Фото:в конце страницы.        Время и место:20 - 23 октября 2007 г. Мосальский и Юхновский районы Калужской области.        План: 1 день - поворот на Мосальск с шоссе А101 - севернее Жупаново.
2 день - севернее Жупаново - р. Угра в районе Песьково.
3 день - р. Угра в районе Песьково - Кикино.
4 день - Кикино - Жижало.
Начиная от села Климов Завод можно было допустить по обстановке произвольные пути к мостам через Угру и далее к станции Жижало. В крайнем случае можно было сократить путь и выйти к станции Темкино.
Основной задачей настоящего похода было пройти по лесной дороге Жупаново-Климов Завод и затем выйти к станции Жижало ж.д. Вязьма-Калуга. Из-за потери компаса удалось дойти только до ур. Семижа (между д. Жупаново и Климовым Заводом).
       Погода.
Благоприятные погодные условия (практически весь сентябрь стояла теплая, сухая погода) были упущены. В начале октября погода испортилась. В выходные дни 6,7 октября шел дождь, а 13, 14 - снег. Дальнейшее выжидание было бессмысленным. Прогноз сайта www.gismeteo.ru на 20, 21 октября был неплохим и впоследствии полностью оправдался. Фактическая погода в Калуге (по материалам этого сайта), по моим ощущениям это весьма близко к реальности: ночные температуры 5-7 градусов тепла, дневные 7-10. Моросящие осадки закончились в ночь с 20 на 21 октября. Солнце показалось только один раз - на закате 22 октября.
       Карты.
В пути - "Топографическая карта Калужской области" масштаб 1:200 000 1995 года издания, состояние местности на 1981 - 1993 гг.При подготовке данного отчета использовались карты: 100k-n36-046, 100k-n36-058 - топографические карты масштаба 1:100 000, которые можно скачать, например, на www.afanas.ru/mapbase/topograficheskie-karty-n36-11.zip (046) и www.spasik.ru (058), состояние местности 80-е годы (фрагменты этих карт включены в описание маршрута), а также карты 1:50 000 050k-n36-046-4 (058-2), состояние местности 1986 г. (можно найти в сети, введя в поиск указанное выше обозначение карты).        Участвовали: 1 человек.        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где кружочком обозначено начало маршрута.       
       20 октября, суббота.
       В 9.30 купил на автостанции "Щелковская" билет на автобус 10.30 Москва - Десногорск до Юхнова. О проезде дальше до поворота на Мосальск билетерша предложила договориться с водителем. Цена билета - 231.50 руб., багажного - 31 руб. (см. фото в разделе "Иллюстрации").
С местами проблем не было. Автобус отправился, правда, заполненным на 99 процентов. Идет через Подольск (без остановки), далее Обнинск, Юхнов. На стоянке в Юхнове я подошел к водителю и попросил остановить у поворота на Мосальск. Доплатить пришлось 20 руб. Получается по рублю за км. Автобус остановился в нужной точке, водитель помог мне вытащить рюкзак и палатку из багажного отсека.
Было 15.50, начался небольшой моросящий дождь. Я прошел назад около 500 метров и увидел тракторную дорогу на север. Пошел по ней. Все очень сырое. Листья в основном опали, но некоторые осины еще совершенно желтые. Сзади еще долго слышно шоссе. Дорога все менее заметна. Наконец уперлась в край болота, тракторный след повернул направо.
Я прошел направо, понял, что, скорее всего, этот след ведет обратно к шоссе. Вернулся, пошел по мысленному продолжению дороги на север. Болото оказалось заболоченным ручейком. За ним почти сразу открылось урочище Пузиково. Пожухшая трава, едва заметная дорога на север - в урочище Федотково. Здесь увидел две бетонные балки, косо торчащие из земли и ряд электрических деревянных столбов в направлении примерно запад - восток. Вдоль столбов когда-то шла дорога, теперь рытвины и ухабы поросли высокой травой.
Пошел на восток. Примерно через 2 км послышался лай и показались дома д. Жупаново. Метров за 70 не доходя до них я вышел на наезженную грунтовку и повернул налево. Слегка вильнув, дорога миновала крайний дом и лесом пошла на север. Я прошел по ней километра 3, но стало быстро темнеть (около 7 вечера) и пришлось спешно ставить палатку, чуть углубившись в лес направо. Воду набирал из лужи. Ночью временами накрапывал дождь.
       21 октября, воскресенье
       Утром было слышно машину, проехавшую из Жупанова на север. Около 10.30 я продолжил движение на север, но менее чем через километр пришел к развилке: наезженная грунтовка повернула на восток, а заросшая травой, но заметная дорога пошла на северо-запад. Было непонятно, какая из них на Климов Завод. Климов Завод находится с точностью плюс-минус 10 градусов к северу от от Жупанова, но, может быть, дорога лишь временно поворачивает на восток, обходя, например, болото?
