Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Казань - Сурок - Йошкар-Ола


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 14 - 20 июля 2022 г., Зеленодольский район Татарстана, Волжский, Звениговский, Медведевский районы республики Марий-Эл.
       План: 0 и 1 день. Заранее отправить рюкзак со всеми вещами в Исменцы до востребования. Выехать в 23.40 поездом 148 Москва - Казань с Казанского вокзала Москвы и в 12.54 прибыть в Казань. Посетить Художественный музей на Маркса, 64, затем пообедать. От метро Козья Слобода выйти на ул. Вахитова - Краснококшайская - Болотникова - Горьковское шоссе, идти на запад, перед Айшой на развязке свернуть на дорогу, идущую на северо-запад, дойти до Малых Паратов, далее - Помары [можно обойти с юга] - мост через Илеть, предполагается, что это будет 11-12 часов утра [60 км]. Зайти на почту в Исменцы, получить рюкзак.
        2 день. После подкрепления сил в 14-15 часов отправиться по лесной дороге вдоль Илети до Пекозы. В районе этой деревни заночевать или остановиться на ужин на Илети [15 км]. Если времени и сил будет достаточно - продолжить движение по плану 3-го дня с перспективой ночевки близ населенных мест с отложенным до выхода к источникам воды завтраком.
        3 день. Пекоза [оставить слева]- середина Нуктужа, выйти на его правый конец, далее Большой Кожвож [оставить слева] - Поянсола - Нурумбалы [выйти на правый конец], продвинуться на север до истоков Толбашки или Шуйки, заночевать [25 км].
        4 день. Идти по дорогам к ур. Каменский, затем далее на север - северо-восток. Устроить чай у озера Шамаданте-Ер [20 км]. Далее выйти к п. Кундыш, затем - по шоссе - к ст. Сурок [10 км]. Заночевать у линии ж.д. на отдалении от станции.
        5 день. Встать пораньше с расчетом прибыть в Йошкар-Олу [25 км] около 10.00. По прибытии осмотреть музеи, сесть на автобус в интервале 13.00 - 16.00, доехать до Чебоксар, сесть в поезд [18.05] до Москвы.
        6 день. В 6.53 прибыть в Москву.
       
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k-O39-133 (состояние местности - ?, год издания ?) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт), а также "Яндекс-карты". Фрагменты этих карт, в том числе Яндекс-карт, использованы для иллюстрации маршрута. В походе, большая часть которого была приурочена к шоссейным дорогам, для ориентировки достаточно было дорожных указателей и общего представления о маршруте. Распечатки указанной выше "генштабовской" карты использовались только на лесном отрезке Исменцы - Нуктуж.
       Сопутствующие обстоятельства:Данный маршрут разрабатывался для ознакомления с дорогами Татарстана и Марий Эл. Сложность разработки маршрута заключалась в том, что во всех рассмотренных вариантах не удавалось избежать движения параллельно автомагистралям. Кроме того, на предполагаемом пути не были найдены особенности местности, особо любопытные для посещения. В связи с этим "изюминку" и новизну маршрута следовало искать в самой его организации. Поэтому в план впервые были включены длинные дневные и ночные марш-броски по шоссейным дорогам, с целью в минимальное время, на грани физических возможностей, пройти пешком расстояние между столицами двух регионов. Необходимые для похода вещи были высланы в промежуточный пункт Исменцы, чтобы первые 60 км пути идти налегке. Сосредоточенность на максимальных переходах привела также к отбрасыванию многолетней традиции обязательных вечерних и утренних трапез. Если раньше вынужденный отказ от еды и чая психологически воспринимался как чрезвычайно неприятное происшествие, то в этом походе "подкрепление сил" несколько раз отменялось без всякого сожаления об утраченной туристской романтике: смолистый дым не поплыл сквозь густые ветки. Кроме того, имевшийся походный паек не очень-то располагал засиживаться за едой:
       1. Печенье "Овсяное домашнее с изюмом", 420 г. Производство - г. Советск [Кировская обл.], фабрика "Сладкая слобода".
       2. Супы сухие массой около 70 г./шт. - 3 шт. [использовано 2]
       3. Хлебцы сухие "Бородинские" - около 200 г.
       4. Конфеты желейные - около 150 г. [съедена половина]
       5. Чайные пакеты - несколько штук.
       Погода: дневные температуры: 15 июля день - около 20 градусов, 16, 17 и 18 - 25, 19 - 18-20. Ночные температуры +15 - +17. Небо - 15 июля - облачно, временами слабый дождь, 16 и 17 - в основном ясно, 18 - с утра ясно, затем сгущение облаков, к вечеру - многочасовые ливни; 19 - облачно.
       Природа: Лес - смешанный: липа, клен, береза, вяз, дуб, сосна, ель, встречаются давно не рубленые участки. Многокилометровые сосновые боры. В подлеске местами много орешника и можжевельника. Ведутся лесоразработки, на дорогах много лесовозов. Цветут: набор летних цветов средней полосы, в частности, очень много энотеры. Грибы: много мухоморов, видел также свинушки. Ягоды: земляника, черника. Животные: видел парящих хищных птиц. Катастрофическое количество комаров на участке Исменцы - Нуктуж.
      Участники: 1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        14 июля, четверг
        Железнодорожные билеты Москва-Навашино, поезд 112 Москва-Круглое Поле [сидячий вагон, 618 руб.] и Навашино-Казань, поезд 134 Санкт-Петербург-Казань [плацкарт, 1341 руб., без белья] оформлены 11 июля; пришлось ехать с пересадкой, поскольку уже не было прямых дешевых билетов Москва-Казань. Купейные прямые билеты также почти все были к этому моменту раскуплены. Билет Чебоксары-Москва [купе двухэтажного поезда, 2409 руб.] оформлен также 11 июля, мест оставалось достаточно. Все билеты брались со скидкой 10 процентов, поскольку поездки попали в интервал плюс-минус неделя от дня рождения. Вариант с возвращением через Чебоксары возник в основном с целью пораньше утром быть в Москве [поезд из Йошкар-Олы прибывает на 2 часа позже]. Изначально предполагалось, проходя Сурок, спрятать поблизости рюкзак, идти ночью налегке до Йошкар-Олы, к вечеру вернуться в Сурок на автобусе и сесть в поезд там, но такой план показался слишком сложным. Посылка с рюкзаком, палаткой, спальным мешком, котелком, запасной обувью и другими вещами, которые были не нужны до первой лесной ночевки, были отправлены "Почтой России" из Москвы в деревню Исменцы утром 7 июля и добрались до места назначения 12 июля днем, это обошлось в 813 руб., вес посылки составил 8,5 кг.
        В 23.40 поезд тронулся на восток.

