Лесные дороги: Ванзозеро-Гимольская
Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Ванзозеро-Гимольская


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 16 - 24 сентября 2012 г. Медвежьегорский, Суоярвский и Муезерский районы Карелии.
       План: 1 день: От ст. Ванзозеро выйти на лесную дорогу, проходящую мимо южного берега оз. Учмаламби, приблизиться к высоте 177,6 (8 км).
       2 день: выйти к дороге ст. Масельская-д. Карельская Масельга, следовать в сторону последней, оставить ее позади, идти по большаку, остановиться в районе оз. Залкиламби (32 км).
       3 день: Залкиламби - Большое Юрикаламби - лесовозная дорога юг-север - к северу - поворот на р. Санду - р. Санда (17 км).
       4 день: Подойти к южному берегу Сукозера, переправиться через р. Пюльва, выйти на лесовозную дорогу, проходящую восточнее оз. Суавъярви, заночевать на озере (20 км).
       5 день: Двигаясь на запад, достичь северо-восточного берега оз. Энингилампи (12 км).
       6 день: Выйти на дорогу Паданы - Гумарино, в Гумарино свернуть к северу, дойти до второго перехода через р. Черная (31 км).
       7 день: Идти к реке Кукозерке, в точке поворота основной дороги на юг свернуть на обозначенную пунктиром дорогу на северо-запад, перейти Кукозерку, достичь бывшей узкоколейки, остановиться у безымянного озера с отметкой 250,5 (18 км).
       8 день: Идти через лес к вершине горы Воттовара (высшая точка Западно-Карельской возвышенности), спуститься по западному склону, дойти до ст. Гимольская, сесть на поезд, уехать (26 км).
       Карты:При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:100 000 (100k--p36-029_030,100k--p36-031_032, 100k--p36-033_034, 100k--p36-041_042, p36--043_044, состояние местности и год издания карт соответственно 1983, 1985; 1989, 1991; 1989,1993; 1983, 1985; 1989, 1994).Эти карты можно найти на сайте gur15.ru. Были также просмотрены карты http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1780904 и космические снимки с yandex.ru. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше километровых карт.
       Ряд интересных сведений о районе предстоящего маршрута удалось почерпнуть на http://bikemsk.ru/ways/vottovaara2009/vottovaara2009.htm, http://getpath.ru/articles/vottovaara/, http://kirovkosmo.ucoz.ru/publ/1-1-0-25, http://www.tourism.ru/docs/report/foot/9/13/651/#sprav_sved
        Погода: неустойчивая. Сильный ветер в основном с юго-запада (кроме последнего дня). Почти каждый день - в течение 1-2 часов - слабый дождь. Переменная облачность (кроме абсолютно безоблачного 18 сентября). В первую половину похода дневные температуры около 15, ночные - около 10 градусов. Затем началось постепенное понижение температуры. Особняком стоит 23 сентября. Пасмурным и холодным (по ощущениям, меньше 10С) был весь день. В 19.30 при северном ветре начался слабый дождь, который шел вплоть до посадки в поезд в 23.41.
       Природа:Приближается разгар листопада. Очень много спелых ягод, особенно брусники и черники. Реже встречаются и менее обильны голубика и вороника (водяника). Клюквы и костяники мало. Из известных грибов много моховиков, меньше подосиновиков, маслят, сыроежек. Большое количество менее известных грибов. Но и те, и другие - в подавляющем большинстве старые. Комаров и мошки очень мало, клещей нет, местами много лосиных мух.
       Видел лося в лесу на расстоянии метров 30 (я стоял, рассматривая карту, он прошел мимо встречным курсом). Бобры перегородили практически все реки и ручьи. Наблюдались следы копыт разного размера. Очень часто с обочин дорог и в лесу вспархивали крупные птицы, в частности, глухари. Стаи водоплавающих птиц одна за другой пролетали на юг.
       Участвовали:1 человек.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. peterburg-map.ru), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        16 сентября, воскресенье
        Отъезд в 22.20 с Ленинградского вокзала поездом 382 Москва-Мурманск. Цена плацкартного билета 1300 руб. Билеты брались за три недели, но свободные места в продаже были и в последние перед отъездом дни.

