Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Кизел - Ослянка - Луньевская узкоколейка - Кизел


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 25 июля - 2 августа 2016 г. Кизеловский и Александровский районы Пермского края.
       План: 25 июля, понедельник, 1 день. Выехать в 00.35 поездом 44 Москва-Хабаровск до Перми.
26 июля, вторник, 2 день. В 3.21 мск прибыть в Пермь. В 5.15 мск выехать в Кизел на электричке с пересадкой в Углеуральской. Прибытие в 10.05 (моск. время). Выехать на такси в сторону Косьвы. Остаток пути - пешком. Ночевать на Косьве (общий путь 49 км).
27 июля, среда, 3 день. Дойти до р. Северной Ослянки через гору Ослянку (20 км).
28 июля, четверг, 4 день. Через реку Боярскую вернуться к Косьве (20 км).
29 июля, пятница, 5 день. По реке Березовке и бывшей УЖД выйти к бывшему поселку Речной (30 км).
30 июля, суббота, 6 день. Дойти до р. Коспаш +сделать вылазку к ур. Анюша (28 км).
31 июля, воскресенье, 7 день. Выйти к Александровску (19 км) к 19.30 часам мск (отправление электрички 19.44). Сесть на электричку до Кизела (19.21 мск) В Кизеле в 20.11 мск.
1 авг, понедельник, 8 день. В 2.04 отправиться в Пермь, прибыть в 6.30 мск. На поезде Северобайкальск-Москва в 9.40 выехать в Киров с прибытием в 17.04.
Сходить в магазин "Матрешка" на Герцена, 5, купить сувениры. На поезде 031 Киров-Москва отправиться в Москву.
2 авг, вторник, 9 день. Прибыть в Москву.
        Карты: При подготовке данного отчета использовались карты:100k--o40-032, 100k--o40-033 (состояние местности 1982 г., год издания 1987 г.); 100k--o40-034 (состояние местности 1981 г., год издания 1987 г.). (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт.
       Погода:в первый день около 25 градусов. В дальнейшем дневные температуры постепенно падали примерно на 1 градус в день. Ночные температуры - 13-15 градусов. Небо - переменная облачность, дважды прошли короткие слабые грозовые дожди, несильный, но долгий (около 3-х часов) дождь прошел утром 31 июля. Фактическая погода примерно соответствовала прогнозу сайта gismeteo.ru.
        Природа:Лес в основном вторичный после вырубок (береза, ольха, ель, рябина), много ивового кустарника, изредка встречается сосна и кедр, на высоте около 900 м. (гора Ослянка) - заросли стелющегося можжевельника. Ягоды: почти повсеместно - красная смородина. Спелая малина встречалась довольно часто, но на высоте более 500 м., тоже касается и черники. Голубику удалось попробовать только на горе Ослянка на высоте более 800 метров, где она сменяет чернику. Земляника иногда попадалась вдоль дороги. Иные ягоды присутствовали в единичных экземплярах. Цветут: борец высокий (одна из основных составляющих мешающей движению травы), латук сибирский, золотарник, много отцветшего марьиного корня, часто встречается иван-чай, обширны заросли папортника (однажды в человеческий рост), много различных зонтичных (дудник лесной(?), в большом количестве василек луговой, а также похожий на него бодяк полевой (?) и множество других цветов. Видел вблизи лося, многочисленны следы копыт. В высокой траве встречались примятые участки - лежки крупных животных. Довольно часто взлетали крупные птицы. Комаров - незначительное количество, на открытых местах много слепней-дождевок; клещей и мошки практически нет.
      Участники: 1 человек.
       Сопутствующие обстоятельства:данный маршрут созрел на основе результатов не вполне удачного похода Павда-Кизел 2011 года (см. соответствующую страницу сайта). Предполагалось сделать то, что не удалось в 2011 году - пройти значительное расстояние по бывшей Луньевской УЖД, правда, с финишем не во Всеволодо-Вильве, а в Александровске. Кроме того, в этом году планировалось украсить путь посещением одной из близлежащих вершин Среднего Урала - горы Ослянка. К сожалению, не удалось исключить из нового маршрута неинтересный и уже пройденный в 2011 г. участок Кизел - развилка Верхняя Косьва-Рассольный.
      Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной линией в грубом приближении обозначен маршрут.
       


