Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Пижма - Яранск


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 11 - 16 июля 2021 г., Тоншаевский район Нижегородской области, Тужинский и Яранский районы Кировской области, вне рамок пешего маршрута посещены города Советск и Киров.
       План: 1 день. Выехать поездом Москва - Киров с Ярославского вокзала Москвы (20.05) до ст. Шахунья (5.14), пересесть на электричку до Пижмы (5.55) двигаться по УЖД до реки Унжа, повернуть на юг по УЖД, заночевать на реке Шукшум (28 км). 2 день. Продолжить движение на юг по УЖД, дойти до лесоучастка Арбинский, свернув налево на подходе к Арбинскому идти через ур. Лопатино к д. Ломина. Далее - Писари - ур. Медведерка - руч. Плоский Лог, где заночевать (28 км). 3 день. Идти на восток: ур. Масленская - Шешурга - Васькино - Аксеново - Арбаж - Рождественское (29 км). По прибытии в конечную точку вызвать такси до Яранска и заночевать в гостинице. 4 день. Утром осмотреть Яранск, на такси переехать в Советск. По возможности вечером уехать в Киров. Если в запасе будет день, можно переночевать в Советске и уехать в Киров на 5-й день.
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--o38-083, издания 1978 г., 100k--o38-095, 100k--o38-096 (состояние местности 1987, издания 1990 г.). (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт. Практически весь маршрут записывался на GPS-навигатор. Данные для привязки брались с сайта satmaps.info. Сайт loadmap.net, который использовался для этого в прошлые годы, на момент написания отчета не работал.
       Погода: температура: днем по ощущениям около 27 градусов. Ночные температуры снижались с 20 градусов в ночь с 12 на 13 июля до 15-17 в следующие ночи. Небо - в основном солнечно. 13 числа гремел гром, которые пролился несколькими каплями дождя. Чуть больше капель выпало 14 июля - даже намокла трава. Судя по хрусту сухих веток в лесу и потрескавшейся на дорогах глине, настоящих дождей не было давно. Фактическая погода соответствовала прогнозу сайта gismeteo.ru.
        Природа: Лес - смешанный, береза, ольха, ель, местами много липы и клена, поля зарастают редкими соснами и березами. Цветы: набор летних цветов средней полосы, особо заметны - цикорий, василек луговой, иван-чай, репейник, донник, разные виды клевера, отцветший уже люпин. Грибов практически нет, ягоды: в большом количестве малина, часто встречается костяника, есть черника, изредка - земляника, попалась поляна дикой клубники, интересны на вкус ягоды черемухи. Животные: видел вблизи лося, есть следы кабанов и разрытая ими земля, водятся бобры (плотина), нередко взлетали крупные промысловые птицы. Насекомые: в сырых местах много комаров и разного рода мух, которые досаждают даже во время движения, не говоря уж об остановках. Есть клещи.
      Участники: 1 человек.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        11 июля, воскресенье
        В 20.05 поездом "Вятка" Москва-Киров выехал с Ярославского вокзала до станции Шахунья. Изначально планировалось ехать на более дешевом поезде Санкт-Петербург - Челябинск, на котором можно было бы добраться сразу до отправной точки пешего маршрута - станции Пижма, но вариант с более ранним прибытием и, соответственно, запасом дневного времени, показался лучшим выбором. Билет на верхнюю боковую плацкартную полку (скидка) брался 7 июля и обошелся в 1999 руб. (без белья). В вагоне после отправления оставалось достаточное количество свободных мест.
       
