Лесные дороги--->на главную
Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Пыщуг - Никола


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:17 - 23 мая 2000 г. Пыщугский и Межевской районы Костромской области.
       План: Боровское - р. Ночной Портюг - Ивановское - Филино - р. Межа - Родино - по грейдеру до высоты 192 - просека на запад - д. Быстрая - р. Княжая - Зубово - Ужугская УЖД - Ужуга - Кологрив.
        Карты: топографическая карта Костромской области масштаба 1:200 000, состояние местности 1985-1997 гг., издана 439 ЦЭВКФ в 1997 году. При написании данного отчета использовались также карты масштаба 1:200 000 (200k-o38-09, 200k-o38-10) (состояние местности 1982 г., издание 1989 г.), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. Расписание пассажирских поездов 1999/2000 при подготовке настоящего отчета уточнялось по материалам http://forum.railwayclub.info/index.php?action=profile; u=2151; sa=showPosts
        Погода: 18 мая: днем не более +5, временами мокрый снег, ночью 18/19- температура ниже нуля - замерзла мокрая одежда в палатке. Следующие дни - в основном ясная погода, постепенное повышение дневных и ночных температур.
        Участвовали: 3 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



       17 мая, среда
        В 21.25 отправились в плацкартном вагоне поезда 10 Москва-Иркутск до станции Шарья.

       18 мая, четверг
        Наблюдали в окно снег вдоль ж.д. пути. В 8.11 по расписанию прибыли в Шарью. Погода ясная, однако небо быстро начало затягиваться облаками. Холодно. На некоторых деревьях - пожухшие листья. (Был очень теплый апрель, все бурно выросло, затем ударил мороз). Нашей задачей было добраться до п. Боровское, откуда мы должны были двигаться на запад по узкоколейке. Но поступило предложение, несмотря на существенную потерю времени, проехать чуть дальше - до села Пыщуг, а затем вернуться назад. Целью посещения Пыщуга была закупка местной краеведческой литературы.
        Сразу по приезде в Шарью нас атаковал таксист с золотыми зубами, настоятельно предлагая свои услуги. Но мы предпочли сначала ознакомиться с автобусным расписанием. В нем значился автобус до Никольска в 9.45. Насколько помнится, таксист загадочно намекал, что автобус может не пойти. Но в 9.55 битком набитый автобус тронулся в путь. Каждый билет обошелся в 26 рублей. В Пыщуг прибыли около 11.15.
       Книги были благополучно куплены и отправлены по почте в Москву. Возможно, некоторые из них еще можно купить здесь. Около 13.00 мы сели в автобус до Шарьи и поехали в Боровское.
       Бывшую узкоколейку нашли без труда (разобрана).
       

сторона квадрата 4 км

В начале попадалось много разнообразной брошенной железнодорожной техники.
       В какой-то момент был пройден неразобранный участок УЖД. В 15.30 сели перекусить, в это время начался дождь со снегом. При дальнейшем движении стало попадаться все больше островков снега, выпавшего в предыдущие дни. Дорога стала зарастать, особенно после перехода р. Сухой Фердос. К 21 часу мы вышли на поляну, где след УЖД оборвался, примерно в пятистах метрах от р. Ночной Портюг. Здесь остановились на ночлег. Температура упала ниже 0 - стала замерзать мокрая одежда. За день пройдено 23 км.
       