        25 июля, понедельник
        Отъезд в 00.35 с Ярославского вокзала поездом 44 Москва-Хабаровск. Заполненность вагона - 100%. Туалет старого образца (слив на рельсы), кондиционера нет. Электронные билеты на этот поезд (также, как и обратные билеты Пермь-Киров и Киров-Москва) были оформлены на сайте rzd.ru вечером 8.07. Стоимость билетов (плацкарт - соответственно 34, 38, 38 места) без белья составила соответственно 2193, 827, и 1956 рублей за один.
       Моими соседями оказались: супруги из Павлодара (ехали до Омска), а также житель Иванова (ехал на Байкал, чтобы отрешиться там в одиночестве от всяческой суеты, по его словам). По-видимому, чтобы напоследок вкусить сладость общения, он запасся спиртным и, становясь все более красноречивым, утомил, кажется, всех.

        26 июля, вторник
        К ночи жара в вагоне усилилась. На какое-то время все же удалось задремать... Очнувшись, я включил мобильный телефон и с удовлетворением обнаружил, что до Перми осталось меньше часа езды. Я сложил спальник, упаковал свой рюкзак и стал радостно ждать станции. Однако, удивляло, что никто не готовится к выходу, а проводница дремлет в своем купе... Потом я заметил, что табло в вагоне отстает примерно на 2 часа от моего мобильного. Осталось предположить, что заботливый МТС перевел часы телефона вперед, невольно заставив меня просидеть лишние 2 часа "на чемоданах". В 3.21 мск поезд прибыл на станцию Пермь-2. Было уже совсем светло. Электричку на Углеуральскую предстояло ждать почти 2 часа. В вокзальном кафе "Стрела" не было никого, кроме сонно-безразличной кассирши. Я взял что-то невкусное и компот - тоже не особо вкусный...
        После 5 утра открылись пригородные кассы на привокзальной площади. Билет до Кизела обошелся в 290 руб. и был разбит на билеты Пермь-2 - Углеуральская и Углеуральская - Кизел. Электричка состояла из 4-х вагонов; сидячие места были заняты примерно на 2/3. Около 9.15 электропоезд прибыл в Углеуральскую и через 17 минут отправился дальше в Кизел; прошли новые контролеры.
        В 10.05 я вышел на ст. Кизел и не узнал ее - вместо такого памятного по 2011 году старинного вокзала возвышалось нечто новенькое, очарование прошлых лет улетучилось вовсе...
        Первоочередной задачей был вызов такси. Позвонив 83425552000, я заказал машину до Северного Коспашского - "до 41-й шахты 400 рублей, высылаю машину" - прозвучал девичий голос. Раздолбанная "99-я" прибыла минуты через две. Мои попытки поговорить о продолжении поездки в сторону Ослянки были жестко пресечены мрачным водителем. Дорога плохая, с выбоинами и ямами, ехали мы, как мне показалось, почти полчаса. Часть пути пришлась на очень узкую булыжную дорогу, с нависающими деревьями по краям.
        - Вас где высадить, на автобусной остановке? - спросил шофер, когда мы въехали в поселок.
        - Да, - почему-то ответил я.
        Проехав мимо нескольких местных жителей, таксист заложил вираж и затормозил у традиционно неприглядной остановки.
        - И куда мне теперь? - спросил я.
        - Там дорога была, мы проезжали...
        - То есть, мне теперь назад и направо?
        - Да.
        Я пошел назад, поглядывая вслед медленно удаляющейся "99-й". Местные жители куда-то испарились. Через несколько сот метров вправо отошла щебеночная дорога, но ее чрезвычайно ухабистый вид вызывал сомнения в том, что она протянется до самой Ослянки. "Надо смотреть карту...". Перебирая распечатанные листочки карт, я не обнаружил Кизела и его окрестностей и вспомнил, что и не собирался в свое время его печатать за ненужностью.
        В поисках дороги на Ослянку я продвинулся еще на несколько десятков метров, и действительно - вправо отошла еще одна - булыжная - дорога, теперь уже сомнений не было никаких. Вдали показались две женщины в рабочей одежде, поравнявшись, я, скорее для поддержания разговора, нежели ради интереса, спросил "Это дорога на Ослянку?" Ответ был неожиданным: "Нет, это на Талый, на Ослянку - там, пойдемте по тропинке". И мы вернулись на "ухабистую" дорогу. "Все прямо, в гору." Это случайное упоминание Талого помогло в последний день похода в срок выйти к железной дороге.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Ослянский тракт потянулся в гору. Никакого движения по дороге не было - первая машина - "Нива" (она заглохла на подъеме во встречном направлении) встретилась уже на подходе к реке Няр. У старого непроезжего моста, по которому я переходил реку 5 лет назад, стоял ГАЗ-66, дымился костер, суетились несколько человек. Чтобы не вторгаться в чужой отдых, я перешел Няр в стороне - по машинному переезду глубиной не более 10 см. Существует ли до сих пор старый мост, осталось неясным. Пройдя ур. Семеновка, устроил привал.
       
