Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Тула - Раненбург


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:9-14 мая 2014 г. Щекинский, Кимовский, Куркинский районы Тульской, Данковский, Лев-Толстовский районы Липецкой области; вне пешего маршрута посещены г. Мценск и с. Спасское-Лутовиново Орловской области.
       План:1 день. На электричке(20.57 - от ст. Царицыно) доехать до Тулы с прибытием в 23.54. Заночевать в комнате отдыха. 2 день. Оставив вещи в камере хранения, автотранспортом добраться до ст. Козлова Засека, затем дойти до Ясной Поляны, осмотреть усадьбу Толстого (без захода в музей), автотранспортом вернуться в Тулу. Поездом Москва-Курск (отправление из Тулы 10.51) выехать в Мценск. В 12.23 прибыть в Мценск, на автобусе доехать до Спасского-Лутовинова, осмотреть родовое гнездо Тургенева, к 18.25 вернуться, чтобы сесть на поезд Курск-Москва. (Если будет время, дойти до вокзала пешком (11 км). В 19.50 прибыть в Тулу, взять вещи, поесть в буфете. В 20.41 сесть в пригородный Тула-Маклец, в 21.58 выйти на ст Узловая-2, заночевать в лесополосе. 3 день. В 6.17 отправиться в Кимовск с прибытием в 7.11. Далее: автобусом 7.30-Муравлянка до Епифани. Осмотреть поселок, дождаться автобуса на Монастырщину (10.25 по субботам, Кимовск-Куркино). Примерно в 11.00 быть на месте. Около 13.00 двинуться на юг в сторону Красного Холма, осмотреть памятники, далее - Грибоедово, Бегичево, Полибино, вдоль Дона до подходящей рощи (40 км). 4 день. Идти вдоль Дона, перед Бигильдино перейти по мосту, идти в Данков (35 км), не доходя города свернуть влево, заночевать. 5 день. Выйти к ж.д., дойти до ст. Лев Толстой (18 км), посетить музей, на автобусе добраться до Чаплыгина (Раненбург), уехать в Москву.
        Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--n37-078, 100k--n37-090, 100k--n37-091, 100k--n37-103. Состояние местности и годы издания карт соответственно 1997 и 2000; 1993 и 1999,1990 и 1995, 1990 и 1995 (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт, а также карта Тульской области масштаба 1:200000 1992 года издания (фабрика им В.В. Дунаева), состояние местности 1981-1988 гг.
        Погода:температура днем 10 и 11 мая - 10-15 градусов; 12 и 13 мая - 20-25 градусов; 10 мая - пасмурно, в середине дня слабый дождь в течение 3 - 4 часов. 11 мая - пасмурно, переменная облачность во 2-ой половине дня. 12 и 13 мая - переменная облачность, в ночь 12/13 - небольшой дождь.
       Природа:в основном распустились листья (кроме дубов и ясеней), цветут плодовые деревья, акация, каштаны, местами - сирень. Цветут: земляника, одуванчики, лютики, фиалка собачья, фиалка полевая, сурепка, пастушья сумка, чистотел, мята, вероника дубравная, ветреница лесная. Видели крупных хищных птиц, из окна автобуса - лису в поле. Комары в заметном количестве появились теплым вечером 12 мая (до этого комаров не было вообще), клещей мало, кровососущих мух нет, много майских жуков.
      Расписание поездов смотрели на mza.ru, расписание автобусов - на следующих сайтах:http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/museum.php?id=2; http://orel-transport.ru/articles.php?gid=33; http://transport.lipetsk.ru/?act=table&id=bus; http://allelets.ru/avtostanciya-2; http://allelets.ru/avtostanciya-1; http://www.tularadio.ru/?pg=content/efremav; http://orel-transport.ru/articles.php?gid=39; http://gorod-tula.ru/transport/avtovokzal.php; http://admdankov.ru/component/content/article/1185; http://kimovsk2005.narod.ru/avtobus.html#Куркино. Не все расписания были использованы в окончательном варианте маршрута.
        Участники: 2 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где красной линией обозначен маршрут.
       