сторона квадрата 4 км



       19 мая, пятница
       Около 11 часов тронулись в путь, через полчаса переправились через Ночной Портюг. Пройдя около 200 метров на запад, вышли на просеку направления север-юг, прошли немного в южном направлении и повернули у геодезического знака на крайне заросшую просеку, идущую на запад. В какой-то момент появилась тропа, а после 16 часов справа подошла дорога, идти стало легко. Попадалось много грибов - строчков и сморчков. Около 18 часов мы вышли на перекресток - нашу дорогу, идущую приблизительно на запад пересекла дорога поперечного направления. Мы продолжили движение прямо. Был соблазн свернуть на юг, где предположительно находилась д. Ивановское, в которую мы хотели зайти. Но вариант с продолжением движения на запад показался более надежным. Поскольку практически единственные приметы местности - лесные дороги не соответствовали карте, локальную ориентировку мы потеряли. Наконец, мы вышли к пересечению просеки (здесь она закончилась) и наезженной дороги, идущей с севера на юг. Мы свернули к югу и вышли к нежилой д. Филино. Среди прочих построек были обнаружены 2 дома с застекленными окнами. Линия электропередачи к деревне подходила, но провода были оборваны. Продолжив путь по дороге, через 3 км. мы подошли к р. Межа. Мост, на который мы очень рассчитывали, был разрушен. К дереву на берегу недалеко от бывшего моста были привязаны 2 туго натянутые стальные проволоки, которые тянулись на другой берег. Возможно, с их помощью с берега на берег что-то переправляют. Было уже около 21 часа. Мы поднялись метров 300 назад по дороге и в сосновом лесу остановились на ночлег. Рядом стоял геодезический знак. За день пройдено около 20 км.

       20 мая, суббота
       Хотя дорога Филино-Родино продолжалась и на другом берегу Межи, мы, еще накануне вечером измерив глубину у берега и пощупав ледяную воду, от идеи переправы вброд отказались. Было решено идти вверх по течению и искать переправу, благо это не слишком отклоняло нас от намеченного маршрута. Один из нас все-таки решил поискать переправу и ниже по течению и обнаружил ее всего в 50 метрах от разрушенного моста за поворотом русла. Переправа представляла собой брошенные в реку с двух сторон связки длинных бревен. Мы перешли реку без труда и вскоре вошли в д. Родино. Местные жители сообщили, что автобусы ходят только до Портюга, а из Поселка (Центрального) по понедельникам и пятницам ходит машина (видимо, с рабочими). Эта машина бывает в Родине в 8 утра.
       

сторона квадрата 4 км


        После Родина мы миновали брошенную деревню Федоровское, от которой остались лишь полуразрушенный дом и сарай. Далее путь лежал по грейдерной дороге. По сторонам виднелись вырубки и приготовленные к вывозу бревна. Местами мы видели и уцелевшие сосновые боры.
        Наиболее сложной задачей дня являлся выход на просеку восток-запад в районе высоты 192. Поскольку лес в этом месте оказался вырубленным, просека, казалось, исчезла. Убедившись, что подъем сменился спуском, а просека не найдена, мы повернули назад. Припекало солнце. Здесь один из нас испытал внезапный приступ ухудшения самочуствия, чему остальные вначале не придали значения.
        Идя назад, мы вдруг заметили справа геодезический столб и узкую заросшую просеку, но по настоянию одного из нас решили сначала проверить грунтовку, которую видели в самом начале подъема. Пройдя по ней на запад около 700 метров, мы попали в густые заросли на вырубке (возможно, если бы свернули в боковые ответвления дороги, удалось бы продвинуться дальше). Мы с трудом выбрались из зарослей в моховой ельник, где по просьбе заболевшего сели отдохнуть. Через 15 минут он сообщил, что чувствует себя настолько плохо, что необходимо возвращаться домой. Мы пошли обратно на грунтовку, приблизились к основной дороге. Снова остановились. Нашему товарищу вроде стало лучше, и мы решили еще подождать до окончательного решения, что делать дальше, а пока попить чай. Пошел седьмой час вечера. Наш больной заявил, что все признаки нездоровья исчезли. Но снова лезть в лес на ночь глядя нам показалось неразумным. Это означало, что искать просеку придется завтра утром, но это было уже поздно. Мы решили возвращаться.
        Дошли по грейдеру до р. Талицы, свернули к Меже и поставили палатку на очень высоком и крутом берегу, покрытом брусничником и сосново-березовым лесом. Редко доводилось стоять в столь красивом месте, но сейчас впечатление было несколько подпорчено горчинкой от вынужденного сворачивания маршрута. За день пройдено 15 км.