       

сторона квадрата 2 км


        На протяжении дальнейшего пути навстречу проехала "буханка" и, когда я очередной раз прятался в тени леса, что-то (судя по всему, мотоцикл) протарахтело в попутном направлении. Несколько раз, при соответствующем направлении тракта, в дальнем мареве показывались вершины Ослянки. В 19.50 был пройден поваленный указатель развилки Верхняя Косьва - Троицк - Рассольный. Он лежал в том же месте, что и 5 лет назад, но кто-то обновил названия направлений белой краской. Мой путь лежал на Троицк, дорога сузилась, заметно смеркалось. Набрав воды из Рассольной (речка обнаружилась лишь по журчанию) - что было везением, поскольку Рассольную-1 и Рассольную-2 следующим утром вообще не заметил, примерно в 20.30 остановился на ночлег. За день пройдено 30 км.

       
       

сторона квадрата 2 км


                27 июля, среда
        В 5.45 продолжил путь по троицкой дороге, в 6.27 подошел к развилке и свернул влево, на север. Пройдя немного по бывшей просеке, лесная дорога свернула влево и влилась в обозначенную на карте грунтовку северо-восточного направления. Внезапно раздался звук работающей техники - и вскоре справа остался въезд на небольшую, возможно, однократную, вырубку. Пройдя достаточное расстояние на север, свернул в лес и в 11.16 вышел на берег Косьвы. Чуть выше виднелся перекат, там я и перешел. Вода не поднималась выше половины колена.
        На картах обозначены какие-то дороги, идущие рядом с рекой Вогулкой, планировалось пробиваться к вершине Ослянки по ним. С берега Косьвы был виден призрак рыбака с удочкой у устья Вогулки. Насколько этот призрак был материален, узнать не удалось - я срезал путь к Вогулке через лес и остановился на привал с чаепитием.
        Дорог никаких найдено не было, и начался трудный подъем вверх по Вогулке. Вначале ширина реки составляла около трех метров. Русло и берега завалены деревьями и большими камнями. Местами течение срывается в маленькие водопады - следствие крутого уклона (фото). Движение было крайне медленным - каждый шаг требовал раздумий о том, куда ставить ногу. Когда высота перевалила за 500 метров, лес заметно поредел, уменьшилось и количество упавших деревьев - идти стало заметно легче. Вогулка превратилась в узкий, но бурный ручеек, который пару раз исчезал под землей. У края такого исчезновения я наметил ночлег (19.00). Слева виднелся тянущийся сверху язык каменных обломков. На десерт был сварен черничный компот. За день пройдено 12 км.

