Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинград6кая обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская []л.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Оренбург - Колтубанка - Похвистнево


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 17 - 22 мая 2024 г., Бузулукский и Бугурусланский районы Оренбургской области, Борский, Кинель-Черкасский и Похвистневский районы Самарской области..
       План: 17.05. Выехать в 20.20 до ст. Пенза с Павелецкого вокзала Москвы
        18.05. В 10.30 прибыть в Пензу. В 13.12 сесть в поезд 105 Санкт-Петербург-Оренбург, ехать до конца.
        19.05. В 7.30 [5.30 мск]прибыть в Оренбург. Осмотреть город. В 12.05 [10.05 мск] на поезде 31 Орск-Москва выехать и в 16.13 [местн] прибыть на ст. Колтубанка. начать движение через Бузулукский Бор на северо-восток, примерно в 22-23 [местн] часа выйти из нацпарка близ села Могутова. Продолжить движение на север по дороге в соответствии со схемой.
        20.05. Около 2 часов ночи [местн] подойти к реке Кутулук [45 км от Колтубанки]. Переправиться около Феклинки. Идти на запад по Кутулуку, через 3,5 км в соответствии со схемой повернуть на север, идти прямо полями 16,5 км и 2,3 км по кривой до моста. Около 12 [местн] дня выйти к р. Малый Кинель близ Коптяжево, перейти реку по мосту. Идти на север к ур. Большое Куроедово, осмотреть церковь, затем лесом на северо-запад в соответствии со схемой. К наступлению темноты оказаться у большака в Похвистнево [через среднее Аверкино]. Сделать привал. Варианты: идти в Похвистнево через Ясную Поляну или через Скородумовку.
        21.05. Не позже 6 [5 мск] утра начать двигаться в Похвистнево [15 км], около 9.30 мск быть на вокзале. В 10.14 мск сесть на электричку до Самары с прибытием в 12.59 мск. В 13.42 мск можно отправиться на электричке до Сызрани с прибытием в 16.12 мск. И уже в Сызрани в 18.17 мск пересесть на "Южный Урал". Вариант: при наличии времени и желания начать движение ночью с тем, чтобы успеть на раннюю [5.03 мск] электричку до Самары - прибытие в Самару в 7.48 мск. При этом тоже отправиться до Сызрани на электричке 13.42 мск. Прибытие в Сызрань в 16.12 мск. В 18.17 мск пересесть на "Южный Урал".
        22.05. Прибыть в столицу в 6.20 [Казанский вокзал].
       
       
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k-n39-093, 100k-n39-105, 100k-n38-107 (год издания около 1985) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. Перед походом были просмотрены космические снимки в Яндекс-картах.
       Погода: дневные температуры: 19 мая: днем 15 - 18 градусов, в ночь на 20 мая 3 - 5 градусов выше нуля, 20 мая: днем 18 - 20 градусов, в ночь на 21 мая: 3 - 5 градусов выше нуля. Небо: 19 мая - переменная облачность, 20, 21 мая - ясно.
       Природа: Лес - Бузулукский Бор - сосна с примесью березы и дуба, в других местах - береза, клен ясенелистный [много, в основном в виде высоких кустарников в лесополосах], клен, липа, дуб [сильнее других деревьев пострадал от поздних заморозков], вяз, вдоль дорог местами много русского ракитника [фото см. в описании похода Балашов-Аркадак]. Цветут: одуванчики, ландыши, вероника пастушьесумкоплодная [много], лапчатка, ракитник русский. Животные: видел не менее 6 зайцев, четырех оленей или ланей, нескольких лисиц, ежа; есть следы работы бобров. Комары появлялись в умеренном количестве с 16 до 20 часов, мух и клещей нет.
      Участники: 1 человек.
       Сопутствующие обстоятельства:Здесь приводится перечень взятых с собой вещей: белье нижнее, джинсы, рубашка, носки, джинсовая куртка, кроссовки - на себе, запасная теплая рубашка, носки, жилет, фонари 2 шт., спички 2 кор., анальгин, цитрамон, крем детский, пластырь, плащ из пленки, кружка пласт., компас, газеты на растопку, карты города и маршрута, очки, навигатор, запасные батарейки для него, фотоаппарат, запасной аккумулятор для него, котелок, консервы рыбные 3 шт. [съедено 2 шт.], чай в пакетах 6 шт. [использовано 5], суп в пакете [остался], нож перочинный, ложка, вода 1,5 л., конфеты 2 вида, примерно по 300 г. каждого, бритвенный станок.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        17 мая, пятница
        Железнодорожные билеты Москва - Пенза, Оренбург - Колтубанка [невозвратный], Сызрань - Москва брались 10.05; свободных мест было достаточно. Билет Пенза - Оренбург был взят позже [16 мая], поскольку до этого плацкарт в продаже был только от Бологого. Невозвратный билет, верхняя полка Оренбург - Колтубанка с бельем [вариант без белья отсутствовал] в купейный вагон фирменного двухэтажного поезда обошелся в 1953 руб., плацкарты из Пензы в Оренбург и из Сызрани в Москву без белья 2489 руб. и 2696 руб. соответственно. Билет в сидячий вагон Москва - Пенза - 1322 руб. Пересадка в Пензе понадобилась, чтобы прибыть в Оренбург утром. На обратном пути сесть в поезд "Южный Урал" можно было бы и в Похвистневе, но в этом случае терялась возможнось взять билет в нефирменный вагон, который в данную дату цепляют только в Самаре.
       В 20.20 поезд 93 Москва-Пенза отправился в путь. Сидячий вагон старого образца [см. фото], возможно, обновленного. Туалет старого образца. Заполненность вагона близка к 100 процентам.
       