       21 мая, воскресенье
        В 12.30 начали движение вниз по течению Межи вдоль берега в основном по тропинке. День очень теплый, ветер слабый, на небе - слоистые облака. Идти было легко, лишь переход многочисленных стариц иногда вызывал задержки.Надо отметить, что, пока мы шли, нам попалось около трех полусгнивших плотов. Через примерно 15 километров хода мы подошли к высокому и крутому холму, на вершине которого расположена д. Портюг. В деревню мы вошли около 18 часов и сразу двинулись к расположенному в жилом доме магазину, где купили печенья и "колы".
        Хозяин дома оказался охотником и долго расспрашивал нас, откуда и куда мы идем. Между прочим он сообщил, что в д. Быстрой, через которую пролегал первоначальный маршрут, остался всего один сруб. УЖД недалеко от Быстрой, по его словам, прекратила работу в семидесятые годы в связи с вырубкой все зрелых лесов. Жена охотника добавила, что в Портюге осталось всего 8, а в Родине - 21 жилой двор. Автобус из с. Никола до Мантурово отправляется в 8.00. Из Портюга - в 15.30, но заходит не каждый день.
        Мы было решили перекусить на лавочке напротив магазина, но к магазину тут же начало собираться наличное население и, усевшись на крыльце, принялось обсуждать последние новости (в том числе, видимо, и наше появление). Чтобы избежать столь пристального внимания, мы двинулись в сторону Николы и, отойдя от Портюга на значительное расстояние, продолжили перекус. В это время мимо медленно проехал трактор "Владимирец" с двумя опухшими мужичками. Они искали синий пиджак, потерянный накануне.
        Продолжив путь, мы миновали д. Сорвино и вскоре за поворотом вдали показались блестящие в лучах заходящего солнца купола церкви с. Никола. Была половина девятого. Попытка дойти до Межи для ночлега была ошибочной (далеко). В результате встали на склоне глубокой долины р. Никольской. Лес смешанный, очень много черемухи. За день пройдено 17 км.

       22 мая, понедельник
       Вышли в 6.50 и в 7.40 были в Николе. Автобус отправился от церкви в 8.00, в 8.30 был в Георгиевском (где почти все вышли), в 9.00 поехал дальше и в 10 с минутами был в Мантурове. Знакомство с городом ограничилось посещением не слишком далеко расположенного ресторана, где мы неплохо пообедали в сумме на 70 рублей. В 17.53 поездом 59 Шарья-Москва мы отбыли в Москву и прибыли в столицу в 5.17 23 мая.
Иллюстрации:

ст.Шарья
ст. Шарья

пос.Пыщуг
пос. Пыщуг

пос.Пыщуг
пос. Пыщуг

УЖД близ пос. Боровское
УЖД близ пос. Боровское

УЖД близ пос. Боровское
УЖД близ пос. Боровское

УЖД к западу от Боровского
УЖД к западу от Боровского

по бывшей УЖД к западу от Боровского
по бывшей УЖД к западу от Боровского

р.Ночной Портюг
р. Ночной Портюг

сморчки
сморчки

просека севернее д.Ивановское
просека севернее д. Ивановское

ур.Филино
ур. Филино

дорога Филино-р. Межа
дорога Филино-р. Межа

дорога Родино-Центральный
дорога Родино-Центральный

дорога близ высоты 192
дорога близ высоты 192

строчок
строчок

река Межа
река Межа

старица р. Межи
старица р. Межи

вид на долину Межи от д.Портюг
вид на долину Межи от д. Портюг

с. Никола
с. Никола

с. Никола
с. Никола

ст. Мантурово
ст. Мантурово