        15 июля, пятница
        В 5.02 поезд прибыл на ст. Навашино. В современно оформленном зале ожидания находилось около десятка человек. Примерно в 5.25 я вышел на плаформу, чтобы сесть на другой поезд, который должен был довезти до Казани. К этому моменту начался дождь; к посадке рубашка успела промокнуть. В маленьком взятом с собой рюкзачке имелась запасная, но почему-то я ею не воспользовался. В вагоне работал кондиционер, который иногда обдувал холодным воздухом мою верхнюю боковую; пришлось укрыться одеялом. Чтение детектива не пошло, тревожили мысли о надвигающейся непогоде.
        Ни голода, ни жажды не чувствовалось, но время до Казани надо было как-то скоротать. Достав специально захваченную, чтобы не просить стакан у проводника, стеклянную баночку из-под йогурта, я пошел к началу вагона в поиске свободного нижнего места. Действительно, в одном из отсеков сбоку никого не было. Я уточнил у пассажира напротив: "Здесь не занято?" "Не знаю," - с явным недоумением ответил он, - "А вы что, хотите занять?" "Просто присесть, у меня там верхняя полка..." "Ну садитесь, пока не занято", - сказал он таким тоном, как будто бы дает разрешение здесь сесть. Через некоторое время, когда я уже пил чай, а поезд остановился, в вагоне поднялась непонятная суета. Проводник несколько раз пробежал туда и обратно, и в конце последнего пробега обратился к "моему" пассажиру: "Женщина с тремя детьми выходила?" "Какая женщина?", - ответил он, затем пробормотал: "Все чего-то спрашивают, наверно, думают, что я здесь главный".
        В 13.58 поезд прибыл на станцию Казань-пассажирская. Объявления над станцией неслись на трех языках: русском, татарском и английском. В целом же характерно последовательное дублирование вывесок, табличек и надписей на татарский язык. Удалось увидеть даже двойное дублирование, когда на доме рядом висели две таблички: "ул. Фрунзе/Фрунзе ур." и, наверно, результат самых последних прогрессивных веяний, "ул. Фрунзе/Фрунзе ур./Frunze str.", что в своем англобесии перехлестнуло даже Москву.
        В Казани планировалось только два мероприятия: посещение Художественной галереи на Карла Маркса, 64 и обед в какой-нибудь столовой. Затем следовало сесть на "Кремлевской" на метро, проехать одну остановку до "Козьей Слободы" и начать пеший маршрут. Все это удалось выполнить на фоне продолжающегося ухудшения погоды. Около Казанского университета было уже сумрачно, а на подходе к метро закапал дождь. У турникетов я некоторое время пребывал в растерянности, поскольку не увидел билетных касс, потом выяснилось, что можно оплатить просто банковской картой. Поездка обошлась в 31 руб.
        В подземном переходе я облачился в "панчо" из легкого полиэтилена, вышел на ул. Вахитова [около 17.15] - начальный отрезок предстоящего долгого пути. Поначалу всерьез беспокоила предстоящая буря, поэтому во встретившемся безлюдном хозяйственном я приобрел за 14 руб. 2 метра веревки, чтобы подпоясаться. Но опасения оказались напрасными - вскоре стало проясняться, а против холода был использован единственный имевшийся в рюкзаке ресурс - запасная рубашка. Как и многие казанцы, в этот пятничный вечер я стремился покинуть город по Горьковскому шоссе. Временами транспорт двигался с черепашьей скоростью.
        Некоторую сложность представило прохождение лесопарка Лебяжье, который находится в черте города: здесь на шоссе ведутся работы, в ходе которых была срезана и раскопана вся обочина с обеих сторон. Около 20.30 я преодолел первый ощутимый рубеж - границу Казани.
       


