Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Павда - Кизел


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:6-14 августа 2011, Верхотурский, Новолялинский и Карпинский районы Свердловской области, Александровский и Кизеловский районы Пермского края.
       План: 1 день - От ст. Верхотурье на такси доехать до поселка Павда. По долине реки Кучумки подняться на г. Павдинский Камень,спускаться с западного склона горы либо на Соликамскую дорогу, либо по лесовозной дороге с выходом и в том, и в другом случае к ур. Кырья. Перейти вброд реку Кырья. 2 день - двигаясь лесовозными дорогами общим направлением на запад, достичь реки Боярской. 3 день - переправиться вброд через Косьву, затем двигаться на запад, в районе горы Березовый Камень выйти на УЖД. Идти по ней на юго-запад. Ночевать на реке Рассохе.4 день - двигаясь по Рассохе, далее просеками на запад, подойти к реке Лытве, заночевать. 5 день - дойти до Всеволодо-Вильвы, сесть на поезд, уехать.
       Карты:При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:100 000 (100k--o40-022,100k--o40-021, 100k--o40-035, 100k--o40-034, 100k--o40-033, 100k--o40-032),состояние местности 1981-82 гг., издание 1984-87 гг., которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этих карт, распечатанные на цветном принтере, применялись в походе. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. Кроме того,на местности (ввиду выхода маршрута за рамки имевшихся подробных карт) использовалась карта Свердловской области масштаба 1:500000, Роскартография 1995 г., состояние местности 1994 г. Перед маршрутом были просмотрены космические снимки в "Яндексе".
       Погода: В первый день - утром и к вечеру небольшой дождь. Остальные дни - ясно. Дневные температуры - около 25 градусов, ночные - около 10.
       Природа:Леса в основном вторичные после вырубок - ель, береза, осина, пихта, сосна. На нетронутых вырубками склонах встречается кедр, но ни одной шишки я не увидел. Период созревания ягод: в большом количестве малина, красная смородина. Довольно много черники. Голубика встретилась только на горе Павдинский камень. Везде много шиповника. Есть земляника. Несколько раз попалась жимолость, на вкус неприятно-горькая. Брусники и костяники мало. Созревает рябина. Грибы - много, но на исходе - подберезовики, подосиновики, сыроежки, колпаки, весенние опята.
        Комары и мухи в умеренном количестве, клещей не было. Следы копытных, также видел следы волчьего выводка. При движении поздним вечером спугнул вышедшую на дорогу лису (?). Бобровых плотин не наблюдалось. Часто вспархивали крупные птицы. По дорогам много ружейных гильз.
       Участвовали:1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        6 августа, суббота

        В 20.05 выехал поездом 050 Москва-Нижний Тагил до ст. Гороблагодатская (проще было ехать днем раньше прямо до станции Верхотурье на поезде 084 Москва-Приобье, однако плацкартные места на него кончились задолго до предполагаемого отъезда). Плацкарт на 050 был в продаже до последнего дня. Стоимость билета со сборами и бельем - 3089 руб. Нефирменных прямых поездов в этом направлении не обнаружено.

        7 августа, воскресенье

        Поезд мчится на восток. Хороший, приятный вагон. Верхний боковой плацкарт не хуже иных купейных мест. Туалет современный (без слива на рельсы). Бумажные полотенца, правда, к вечеру отсутствовали. Урал проехали ночью.