Я прошел на восток метров 300, но дорога направление не изменила. Кроме того, никаких болот, которые она могла бы обходить, заметно не было. Я предположил, что эта дорога таким кружным путем выходит на шоссе - жители Жупанова должны же как-то поддерживать связь с внешним миром. Тогда я вернулся, пошел на северо-запад, дорога поднялась вверх и почти сразу вышла на пустошь, где, судя по всему, когда-то была деревня. К высокой березе в южной части пустоши была приделана лестница и навес - для охоты.
Дорога поднялась на вершину, пошла под уклон и исчезла. Я оставил рюкзак, исходил все вдоль и поперек, прошелся по северной опушке, но никаких следов дороги не нашел. По карте же, дорога пересекает эту пустошь с юга на север и входит снова в лес. Перед входом в лес слева - кладбище. Никакого кладбища и в помине не было. Это слегка удивляло. В ходе прочесывания местности я нашел еще три сооружения: геодезический пункт, т.е. сваренную из железного уголка стойку, обозначающую высоту, использованную как опорную при геодезической съемке, еще один помост для охоты и зеленую кабину то ли трактора, то ли комбайна. После всех этих безуспешных поисков дороги я принял тяжелое решение идти дальше через лес по компасу. До Климова Завода оставалось 13 км. По заболоченному лесу скорость движения 1,5 - 2км/ч, то есть идти 6 - 8 часов, что означает выход к Климову Заводу завтра к обеду и изменение всего дальнейшего маршрута. Я прошел по лесу около километра. Идти было тяжело: местами заболочено, много кустарника. Идти совершенно не хотелось. Мелькнула неясная мысль, и я решил посмотреть карту.
Мысль становилась все яснее: геодезический пункт должен находиться на отмеченной на карте высоте. Однако на той пустоши, где я недавно вроде бы находился, никаких высот на карте не обозначено. Зато немного западнее есть пустошь с обозначенной высотой. То есть получается я на ней и был. То есть надо было все-таки повернуть на развилке на восток. Очевидно, карта устарела и дорога из Жупанова теперь идет не напрямую, а по дуге, заходя на пустошь, где я потерял столько времени.
Надо было выбираться обратно. Непрерывно сверяясь с компасом, я пошел на юг. Вскоре я снова стоял на северной опушке до боли знакомой пустоши. Как я потом узнал из скачанной с http://maps.poehali.org карты масштаба 1:100 000, она называется Хвощевка. Тут я обнаружил, что потерял компас. От холода жидкость в нем загустела, и я стал класть его в нагрудный карман рубашки, чтобы согревался. Видно, в последний раз положил мимо кармана. Хотя с момента потери я прошел не более 150 метров, искать было совершенно бесполезно. Оставалось надеяться, что дорога до Климова Завода есть и дойду без компаса. Я вернулся к развилке и пошел на Восток. Через 2 км. лес расступился. Впереди виднелось небольшое озеро (не показанный на картах пруд на речке Шмея), на другом берегу - 2 маленьких рыбацких домика. На этом берегу из-за деревьев тоже выглядывала крыша дома. (Из 500 метровой карты можно узнать, что это - ур. Красное). Наезженная грунтовка со свежими следами колес поворачивала к этому дому, а налево, на север уходила малоезжая, но сразу видно - благородная дорога, и я сразу понял, что это - она. Я хотел было уточнить дорогу, зайдя в ближайший дом, но потом передумал и сразу пошел на север. Перед входом в лес я миновал заброшенное кладбище - всего несколько могил в березовой роще слева у дороги. Судя по всему вдоль дороги когда-то были вырыты канавы, а она сама слегка приподнята над окружающей местностью. С обеих сторон рядком тянутся березы. Прямо на дороге росли белые грибы. Я прошел около 4 км. и, в полном соответствии с картой, вышел на пустошь под названием Семижа. Было около 16.00. До Климова Завода оставалось 9 км. 2 ряда берез, сохраняя направление дороги, вдавались в пустошь, но колесные следы в виде примятой травы съехали влево, все больше поворачивая к западу.
Я решил пройти по колесному следу, оставив рюкзак. Этот след тянулся около километра. Сначала я подумал, что он обходит пересекающий пустошь ручей, но потом след закруглился к югу и оборвался у леса, причем были видны следы разворота машины. Я вернулся и попытался пройти по мысленному продолжению березовых рядов (они заканчивались, войдя на пустошь метров на 150) и уперся в ручей. Он был перегорожен бобрами и поэтому довольно широк. Никаких следов дороги. Оставалось только перейти ручей и искать вход в лес на северной опушке. Я перешел ручей ниже бобровой плотины, поднялся на северную опушку. По пути пересек несколько линий обороны времен Великой Отечественной. Мешала идти полегшая высокая трава. У опушки обнаружил геодезический пункт. На карте эта высота обозначена не была, но в данном случае никаких сомнений, где я нахожусь, не было. Левее геопункта метров на 50, если стоять лицом к лесу, нашел еле заметные, неубедительные следы дороги, но они совершенно исчезли метров через 50.
