Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Голенищево-Торопец


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:16-22 сентября 2011 г. Великолукский и Локнянский районы Псковской и Торопецкий район Тверской областей.
       План: 1 день - От Великих Лук доехать на автобусе до деревни Голенищево, пройти до церкви на север, свернуть на Атрепово, затем - река Пузна, река Смердель, река Чернушка. Заночевать у устья Чернушки. 2 день - переправиться через Локню, осмотреть урочище Шипово, двигаться вдоль Локни до Осипова Села. В случае невозможности переправы идти через Любомирово и ур. Боры до моста у д. Рожново. От Осипова Села идти до д. Барсуки. Далее - либо идти к предполагаемому броду через Ловать в районе Малого Хочужа с выходом к д. Овиново (рискуя пройти напрасно около 8 км в случае невозможности перехода реки), либо идти до моста в с. Подберезье, далее - Избоево-Елдыгино-Овиново. 3 день - двигаясь лесной дорогой на восток, достичь ур. Губаниха. 4 день - через Стешино и Усвятово выйти к д. Краснодубье. 5 день - в 7.55 уехать на автобусе до Торопца. Осмотреть город и в 10.40 уехать на поезде Великие Луки-Бологое.
       Карты:При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:100 000 (100k--o36-109, 100k--o36-110, состояние местности 1984 г., издание 1988 г.), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этих карт, распечатанные на цветном принтере, применялись в походе. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com.
        Сопутствующие обстоятельства: Данный маршрут был разработан на основе маршрута Сопки-Насва (май 2011) (см. страницу нашего сайта) с тем, чтобы устранить некоторые недоработки и неясные моменты. Около 4/5 расстояния было пройдено по новому пути, 1/5 - по старым следам, но в обратном направлении.
       Погода: 17.09 - пасмурно, вечером - кратковременный дождь; 18.09, 19.09, 21.09 и 22.09 - переменная облачность, 20.09 - утром - небольшой, а вечером примерно с 15.30 до 18.30 - сильный дождь. Дневные температуры - около 15 градусов, ночные 8-10.
       Природа:Начало листопада. Лес смешанный - береза, осина, ель, дуб. Количество дубов уменьшается с продвижением к Тверской области. В подлеске обычен орешник. Сосны почти нет. Грибы - больше всего подберезовиков и чернушек. Комаров довольно много, докучают также лосиные мухи. Клещей нет. Звериные следы - медвежьи, кабаньи, лосиные. Во время движения часто вспархивали крупные птицы. Попадались следы работы бобров. Видел вышедшую на дорогу черно-бурую лису (на подходе к д. Уварово).
        Расписание местных поездов узнавал на unla.webservis.ru, расписание автобусов из Великих Лук - на pskovavtotrans.ru, а из Торопца - на vrigash.ru/content/buses/avtor.html
       Участвовали:1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где синим показан маршрут Голенищево-Торопец, а красным - весенний маршрут Сопки-Насва.
       



        16 сентября, пятница
        Отъезд в 20.08 с Рижского вокзала поездом 661 Москва-Великие Луки. Цена плацкартного билета 627,5 руб. Билеты брались 15 сентября. Вагон заполнен процентов на 80, до конца доехали немногие.

