Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Тамбов-Моршанск


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:2-4 мая 2017 г., Тамбовский, Сосновский и Моршанский районы Тамбовской области.
       План: 1 день. Выехать в 22.00 поездом 031 Москва-Тамбов до Тамбова. 2 день. На пригородном поезде добраться до ст. Рада, осмотреть мемориал военнопленным севернее станции, двигаться на север по ж.д. до н.п. 6-й км, далее - по основной дороге на север. Остановиться на ночлег после пересечения широкой просеки ЛЭП. 3 день. Идти дальше на север и северо-восток по главной дороге, переправиться через р. Кершу, на 3-4 км западнее поселка Каменный Умет остановиться на ночлег. 4 день. Дойти до Моршанска, на поезде 093 Пенза-Москва в 21.25 уехать в Москву.
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--n37-120 (состояние местности 1988 г., год издания 1992 г.), 100k--n37-108 (соответственно 1988, 1991), 100k--n37-096( ?, ?). (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт.
       Погода: дневные температуры: постепенно понижались с 20-22 градусов в первый день до 14-16 в третий. Ночью - около 10 градусов. Небо - в основном ясно, очень слабый дождь утром 2 мая. Фактическая погода соответствовала прогнозу сайта gismeteo.ru.
        Природа: Лес - коренная порода сосна в основном вырублена, на вырубках - береза, осина; но большей частью - разного возраста подрастающие искусственные насаждения сосны. Ели нет вообще. В подлеске много клена, липы, дуба меньше. Кое-где среди такого подлеска возвышаются огромные сосны со следами добычи смолы. Расцветает черемуха. Бурное распускание листьев - как раз во время похода (почти весь апрель стояли холода). На дубах листьев пока нет. Цветы: ветреница лютиковая, чина весенняя, звездчатка, медуница, прострел луговой, хохлатка, единичные одуванчики... Грибы - много строчков. Животные: кабаны (видели одного на расстоянии нескольких метров), есть следы лосей. На отдалении метров 30 видели косулю. Брачная пора у лягушек - в заводях Керши кваканье временами оглушительное. Количество поющих птиц сравнительно невелико. У берегов реки Керши слышали голоса журавлей (?). Комаров мало, мошки нет, клещей - единичные экземпляры.
      Участники: 3 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        1 мая, понедельник
        Отъезд в 22.00 с Павелецкого вокзала фирменным поездом 031 Москва - Тамбов. Много свободных мест, боковая сторона почти не занята. Электронные билеты были взяты вечером 28 апреля. С 27 апреля по 4 мая (а также в некоторые другие ограниченные периоды) действовали скидки на верхние места плацкартных вагонов. Один из нас пожелал нижнее место (боковое), оно обошлось ему в 1900 руб., менее притязательный участник похода заплатил за верхнее место 1195 руб., а третий товарищ, решивший прокатиться без белья, потратил всего 1056 руб. Обратные билеты на нефирменный 093 Пенза - Москва: нижнее (№ 1) с бельем - 1241 руб., верхнее (№ 4) без белья - 882 руб., место 38 с бельем - 800 руб. В нашем 10-м вагоне после посадки в Моршанске свободных мест почти не осталось.