        12 июля, понедельник
       
       
       

сторона квадрата 2 км


        В 5.14 состав прибыл на станцию Шахунья. Ожидание было недолгим, и уже в 5.55 я поехал в сторону Пижмы. Когда электричка набирала ход, всполошилась женщина - она пребывала в уверенности, что сейчас поедет в Нижний (пригородный в ту сторону ушел 15 минутами раньше). Пассажирка сообщила о своей беде с помощью кнопки связи машинисту, и тот остановил состав еще в пределах станции.
       В 6.32 я прибыл на станцию Пижма. Основной задачей был выход на лесовозную узкоколейку Пижма-Унжа. В интернете циркулировали смутные сведения, что дорога восстанавливается. Если бы это было так, то данное путешествие могло стать третьим после 1991 и 2005 годов, когда довелось бы пройтись по действующей узкоколейке. Свернув на Советскую улицу, а потом на Школьную (в пределах этих улиц Пижма представляет собой одноэтажный поселок сельского типа), я приближался к началу УЖД. Однако, чуда не произошло. Знакомая картина заброшенности была и здесь. Здание "Пижмалеса" кажется необитаемым, на приколе стоит длинная сцепка лесовозных платформ, а заросший травой путь ведет куда-то вдаль, на юг-восток.
       Идти по шпалам было неудобно, и я двинулся по грунтовке, идущей параллельно УЖД практически на всем ее протяжении до Унжи. Слева тянулись зарастающие давние вырубки, справа от дороги лес производил впечатление достаточно давно не рубленного, с обилием липы. На подходе к Унже грунтовка пересекла узкоколейку и пошла с другой стороны, отклоняясь, в месте пересечения дорог рельсы сняты для удобства проезда. На месте бывшего поселка - большая луговая пустошь. В 10.03 я пересек деревянный с металлической основой мост через Унжу, заросшую ряской и кубышками. Ширина реки - около 3 метров. Вскоре дорога пошла по насыпи бывшей УЖД, но ни рельсов, ни шпал уже не было. Зато виднелись редкие следы выкапывания из земли случайно оставленных когда-то рельсов и более частые признаки мелких находок - здесь явно поработали сборщики металла. Окрестный пейзаж не отвлекал ничем интересным, поэтому жара, мошкара и нарастающая усталость подталкивали все быстрее вперед. В 13.59 я миновал шоссе Колдырята - Ошминское, после чего на грунтовке появилась заметная пешеходная или велосипедная тропа. В 14.14 по деревянному мосту я перешел реку Шукшум. Наверно, по такому мосту можно, соблюдая осторожность, проехать на мотоцикле. На берегу реки остановился для чаепития и отдыха.
       
       
       

сторона квадрата 2 км


        Уже выбираясь обратно на дорогу, я заметил валяющийся в кустах небольшой кухонный столик, практически целый, и подумал, что упустил редкую возможность попить чай в походе, расположившись за настоящим столом. В 17.08 с северной стороны подошел к поселку Арбинский, сфотографировал мост через Арбу и, согласно плану, свернул налево на лесную дорогу. Примерно через километр с нее нужно было свернуть направо - когда-то так шла дорога к деревне Лопатино, находившейся на другом берегу Арбы. Поворот угадывался с трудом, а дальше в заросшей осокой заболоченной пойме дорога совершенно потерялась. Тем не менее, кажется, удалось выйти к давним остаткам моста. Чуть правее них можно предполагать давний машинный брод. Вероятно, после разрушения моста еще некоторое время сохранялась необходимость ездить в Лопатино; но потом и брод перестал быть нужным. Речка шириной в этом месте метра полтора и глубиной, на взгляд, по колено, поэтому перейти ее не составило труда (17.54). Здесь пришлось набрать воды, поскольку вскоре планировалась остановка на ночлег.
       
       
       

сторона квадрата 2 км


        В 18.40 впереди открылось урочище Лопатино; в паре заброшенных домов еще сохранились крыши, остальные представляли собой горы бревен, утопающих в разросшейся древесной зелени; все это освещалось желто-розовыми лучами закатного солнца. На дальнем краю урочища нашлась хорошо наезженная лесовозная дорога, по которой я свернул налево. Вскоре она разветвилась на две, расходящиеся под небольшим углом, я взял правей. Слева отдаленно доносился звук работающей лесной техники. В 20.00 я остановился на ночлег в смешанном лесу среднего возраста. Всего за день пройдено 38 километров.
       