        28 июля, четверг
        В 5.53 начал подъем с высоты 606 м. В последний раз прорвалась из-под земли Вогулка, чтобы исчезнуть окончательно (чуть ниже, чем 59°09,90' СШ, 58°30,39' ВД), но бульканье под камнями слышалось еще долго. Лес редел, языки лимонно-желтых от лишайника ризокарпона (фото) каменных рек становились шире. На высоте около 650 метров появились обильные черничники (внизу ягод было мало), выше 800 м черника почти исчезла, сменившись голубикой. Над зарослями можжевелового стланика кое-где торчали одиночные ветки малины... На плато между двумя вершинами Ослянки (высота около 1000 м) я взобрался в 8.13, а ровно в 9 утра уже стоял на высоте 1119 (высотомер навигатора показал 1116). На небольшом останце был воткнут хлипкий красный флажок. Кроме того, о посещении человеком этих мест свидетельствовали сложенная пирамидка из камней, а также разбросанные на большой площади клочья желтой кожаной куртки. Кто и зачем рвал куртку, остается только гадать. Я спустился на плато к рюкзаку.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Теперь по плану следовало двигаться на север, оставляя слева второй пик Ослянки и по возможности сохраняя высоту. Пересекая седловину, я обнаружил несколько ям со стоячей (наверно, дождевой) водой. Идти по крупно-каменным развалам восточного склона Ослянки оказалось вовсе не просто и через некоторое время я счел за лучшее спуститься в лес и поискать дорогу на север; кроме того, на северо-востоке собирались грозовые тучи - и прятаться было бы желательно под елью. Дождь побрызгал несильно, но одежда промокла насквозь во время дальнейшего движения по лесу и по заросшей просеке. Просека эта по ходу пересекалась с заросшими лесовозными дорогами. Выбирая благоприятные направления, и совершив напоследок бесконечно долгий, как показалось, марш по лесу без дороги, в 16.30 я вышел на грейдер Большая Ослянка - Камень прямо у разрушенного моста через Южную Ослянку. Как обычно, в таких местах дорога временно раздваивалась, чтобы пересечь реку вброд. Солнце клонилось к закату. Отставание от графика похода составило 1 день. Напрашивался альтернативный путь - дойти по грейдеру до Большой Ослянки, затем по дороге вдоль Косьвы - до Малой Ослянки, перейти Косьву и у устья Березовки вписаться в маршрут... Но чего-то в этом плане не хватало, возможно, красоты, и я решил все же следовать намеченным маршрутом. Для этого перебрался через Южную Ослянку по развалинам моста (можно было перейти также по машинному броду) (17.00), вскоре форсировал вброд Восточную Ослянку (17.26), прошел около трех километров в сторону ур.Камень и без особого труда нашел прогалину в придорожных кустах, которая и оказалась началом искомой дороги на север, в сторону реки Малой Ослянки.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Чтобы убедиться в единственности этого пути на север, прошел еще немного вперед. В водоем справа грузно плюхнулся какой-то зверь. Вскоре пришел черед пугаться и мне - со стороны Камня послышался какой-то гул и тарахтение. Оперативно зашел в лес, и тут же в сторону Большой Ослянки проехали пять мотоциклов. Уже по их следам я возвращался к своей прогалине на север.
        В 18.35 перешел р. Северную Ослянку, набрал воды, продвинулся на несколько сотен метров вперед и остановился на ночлег. Пришлось потратить время на сушку одежды. За день пройдено 16 км.

        29 июля, пятница
        Спалось плохо и уже в рекордные 3.01 по Москве вышел на дорогу. Высушенная одежда мгновенно намокла вновь. Дорога стала зарастать и легче оказалось идти рядом по лесу. На космических снимках из "яндекс-карт" видно, что в какой-то момент моя зарастающая дорога близко подходит к р. Малой Ослянке и просеке, идущей вдоль нее. Здесь я оставил дорогу и через довольно чистый лес двинулся наперерез Малой Ослянке. Просека на подходе к реке оказалась сильно заросшей (не удивительно, таковой она была и пять лет назад). После того, как на реке удалось впервые в этот день наконец попить чаю (6.00), принял решение прорываться к Косьве напрямик через лес, стараясь двигаться по линиям равной высоты, чтобы не тратить силы на лишние подъемы и спуски. Лес в основном представлял из себя давно заросшие вырубки - с уже взрослыми довольно редко стоящими березами и елями. Обилие света дало рост мощным травам и цветам. В этой высокой траве часто встречались звериные тропы и лежки. Много было и малины, и красной смородины.
       

сторона квадрата 2 км


       
       Около 14.00 начал обход слева, придерживаясь высоты около 600 метров, горы Боярская - за которой следовал уже спуск к Косьве. Дождь застал на южном, крутом склоне горы. Опять все вымокло. Лес на западном склоне Боярской сильно засорен буреломом, что привело к многочисленным падениям при спуске. В 16.18 была пройдена обозначенная на карте дорога, идущая на некотором расстоянии от Косьвы и параллельно ей (к этой дороге я вышел по случайно найденной заросшей грунтовке), а в 17.00 передо мной открылась Косьва, напротив было видно устье Березовки. Без промедления я перешел Косьву вброд (вода поднималась на пол-колена) и двинулся вверх по Березовке - чередуя ход по берегу и по руслу реки. В 18.00 стало ясно, что силы на сегодня исчерпаны, и я остановился на ночлег на правом по ходу берегу Березовки. Опять пришлось сушить одежду. За день пройдено 13 км.

