Лесные дороги--->на главную


Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024

Пузиково-Семижа-Юхнов


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:20 - 23 октября 2007 г. Мосальский и Юхновский районы Калужской области.
       План: 1 день - поворот на Мосальск с шоссе А101 - севернее Жупаново. 2 день - севернее Жупаново - р. Угра в районе Песьково. 3 день - р. Угра в районе Песьково - Кикино. 4 день - Кикино - Жижало. Начиная от села Климов Завод можно было допустить по обстановке произвольные пути к мостам через Угру и далее к станции Жижало. В крайнем случае можно было сократить путь и выйти к станции Темкино. Основной задачей настоящего похода было пройти по лесной дороге Жупаново-Климов Завод и затем выйти к станции Жижало ж.д. Вязьма-Калуга. Из-за потери компаса удалось дойти только до ур. Семижа (между д. Жупаново и Климовым Заводом).
       Погода. Благоприятные погодные условия (практически весь сентябрь стояла теплая, сухая погода) были упущены. В начале октября погода испортилась. В выходные дни 6,7 октября шел дождь, а 13, 14 - снег. Дальнейшее выжидание было бессмысленным. Прогноз сайта www.gismeteo.ru на 20, 21 октября был неплохим и впоследствии полностью оправдался. Фактическая погода в Калуге (по материалам этого сайта), по моим ощущениям это весьма близко к реальности: ночные температуры 5-7 градусов тепла, дневные 7-10. Моросящие осадки закончились в ночь с 20 на 21 октября. Солнце показалось только один раз - на закате 22 октября.
       Карты. В пути - "Топографическая карта Калужской области" масштаб 1:200 000 1995 года издания, состояние местности на 1981 - 1993 гг.При подготовке данного отчета использовались карты: 100k-n36-046, 100k-n36-058 - топографические карты масштаба 1:100 000, которые можно скачать, например, на www.afanas.ru/mapbase/topograficheskie-karty-n36-11.zip (046) и www.spasik.ru (058), состояние местности 80-е годы (фрагменты этих карт включены в описание маршрута), а также карты 1:50 000 050k-n36-046-4 (058-2), состояние местности 1986 г. (можно найти в сети, введя в поиск указанное выше обозначение карты).
       Участвовали: 1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где кружочком обозначено начало маршрута.
       



       20 октября, суббота.
       В 9.30 купил на автостанции "Щелковская" билет на автобус 10.30 Москва - Десногорск до Юхнова. О проезде дальше до поворота на Мосальск билетерша предложила договориться с водителем. Цена билета - 231.50 руб., багажного - 31 руб. (см. фото в разделе "Иллюстрации"). С местами проблем не было. Автобус отправился, правда, заполненным на 99 процентов. Идет через Подольск (без остановки), далее Обнинск, Юхнов. На стоянке в Юхнове я подошел к водителю и попросил остановить у поворота на Мосальск. Доплатить пришлось 20 руб. Получается по рублю за км. Автобус остановился в нужной точке, водитель помог мне вытащить рюкзак и палатку из багажного отсека. Было 15.50, начался небольшой моросящий дождь. Я прошел назад около 500 метров и увидел тракторную дорогу на север. Пошел по ней. Все очень сырое. Листья в основном опали, но некоторые осины еще совершенно желтые. Сзади еще долго слышно шоссе. Дорога все менее заметна. Наконец уперлась в край болота, тракторный след повернул направо. Я прошел направо, понял, что, скорее всего, этот след ведет обратно к шоссе. Вернулся, пошел по мысленному продолжению дороги на север. Болото оказалось заболоченным ручейком. За ним почти сразу открылось урочище Пузиково. Пожухшая трава, едва заметная дорога на север - в урочище Федотково. Здесь увидел две бетонные балки, косо торчащие из земли и ряд электрических деревянных столбов в направлении примерно запад - восток. Вдоль столбов когда-то шла дорога, теперь рытвины и ухабы поросли высокой травой. Пошел на восток. Примерно через 2 км послышался лай и показались дома д. Жупаново. Метров за 70 не доходя до них я вышел на наезженную грунтовку и повернул налево. Слегка вильнув, дорога миновала крайний дом и лесом пошла на север. Я прошел по ней километра 3, но стало быстро темнеть (около 7 вечера) и пришлось спешно ставить палатку, чуть углубившись в лес направо. Воду набирал из лужи. Ночью временами накрапывал дождь.

