Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Урмантау-Миньяр.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:12-17 июля 2010 г. Салаватский район Башкирии и Ашинский район Челябинской области.
       План:от пос. Урмантау грейдерными и лесными дорогами дойти до хр. Каратау, преодолеть его, далее идти вниз по течению р. Миньяр до г. Миньяр.
       Карты: региональный атлас "Республика Башкортостан" масштаба 1:200 000, состояние местности 1985-1997 гг. В пути и при подготовке данного отчета использовались также карты масштаба 1:100 000 (100k-n40-020,100k-n40-032) (состояние местности 1983 г., издание, соответственно, 1990 и 1991 гг.),которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com.
        Погода:Облачно с прояснениями, дневные температуры - 20-25 градусов. (В Москве в эти дни стояла жара около 30 градусов).Количество комаров небольшое, клещей практически нет, оводы и слепни - терпимо.
       Участвовали: 1 человек.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       
       



        12 июля, понедельник.
        В 22.45 поездом 84 Москва-Караганда выехал до станции Кропачево. Стоимость плацкартного билета (с бельем) 1732 рубля. Билеты брались 2 июля, мест уже оставалось немного.

        13 июля, вторник.
        Путь к месту назначения. Вагон заполнен на 100%. Едут в ближайшем окружении в основном русские. Сосед с нижнего бокового места Алексей, житель Караганды, бывший шахтер, периодически ездит на заработки в Москву. (Отделка помещений). О президенте Назарбаеве отзывался с уважением.

        14 июля, среда.
      Еще накануне в поезде начали кого-то искать, у некоторых проверили документы. К утру движение сотрудников органов по поезду усилилось и в Аше (не доезжая 57 км до моего Кропачева) прозвучала команда "Вам придется всем выйти из вагона!". Было около 4-х утра по Москве (местное время - около 6 часов утра). Правда, через пару минут распоряжение отменили, и поезд поехал.
        На ст. Кропачево прибыли по расписанию в 5.08. Вероятно, я был единственным пассажиром, сошедшим на ст. Кропачево по своей воле. У первого вагона (я подозревал, что поезд простоит дольше штатных пяти минут и стал обходить состав, чтобы попасть на вокзал) женщина с ребенком материла окруживших ее милиционеров, которые, кажется, ссадили ее с поезда. У маленького вокзала стояла карета скорой помощи и пожарная машина. Внутрь меня не пустили, велев подождать на улице. Причины всех этих приготовлений, приуроченных к прибытию нашего поезда, остались загадкой. Наконец, дали отбой, и все разъехались.
        Было пасмурно и прохладно. Возле вокзала я не обнаружил ни такси, ни телефонов таксистов. Внутри не было тоже. Я решил слегка утеплиться, расположившись на креслах маленького зала ожидания, тут и подошел таксист. Не слишком уверенно назвал цену 1200 (ни разу не ездил), и мы поехали. Почти сразу пересекли границу с Башкирией, о чем возвестил соответствующий знак "Земля дружбы", и асфальтированная дорога запетляла по холмам. Названия населенных пунктов написаны на двух языках. После Таймеева пошел щебень. Вскоре показался мост через Юрюзань, правее - поселок Урмантау, расположенный по обоим берегам реки. Я вышел на мосту. В придачу к 1200 водителю были выданы запрошенные им еще 100 руб., поскольку расстояние оказалось больше, чем он ожидал вначале.
        В 7.15 я тронулся в путь. Дорога миновала несколько крайних домов поселка (основная его часть находится правее) и вошла в так называемый лог Урмантау - широкую межгорную долину, по которой когда-то тянулась узкоколейка с многочисленными ответвлениями.
      