        30 июля, суббота
       
       

сторона квадрата 2 км


        В 6.40 тронулся вверх по Березовке. Как и вчера, приходилось чередовать движение по берегам и по руслу реки. На левом по ходу берегу иногда появлялись смутные колеи, которые так и не превратились в дорогу. В месте раздвоения Березовки я, как и планировалось, вошел в лес и взял курс на запад, чтобы кратчайшим путем добраться до грейдера на Верхнюю Косьву. Вскоре под ноги попались углубленные колеи - наверно, по ним снизу когда-то вывозили лес. Довольно долго удавалось идти вдоль этих заросших колей и лишь на финише пришлось оставить это направление. В 11.43 вышел на грейдер.
        Я прошелся по дороге в поисках входа в лес - где-то здесь карта показывала лесную дорогу, соединяющую грейдер и Луньевскую УЖД. Ничего, однако, найдено не было и пришлось снова идти лесом, оставляя слева гору Березовый Камень. Оставание от графика в 1 день сохранялось и нагнать его теперь можно было только за счет ночного движения, которое было бы возможно, если бы бывшая Луньевская УЖД была хороша для пешего хода. В противном случае я собирался вернуться на грейдер и идти знакомой дорогой на Северный Коспашский, как и в 2011 году не выполнив и половины программы похода. Таким образом, все должно было решиться в ближайшие часы.
        В 13.38 я вышел к бывшей узкоколейке - по-видимому, в месте бывшего разъезда - имелись две разнесенные метров на 10 насыпи. Дорога по насыпи была в прекрасном состоянии - не мешкая, я свернул на юго-запад.
        О железной дороге напоминали только вмурованные в насыпь шпалы да редкие костыли... Кое-где по обочинам в вечерних лучах краснела земляника... Около 16.30 я подошел к разрушенному мосту через приток реки Полуденной. После моста (рядом был машинный брод) на насыпи появилось много ивового кустарника, который, впрочем, поначалу не являлся особой помехой движению. Тем не менее, я с тревогой убедился, что источником движения на моей дороге является отнюдь не поселок Речной, а грейдер позади - то есть дальше дорога будет ухудшаться. В 18.21 позади остался разрушенный мост через Сюзь, и почти сразу немногочисленные следы колес съехали с насыпи вправо и углубились в лес. Надежда, что, обойдя какое-то препятствие, они вернуться, быстро угасла. Заросли ивняка мешали идти, и скорость стала падать. Спускались сумерки. В 19.13 я перешел реку Рассоху. В течение следующего получаса движения в полутьме дорога все ухудшалась - стало ясно, что разумнее будет остановиться. Справа доносился шум реки - подойдя к Рассохе, я остановился на ночлег (21.00). За день пройдено 25 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        31 июля, воскресенье
        Примерно в 3 часа ночи по потолку застучал дождь. Для облечения рюкзака я не брал большую пленку, а имеющийся кусок закрывал только центр палатки, соответственно, края стали протекать. К счастью, совершенно случайно, середина палатки оказалась, так сказать, на возвышенности, и этот остров оставался сухим. Тем не менее, неминуемое после выхода полное промокание одежды стало представляться чуть ли не катастрофой. Пока я решил заново разложить вещи по пакетам с учетом предстоящих в пути потоков воды сверху. Кроме того, надлежало побриться (воды в палатке скопилось достаточно) - сегодня планировалось возвращение в цивилизацию. К пяти утра дождь утих, а суета в палатке настроила на рабочий ритм. Поэтому ничто не помешало после сворачивания лагеря спокойно выпить утренний чай - благо, укрыться от возможного дождя можно было рядом под густыми елками. В 5.53 я двинулся в сторону Речного.
        Дорога не улучшалась, однако появились признаки присутствия каких-то лесовиков - валяющиеся на земле срезанные сучья ив заставляли спотыкаться, одно из многих упавших на дорогу деревьев было спилено, некоторые шпалы вывернуты из земли. Это позволило, с большой долей сомнения, отнести все эти признаки к результатам поисков металла.
        В 7.44 я приблизился к урочищу Речной. Мост через приток Рассохи разрушен (фото), правда, некоторые, наверно, могут перейти пропасть по единственному бревну, я же обошел низом. Всего в Речном удалось увидеть в отдалении 2 целых необитаемых дома. Дальше в сторону ур. Новый пошла хорошая лесная грунтовка. Около 12 часов я правым краем миновал это урочище, не заметив никаких построек - и по совсем хорошей каменистой дороге начал подъем в гору, готовясь к поискам обозначенной на карте пещеры.
        Вскоре благодаря навигатору выяснилось, что где-то в Новом УЖД потеряна, и я срезаю дугу (см. карту), оставляя искомую пещеру почти в двух километрах справа. Пришлось свернуть в лес, и через 45 минут я вновь вышел на бывшую УЖД чуть левее разрушенного моста через приток Чаньвы. Скалы здесь подходят вплотную к узкоколейке, затем несколько отступают, после чего приближаются вновь - именно здесь и расположена пещера. Координаты, зафиксированные навигатором у входа: 59°15,12' СШ, 57°51,70' ВД. Сначала глыбы нависают прямо над головой, затем пространство расширяется... Перед пещерой было сложено расколотое вчетверо полено, больше посторонних предметов не замечено. В высокой траве, которой поросла насыпь, можно увидеть след одно-двукратного прохода человека или крупного животного.
       

