Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Ефимовский-Радогощь-Шейкино-Ефимовский.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:20-25 мая 2005 г. Бокситогорский и Тихвинский районы Ленинградской области.
       План: 1 день - Радогощь-Сташково-Жары-Иваново-Усадище-Зуево-оз.Шигольское. 2 день - Шейкино-Сяргозеро-УЖД близ Мелозера-р.Лижма-Саньков Бор (без захода)-Святозеро. 3 день - Сидорово-Белая-Бор-Лукинское. 4 день-Лидь-вдоль р.Лидь к Заборью.
        Карты: топографическая карта Ленинградской области масштаба 1:200 000, состояние местности 1980-1992 гг.(является составной частью атласа "Ленинградская область и районные центры" 2001 года издания), а также атлас востока Ленинградской области масштаба 1:100 000 года 2003 года издания (АВЛО). Снимки страниц этого атласа (можно скачать, например, с http://mapnw.narod.ru/atlas-e/0nm.html), где nm - номера листов атласа, включены в описание похода. Взаимное расположение листов атласа можно посмотреть на http://mapnw.narod.ru/atlas-e/linklist.jpg. При подготовке данного отчета использовались также карты масштаба 1:50 000 (050K-o36-010-1,050k-o36-010-2), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com.
        Погода: в основном ясно, дневные температуры - около 15 градусов, ночи достаточно теплые. Период распускания листьев.Осины еще голые. Ландыши и черемуха еще не цветут, купальница в бутонах, цветут калужница болотная, медуница, анютины глазки. Количество комаров увеличивалось в геометрической прогрессии, но было еще малым.
        Участвовали:3 человека. Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где кружочком обозначено начало маршрута.
       



        20 мая, пятница
        В 19.28 поездом 382 Москва-Мурманск выехали до станции Волховстрой-2. Стоимость плацкартного билета (без белья) 282 рубля. Билеты брались 11 мая. Вагон заполнен, много туристов, в том числе байдарочников, едущих в Карелию.

        21 мая, суббота
        Прибытие в 4.40 на станцию Волховстрой-2. Чтобы пересесть на электричку в сторону Бабаево, необходимо преодолеть несколько десятков метров в южном направлении, где находятся соответствующие пути. Температура воздуха около +5, ясно. (Это было последнее холодное утро). Вместе с десятком других пассажиров мы сели в электричку в 5.40. На станции билеты не продаются. Билеты до Ефимовской, проданные нам в вагоне, обошлись в 119 рублей каждый. На станцию Ефимовская электричка прибыла приблизительно в 8.45.
        К нашему удивлению, в этот день (суббота) автобусного сообщения с д.Радогощь не оказалось, поэтому пришлось озаботиться поисками машины. У вокзала стояла "Нива" (не такси), после некоторых раздумий водитель ехать в Радогощь отказался. Эти раздумья могли дать уникальный шанс уехать, поскольку, как стало слишком очевидно позже, желающих даже думать о поездке в Радогощь в поселке Ефимовский больше не было.
        Как потом выяснилось, собственно автобусное сообщение между Ефимовским и Радогощью действует только по пятницам и воскресеньям. В пятницу из Ефимовского приблизительно в 17 часов уходит автобус из Бокситогорска на Пожарище, который бывает в Радогощи (туда) в 18.50-19.02 и возвращается назад приблизительно в 20.10. В воскресенье примерно в 15 часов из Ефимовского уходит автобус из Бокситогорска до Сидорова,этот автобус бывает в Радогощи (туда) в 16.50 и возвращается обратно в 20.10. В случае плохой дороги он идет только до Пожарища и следует по расписанию пятничного автобуса (т.е. уходит из Ефимовского примерно в 17 часов). Кроме того, есть еще школьный автобус, который зимой, весной и осенью тоже по пятницам и воскресеньям отвозит школьников в Ефимовскую школу-интернат и обратно. Помимо этого летом из Ефимовского каждый день до Сидорова ходит маршрутное такси. Однако в день нашего приезда из-за плохой дороги ничего не ходило.
        Местные жители подсказали, что машину лучше всего ловить на выезде из поселка за мостом через Валченку (см. карту в конце отчета). Сорок минут ожидания не дали ничего. Не удалось также уехать голосовавшей неподалеку пожилой женщине из Тихвина, которая желала попасть на свою дачу в д.Пятино. Она сообщила нам, что недавно ловила здесь попутку в течение 5 часов. Времени у нас было мало, поэтому один из нас был делегирован назад в Ефимовский искать машину. Он вернулся через час с известием, что после 7 отказов договорился с УАЗиком, который пообещал довезти до Пятино. УАЗик должен был подъехать к 12 часам. Пятино находится примерно на пол-пути к Радогощи, преодоление оставшихся 25 км заняло бы у нас целый день, но мы надеялись уговорить водителя довезти нас до конца.
        Машина подъехала в 11.45. Водитель был с женой, они ехали косить сено около Пятино. Асфальт быстро кончился, начало трясти на грейдере, похожем на стиральную доску. Вскоре лопнуло колесо, замена его заняла 25 минут. Чистое время (без учета остановки) поездки до Пятино составило 55 минут. Здесь женщина вышла. Водитель согласился за дополнительную плату довезти до оз.Кривули, но довез дальше - до поворота на д.Алешины Нивы (Алешино). На прощание он сказал: "Вам остается 12 км." И, помолчав, добавил:"Извините, ребята, косить надо." Водителю досталась немалая по тем временам сумма 600 рублей.
       