        18 мая, суббота
        В 10.30 поезд прибыл в Пензу. В этом городе уже пришлось побывать 16.05 2006 года, когда он был конечной точкой маршрута, и 11.05 2015. Прошло еще 9 лет, и вот - снова Пенза. В данном случае здесь просто нужно было пересесть на поезд Санкт-Петербург - Оренбург. Два с половиной часа времени предполагалось использовать на обед в заранее намеченной столовой на перекрестке улиц Бакунина и Московской, что и было сделано. Обед, состоящий из салата, супа-харчо, голубца с кашей, 8 кусков хлеба,увесистого куска "Наполеона" и чая [см. фото] обошелся в 479 р. В будний день можно было бы взять комплексный обед, который был бы немного скромнее, но обошелся бы значительно дешевле - 219 р.
        При посадке в поезд до Оренбурга я поинтересовался у проводницы, нужно ли по правилам убирать с полки матрас при поездке без белья. Ответ был "Можете убрать, можете оставить". Заодно я выяснил, что поеду без соседа с нижнего места до Самары. Тем не менее, спокойно-задумчивого дневного сидения у окна не получилось, поскольку в соседних отсеках возвращалась из Питера детская команда по плаванью. Шум и движуха не прекращались до самой ночи.
        При планировании похода много опасений было по поводу смены часовых поясов. Как известно, МТС повадился переводить часы авоматически, и не всегда это удобно. Так вышло и в этот раз. В Самарской области время сдвинулось на час вперед, но в Оренбургской, где разница с Москвой составляет уже 2 часа, время на мобильном телефоне не изменилось. Все это приводило к тому, что доверие к времени на телефоне было сильно подорвано. К счастью, часы на фотоаппарате неизменно показывали московское время.
       