сторона квадрата 2 км


        От пещеры я отчалил в 14.00. Становилось ясно, что предполагаемый выход к Александровску до отправления электрички на Кизел (19.44) вряд ли возможен. Правда, при опоздании можно было бы взять машину до Кизела - но работает ли местная служба такси в позднее время - это было неизвестно. Кроме того, неизвестно было и состояние намеченной мной дороги на Александровск - нельзя было исключать, что по ней не дойдешь до места назначения и до утра. Единственное, что было совершенно очевидно - надо поторапливаться.
        По насыпи из-за травы и всевозможной поросли идти было неудобно, я двигался параллельным курсом, постепенно заворачивая к югу. Промокшая утром насквозь одежда наконец высохла. О радиальном броске к Анюше, конечно, уже можно было забыть. В 15.17, вслед за УЖД, перешел р. Коспаш (мост разрушен), а в 16.13 подошел к пересечению с дорогой из ур. Новый (с нее я сошел, отправившись к пещере). Теперь нужно было глянуть на дорогу до Александровска, которая отходила несколько севернее. Дороги не оказалось - была сильно заросшая просека. Таким образом, осталось только идти прямиком в Кизел и постараться успеть до двух ночи. Карты не было, поэтому пришлось судорожно напрягать память. Я помнил, что УЖД идет в Талый, а о существовании дороги Талый - Северный Коспашский говорили женщины на старте в Северном Коспашском. Дальнейший путь в Кизел был уже известен и даже пройден в 2011 году. Общее расстояние до Кизела я оценивал в 25 км.
       