        13 июля, вторник
        Рассвело очень рано, и в 4.09 я тронулся в путь. Идея состояла в максимальном использовании утреннего времени до наступления испепеляющей жары. Поэтому завтрак был отменен, но в бутылке плескалось поллитра вчерашнего чая, который весьма пригодился. Хотя еще не было и 5 утра, где-то справа по ходу была слышна лесная техника, а во время моего следования по прямому участку дороги навстречу пронесся груженый лесовоз. В 5.34 наезженная лесовозная дорога резко свернула вправо, а травянистая грунтовка по просеке пошла прямо (фото). Где-то здесь я спугнул лося, который, замерев на минуту, бросился назад. В 6.30 вышел к жилой деревне Ломина. Людей, правда, повстречать не пришлось. На выходе меня облаял белый пес с ошейником и умчался на другой край деревни. Теперь предстояло по асфальтированной узкой дороге добраться до д. Писари.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Сев перекусить на обочине, я вспомнил, что оставил единственный столовый прибор - ложку - на ночной стоянке. Решение пришло быстро - придется суп не есть, а пить из кружки. Вторых блюд в этом походе предусмотрено не было.
        В 8.00 я подошел к жилой д. Писари. Основная дорога свернула влево в Кодочиги, в деревню пошла травянистая улица. Прикинув, что нужную мне дорогу в Медведерку надо будет ловить в дальнем краю Писарей слева от деревни, я направился туда через скошенное поле с редкими валиками сена. Справа вдали виднелись глухие стены хозяйственных половин типичных для этой местности северных домов. Большие огородные участки почти все, кроме одного или двух, засаженных картошкой, заросли травой. Никакой дороги я не увидел. Было ясно, что в давние времена, когда еще существовала Медведерка, дорога каждый год прокладывалась по пашне, которая теперь превратилась в луг, и найти ее можно будет только в лесу, что я и осуществил, пройдясь по дальнему краю безлесного пространства. Эта дорога кому-то (скорее всего охотникам) нужна - кто-то притащил в лес бревенчатую основу для настила над топким местом (фото). Вскоре были допиты остатки вчерашнего чая, но впереди должны были быть два ручейка - Плоский Лог и Маслинка. Скорость движения значительно снизилась по сравнению с первым днем - дороги были хуже, кроме того, наметилось некое болезненное растяжение ступни, в связи с чем пришлось принять две таблетки анальгина. Вследствие этого, а, может, по другим причинам, боль притупилась.
       В 10.04 я вошел в урочище Медведерка. Дорога исчезла. На пригорок поднималась другая проселочная дорога, в Кодочиги; в Масленскую, которая относится уже к Кировской области, дороги не оказалось, поскольку и Масленской уже нет. Дорогу туда удалось найти только в лесу после примерно часовых поисков. Плоский Лог оказался цепочкой луж в углублениях узкого глинистого русла; Маслинка все же содержала воду на обозримом протяжении. На берегу этой речки я устроил привал в 13.15.
        В путь тронулся в 14.45. Теперь ближайшим пунктом назначения стало село Шешурга; затем дорога шла в Васькино. В 17.35 я вошел в Шешургу с севера. Пройдя по широкой Школьной улице, и не вызвав при этом особого интереса у местного жителя, внимательно изучавшего подкапотное пространство своего автомобиля, я вышел к недействующей церкви Флора и Лавра (фото), в которой, кажется, устроено производственное помещение. Чтобы снимать не против солнца, я решил зайти с другой стороны, но не успел сделать и нескольких шагов, как будто из-под земли появился идущий навстречу молодой парень. Я спросил дорогу на Васькино, хотя уже подозревал, что она передо мной - эта кривая грунтовка. Почему-то я представлял дорогу между двумя большими селами в виде асфальтированного шоссе, хотя генштабовская карта не давала для этого никаких оснований. Молодой человек подтвердил, что дорога та самая и есть, но вся заросла и разрыта кабанами. Из его слов следовало, что в Васькино надо ехать по шоссе (16 км), а не идти напрямую пешком (6 км). Затем, правда, парень несколько смягчил мрачную картину заросшей дороги, сказав, что дорога есть и по ней ездят, даже он сам ездил по ней на велосипеде. Кроме того, рядом, в связи с прокладкой оптоволоконного кабеля для интернета, возникла новая грунтовка, по которой тоже можно идти. Парень добавил, что мост через реку (Немдеж) совершенно разрушен, поэтому дорога не пересекает русло по прямой, а отходит направо к броду, где воды ниже колена. Эти наставления чуть позже добавляли мне уверенности, когда временами дорога совсем исчезала. Как можно тут ехать на велосипеде - по заросшим травой кабаньим рытвинам, остается только гадать - возможно, воспоминания парня относились к давним временам. Он проводил меня первые метров 250, а затем пожелал счастливой дороги.
        Движение было медленным: приходилось часто отдыхать, лежа на теплой и сухой земле; рядом чирикали какие-то птички... Только около 7 вечера я приблизился к долине Немдежа. Васькино виднелось в отдалении на возвышенности на другом берегу. Было ясно, что поставить палатку в прибрежной растительности будет сложно, и я оставил рюкзак в маленькой рощице на лугу, затем сходил за водой и около 8 вечера остановился в этой рощице на ночлег. Вероятно, в минувшие годы вокруг была пашня, и этот островок использовался тружениками села для кратковременного отдыха и подкрепления сил напитками и, так сказать, подгонки обмундирования: валялись пластиковые бутылки, пара толстых штанов, шланг от сельскохозяйственной гидравлики, всего не перечесть. Но хлам по соседству не сказался на качестве моего сна: спалось хорошо.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Всего за день пройдено 33 километра.
       