        2 мая, вторник
        В 7.30 поезд прибыл на ст. Тамбов-1. Когда один из нас попытался сфотографировать вокзал (а фактически - свой рюкзак на фоне стены здания) - к нему подошел розовощекий молодой полицейский с резким вопросом: "С какой целью фотографируете?" Дальнейший диалог в памяти не сохранился кроме двух фраз:
        - Сейчас что, 37-й год?
        - Не знаю, я тогда не жил...
        Внутри вокзала мы не обнаружили пригородных касс - нам указали на отдельное здание пригородного вокзала на другой стороне площади. Каждый билет до станции Рада обошелся в 35 руб. На дальних путях стоял рельсовый автобус, мы решили, что это - наш, подошли ближе, посадки пока не было... Начал накрапывать дождь, и мы вернулись на крытую платформу. От вокзала не спеша шли двое - полицейский и штатский. Подойдя поближе, они объявили, что мы перешли ж.д. пути в неположенном месте. В результате один из нас проследовал в ЛОВД, который располагался метрах в 30-и от места происшествия. Оформление бумаг о штрафе в 100 руб. заняло не менее 20-и минут. Но, поскольку в отношении двух оставшихся участников похода полицейские ограничились предупреждением, на поезд мы не опоздали, в 8.35 он тронулся в путь. Маленький рельсовый автобус Тамбов-Кирсанов (фото) был заполнен примерно на 2/3, причем часть пассажиров составляли ж.д. рабочие, перевозившие свое оборудование. Для них поезд сделал служебную остановку немного ранее станции Рада.
        Станция представляет из себя уютное деревянное двухэтажное здание с затейливыми наличниками (фото). После памятного снимка двое двинулись к переходу через пути, третий же решил сфотографировать какие-то детали здания с близи. Отойдя метров на 30, мы оглянулись и увидели, что наш товарищ, судя по жестам, горячо спорит с каким-то человеком. Можно было догадаться, что речь опять идет о фотографировании. Мы уж было пошли назад, но спор, видимо, закончился, и товарищ к нам присоединился. Минут через пять мы уже перешли пути, продвинулись чуть назад и осматривали памятник гражданам Люксембурга - военнопленным, умершим в Тамбовском лагере. На небольшой асфальтированной площадке близ памятника рядом со своей машиной чего-то ждал молодой человек, время от времени бросая на нас косые взгляды. По-видимому, туристы в Раде появляются не чаще, чем полное затмение солнца или июльский снег.
        По поводу основного мемориала военнопленным никаких указателей видно не было - ни около станции, ни дальше. Тем не менее, он должен был находиться где-то рядом с перекрестком дороги, идущей вдоль ж.д. линии и тамбовской объездной.
       На перекрестке со светофором движение было весьма оживленным; у обочины сотрудники ДПС осуществляли выборочную проверку грузового транспорта. Они нам и подсказали, что нужно продвинуться по объездной на север на 100-200 метров. Здесь стоит скромный указатель, а мемориальное кладбище вплотную примыкает к дороге (фото).
        Дальнейший план был таким - выйти на обозначенную на карте железную дорогу, отходящую на север от ст. Рада, продвинуться по ней насколько будет возможно, затем вернуться через лес на объездную и, пройдя по ней несколько километров, встать на лесную дорогу северного направления.
