная" аж на 17 минут раньше графика, в 8.23. Я благополучно перешел на остановку "Ул. Ленина". В 9.02, точно по расписанию, азиат-водитель тронул небольшой автобус ПАЗ 320405-04 (?) в сторону села Захарово. Мой билет обошелся в 90 руб. Все сидячие места были заняты, теснота ощущалась и среди стоящих. Почти все пассажиры - пожилые люди. Без всяких происшествий и по расписанию в 9.47 автобус прибыл на остановку "Захарово", расположенную на шоссе. На другой стороне дороги обратного рейса уже ждали несколько человек. Я же с двумя-тремя доехавшими до конца пассажирами направился в село. На улицах было довольно много людей, возможно, это связано с церковной службой. В 10 часов непривычно робко зазвонил колокол. На Троицкой церкви - дощечка "...восстанавливается с 1996 года", но восстановление еще не закончено... Повернув налево, я дошел по улице до западного края села, по которому проходил 2 недели назад. В конце стояло несколько полуразрушенных зданий, в одном из которых вроде теплилась жизнь - мычала корова... С некоторым трудом обойдя навозные разливы, я вышел на грунтовку, которая повела через широкое сжатое поле к северу от Захарова. Таким образом, была достигнута точка схода с основного маршрута 2 недели назад, и надо было продолжить путь.
       В какой-то момент полевая дорога завернула к востоку, я срезал угол, перешел на другую дорогу, которая обходила осушительный канал... В конце она уперлась в заболоченные заросли на краю поля... Слабая тропинка прошла через эти заросли и вывела к заросшему водоему (я не сразу понял, что это река Ведома, текущая чуть южнее границы с Тверской областью). Кто-то совсем недавно спилил неколько тонких ольшин и перебросил через воду в качестве переправы. Тропа пошла и дальше по заросшей просеке, потом просека как-будто свернула вправо, тропы уже не было. Лес старый, смешанный, на коре многих берез красноватый налет. Один раз встретилось приспособление вроде примитивного лабаза (фото), в другом месте на елках сооружена то ли кормушка, то ли ловушка... Надо было возвращаться к Ведоме и идти на запад, но хотелось увидеть означенное на карте озеро Удельное. В ходе поисков, смещаясь к северо-востоку, я перешел пару каналов и вышел на край обширного болота - красноватый мох, низенькие угнетенные сосенки, вереск, голубика, брусника - пейзаж резко отличался от того, что пришлось видеть весь этот поход. Озеро я так и не нашел (см. карту), вернулся почти к переправе через Ведому и пошел по заросшей просеке примерно на запад.
       Дороги не было, серьезных препятствий - тоже. Слева возник какой-то просвет, я сошел с просеки, принял левей, оказался у Ведомы, которая в этом месте значительно шире и вся в ряске... Русло реки обваловано. На другой стороне все еще светилось захаровское поле, правда, здесь оно заканчивалось. Все еще доносился шум с трассы (впрочем, в разной степени он был слышен весь день). Как обычно, показалось, что по другому берегу идти легче; по сваленной бобрами березе я переправился. Редкий ольховый лес с крапивой по плечо, подобный "саванне" по берегам Донховки не позволял идти быстро. Пришлось сместиться чуть южнее - потянулись старые ельники с примесью березы и минимумом валежника, здесь можно было шагать чуть ли не как по дороге... На мертвых деревьях все еще красовались раскисшие после ливней опята. Грибники сюда не добирались, но лес казался посещаемым: кое-где на ветках торчали банки или бутылки, являющиеся возможно, для кого-то знаком... В 13.30 мой путь на запад пересекся с поперечной грунтовой дорогой, я свернул направо и быстро вышел к Ведоме (фото). Кто-то бросил здесь несколько бревен для переправы... Переходить я не стал и двинулся на юго-запад, постепенно удаляясь от реки. Когда встретился поперечный след квадроцикла, я попытался, свернув направо, дойти до реки, но она была уже далеко...