        Короткий обед был устроен на берегу оз. Ванюшинского. К 16.30 мы достигли Радогощи, по пути нас не обогнала ни одна машина. На выходе из деревни мы каким-то образом не заметили правильную дорогу и прошли около километра в сторону Боброзера, прежде чем повернули назад. Начав движение в нужном направлении, мы вскоре миновали жилую деревню Бочево. Разбитая лесовозами песчано-гравийная дорога с горами бревен по краям привела в Сташково, где и оборвалась. Мы заметили два "законсервированных" дома, остальные - полуразрушены. С трудом была найдена дорога в урочище Жары.
       


        На выходе из Жар обозначилась лесовозная дорога в нежилые деревни Иваново, Ильина Гора и Рысево. На этой дороге в лесу стоял оставленный кем-то вездеход.
        Урочища Иваново-Ильина Гора-Рысево мы достигли уже на закате дня. Попытка найти прямую дорогу в Зуево не удалась, и около 22 часов мы встали на берегу оз. Чечульское. Берег сухой, лес - ель, ольха, береза. На расстоянии нескольких десятков метров от озера проходит грунтовая дорога. На следующий день удалось рассмотреть на другом берегу дом,относящийся, возможно, к деревне Заозерье. За день пройдено 26 км.
       



        22 мая, воскресенье
        Точных данных о начальном направлении движения не сохранилось, но с вероятностью, близкой к 100%, мы двинулись по дороге на запад, на развилке у д.Заозерье взяли вправо (в деревню не заходили) и вскоре пришли в ур. Усадище. Здесь наблюдали остатки нескольких строений. Продолжили движение по дороге и достигли ур. Зуево - высокий холм, внизу озеро Зуевское. Дорога на север была найдена без труда, через километр показалось Пичозеро. Мост через вытекающий из него Пичручей разрушен, с берега на берег перекинуты 2 рельса от узкоколейки. Возможно, они служили основой этого моста. Берег Пичозера крут, лес здесь давно не рубили.
       


        Мы начали движение по обозначенной на карте дороге, но затем, видимо, перешли на заросшую просеку со следами дороги и по ней вышли к реке Большая Пяльица. Переходили вброд. Вода - по колено, течение быстрое. С трудом найдя продолжение дороги на север на другой стороне, мы прошли по ней около 100 метров и наткнулись на поперечную лесовозную дорогу (видимо, из лесоучастка №37) и повернули направо. Эта дорога не показана в АВЛО, но она есть на картах масштаба 1:50 000. Общее направление нашего движения было на оз. Шигольское, и надо было угадать наиболее легкий и быстрый путь, имея на руках только компас и устаревшую карту.
        Через некоторое время мы подошли к просеке север-юг (используется как дорога) и, подумав, сворачивать на север не стали. Выйдя к берегу Большой Пяльицы, сделали привал (14.00-15.30). Вскоре дорога пересекла Большую Пяльицу и через некоторое время вышла к безлесному пространству. За несколько десятков метров до этого мы увидели под ногами заросшие мхом рельсы. Как оказалось, это сохранившийся участок конно-железной дороги, которая здесь выходила на плотину, перегораживавшую исток Большой Пяльицы. Безлесное пространство - бывшее водохранилище, от которого осталось небольшое озерцо. Все это нам поведал охотник, расположившийся в избушке, стоящей возле бывшей плотины у берега реки. Кроме того, мы узнали, что лесовозная дорога у избушки заканчивается, есть, правда, короткий заросший участок "до другой плотины", дальше идут тропы. Для того, чтобы подойти к Каменному озеру (мы спросили до него дорогу), нужно было, по его словам, пройти тропой по северному берегу водохранилища, перейти, пользуясь мостиками, несколько речек и выйти к узкому заболоченному перешейку между Малым и Большим Тагичозерами. После преодоления протоки нужно было вдоль берега Большого Тагичозера достичь кострища, большой осины и затеса. Дальше следовало подняться в гору и идти по затесам на северо-восток.
        До протоки удалось дойти без труда, однако четко идентифицировать нужную осину с кострищем мы не смогли, в результате взяли к востоку круче, чем следовало. На прилагаемой схеме участок нашего пути от Тагичозера до ур. Лариково показан весьма приблизительно. Пройдя около 3,5 км по азимуту по сильно пересеченной местности, мы достигли западной оконечности Вялгозера. Дальше нашлась тропа вдоль берега, которая, как выяснилось, вела к Каменному озеру (оно нам уже не было нужно - нужна была переправа к ур. Лариково). У берега Каменного озера имелся крытый пленкой шалаш для одного человека и красивая пирамида из пустых бутылок. Пришлось возвращаться назад в поисках переправы к ур. Лариково через протоку между Каменным и Вялгозером. Шум переката вывел нас к переправе. Переходили по камням, опираясь на шест. Ур. Лариково мы достигли в 21 час. Мы нашли сильно заросшую дорогу на север и, в надежде повернуть по обозначенным на карте дорогам на восток, углубились в лес. Нахождение такого поворота мы рассматривали как шанс не сокращать еще более маршрут, а успеть к вечеру следующего дня достичь д.Сидорово, откуда потом на транспорте добраться до Заборья или Ефимовского. Наличие транспорта из Сидорова, правда, можно было только предполагать. Однако ни первый, ни второй поворот на восток обнаружить не удалось.
       