        17 сентября, суббота
        Поезд прибыл в Великие Луки по расписанию в 6.50. Чтобы попасть на автовокзал, надо, выйдя из вагона, следовать по этой же стороне ж.д. в том же направлении, что и привезший поезд. Примерно через 15 минут хода свернуть под железнодорожный мост направо, чуть дальше покажется типичное здание автостанции.
        В 7.20 отправлялся автобус Великие Луки-Псков, у которого нет остановки у нужной мне д. Голенищево, но я решил, что водитель не откажется притормозить. Взял билет с запасом по расстоянию за 132 рубля. Автобус достаточно комфортный. Входя, я попросил водителя притормозить у Голенищева. "Это что, я должен...",- как бы возмущенно начал водитель, но затем вдруг смягчился: "Подойдете". На окраине города к шоферу присоединился напарник. 2 раза автобус останавливался, с криком "опять дымится!" оба выбегали из салона с тряпками и что-то чинили снаружи.
        Когда проехали Насву, я перешел в начало салона и спросил: "А Голенищево близко?" "Не знаю я, где это ваше Голенищево...", - пробурчал водитель, что, однако, не помешало ему через несколько минут крикнуть напарнику "Тормози, Голенищево!". Краем глаза я взглянул на деревню - жилая - и двинулся на север. После моста через р. Вихринку справа показалось большое кладбище с новой часовней. Через несколько сот метров увидел слева в стороне от шоссе разрушенную церковь Святителя Николая Чудотворца (см. фото), в которой (по данным Википедии) венчался М.И. Кутузов. К церкви ведет грунтовка, которая имеет продолжение справа от шоссе (соответствует карте). Я дошел по ней до ж.д., но здесь она и закончилась. Пробираясь через мелколесье по компасу наткнулся на заросшую, слабенькую дорогу, которая в 10.43 вывела к заметной полевой грунтовке, подошедшей с запада. По ней сначала миновал безымянное урочище (на карте обозначены сараи) с яблонями, а затем вышел к ур. Атрепово (сохранились только яблони и бетонные столбы без проводов). В 11.17 моя дорога пересеклась с другой. Я повернул направо, но оказалось, что это тупиковый отрезок, по которому подьезжают для рыбалке к реке Пузне или Вихринке (какая из них, я так и не понял). Вернулся назад, в 12.16 продолжил путь прямо. В 12.36 дорога исчезла на опушке березовой рощи. Я направился по компасу и около 13.00 вышел к широкой старой просеке с колеями и тропинкой (см. карту), повернул направо, к Пузне. У реки дорога должна была раздвоиться. Но поворота в сторону обозначенного моста я не нашел, а ветвь на север вскоре начала глохнуть. Идти стало сложно, и я решил, как и планировалось, переправиться через Пузну и найти показанную двойной линией дорогу. Реку по упавшему дереву форсировал в 14.44, двигался по лесу по компасу и в 16.09 вышел на широкую, приятную пешеходу насыпь. Уже в 16.18 оказался на обозначенной на карте развилке север-восток и взял направо. В 16.49 по автомобильному броду перешел реку Смердель (глубина по колено). Дорога свернула на северо-восток вдоль реки (проходит мимо хорошо оборудованной стоянки рыбаков, на длинном столе расставлена перевернутая вверх дном посуда), продолжения на восток насыпи (по которой собирался идти) я не нашел, хотя на космических снимках оно отчетливо видно.
        К 7 вечера дорога вывела к броду через Смердель недалеко от ее устья. Сюда же с юга вышла другая дорога. Пролился небольшой дождь. Темнело. Неожиданно выяснилось, что забыты опорные дуги палатки, поставил ее с помощью колышков и веревок под двумя большими сросшимися вязами. За день пройдено 17 км.
       
       