        Через несколько сот метров хода по шоссе на восток (см. карту) в поперечном направлении действительно пролегла однопутка широкой колеи с бетонными шпалами. Со стороны Рады мерцал красным маленький светофор. Мы свернули на север; справа оставили загороженные бетонным забором мрачноватые корпуса, на одном из которых висел огромный рекламный плакат. Но вскоре все это осталось позади, дорога пошла по молодому леску, все время поворачивая налево, пока наконец не вытянулась до горизонта на север. Вдали померещилось какое-то движение, из кустов высунулся капот машины, двое вышли на дорогу... Почти не было сомнений, что это - за нами, правда, оставался вопрос о причинах - фотографирование ли станции имело такие далеко идущие последствия, или же железнодорожная ветка является запретной. Под предлогом проверки документов и дачи объяснений нас повезли обратно на станцию Рада (около 10.00). В вину нам ставилось именно фотографирование. По обрывкам переговоров в нашей "Ниве" можно было понять, что нас уже ждет оперативная группа из Тамбова. Около станции стояла "буханка" с намалеванными телефонами полиции, а рядом - две миловидные женщины-полицейские, которые вместе с водителем, видимо, и составляли опергруппу. Разговор повторился: "Зачем фотографировали? Это запрещено! Незнание закона не освобождает от ответственности...". Потом одного из нас позвали внутрь "буханки" писать объяснение, а других, после, судя по всему, команды из Тамбова попросили показать вещи в рюкзаках.
       Начальство в Тамбове какое-то время, наверно, колебалось, а потом приказало везти всех в столицу области. Мы бросили рюкзаки в зарешеченное отделение для задержанных, сами сели спереди и вместе с опергруппой покатили в Тамбов. При всем понимании абсурдности происходящего, нельзя не признать, что полиция Рады сработала на опережение и каким-то образом вычислила наш маршрут по лесной железной дороге. Не исключено, что "автолюбитель", который чего-то ждал у памятника, был поразительно быстро выехавшим на перехват сотрудником полиции, который вел наблюдение и дальше - только в этом случае имело смысл вызывать опергруппу. Тем не менее рассуждая здраво, оснований подозревать нас в чем-то было не более, чем оснований подозревать любого прохожего... Сотрудницы полиции объясняли, что сейчас усиление - после взрыва в питерском метро и вообще - на майские. Получается, режим усиления в нашем случае привел просто к бездарно-формальной трате денег налогоплательщиков.
        И вот мы возвращаемся, проезжаем весь Тамбов, входим в знакомый ЛОВД, где пару часов назад одному из нас выписали штраф. Еще с двоих взяли объяснения - зачем приехали, каким поездом, что фотографировали... Все ждали сотрудника ФСБ. По ходу дела у всех сняли отпечатки пальцев и сфотографировали у мерной рейки с сантиметровыми отметками.
        Вопросы сотрудника ФСБ охватывали более широкую сферу, нежели сегодняшнее происшествие - где учился, где работал, давно ли и часто ли и куда ходили в походы, не выезжали ли за границу, в СНГ (стало понятно, что сейчас особый интерес к Украине), не состоим ли в каких либо фондах... Зашла речь даже о нашем сайте semizha1.ru. Такому опросу подвергся каждый из троих. Двое продемонстрировали сделанные фотографии. Были показаны карты, обратные билеты. Представитель ФСБ оказался профессионалом и не мог не сделать очевидного вывода, что мы приехали сюда отнюдь не для подрывной деятельности. Около 12.00 после подписания отказа от претензий мы были отпущены на все четыре стороны.