        9 мая, пятница
        В 20.57 выехали со ст. Царицыно Курского направления до ст. Тула на пригородной электричке. Каждый билет обошелся в 312 руб. Сидячие места появились после Подольска. По соседству ехала, подкрепляясь спиртным, компания рыбаков - они сошли на о.п. 107 км. Билеты на протяжении всей поездки были проверены 2 раза. В 23.54 прибыли в Тулу. На платформе турникетов нет. У входа в вокзал вежливый полицейский проверил документы. Пройдя влево по залу ожидания, позвонили в домофон комнаты отдыха. Убедившись, что мы не против заплатить по 700 руб. за 6 часов постоя, хозяйка номеров пустила нас. Пришлось преодолеть несколько лестничных маршей вверх. Холл и наш трехместный номер свежеотремонтированы (остальные номера, видимо, тоже). В основном тариф - 1400 за койко-место в сутки. (Есть и за 2100). Если время пребывания меньше 6 часов, то берется половина цены. Туалет находился в номере, но душ был в другом помещении (соседним с нашим, поэтому звуки принимаемого кем-то ночью душа были хорошо слышны и у нас). Зато совершенно не доносятся объявления о поездах. В целом комната отдыха оставляет приятное впечатление.

        10 мая, суббота
        В начале седьмого мы спустились вниз. Камера хранения расположена в соседнем с вокзалом здании. С 8 утра до 8 вечера там сидит приемщик, в остальное время нужно обращаться в справочное бюро, сотрудница которого идет с вами в камеру хранения и принимает или выдает вещи. За каждый рюкзак за сутки с нас взяли 170 руб. После чая в буфете около 7.00 мы вышли на привокзальную площадь. Согласно почерпнутым в интернете сведениям, для проезда в Ясную Поляну следовало сесть на троллейбус №5 и доехать до остановки "Педуниверситет", что мы и сделали. Судя по схеме троллейбусного транспорта, не один только №5, но и многие другие идут от ж.д. вокзала к Педуниверситету, но, возможно, несколько дольше. Наша поездка заняла 20 минут, билеты стоили по 14 рублей каждый (продавались кондуктором). Теперь нужно было пересесть на маршрутки 114, 117 или 280 до Ясной Поляны. По пути мы собирались выйти при переезде ж.д. для осмотра ретростанции Козлова Засека (иногда употребляют и название Ясная Поляна). Именно с этой станции Лев Толстой отправился в свое последнее путешествие. Но, как выяснилось позже, указанные маршрутки идут не по Скуратовской, Октябрьской и ул. Льва Толстого, а по Щекинскому и Орловскому шоссе и пересекают ж.д. по высокой эстакаде значительно севернее (более 2 км) Козловой Засеки. Поэтому наши просьбы подсказать, где выйти у ж.д. переезда около Козловой Засеки вызвали непонимание у пассажиров. В конце концов, сменив в общей сложности 3 маршрутки, сделали то, что можно было сделать сразу - доехали до остановки "Ясная Поляна" и увидели указатель влево - Козлова Засека, вправо - Ясная Поляна. До каждого из этих пунктов оказалось около 2 км. Мы свернули влево и в 8.15 были на Козловой Засеке. Здесь восстановлены станционные здания времен Толстого. Музей еще был закрыт, но ж.д. служащие заверили, что скоро "они придут". Ждать мы не могли и, преодолев 4 км, в 9.00 приближались к воротам усадьбы Ясная Поляна. Немного не доходя усадьбы слева из-за деревьев просматривается красивое здание Яснополянской средней школы им. Л.Н. Толстого.
       По причине "кассир еще не подошел" на прогулку по усадьбе нас пустили бесплатно. Миновав дом Толстого и флигель Кузминских, мы посетили могилу Толстого, на обратном пути прошли мимо дома Волконского и конюшен и примерно в 9.40 двинулись обратно к перекрестку с Орловским шоссе. Сразу же сели в маршрутку 280, доехали до Педуниверситета, сели на троллейбус 11 и через полчаса (10.35) прибыли на Московский вокзал.
        В 10.51 наш скоростной поезд 831 Москва-Курск (обычная на вид электричка, ходит по сб. и вскр.) отправился в сторону Мценска. Билеты как от Тулы до Мценска, так и обратные от Мценска до Тулы брались вечером 8 мая на Белорусском вокзале Москвы, стоили каждый 269 руб. (билет в вагон повышенной комфортности обошелся бы в чуть больше 400 руб.) Впервые за покупку билетов не от своей станции не пришлось платить сбор, по-видимому какое-то время назад он был отменен. В 12.23 мы прибыли в Мценск. Шел дождь. Сразу же отправился автобус №1 (ПАЗ, мы видели в городе только такие автобусы, причем некоторые с газовыми баллонами на крыше). Около автостанции мы вышли, так и не увидев из окна никаких исторических достопримечательностей. В миниатюрном зальчике были куплены 2 билета до Спасского-Лутовинова на рейс 13.30 по 29 руб. Ожидание под холодным моросящим дождем было скрашено чаем из пристанционной палатки. В газетном киоске рядом с автобусным перроном, к нашему удивлению, в стограммовых пузырьках продавалась "Настойка дуба" (60°).
       Около 13.50 прибыли на место. Посетителей было не очень много. Билеты на экскурсию стоили 200 руб. каждый (продаются в отдельно стоящем здании вне территории усадьбы), там же есть и сувениры. Впрочем, сувениры можно приобрести и в церкви, находящейся внутри усадьбы, рядом с входом. Качественная экскурсия (слушателей было человек 12) продолжалась с 14.20 до 15.30. В оставшееся до вечернего автобуса (17.05) время мы погуляли по старому парку (есть дуб, посаженный еще Тургеневым) и подкрепились в кафе (расположено вне усадьбы неподалеку). Еду там не готовят, а разогревают замороженную. Два набора из 3-х блюд обошлись в сумме в 550 руб.
        Около 17.30 мы были у автостанции. На этот раз автобус №1 до вокзала пришлось ждать минут 15. В 18.25 знакомый "скоростной" поезд 832 повез нас назад в Тулу. Все места дешевого вагона были заняты.
        В 19.51 мы снова оказались на Туле-1. Пригородный поезд Тула-Маклец (рельсовый автобус РА-2) отправился по расписанию в 20.41 почти пустым. (Билеты обошлись нам в 115,5 руб. каждый). В 22.03 состав прибыл на ст. Узловая-2. В ее окрестностях сходится множество железных дорог, поэтому мощный гул и грохот то и дело возникал во всех сторонах света. Пройдя по асфальтовой дорожке мимо здания станции к северной платформе Узловая-2, мы перешли железную дорогу, пересекли лесополосу и на ее северной опушке уже почти в полной тьме поставили палатку.