сторона квадрата 2 км


        В 17.08 продолжил путь на юг по насыпи бывшей Луньевской УЖД. Хоть дорога и начала зарастать, видно, что до совсем недавнего времени ею пользовались; идти удавалось довольно быстро. К 19.00 подошел к месту слияния двух узкоколеек (ур. Новокоспашский Кордон) (см. карту), а в 19.10 перешел по мосту приток Коспаша. В 19.35 слева подошла другая дорога, и качество получившегося "большака" улучшилось радикально - теперь можно было идти и в темноте с максимальной скоростью.
        Примерно через час открылось сумеречное пространство с силуэтами одиночных необитаемых построек. Очевидно, это был Талый, и где-то неподалеку начиналась дорога на Сев. Коспашский... Вот слева примкнул хороший грейдер, и где-то вдали по нему мелькнуло освещенное окно. Уникальная возможность спросить дорогу, ведь местное время приближалось к 24 часам... Но пейзаж развалин в ночи рождал смутную тревогу.. Я прошел чуть дальше, и узкоколейка незаметно исчезла среди наезженных машинами колдобин. Идти в чистое поле среди ночи смысла не было, я повернул по грейдеру в сторону погасшего уже окна... Направление было восточное. Слева мелькнули несколько фонарей у домов, залаяла собака - я ускорил шаг. Светлая выемка в лесу указывала на восток. Когда надежда на то, что дорога повернет к югу почти исчезла, и я собрался останавливаться на ночь, смирившись с потерей обратных билетов, светлый проем впереди исчез - дорога повернула.
        Грейдер повернул на юг. Пытаясь идти предельно быстро, временами подкрепляясь конфетами, я зашагал вперед. Пошло булыжное покрытие. Лишь в одном месте встретились затруднения - на перекрестке можно было повернуть налево или направо, но путь направо быстро кончился тупиком. Ни одной машины за все время моего нахождения на этой дороге не встретилось.
        В 23.06 я подошел к тому месту, где 5 с лишним суток назад спрашивал дорогу на Ослянку. Расстояние до Кизела отсюда составляет 13 км, и шансы успеть на электричку в 2.04 были неплохими. На дорогу с лаем выскочила собака, и я решил на всякий случай поискать палку. В это время метрах в 50-и впереди на Кизеловской дороге послышался шум машины. Бросив поиски палки, я ускорил шаг, но не успел - "Скорая помощь", трясясь на ухабах, медленно удалилась в нужном мне направлении. Надо было идти пешком, и побыстрее. Через некоторое время меня обогнал мотоцикл с седоком, затем - квадроцикл, последней проехала "Нива" с одним водителем. Я не голосовал, а попыток притормозить никто не делал. Дважды меня пугали стаи бродячих собак, впрочем, и сами собаки пугались, бросаясь врассыпную. За день пройдено 45 км.

        1 августа, понедельник
        В самые первые минуты суток из темноты навстречу вынырнул мотоцикл. "Тебя подвезти, что ли?" И мы поехали, тщательно притормаживая на многочисленных выбоинах. В 0.25 я слез у вокзала Кизела. От денег парень отказался, хотя эта поездка, очевидно, принесла ему убыток - ведь он направлялся в другую сторону. Пользуясь случаем, говорю еще раз большое спасибо ему и всем готовым помочь ближнему людям. Неизвестно, успел бы я на электричку своим ходом - как потом выяснилось по данным навигатора, за час (23.06 - 00.03) ходьбы, как казалось, на максимальной скорости, я преодолел всего 4 километра, а оставалось еще более 8-и.
        После переодевания в чистую одежду я вошел в вокзал. Пассажир был только один - и как в далеком уже 2011-м он оживленно разговаривал сам с собой. К отправлению электрички народ подтянулся. Бригада этого рейса была полнокровной - 2 мощных охранника, 2 билетерши, туда-сюда фланировала уборщица... В 6.30 мы прибыли в Пермь, а в 9.40 на поезде Северобайкальск-Москва я отправился в Киров. На верхней полке (место 38) удалось 2-3 часа поспать - предыдущая ночь была бессонной. Бабушка снизу ехала до Зуевки. Вагон заполнен на 100% или близко к этому.
        В 17.04 поезд прибыл в Киров, и, не тратя время на поиски камеры хранения, я с рюкзаком вышел на привокзальную площадь, сел в автобус №3 и доехал (около 15 минут, билет - 20 руб.) до остановки Трифонов монастырь, где по адресу ул. Герцена, 5 расположен столь запомнившийся по походу 2013 года магазин изделий народных ремесел. Здесь я с удовольствием приобрел дымковскую курочку, великолепных яранских уточку и сову (см. фото), а также хохломскую кадочку. Теперь можно было ехать назад.
       В буфете кировского вокзала удалось неплохо поесть рублей на 200, а в оставшиееся время - заняться осмотром киосков с сувенирами. В 20.30 фирменный поезд "Вятка" отправился в Москву. Заполненность вагона - 100%.
       

        2 августа, вторник
        В 9.43 поезд прибыл на Ярославский вокзал Москвы.
       