        Солнце вскоре село, но трасса хорошо освещена. В 23 часа я свернул вправо на развязке, оставляя Айшу южнее. Качество дороги хуже не стало, но освещения здесь не было, пришлось включить фонарик. Отчетливо ощущался запах цветущих лип. Слева из-за леса на протяжении нескольких километров пути доносилось загадочное мощное пыхтение и гул.
       


        За день пройдено по маршруту [начиная от метро "Козья Слобода"] 32 км.

        16 июля, суббота
        Около 1.20 услышал шум поезда и обнаружил, что только что, не заметив, миновал по мосту железную дорогу. Я спустился вниз по лестнице. На юге мерцали два цветных огонька, к северу все было серо. Налетели комары. Отдыха не получилось и был продолжен путь по шоссе. Около трех рассвело. В 3.25 я покинул Татарстан и вступил в пределы республики Марий Эл.
       


        В 4.10 дорога влилась в шоссе Волжск - Йошкар-Ола, по которому предстояло идти до Помар. Данного населенного пункта я достиг в 5.55. До почты в Исменцах, где меня ждал рюкзак, оставалось 10 км, до ее открытия - 2 часа. Причин торопиться не было [я опережал график на 1-2 часа], да и вряд ли это было возможно - уже накопилась серьезная усталость, начали болеть голеностопные мышцы обеих ног.
       День начинался жаркий, а из-за прохладной погоды в Казани я забыл купить намеченную бутылку кваса. Пустая бутылка потом должна была служить тарой для воды. Кроме того, из-за забывчивости не были куплены батарейки для навигатора. Можно было попытаться приобрести все это на почте.
        Тем временем я миновал центр поселка, где видны попытки наладить церковную жизнь [см. фото], и по улице Копцева не спеша зашагал на запад. Удалось сорвать кисть ягод спелой ерги.
        Помары были на слуху еще со школы, когда из всех рупоров звучал "газопровод Уренгой - Помары - Ужгород". И вот через сорок лет довелось увидеть своими глазами хоть что-то из этой речевки.
        Оставив слева Березники, в 8 часов утра я перешел по мосту большую реку Илеть. Через полкилометра справа обнаружился искомый съезд с дороги, в глубине которого, к моему неудовольствию, стояли две легковые машины. Дело понятное - утро субботы, рыбалка, купание... Представлялось, что весь дальнейший путь вдоль Илети надо будет пробираться через толпу машин и рыбацких компаний. Но, как выяснилось чуть позже, эти опасения были напрасны.
        Путь в Исменцы шел в гору и был нелегок. Когда я, наконец, доковылял до восточного края деревни, подъехал автобус [видимо, Волжск - Звенигово]; из него вышли несколько человек. В мою сторону пошли две женщины. С приятным грассированием они беседовали на марийском языке. Я спросил, как дойти до почты - выяснилось, что можно по дороге, а можно и по тропинке "через деревню". Тропа долго вилась задами заборов и огородов, но все же вывела к центру; там я спросил еще раз и около 9 подошел к административному зданию, обстановка вокруг которого навевала мысли о полном покое и умиротворении. Не было ни ветерка, ни звука, траву вокруг, казалось, никто никогда не топтал, и даже козы не резвились, а спокойно отдыхали в тени. Кроме почты в здании, судя по вывескам, находится и администрация Исменцов, и собрание депутатов, и центр досуга и культуры, а также фельдшерско-акушерский пункт, ветеринарный участок и участковый отдел полиции.
        Когда я вошел в маленькую комнату почты, женщина, ведшая оживленную беседу с девушкой-сотрудницей, сразу деликатно вышла. Воспользовавшись любезно предложенным ножом для резки бумаги, я вскрыл посылку и собрал рюкзак. Была куплена полуторалитровая бутылка минеральной воды [35 руб.] и литровый пакет сока [80 руб.]. Батарейки снова были забыты, хотя, возможно, их и не было в продаже. Прикладываясь к соку, я тронулся в обратный путь.
        У въезда в лес уже не было машин. Немного углубившись, я отошел в сторону от грунтовки. Надо было обязательно отдохнуть не менее двух часов, но из-за обилия комаров сделать это можно было только в палатке. Кое-как поставив ее, я провел пару часов в полудреме.
       