сторона квадрата 2 км



Лишь вначале удалось наблюдать участок насыпи УЖД. По-видимому, новая щебеночная дорога проложена в основном по этой насыпи. Слева тянулось высохшее каменистое русло реки Агерьяв. Меня обогнали 2 мотоцикла с колясками и 2 ГАЗика, спешившие на покос. Чуть позже я миновал их, оставленных в тени в разных местах у дороги. Рядом увлеченно косили сено. В 8.39 прошел развилку - влево ушла щебеночная дорога, я продолжил движение прямо. В 9.29 на очередной развилке взял левей, к Биязу, туда же пошла основная дорога. Вправо свернула каменистая грунтовка. В 9.34 пересек широкую просеку газопровода. В 10.15, увлекшись рассматриванием скальной осыпи справа, проскочил малозаметный поворот на ур. Бияз. Отшагав километра полтора дальше по щебеночной дороге, я осознал ошибку и вернулся.
        На ур. Бияз видны столбы бывшей изгороди. Движение от ур. Бияз на юг начал в 11.05. Бывшая дорога местами заросла травой почти в человеческий рост. На протяжении нескольких сот метров в русле Бияза появилась цепочка заполненных водой ям, местами их соединял тоненький ручеек. Последним достоверным следом давнего человеческого присутствия стал полуразрушенный шалаш (11.53), о наличии дороги далее на юг с уверенностью утверждать было уже нельзя. Я шел вдоль русла Бияза. Через час хода в нем появилась струйка воды, которая вскоре превратилась в довольно шумный поток. В 13.43 ручей разделился на 2 равнозначных, я пошел по левой ветви и через 10 минут вышел к роднику. Далее шел по компасу на юг. Движение затруднялось липовым кустарником. Появились также немногочисленные дубы и клены. Встречались пихты. Присоединение широколиственных пород к доминирующим ранее березе, сосне и ели говорило о приближении южного склона хребта Каратау. Хребет я пересек на высоте примерно 560 м около 14.40 рядом со скальными выходами, чуть ранее была пройдена административная граница с Челябинской областью.
        Спуск вниз, по компасу на юг, начал в 15.10. Лес с густым подлеском, труднопроходимый, пришлось также пройти через вырубку 20-30-летней давности. Последний участок перед выходом к долине ручья Шушанов шел вдоль русла высохшего безымянного ручья с очень высокой травой. К дороге вышел только в 17.22, т.е. скорость спуска составила около 1 км/час.
        Я свернул по дороге направо и в 17.38 подошел к развилке, где, в соответствии с картой, дорога свернула налево, в долину реки Миньяр, перешла мелкий ручей Шушанов (17.40), после чего, пройдя луг, вошла в лес. В 18.03 я подошел к очередной развилке. Много времени было потрачено на бестолковую разведку, в конце концов выбрал поворот направо. Километра через 2 дорога вывела к реке Миньяр и несколько сот метров занимала узкую ровную полоску склона между рекой и горой. Наконец, в 19.50 нашлось место для палатки.

        15 июля, четверг.
       Ночь была прохладной (по ощущениям, около 10 градусов). Начинал моросить дождь, но так и не пролился. В 6.29 я продолжил путь вдоль реки Миньяр.
        Гора слева вскоре сошла на нет, в 6.53 позади остался небольшой ручей, после чего дорога отошла от реки, поднявшись на пологий холм. Но сразу же начался спуск и около 7.10 дорога разветвилась - одна пошла к броду Миньяра, другая уходила чуть левей. Судя по карте, дорога к броду, перейдя Миньяр, должна была через несколько сот метров пересечь его уже по мосту в обратном направлении, и здесь я должен был бы с ней распрощаться, поскольку мне надо было вдоль реки на юг, а дорога уходила на восток. Подумав, решил не переходить реку, чтобы не мочить ноги и взял левей. Дорога исчезла в траве через несколько сот метров. На Миньяре, примерно в том месте, где обозначен мост, нашлись какие-то деревяшки, возможно, его остатки. Таким образом, вплоть до устья Нижней Мини предстояло идти без дорог.
        В 7.45 я поднялся на гору и пошел по левому берегу на юг. Лес светлый, смешанный, редкий, без подлеска, со множеством полян. Попадаются лиственницы, в том числе очень старые. Идется легко. По пути встретилась слоистая плоская скала, заросшая дорога в поперечном направлении (8.43), следы лежек крупных животных. В 9.33 наезженная грунтовка, которая также пролегала поперек моего пути, вывела к броду через Миньяр (эта дорога на карте не показана). Я не стал переходить и продолжил путь на юг. Вскоре по склону идти стало неудобно, и я пошел вдоль русла. Миньяр здесь шириной метра 4, течение спокойное, глубина на вид 0,5 метра.На другом берегу мелькнуло что-то белое. Перейдя по перекату, на котором стало видно, что расход воды не превышает нескольких десятков литров в секунду, я вернулся к "белому", которое оказалось растянутым на колышках одеялом у заброшенного кострища.
       Далее пошел по правому берегу, который стал весьма высок и крут, появились скалы (10.20). Через некоторое время пришлось вернуться на левый берег. Здесь ветер донес запах дыма и гари. Когда пришлось снова перейти на правый берег, я увидел большую площадь выгоревшей травы и мелких деревьев, огня уже не было. В 11.34 наконец перешел речку Верхняя Миня - во впадинах вода была, течения не было. Через 6 минут пересек обозначенную на карте дорогу. В 11.55 по очень крутому, скалистому склону, поросшему высокими соснами, спустился к руслу Миньяра. Вода бурлила среди каменных глыб, отвесные скалы местами подступали к реке. Путь до устья Нижней Мини занял час. С 13 до 14 я здесь устроил чаепитие.
      

