Лесные дороги--->на главную



        12 мая, пятница
        Железнодорожные билеты Москва - Рузаевка и Арзамас-1 - Москва брались утром 7 мая; свободных мест и на тот, и на другой поезд было достаточно. Билеты без белья в плацкартный вагон фирменного поезда обошлись в прямом направлении 2662 руб. каждый, обратные в нефирменный поезд - 1293 руб. каждый.
       В 21.40 фирменный поезд 14 Москва-Челябинск отправился на восток. Заполненность вагона - около 95 процентов. Дверь в отсек с туалетами и мусорным баком открывается кнопкой. Из новинок также - питьевая вода есть не только горячая, но и холодная. Ее набор осуществляется удержанием рычажка на баке, а не поворотом крана.
        13 мая, суббота
        В 5.20 поезд прибыл на ст. Рузаевка. Здесь вышло достаточно много пассажиров [около 1/4 вагона]. После просвечивания рюкзаков на входе мы пошли в зал ожидания. Неожиданно догнал один из "просвечивающих" сотрудников: "У вас там ружье разобранное?" "Нет, это палатка". Требования предъявить подозрительную палатку к осмотру не последовало. Всего на вокзале в это субботнее утро сидело не более десятка человек. Информация о дальних поездах дублировалась по-английски. В 7.45 мы сели в четырехвагонную электричку Красный узел - Зубова Поляна и в 8.49 прибыли на о.п. Старое Пшенево [местное ударение в слове Пшенево на первом слоге]. Каждый билет обошелся в 148 руб.
        Вместе с нами сошли 3 человека. Старое Пшенево в основном лежит у подножья холма, но одна улица тянется к его вершине. Пройдя мимо памятника погибшим в ВОВ, кладбища и часовни, мы двинулись на север по очевидной дороге [без покрытия]. В ее начале стоит покосившийся указатель "Авгуры. Маслов ->". Дорога в какой-то момент разветвилась под малым углом, мы почему-то взяли левей. Вскоре ошибка стала очевидной. По перемычке мы перешли на правую дорогу и по ней дошли до предместий Мордовской Авгуры. Пройдя по улице, были облаяны, но не покусаны собаками, перешли Авгуру и стали подниматься на высокий берег, где тоже есть жилые дома. На самом краю деревни трактор пахал небольшое поле. Немного задержавшись у избы, приспособленной под церковь [фото], мы приблизились к лесу, который начинается прямо за околицей. Сзади слышались какие-то крики. Оказалось, это один из пахарей не поленился издалека догнать нас, чтобы полюбопытствовать, что за люди идут через деревню.
       
       

сторона квадрата 2 км


       
       
        Наш дальнейший путь лежал через безымянное урочище, а затем на север - к урочищу Патра. При пересечении большого оврага [как и показывали космические снимки] дорога стала малозаметной [выродилась в кабанью тропу], но через некоторое время продолжение было найдено. К вечеру мы подошли к урочищу Патра. Слева от дороги долго тянулся сетчатый забор, за которым рос обычный для этих мест лес. Возможно, кто-то выкупил здесь лесной участок. В 18.36 мы по земляной плотине пересекли р. Патру. В отдалении слева на левом берегу виднелись какие-то постройки. Сойдя с дороги в левую сторону, мы углубились в березняк на сотню метров и расположились на ночлег [около 19.00]. Топливом служили нижние сучья немногочисленных сосен, вкрапленных в березовую рощу. Воду набирали в р. Патра [фото]. За день пройдено 25 км.
       

сторона квадрата 2 км; синим цветом показаны участки пути, зафиксированные навигатором


       
       
        14 мая, воскресенье
       
       

сторона квадрата 2 км; синим цветом показаны участки пути, зафиксированные навигатором


       
        В 9.36 тронулись в путь по дороге к шоссе М5, которое пересекли в 10.50. В 11.30 подошли к большому селу Сивинь, где в одной из нескольких лавок запаслись минеральной водой. В 11.55 перешли по мосту реку Сивинь, и покинули село в северо-восточном направлении в 12.10. Дорога местами была очень зыбкой из-за сыпучего песка. После прохождения урочища Красная Заря, где ничего не сохранилось, был устроен чай. К урочищу Пушкино с несколькими полуразрушенными домами подошли около 16.30. Нужная дорога на Новую Саловку должна была отойти от части урочища, расположенной на другом берегу малой речки [ручья] Ирсеть. Но, как ни странно, никаких следов связи двух половин Пушкина мы не нашли. На дальнем краю бывшей деревни была проведена разведка глубиной в километр вдоль дороги и было обнаружено перекинутое через Ирсеть бревно, но, очевидно, оно не имело отношения к дороге на Новую Саловку.
       