сторона квадрата 2 км; путь проведен в предположении неизменности дороги с момента создания карты


        Чуть раньше часа дня путь был продолжен. Дорога была хорошо наезжена, да и не мудрено: движение было оживленным. Вскоре навстречу проехал мужик на каком-то трехколесном драндулете, затем обогнал мотоцикл, потом снова навстречу проследовал тандем из чернявого подростка на мотоцикле и УАЗика следом. Вокруг рос богатый, великолепный лес, где встречались и липа, и клен, и дубы, вязы и, конечно, березы, ели и сосны с можжевельником. Меня же все более тревожили комары: они всерьез докучали даже при ходьбе. В конце концов пришлось накинуть капюшон штормовки, затянуть его и беспрерывно обмахивать лицо. При этом все сознание сосредоточилось на комарах, и восприятие окружающих красот было полностью прекращено. Поэтому, когда в шестом часу вечера я выходил к д. Пекоза, пришло решение несколько изменить маршрут, начиная с завтрашнего вечера: после выхода на шоссе к Нурумбалу идти до Кундыша не лесом около 30 км, а чуть большее расстояние по шоссейной дороге. Поскольку лесной участок не содержал обязательных к посещению мест, измененный план был ничем не хуже первоначального и лишь усиливал его "шоссейную" основу.
        На середине Пекозы мне пришлось пройти через какое-то собрание: два мужика, один из них без рубахи, расположились у "буханки", чуть поодаль стояла женщина, а между ними по дороге бродили свинья с коровой. Вежливо пропустив свинью, я поздоровался и пошел дальше.
       За околицей дорога влилась в поперечную. Надо было решить, куда свернуть: направо или налево. Нуктуж [следующая деревня на пути] был слева спереди, но, судя по наезженности дороги, основная масса пекозцев сворачивала вправо. Логика подсказывала, что двигаться им больше некуда, кроме как в тот же Нуктуж. Поэтому я тоже решил свернуть вправо. Но, вопреки, ожиданиям, дорога устремилась прямо на север и сворачивать влево, кажется, не собиралась. Снова вспомнилась только что пройденная развилка... Решив в конце концов, что утро вечера мудренее, я отошел от дороги метров на 30 и начал ставить палатку. Аппетита для законного ужина не было никакого, кроме того, хотелось побыстрее отделаться от комаров. Было всего часов шесть вечера, но я не сомневался, что сон придет, ведь в предыдущую ночь спать не довелось. А ранний подъем был бы вполне возможен и уместен: начиная с 3 утра уже можно было идти.
        Действительно, я почти заснул, когда услышал вблизи шуршание и хруст. В сетчатое окошко удалось рассмотреть небольшую собаку. Я с досадой подумал, что теоретически она может сбегать в деревню и кого-нибудь сюда привести. Но бегать ей далеко не пришлось. Через несколько минут послышались тяжелые шаги; я снова посмотрел в окошко: метрах в пяти спиной в полоборота стоял мужик в сапогах, куртке с капюшоном и в кепке. Чтобы вылезти наружу, мне надо было одеться, но, очевидно, если человек заинтересовался палаткой, он мог бы гораздо быстрее что-то сделать - например, спросить "Кто тут?" и т.п. Но мужик ничего не предпринимал, ожидание затянулось, и вдруг послышалась марийская [предположительно] речь, в которой промелькнуло единственное понятное слово "палатка". Очевидно, человек звонил по мобильному. Разговор шел несколько минут, "палатка" прозвучала еще раз, потом все стихло, и вскоре послышалось затихающее стрекотание мотоцикла в направлении Пекозы. Такого рода происшествие стало первым за многие годы походов и мне чрезвычайно не понравилось. Преодолевая расслабленность, я начал одеваться и собрал спальник. Надо было пройти уже в сумерках несколько километров и надежно скрыть ночлег в другом месте. Посидев в таком полусобранном состоянии минут 10, я снова разложил спальник и заснул. За день пройдено 52 км.