сторона квадрата 2 км


        18 сентября, воскресенье
        В 9.25 двинулся по замеченному вчера свежему колесному следу грузовика на юг. Утро было туманным. Я миновал безымянное урочище и уже в 9.56 стоял у не обозначенного на карте брода через Локню. Здесь река разделилась на 2 протоки. Ближайшая, широкая и мелкая, была усеяна камнями, вторая текла среди зарослей осоки и ситника (?). Я без труда перешел обе чуть левее длинного автомобильного брода. Вода поднималась немного выше колен. Дорога (если бы не примятая недавним грузовиком высокая трава, не потерять ее было бы сложно) выбралась на коренной берег и пошла на некотором отдалении от реки. Кое-где торчали бетонные столбы без проводов. Несколько раз предполагаемый грузовик съезжал в сторону и возвращался на "магистраль" - то ли искал место для стоянки на берегу, то ли просто сбивался с пути. В какой-то момент встреченная по второму разу в траве раздавленная сигаретная пачка указала, что иду в обратном направлении. Пришлось оставить колесный след и довериться компасу. Вскоре наткнулся на заросшую дорогу, она вывела к бывшей д. Шипово (показана только на довоенных картах) - напротив устья реки Чернушки, вблизи брода через Локню. Еле заметные колеи, описав дугу для плавного спуска с крутого берега, подошли прямо к воде. (13.30). Продолжения дороги не было, пришлось снова воспользоваться компасом. Лес захламлен валежником, к реке тянутся овраги. Берег по большей части зарос крапивой, иногда вместе с ежевикой, все это переплетено хмелем, что делает движение крайне медленным. Наконец в 16.07 была найдена искомая дорога (постепенно улучшалась) вдоль Локни. В 17.30 я миновал д. Савино, в которой насчитал 3 жилых дома. Далее, естественно, дорога уже не терялась. Последние сотни метров перед следующей деревней Горки (жилая) даже появилась насыпь, влившаяся в главную улицу, которая преобразилась в хороший грейдер на Рожново. Почти сразу меня подобрала "шестерка". Мужик возвращался в Осипово Село. Пока ехали, я ответил ему, откуда иду и где перешел Локню. Меня же интересовало, можно ли перейти Ловать вброд, или лучше сразу идти к мосту в Подберезье. Водитель сказал, что сейчас вода невысокая: "Пройдешь!". И объяснил, где - из Барсуков нужно идти в Починки, там яблони, и в реке - трава в виде трубочек. "Там и перейдешь." Когда мы доехали до начала грунтовки, по которой мне предстояло войти в лес, у него возникла мысль позвонить знакомому в Барсуках, чтобы он меня встретил и объяснил поточнее, где можно перейти Ловать. Я удержал его от этого.
        Путь вдоль Локни был знаком по весеннему походу. Смеркалось. Примерно на расстоянии 2 км. от Осипова Села дорога вышла на поросший дубами и березами высокий и крутой берег с видом на изгиб реки. Редко выпадало ночевать в местах такой красоты. За день пройдено 15 км.

        19 сентября, понедельник
        В 9.35 утра я тронулся в путь. На протяжении сотен метров берег был покрыт траншеями времен Великой Отечественной. Дорогу недавно освежил квадроцикл; для проезда были выпилены куски из некоторых упавших стволов. На подходе к шоссе Подберезье-Барсуки стоял синий "фольксваген-Т4". Поровнявшись, я выразил водителю удивление, что не являющаяся внедорожником машина сюда заехала. Водитель, указав на разбитые колеи, пожаловался, что тут он "сел", и его выталкивали. Привез же он грибников.
        В 11.30 я по мосту через Локню вошел в д. Барсуки и, следуя указаниям вчерашнего мужика, сразу же свернул налево, на улицу, тянущуюся по крутому берегу реки. Я миновал маленькую избушку почты (см. фото), спросил еще раз дорогу на Починки, получил ответ и быстро вышел на направленную в поле окраинную улицу села. В начале улицы, как потом выяснилось, я проскочил нужный мне поворот направо. В поле юмористически стоял дорожный знак "движение запрещено". Неубранной оставалась капуста. Вместо востока дорога пошла на север, и около 12.00 я оказался у Ловати значительно ниже предполагаемого брода. Пришлось идти по дороге вдоль реки на восток. В одном месте был заметен заросший спуск к воде. Возможно, когда-то здесь был брод или, может быть, здесь просто ловили рыбу. Чуть дальше при пересечении каменистой гряды русло сужалось, но в движении масс воды чувствовалась такая мощь, что мысли о переправе сошли на нет. Дорога вскоре исчезла. Идти по полю или по узкой полосе леса вдоль берега было трудно, а по кромке русла - практически невозможно из-за переплетенной хмелем крапивы и упавших деревьев. Имело смысл попытаться перейти вброд, чтобы попасть на другой стороне на дорогу Подберезье-Овиново. Дно было твердым, но уже после нескольких шагов глубина достигла полутора метров. Больше до Починок попыток переправы не делал. Идти по полю иногда помогали звериные тропы. Около 14.00 был в Починках. К реке сверху подходила заросшая травой грунтовка. В наличии были приметы брода, сообщенные вчерашним мужиком - яблоня на берегу, заросли ситника (?), вдававшиеся в русло с обоих берегов. Но в середине оставалась широкая полоса открытого речного пространства. Все же, раздевшись, я решил попробовать. Когда вода достигла пояса, тело сжало таким холодом, что очередной шаг я сделать не смог, надо было возвращаться в Барсуки и идти к мосту в Подберезье. Я поднялся на пригорок по направлению бетонных электрических столбов. Стал виден стоящий у берега белый фургон с рекламным телефоном на капоте, рядом ходили какие-то люди, к крыше был приделан тент, а внутрь кузова вела дверь. Что они там делали, осталось загадкой. Скорее всего, намечаются строительные работы.
       С пригорка началась насыпная дорога в Барсуки, и через 30 минут я оказался в начале знакомой окраинной улицы. Я снова шел по деревне. Почти в каждом дворе - богатые цветники. У почты меняли колесо какой-то иномарке. Я миновал табличку с надписью "Пожарный водоем - 100м.". Магазин напротив моста уже работал. (Его расписание: пн, ср, пт - с 12.00 до 16.00; вт - с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 18.00 (19.00?); сб - с 11.00? до 13.00; чт, вс - выходные).
        В 15.40 начал марш-бросок в Подберезье, прошел Зезюли, Курово и Власково. Во Власкове у дороги играли дети. На протяжении шестикилометрового пути меня обогнала всего одна машина - "Газель" с ремонтниками дороги. По мосту через Ловать в с. Подберезье прогуливалась женщина в красном спортивном костюме. Был хорошо виден дом, в котором в качестве кровельного материала использовалась рекламная растяжка. После моста свернул направо в д. Избоево. После деревни грунтовка пошла по насыпи с глубокими колеями, вблизи виляла более ровная объездная полевая дорога. В 18.30 достиг ур. Елдыгино (построек нет), где удалось поесть яблок. Потом дорога втянулась в лес и подошла близко к Ловати. Признаков бывшей деревни Полудино я не наблюдал. В начале девятого вошел в Овиново. Кое-где были видны результаты работы бульдозера - он недавно ровнял дорогу. К одной из яблонь близ дороги приставлена лестница. Сохранилось лишь одно строение - хлев в начале деревни. Уже были густые сумерки. Я пошел к Ловати (200 метров) через заросшее высокой травой поле. Ставить палатку оказалось негде - ивы росли только по кромке воды. Берег низкий. Наполнив котелок, в кромешной тьме вернулся в деревню и заночевал на чердаке хлева. За день пройдено 30 км.
       