        17 сентября, понедельник
        Поезд мчится на север. Тихий, спокойный вагон. Большинство пассажиров следует до Мурманска. Обитатели соседнего бокового отсека не отказались от приглашения проводницы купейного вагона и ушли, что позволило мне использовать их места.
       В 17.12 по расписанию поезд прибыл на ст. Ванзозеро. Видны следы недавно снятых путей. Безлюдно. Окна двухэтажного станционного здания снизу заколочены. Показался огромный грязно-белый пес, стал облаивать издалека. Пройдя чуть вперед (слева внизу сквозь стволы сосен поблескивало Ванзозеро), миновал строящуюся вышку сотовой связи. Рабочие, как альпинисты, как раз летели вниз на пристегнутых к поясу тросах. Еще чуть дальше, в районе поворота ж.д. слева стоит обелиск "Воинам-южноуральцам, погибшим на Карельском фронте. Поисковики Челябинска, 2006 г. Никто не забыт, ничто не забыто".
       Через сосняк вернулся к дороге от вышки к шоссе Москва-Мурманск (M18). Шоссе выглядит почти идеально. Чуть левее моего выхода на него (17.56) с противоположной стороны вглубь проложен хороший лесовозный грейдер, по которому я наметил начать путь. Справа мелькнуло озеро Учмаламби.
       Отсутствующий на карте грейдер мог вести куда угодно, поэтому было необходимо сверяться с лесной дорогой, идущей на северо-запад мимо озер Петтель. Включение навигатора (19.39) на одной из развилок, выявило небольшое отклонение на юг от лесной дороги, но я решил и дальше следовать по лесовозной. На развилке перед озером Редуламби (самого озера не видно) взял правей. Дорога вилась по вырубкам, иногда возвращаясь почти назад. Около 21.00 на большой вырубке на возвышенности она закончилась петлей. Уже стемнело. Пробравшись по колдобинам к опушке ближнего елового леса, поставил палатку среди кочек и валежника. Ужин пришлось отменить. За день пройдено 12 км.
       
       

сторона квадрата 2 км


       

        18 сентября, вторник
        Этот день до вечера оказался лучезарно-безоблачным. В 8.39 двинулся по компасу на северо-запад, дважды, судя по всему, в районе болота, пересек, не заметив, искомую лесную дорогу и в 9.54 наконец вышел на нее, напоследок разорвав штанину о прицепленную к березе колючую проволоку. Дорога проходима пешком только на пригорках, в низменностях полностью заросла молодняком, что вынуждало идти рядом по лесу. В 10.42 выбрался на неплохой грейдер, идущий на запад со станции Масельская. Дорога тянется по холмам мимо вырубок и молодых лесов. Сделал короткую остановку у красивого безымянного озера (12.29). Примерно за 6 км до соединения моей дороги с большаком на Карельскую Масельгу повстречал стоящую "буханку" с надписью "лесная охрана". Двое пожилых сотрудников кипятили чай на горелке. "Откуда идешь? Со станции Ванзозеро... Далеко...Ну, с нами поедешь. А вы куда? До города." (Я понял, что имеется в виду Медвежьегорск). Особой усталости не было, я зашагал дальше. Вскоре прошла встречная "Нива", обогнала знакомая "буханка", затем проехал встречный "Козел", а уже при выходе на большак на мою дорогу свернула кавалькада: "Нива" с тележкой, в которой лежала надувная лодка-тандем и большой джип с прицепом в виде кибитки.
        По очень хорошо укатанному, гладкому и широкому грейдеру я дошел до Карельской Масельги (деревня остается в стороне справа). Машины проносились по дороге раз в 5-10 минут. При переходе по мосту залива Сегозера удалось спуститься к воде. Песок, валуны, прозрачная вода, далекий противоположный берег... Кто-то готовил тут место для костров - в землю вбиты рогульки, на них лежат перекладины, сложены дровишки.
        В 16.00 я остановился у креста "Памяти бойцов и командиров 289 СД (IIФ) РККА, павших на этом рубеже в октябре 1941 года".
       Предстояло пройти еще около десятка километров по большаку, затем свернуть к озеру Залкиламби. Когда оставалось километров 6, меня обогнал уже встреченный ранее джип с кибиткой. Остановившись чуть впереди, владелец-отдыхающий из Питера пригласил пожаловать в машину. Я вышел у лесовозной дороги, отходящей на юг от основной трассы чуть восточнее озера Залкиламби. Следом за мной свернул огромный лесовоз с прицепом и начал маневрировать перед штабелем бревен. Примерно через километр я вышел к кругу на вырубке, от которого отходили другие дороги. Между двумя из них стоял сломанный холодильник. Сориентировавшись по компасу, я выбрал ту, что оставляла холодильник слева. В 17.18 грунтовка вывела к каменистой речке (здесь, очевидно, останавляли машины рыбаки). Речку я перешел по камням, вскоре хорошая тропа круто взлетела на высокую гряду, тянущуюся почти вдоль всего восточного берега Залкиламби. Тропа постепенно слабела по мере продвижения на юг. У юго-восточного края озера морена исчезла. Тропа продолжилась и на нетопком моховом болоте, через ручеек было перекинуто бревныщко и стоял шест. Наконец Залкиламби осталось позади, на ночлег я остановился в 19.00 близ маленького озерца километром южнее в сосново-еловом лесу. Тропа незадолго до этого исчезла. За день пройдено 28 км.