сторона квадрата 2 км




       От устья Нижней Мини, судя по карте, идет дорога до самого города вдоль реки Миньяр. Однако я не нашел не только следов дороги, но и возможности ей быть здесь, поскольку гора круто склоняется прямо к каменистому руслу без всяких террас. То есть, не видно линии, по которой можно было бы двигаться вдоль русла - а именно это показано на карте. Эта загадка, несомненно, ждет своего исследователя. Возможно, этот участок дороги нанесен ошибочно, и эта ошибка кочует по картам от издания к изданию. Еще некоторое время я шел в основном прямо по руслу (выше колена вода не поднималась). Горы постепенно слегка отступили от реки. В 15.24 я зафиксировал слегка приподнятую над рекой террасу, по которой могла бы идти дорога (но могла и не идти). В 15.59 на такой террасе я наткнулся на свежеперепиленное дерево - кто-то расчистил путь. И тут же впереди, метрах в 70 раздался громкий треск, как будто кто-то ломал палку. Первое, что пришло в голову - это тот же человек, который пилил бревно. Потом я подумал, что палки ломать может и зверь. Я пытался всмотреться вдаль, заметил, что в месте источника звука мотнулась верхушка деревца и решил, что лучше обойти все это по другому берегу. Пока переходил, раздалось несколько ударов топора. На террасе правого берега в 16.06 наконец были найдены достоверные следы давней дороги. В 16.11 "дорога" перешла на левый берег Миньяра, становясь заметнее.
        В 16.30 я вышел к устью Верхней Биянки. Перейдя эту речку, увидел свежее кострище. Дорога стала еще более явной. Малое расстояние между колеями позволяло предположить, что приезжали сюда на квадроцикле. Одна из колей была протоптана сильнее - значит, ходили и пешком. Дорога переходила с берега на берег, около 18.30 я был на правом берегу в урочище Биянский Мост. Весь дальнейший путь лежал по правому берегу. В урочище Биянский мост увидел картофельное поле, пасеку, 2 летних домика под охраной собак. Судя по свежим следам шин на мокрой земле (только что прошел дождь), люди уехали недавно. Около 19.00 просторы Биянского Моста остались позади, дорога втянулась в лес по берегу Миньяра. Участки леса перемежались скошенными лугами, сено было уже вывезено. В 20.18 я перешел некую заводь без заметного течения, решив, что это - залив Миньяра. В 20.30 вышел к развилке, где одна из дорог сохранила направление вдоль Миньяра, вторая круто пошла в гору направо (по-видимому, эта дорога проложена по просеке, выходящей с высоты 231). Я решил, что сворачивать еще рано.
        Согласно карте далее дорога должна была еще раз перейти на левый берег реки, а затем вернуться назад. Перспектива брода через ставший более полноводным Миньяр меня не радовала. Обувь уже стала подсыхать. Но переправляться не пришлось - к броду в указанном месте дорога пошла, но осталась дорога и по правому берегу (20.40). В 20.52 я перешел маленький ручеек. Около 21.15 включил телефон и обнаружил, что появилась связь. Справа в это время открылся небольшой луг, и еще одна дорога отошла в гору вправо. Подумав, я решил проявить некую последовательность в действиях и снова не повернул. Через несколько сот метров хода впереди вдруг послышалось что-то вроде треска петард. Я прислушался, но радостных воплей, которыми обычно сопровождаются такого рода увеселения, не услышал. Прошел еще вперед. Вдали в сумеречном тумане стали проступать странные очертания то ли домика, то ли палатки. Послышались отдаленные голоса. Решив, что вышедшего из тумана призрака могут встретить огнем из всех видов оружия, я повернул назад. Примерно в 21.40 начал подъем по пройденной недавно дороге в гору. Примерно через час прошел несколько ЛЭП. В 22.45, выйдя на голую гору, возвышающуюся над городом Миньяр, я увидел его огни далеко внизу. Когда приблизился, дорога куда-то исчезла в темноте, спускаться пришлось по крутому склону по еле заметным тропинкам. Улицы Миньяра были хорошо освещены. В 23.25 я осмотрел памятник красногвардейцам и красным партизанам, погибшим в борьбе с белогвардейцами (1917-1919). Хотя по местному времени шел второй час ночи, город спал не весь: навстречу, громко объясняясь матом, прошли две женщины, вдалеке из дверей какого-то заведения вышло несколько парней, на большой площади в центре города, которую я прошел, свернув направо, тоже виднелись люди. Последний увиденный мной в городе человек лежал на животе на тротуаре и издавал странный хруст, сминая в руках банку из-под пива.
        Наконец, я выбрался из города, до станции надо было пройти около 2 км. в сторону Аши. Вскоре дорога туннелем прошла под ж.д. Теперь я двигался левее ж.д., а за ней возвышались знаменитые скалы высотой 60-80 метров. В одну из них вгрызался камнедробильный агрегат, щебень сыпался сразу в вагон.