       21 октября, воскресенье
       Утром было слышно машину, проехавшую из Жупанова на север. Около 10.30 я продолжил движение на север, но менее чем через километр пришел к развилке: наезженная грунтовка повернула на восток, а заросшая травой, но заметная дорога пошла на северо-запад. Было непонятно, какая из них на Климов Завод. Климов Завод находится с точностью плюс-минус 10 градусов к северу от от Жупанова, но, может быть, дорога лишь временно поворачивает на восток, обходя, например, болото? Я прошел на восток метров 300, но дорога направление не изменила. Кроме того, никаких болот, которые она могла бы обходить, заметно не было. Я предположил, что эта дорога таким кружным путем выходит на шоссе - жители Жупанова должны же как-то поддерживать связь с внешним миром. Тогда я вернулся, пошел на северо-запад, дорога поднялась вверх и почти сразу вышла на пустошь, где, судя по всему, когда-то была деревня. К высокой березе в южной части пустоши была приделана лестница и навес - для охоты. Дорога поднялась на вершину, пошла под уклон и исчезла. Я оставил рюкзак, исходил все вдоль и поперек, прошелся по северной опушке, но никаких следов дороги не нашел. По карте же, дорога пересекает эту пустошь с юга на север и входит снова в лес. Перед входом в лес слева - кладбище. Никакого кладбища и в помине не было. Это слегка удивляло. В ходе прочесывания местности я нашел еще три сооружения: геодезический пункт, т.е. сваренную из железного уголка стойку, обозначающую высоту, использованную как опорную при геодезической съемке, еще один помост для охоты и зеленую кабину то ли трактора, то ли комбайна. После всех этих безуспешных поисков дороги я принял тяжелое решение идти дальше через лес по компасу. До Климова Завода оставалось 13 км. По заболоченному лесу скорость движения 1,5 - 2км/ч, то есть идти 6 - 8 часов, что означает выход к Климову Заводу завтра к обеду и изменение всего дальнейшего маршрута. Я прошел по лесу около километра. Идти было тяжело: местами заболочено, много кустарника. Идти совершенно не хотелось. Мелькнула неясная мысль, и я решил посмотреть карту. Мысль становилась все яснее: геодезический пункт должен находиться на отмеченной на карте высоте. Однако на той пустоши, где я недавно вроде бы находился, никаких высот на карте не обозначено. Зато немного западнее есть пустошь с обозначенной высотой. То есть получается я на ней и был. То есть надо было все-таки повернуть на развилке на восток. Очевидно, карта устарела и дорога из Жупанова теперь идет не напрямую, а по дуге, заходя на пустошь, где я потерял столько времени. Надо было выбираться обратно. Непрерывно сверяясь с компасом, я пошел на юг. Вскоре я снова стоял на северной опушке до боли знакомой пустоши. Как я потом узнал из скачанной с http://maps.poehali.org карты масштаба 1:100 000, она называется Хвощевка. Тут я обнаружил, что потерял компас. От холода жидкость в нем загустела, и я стал класть его в нагрудный