        19 сентября, среда
        Этот день стал единственным без встреч с людьми. Начал движение в 8.25. Первым делом необходимо было выйти к озеру Большое Юриколамби, откуда начиналась видимая на космических снимках дорога в юго-западном направлении. Но обозначенную на карте дорогу я встретил не доходя озера - после прохождения болота (сохранился пограничный столб лесных участков) и леса (9.33). Осталось невыясненным, насколько далеко дорога простирается на север - не исключено, что до самого Сегозера. Я же пошел по ней на юг. В 10.32 повернул направо на развилке, заглянул на Большое Юриколамби (10.36) - в месте сближения с дорогой оказалась достаточно замусоренная стоянка. Вместо мостов через реку Педаядеги и ее приток положены трубы, которые были забиты сучьями, возможно постарались бобры, дорога в этих местах залита. В 12.14 вышел на лесовозный тракт юг-север, повернул направо и вскоре (13.08), после того, как оставил позади несколько бетонных труб (на карте обозначен один мост) свернул налево, на дорогу в сторону Сукозера. До бывшего моста через Санду идти легко. По краям - множество маслянистых моховиков. В 14.35 перешел Санду по камням. Дорога заметно ухудшилась, ходьбе мешают склонившиеся с обочин молодые деревья. Была пройдена обозначенная на карте развилка. В 16.45 дорога была потеряна (см. карту). Я попытался пройти по компасу между двумя расположенными севернее болотами, все же угодил в болото (весьма богатое ягодами) и случайно наткнулся на старую дорогу - ее верным признаком стал деревянный мостик с вбитой в одно из бревен скобой и бетонная труба по соседству.
       

сторона квадрата 2 км


        Дорога, когда-то давно проложенная с неизвестной теперь целью, шла по болоту с карликовыми соснами. Опознать ее можно было в основном по измененному типу травянистой растительности. Иногда проступали колеи. Метрах в трехстах слева в лучах заката блестело озеро Калливаламби. На короткое время дорога вошла в лес, но вскоре началось новое болото, пересеченное глубокими осушительными каналами. У первого же канала кончился то ли человечий, то ли, скорее, звериный след, который проявлялся от самого мостика. Канал удалось перейти по сухому дереву, которое я лично свалил и перебросил между берегами. Метров через 30 на пути возникла извилистая протока (через нее имелась кладка из десятка толстых бревен, на которых уже выросли сосны). На километровке эта протока не показана. Она возникает в прилегающих к Калливаламби болотах и впадает в Сукозеро. Еще метров через 30 я остановился перед вторым каналом. Пришлось возвращаться за сушиной к первому каналу. Таким же образом был преодолен и третий канал. Следующие 4-5 были уже и мельче, их удалось перешагнуть. Наличие моста через протоку и отсутствие таковых через каналы можно объяснить тем, что они, видимо, были выкопаны после того, как дорогой перестали пользоваться.
        Наконец, дорога выбралась из болота. Я свернул направо, сосново-еловый заболоченный лес зарос багульником, вскоре показалось Сукозеро, уже метров за 50 до берега под ногами захлюпала вода. Скорее всего, в этом виновны бобры, которые, как выяснилось на следующий день, перегородили сток из озера в реку Пюльву. Вернувшись чуть назад, в 20.00 начал ставить палатку. За день пройдено 20 км.