        16 июля, пятница.
       В 0.25 подошел к вокзалу. К моему удивлению, в зале был еще пассажир - молодой парень брал билеты, причем не на сейчас. Он счел своим долгом спросить, где я ходил и что видел. До Москвы на поезд 391 Челябинск-Москва был всего один плацкартный билет, который я тут же взял. Под шумок билетерша всучила ненужную страховку на 100 руб. В 1.37 сел в поезд. Помимо меня, садилась лишь еще одна пассажирка. Вагон был заполнен на 100%. День прошел в дреме на верхней боковой полке, покой был прерван лишь однажды - милиционер спросил, не менялся ли я с кем-нибудь местами, и мои ли это вещи. Увидев порезы на щиколотках (трава), спросил то ли в шутку, то ли всерьез: "Пытали?".

       

        17 июля, четверг.
       Прибытие в Москву в 11.05.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Как шла дорога вдоль Миньяра близ устья Нижней Мини.
Иллюстрации:

р.Агерьяв, насыпь бывшей УЖД
р.Агерьяв, насыпь бывшей УЖД

развилка 8.39 (см.текст)
развилка 8.39 (см.текст)

развилка 9.29 (см.текст)
развилка 9.29 (см.текст)

основная дорога восточнее ур.Бияз
основная дорога восточнее ур.Бияз

ур.Бияз
ур.Бияз

дорога ур.Бияз-хр.Каратау
дорога ур.Бияз-хр.Каратау

руч.Бияз
руч.Бияз

руч.Бияз. Выше по течению появилась вода.
руч.Бияз. Выше по течению появилась вода

на хребте Каратау
на хребте Каратау

южный склон хр.Каратау
южный склон хр.Каратау

дорога вдоль руч.Шушанов
дорога вдоль руч.Шушанов

дом правее дороги вдоль ручья Шушанов
дом правее дороги вдоль ручья Шушанов

дорога вдоль р.Миньяр не доходя г.Лев.Точильная
дорога вдоль р.Миньяр не доходя г.Лев.Точильная

между г.Лев.Точильная и р.Миньяр
между г.Лев.Точильная и р.Миньяр

руч.Второй Точильный
руч.Второй Точильный

дорога уходит за Миньяр
дорога уходит за Миньяр

следы бывшего моста (?)
следы бывшего моста (?)

вид на пустошь, примыкающую к бывшему мосту
вид на пустошь, примыкающую к бывшему мосту

волчье лыко
волчье лыко


дельфиниум (живокость)
дельфиниум (живокость)

брод новой дороги через Миньяр (9.33)
брод новой дороги через Миньяр (9.33)

скала на горе правее Миньяра не доходя устья Верхней Мини
скала на горе правее Миньяра не доходя устья Верхней Мини

Лес. Гора на правом берегу Миньяра
Лес. Гора на правом берегу Миньяра

гарь на правом берегу Миньяра близ Верхней Мини
гарь на правом берегу Миньяра близ Верхней Мини

дорога Решетово-Биянка (?)
дорога Решетово-Биянка (?)

русло Миньяра чуть выше устья Нижней Мини
русло Миньяра чуть выше устья Нижней Мини

русло Миньяра чуть выше устья Нижней Мини
русло Миньяра чуть выше устья Нижней Мини

скала на левом берегу Миньяра чуть выше устья Нижней Мини
скала на левом берегу Миньяра чуть выше устья Нижней Мини

впадение Нижней Мини в Миньяр
впадение Нижней Мини в Миньяр

левый берег Миньяра 15.24. Здесь могла быть дорога
левый берег Миньяра 15.24. Здесь могла быть дорога

левый берег Миньяра 15.59 (см. текст)
левый берег Миньяра 15.59 (см. текст)

дорога вдоль левого берега Миньяра на подходе к устью Верхней Биянки
дорога вдоль левого берега Миньяра на подходе к устью Верхней Биянки

дорога по левому берегу Миньяра после устья руч.Гремячинского
дорога по левому берегу Миньяра после устья руч. Гремячинского

брод на левый берег Миньяра перед Воробьиными горами
брод на левый берег Миньяра перед Воробьиными горами

левый берег Миньяра. Вид на горный клин между Миньяром и Нижней Биянкой
левый берег Миньяра. Вид на горный клин между Миньяром и Нижней Биянкой

дорога по левому берегу Миньяра на подходе к броду в ур.Биянский мостдорога по левому берегу Миньяра на подходе к броду в ур.Биянский мост

ур. Биянский Мост
ур. Биянский Мост


памятник на Советской улице
памятник на Советской улице

вокзал Миньяра
вокзал Миньяра

Миньяр. Внутри вокзала
Миньяр. Внутри вокзала