        Добираться до Рады теперь надо было на машине. Старик-таксист на "классике" довез нас за 700 руб. Около часа дня мы вышли недалеко от поворота на Тулиновку - там где от закругляющейся объездной отходит прямая дорога на север, таким образом вся эта двухчасовая эпопея привела к некоторой выгоде - за счет такси мы исключили несколько километров ходьбы по оживленному шоссе.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Наша дорога шла через разного рода, в основном молодые, сосняки. Местами - глубокие лужи, непреодолимые для легковых машин. В кюветах по краям - вода (скорее всего, скоро она высохнет). В какой-то момент, в пятом часу, дорога разветвилась на две одинаковые, расходящиеся под малым углом. Ошибочно мы взяли правей и около 17 часов вошли в жилой поселок Пихтеляй, состоящий из десятка кучно расположенных домов - бревенчатых и белого кирпича. Рядом на речке - плотина, образовался большой пруд. В загоне у пруда бегает дикий кабан. Жители поселка подсказали, как вернуться на "северную" магистраль - мы уклонились вправо на километр.
        К концу дня (а этот конец определялся наступлением темноты) мы должны были оказаться около поперечной широкой просеки ЛЭП. Некоторую проблему составляло полное отсутствие ручьев (Пихтеляй был единственным исключением). Решили брать воду из кювета, но и этот источник иногда прерывался. Поэтому, когда вода была набрана, на небе поднялся месяц, а вправо пошло удобное ответвление от "материнской" дороги, мы свернули на ночлег, не дойдя до "плана" дня около трех километров.
        Лагерь был разбит в смешанном лесу с единичными огромными соснами, израненными сборщиками смолы. Неподалеку обнаружилась старая куча пластиковых и стеклянных бутылок, а также консервных банок. (Разбросанный мусор в Цнинском лесу - обычное дело). За день пройдено 25 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        3 мая, среда
        В 8.30 продолжили путь на север. Где-то рядом с оставленным нами лагерем жили кабаны - наш товарищ имел удовольствие видеть одного из них на расстоянии нескольких метров во время утреннего умывания. Заветная просека ЛЭП была пройдена уже в 9.15. Однако, дальше дело пошло небыстро. Возможно, одной из причин малой скорости был зыбучий песок, в котором тонули ноги на некоторых участках дороги. Во время нашего очередного отдыха на дорогу впереди метрах в 30-и вышла косуля и долго внимательно нас рассматривала. Стоило потянуться за фотоаппаратом - убежала в лес. Лишь около 15 часов мы перешли по плотине речку Нигаляй (фото). Была набрана вода и устроено чаепитие, осложненное сильным ветром. И опять рядом - яма, заполненная банками да бутылками. Пока чаевничали, по дороге прошумела единственная за день машина. Только в шестом часу снова тронулись в путь. Через полтора часа хорошо наезженная дорога сбежала с насыпи направо, заросшая травой насыпь пошла дальше. Мы ждали примерно в этом месте поворота насыпи направо - начиналась финишная прямая к реке Керше, поэтому можно было предположить, что сход дороги с насыпи - временный объезд препятствия, и мы взяли правей. Минут через 20 быстрого хода через освещенные закатным солнцем высокие сосняки стало ясно, что мы все-таки ошиблись - дорога слишком сместилась к югу. Один из нас вызвался сбегать на разведку (стала ощущаться нехватка времени - быстро смеркалось). Вернулся он минут через двадцать. По его словам, дорога вышла к реке (очевидно, это р. Хмелина). На берегу стоит новая лодка, рядом - разваливающаяся хибарка с рваным российским флагом на флагштоке. Наверно, это все, что осталось от поселка Прокудские Мосты.
       