       
        19 мая, воскресенье
        В 7.30 по местному времени [5.30 мск] поезд прибыл на станцию Оренбург [см. фото]. Было очень холодно. Планы передвижений были таковы: дойти до пешеходного моста через р. Урал [в этом должны были помочь распечатанные куски карты города], затем зайти в столовую, находящуюся рядом с губернаторским краеведческим музеем, а затем - в сам музей [открывается в 10.00]. В 12 часов местного времени необходимо было уже сидеть в поезде Орск - Москва, чтобы ехать в Колтубанку.
        Отходя от вокзала, я взял правее, чем нужно и оказался вне распечатанных планов города, но все же достаточно быстро вышел к реке Урал по улице Чичерина. Полуразрушенная недавним катастрофическим паводком набережная была вся усыпана многочисленными рыбаками с удочками. Ко мне приблизился человек со штативом со словами "Можете уделить буквально пару минут? Несколько вопросов для телевиденья. РенТВ". Но от дачи интервью я отказался. По набережной я дошел до станции Комсомольская детской железной дороги, которая, кажется, совершенно не была затронута паводком, поднялся на пешеходный мост и временно пересек границу с Азией, проходящей, по одной из версии, по середине течения Урала. Дальнейший путь лежал по лестнице на высокий утес над Уралом. Здесь стоит памятник Чкалову и начинается ул. Советская [Николаевская]. Почти на всех зданиях имеются мемориальные доски, несущие имена известных и знаменитых людей: Гагарин, Берг, Пиотровский, Ростропович, Фатьянов, Соловьев-Седой... Многие здания по улице в годы войны были эвакогоспиталями. Незадолго до 10 часов я миновал музей-гауптвахту Т. Шевченко на перекрестке Советской и ул. Правды. Далее ул. Советская оказалась вся перерыта - здесь укладывают гранитную плитку наподобие московской. Вход в губернаторский музей в связи с этим перенесен на Пушкинскую ул. Здесь из объявления выяснилось, что сегодня музей откроется не в 10, а в 11 - т.к. вчера была Ночь музеев.
        Столовая рядом с музеем на Советской ул. вообще не работала по воскресеньям, поэтому я прошел чуть дальше и на Советской, 25 обнаружил другую столовую, где и пообедал на 443 р. Состав трапезы был похож на пензенский, только вместо чая с "Наполеоном" фигурировал компот.
        Было только 10 часов по местному времени, и я решил вернуться к гауптвахте Шевченко. Наружная дверь была уже открыта, за решеткой вниз, в подвал уходила лестница. Я позвонил, после долгой паузы внизу послышалось движение и появилась пожилая женщина.
        - Слушаю Вас, - сказала она, надеясь, судя по всему, что я ошибся адресом.
        - Добрый день. Музей работает?
        - Работает. Подождите, сейчас открою.
        Взбираться наверх ей было действительно тяжело.
        Подвал состоял из нескольких кирпичных отсеков разной площади, но вопрос, как было установлено, что Шевченко содержался именно в обозначенной "камере", вызвал у сотрудницы затруднения, так же как и вопрос о том, что было здесь до 1989 г., то есть до открытия музея. Но спросить больше было не у кого. Билет обошелся в 180 р.
        К губернаторскому музею я подошел в 12-м часу в надежде лишь приобрести сувениры, поскольку времени на осмотр, очевидно, уже не было. Но сувениров по вкусу не нашлось, и я зашагал к вокзалу, прибыв туда за 15 минут до отправления поезда.
        У меня было верхнее невозвратное место в крайнем купе первого этажа двухэтажного поезда. Ехать предстояло более четырех часов. В 12.05 [местн] поезд тронулся. В купе находились: женщина в годах [полулежала на своей нижней полке], двое пожилых мужчин, разместившихся на нижней полке напротив. Я стал третьим на этой полке, было тесновато. Чаепитие оказалось под вопросом. Как в старое доброе время трое незнакомых людей о чем-то говорили. Я молчал. Наконец, пришла пора действовать. С кружкой, чайным пакетиком и парой конфет я двинулся к кулеру, расположенному между этажами. Там оказалась небольшая полочка, на которую можно было поставить кружку на время заваривания. Чаепитие состоялось. Вернувшись в свое купе, я застал более современную обстановку: никто ничего не говорил; женщина читала книгу, один из пенсионеров раскрыл ноутбук и смотрел фильм, ловя его на мобильный, другой - просто молчал. Я взобрался на свою верхнюю и пару часов подремал - впереди была бессонная ночь.
       
       

сторона квадрата 2 км


       
       
        Незадолго до прибытия я выпил еще чаю. В 16.13 [местн] поезд остановился на станции Колтубанка. Карты пристанционного поселка не было, поскольку никаких сложностей не ожидалось: надо было лишь выйти на Рабочую улицу, которая идет прямо в национальный парк "Бузулукский Бор". Как выяснилось позже, начальный участок этой магистрали носит название Красноармейской улицы, но это вылезает на Яндекс-карту лишь при определенном масштабе. Поэтому найти Рабочую улицу около станции было невозможно. Тем временем справа появился местный житель в состоянии болезненного похмелья и был столь добр, что проводил меня к началу Красноармейской улицы. Но это несовпадение названия вынудило меня еще дважды уточнять направление. Наконец началась и Рабочая улица. В 16.48 [здесь и далее время московское] Колтубановский остался позади, а в 16.55 я миновал указатель начала национального парка. Фраза "Нахождение только при наличии разрешения" меня не пугала, поскольку разрешение, заплатив 200 р. за интервал 19.05 - 26.05, я получил на сайте нацпарка. Это было правильно, т.к. в выходные контора "Бузулукского Бора", где, наверно, получают разрешения в режиме "офлайн", не работает; и пришлось бы идти без разрешения. Таким образом, распечатка лежала в кармане, но никто ее так и не проверил. В 15.40 я вошел в поселок Опытный, а ровно через час - в Заповедный. Периодически, в основном - навстречу, пыля, проезжали машины, был вечер воскресенья. Около 19 часов [местн] я подошел к "изюминке" парка - ведущему в лес добротному деревянному настилу [замыкая кривую в несколько сотен метров, он возвращается назад]. На входе [и одновременно выходе] стоит будка с охранником и есть место поставить несколько машин. Будку я миновал свободно, хотя ждал, что смотритель поинтересуется моим пропуском. Как и рекомендовалось, я начал движение против часовой стрелки, при этом гвоздь программы - сосна-царица с толщиной ствола более метра проходится ближе к концу. Вдоль настила стоят познавательные стенды о лесе, соснах с упором на конкретику Бузулукского Бора. Весьма интересно и в целом очень приятна обстановка окружающего лес. За 20 минут моего нахождения на деревянной тропе встретилась лишь семейная пара с ребенком. Когда я покидал это место, к будке охранника подрулила легковушка с парнем и девушкой. Выходя из машины девушка сказала лишь "У меня ж@па запотела".
       