        14 июля, среда
        В 4.56 двинулся к броду через Немдеж. Утро было довольно туманным. В 5.15 форсировал реку, глубина здесь не превышала 20 см. Первоначальный план предусматривал заход в Васькино, в конце которого вправо отходила нужная мне дорога на Аксеново. Но близ брода встретилась хорошая полевая дорога. Неправильно сориентировавшись, я вообразил, что нужно идти по ней направо, прошел ненужное расстояние в западном направлении, потом пришлось свернуть на юг, а потом возвращаться на восток без дороги со вторичным пересечением речки Аксеновки. Наконец по прилегающему к урочищу лугу я вошел в Аксеново (около 8.45). Здесь удалось полакомиться сладкой и крупной малиной. Более ничего интересного в бывшей деревне обнаружить не удалось, за исключением прибитого к березе на большой высоте пчелиного улья. Для поисков дороги на Арбаж я перебрался по другую сторону речки Аксеновки (крайне мала). Заросшая дорога нашлась, близ деревни пересеклась со значительно более заметной дорогой приблизительно меридианального направления и пошла дальше. Сначала грунтовка примерно следует генштабовской карте, но в месте встречи с двумя просеками попросту исчезает. Просека на юг (на карте ее нет) привела к речке Арбаж - гниловатой и затянутой ряской канаве, просека же юго-восточного направления уперлась в бобровую плотину, перегородившую приток Арбажа. По этой плотине я преодолел разлив, дорога продолжилась и в 12.26 я вышел на луг, прилегающий к искомому урочищу Арбаж. Около 13.00 я был уже на улице бывшей деревни и рассматривал развалины кирпичного здания неизвестного назначения. В 13.20 подошел к пруду, образованную на Арбаже полуразрушенной, но еще удерживающей воду плотиной (фото). Поскольку после уже более 8 часов хода по жаре я уже в буквальном смысле с трудом волочил ноги, необходимо было сделать привал и подкрепиться чаем. Стоячая вода с ряской, корнями и мутью была набрана ниже плотины. Чай был заварен быстро, причем дровами в основном послужили сухие стволы акации, которую, наверно, когда-то высаживали в декоративных целях.
       