        17 июля, воскресенье
       

сторона квадрата 2 км


        В начале седьмого тронулся в путь на север, хотя первый порыв был - вернуться к развилке. Через некоторое время взял левей на новой развилке, но направление движения все равно постепенно вернулось к северному. Количество комаров по сравнению с вчерашним днем не уменьшилось. Вставив запасные аккумуляторы фотоаппарата в навигатор, я сориентировался на очередной развилке. В километре к северу, куда я сейчас и двигался, по "генштабовской" карте должна была быть дорога на Нуктуж, нанесенная не пунктирной даже, а сплошной линией. Но дорога эта, по видимому, заросла. К северу я взял много лишнего, пришлось долго возвращаться к последней развилке, на ней свернул на запад. Это, судя по всему, была пунктирная дорога, обозначенная на карте; в 10.00 она вывела к окружающим Нуктуж полям. В месте выхода устроена лавочка, вокруг которой валяется изрядное количество мусора. Стало ясно, что с потерянными дорогами на сегодня покончено, дальнейший путь очевиден, а скорость движения прежде всего будет определяться состоянием ног и степенью усталости. Иными словами, следовало подкрепиться, пока наличествовали благоприятные условия в виде леса и чистейших дождевых луж.
        Был сварен пакетный суп, затем заварено полтора литра чая, большая часть которого была перелита в бутылку, взята с собой и обеспечивала восполнение потерь воды до самого вечера.
        В 12.26 я вышел на полевую дорогу, оставляя поле слева, а лес справа. Поле было засеяно кукурузой, которая ростом была ниже обильно произрастающей здесь же сурепки. Вдали трактор ворошил сено. Примерно через час я оказался у крайних домов Нуктужа с восточной стороны. Как и около многих других населенных пунктах республики Марий Эл, здесь на въезде был вкопан в землю православный крест. Справа паслось большое стадо коров. Через некоторое время я обратил внимание, что слишком долго иду вдоль Нуктужа: по плану надо было только "чиркнуть" по его восточному краю и направиться проселочной дорогой в Большой Кожвож. Как оказалось, нужная развилка была пропущена, и теперь разумнее было не возвращаться, а идти дальше на запад и через Малый Кожвож выйти к Звениговскому шоссе не в Нурумбалах, а около Кужмары, то есть, на несколько километров южнее, чем планировалось.
        У западного края Нуктужа моя грунтовка влилась в асфальтированную дорогу, которая в 15.24 вывело к Звениговскому большаку [если можно так назвать шоссе с отличным покрытием и разметкой]. Дорога, которую я оставил за спиной, была довольно оживленной: машины [в основном, иномарки] проносились туда-сюда каждые пять минут. Дети на велосипедах со мной здоровались. Звениговский большак, понятно, был еще более оживленным.
        Не мешкая, я свернул направо. Слева, на расстоянии полукилометра от шоссе, тянулась длинная деревня Кужмара. Даже по столь дальнему виду можно было уверенно предположить, что деревня в добром здравии - дома с хорошими, новыми крышами стояли подряд, вплотную - без опустевших дворов. Автобусная остановка Кужмара выложена мозаикой на тему, возможно, марийского фольклора.
       


        Примерно через час оставил слева Паянсолу и двинулся дальше по шоссе, тем самым обозначив переключение на "антимоскитный" маршрут [по первоначальному плану нужно было пройти Паянсолу и Нурумбал насквозь и выйти в лес с последующим движением на север]. В 20.00 я вышел на трассу Йошкар-Ола - Волжск, миновал деревню Спартак и двинулся на север, собираясь идти настолько долго, насколько это будет возможно. Дорога весьма оживленная, освещение - только на отдельных участках. Есть километровые столбы, указывающее расстояние до Йошкар-Олы. За день пройдено 45 км.