сторона квадрата 2 км; синим цветом показаны участки пути, зафиксированные навигатором


       
        Вернувшись немного назад, преодолели заболоченную пойму Ирсети и вскоре без труда нашли искомую дорогу [17.30]. Примерно на середине пути на небольшой поляне дорога разветвляется: наезженная часть меняет направление на юго-западное и идет в Каймар, неторная же дорога на Новую Саловку сохраняет северо-западное направление. В 19.30, на закате, мы подошли к ур. Новая Саловка; брошенные дома бывшей деревни расположены по обеим сторонам речки Модаевки. Переправившись через нее, мы вышли за пределы пустоши и остановились на ночлег в березняке с малой примесью сосны около 20.00. Рядом журчал ручей - приток Модаевки. За день пройдено 25 км.
       
        15 мая, понедельник
        В 8.36 начали движение. Это день стал единственным без встреч с людьми.
        Какая-то дорога была замечена ее накануне перед установкой лагеря, по ней мы и пошли утром, думая, что идем в Мироновку на северо-запад, хотя шли строго на север. Впрочем, это оказалось полезным сокращением пути. За несколько сот метров до того, как наша просека должна была влиться в обозначенную на карте и заметную из космоса дорогу запад-восток, путь преградил разлившийся, по-видимому из-за бобровой плотины, ручей Кивчей [10.10]. Поиски переправы и довольно опасный переход по упавшему дереву заняли полчаса. Продолжения просеки не было. Пройдя немного на север, мы вышли на не очень хорошую дорогу запад-восток; отходящих от нее просек на протяжении ближайших сотен метров вправо-влево не обнаружилось. Пройдя чуть дальше влево, мы наткнулись на высыпанное под большим кустом зерно, вероятно, для подкорма лосей. К этому месту с северу подошел колесный след, который вывел нас на неплохую насыпь запад-восток [именно она и была обозначена на карте].
       

сторона квадрата 2 км; синим цветом показаны участки пути, зафиксированные навигатором


       
       
        Немного правей места нашего выхода на насыпь со второй попытки была найдена просека на север, которая геометрически оказалась продолжением дороги, шедшей сюда с Новой Саловки. Через 45 минут [12.00]мы вышли на очень широкую просеку линии электропередач, по которой шла накатанная грунтовка поперечного направления. На карте этой дороги не было. На другой стороне просеки нашлось продолжение дороги на север. Вскоре торная колея ушла налево, на север осталась зарастающая просека, которая при подходе к оврагу оборвалась. Далее идти пришлось по азимуту на северо-запад, и вскоре поперек пролегла достаточно проходимая старая просека. Свернув влево, мы вскоре дошли до просеки северного направления, которая вдруг превратилась в частично заросшую, но добротную насыпь. Но радоваться пришлось недолго: через несколько сот метров в заболоченной низине дорога исчезла [13.30]. Перебравшись, мы оказались на поперечной дороге. Разведка в обе стороны на расстояние 150 метров не обнаружила никаких ответвлений на север, поэтому пришлось снова двигаться по азимуту через лес. Только через 3,5 часа - к 17.00, потратив в этом промежутке время с 15.30 до 16.30 на чаепитие, используя временами попутные дороги, мы с запада вышли на насыпь бывшей узкоколейки, которая должна была завтра привести нас к финишу. Имея сейчас все необходимые данные, получаем, что можно было в 13.30 свернуть направо, примерно через километр дорога повернула бы на север и вывела бы в точку, в которую нам пришлось медленно идти по плохим дорогам и без дорог. Расстояние по хорошей дороге составляет 4,5 км, и было бы пройдено примерно за 1,5 часа. Таким образом, потеря времени из-за неудачного выбора дороги составила 1 час.
        Пройдя километр на север, мы пересекли границу Нижегородской области.
       