       

сторона квадрата 2 км


        20 сентября, вторник
        Утром долго громыхал гром, прошел короткий дождь. Когда готовил еду, около 9 часов утра, за бурьяном со странным незнакомым звуком что-то проехало. В 10.20 начал движение по замеченной еще вчера дороге, которая выходила из середины деревни на восток. Некоторое время рядом маячили бетонные столбы, потом их стало не видно, дорога вошла в лес. Совсем недавно по ней ездили на тракторе или полноприводном грузовике. Вдоль кое-где догнивают сложенные для вывоза бревна. Давняя рубка была выборочной. Километра через полтора-два все следы круто свернули влево, а старая дорога, заросшая, сохранила направление на восток. Я взял влево и через 20 минут вышел к болоту Вязовец. Машины, побывавшие тут недавно, разворачивались метров за 100 от мха, но древние колеи (заходят даже в мох) и уложенные кое-где бревнышки подсказали путь к болоту (см. фото). Кочки были усыпаны спелой клюквой, попадалась брусника и стебли вороники. Я вернулся к развилке и продолжил путь на восток. Дорога хорошо просматривалась в ельниках, на освещенных же местах практически терялась. Помогал свежий след, оставленный то ли зверем, то ли человеком. На одном из заболоченных участков сохранилась гать. В 15.00 дорога уперлась в бурелом - поперек лежали несколько стволов. Перебравшись через первые деревья, я наткнулся на мощные и обширные завалы, закрывающие все восточное направление. Пока прикидывал, куда податься, после двух глухих раскатов грома хлынул дождь как из ведра. Пробираться пришлось напрямик. Некоторые толстенные деревья были обломаны на высоте 3-4 метра, иные выворочены с корнем. Приходилось, хватаясь за торчащие сучья, взбираться на осклизлые под дождем нагромождения стволов с уже отвалившейся корой, затем, с трудом сохраняя равновесие, спускаться с высоты человеческого роста. Выйти из бурелома, пройдя по нему 2-3 км., удалось лишь около 18.30. Вокруг был старый смешанный лес. Одежда промокла насквозь, частично намокли даже вещи в рюкзаке. Дождь прекратился. Для костра пригодным оказался гладкий сухостой орешника, внутрь которого вода не проникла. Горячий дым довольно быстро все высушил. Ночью какая-то птица издавала звуки, похожие на визгливый лай. За день пройдено 13 км.