        18 июля, понедельник
        Около часа ночи при свете фонарика начал ставить палатку на толстом слое мха в молодом сосняке метрах в 50 от трассы. Костер предусмотрен не был. Шум машин не стихал всю ночь, но сну это совершенно не мешало.
        В 9.20 вышел на дорогу, в 9.22 был пройден километровый столб "38", а в 9.34 я вошел в поселок Силикатный, названный так из-за расположенного здесь Марийского завода силикатного кирпича. В центре поселка стоит "Пятерочка". Я приобрел за 87 руб. 1,4-литровую бутылку "Нашего" кваса Марийского пивзавода. Квас оказался просто великолепным. Шоссе на Йошкар-Олу при прохождении поселка называется улицей Мира. На табличках на домах это отображается по-разному: "ул. Мира", "ул. Мира/ур. Мира", "ул. Мира/ур. Туня" - то есть, в разной степени перевода на марийский язык, начиная с нулевой.
       


        В 11.16 перешел по мосту реку Малый Кундыш, тем самым закончив "антимоскитный" участок маршрута и вернувшись в рамки первоначального плана. Шоссе сверкало на солнце во всем великолепии, особенно потрясли специальные расширения дороги и дополнительные полосы в местах разворотов, которые были устроены через каждые несколько километров.
        В 12.40 вошел в черту поселка Сурок. В плане похода значился осмотр памятников Великой Отечественной и железнодорожной станции. Можно было запастись водой [квас был выпит] и принять решение, как двигаться дальше - продолжать по шоссе или перейти на железнодорожный путь, что тише и приятнее, но не всегда удобно.
        На въезде в Сурок тоже стоит крест. По ул. Дружбы, а потом по Песчаной я вышел к станции Сурок, купив по дороге питьевой воды. Везде шныряли дети на велосипедах. У железной дороги расхаживала пожилая женщина в купальном костюме, по-видимому, загорая. Чуть ниже, на озере Сурок, на благоустроенном песчаном пляже отдыхали другие сурковцы [фото]. Вокзал Сурка обрамлен соснами и производит приятное впечатление. Название станции на фирменной табличке РЖД было написано только по-русски [без всякого английского], чего я не наблюдал уже много лет. Перейдя железную дорогу, я осмотрел расположенный в непосредственной близости памятник жителям Сурка, погибшим в Великую Отечественную. Памятник был поставлен еще в 60-х годах. Однако в яндекс-картах рядом с этим памятником, на расстоянии 30 м, изображен какой-то еще. Готовясь к походу, я почему-то решил, что это памятник умершим в начале войны в расположенных неподалеку от Сурка учебных воинских частях солдатам. Но никакого второго памятника заметно не было. Я спросил поочередно двух девушек, проходивших мимо. Одна заявила, что памятник только один, вторая, подумав, указала в сторону нового храма, сказав, что там рядом есть памятник. С трудом преодолев 200 метров до строящегося храма Николая Мерликийского, я увидел лишь большой обложенный камнями крест с табличкой о том, что здесь будет построен храм. Собственно, он уже почти построен. Возвращаться назад и продолжать поиски сил не было никаких, кроме того, я понял, что идти по железной дороге и испытывать на прочность ступни, сухожилья и связки - не стоит. В 14.19 я вышел на шоссе по Новой улице. До Йошкар-Олы оставалось 27 км.
        Идти становилось все тяжелее, средняя скорость составила менее 3 км/ч. После каждых трех пройденных километров я отдыхал 10-15 минут. Третий километр давался, конечно, тяжелее всего. Последний отдых состоялся на 20-м километре. Едва тронулся дальше, хлынул дождь. Я бросился, хромая, к лесу и судорожно попытался надеть свое дождевое "панчо" так, чтобы под ним оказался и рюкзак. Но ничего не выходило. Необходимо было как-то определиться - или я, или рюкзак, но дождь внезапно прекратился. Пошел дальше, стало ясно, что нужен отдых более длительный - иначе эти 10 км, которые я еще намеревался сегодня пройти, превратятся в пытку. Решение пришло такое: остановиться на обед [и ужин одновременно] на пару часов, отдохнуть и более-менее бодро пройти часа за три оставшиеся километры, заночевать, а завтра часам к 10 прийти в Йошкар-Олу. В районе 18-го километра, с трудом преодолев валы и кюветы, я забрался в лес, сварил суп, затем заварил чай. Все это время вблизи громыхало, а на полкружке чая начался ливень. С вещами пришлось перебежать под густую ель, котелок остался у костра. Через 50 минут, когда дождь кончился, оказалось, что чай совсем холодный.
        Не успел я пройти и сотню метров, как начался новый дождь. Снова забежав в лес и промокнув на этом пути полностью, я пропустил "панчо" под клапаном рюкзака, чтобы защитить от воды его содержимое. Разумным представилось перейти шоссе [я находился на левой стороне] и ловить попутку или маршрутку до Йошкар-Олы с последующим заселением в гостиницу. Правда, при этом честолюбивая задача пройти все расстояние от Казани до Йошкар-Олы пешком не была бы решена. Я продолжил движение по левой стороне, намереваясь перейти дорогу, как только появится разрыв в разделителе. Дождь усилился; встречные машины шли с включенными фарами... Впереди по моей стороне сквозь пелену низвергающихся потоков постепенно обретала контуры мигающая аварийкой легковушка. Приближаясь к ней, я всерьез думал попроситься внутрь, но смущала неопределенность дальнейших действий... Легковушка была пройдена без остановки... Вскоре дождь стал стихать, небо быстро очистилось, а впереди загорелась вечерняя заря. На ходу холодно не было, вещи в рюкзаке пока оставались сухими, и ничто не мешало осуществлять намеченный план. С такими радужными мыслями было пройдено около двух километров. С чистого, казалось, неба сыпались редкие капли. Потом закапало чаще... Я как раз проходил мимо автобусной остановки "ДОЛ Сосновая роща" и решил подождать под ее крышей дальнейшего развития событий [около 21.00]. Слышались глухие раскаты грома. Через десяток минут полило опять. Молнии сверкали и гром грохотал беспрерывно. Я так и не решил, ехать ли в Йошкар-Олу, если к остановке подкатит рейсовый автобус... Дождь на этот раз затянулся. Наконец, сообразил, что можно переодеться в сухое и ждать, так сказать, в комфорте. При этом для уменьшения веса рюкзака полностью промокшие потрепанные походные штаны отправились в мусорку. Закусывая слитый в бутылку холодный чай конфетами, я думал, чем еще необходимо заняться и вспомнил, что не успел побриться на стоянке в лесу. Самое время и место было для этого сейчас. За день пройдено 24 км.