        20 сентября, четверг
        В 8.47 вернулся на дорогу, продолжил движение на северо-запад. Местами "дорогу" можно было отличить только по слишком густой поросли молодой ольхи и березы. В 9.30 оставил позади обозначенную на карте развилку, в 10.00 прошел замурованный в бобровую плотину мост через протоку слива Сукозера в р. Пюльву, в 10.45 перешел по камням и саму Пюльву (мост разрушен). Было видно, что бобры пытались строить тут плотину, но, возможно, она была смыта половодьем.
       

сторона квадрата 2 км


       
        На противоположном берегу обнаружилась заброшенная рыбацкая стоянка - стол, фанерный домик без крыши, в котором роль стульев выполняли автомобильные кресла. Дорога сразу же преобразилась - мешавшие нависшие деревья были срублены, правда, с пути их не убрали. Вскоре у огромного слегка торчавшего из земли валуна - так что образовалась целая каменная площадка - я увидел еще одну стоянку, вблизи было безымянное озеро. Дорога значительно улучшилась. В 11.30 я оставил справа красивое Гормозеро с традиционной стоянкой. В 11.40 вышел на лесовозный грейдер и свернул налево, в сторону оз. Суавъярви. В 12.20 не поленился немного отойти от дороги, чтобы взглянуть на озеро Хейнялампи, в 12.46 прошел развилку - направо ушла более наезженная дорога к северному берегу Суавъярви, я проследовал прямо. Самым сложным местом (для автомобилей) является затопленный из-за бобровой плотины участок. Здесь я единственный раз заметил следы чьих-то попыток разобрать бобровые завалы, чтобы освободить путь воде. Судя по свежим следам, какой-то машине удалось преодолеть водную преграду.
        В 13.55 я проходил уже мимо юго-восточного угла Суавъярви. Спустившись к воде, услышал отдаленные голоса, с другой стороны озерного залива поднимался дым, там отдыхали. В 14.10 я свернул на развилке за озером направо, на сильно заросшую, но хорошо различимую благодаря насыпи лесную дорогу в сторону Энингилампи. Под ногами проступали положенные с промежутками бревна, обнаружился скрученный чуть ли не в спираль рельс, потом попался еще один. Узкоколейка? После пересечения осушительного канала дорога пошла по болоту, где особенно хорошо проявлялась широкая бревенчатая основа, сшитая костылями. Правда, полуистлевшие доски и сама слишком большая ширина полотна могут говорить о том, что это был все же настил для автомашин. Дорога вошла в лес, затем путь преградила довольно бурная речка - одна из двух составляющих Шуавандеги (15.39) - перейти удалось по камням. Вторая составляющая Шуавандеги была запружена бобрами, в результате чего образовалось обширное топкое пространство. На входе хорошо просматривался бревенчатый скелет дороги, на выходе, кажется, его уже не было. Трудное преодоление затопленного участка заняло около 30 минут. Потом дорога стала быстро слабеть. Окончательно я потерял ее на небольшой погорелой вырубке.
        Кратковременное движение по навигатору закончилось выходом к столбу, стоящему на пересечении просек на границе лесных участков. Некоторое время я шел по просеке на запад, преодолел неглубокие осушительные каналы. Вскоре справа от просеки началась вырубка (тем самым просека исчезла). Слева возник давно не рубленый старый ельник с примесью сосны и березы, стали часто попадаться огромные поросшие мхом валуны. На пригорке пришлось остановиться - уже смеркалось. Воду набирал из лужи. За день пройден 21 км.