        8 августа, понедельник

        В 2.50 по московскому времени (местное - 4.50), далее везде используется московское время, поезд прибыл на ст. Гороблагодатская (город Кушва). Показалось, что здесь вышло полвагона. На фасаде вокзала - памятная доска, о том, что первой уральской железной дорогой была дорога Екатеринбург-Гороблагодать. В поисках чая я зашел за здание вокзала, где увидел неухоженную клумбу, а за ней - асфальтированную площадку для разворота автобусов, на которой, видимо, кто-то ночью играл в кегли пивными бутылками. Некоторые ряды еще стояли. На обочине в павильоне удалось купить горячий чай.
        Около билетной кассы висело объявление о снижении цен - действительно, билет на расстояние более 100 км обошелся всего в 100 руб. Нужная электричка Нижний Тагил - Серов отправилась в 5.35 (как я и узнавал заранее на unla.webservis.ru). Контролеры проверили билет незадолго до моего выхода в Верхотурье. Наверно, половину пассажиров составляли работники ж.д., которые со своими инструментами и тележками входили и выходили на многих остановках. В Верхотурье (прибыл в 7.42) я безрезультатно поискал вокруг вокзала рекламу такси, затем прошел несколько сотен метров вперед до перекрестка и позвонил по найденному ранее в интернете номеру 89089282902. Вскоре прибыл весьма приличный молодой человек на "Ладе-Калине". Мы заехали в город посмотреть действующий монастырь (Верхотурье было духовным центром Урала) и, не задерживаясь надолго, поехали в пос. Павда (ударение на втором слоге) - начальную точку пешего маршрута. Асфальтовое покрытие чередуется с гравийным примерно в соотношении 1:1. Расстояние около 100 км было преодолено за 1,5 часа и 1500 руб. Поселок Павда широко раскинулся в котловине меж невысоких соседних хребтов, состоит в основном из одноэтажных деревянных домов, замечено и несколько двухэтажных. Рядом с новым мостом через реку Павда - разрушенный старый. На выезде из поселка я предложил водителю продолжить путь, пока позволяет дорога, но продвинуться удалось не более чем на 500 метров, далее "Калина" проехать не могла. Плохая дорога продолжалась еще метров 500 (параллельно шел объезд справа по лесу). Когда дороги снова слились, еще километра 3 трасса была практически идеальной. Здесь я повстречал грибника и мотоциклиста. Больше в этот день и в 2 последующих ни одного человека встречено не было.
        Теперь предстояло идти до обозначенного на карте поворота на север, к горам. Около 12.30 я достиг широкой зарастающей просеки, в кустах на ней стояли какие-то столбики, а вдоль - грейдерная дорога с неожиданным знаком "Остановка запрещена". На старых картах здесь обозначена двухметровая просека, на космоснимках видны ее реальные размеры. Пройдя просеку, заметил отходящую от основной дороги заросшую грунтовку влево. По сомнительным соображениям (возможно, было просто слишком жарко), решил, что это срезка, и она сольется с основной дорогой через несколько сот метров. Спохватился не сразу. Внеплановое посещение склонов горы Шора заняло полтора часа. Вернувшись на положенный путь, я вскоре должен был оставить слева Соликамскую дорогу (Бабиновский тракт), который более ста лет соединял Европейскую Россию и Сибирь. Заросшее ответвление налево было пройдено (см. фото), но полной уверенности, что это именно Соликамская дорога, нет.
       

сторона квадрата 2 км

В 14.27 дорога перешла по мосту реку Павду. Около моста недавно отдыхали, и, похоже, покидали стоянку в страшной панике, поскольку оставили разбросанную бумагу и верхушки срубленных березок. В 15.18 я подошел к искомому повороту направо (координаты уточнил с помощью GPS-навигатора). Дорога хорошая, как практически у всех дорог здесь - в основе - бревна, возможно - кедровые. В 15.44 по мосту перешел реку Белую. Около 16.40 дорога разветвилась - менее торная сохранила направление вдоль р. Белой, достаточно наезженная взяла правей. Эта развилка находится в начале обозначенной на карте вырубки южнее г. Павдинский Камень. Я свернул вправо, дорога вскоре круто повернула налево, и в 16.57 оборвалась на вырубке у подножья горы. Вскоре начался крутой подъем по южному склону, поросшему в основном пихтой и елью. Попадались кедры, на которых не было видно шишек (как и ни на одном кедре в следующие дни). В точке (59.19,78 С.Ш., 59.17,22 В.Д.) я оставил рюкзак на поросшем лесом единственном плоском уступе, где можно было бы переночевать. Накрапывал дождь. Еще выше пошли в основном каменные осыпи с хилыми низкорослыми кедрами, мхами, лишайниками, голубикой. Вершины достиг в 19.20. На укрепленной в железной треноге длинной жерди под бушующим западным ветром неистово трепетал маленький российский триколор (фото). Около 20.00 вернулся к рюкзаку и начал ставить палатку. Поскольку воды не было, ужин готовить было не надо. За день пройдено 27 км.