        21 сентября, среда
        Около 9.40 продолжил путь на восток по найденной вчера непосредственно перед остановкой на ночлег слабенькой, заросшей дороге, которая, дойдя до реки Веенки, потянулась вдоль реки вниз по течению. В какой-то момент, обходя заросли, я перешел на широкую проходимую просеку, двигался по ней, затем вернулся на свою грунтовку. Справа должна была подойти дорога Стешино-Губаниха. Слияния дорог я почему-то не заметил, в результате дошел до самой Губанихи, там развернулся в сторону Стешино. На яблонях Губанихи не было ни одного яблока. Возможно, грузовик, который обновил дорогу из Стешина (свежие следы), приезжал за ними.
        Переправа через Веенку, которая отняла почти полчаса весной, трудностей не представляла - речка обмелела до полного обнажения камней. В 11.27 я наткнулся на ржавый "Рафик" без колес, используемый, судя по всему, охотниками или рыбаками в качестве шалаша - внутри оборудованы спальные места и столик, на котором стояла банка кофе и лежали спички. В 11.40 пересек урочище Семеново(?), на котором наезженная дорога (наезженность началась с "Рафика") ушла вправо. Я же пошел прямо по колесному следу, который вскоре переехал овражек с ручейком. Не сразу я понял, что это - Малая Смата, которая весной выглядела совсем по-другому. Я прошел немного на юг. Колесный след петлял по урочищу, подъезжая к валяющимся в бурьяне остаткам сельхозтехники (ур. Степанцово (?). (Названия существовавших когда-то деревень взяты из трехверстки Шуберта 1890 года).В конце концов я снова оказался на наезженной дороге. Связана ли она с ушедшей в предыдущем урочище направо дорогой, осталось неясным. Около 13.30 достиг ур. Стешино. Миновав 2 развилки, на первой из которых взял влево, а на второй - вправо, вышел на приятную, поросшую цветущим клевером дорогу на ур. Усвятово.
        Построек в урочище не сохранилось. Через Малую Смату строится (по-видимому, в интересах охотничьего общества "Егерь") насыпной переход с трубой внизу. Огороженная территория с охотничьими домиками расположена на правом берегу Малой Сматы метрах в 150 от дороги.
        Грунтовка с моста влилась в хорошо укатанный грейдер (на карте нет) на Уварово. Вдоль тянулась ЛЭП. В Уварово я вошел в 16.20. В том месте, где дорога начинает резкий спуск к мосту через Кунью справа находится памятник погибшим в годы ВОВ односельчанам Уваровского сельсовета и герою Советского Союза - уроженцу Уварова Иванову А.И.
        За мостом расположено село Краснодубье. После моста нужно повернуть направо, затем первый поворот налево - и видна автобусная остановка. Автобус ожидался в 18.45. Связь по МТС в селе отсутствовала. Первые пассажирки появились больше чем за час до отправления. На мой вопрос относительно сверкающего купола, который я заметил, спускаясь к мосту, женщины сообщили, что в двух километрах находится церковь (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Воронцово, см. sobory.ru). Была, по их словам, раньше и церковь чуть ли не напротив автобусной остановки, но "заросла". "Пазик" приехал вовремя. Билет обошелся в 124 рубля. При отправлении в салоне находилось 10 женщин и 4 мужчины. В ходе рейса продолжительностью почти 2 часа число пассажиров достигало 20 человек. Сборщицы клюквы, протягивая друг другу стопки через весь салон, "подлечились" коньяком. Высокий парень с заднего сиденья безапелляционно передавал по телефону своей девушке указание, чтобы к его приходу "пожрать было приготовлено, и пиво стояло". Незадолго до Торопца водитель автобуса, который прикарманил часть выручки, выдавая некоторым пассажирам билеты не на всю уплаченную сумму, подвергся проверке - на "девятке" подъехала контролер. Но билеты были у всех. На конечную остановку - автостанцию - прибыл около 21.00. Расположенный рядом ж.д. вокзал был заперт. Я прошел метров 500 налево по путям, миновал эстакаду над автодорогой, сошел вниз по тропинке и поставил палатку в зарослях ивняка с осинами. Было совсем темно. Ни одного поезда ночью не слышал. За день пройдено 16 км.