        21 сентября, пятница
       В 9.08 двинулся по компасу к озеру Энингилампи. Путь мне должна была преградить река, к ней я вышел в 9.27. Пойма была залита водой (возможно, ниже по течению есть бобровая плотина). С трудом подойдя к руслу, я не увидел возможности переправиться. Пришлось отойти назад и двигаться по краю поймы вверх по течению. Попадались свежевырубленные пригорки с обилием брусники. В 10.35 я снова приблизился к руслу, река выше по течению спрямлена и превращена в канал. Двигаясь вдоль (канал оказался глубоким), я в 10.55 достиг бобровой плотины, по которой можно было перейти, правда, метрах в 50 выше был и мост. Дорога по обе стороны моста заросла кустами (заброшенная лесовозная), но пройдя вперед метров 200, я вышел к началу (в виде разворотного круга) грейдера, ведущего, очевидно, в д. Южный Конец. Свежих следов на грейдере не было, напротив, на нем росли грибы рода саркосцифа. Я не пошел по этой дороге, поскольку планировал зайти еще на озеро Энингилампи, что и сделал, взяв чуть южнее и пройдя через вырубку. Затем по обозначенной на карте лесной дороге вышел уже близ деревни на упомянутый выше грейдер, прошел краем жилой деревни Южный Конец, в 12.20 по мосту пересек протоку между озерами Селецкое и Энингилампи и по укатанному грейдеру двинулся в сторону поселка Гумарино, предстояло пройти около 20 км.
        Дорога хорошего качества, выбоин мало. Вдоль - километровые столбы (возможно, некоторых не хватает). За 5 часов моего движения по этой дороге 2 машины проехали навстречу (грузовичок "Мерседес" и "классика"), в самом конце пути обогнал попутный "Москвич". Кроме того, несколько стоящих рядом с бытовкой и лесозаготовительной техникой легковушек я наблюдал у въезда на одну из вырубок. Возможно, работники приезжают на своих машинах.
       За 1-2 км. до Гумарина по кюветам и обочинам зачастили импровизированные свалки. В поселок я вошел в 17.33. Дорога стала асфальтовой. В некоторых домах окна заколочены. Безжизненным кажется большое деревянное здание, заметное на расстоянии при прохождении центра поселка. На Центральной улице стоят облицованные красивой плиткой каменные стены недостроенного (?) дома. На обширном пустыре опять же в середине поселка торчит "уазик" без двух колес, догнивает "Москвич-412", и лежит на боку днищем к улице не опознанная мной модель. Я миновал стоящий слева на пригорке магазин, из которого выходила женщина с сумкой, другая женщина в яркой одежде закрывала ключами дом по соседству. Далеко впереди показались 2 мужика, которые затем скрылись во дворах. Навстречу прошел спаниэль. На развилке после Гумаринской школы (на фото не видна расположенная позади красивая детская площадка) я свернул направо, через несколько минут перешел по мосту реку Гумарину. Впереди показалась отдаленная производственная часть поселка, я заметил трех человек, двое свернули в сторону и скрылись из поля зрения, один пошел навстречу. Это оказалась пьяная женщина. От былой красоты ничего не осталось. Она попросила закурить, но я не мог ей помочь.
       Свернув еще раз направо, в 17.50 я прошел мост через Янгозерку. Путь лежал через сосновые боры с примесью ели. Проехал попутный джип и (кажется) 1-2 встречные машины. В 19.30 я перешел по мосту грохочущую р. Черную, а в 20.30 - ее же, но выше, на участке медленного течения. Чуть отойдя, поставил палатку в сосновом лесу. Допоздна была слышна работа техники на где-то поблизости расположенной вырубке. За день пройдено 35 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        22 сентября, суббота