        19 июля, вторник
        К полуночи движение по шоссе ослабло, но не прекратилось. По-прежнему куда-то спешили частники, в разных направлениях проезжали лесовозы и разного рода фуры, а в сторону города периодически следовали спецмашины с длинной цистерной, похожие на муковозы. Наконец, около часа ночи дождь перестал. Подождав минут двадцать, в 1.12 я тронулся в путь. Никакой защиты от очередного дождя у меня не было, не было также и сухих вещей в запасе. Поэтому во время всего дальнейшего пути я со страхом ждал первых капель, которые так и не пролились. Через несколько минут после старта я оставил справа поворот на Куяр, светофор которого маячил вдали все время моего нахождения на остановке. Вскоре я заметил странное изменение качества дороги - разметка стала потертой, а километровые столбы облезлыми. Да и машин, казалось, было совсем мало по сравнению с тем количеством, которое мелькало перед остановкой. "Муковозов" не стало совсем. Карты этого места "за ненужностью" я не брал, поэтому ложное представление о Куяре, как о тупике, развеять было нечему. По-видимому, почти весь поток в Йошкар-Олу следовал короткой дорогой через Куяр, я же по своей захолустной шоссейке отмахал лишних пять километров, добравшись до пересечения с Куярским трактом через кольцевую [см. прилагаемые карты]. Все это я сообразил позже. Но отдохнувшие за четыре часа на остановке ноги выдержали этот путь.
       