        11 мая, воскресенье
        В 6.17 на северной платформе станции Узловая-2 мы сели на рельсовый автобус РА-2 Чернавка-Ряжск и в 7.11 прибыли на ст. Кимовск (фото), причем билетерша добралась до нас лишь на последней остановке. Каждый билет обошелся в 66 руб. Как пояснил местный житель, автостанция находится с другой стороны ж.д., примерно в 800 метрах от вокзала. Узнав, что мы едем в Епифань, он посоветовал идти не на автостанцию, а по улице Советской (отходит от вокзала в южном направлении) до автобусной остановки на горке, вблизи мемориального комплекса ВОВ. Через пять минут после своего отправления с автостанции (7.30) автобус (ЛиАЗ 5256) появился здесь. В 8.00 мы вышли у автостанции Епифани, на главной площади поселка. Дверь в помещение автостанции была открыта, однако окошко кассы задернуто занавеской и так и не открылось. Из обрывка разговора пассажиров стало ясно, что билеты здесь больше не продаются. В центре поселка активно (уже в этот час кипела работа) реставрируется огромный собор Николая Чудотворца. Стоит штендер с планом Собора и здесь же, на главной площади города - большой плакат с перечнем достопримечательностей Епифани. Мы посетили красиво расположенную на искусственном холме недавно отреставрированную церковь Успения Пресвятой Богородицы, попав как раз на службу, а затем спустились к Дону, пройдя мимо святого Успенского колодца (фото). Осмотреть музей купеческого быта (расположен на расстоянии 100 метров от автостанции в сторону Кимовска), к сожалению, не удалось - открылся он по графику в 10.00, а в 10.26 мы должны были отправиться в с. Монастырщина на автобусе Кимовск-Куркино (ходит по ср., сб. и вскр.).
        Поездка стоила 65х2 руб., причем водитель, видимо в отмщение за закрытие автостанции Епифани, билетов не дал. Во время радиального заезда в село Милославщина видели бежавшую в поле лису. В Монастырщину прибыли в 11.18. Билеты в музей и сувениры продаются в здании с камышовой крышей. Рядом - стильно оформленное кафе (фото), где можно полакомиться замороженным обедом. Два обеда из трех блюд обошелись в сумме примерно в 400 руб. От работниц пришла печальная весть - автобус Куркино - Грибоедово, на котором мы могли бы подброситься по сегодняшнему маршруту около 10 км, теперь не ходит. Правда, осталось неясным, перестал ли он ходить по воскресеньям или не ходит вообще. После трапезы мы спустились к мосту через Непрядву (фото). На другом берегу разбит большой палаточный лагерь участников какого-то фестиваля, говорят, подобные мероприятия проходят там достаточно часто.
       Основную часть экспозиции музея составляют предметы эпохи 14 века, не связанные с Куликовской битвой, однако есть и небольшое собрание находок именно с Куликова Поля. Билет в музей без экскурсии стоил 50 руб. Работники музея весьма доброжелательны, особенно, если видят интерес к теме.
       Затем мы направились к Зеленой Дубраве. Для этого нужно двинуться в обратном приезду направлении, у конного двора повернуть направо (13.26) и идти прямо по полевой дороге примерно 2 км. до молодых посадок (кроме дубов там подрастают ясени и, возможно, что-то еще, листья только начали распускаться). Здесь дорога сворачивает влево и приводит к березово-смешанной роще, где стоит памятник Засадному полку. Как известно, притаившийся в Зеленой Дубраве полк неожиданным ударом обратил татар в бегство, решив исход сражения. От восточной опушки упомянутой рощи открывается широкий вид на долину реки Смолки и Куликово поле за ней. Вдали маячит стрела крана - строится новый мемориал.
       