       

сторона квадрата 2 км; синим цветом показаны участки пути, зафиксированные навигатором


       
       
        Мы пытались идти быстро, хотя мешала усталость, а позже, когда влияние находящегося в паре километров к востоку поселка Коммунар стало ослабевать, стала ухудшаться и дорога. Бобры устроили на ней несколько плотин, особенно сильный потоп произошел на широтном участке дороги, незадолго до ее окончательного поворота к северу. Судя по всему, этот потоп является непреодолимой преградой для транспорта с севера. Как только мы его форсировали, наезженность значительно возросла. Когда к 22 часам ухабы и лужи стало совсем не видны [фонарей с собой не было], пришлось остановиться. Как раз рядом тек ручей [приток Сухой Ирсы], здесь, на берегу оврага, мы и остановились на ночлег. За день пройдено 32 км.
       

сторона квадрата 2 км; синим цветом показаны участки пути, зафиксированные навигатором


       
       
        16 мая, вторник
        В 8.09 тронулись в путь. Дорога была по-прежнему безлюдна; лишь на подходе к ур. Полевой увидели на обочине недавно приехавший [судя по следам в лужах] УАЗик, впрочем, водитель успел куда-то уйти. Вскоре после ур. Полевой началась бетонка. На подходе к Орловке мы пересекли отсутствующую на карте поперечную асфальтированную дорогу, на нашей дороге также пошел асфальт. Указатель "Орловка" мы прошли в 13.03.
       

сторона квадрата 2 км; синим цветом показаны участки пути, зафиксированные навигатором


       
        Дойдя до моста через Алатырь, попытались вызвать такси из Лукоянова [89100570003 и 88319641001 - это одна и та же фирма], на что получили ответ, что нет свободных машин. Потом телефон отвечать перестал, а еще позже свободных машин снова не оказалось. Местная бабушка подсказала, что автобус в Лукоянов бывает в Орловке то ли в четыре, то ли в полчетвертого. прибыв на остановку в 15.20, мы ждали автобуса [им стала, кажется, Газель-Некст] ровно час. Кроме нас никто не сел в Орловке, заполненность машины составляла в среднем 2/3. На вопрос о цене билета водитель ответил "вроде 88 рублей", затем добавил: ладно, давай по 80". Вообще, билетная практика этого водителя была гибкой: с кого-то он денег не брал, кому-то продавал билет, как полагается, нам же, как уже говорилось, сделал скидку без выдачи билета.
        Чуть раньше пяти вечера мы прибыли на автостанцию Лукоянова. Внутри в ожидании сидели несколько человек, кассы не работали; объявление предлагало приобретать билеты у водителя. На наш вопрос, как доехать до Арзамаса, пассажиры, кивнув на расписание, сказали, что все в ту сторону уже ушло [действительно, последний автобус в Нижний значился в 14.20] и посоветовали обратиться к таксистам, которые стоят обычно справа от автостанции - правда, утром, "вечером они не ездят".
        Никаких таксистов не оказалось, и мы прошли в пирожковую напротив, чтобы перекусить и заодно попробовать зарядить телефон. И то, и другое - удалось. Позвонив в такси Лукоянова, мы на этот раз добились успеха и вскоре черная Лада-Гранта за 1500 руб. мчала нас в Арзамас. Около 18.30 мы подъехали к железнодорожной станции Арзамас-1. До отхода поезда на Москву оставалось 5 часов. Возможно, мы провели бы их но вокзале, но в пути по телефону поступила просьба заказать сорокоуст в одной из церквей Арзамаса. Оставив рюкзаки в автоматической камере хранения [перед этим их прозвонил охранник и попросил объяснить с показом, что именно звенит], мы сели на автобус № 1 [ПАЗ] и поехали, надеясь выйти у какой-либо церкви. Стоимость автобусного билета составила 28 рублей, их продает кондуктор. Но автобус явно стал уже удаляться на окраину, церквей же мы так и не увидели. Пришлось пересесть в донельзя обшарпанный № 4 [маршруты с большим трудом смотрели в смартфоне]. Здесь стали свидетелями забавной сцены: пьяная бабенка пыталась расплатиться за проезд свежими карасями. Вариант был с презрением отвергнут, что вызвало у обиженной безбилетницы желание доказать высокое качество карасей, раскрывая пакет с рыбой перед носом у кондукторши.
        Уже в 19.40 мы вышли на автостанции в самом центре города, где возвышаются несколько больших храмов, а также памятник уроженцу города патриарху Сергию [Страгородскому]. Ближайшие церкви оказались уже закрыты, но, по счастью, записку с сорокоустом удалось вручить служительнице Рождественской церкви, которая вместе с соседней церковью Смоленской иконы Божьей матери относится к подворью Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
        Тем временем [между 8 и 9 вечера] транспорт Арзамаса завершил свою работу, и на вокзал Арзамас-1 мы добрались пешком в одиннадцатом часу. В 23.33 поезд Первомайск - Москва отбыл в столицу. Заполненность вагона - около 95 процентов.
        За день по маршруту пройдено [без учета передвижений по Арзамасу] 16 км.
       