        Около 15 часов под ноги попалась узкая тропинка. Перескочив приток Ведомы, она пошла по слегка заросшей просеке на запад, постепенно усиливаясь, и в 15.40 вывела к дачному поселку "Весна", тем самым до пл. Путепроводная оставалось менее 3-х километров. Ближайшая электричка должна была пойти через 3 часа, поэтому логичней было пытаться уехать на автобусе из Спас-Заулка или на тверской электричке со станции Решетниково. Миновав въезд в санаторий "Маяк" (им здесь является мостик через речку Дойбицу - река Ведома является ее притоком), я свернул на проселок, уходящий в дальнее поле. За полем в лучах заката четко темнела маковка Преображенской церкви села Спас-Заулок. Полевая дорога стала смещаться к северу, обходя село. Я решил срезать угол и, ориентируясь по церкви, пошел через поле напрямик. Вдали слева виднелось шоссе, по которому вечером 24 сентября я приближался к Спас-Заулку. Пройти через сплошные дворы деревни Жуково оказалось невозможно, пришлось по свалкам, ямам и бурьяну пробираться к шоссе, при этом я впервые попал в настоящий засохший лес из борщевика (фото).
       На автобусной остановке в центре Спас-Заулка я оказался в 17.06. До ближайшего автобуса до Клина, согласно вывешенному расписанию, оставалось 35 минут, что показалось почему-то чрезвычайно долгим. Я решил идти до станции Решетниково, но не проверенной дорогой через Медведково (40 минут), а каким-то образом южнее свернув с Ленинградского шоссе, хотя карта показывала отсутствие каких-либо поворотов. Наверное, загадку решения идти на юг по Ленинградке должны разгадывать психологи.
        Спас-Заулок остался позади. Идти было достаточно легко - в этом месте широкая обочина. Темнело, позади остались несколько километров. Меня обогнал автобус № 58, которого я не стал ждать в Спас-Заулке. Тревожило, что не известно местонахождение следующей остановки - могло так случиться, что до нее шагать еще не менее 10 километров. Но она оказалась раньше - "Поворот на Селевино" (около 18.20). Дойдя до нее, я преодолел чуть больше трети расстояния до Клина. Расписание было достаточно обнадеживающим: 18.50 - Бирево-Клин, 18.56 - Пов. на Селевино-Вокзал, 18.58 - Захарово-Клин. Напротив остановки сделан "карман" для разворота. Светофор перекрывает движение на Ленинградке, при этом из "кармана" и со стороны Селевина выезжают машины. Около 18.55 из "кармана" вырулили сразу два автобуса: микроскопический "ГАЗель НЕКСТ" и здоровенная "колбаса" неизвестной модели. Большой автобус был совершенно пуст, а маленький - набит до отказа, но из суеверных соображений я сел в "Газель". Водитель взял 50 рублей, не пробив билет. В 19.20 мы прибыли на автовокзал Клина. Пробки в сторону Москвы воскресным вечером более чем вероятны, но не в первый раз в этот день я сделал парадоксальный ход, купив билет на автобус № 437, вместо того, чтобы спокойно доехать на электричке. В 19.30 мы поехали и почти сразу остановились, попав в мощнейшую пробку, которая протянулась до Солнечногорска; далее движение было свободным. В 22.10 (с опозданием на 55 минут) автобус прибыл к метро "Водный стадион". За день по маршруту пройдено 20 км.
Иллюстрации:

автобусная остановка у метро "Войковская", вид в сторону области
автобусная остановка у метро Войковская, вид в сторону области

платформа Мельдино
платформа Мельдино

правила работы парома
правила работы парома

паром, вид с западного берега
правила работы парома

дом в н.п. Раменское
дом в н.п. Раменское

дорога Раменское - Исаково
дорога Раменское - Исаково

участок шоссе Дутшево - Дрочево
участок шоссе Дутшево - Дрочево

мост через реку Сестру, вид в сторону тверского берега на д. Высоково
мост через реку Сестру, вид в сторону тверского берега на д. Высоково

дорога Меленки - Нижнево
дорога Меленки - Нижнево

чистец болотный
чистец болотный

уборка картофеля близ д. Нижнево
уборка картофеля близ д. Нижнево

дорога из Меленок на подходе к д. Нижнево
дорога из Меленок на подходе к д. Нижнево

аистник обыкновенный
аистник обыкновенный

подвесной мост у д. Нижнево, вид на тверской берег
подвесной мост у д. Нижнево, вид на тверской берег

подвесной мост у д. Нижнево, вид с тверского берега
подвесной мост у д. Нижнево, вид с тверского берега

на дороге Дулово - Трехсвятское
на дороге Дулово - Трехсвятское

на дороге Дулово - Трехсвятское
на дороге Дулово - Трехсвятское

лапчатка прямостоячая
лапчатка прямостоячая

на просеке восток-запад (см. текст)
на просеке восток-запад (см. текст)

на просеке восток-запад (см. текст)
на просеке восток-запад (см. текст)

ЛЭП южнее д. Орлово (см. текст)
ЛЭП южнее д. Орлово (см. текст)

дачный массив около д. Орлово (см. текст)
дачный массив около д. Орлово (см. текст)

через лес к Микляевской дороге
через лес к Микляевской дороге)

шоссе в д. Задний Двор
шоссе в д. Задний Двор

канал им. Москвы, вид с МКАДа
канал им. Москвы, вид с МКАДа

электропоезд Москва-Клин прибыл на платформу Левобережная
электропоезд Москва-Клин прибыл на платформу Левобережная

в электричке Москва-Клин
в электричке Москва-Клин

посадка в автобус Клин-Микляево
посадка в автобус Клин-Микляево

д. Малая Борщевка
д. Малая Борщевка

на просеке ЛЭП (см. текст)
на просеке ЛЭП (см. текст)

на берегах Донховки
на берегах Донховки

бобровая плотина на Донховке
бобровая плотина на Донховке

на берегах Донховки
на берегах Донховки

р. Донховка
р. Донховка

фотоаппарат вышел из строя до конца дня
фотоаппарат вышел из строя до конца дня

в автобусе Клин-Захарово
в автобусе Клин-Захарово

памятник в с. Захарово
памятник в с. Захарово

на окраине с. Захарово; вдали - колокольня Троицкой церкви
на окраине с. Захарово; вдали - колокольня Троицкой церкви

дорога к северу от с. Захарова
дорога к северу от с. Захарово

осушительный канал в поле севернее с. Захарова
осушительный канал в поле севернее с. Захарова

лес севернее р. Ведомы
лес севернее р. Ведомы

болото на границе с Тверской обл. (см. текст)
болото на границе с Тверской обл. (см. текст)

река Ведома близ пересечения с грунтовкой (см. текст и карту)
река Ведома близ пересечения с грунтовкой (см. текст и карту)

грунтовка (см. предыдущий снимок)
грунтовка (см. предыдущий снимок)

ольховая саванна южнее Ведомы
ольховая саванна южнее Ведомы

на подходе к дачному поселку
на подходе к дачному поселку

дорога в сторону Спас-Заулка
дорога в сторону Спас-Заулка

в борщевиковом лесу
в борщевиковом лесу

шоссе на Захарово близ д. Жуково
шоссе на Захарово близ д. Жуково

перекресток Ленинградского и Захаровского шоссе в Спас-Заулке, вид в сторону Твери
перекресток Ленинградского и Захаровского шоссе в Спас-Заулке, вид в сторону Твери

вид с остановки Поворот на Селевино в сторону Клина
вид с остановки Поворот на Селевино в сторону Клина