       Пока готовил завтрак, в сторону Гумарина проследовали 2 лесовоза (судя по звуку) и одна легковая машина. Я тронулся в путь в 9.29. Сразу же увидел джип, который обогнал меня вчера вечером, он стоял у обочины, развернувшись навстречу. Вперед выдвинулся серый пес. Узнав, что я направляюсь к станции Гимольская, владелец внедорожника спросил, есть ли у меня резиновые сапоги - придется переходить реку. Я сказал, что возьму севернее. "Да, там есть мост", - согласился водитель. На том мы и расстались, пожелав друг другу удачи.
        В 10.49 на развилке я взял вправо, на менее наезженный грейдер. В 11.00 подошел к реке Кукозерке. У моста на базе микроавтобуса "Форд" была развернута стоянка рыбаков. Мое появление несказанно удивило трех парней из-под Москвы. Впрочем, не рассчитывал кого-то здесь встретить и я. Мы сфотографировались на память, и путь был продолжен. Дорога постепенно хирела, я почему-то решил, что надо обойти болото (можно было попытаться пройти напрямик). Сошел с дороги, сделав изрядный крюк, приблизился к озеру, уже оттуда двинулся по компасу на северо-запад. В 14.40 вышел наконец на лесовозный грейдер и начал движение на запад. Ни одной машины не встретилось. После полупетли, которую делает дорога вокруг горы, она подходит близко к маленькой речке Тяже. Здесь я впервые увидел культурную стоянку туристов - не было оставлено никакого мусора. Кроме того, была выложена лесенка на скалу из плоских плит, добытых здесь же, а кое-где стояли забавные человечки из положенных друг на друга камней. Обозначенный на карте мост отсутствует, но я перешел Тяжу по камням (17.09) и направился по грейдеру к северу. Целью было максимальное приближение к вершине горы Воттовара. Хоть дорога и показана пунктиром, но она мало чем отличается от грейдера, по которому я подходил к речке. Оставив слева красивые озера, а также водную гладь запруженного бобрами ручья, я дошел до нужной мне широты и свернул налево. Преодолев несколько гор и котловин, вышел на очень высокий и крутой берег безымянного озера. Здесь в окружении огромных глыб около 19.30 поставил палатку. За день пройдено 25 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        23 сентября, воскресенье
       В 8.25 начал спуск вниз. В устье речки, впадающей в озеро с южной стороны, обнаружились сколоченные из толстых бревен 2 плота, по которым я перешел на другой берег. Пройдя узкую заболоченную пойму, выбрался на склон. Здесь была давняя стоянка. Я устроил чаепитие.
        Движение в сторону вершины Воттовары было продолжено в 9.50. По мере увеличения высоты росло количество каменных обломков, искривленных деревьев, менялась окраска растительности. Почему-то перестал правильно показывать компас. Наконец, был взят правильный курс, я вошел в зону недавнего пожара. Картина мертвых деревьев производит удручающее впечатление.
       Вблизи вершины на мощном и холодном ветру стояла оранжевая палатка. Посмотрев на нее с расстояния около 100 метров (11.30), я начал спускаться в южном направлении. Прошел участок сплошных каменных глыб. Наконец гарь кончилась. Выходы скал встречаются почти до самого низа. Ближе к подножью старый елово-сосновый лес сменяется молодым ольхово-березовым. Здесь, когда я рассматривал карту, мимо меня на расстоянии метров 30 проследовал лось. В 13.13 я вышел на хорошую обозначенную на карте дорогу. Прямо на ней метрах в 50 справа виднелся, как мне показалось, зад грузовика с высоким крытым кузовом. Мой путь лежал налево. Вскоре была встречена идущая налегке очевидно с туристскими целями группа молодых людей и девушек. Вскоре моя дорога влилась в грейдер до Гимольской. Раньше на его месте была узкоколейка, о чем могут еще пока свидетельствовать кучки догнивающих шпал, сложенные кое-где на обочинах.
        Без спешки я направился к Гимольской, до поезда Костомукша - Санкт-Петербург (23.41) оставалось очень много времени. Меня обогнала полная людей "буханка". Возможно, в ней возвращались молодые туристы.