сторона квадрата 2 км


       
Иллюстрации:

посадка на электричку Пермь-2 - Углеуральская
посадка на электричку Пермь-2 - Углеуральская

начало "Ослянского тракта"
начало

Ослянская дорога, вид на г. Ослянка
Ослянская дорога, вид на г. Ослянка

влево - ур. Верхняя Косьва, направо - ур. Троицк и Рассольный
влево - ур. Верхняя Косьва, направо - ур. Троицк и Рассольный

влево - ур. Троицк, направо - Рассольный
влево - ур. Троицк, направо - Рассольный

после поворота с дороги на ур. Троицк
после поворота с дороги на ур. Троицк

р. Косьва, вид с восточного берега после переправы
р. Косьва, вид с восточного берега после переправы

р. Вогулка немного выше устья
р. Вогулка немного выше устья

ловушка на куницу+борец высокий (растение справа от ствола)
ловушка на куницу+живокость высокая (растение справа от ствола)

труднопроходимое русло Вогулки
труднопроходимое русло Вогулки

незадолго до исчезновения Вогулки под камнями
незадолго до исчезновения Вогулки под камнями

лишайник ризокарпон географический
лишайник ризокарпон географический

подъем на Ослянку, вид назад
подъем на Ослянку, вид назад

подъем на Ослянку, вид назад
подъем на Ослянку, вид назад

на вершине
на вершине

горец змеиный
горец змеиный

обход второй вершины Ослянки справа
обход второй вершины Ослянки справа

на дороге восточнее г. Ослянка
на дороге восточнее г. Ослянка

мост через Южную Ослянку
мост через Южную Ослянку

дорога в сторону ур. Камень
дорога в сторону ур. Камень

переход Восточной Ослянки
переход Восточной Ослянки

спуск к р. Северной Ослянке
спуск к р. Северной Ослянке

р. Северная Ослянка
р. Северная Ослянка

дорога к северу от р. Северной Ослянки
дорога к северу от р. Северной Ослянки

29.07.2016, дорога в сторону р. Малой Ослянки
29.07.2016, дорога в сторону р. Малой Ослянки

р. Малая Ослянка
р. Малая Ослянка

латук сибирский
латук сибирский

по лесу к Косьве
по лесу к Косьве

обозначенная на карте дорога вдоль р. Косьвы
обозначенная на карте дорога вдоль р. Косьвы

р. Косьва
р. Косьва

бодяк полевой (?)
бодяк полевой (?)

р. Березовка, слева на камнях - белокопытник лучистый
р. Березовка, слева на камнях - белокопытник лучистый

грейдер на ур. Верхняя Косьва
грейдер на ур. Верхняя Косьва

бывшая Луньевская УЖД, начало пути
бывшая Луньевская УЖД, начало пути

мост через приток реки Полуденной
мост через приток реки Полуденной

зарастание дороги
зарастание дороги

р. Сюзь
р. Сюзь

р. Рассоха
р. Рассоха

на подступах к ур. Речной
на подступах к ур. Речной

мост через приток Рассохи в ур. Речной
мост через приток Рассохи в ур. Речной

мост через приток Рассохи в ур. Речной
мост через приток Рассохи в ур. Речной

дом в ур. Речной
дом в ур. Речной

дорога ур. Речной - ур. Новый
дорога ур. Речной - ур. Новый

р. Рассоха
р. Рассоха

дорога ур. Речной - ур. Новый
дорога ур. Речной - ур. Новый

на выходе из ур. Новый: влево - в сторону реки Коспаш, направо - на карьер
на выходе из ур. Новый: направо - на карьер, влево - в сторону реки Коспаш

мост через приток Чаньвы (см. текст)
мост через приток Чаньвы (см. текст)

в пещере
в пещере

бывшая Луньевская УЖД на подходе к мосту через Коспаш
бывшая Луньевская УЖД на подходе к мосту через Коспаш

мост через р. Коспаш
мост через р. Коспаш

бывшая Луньевская УЖД после моста через Коспаш
бывшая Луньевская УЖД после моста через Коспаш

грейдер из ур. Новый
грейдер из ур. Новый

продолжение УЖД в сторону п. Талый
продолжение УЖД в сторону п. Талый

продолжение УЖД в сторону п. Талый
продолжение УЖД в сторону п. Талый

ур. Новокоспашский Кордон, слияние двух УЖД, вид назад
ур. Новокоспашский Кордон, слияние двух УЖД, вид назад

мост через приток р. Коспаш
мост через приток р. Коспаш

подход дороги слева
подход дороги слева

продолжение УЖД в сторону п. Талый
продолжение УЖД в сторону п. Талый

внутри нового вокзала ст. Кизел
внутри нового вокзала ст. Кизел

глиняные игрушки: в центре - дымковская, по краям - яранские
глиняные игрушки: в центре - дымковская, по краям - яранские

посадка на поезд Киров-Москва
посадка в поезд Киров-Москва