        17 мая, среда
        В 6.10 поезд прибыл на Казанский вокзал Москвы.
Иллюстрации:

станция Рузаевка
станция Рузаевка

платформа Старое Пшенево
платформа Старое Пшенево

дорога в д. Старое Пшенево; мост через Унуй
дорога в д. Старое Пшенево; мост через Унуй

Дорога Старое Пшенево - Мордовская Авгура
Дорога Старое Пшенево - Мордовская Авгура

д. Мордовская Авгура

переход Авгуры
переход Авгуры

церковь в Мордовской Авгуре
церковь в Мордовской Авгуре

на выходе из Мордовской Авгуры; дорога на северо-восток
на выходе из Мордовской Авгуры; дорога на северо-восток

безымянное урочище
безымянное урочище

дорога к Патре
дорога к Патре

на границе охотхозяйств
на границе охотхозяйств

стоянка близ ур. Патра
стоянка близ ур. Патра

р. Патра
р. Патра

дорога от ур. Патра к шоссе М5
дорога от ур. Патра к шоссе М5

село Сивинь
село Сивинь

часовня в Сивини
часовня в Сивини

памятник советской эпохе на краю Сивини
памятник советской эпохе на краю Сивини

дорога к ур. Красная Заря
дорога к ур. Красная Заря

ур. Пушкино
ур. Пушкино

р. Ирсеть
р. Ирсеть

дорога ур. Пушкино - ур. Новая Саловка
дорога ур. Пушкино - ур. Новая Саловка

восточная часть бывшей деревни Новая Саловка
восточная часть бывшей деревни Новая Саловка

стоянка близ ур. Новая Саловка
стоянка близ ур. Новая Саловка

кошачья лапка
кошачья лапка

дорога на север от Новой Саловки
дорога на север от Новой Саловки

майник двулистный
майник двулистный

подмаренник душистый
подмаренник душистый

дорога на север от Новой Саловки
дорога на север от Новой Саловки

переход запруженного бобрами ручья Кивчей
переход запруженного бобрами ручья Кивчей

после перехода через р. Кивчей
после перехода через р. Кивчей

дорога запад - восток
дорога запад - восток

дорога на север
дорога на север

новая дорога с линией электропередачи
новая дорога с линией электропередачи

по просеке
по просеке

выход на надежную дорогу около Красной Вармы
выход на надежную дорогу около Красной Вармы

на север по бывшей узкоколейке
на север по бывшей узкоколейке

на этом участке насыпь зарастает
на этом участке насыпь зарастает

поздний ужин
поздний ужин

дорога в Орловку
дорога в Орловку

бетонка после Полевого
бетонка после Полевого

д. Орловка
д. Орловка

р. Алатырь в Орловке
р. Алатырь в Орловке

д. Орловка; на автобусной остановке
д. Орловка; на автобусной остановке

Лукоянов; ул. Пушкина около автостанции
Лукоянов; ул. Пушкина около автостанции

рейсовый автобус №4 в Арзамасе
рейсовый автобус №4 в Арзамасе

к храму по улице Моисея Урицкого
к храму по улице Моисея Урицкого

на перекрестке ул. Космонавтов и ул. Ленина в Арзамасе
на перекрестке ул. Космонавтов и ул. Ленина в Арзамасе

Арзамас; церкви Смоленской иконы Божьей Матери и Рождества Христова
Арзамас; церкви Смоленской иконы Божьей Матери и Рождества Христова

зал ожидания Арзамас-1
зал ожидания Арзамас-1