        9 августа, вторник

сторона квадрата 2 км

Ночь прошла зябко (спальный мешок не брал для уменьшения веса), и в 5.23 я был готов к выходу. Стараясь сохранять высоту, выдвинулся на западный склон, затем спускался в западном направлении, стремясь к лесовозной дороге север-юг. На одно из ее ответвлений наткнулся в 6.50 в точке с координатами (59.19,67 С.Ш., 59.15,39 В.Д.). В 7.33 дорога влилась в более торную, которая в 7.50 вывела к р. Павда. Реку перешел по камням, не замочив ног. В нескольких сотнях метров дальше - развилка, где взял правей. Преодолев затяжной подъем, я в 9.50 оказался на водораздельном хребте, где, к своему удовольствию, увидел пограничный столб между Азией и Европой.
        Около 11.00 я остановился на чай у реки Большая Косьва, см. фото, (возможно, большой она кажется муравьям, которые живут на ее берегах). После чаепития в 12.12 снова встретил Большую Косьву, текущую уже в противоположном направлении, около 13.00 вышел к реке Большая Погорелка. На другой стороне не было никакой развилки, дорога имелась только на северо-запад. Пришлось пробираться по компасу на юг через лес с многочисленными завалами. В 13.42, вскоре после перехода миниатюрной Малой Погорелки, я вышел на Соликамскую дорогу. Судя по всему, ездят по ней не чаще одного раза в 2 года. Около 15.00 дорога вывела к долине реки Кырья и разветвилась - вверх и вниз по течению. Взял левей, но заметного брода не было, и я перешел наугад, не замочив колен. Потом довольно долго пришлось возвращаться другим берегом (ур. Кырья, строений не сохранилось), пока, наконец, не встретилась искомая лесовозная дорога (15.40). Преодолевая затяжные подъемы и спуски по обычной здесь каменистой дороге с вмурованными бревнами, в 18.40 я вышел к реке Полькас. Ровно час был потрачен на приготовление и потребление ужина из пакетного супа. Затем, разувшись, перешел речку. Смеркалось. Судя по свежим следам, незадолго до меня в попутном направлении проследовали несколько волков. Стало несколько неуютно, но километра через 2 на развилке свернул направо, и следы пропали. Уже в густых сумерках дорога пошла по склонам высоты 651,6. В стороне слева обнаружились какие-то ржавые железяки, усилился, как обычно на высоте, ветер. Какой-то зверь сидел вдали, затем кинулся в сторону. В 21.30 я начал ставить палатку в двух метрах от дороги. Но заснуть так и не удалось из-за сильного ветра, который трепал палатку. За день пройдено 40 км.
       

сторона квадрата 2 км



        10 августа, среда

        Поспать не удалось, воды для завтрака не было, и уже в рекордные 4.05 я продолжил движение по маршруту. Воздух был на редкость свеж и сладостен. Примерно через 3 километра предстояло перейти речку Северную Ослянку, а еще через 7 - Малую Ослянку. Здесь планировалось чаепитие. В 5.53 свернул на ответвление от основной дороги на северо-запад. Заросшая травой каменистая дорога круто пошла по лугу вниз. После речки, в пойме, в нескольких местах наблюдалась гать из продольно положенного серого от времени бруса (см. фото). Начался подъем. Чувство голода заставило отвлечься на сбор малины. Пройдя приличное расстояние, понял, что иду не туда. Нужная мне дорога, судя по карте, не должна была подниматься вперед, а сразу же повернув влево, пересечь приток Северной Ослянки. Шел же я по обозначенной на карте просеке в направлении горы Сенькин Камень. Пришлось вернуться к началу спуска с основной дороги. Была найдена еще одна дорога - ответвление влево от основного спуска. Я спустился к реке, перешел, но впереди не оказалось никакого притока, а дорога быстро исчезла, выйдя на вырубку. Я пытался некоторое время ее искать (следовало не заниматься этим, а сразу же вернуться). В итоге решил двигаться по компасу на северо-запад, что позволило бы наверняка выйти к дорогам (если они вообще есть). По обширной вырубке я потянулся в гору. Ветра не было, палило солнце. В траве выше человеческого роста приходилось при каждом шаге нащупывать ногами скрытые бревна, пни и ямы. Несмотря на сугубую осторожность, я часто с трудом удерживался от падений, иногда падал. Чтобы освежить пересыхающий от жары рот горстями ел кислющую красную смородину, которая в изобилии росла здесь вместе с малиной. Редкие деревья, в основном обросшие мохом ели и краснеющие ягодами рябины были общипаны ветрами и не давали тени (см. фото - "высота исчезнувших дорог"). Наконец начался спуск. Надежда найти дорогу таяла вместе с продвижением на север, контролируемым с помощью навигатора. Когда стало ясно, что дороги нет, я свернул на запад и, пройдя около 2 км по лесу и миновав при этом границу Свердловской области и Пермского края, в 13.40 вышел к реке Малой Ослянке практически в месте ее теоретического пересечения с показанной на карте, но так и не найденной дорогой. Отдых под елкой и чаепитие продолжались до 15.40. Единственным приемлимым вариантом дальнейшего пути я видел спуск по руслу с выходом на лесовозную дорогу, которая пересекала реку чуть южнее.
        Движение было медленным - и русло, и берега во многих местах перегорожены упавшими деревьями. Иногда вдоль берега была заметна звериная тропа. В 18.50 я вышел к искомой дороге, сильно заросшей кустарником и молодыми деревьями и сразу же начал ставить палатку. За день пройдено 17 км.
       