        22 сентября, четверг
       Около 8 пошел смотреть город. До центра от вокзала по Советской улице идти минут 40. На окраине - сплошные коробки из серого кирпича, в центре стало веселее. Впервые видел двойные указатели на домах - наряду с современным названием "Советская" с пометкой "исторический Торопец" было и старое - "Миллионная". Сохранился небольшой домик, где провел детские годы патриарх Русской православной церкви Тихон (1865-1925). Город производит приятное впечатление. Самый дешевый одноместный номер в гостинице "Торопа" обошелся бы в 800 руб. К 10.30 вернулся к ж.д. вокзалу, чтобы сесть на поезд Великие Луки - Бологое. К этому же часу подтянулись несколько потертых местных таксистов. Один обратил внимание на меня:
       -Куда едешь?
       -В Осташков.
       -Рыбу ловить?
       -Да.
       -Откуда едешь?
       -Отсюда.
       Этот содержательный разговор был прерван подошедшим поездом.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Не найдена "насыпь" между реками Смердель и Чернушка.
        2. Неясно, существует ли непрерывная дорога между Стешино и Губанихой.
       
Иллюстрации:

церковь Святителя Николая Чудотворца
церковь Святителя Николая Чудотворца

дорога на Атрепово, точка A (см. карту)
дорога на Атрепово, точка A (см. карту)

дорога на Атрепово, на отрезке AB (см. карту)
дорога на Атрепово, на отрезке AB (см. карту)

дорога к реке Пузне, на отрезке CZ (см. карту)
дорога к реке Пузне, на отрезке CZ (см. карту)

дорога вдоль реки Пузны на отрезке ZD (см. карту)
дорога вдоль реки Пузны на отрезке ZD (см. карту)

переправа через реку Пузну
переправа через реку Пузну

дорога на отрезке YF (см. карту)
дорога на отрезке YF (см. карту)

дорога к реке Смердель, точка F, (см. карту)
дорога к реке Смердель, точка F, (см. карту)

дорога вдоль Смердели
дорога вдоль Смердели

дорога в районе ур. Ильино
дорога в районе ур. Ильино


брод через Локню в точке H (см. карту)
брод через Локню в точке H (см. карту)

река Локня около ур. Шипово
река Локня около ур. Шипово

дорога вдоль Локни подходит к д. Горки
дорога вдоль Локни подходит к д. Горки

д. Горки, дорога на Рожново
д. Горки, дорога на Рожново

дорога вдоль Локни
дорога вдоль Локни

д. Барсуки
д. Барсуки

начало дороги на север, к Ловати
начало дороги на север, к Ловати

р. Ловать близ д. Починки
р. Ловать близ д. Починки

дорога Починки-Барсуки
дорога Починки-Барсуки

дорога Избоево-Елдыгино
дорога Избоево-Елдыгино

ур. Елдыгино
ур. Елдыгино

бывшая деревня Овиново
бывшая деревня Овиново

дорога Овиново-Губаниха
дорога Овиново-Губаниха

влево - к бол. Вязовец, прямо - к Губанихе
влево - к бол. Вязовец, прямо - к Губанихе

болото Вязовец, кустарник - мирт болотный
болото Вязовец, кустарник - мирт болотный

вскоре дорога упрется в бурелом
вскоре дорога упрется в бурелом

бурелом на дороге Овиново-Губаниха
бурелом на дороге Овиново-Губаниха

пристанище охотников близ Малой Сматы
пристанище охотников близ Малой Сматы

дорога ур. Стешино - ур. Усвятово
дорога ур. Стешино - ур. Усвятово

насыпь через Малую Смату в ур. Усвятово
насыпь через Малую Смату в ур. Усвятово

дорога Усвятово - Уварово
дорога Усвятово - Уварово

д. Уварово, почта
д. Уварово, почта

г. Торопец, ул. Советская (Миллионная)
г. Торопец, ул. Советская (Миллионная)