Идти искать дальше смысла не было - впереди стеной стоял березовый подрост. Кроме того, по такой дороге без компаса все равно не пойдешь.
Я вернулся на южный берег ручья, поставил палатку под тремя облетевшими липами. Вариант был всего один - если завтра прояснится, можно идти по солнцу. Достичь Климова Завода и сразу поворачивать на Юхнов, до которого 24 км. Подобраться поближе к Юхнову и послезавтра пораньше уехать в Москву. О станции Жижало речь уже не шла. Если не прояснится, дорога только назад.       
сторона квадрата 2 км
       22 октября, понедельник
       Утро. Небо пасмурное, но по краям появляются просветы. Я нарочно не спешил, выжидая, но просветы стали затягиваться. Около 11.30 я двинулся в обратном направлении. Подошел к березовым рядам. Оставил рюкзак. Решил еще раз, повнимательней осмотреть подходы к ручью в месте мысленного продолжения березовых рядов. Несколько правей увидел углубленный в землю кирпичный бункер с провалившейся крышей. На ржавых массивных петлях висела деревянная дверца. Над дверцей лежала проржавевшая советская каска. Что все это значит, я не понял. Пожалел, что фотоаппарат остался в рюкзаке. Рядом росла липа, кто-то зачем-то недавно спилил нижние сучья. Они валялись рядом на земле.
Я перешел ручей по поваленной раките, дошел до геопункта и стал снова прочесывать опушку. Ничего нового. Нашел один лосиный рог, взял с собой. Для себя сделал вывод, что дороги на Климов Завод нет. Вернулся к рюкзаку (километра полтора), минут через 50 дошел до предыдущей пустоши с рыбацкими домиками. Можно было бы пойти обратно через Жупаново, но я полагал, что к шоссе можно выйти короче.
Оставил в траве рюкзак. На другой стороне озера виднелись три рыбака, я пошел к ним. Миновал ближайший домик, рядом стоял уазик, очевидно тот, который проезжал из Жупанова вчера утром. Озеро оказалось прудом - ручей был перегорожен плотиной. Этот ручей - начало реки Шмея. Рыбаки сидели на плотине. Я спросил, как дойти до Юхнова. Мне показали "тракторный след", который начинался у другого конца плотины. Если идти по нему, не сворачивая, выйдешь на насыпь, по ней - налево, она выведет на "Варшавку".
Я не удержался и спросил про дорогу на Климов Завод. Мужики устроили небольшое совещание, результатом которого были слова: "дорожка есть, есть дорожка - правей триангуляционной вышки... через полтора километра указатель "Смоленская область", потом насыпь... но ты не найдешь". Я развернулся и пошел за рюкзаком. Вслед мне сказали : "Ты зря туда пошел". Я ответил, что сейчас возьму вещи и вернусь. Но пока дошел до рюкзака, передумал. Решил вернуться на пустошь Семижа и потщательней поискать уже правее вышки. Пошел с рюкзаком. Вдруг найду дорогу? Но поиски (это был уже третий раз) не дали ничего. За опушкой метрах в 100 в глубине опять березовый подрост.
Я пошел обратно к плотине. Единственной пользой этого почти десятикилометрового хождения туда-обратно было фотографирование "бункера". Когда проходил по плотине, мужик опять сказал: "Зря ты туда пошел". Около 16.00 я начал движение по "тракторному следу" в южном направлении. "След" идет густым лесом. Около 17.30 я вышел на гравийную дорогу (это и была "насыпь"), повернул налево. Началась пустошь (ур. Новики). Вскоре меня обогнал милицейский уазик с надписью "участковый". "Насыпи" на карте нет. Очевидно, она связывает Жупаново с А101.
Еще через полчаса я вышел на шоссе. На Западе между тучами показалось солнце. "Насыпь" продолжалась и по другую сторону шоссе. На "моей" стороне стоял щит, указывающий, что эти угодья относятся к охотхозяйству "Зайцева Гора". Я пошел по шоссе в сторону Юхнова. Вскоре встретился километровый столб. На "юхновской" стороне было написано "229". Через 3 км вошел в деревню Барсуки. На правой стороне шоссе напротив деревни находится братская могила с большим памятником. Здесь я свернул направо по грунтовке, отошел от шоссе метров на 400 и в небольшом заболоченном лесу поставил палатку. Воду набирал из болота.
       23 октября, вторник
       В 6.20 начал движение, но на шоссе вышел только в 7.00 - никак не мог выбраться из леса в полной темноте. Я предполагал, что автобусы в Москву начинают массово отходить около 10.00 и хотел к этому времени быть на автостанции Юхнова. Расстояние до него - 17 км. На автостанцию (находится на ближайшей ко мне окраине Юхнова) пришел в 10.45. Здесь уже стоял автобус Десногорск-Москва. За 200 руб. меня довезли до московской автостанции "Теплый Стан". Был там около 16.00.
      
НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:       
1. Нет координат геодезической вышки на ур. Семижа (на карте не обозначена).