сторона квадрата 2 км


       
        Немного попетляв при обходе балки, мы вышли на асфальтированное шоссе Епифань-Куркино около указателя поворота на Зеленую Дубраву (14.55). Предстояло пройти примерно 6 км. до Красного Холма - легендарной ставки Мамая. Почти все это расстояние дорога идет в гору. В 15.50 мы достигли расположенного на Красном Холме мемориального комплекса. Идет реставрация смотровой площадки (близ обелиска Дмитрию Донскому работы Брюллова). В подвале Успенского храма в "Монастырской трапезной" можно слегка подкрепиться (мы взяли только сок). Чуть в стороне магазин сувениров - пожалуй, с наиболее широким ассортиментом на всем Куликовом Поле (начиная с Епифани). Красивый парк. В 16.50 мы взяли курс на Грибоедово, к Прощеному колодцу. Через 10 минут прошли мимо вывески "Кафе "Куликово Поле". Домашние обеды.", что заставило кое-кого из нас пожалеть о наспех проглоченном замороженном обеде в Монастырщине.
        Лишь в 20.00 мы преодолели 12 км. до спуска к Прощеному колодцу. Большую часть этого пути, до поворота на Данков, автомобильное движение было удивительно интенсивным. Асфальтированное шоссе полно выбоин, поэтому многие водители, поднимая клубы пыли, мчались по накатанной рядом полевой дороге.
       Спуск к Прощеному колодцу покрыт свежим асфальтом. Перед началом крутизны насыпана щебнем площадка, чтобы оставить машину. В 20.10 мы были внизу, у Дона. Если стоять к реке лицом, слева - часовня, купальня и трубы с истекающей водой, справа - турбаза (не дает двигаться по берегу). Сначала мы были одни у колодца, но вскоре появился джип, владелец которого забил водой весь багажник. По его словам, для этого он проделал путь в "сто верст".
        Вернувшись к шоссе, в 20.50 мы вошли в Грибоедово. На футбольном поле пацанва и одна девчонка азартно гоняли мяч. Дома деревни расположены поодаль от дороги и в основном закрыты плодовыми и иными деревьями. Те дома, которые мы видели - как правило кирпичные. По левую руку оставили полуразрушенную церковь Екатерины (см. sobory.ru). Дети на улице подтвердили, что прямо по дороге - это в Екатерининское, о существовании следующей деревни - Бегичево они не знали. Пройдя Екатерининское по центральной улице (дома, как и в Грибоедове, стояли в отдалении), в 21.44 мы подошли к мосту через Дон - бетонные плиты лежат вровень с водой. Но нужна была переправа через приток Дона - Рыхотку. Никакого моста не оказалось и по автомобильному переезду пришлось идти вброд, засучив штаны до колен. Уже опустились сумерки, и дальше нам светила почти полная луна. Бегичево осталось слева. На развилке за деревней мы ошибочно взяли левей, дошли до пересечения с лесополосой и в 23.00 остановились на ночлег. Удалось послушать пение соловья. За день пройдено 30 км.