сторона квадрата 2 км


       
        На этот радиальный выход ушло больше часа; к 20.30 совсем стемнело. Чуть раньше девяти вечера насыпь довела нас до Керши. В непосредственной близости от реки налево отошла обозначенная на карте лесная дорога на север. Попытка набрать воды не удалась - из-за топкой, с грязными лужами поймы к реке подойти было невозможно. По этой же причине мы не смогли заняться и поисками обозначенного на старой карте моста. Никаких следов с насыпи в сторону реки также не было обнаружено.
        Для ночлега мы продвинулись немного на север по лесной дороге и разбили лагерь слева - в смешанном лесу с преобладанием клена. Воду удалось набрать еще метрах в ста к северу - там река течет в хороших берегах. За день пройдено 37 км.
       

сторона квадрата 2 км


        4 мая, четверг
        Поскольку отставание от плана составило около 13 км., был устроен ранний подъем - уже в 7.20 мы взяли курс на север: искать переправу времени не было, и нужно было идти к заведомо существующему мосту примерно в семи километрах севернее, у кордона Борковский. Дорога недолго шла вдоль реки и закончилась тупиком на поляне у берега. Разведка показала, что есть заросшее продолжение. но в условиях недостатка времени следовало выбирать только надежные варианты пути. Вернувшись назад, мы взяли на северо-запад на пропущенном ранее повороте. Дорога часто, как это, впрочем, было на протяжении всего похода, имела пересечения с другими дорогами, что позволяло легко маневрировать. приближаясь галсами к нужной точке. Песок временно отступил, и мы миновали, пожалуй, самые красивые и солнечные лиственные леса за весь поход - почти без примеси сосен. По обочинам буйно цвела медуница. В топких местах дорога была вымощена кирпичом, очевидно, добытым при разборе какого-то здания. Около 9.30 мы прошли мимо нескольких лесорубов, мимо их техники и бытовки. Они добывали оставленные когда-то для добычи смолы огромные сосны. Мужики пояснили, что наш долгожданный мост через Кершу уже скоро - надо лишь пройти через "кордон" (кордон Борковский) и свернуть направо.
        Над кордоном развевался российский флаг. Мы прошли через центр населенного пункта. Несколько строений, несколько старых советских грузовых машин... Пасется стадо овец...В отдалении - современный джип, двери все раскрыты. Мужик вышел из деревянного дома, долго смотрел нам вслед...
        Направление на реку безошибочно угадывалось по симфонии лягушачьих голосов. Мост был пройден в 10.00.
        Немного погодя мы присели отдохнуть. И тут неожиданно прозвучало категоричное утверждение, что оставшееся расстояние (36 км.) пройти до отправления поезда (21.25) будет невозможно и надо идти в поселок Каменный Умет, оттуда подбрасываться на транспорте. Мнения разделились. В конце концов сошлись на том, что надо дойти до "точки принятия решения" - того места, где расходятся дороги на Моршанск и Каменный Умет - и там сориентироваться по времени.
        В самое ближайшее же время предстояло пройти сложное место многих развилок - насыпь заворачивала на юго-восток, дорога на кордон Вьюнский отходила к северу, тут же ответвлялась грунтовка на Каменный Умет, не говоря уж о новых дорогах, не отмеченных на карте конца 80-х. В результате мы пропустили первый поворот на север (это выяснилось уже в Москве) и свернули на следующем, где не обозначенная на карте дорога проходит по просеке. Почти сразу поперек прошла еще одна дорога. После достижения определенной широты по навигатору нужно было свернуть направо, на извилистую дорогу до Каменного Умета. Соответствующего поворота долго не было (неудивительно, ведь мы шли восточнее, чем думали, а искомая дорога Вьюнский - Каменный Умет здесь смещается к северу). И опять возник спор - надо ли возвращаться к пропущенной поперечной дороге и сворачивать к Каменному Умету. Если бы это мнение победило, то небольшой запас времени, который давал надежду все же успеть на поезд, был бы израсходован. А движение вперед этот запас и надежду оставляло. Вскоре искомый перекресток был достигнут, и мы устремились по красивой извилистой дороге на восток.
       
       

сторона квадрата 2 км


        В "точку принятия решения" мы вышли в 12.13. По первоначальному плану где-то здесь мы должны были быть вчера вечером. Сейчас же в нашем распоряжении имелось 9 часов до поезда и 30 километров пути впереди. Если только не возникнет осложнений по дороге, успеть вполне реально. После небольшой передышки был взят курс на Моршанск. Около 13.30 справа подошла дорога из Каменного Умета, а в 14.00 сделали короткую остановку под навесом у бывшего кордона Росташи. За минуту до нашего прибытия на этот кордон в поперечном направлении в лес проехала машина (бортовой УАЗ). Нельзя было исключать, что к вечеру она поедет в Моршанск и сможет нас подбросить.
        Вскоре дорога вышла на обширные вырубки. Дул сильный северо-западный ветер. Мы шли со скоростью 4 км/час и должны были успеть в город примерно за час до отхода поезда.
       На карте показана лесная дорога, срезающая дугу нашего большака и выводящая к Сокольникам на берегу Цны. Если бы удалось воспользоваться этой срезкой, мы сэкономили бы около часа, и пребывание в Моршанске стало бы более комфортным, может быть, удалось бы даже осмотреть знаменитый собор. Поэтому, увидев в соответствующем месте хороший поворот направо, мы решили рискнуть. Но метров через 500 хорошая дорога развернулась почти на 180 градусов, а прямо пошло нечто зарастающее и рискованное, пришлось возвращаться к основной дороге.
        Примерно через полчаса нас нагнал "УАЗик". Водитель охотно остановился и сообщил, что сейчас должен свернуть и разгрузиться, а потом захватит нас в Моршанск, ждать велел у моста. Действительно, минут через 10 мы дошли до моста над какой-то заболоченной лужей. Ждать пришлось не более 15 минут. Андрей (так звали водителя) предупредил, что "дорога тяжелая, буду ехать на второй" и предложил подложить под себя вещи и покрепче держаться за борта. (В кабине второе место было занято).
       