        На ночлег расположились у маленького ручья, после отклонения дороги на запад, к Шейкину. Вблизи стоял старый телеграфный столб без проводов. За день пройдено 18 км.

        23 мая, понедельник
        Встав пораньше, один из нас направился дальше по дороге, пытаясь найти третий обозначенный на карте поворот на восток (не доходя 1 км до д.Шейкино). Однако ни в этом месте, ни в других местах дороги вплоть до д.Шейкино поворота не было. Из Шейкина (нежилое, полуразваленные дома) идет дорога на север (в Сяргозеро).
        Было принято решение идти в д.Прокушево, там ловить попутку, на которой доехать до места пересечения автодороги с узкоколейкой Алешины Нивы-Ефимовский и дойти до п. Ефимовский по ней. В 10.00 мы пошли назад в сторону ур. Лариково, нашли место бывшего моста через протоку, переправились по перекату и продолжили движение по сильно заросшей дороге к деревне Прокушево. Дорога становилась все лучше. Мы вышли на западный край Прокушева, где обозначенная на карте дорога поворачивает на юг. Машину удалось поймать через 5 минут.
        Олег на "Ниве" довез нас до нужного места, не взяв ни рубля. На наше предложение денег он ответил: "Я же не в такси работаю". Поездка продолжалась 1,5 часа. Олег рассказал об узкоколейке, по которой нам предстояло идти. УЖД п.Ефимовский-Алешины Нивы и далее на север с разветвлениями действует только на основном участке п.Ефимовский-Алешино (Алешины Нивы) протяженностью 23 км, причем еще в прошлом году лес возили с 28 км. Работает ветка только весной, летом и осенью. В настоящее время каждый день, кроме субботы и воскресенья, от Ефимовского около 7 утра отправляется рабочий (с рабочими-путейцами) поезд. Он берет (если попроситься) пассажиров. Возвращается он также каждый рабочий день в 18-19 часов. Кроме того каждый (?) рабочий день туда-обратно ходит собственно лесовоз (тепловоз со специальными платформами для перевозки леса). Он пассажиров не берет. УЖД оказалась экономически выгодной, поскольку около 2 месяцев в году (весной и осенью) единственная полукольцевая автомобильная трасса с песчано-гравийным покрытием Ефимовский-Сидорово-Заборье закрыта для проезда лесовозов из-за того, что тяжелая техника сильно портит полотно. А лес в Финляндию нужно отправлять регулярно, без перебоев.
        По словам Олега, на протяжении нескольких лет процветало воровство леса. То, что было вырублено за это время, не поддается никакому описанию. Однако около года назад что-то изменилось - была нанята мощная охрана, и воровство удалось остановить.
        Мы прошли по узкоколейке в сторону Ефимовского метров 200 и у моста через Валченку встали на обед. Нежданным гостем оказался местный парень Леха. Он предложил нам водки, а мы ему - колбасы. От водки мы отказались. Выпивая и закусывая, Леха поделился некоторыми сведениями о своей жизни. Ранее он промышлял рубкой леса, а после "наведения порядка" переключился на металлолом. Сейчас он как раз делал контрольный обход УЖД, замечая выброшенные рельсы и прочий лом. Леха упомянул 10 километр узкоколейки, который нам еще предстояло пройти. Там в путейской будке он однажды зимой прятался от волков.
       