       

сторона квадрата 2 км


       
       
        Через нескольку минут хода по правой стороне открылся вид на расположенный в основном на другом берегу Боровки поселок Паника и снесенный паводком каменный мост. Но уже был сделан низенький деревянный мостик через успокоившуюся реку [фото]. Впрочем, планов заходить в Панику не было. В 17.53 на развилке я взял левей, к выходу из нацпарка в районе поселка Комсомольский. Предстояло пройти по нацпарку еще около 10 км. Солнце постепенно скрывалось за лесом. Докучали комары. Довольно часто я прикладывался к "Сенежской" минералке, взятой из Москвы. Воды пока хватало. Навстречу, видимо, с работы проехали две огромные машины типа научно-изыскательских.
        Когда до выхода из леса оставалось около 5 км, я решил заблаговременно включить навигатор. В данном походе предполагалось две ночи идти полевыми и лесными дорогами и именно по навигатору, поворачивая в заданных точках, поскольку иное ориентирование в темноте было бы затруднительным. Обычно Garmin выдавал координаты через 2 - 3 минуты после включения, в этот же раз ждать пришлось около 30 минут, причем всякая надежда была уже потеряна, и я морально подготовился идти просто на север по компасу. С чем связан данный сбой - с неисправностью прибора, частичным глушением сигнала GPS, особенностями местности или с чем-то еще - остается загадкой. Не желая рисковать еще раз, я не выключал навигатор вплоть до окончания маршрута в Похвистневе. Батарейки менять не пришлось.
       

сторона квадрата 2 км; путь, скачанный из навигатора, обозначен синим цветом


       
       
        В 20.08 показалась окраина п. Комсомольский. Солнце уже село, край неба еще малиновел. Окна некоторых домов светились, другие были темны. На выходе из поселка дорога влилась в шоссе, идущее левей; вскоре оно разветвилось, я, как и планировалось взял вправо, продвинулся по дороге пару километров, в указанном навигатором месте [впрочем, этот поворот был достаточно очевиден] свернул налево в Могутово и, дойдя до главной улицы, пошел по ней направо. Данная улица переходит в полевую дорогу, по которой и надо было следовать дальше. Где-то на горке, в дальней от меня части Могутова до сих пор ездила туда-сюда большая машина с синими, как мне показалось, габаритными огнями. Выйдя из поселка, я присел было отдохнуть, но тут же замерз. Утепляться было уже нечем, пришлось почти без отдыха продолжить движение. В прудах оглушительно квакали лягушки. Следуя своей таблице поворотов и указаниям навигатора, я без малейшей запинки двинулся по сложной ломаной, лавируя между полями и рощицами. Давно взошла луна в 2/3, небо было абсолютно ясным и видно было все вокруг. Наслаждаться видом полей, залитых лунным светом, мешал только собачий холод. Фонарь пришлось применить, когда дорога пошла вдоль теневой стороны лесной опушки.
       

сторона квадрата 2 км; путь скачан из навигатора


       
       
        Где-то в этих краях московское время перевалило за полночь. За день по маршруту пройдено 37 км.
       
        20 мая, понедельник
        В 2 часа ночи я подошел к переправе через р. Кутулук и обнаружил, что от нее осталась лишь лежащая посреди русла железная труба, а вся насыпь смыта паводком. При этом Кутулук не был гигантом - сейчас его можно было бы назвать как маленькой речкой, так и большим ручьем. Первым делом надо было промерить глубину, но подходящих палок рядом не валялось, а сломать очень гибкие молодые ясени оказалось не по силам. Здесь впервые за многие годы пришлось пожалеть об отсутствии топора, который я уже давно не беру ради снижения веса. Поскольку шеста не нашлось, я решил просто перекинуть бревна с берега на трубу. С огромным трудом притащил несколько гнилушек, потратил на это почти час, но создать устойчивый трап не получилось. Тем временем рассвело, вода была прозрачной, и стало видно, что перебраться на трубу можно, используя небольшую отмель у берега. Я так и сделал, предварительно сняв обувь. Вода была исключительно холодной.
       
       

сторона квадрата 2 км; путь скачан из навигатора


       
       
        В 3.22 я продолжил путь - необходимо было пройти около 4 км вдоль Кутулука, после чего повернуть на север. Вскоре взошло солнце, постепенно теплело. Я снял надетый поверх джинсовки плащ из тонкой пленки, в котором действительно было немного теплее. Повернув на север, я методично шел краями необозримых пашен, около 7.20 миновал расположенную прямо в поле нефтяную качалку и почти сразу перешел довольно оживленную асфальтовую трассу, связанную, очевидно, с нефтепромыслами. Взяв чуть левее, попал на поперечную, тоже асфальтированную дорогу, идущую в нужном направлении - на северо-восток. Вскоре меня нагнал вахтовый ПАЗик. От предложения водителя подвезти я отказался. Около 9 часов асфальт уткнулся в поперечную дорогу, я же продолжил движение прямо по грунтовке вдоль лесополосы.
       