       

сторона квадрата 2 км


        Ехали медленно и трясло неимоверно. Ближе к Моршанску слева в полях мелькнула синяя лента Цны. В 17.50 прибыли на окраину города. От предложенных денег Андрей отказался: "Я просто вам помог." По его совету мы сели в маршрутку № 2, которая довезла нас до моршанского собора. Затем двинулись к вокзалу по ул. Лотикова. Когда наш арьергард усталой поступью следовал мимо кафе "Подкова", неожиданно раздались голоса: "Заходите к нам покушать!" Что-то такое мы планировали, и приглашение пришлось весьма кстати. Вкусный обед в "Подкове" на уютном втором этаже двухэтажного дома, сдобренный небольшим количеством местного пива, обошелся каждому примерно в 700 руб. Посетителей кроме нас, кажется, не было. Около 20.00 по нашей просьбе сотрудники кафе вызвали такси и симпатичная таксистка за 100 руб. довезла нас до ж.д. вокзала (20.13).
       Теперь оставалось только ждать поезда. Вокзал свежеотремонтирован. Один из нас обратил внимание, что нигде нет такого нужного для вокзала предмета, как часы (будем надеяться, скоро появятся). Киоски с сувенирами и буфет также не замечены. В 21.25 наш поезд Пенза-Москва отправился в путь.
        За день пройден 31 км.

        5 мая, пятница
        В 5.02 поезд прибыл на Казанский вокзал Москвы.
       
Иллюстрации:

ст. Тамбов-1, рельсовый автобус до Кирсанова
ст. Тамбов-1, рельсовый автобус до Кирсанова

станция Рада
станция Рада

сход к мемориальному кладбищу военнопленных с тамбовской объездной
сход к мемориальному кладбищу военнопленных с тамбовской объездной

ж.д. ст. Рада - н.п. 6-й км.
ж.д. ст. Рада - н.п. 6-й км.

дорога на север (см. карту маршрута)
дорога на север (см. карту маршрута)

дорога на север (см. карту маршрута)
дорога на север (см. карту маршрута)

прострел луговой
прострел луговой

поселок Пихтеляй
поселок Пихтеляй

перекресток с дорогой Перкинский лесокомбинат - Виникляй
перекресток с дорогой Перкинский лесокомбинат - Виникляй

плотина на реке Нигаляй
плотина на реке Нигаляй

прямо - к Керше, направо - к Прокудинским Мостам
поселок Пихтеляй

дорога к Прокудинским Мостам
дорога к Прокудинским Мостам

развилка у р. Керши (снимок утра 4 мая): налево - к кордону Борковский, направо - до конца насыпи 50 метров
лесная дорога южнее кордона Борковский

р. Керша
р. Керша

лесная дорога южнее кордона Борковский
лесная дорога южнее кордона Борковский

лесная дорога южнее кордона Борковский
лесная дорога южнее кордона Борковский

лесная дорога южнее кордона Борковский
лесная дорога южнее кордона Борковский

кордон Борковский
кордон Борковский

мост через р. Кершу у кордона Борковский
мост через р. Кершу у кордона Борковский

на дороге Вьюнский - Каменный Умет
на дороге Вьюнский - Каменный Умет

прямо - в Моршанск, вправо - в Каменный Умет (точка принятия решения)
прямо - в Моршанск, вправо - в Каменный Умет (точка принятия решения)

бывший кордон Росташи
бывший кордон Росташи

дорога на Моршанск проходит через вырубку
дорога на Моршанск проходит через вырубку

показался попутный "УАЗик", см. текст и карту
показался попутный УАЗик, см. текст и карту

Моршанск, ул. Лотикова
Моршанск, ул. Лотикова

Моршанск, дом на ул. Лотикова
Моршанск, дом на ул. Лотикова