       

сторона квадрата 2 км



        11 августа, четверг

        В 5.19 продолжил путь. Утреннее чаепитие планировалось позже. Дорога постепенно улучшалась, местами появились колеи. В 6.18 встретил, наконец, "след человека" - в траве валялась недопитая закрытая крышкой пластиковая бутылка "Нарзана". В 7.15 миновал разрушенный мост через ручей. Дорога становилась более каменистой, приобрела заметный уклон вниз. Елочки в середине успели вырасти не выше колена. Левый по ходу край дороги порос различными видами мха, черникой, встречается плаун. Справа доносится шум Малой Ослянки. В какой-то момент в основе дороги появились поперечные брусья. В 9.20 в месте сближения реки и дороги я остановился на завтрак, в 10.50 продолжил движение. В 12.05 вышел на дорогу д.Большая Ослянка - д.Малая Ослянка . Пройдя менее 4-х километров направо по этой дороге, можно было вернуться на первоначальный маршрут - к месту намеченной переправы через Косьву. Я рассматривал эту переправу как наиболее сложный этап похода, чреватый длительными поисками брода и возможным намоканием рюкзака. Поэтому я поддался искушению перейти Косьву по обозначенному на карте мосту у д. Большая Ослянка. Мысль пройти несколько сот метров вперед, выйти на берег реки и оценить возможность переправы вброд, к сожалению, даже не возникла. Я свернул налево, в сторону Большой Ослянки, что фактически вело к полному изменению маршрута.
        Дорога пошла вверх, потом начался спуск. Вдали что-то замельтешило - навстречу медленно, огибая ямы, двигалась "Нива". Когда мы поравнялись, я посторонился, пропуская, но машина остановилась. Молодое лицо синеглазого водителя было в ссадинах. Состоялся примерно такой разговор:
        -Откуда идешь?
        -Оттуда, - я махнул рукой назад.
        -С Малой Ослянки?
        -Да.
        -Куда идешь?- вступил в беседу вышедший из машины пассажир.
        -Туда,- я махнул рукой вперед.
        -Ты что, рыбачил?
        -Нет, я турист.
        -Кедровые шишки не собирал?
        -Не видел, неурожай, наверно...
        -Я тоже не видел... Ты посиди тут, отдохни, обратно поедем - тебя захватим...
        -Да нет, мне надо пешком. Если нагоните, тогда и...Удачи!
        После этого водитель кивнул и "Нива" тронулась. Насколько я успел заметить, задние сиденья в машине были сняты или сложены, а все освободившееся пространство занято какими-то причиндалами, возможно для рыбной ловли, поэтому вряд ли бы мое путешествие было комфортным.
        Около 13.20 я подошел к перекрестку, где можно было свернуть направо или налево, но я прошел прямо и вышел к р. Косьва (13.26). Был виден длинный, через всю реку, перекат. Вдали справа торчали жалкие остатки моста, к которому я столь целенаправленно стремился. Вода была сравнительно теплая и очень прозрачная, по дну бегали солнечные зайчики. Во время перехода реки в даже наиболее глубоких местах вода едва поднималась выше колена.
       