        12 мая, понедельник
        Утро было солнечным, в 8.24 мы продолжили путь. В поселке Садовый нужно было, свернув вправо, вернуться на потерянную вчера дорогу в Полибино. На опушке леса, скрывающего поселок, стоит предупреждающий щит о том, что побережье Дона на протяжении следующих пяти километров является заповедником (фото). На дорогу до Полибина встали в 9.00. В 9.38 сделали остановку у памятного креста с надписью "Здесь покоятся русские воины, павшие от орд Мамая". В 10.30 мы достигли известной достопримечательности Полибина - Шуховской водонапорной башни (вторая башня находится в Москве). Рядом расположен частично отреставрированный (кажется, сейчас реставрация приостановлена) дворец Нечаева, здесь когда-то располагался первый музей Куликовской битвы. Тут же рядом и магазин, в котором мы приобрели сок. На выходе из Полибина дорога делает крутые виражи, преодолевая глубокую балку и взбирается на возвышенность правого берега Дона. Вдали в ур. Стрешнево на противоположном берегу виднеется недействующая церковь Казанской иконы Божией матери (находится вне прилагаемой двухкилометровой карты). У крутой излучины Дона (сама река далеко внизу) наша грунтовка влилась в щебеночный грейдер до с. Долгое. От пашен по ходу справа грейдер отделен узкой лесополосой. В Долгое вошли только в 14.40, опоздав на автобус до Данкова (13.20) (на нем планировалось доехать до Бигильдина, перейти Дон и двигаться по левому берегу. Пришлось вызвать такси (84746561111) (связь появилась на возвышенности близ магазина "Заря" на въезде в село). Ехать решили сразу в Данков. Дорога (асфальт) местами подходит близко к берегу реки. По пути наблюдали реставрируемую церковь Богоявления Господня (sobory.ru) в Бигильдине, а на другом берегу Дона - длинный грузовой состав, который, по-видимому, загружался щебнем из каменного карьера. Водитель высадил нас в центре Данкова, около собора Тихвинской иконы Божьей матери и администрации Данковского района. Поездка обошлась в 500 руб.
       По улице Карла Маркса мы двинулись к мосту через Дон, пытаясь нащупать взглядом старинные здания. Город показался ярким, живым и многолюдным. За Доном жилфонд в основном состоит из силикатных пятиэтажек. Пройдя немного по улице Мира, мы свернули налево, прошли бульвар влюбленных (фонтаны не работали) и, поплутав в заборах рядом с железной дорогой, вышли к ст. Данков (17.05).
       Как известно, в регионе с конца января было сразу отменено 49 пригородных поездов (см. иллюстрации в конце), в том числе пригородного ж.д. сообщения лишился и Данков. Наверно, по этой причине отсутствует вывеска с названием станции, хотя грузовые операции продолжают осуществляться. В 17.25 мы начали движение к ст. Лев Толстой. Почти на всем протяжении пути (кроме начального участка) было возможно идти по травяным колеям рядом с железнодорожным полотном. Через 10 км свернули в лесополосу (старые насаждения кленов) для ночлега. Ночью в каждую сторону прошло по поезду. За день сделано 35 км.
       