сторона квадрата 2 км; путь скачан из навигатора


       
       
       
        Далеко впереди виднелась холмистая гряда, у подножья которой течет Малый Кинель - следующая водная преграда на пути. Я должен был пересечь реку по мосту около д. Коптяжево. Дальний вид создавал иллюзию близости - к Малому Кинелю я вышел только в 12.20. После моста дорога пошла в гору, поворачивая вправо. С левой стороны паслось небольшое стадо коров. При подготовке к походу для участка Коптяжево - ур. Большое Куроедово была распечатана ломаная линия предполагаемого движения, однако координаты поворотов по халатности отсутствовали. Нужно было найти дорогу, отходящую от Коптяжева на северо-запад. Вспомнилось [и эти воспоминания оказались ложными], что искомая дорога отходит на самом краю села, чуть ли не являясь продолжением мостового перехода. Тем не менее, я дошел почти до середины Коптяжева, ничего не нашел, повернул назад. Надо было взобраться на крутой склон, окаймляющий село с севера, но он был весь перегорожен какими-то вешками с натянутой на них проволокой. Создавалось впечатление, что жители намерили себе уходящие в гору участки для какого-то использования, но какого - это было загадкой. Даже сейчас, в мае - травянистая растительность здесь была чахлой. Я не решился нарушать намеченные границы и стал подниматься в том месте, где между соседними участками был оставлен узкий проход. Достигнув высоты, увидел широкую панораму окрестных долин и холмов. Коптяжево на юге лежало, как на ладони. На севере была необозримая пашня, по которой скакал заяц. Я двинулся на восток вдоль пашни в ожидании поворота налево. Дороги все не было, хотя, глянув вниз, я увидел, что позади уже более половины Коптяжева. Впереди обозначился перелом рельефа - после гребня поле было вне видимости. Тем временем чуть ближе показалась накатанная прямо по пашне дорога, по которой в данный момент даже взбиралась машина. Я свернул, хотя на самом деле надо было пройти еще вперед сотню-другую метров, и там оказалась бы первоначально намеченная дорога между двух полей.
       