       

сторона квадрата 2 км



        На другом берегу встретил женщину, которая, возможно, собиралась купаться, а у остатков моста увидел рыбака. В 14.33 вышел на дорогу на Кизел, подсчет по карте дал расстояние 60 км. Это было много, но я надеялся на попутку. Дорога тянется в долине речки Гашковка, поднимаясь вверх и переходя с берега на берег. Все мосты, кроме последнего, разрушены. Дорога идет вброд. Трудно было представить, как машины преодолевают ямы с почти отвесными краями в метр высотой. Проходя д. Гашковку, я не увидел никаких строений. Дойдя к 19.20 до последнего моста через Гашковку, я остановился на ночь в лесу слева от дороги. Во время приготовления чая слышал шум двух машин, проследовавших в сторону Косьвы. За день пройдено 28 километров.

        12 августа, пятница

        Рано утром, пока готовил суп, снова слышал машину в сторону Косьвы. В 5.13 вышел на дорогу. Оставшееся расстояние до ст. Кизел я оценивал в 50 км. Уехать можно было с поездом Соликамск-Москва в 17.08 или в 17.50 последней электричкой до Перми (расписание местных электричек на январь 2011 с сайта unla.webservis.ru было у меня с собой. Как потом оказалось, расписание успело измениться). Реальным успеть становилось лишь при проезде части расстояния на попутной машине.
       

сторона квадрата 2 км


        В 6.01 я оставил слева примыкающую дорогу из п. Рассольный. Через несколько десятков метров слева в кустах случайно увидел прислоненный к елке указатель направлений на ближайшие населенные пункты (см. фото), большинство из них сейчас нежилые. Около 6.35 впереди послышался прерывистый шум мотора, затем показалась переваливающаяся по ямам "буханка". Когда мы поравнялись, последовали вежливые расспросы: куда и откуда. В "буханке" сидели 4 человека. Я предупредил об очень плохой дороге, водитель улыбнулся: "Я знаю.". Мы пожелали друг другу удачи. Отдаляясь, я слышал, как они безуспешно пытаются завести машину. Минут через 10 возник шум сзади - меня догоняла знакомая "буханка". Я махнул рукой, они остановились - "садись быстрей, заглохнет - не заведем - генератор не дает зарядку - решили вернуться - отремонтировать, а то потом не уедем. Тебе куда?" "До любой железнодорожной станции". Мы поехали. Когда впереди возникла непреодолимая отвесная яма, водитель привычно воткнул понижающую передачу, машина мягко прыгнула вниз, потом вверх и покатила дальше. Через пару километров пошла зарядка. Машину остановили под горку, мужики несколько минут совещались и решили все же поехать на намеченную рыбалку. Около 7 я продолжил пеший путь. Минут через пять рядом притормозил встречный "УАЗик". Пронизывая взглядом прищуренных глаз, мужик поинтересовался, не встречал ли я оранжевый ЗИЛ-кунг. Я не встречал и поспешил пожелать удачи. В 7.49 оставил справа обозначенную на карте лесовозную дорогу на север. В 8.50 вошел в ур. Семеновка (среди деревьев виден ободранный скелет одного дома). В 9.00 подошел к реке Няр. Автомобильная дорога пошла вброд левее моста, там стоял мотоцикл и резвилось несколько купальщиков. Я перешел по полуразрушенному мосту, пожелав удачи сидевшему там рыбаку. Следующая встреча состоялась уже на подходе к реке Вогулке - из-за поворота с гиканьем выкатила компания из человек 8 парней на двух мотоциклах с колясками. "Ты откуда идешь?" "С Косьвы..." Последовал такой всплеск междометий, как будто я сообщил, что иду как минимум с Нижнего Тагила. Не прислушиваясь к следующим репликам, я пожелал удачи и ускорил шаг. В 10.24 перешел реку Вогулку. Начиная с реки Няр вплоть до поворота на п. Талый на карте обозначена улучшенная дорога, но она также разбита и изобилует ямами. Единственное замеченное мной отличие от "неулучшенной" - меньше стало торчащих камней, дорога стала глаже. Еще две встречные машины (грузовик и трактор) я пропустил, заблаговременно зайдя в лес. Попуток не было (в пятницу все ехали от города), приходилось рассчитывать только на свои ноги. В 13.07 миновал поворот на п. Талый. Около 14.00 стала ощущаться влияние поселка Северный Коспашский - появился запах какой-то химии, отдаленные звуки населенного места. Ближе к поселку на обочине - импровизированная свалка. Включив телефон, я обнаружил, что появилась связь. Дорога оставила поселок (в основном одноэтажные деревянные дома) слева, показанной на карте железной дороги я не видел, и по сложной траектории вывела на булыжный тракт. Слева маячил какой-то производственный корпус, я же свернул направо (14.46), чуть позже выяснилось, что это дорога в Центральный Коспашский. Усталость была близка к предельной, но отдыхать было некогда. Вскоре я увидел километровый столб, до Кизела числилось 11 км. Это означало, что придется напрягаться даже для того, чтобы успеть на электричку. В попутном направлении проехали 2 легковушки, не остановились. Правда, в каждой из них сидело по нескольку человек. Наконец, притормозила "Газель" с двумя молодыми парнями, они довезли до Центрального Коспашского. До Кизела отсюда оставалось 6,5 км. Я перешел реку Полуденный Кизел по мосту (река запомнилась неестественно желтой водой), начался подъем, затем - спуск.
       