сторона квадрата 2 км



        13 мая, вторник
       В 8.01 продолжили движение к ст. Лев Толстой. Тишину нарушало только пение птиц в окрестном лесу. В 8.45 прошли бывший о.п. 45 км.; как и на ст. Данков и о.п. Янушево, пройденных вчера, табличка с названием отсутствовала. На этой дороге мы находились 3,5 часа - до 11.30, за все это время навстречу проехала дрезина, а затем тепловоз (фото). В 10.49 мы подошли к предместьям поселка Лев Толстой. Слева появилась асфальтированная дорога. По ней оставили слева кладбище, остановились у водяной колонки и вышли к ж.д. переезду. Оставшиеся 500 метров до станции пришлось пройти по шпалам. Часы на стене вокзала остановлены на 6 часов 5 минут - времени смерти Л.Н. Толстого утром 7 (20) ноября 1910 года. В бывшем доме начальника станции Астапово И.И. Озолина, где провел последние 7 дней жизни Толстой, находится музей. Технические работники, приводящие в порядок дорожки и клумбы, указали на здание в стороне, где можно приобрести билет на экскурсию (нам стоил 500 руб плюс 50 руб. за возможность фотосъемки). Из весьма обстоятельной экскурсии удалось получить сведения не только о последних днях, но и вообще о жизни Л.Н. Толстого. В книге отзывов, где мы зафиксировали свой визит, среди последних есть записи в том числе на немецком и китайском языках. В 13.20 мы покинули музей и направились к автостанции (находится на соседней улице в 5 минутах ходьбы). Билеты на автобус Данков-Чаплыгин с отправлением в 14.55 стоили 68 руб. каждый. Оставшееся время провели в близлежащем кафе "Хуторок". Вкусный обед обошелся в 426 руб. на двоих. Дополнительно отведали хорошее пиво "Дон" по 90 руб. за 0,5 л.
       В 15.45 автобус прибыл на автостанцию Чаплыгина (переименован в честь уроженца города, знаменитого механика С.А. Чаплыгина, ж.д. станция сохранила название Раненбург). Вокзал был пуст, только на одном из кресел дремал охранник. Помимо известной информации о январской отмене пригородных поездов, имелось и объявление об отмене с 13.05.14 еще нескольких поездов (фото). Места в плацкартном вагоне на поезд Ставрополь-Москва (21.15) обошлись в 1000 руб. каждое, причем в эту цену вошли 50 руб. страховки, которую билетерша без предупреждения вставила в каждый билет. До центра города пешком от ж.д. вокзала - 20-25 минут, сохранилось много старинных домов. Удалось посмотреть Троицкий собор и Никольскую церковь, к сожалению дойти до дома-музея Меньшикова не получилось. Почти все таблички с названием улицы указывают наряду с современным исторические названия - например, улица Ленина когда-то называлась Крепостная, улица Свердлова - Езжая. Город производит приятное впечатление. Оставшееся до отъезда время было проведено за вкусным ужином в кафе при вокзале. В нашем 17-м вагоне вся боковая часть была свободна за исключением мест, занятых нами. За день по маршруту пройдено 12 км.

        14 мая, среда
        В 5.00 поезд прибыл на Павелецкий вокзал Москвы.
       
Иллюстрации:

электропоезд Москва-Тула прибывает на ст. Царицыно
электропоезд Москва-Тула прибывает на ст. Царицыно


наш номер в комнате отдыха на Московском вокзале Тулы
наш номер в комнате отдыха на Московском вокзале Тулы


дорога к ст. Козлова Засека
дорога к ст. Козлова Засека


ст. Козлова Засека
ст. Козлова Засека


остановка маршруток "Ясная Поляна"
остановка маршруток


в Ясной Поляне
в Ясной Поляне


могила Л.Н Толстого
могила Л.Н Толстого


привокзальная площадь Тулы
привокзальная площадь Тулы


скоростной поезд Москва-Курск прибывает на ст. Тула
скоростной поезд Москва-Курск прибывает на ст. Тула


вокзал Мценска
вокзал Мценска


Мценск. Ж.д. вокзал. Посадка в автобус в центр города.
Мценск. Ж.д. вокзал. Посадка в автобус в центр города.