сторона квадрата 2 км; путь скачан из навигатора


       
       Вскоре я понял, что дорога не та. При подходе к реке Холодной был поворот направо, но, подумав, я все же продолжил движение по "пахотной" дороге, перешел Холодную, и тут стало ясно, что все же надо поворачивать направо. Как раз пошла дорога, по сторонам обильно цвел русский ракитник. Справа виднелось кладбище. Побродив по паре полей и косогоров, я все же вышел на искомую первоначально намеченную дорогу около плотины на р. Холодной [на карте здесь обозначен брод]. Эта дорога без всяких происшествий довела до плотины через речку Большой Толкай [16.30]. На другой стороне находятся руины Троицкой церкви. Издалека сверху я увидел, что у пруда стоит автомобиль и тусуются несколько человек, возможно, семья на отдыхе. Не афишируя свое присутствие, я перешел ручей ниже дамбы, правда, пришлось почавкать грязью, поскольку бобры соорудили здесь свою плотину.
        Местное время уже подкатывало к семи, скоро должно было начать темнеть, и я принял "непростое решение" не соваться на ночь глядя в лес, а идти прямиком к станции по дороге, начинающейся, судя по карте, прямо у церкви [впрочем, такой вариант предусматривался планом]. Но прежде нужно было в обязательном порядке подкрепиться чаем с конфетами. Дрова были в пойме ручья, но я уже далеко отошел от него на поле, поросшее редкими кустами дикой яблони. Не совсем было понятно, что жечь. Собрал высохшие прошлогодние пустотелые стебли какой-то травы, добавив ненужные стельки от кроссовок, получилась весьма горючая смесь, но в малом количестве. Часть куста была когда-то сломана и высохла, но ни одной ветки из-за гибкости и колючек я отломить не смог. Котелок был повешен на низкий обломанный сучок яблони. Постепенно пламя охватило на корню высохший куст. В результате при формальном отсутствии дров чай вскипел в рекордно короткий срок.
        Основной проблемой запасного варианта маршрута был избыток времени. Приходить к станции слишком рано не имело ни малейшего смысла. Идти медленно было бы сложно из-за холодной ночи. Выжидать, греясь у костра - тоже не всегда удобно. Терзаясь такого рода сомнениями, я после чая двинулся на север по дороге и вскоре подошел к забору, за которым паслись козы. То есть дорога привела в частное хозяйство. Можно было обойти справа, но чаша сомнений теперь перевесила в другую сторону, и я решил все же идти по основному маршруту через лес, благо полностью заряженный запасной фонарь был под рукой. Свернув налево, я некоторое время шел вдоль ограниченного сеткой лесного участка. Частная собственность?
        В Шахабаловский лес, состоящий большей частью из клена, я вошел около 19.30, в сумерках. На опушке паслись три лани, которые при моем приближении бросились в чащу. Пошла хорошая лесная дорога. Временами слева раздавалось какое-то необычное гавканье, справа кто-то отвечал. Я почему-то решил, что это самцы ланей вызывают друг друга на поединок и подобрал на всякий случай большую палку. Чуть позже, однако, выяснилось, что звук принадлежит лисе или похожему зверю - он показался в пределах видимости.
        В какой-то момент показалось, что слишком долго иду по лесу - дороге пора бы выходить из него. Сверившись с навигатором, убедился, что так и есть - я был уже западнее опушки, где должен был свернуть. Как выяснилось уже при возвращении из похода, при чтении карты и своих записей в тот момент я совершил ошибку. На самом деле все было в порядке, опушка была чуть впереди. Но ориентировка была потеряна, хотя, следуя логике дорог, я все же воспроизвел намеченный маршрут почти в неизменном виде. После нескольких извилин, что, очевидно было просто обходом заболоченных оврагов, откуда раздавалось хоровое кваканье, дорога вышла на прямую в юго-западном направлении. Я ломал голову, где нахожусь, хотя, как уже говорилось, в точности следовал намеченному маршруту. В двенадцатом часу по местному времени я вступил в пределы какого-то поселка. Я предполагал, что это либо Красная Нива, либо Новоникольский. Возможно, самым правильным решением было бы дойти до конца в любую сторону по главной улице и повернуть на запад, но сохраняющаяся неопределенность вызывала опасения, что движение через поля чревато попаданием в овраги, болота и всякие неудобья. Спросить дорогу было не у кого. Наконец в одном из дворов я услышал голоса. Подошел к забору. В глубине участка две женщины, возможно - мать и дочь - жгли костер. Пламя отбрасывало отблески на них, угол дома и ближайшее дерево. Я крикнул "Добрый вечер!", но услышан не был. После второго "доброго вечера" обе уставились на меня, как Ленин на буржуазию. "Не подскажете, как выйти на шоссе?" Ответа не последовало. Старшая посмотрела на младшую, как мне показалось, тихо задав вопрос "Кто это?". "А вы откуда?" Подумав, что любой мой ответ вызовет очередные вопросы, я сказал:
        - Да это неважно. Я запутался. Уже целый час хожу здесь, не могу выйти на шоссе. Где шоссе? Где мне повернуть налево?
        - Что где?
        - Ну, шоссе, большая дорога.
        - Трасса?
        - Да.
        - Сейчас пойдете по улице, начнется асфальт, потом увидите гору, там поворачивайте.
        - Спасибо! От ворот я почему-то повернул налево.
        - Вы не туда пошли! Я обернулся.
        - Куда фонарик светит, идите! [Все это время я стоял с включенным фонарем]. Еще раз поблагодарив, я отправился в южный конец поселка и здесь прочитал, что это Красная Нива. Горы никакой видно не было, асфальта - тоже. Тем не менее, вправо отвернула грунтовка - действительно, с небольшим подъемом. Через некоторое время справа я миновал небольшое кладбище и тут же совсем рядом раздался звук мотора и, как показалось, в десятке метров, быстро [очевидно, по шоссе] проехала машина [видны были только фары]. Таким образом, я был почти у цели. Сделав несколько шагов к кладбищенской ограде, я осветил один из памятников...
        Пройдя немного в ту сторону, где чуть раньше светились фары машины я, вопреки ожиданиям, на шоссе не вышел, впереди простиралась пашня. Я повернул назад, в темноте маячили деревья, кладбища как-будто не было, и я понял, что уже не помню, откуда пришел и в какой стороне видел машину. Фонарь светил уже тускло. Ветер рванул из рук карту, и она, казалось, исчезла в темноте... Потом я все-таки нашел ее в одном из карманов. Поскольку была полночь по местному времени, следующий автомобиль мог проехать уже поутру. Следовало идти на запад, но весь западный сектор охватывала пашня. Стрелка компаса болталась в диапазоне 180 градусов... Вдалеке виднелись несколько рядом расположенных фонарей, но означают ли они дорогу? Побродив еще некоторое время по краю поля, я смутно вспомнил, что фары двигались вроде на фоне леса. Это ограничило диапазон направлений, куда следовало идти... Я двинулся напрямик - посевы еще не взошли. Навигатор подтвердил движение на запад. В 23.18 [мск] выбрался на шоссе; перед этим по нему проехала, последняя, кажется, в эти сутки машина.
       

сторона квадрата 2 км; путь скачан из навигатора


       
       
        Полночь встретил в начале движения по шоссе. За день пройдено 60 км.
       