сторона квадрата 2 км



        Проехало несколько легковушек, никто не остановился. Булыжная мостовая продолжалась до самого города, границу которого я пересек чуть раньше 17 часов. До вокзала было еще далеко. Появились такси, но теперь я решил дойти сам, главная дорога вела к станции. Справа стояли деревянные дома с огородными участками, на которых росли огромные черемухи. Ближе к Малому Полуденному Кизелу появились обшарпанные кирпичные дома. Из окна одного из них,оштукатуренного, этаже на четвертом свисал матрас. Очень хотелось пить, но практически до самой станции не попалось ни одного магазина. Около 17.25, предварительно купив в "Кулинарии" минералки и сока, я зашел в здание вокзала. Из расписания следовало, что электрички в 17.50 нет, а есть в 16.55, и она ушла, а поезд на Москву ушел всего минут 15 назад. Я поплелся на автостанцию (находится чуть выше вокзала, я ее проходил). На этом коротком расстоянии меня дважды что-то спросили, на что я ответил, что я турист. На автостанции висело объявление - билет до Перми стоит 300 руб., а отправление - в 9 часов утра. Посидел в прострации минут 5 на лавочке, затем, купив еще 2 литра сока, вернулся на вокзал. Повнимательней посмотрев расписание (см. фото), я увидел электричку до Перми в 1.40 (в распечатке с unla.webservis.ru такой не было). Уточнил в кассе, что электричка действительно есть, билеты (190 руб.) будут продаваться в ней. Оставалось ждать. Вокзал Кизела открыт круглосуточно. Имеются своеобразные деревянные скамьи (см. фото) с перегородками. Кое-где перегородки сломаны, тогда можно лечь. В углу зала стоит банкомат, популярный у жителей города. Также имеется справочный терминал, подключенный к системе "Экспресс", которым я воспользовался для просмотра наличия билетов из Перми. Как ни странно, не было связи по МТС, на улице рядом с вокзалом - тоже. В зале не находил себе места неприкаянный плохо одетый мужичок - он то ложился, то садился, то выходил на улицу. В какой-то момент мы сошлись у дверей. "Братуха, ты на работу поехал?" "Нет, возвращаюсь из похода." Чуть позже он обратился со странным вопросом: "Чего, пенсию-то дали?" "Не дали." "А нам дают каждую неделю." Ближе к полуночи на скамью за спиной села женщина с добрым лицом и стала разговаривать сама с собой. Ходили по своим делам, по-видимому, работники станции в повседневной одежде. Появлялся милиционер (наверно, ходил курить на улицу). Кажется, я был единственным человеком, ожидающим поезда. За день пройден 41 км.
       