        В конце концов я решил, что лучше посидеть в лесу у костра, чем мерзнуть у закрытой станции в ожидании поезда и, найдя подходящее место, с 17.00 до 19.30 жег костер. За это время в сторону Гимольской проехали 2-3 машины. Как только я продолжил путь, начался дождь. Дорога становилась все шире, дождь все сильней, а сумерки все гуще. Справа подходили какие-то мощные дороги, но сверяться с картой возможности не было. Мимо проехали 3-4 попутные машины (голосовать я не пытался). Около 22.00 подошел к поселку. Дорога обошла его справа и уперлась в тупиковую ветку железной дороги. На путях стояли грузовые вагоны, где-то маневрировал тепловоз. Светилось окно сторожки. Выслушав объяснения охранника (помимо географии я узнал и о том, что "станции на всех поселках теперь закрыты" и нужно садиться в 4-й вагон), я перешел пути, свернул влево, прошел вперед, затем на перекрестке принял вправо. Наконец вышел к каким-то служебным зданиям, за ними оказались пути. Было около 22.00. Вдоль рельсов расхаживал человек в плащ-палатке, в накинутом капюшоне. В ходе полуторачасовой беседы в ожидании поезда выяснилось, что это фотограф-профессионал из Москвы, отбывающий в столицу после съемок на г. Воттовара. От него я узнал, что люди (мужчина и две женщины) стоят в своей оранжевой палатке на вершине горы Воттовара уже восемь дней, а цели этого стояния связаны с таинственными силами, действующими на горе, известной многочисленными "сейдами".
       Незадолго до прибытия поезда подтянулись и еще несколько пассажиров (у некоторых в руках я заметил билеты) и провожающих. Четвертый вагон был рекомендован к посадке при отсутствии билета, поскольку там находится начальник поезда, но посадка, насколько я успел заметить, шла и в другие вагоны. Начальник выписал нам с фотографом Максимом по плацкарту (1 билет без белья - 701 рубль), и мы перешли в соседний 3-й вагон на 3 и 4 места. За день пройдено 24 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        24 сентября, понедельник
       Наш тихий вагон едет на юг. Свободных мест - процентов 20.Существенная часть бригады проводников оказалось родом с Кавказа (Дагестан?) и переговаривалась на своем наречии. Видимо, они были новичками, поскольку запутались с "кассой", за что были жестко раскритикованы начальником поезда.
        На местах 1 и 2 ехали житель Суккозера (бывший лесничий) с сыном. Общая беседа в основном касалась лесных тем. Рассказав о нехватке рабочих мест и низких зарплатах лесорубов у частника ("не хочешь - не работай, я белорусов привезу"), наш собеседник сообщил, что "нас спасает ягода" - за сезон семья из четырех человек может заработать до 500 тысяч рублей, но процесс сбора очень тяжел. В этом году цены приема черники и брусники упали почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом и составляли соответственно 70 и 60 руб за кг. Морошку принимали (в прошлом году?) по 600 руб/кг.
        В 13.21 поезд прибыл на Ладожский вокзал Санкт-Петербурга. Постояв в короткой очереди в кассе, я выяснил, что ближайший недорогой поезд до Москвы Санкт-Петербург - Ижевск отходит в 15.20, но, так как до отправления оставалось менее двух часов, билет можно было приобрести только на Московском вокзале. Жетон на метро стоил 27 руб. Билет с бельем обошелся в 996 руб. В оставшееся время удалось сбегать перекусить в торговый центр "Галерея", за углом налево.
        Плацкартный вагон - тоже тихий и спокойный - был заполнен процентов на 85. Мягкие полки, биотуалеты. В 23.06, с опозданием на 5 минут, поезд прибыл на Курский вокзал Москвы. Вышло всего 4-5 человек.
        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Действительно ли прерывается старая дорога около Калливаламби.
       