        В 3.30 свернул с кольцевой на Йошкар-Олу, до которой, согласно указателю, осталось всего 9 км. Фактически же границу города пересек, пройдя чуть больше 3 километров, в 4.25. Когда на улице Мира появился указатель к центру, я свернул на ул. Лебедева. Спешить было совершенно некуда. Почти через час хода заметил справа здание с надписью "Автовокзал". До этого я знал лишь о существовании автовокзала рядом с железнодорожным, собственно, куда и направлялся. Как оказалось, новый автовокзал независим от старого, со своими автобусами и расписанием. Касса открылась чуть раньше шести. Подходящим показался билет до Чебоксар с отправлением в 14.30 и прибытием на место в 16.00. Билет обошелся в 300 руб. Теперь предстояло дождаться часов девяти и выдвигаться в центр города к музеям; планировалось посетить Музей истории города и Музей народно-прикладного искусства.
        Сев у автовокзала на один из троллейбусов [19 руб., кондуктор], я вышел на Вознесенской улице. Рюкзак пришлось взять с собой: камера хранения на автовокзале обнаружена не была. Музей прикладного искусства, расположенный в бывшем купеческом деревянном доме, оказался закрыт "по техническим причинам". Попутно в салоне связи "Графъ Телеграфъ" на Советской, 128 попросил подзарядить мобильный, что мне сделали совершенно бесплатно.
        В сувенирных магазинах ярко представлен "Йошкин кот". Неизвестно, в какой "умной" голове возникла идея создать символ города на основе созвучного ругательства. Пожалуй, единственным выходом является возвращение Йошкар-Оле исторического названия Царевококшайск.
        Экспозиция музея истории города довольно лаконична и поэтому легко воспринимается. Большим плюсом является активность сотрудников музея, которые работают по возможности с каждым посетителем. Билет обошелся в 100 руб. Напоследок мне посоветовали поспешить на набережную, дабы увидеть своими глазами церемонию выхода на балкон одного из дворцов 12 механических апостолов. Я наблюдал с противоположного берега Малой Кокшаги [основная масса туристов стояла непосредственно под стенами дворца] и должен признать, что даже с такого большого расстояния представление впечатляет, в данном случае - за счет музыки.
        Шел первый час дня, ноги подкашивались, а минимальная программа осмотра города была выполнена. По Вознесенской улице я вышел к Ленинскому проспекту [после его пересечения Воскресенская улица преобразилась в ул. Карла Маркса] и вернулся на тролейбусе к автовокзалу. В буфете я "повторил" [первый раз был утром] вкусное пирожное, а также попросил чай. В 14.20 объявили о посадке, в 14.30 наш микроавтобус тронулся в сторону Чебоксар, заполненность салона составила около 2/3. В 16.00 мы подъехали к автовокзалу. Железнодорожный вокзал находится с другой стороны путей, причем к подземному переходу под ними надо пройти около 100 метров влево [если стоять лицом к железной дороге]. В 18.05 двухэтажный поезд № 053 отправился в сторону Москвы. В моем купе одно [нижнее] место всю дорогу оставалось свободным. За день пройдено по маршруту [от остановки "ДОЛ Сосновая роща" до автовокзала] 17 км.

        20 июля, среда
        В 6.53 поезд прибыл на Казанский вокзал Москвы.
       
Иллюстрации:

На Казанском вокзале Москвы
На Казанском вокзале Москвы

сидячий вагон
сидячий вагон

поезд Санкт-Петербург-Казань прибывает на ст. Навашино
поезд Санкт-Петербург-Казань прибывает на ст. Навашино

станция Казань-Пасс.
станция Казань-Пасс.

в Художественной галерее
в Художественной галерее

в метро; ст. Кремлевская
в метро; ст. Кремлевская

на перекрестке ул. Вахитова и Большой Крыловки
на перекрестке ул. Вахитова и Большой Крыловки

двуязычные ценники
двуязычные ценники



центральная площадь Помар
центральная площадь Помар

здание в Помарах
здание в Помарах

Березники; дорога в Исменцы
Березники; дорога в Исменцы

р. Илеть
р. Илеть

д. Исменцы; административное здание
д. Исменцы; административное здание

дорога в Пекозу
дорога в Пекозу

д. Пекоза
д. Пекоза

ночевка 16/17 июля
ночевка 16/17 июля

дорога в Нуктуж
дорога в Нуктуж

колокольчик широколистный
колокольчик широколистный

дорога вокруг нуктужских полей
дорога вокруг нуктужских полей

дорога из Нуктужа к трассе Йошкар-Ола - Звенигово
дорога из Нуктужа к трассе Йошкар-Ола - Звенигово

поворот на Йошкар-Олу
поворот на Йошкар-Олу

ночевка 17/18 июля
ночевка 17/18 июля

въезд в п. Силикатный
въезд в п. Силикатный

кафе в Силикатном
кафе в Силикатном

дорога на Йошкар-Олу; впереди место разворота
дорога на Йошкар-Олу; впереди место разворота


в Сурке
в Сурке

вокзал Сурка
вокзал Сурка

ст. Сурок, вид на север
ст. Сурок, вид на север

в лесу за несколько минут до мощного ливня
в лесу за несколько минут до мощного ливня

перед последним ливнем
перед последним ливнем

пристанище на остановке "ДОЛ Сосновая роща"
пристанище на остановке ДОЛ Сосновая роща

начало ночного марша на Йошкар-Олу
начало ночного марша на Йошкар-Олу

последний поворот на Йошкар-Олу
последний поворот на Йошкар-Олу

Йошкар-Ола; ул. Лебедева
Йошкар-Ола; ул. Лебедева

новый автовокзал
новый автовокзал

двор в Йошкар-Оле
двор в Йошкар-Оле

дом с мезонином в Йошкар-Оле
ом с мезонином в Йошкар-Оле

вновь отстроенный центр города
вновь отстроенный центр города

Чебоксары; посадка в поезд до Москвы
Чебоксары; посадка в поезд до Москвы