        13 августа, суббота

        В 1.40 электричка отправилась в Пермь-2. Билетные кассиры прошли сразу же. Народу было немного, некоторые улеглись спать на скамьях. Около 6.35 прибыли в Пермь. В 6.45 я купил купейный билет до Москвы на поезд 079 Красноярск-Москва (4038 руб.). Плацкарта не было, купе-много свободных. В 7.02 поезд поехал. Внизу бушевал мальчик лет четырех, громко изображая борьбу с черепашками-мутантами, но это не мешало периодически засыпать.

        14 августа, воскресенье

        В 6.23 поезд прибыл на Ярославский вокзал Москвы.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Не найдены дороги у "высоты исчезнувших дорог".
        2. Маршрут изменен.
       
Иллюстрации:

ст. Гороблагодатская, тыльная сторона
ст. Гороблагодатская, тыльная сторона

ст. Верхотурье
ст. Верхотурье

дом в г. Верхотурье
дом в г. Верхотурье

дом на выезде из Павды
дом на выезде из Павды

дорога из Павды на запад
дорога из Павды на запад

толокнянка
толокнянка

Соликамская дорога (?)
Соликамская дорога (?)

у моста через Павду
у моста через Павду

поворот к Павдинскому Камню
поворот к Павдинскому Камню

дорога к Павдинскому Камню до моста через р. Белую
дорога к Павдинскому Камню до моста через р. Белую

дорога к Павдинскому Камню
дорога к Павдинскому Камню

вырубка у подножья Павдинского Камня
вырубка у подножья Павдинского Камня

подъем на г. Павдинский Камень
подъем на г. Павдинский Камень

вершина г. Павдинский Камень
вершина г. Павдинский Камень

начало лесовозной дороги на западном склоне Павдинского Камня
начало лесовозной дороги на западном склоне Павдинского Камня

дорога к р. Павда
дорога к р. Павда

р. Павда
р. Павда

до Европы чуть более километра
до Европы чуть более километра

на водораздельном хребте
на водораздельном хребте

р. Большая Косьва
р. Большая Косьва

р. Большая Погорелка
р. Большая Погорелка

через лес к Соликамской дороге
через лес к Соликамской дороге

Соликамская дорога
Соликамская дорога

Соликамская дорога спускается к Кырье
Соликамская дорога спускается к Кырье

река Кырья
река Кырья

лесовозная дорога спускается к р. Полькас
лесовозная дорога спускается к р. Полькас

р. Полькас
р. Полькас

утро 10.08.11 на склоне высоты 651,6, вид назад
утро 10.08.11 на склоне высоты 651,6, вид назад

спуск к Северной Ослянке
спуск к Северной Ослянке

начало дороги к горе Сенькин Камень
начало дороги к горе Сенькин Камень

марьин корень (пион уклоняющийся)
марьин корень (пион уклоняющийся)

высота исчезнувших дорог (см. описание)
высота исчезнувших дорог (см. описание)

река Малая Ослянка
река Малая Ослянка

дорога р.Малая Ослянка - р.Косьва близ перехода через р. Малую Ослянку
дорога р.Малая Ослянка - р.Косьва близ перехода через р. Малую Ослянку

дорога р.Малая Ослянка - р.Косьва
дорога р.Малая Ослянка - р.Косьва

дорога д.Малая Ослянка - д.Большая Ослянка
дорога д.Малая Ослянка - д.Большая Ослянка

р. Косьва, позади - г. Ослянка
р. Косьва, позади - г. Ослянка

остатки моста через Косьву
остатки моста через Косьву

начало дороги на Кизел
начало дороги на Кизел

один из разрушенных мостов на р. Гашковка
один из разрушенных мостов на р. Гашковка

дорога на Кизел
дорога на Кизел

щит с указанием направлений (см. текст)"
щит с указанием направлений (см. текст)

мост через Няр, ур. Семеновка
мост через Няр, ур. Семеновка

дорога на Центральный Коспашский
дорога на Центральный Коспашский

Кизел. Средняя часть станционного здания
Кизел. Средняя часть станционного здания

Кизел. Внутри вокзала
Кизел. Внутри вокзала