Иллюстрации:

ст. Ванзозеро
ст. Ванзозеро

развилка перед озером Редуламби
развилка перед озером Редуламби

дорога близ точки A (см. карту)
дорога близ точки A (см. карту)

дорога близ точки B (см. карту)
дорога близ точки B (см. карту)

дорога близ точки C (см. карту)
дорога близ точки C (см. карту)

выход на дорогу до Карельской Масельги
выход на дорогу до Карельской Масельги

дорога к оз. Залкиламби
дорога к оз. Залкиламби

оз. Залкиламби
оз. Залкиламби

тропа по гряде вдоль оз. Залкиламби
тропа по гряде вдоль оз. Залкиламби

озеро 18/19.09 2012
озеро 18/19.09 2012

дорога к оз. Большое Юриколамби
дорога к оз. Большое Юриколамби

оз. Большое Юриколамби
оз. Большое Юриколамби

дорога от оз. Большое Юриколамби
дорога от оз. Большое Юриколамби

на лесовозной дороге север-юг из Евгоры
на лесовозной дороге север-юг из Евгоры

дорога к р. Санда
дорога к р. Санда

здесь был мост через Санду
здесь был мост через Санду

пейзаж слева от дороги р. Санда-запад
пейзаж слева от дороги р. Санда-запад

остатки мостика на дороге к Сукозеру близ оз. Калливаламби
остатки мостика на дороге к Сукозеру близ оз. Калливаламби

следы дороги к Сукозеру близ оз. Калливаламби
следы дороги к Сукозеру близ оз. Калливаламби

настил через протоку Калливаламби-Сукозеро
настил через протоку Калливаламби-Сукозеро

осушительный канал, вид в сторону Сукозера
осушительный канал, вид в сторону Сукозера

Сукозеро, вечер 19.09.12
Сукозеро, вечер 19.09.12

дорога к мосту через протоку Сукозеро-Пюльва
дорога к мосту через протоку Сукозеро-Пюльва

мост через протоку Сукозеро-Пюльва
мост через протоку Сукозеро-Пюльва

здесь был мост через Пюльву
здесь был мост через Пюльву

дорога от р. Пюльвы
дорога от р. Пюльвы

Гормозеро
Гормозеро

лесовозная дорога к Суавъярви близ точки D
лесовозная дорога к Суавъярви близ точки D

оз. Хейнялампи
оз. Хейнялампи

лесовозная дорога близ точки E
лесовозная дорога близ точки E

дорога южнее Суавъярви близ точки G
дорога южнее Суавъярви близ точки G

переход восточной составляющей р. Шуавандеги
переход восточной составляющей р. Шуавандеги

подход к западной составляющей р. Шуавандеги
подход к западной составляющей р. Шуавандеги

настил на болоте близ точки H
настил на болоте близ точки H

мост на не показанной на карте заброшенной лесовозной дороге близ точки I
мост на не показанной на карте заброшенной лесовозной дороге близ точки I

мост через протоку Энингилампи-Селецкое
мост через протоку Энингилампи-Селецкое

дорога в Гумарино
дорога в Гумарино

Гумаринская школа
Гумаринская школа

мост через Гумарину
мост через Гумарину

развилка у реки Черная
развилка у реки Черная

второй по ходу мост через Черную
второй по ходу мост через Черную

дорога подходит к реке Кукозерке
дорога подходит к реке Кукозерке

лесовозная дорога близ точки J
лесовозная дорога близ точки J

переправа через р. Тяжу
переправа через р. Тяжу

безымянное озеро слева по курсу
безымянное озеро слева по курсу

дорога близ точки K
дорога близ точки K

высота 22/23.09 2012
высота 22/23.09 2012

безымянное озеро около высоты 22/23.09 2012
безымянное озеро около высоты 22/23.09 2012

дерен шведский (?)
дерен шведский (?)

до вершины Воттовары около километра
до вершины Воттовары около километра

Воттовара. На границе гари
Воттовара. На границе гари

дорога у подножья Воттовары
дорога у подножья Воттовары

слияние с лесовозной дорогой в точке L
слияние с лесовозной дорогой в точке L

дорога к п. Гимолы
дорога к п. Гимолы

билет Гимольская-С.-Петербург
билет Гимольская-С.-Петербург