        21 мая, вторник
        Вскоре выяснилось, что вторая бессонная ночь - это совсем не то, что первая. Я постоянно засыпал на ходу и пробуждался, споткнувшись об ухабы на обочине. При этом сознание на несколько минут становилось ясным. "Надо просто идти прямо!" Потом эта мысль тускнела, меркла и куда-то исчезала, и я снова просыпался на обочине... В какой-то момент краем глаза увидел упитанного джентльмена в коричневой тройке, который следовал чуть позади, за правым плечом. Как ни странно, незнакомец не вызывал ни тревоги, ни раздражения... Повнимательней присмотревшись, я понял, что это - моя тень. Ночь была не менее лунной, чем предыдущая... Впереди у обочины появился длинный ряд как-будто бы плоских театральных декораций: слон с задранным хоботом, средневековый замок с башенками... "Какие тут могут быть декорации", - подумал я - "Наверно, это придорожные постройки, может - автозаправка...". Подошел поближе, но это были кусты и деревья...
       
       

сторона квадрата 2 км; путь скачан из навигатора


       
       
        После очередного пробуждения сознание начало уже было тускнеть, но почувствовало встряску и задержалось: светало, местность изменилась - я стоял у перекрестка с большим шоссе. Указатель направо сообщал, что до Бугуруслана - чуть более 20 км. Похвистнево не упоминалось. Идти надо было в сторону Бугуруслана. Было неприятное ощущение, что я не справился с каким-то важным заданием. Потом осознал, что никаких "заданий", кроме как выйти в Похвистнево у меня нет, а пресловутое ощущуние навеяно предыдущим сном. С этого момента началось окончательное пробуждение. В 3.30 я миновал указатель "Похвистнево", в начале поселка свернул налево, дошел до железной дороги, вдоль которой двинулся до станции. Было исключительно ясное утро, но я шел в своем плаще из тонкой пленки, накинув капюшон, пытаясь сохранить таким образом остатки тепла. К вокзалу прибыл около 4.30 [мск], то есть менее чем за час до отправления первой утренней электрички на Самару [6.03 местн.]. Впрочем, опоздание не стало бы трагедией - можно было поехать и на следующей - примерно через 5 часов, все равно успевая на поезд до Москвы.
        Ожидание в здании вокзала я скоротал попытками привести в порядок внешний вид. Хотя маршрут этого похода проходил в основном по сухим дорогам, достаточно оказалось 1 - 2 эпизодов [особо следует отметить переправу через Кутулук], чтобы штаны оказались в грязи по колено, не говоря уж о кроссовках. Ни обуви, ни штанов запасных не было. Я остановился на половинчатом решении - насколько это возможно без щетки стряхнуть уже засохшую грязь с джинсов, в Самаре же следовало купить шлепанцы, а грязные кроссовки переместить в рюкзак.
        В электричке я сразу же заснул и был разбужен контролером: "Что у нас с оплатой проезда?" По-видимому, мой внешний вид внушал надежду, что с оплатой может быть не все в порядке. Но женщину-контролера пришлось разочаровать [билет за 254 р. 40 к. был куплен в кассе]. В 7.48 [мск] прибыл в Самару. Резали слух почти беспрерывные объявления на английском, причем Самара произносилась, как САмара, с ударением на первом слоге. Я не понял, как попасть в пригородные кассы прямо из вокзала [возможно, это и нельзя сделать], вышел на привокзальную площадь, и чуть в стороне увидел соответствующий указатель. Билет до Сызрани обошелся в 217 р. 60 к.
        Планов по знакомству с исторической Самарой не было. От вокзала я двинулся по Спортивной улице, затем свернул направо на Красноармейскую. Зашел в кафе, где подкрепился чаем и двумя шоколадными картошками. Вскоре справа замаячил огромный торговый центр "Гудок". Там удалось приобрести великолепные шлепанцы все лишь за 200 руб. Нельзя сказать, что они радикально меняли неприглядную картину внешнего вида, но вносили в него некий диссонанс - целостный образ бомжа уже не складывался. Возвращаясь, я обнаружил близ вокзала огромный букинистический магазин [также в нем шла торговля косметическими пахучими жидкостями, которые людей интересовали гораздо больше, чем книги], в котором провел не менее получаса. Наконец, в 13.42 [мск] электричка из Мирной понесла меня в Сызрань.
        В начале пути укачало, я заснул и свалился прямо в проход, под ноги женщине-контролеру, которую угораздило в этот момент начать проверку нашего вагона. Но в дальнейшем такое не повторялось. С небольшим опозданием, около 16.30 мск, наш поезд прибыл в Сызрань. Ожидание прошло без особенностей. В 18.17 мск я сел в поезд Челябинск-Москва, причем сразу же улегся спать на свою верхнюю боковую. Проходя мимо, проводница отметила, что по правилам нельзя пользоваться матрацем без белья [это противоречит словам проводницы поезда Санкт-Петербург - Оренбург, которая оставляла этот вопрос на усмотрение пассажира]. Тем не менее, когда я сразу же выразил готовность убрать матрац, проводница, никак не отреагировав, пошла дальше, а я ничего делать не стал.
        За день пройдено 14 км.
       