карман рубашки, чтобы согревался. Видно, в последний раз положил мимо кармана. Хотя с момента потери я прошел не более 150 метров, искать было совершенно бесполезно. Оставалось надеяться, что дорога до Климова Завода есть и дойду без компаса. Я вернулся к развилке и пошел на Восток. Через 2 км. лес расступился. Впереди виднелось небольшое озеро (не показанный на картах пруд на речке Шмея), на другом берегу - 2 маленьких рыбацких домика. На этом берегу из-за деревьев тоже выглядывала крыша дома. (Из 500 метровой карты можно узнать, что это - ур. Красное). Наезженная грунтовка со свежими следами колес поворачивала к этому дому, а налево, на север уходила малоезжая, но сразу видно - благородная дорога, и я сразу понял, что это - она. Я хотел было уточнить дорогу, зайдя в ближайший дом, но потом передумал и сразу пошел на север. Перед входом в лес я миновал заброшенное кладбище - всего несколько могил в березовой роще слева у дороги. Судя по всему вдоль дороги когда-то были вырыты канавы, а она сама слегка приподнята над окружающей местностью. С обеих сторон рядком тянутся березы. Прямо на дороге росли белые грибы. Я прошел около 4 км. и, в полном соответствии с картой, вышел на пустошь под названием Семижа. Было около 16.00. До Климова Завода оставалось 9 км. 2 ряда берез, сохраняя направление дороги, вдавались в пустошь, но колесные следы в виде примятой травы съехали влево, все больше поворачивая к западу. Я решил пройти по колесному следу, оставив рюкзак. Этот след тянулся около километра. Сначала я подумал, что он обходит пересекающий пустошь ручей, но потом след закруглился к югу и оборвался у леса, причем были видны следы разворота машины. Я вернулся и попытался пройти по мысленному продолжению березовых рядов (они заканчивались, войдя на пустошь метров на 150) и уперся в ручей. Он был перегорожен бобрами и поэтому довольно широк. Никаких следов дороги. Оставалось только перейти ручей и искать вход в лес на северной опушке. Я перешел ручей ниже бобровой плотины, поднялся на северную опушку. По пути пересек несколько линий обороны времен Великой Отечественной. Мешала идти полегшая высокая трава. У опушки обнаружил геодезический пункт. На карте эта высота обозначена не была, но в данном случае никаких сомнений, где я нахожусь, не было. Левее геопункта метров на 50, если стоять лицом к лесу, нашел еле заметные, неубедительные следы дороги, но они совершенно исчезли метров через 50. Идти искать дальше смысла не было - впереди стеной стоял березовый подрост. Кроме того, по такой дороге без компаса все равно не пойдешь. Я вернулся на южный берег ручья, поставил палатку под тремя облетевшими липами. Вариант был всего один - если завтра прояснится, можно идти по солнцу. Достичь Климова Завода и сразу поворачивать на Юхнов, до которого 24 км. Подобраться поближе к Юхнову и послезавтра пораньше уехать в Москву. О станции Жижало речь уже не шла. Если не прояснится, дорога только назад.
       