автобус Мценск - Спасское-Лутовиново
автобус Мценск - Спасское-Лутовиново


усадьба Спасское-Лутовиново
усадьба Спасское-Лутовиново


рельсовый автобус Урванка-Ряжск прибывает на ст. Узловая-2
рельсовый автобус Урванка-Ряжск прибывает на ст. Узловая-2


вокзал Кимовска с тыльной стороны
вокзал Кимовска с тыльной стороны


Епифань. Никольский собор
Епифань. Никольский собор


Епифань
Епифань


Епифань. Успенская церковь
Епифань. Успенская церковь


Епифань. Святой колодец
Епифань. Святой колодец


Епифань. Успенская церковь, вид со стороны Дона
Епифань. Успенская церковь, вид со стороны Дона


в кафе на Куликовом Поле
в кафе на Куликовом Поле


мост через Непрядву
мост через Непрядву


к Зеленой Дубраве
к Зеленой Дубраве


возрождаемая Зеленая Дубрава
возрождаемая Зеленая Дубрава


памятник Засадному полку
памятник Засадному полку


Успенская церковь на Красном Холме
Успенская церковь на Красном Холме


дорога на Грибоедово. Вправо - поворот на Данков
дорога на Грибоедово. Вправо - поворот на Данков


спуск к Прощеному колодцу
спуск к Прощеному колодцу


купель у Прощеного колодца
купель у Прощеного колодца


Дон около Прощеного колодца
Дон около Прощеного колодца


церковь Екатерины в Грибоедове
церковь Екатерины в Грибоедове


влево - в Екатерининское
влево - в Екатерининское


д. Екатерининское
д. Екатерининское


переправа через Дон около д. Екатерининское
переправа через Дон около д. Екатерининское


дорога Бегичево-Садовый
дорога Бегичево-Садовый


около п. Садовый
около п. Садовый


дорога из Садового примыкает к дороге Бегичево-Полибино
дорога из Садового примыкает к дороге Бегичево-Полибино


Полибино
Полибино


вероника дубравная
вероника дубравная


Шуховская башня
Шуховская башня


дворец Нечаева
дворец Нечаева


Полибино. Дорога на Верхнюю Павловку
Полибино. Дорога на Верхнюю Павловку


церковь Казанской иконы Божией матери в ур. Стрешнево
церковь Казанской иконы Божией матери в ур. Стрешнево


д. Верхняя Павловка и река Дон
д. Верхняя Павловка и река Дон


ветреница лесная
ветреница лесная


на подступах к селу Долгое
на подступах к селу Долгое


Данков. Собор Тихвинской иконы Божьей матери
Данков. Собор Тихвинской иконы Божьей матери


Данков. Улица К. Маркса
Данков. Улица К. Маркса


Данков
Данков


Данков. Ж.д. станция
Данков. Ж.д. станция


ж.д. Данков-Лев Толстой
ж.д. Данков-Лев Толстой


переезд близ о.п. Янушево
переезд близ о.п. Янушево


в лесополосе около ж.д. Данков-Лев Толстой близ 48 км.
в лесополосе около ж.д. Данков-Лев Толстой близ 48 км.


бывший о.п. 45 км. Вид в сторону Данкова
бывший о.п. 45 км. Вид в сторону Данкова


путепровод в 4 км. к западу от ст Лев Толстой
путепровод в 4 км. к западу от ст Лев Толстой


ст. Лев Толстой
ст. Лев Толстой


ст. Лев Толстой
ст. Лев Толстой


комната, в которой провел последние дни жизни Лев Толстой
комната, в которой провел последние дни жизни Лев Толстой


автостанция п. Лев Толстой
автостанция п. Лев Толстой


на вокзале Раненбурга
на вокзале Раненбурга


на вокзале Раненбурга
на вокзале Раненбурга


г. Чаплыгин (Раненбург)
г. Чаплыгин (Раненбург)


г. Чаплыгин (Раненбург). Церковь Николая Чудотворца
г. Чаплыгин (Раненбург). Церковь Николая Чудотворца


г. Чаплыгин (Раненбург), ул. Советская (Козловская (?)
г. Чаплыгин (Раненбург), ул. Советская (Козловская (?)


ст. Раненбург
ст. Раненбург


копия экрана "Яндекс-Расписаний" от 12.01.14
копия экрана


копия экрана страницы сайта Пригородной пассажирской компании "Черноземье" от 12.01.14
копия экрана страницы сайта Пригородной пассажирской компании