        22 мая, среда
        Проснулся я только в час ночи, чтобы заснуть снова до четырех. В 6.20 поезд "Южный Урал" прибыл на Казанский вокзал Москвы.
       
Иллюстрации:

в сидячем вагоне поезда Москва - Пенза
в сидячем вагоне поезда Москва - Пенза

прибытие в Пензу; кресло с ребенком-инвалидом опустили на подъемнике
прибытие в Пензу; кресло с ребенком-инвалидом опустили на подъемнике

обед в "Я новой столовой" на углу Бакунина и Московской
обед в Я новой столовой на углу Бакунина и Московской

на улице Пензы
на улице Пензы

поезд Санкт-Петербург - Оренбург
поезд Санкт-Петербург - Оренбург

переезд Волги в районе Жигулевска
переезд Волги в районе Жигулевска

поезд из Петербурга прибыл в Оренбург
Поезд из Петербурга прибыл в Оренбург

Оренбург; на улице Чичерина
Оренбург; на улице Чичерина

Оренбург; на улице Чичерина
Оренбург; на улице Чичерина

набережная р. Урал после паводка
набережная р. Урал после паводка

на пешеходном мосту через р. Урал
на пешеходном мосту через р. Урал

здесь учился Гагарин
здесь учился Гагарин

здесь родился академик Берг
здесь родился академик Берг

КПРФ борется за культурное наследие
КПРФ борется за культурное наследие

краеведческий музей
краеведческий музей

муляжи охранников Т. Шевченко на гауптвахте
они охраняют Шевченко на гауптвахте

вокзал Оренбурга с тыльной стороны
вокзал Оренбурга с тыльной стороны

поезд прибыл на ст. Колтубанка
поезд прибыл на ст. Колтубанка

в Колтубанке
в Колтубанке

въезд в Бузулукский бор со стороны Колтубанки
въезд в Бузулукский бор со стороны Колтубанки

р. Боровка
р. Боровка

по Бузулукскому бору
по Бузулукскому бору

на въезде в п. Опытное
на въезде в п. Опытное

колодец в п. Заповедный
колодец в п. Заповедный

п. Заповедный
п. Заповедный


п. Паника на другой стороне р. Боровки
п. Паника на другой стороне р. Боровки

п. Паника; последствия недавнего паводка
п. Паника; последствия недавнего паводка

налево - в сторону Могутова
налево - в сторону Могутова

путь на север, к выходу из бора
путь на север, к выходу из бора

лапчатка
лапчатка

направо - дорога на п. Комсомольский
направо - дорога на п. Комсомольский

п. Комсомольский
п. Комсомольский

переправа через Кутулук
переправа через Кутулук

вдоль Кутулука на запад
вдоль Кутулука на запад

вдоль Кутулука на запад
вдоль Кутулука на запад

на север между полями
на север между полями

нефтечерпалка
нефтечерпалка

поперечная дорога у высоты 172,5 [см. карту]
поперечная дорога у высоты 172,5 [см. карту]

вероника пастушьесумкоплодная
вероника пастушьесумкоплодная

продолжение дороги в северо-восточном направлении
продолжение дороги в северо-восточном направлении


спуск к долине р. Малый Кинель
спуск к долине р. Малый Кинель

мост через р. Малый Кинель
мост через р. Малый Кинель

р. Малый Кинель
р. Малый Кинель

вид на Коптяжево с правого, высокого берега Малого Кинеля
вид на Коптяжево с правого, высокого берега Малого Кинеля

дорога вдоль поля; справа вниз по склону - Коптяжево
дорога вдоль поля; справа вниз по склону - Коптяжево

дорога к ур. Раевка
дорога к ур. Раевка

вид на поля и кладбище близ ур. Раевка
вид на поля и кладбище близ ур. Раевка

дорога спускается к р. Большой Толкай; видны руины Троицкой церкви
дорога спускается к р. Большой Толкай; видны руины Троицкой церкви

ур. Большое Куроедово; руины Троицкой церкви
ур. Большое Куроедово; руины Троицкой церкви

дорога на север перегорожена
дорога на север перегорожена

по опушке Шахабаловского леса
по опушке Шахабаловского леса

дорога входит в Шахабаловский лес
дорога входит в Шахабаловский лес

Шахабаловский лес
Шахабаловский лес

рассвет над Похвистневом
рассвет над Похвистневом

Похвистнево
Похвистнево

вокзал Похвистнево
вокзал Похвистнево

Самара; Красноармейская ул.
Самара; Красноармейская ул.

Самара; посадка в электричку до Сызрани
Самара; посадка в электричку до Сызрани

вокзал Сызрани
вокзал Сызрани

на вокзале Сызрани
на вокзале Сызрани