сторона квадрата 2 км



       22 октября, понедельник
       Утро. Небо пасмурное, но по краям появляются просветы. Я нарочно не спешил, выжидая, но просветы стали затягиваться. Около 11.30 я двинулся в обратном направлении. Подошел к березовым рядам. Оставил рюкзак. Решил еще раз, повнимательней осмотреть подходы к ручью в месте мысленного продолжения березовых рядов. Несколько правей увидел углубленный в землю кирпичный бункер с провалившейся крышей. На ржавых массивных петлях висела деревянная дверца. Над дверцей лежала проржавевшая советская каска. Что все это значит, я не понял. Пожалел, что фотоаппарат остался в рюкзаке. Рядом росла липа, кто-то зачем-то недавно спилил нижние сучья. Они валялись рядом на земле. Я перешел ручей по поваленной раките, дошел до геопункта и стал снова прочесывать опушку. Ничего нового. Нашел один лосиный рог, взял с собой. Для себя сделал вывод, что дороги на Климов Завод нет. Вернулся к рюкзаку (километра полтора), минут через 50 дошел до предыдущей пустоши с рыбацкими домиками. Можно было бы пойти обратно через Жупаново, но я полагал, что к шоссе можно выйти короче. Оставил в траве рюкзак. На другой стороне озера виднелись три рыбака, я пошел к ним. Миновал ближайший домик, рядом стоял уазик, очевидно тот, который проезжал из Жупанова вчера утром. Озеро оказалось прудом - ручей был перегорожен плотиной. Этот ручей - начало реки Шмея. Рыбаки сидели на плотине. Я спросил, как дойти до Юхнова. Мне показали "тракторный след", который начинался у другого конца плотины. Если идти по нему, не сворачивая, выйдешь на насыпь, по ней - налево, она выведет на "Варшавку". Я не удержался и спросил про дорогу на Климов Завод. Мужики устроили небольшое совещание, результатом которого были слова: "дорожка есть, есть дорожка - правей триангуляционной вышки... через полтора километра указатель "Смоленская область", потом насыпь... но ты не найдешь". Я развернулся и пошел за рюкзаком. Вслед мне сказали : "Ты зря туда пошел". Я ответил, что сейчас возьму вещи и вернусь. Но пока дошел до рюкзака, передумал. Решил вернуться на пустошь Семижа и потщательней поискать уже правее вышки. Пошел с рюкзаком. Вдруг найду дорогу? Но поиски (это был уже третий раз) не дали ничего. За опушкой метрах в 100 в глубине опять березовый подрост. Я пошел обратно к плотине. Единственной пользой этого почти десятикилометрового хождения туда-обратно было фотографирование "бункера". Когда проходил по плотине, мужик опять сказал: "Зря ты туда пошел". Около 16.00 я начал движение по "тракторному следу" в южном направлении. "След" идет густым лесом. Около 17.30 я вышел на гравийную дорогу (это и была "насыпь"), повернул налево. Началась пустошь (ур. Новики). Вскоре меня обогнал милицейский уазик с надписью "участковый". "Насыпи" на карте нет. Очевидно, она связывает Жупаново с А101. Еще через полчаса я вышел на шоссе. На Западе между тучами показалось солнце. "Насыпь" продолжалась и по другую сторону шоссе. На "моей" стороне стоял щит, указывающий, что эти угодья относятся к охотхозяйству "Зайцева Гора". Я пошел по шоссе в сторону Юхнова. Вскоре встретился километровый столб. На "юхновской" стороне было написано "229". Через 3 км вошел в деревню Барсуки. На правой стороне шоссе напротив деревни находится братская могила с большим памятником. Здесь я свернул направо по грунтовке, отошел от шоссе метров на 400 и в небольшом заболоченном лесу поставил палатку. Воду набирал из болота.

       23 октября, вторник
       В 6.20 начал движение, но на шоссе вышел только в 7.00 - никак не мог выбраться из леса в полной темноте. Я предполагал, что автобусы в Москву начинают массово отходить около 10.00 и хотел к этому времени быть на автостанции Юхнова. Расстояние до него - 17 км. На автостанцию (находится на ближайшей ко мне окраине Юхнова) пришел в 10.45. Здесь уже стоял автобус Десногорск-Москва. За 200 руб. меня довезли до московской автостанции "Теплый Стан". Был там около 16.00.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Нет координат геодезической вышки на ур. Семижа (на карте не обозначена).
Иллюстрации:

поворот на Мосальск
поворот на Мосальск

ур. Пузиково
ур. Пузиково

ур. Пузиково
ур. Пузиково


ур. Красное
ур. Красное

ур. Красное. Кладбище
ур. Красное. Кладбище

начало дороги Красное-Семижа
начало дороги Красное-Семижа

дорога Красное-Семижа
дорога Красное-Семижа

ур. Семижа. Вид на юг
ур. Семижа. Вид на юг

ур. Семижа. Вид на север
ур. Семижа. Вид на север

ур. Новики. Дорога из Жупанова
ур. Новики. Дорога из Жупанова