        Около 18.00 мы продолжили путь. Видны следы ремонтных работ. Много новых шпал. Растет много строчков. На 10 километре, около путейской будки, влево пошла тропинка. Мы свернули. Тропинка идет, судя по карте, к оз. Долгомошье. Пройдя последовательно одну, затем вторую канавы с водой, мы свернули влево, перешли по уложенным шестам третью канаву и вышли к юго-восточному берегу оз. Колпино. Более красивым показался противоположный берег.Пока обходили озеро, видели плот, лодку, пару кострищ. На ночлег встали в 22.00 на сухом месте среди чахлых сосен на торфяно-моховом берегу, который был всего на несколько сантиметров выше глади исключительно спокойного озера. Замечено многократное эхо. К ночи где-то вдали разбушевалась гроза, полыхали зарницы, гремел гром, но ни капли дождя так и не упало. За день пройдено 18 км.

        24 мая, вторник
        На пути назад к узкоколейке набрали немного прошлогодней клюквы. Продолжили движение по УЖД. Прошли несколько разъездов и боковых веток, на одной из них (4 км) стоял вагон. На 1 км - длинная цепь лесовозных платформ на запасном пути. Недалеко от Ефимовского УЖД разветвилась, мы взяли правей. Прошли перегрузочную линию на ЖД с широкой колеей. Вскоре вошли в п. Ефимовский. За день было пройдено 11 км.
       


        После совещания с билетным кассиром решили, чтобы увеличить шансы уехать, возвращаться через Санкт-Петербург, а не через Волховстрой-2.
        На поезде Котлас-Санкт-Петербург (отправился из Ефимовского в 16 с минутами, с местами проблем не было) прибыли на Ладожский вокзал в 21.38. Здесь мы попытались купить билеты на проходящий поезд 15 Мурманск-Москва, отправлялся он примерно через час. Но плацкартных билетов не было, а купейные (800 рублей) показались излишне дорогими. Билеты на поезда, отходящие с Московского вокзала, менее, чем через 3 часа до отправления, здесь не продавались, и пришлось ехать на Московский вокзал. Здесь выяснилось, что есть только купе по 1200 руб. Чуть позже, однако, в продажу пустили купейные билеты по 755 руб. на поезд 55 - отправлением 25 мая 00.45 и прибытием в Москву в 9.25.
Иллюстрации:

ст. Волховстрой-2
ст. Волховстрой-2


ст. Ефимовская
ст. Ефимовская


дорога в Пятино проходит через п. Ефимовский
дорога в Пятино проходит через п. Ефимовский


дорога Ефимовский-Пятино
дорога Ефимовская-Пятино


дорога Ефимовский-Радогощь входит в деревню Борисовщина
дорога Ефимовская-Радогощь входит в д. Борисовщина


Радогощь
Радогощь


дорога из. д. Радогощь входит в д. Бочево
дорога из д. Радогощь входит в д. Бочево


дорога из д. Бочево проходит по ур. Сташково, вид назад
дорога из д. Бочево проходит по ур. Сташково, вид назад


дорога Жары-Иваново
дорога Жары-Иваново


дорога из ур. Жары проходит по ур. Иваново, Ильина Гора, Рысево
дорога из ур. Жары проходит по ур. Иваново, Ильина Гора, Рысево


ур. Иваново, Ильина Гора, Рысево
ур. Иваново, Ильина Гора, Рысево


оз. Чечульское
оз. Чечульское


ур. Усадище
ур. Усадище


переправа через Пичручей
переправа через Пичручей


дорога Пичозеро-р.Большая Пяльица
дорога Пичозеро-р.Большая Пяльица


р. Большая Пяльица
р. Большая Пяльица


КЖД и бывшая плотина
КЖД и бывшая плотина


на тропе к Тагичозеру
на тропе к Тагичозеру


на пути к Тагичозерам
на пути к Тагичозерам


перешеек между малым и большим Тагичозерами
перешеек между Малым и Большим Тагичозерами


протока между о. Каменным и Вялгозером
протока между оз. Каменным и Вялгозером


ур. Шейкино
ур. Шейкино


переход протоки между оз. Каменным и Вялгозером
переход протоки между оз. Каменным и Вялгозером


д. Прокушево, дорога Сидорово-Радогощь
д. Прокушево, дорога Сидорово-Радогощь


УЖД Алешино-Ефимовкий, впереди мост через р. Валченку
УЖД Алешино-Ефимовский, впереди мост через р. Валченку


оз. Колпино
оз. Колпино


р. Быстрая
р. Быстрая


4 км. УЖД Алешино-Ефимовский
 4 км. УЖД Алешино-Ефимовский


4 км. УЖД Алешино-Ефимовский
4 км. УЖД Алешино-Ефимовский


УЖД Алешино-Ефимовский
УЖД Алешино-Ефимовский