       
       

сторона квадрата 2 км


        Выпив более литра чая, я решил заварить еще один котелок, чтобы взять с собой: следующий источник воды следовало ждать только к вечеру. Сняв с огня вторую порцию кипятка, я оставил его охлаждаться, предоставив костру возможность самопроизвольно затухать. С головешек потянуло густым белым акациевым дымом. Внезапно сзади послышался звук мотоцикла, который затих у плотины. Гости в совершенно безлюдной и заброшенной местности были неожиданностью. Я решил, что это егерь из охотхозяйства "Яранский охотник" проверяет свои владения. Поскольку не заметить меня, сидящего у костра в 10 метрах у дороги, было, казалось, невозможно, я приготовился к соответствующей беседе, но ко мне так никто и не подошел. Когда я, перелив воду в бутылку, собрался уходить (15.30), шум услышала собака и подняла лай. Мужской голос крикнул что-то вроде "прекрати". Я вышел на след мотоцикла, потом вправо по траве пошел машинный след, я свернул. Если внимательно посмотреть на карту ниже, видно, что из-за неточности калибровки мой путь по GPS-данным немного смещен влево (синяя линия не заходит на плотину в Арбаже). Если сделать соответствующую поправку, то видно, что я неминуемо должен был пересечь обозначенную на карте дорогу на восток от Арбажа. Дорога же, на которой я оказался, щла севернее и была просто следом по траве, который тянулся по полям между охотничьими вышками (фото).
        Все же в 16.24 охотничьи колеи вывели на искомую дорогу. Если бы были силы, можно было бы пойти назад и посмотреть, где в окрестностях Арбажа она начинается.
       Дальнейший путь прошел без приключений, и к 19.15 на горизонте показалось Малое Панчино, от которого было всего 2 километра до Рождественского - конечной точки пешего маршрута, в которую я выходил в точном соответствии с планом похода. Из Рождественского, согласно плану, нужно было вызвать такси и ехать в Яранск. Но делать этого не хотелось: во-первых пришлось бы срочно приводить себя в цивилизованный вид, а сил уже не было; во-вторых, готовясь к походу, я не успел ознакомиться с описаниями яранских гостиниц, и теперь оставалось полагаться только на выбор таксиста. В результате я решил заночевать в окрестностях Малого Панчина, а вопрос с такси решить завтра поутру. У реки Арбаж поставить палатку было невозможно, и я остановился на берегу притока - речки Вырмочки.
       
       
       

сторона квадрата 2 км


        Всего за день пройден 21 километр.
       
        15 июля, четверг
        Около 4 утра, как и в предыдущие дни, начал утренние сборы, в 6.05 вышел на вчерашнюю дорогу и уже в 6.10 перешел Арбаж по деревянному мосту. Примерно в 6.25 вошел в Рождественское. Как нельзя кстати здесь стояли мусорные контейнеры, куда я отправил пакет с отслужившей свое походной одеждой и обувью. Рядом стояла прогрессивная сетка для сбора ПЭТ-тары. На автобусной остановке на центральном перекрестке села сидела женщина, очевидно, в ожидании автобуса. По плану следовало вызвать такси, но слишком ранний приезд в Яранск (до открытия краеведческого музея) смысла не имел. Поэтому с опрометчивостью хорошо отдохнувшего человека я счел легкой прогулкой 15-километровый путь до Яранска пешком. Перед тем, как тронуться в путь, я углубился в Школьный переулок, служащий продолжением дороги из Малого Панчина. Справа стояло кирпичное двухэтажное здание без окон - наверно, бывшая школа, а впереди за домами возвышалась колокольня полуразрушенной Рождественской церкви 1724 года постройки (sobory.ru)...
        Реку Арбаж по ЖБ мосту я перешел в 6.47. Пройдено было совсем небольшое расстояние, но припекающее солнце и и тесная обувь сделали ближайшие планы более реалистичными, и я решил не отказываться от приглашения сесть в автобус (он как раз проехал навстречу), если таковое поступит, когда он поедет назад. К этому моменту, минут через 7, планы стали еще более реалистичными, и я сам поднял руку, призывая водителя остановиться. Поездка обошлась в 50 рублей; билет выдан не был. По дороге микроавтобус заехал в Опытное Поле, и салон заполнился на 100%. Изнутри салон был обклеен разного рода информацией, в том числе и антиковидной, но масочный режим почти никто не соблюдал. Водитель включил (или сделал громче) "Дорожное радио" и сквозь шум мотора послышался давний шлягер "Я начал жизнь в трущобах городских// И добрых слов я не слыхал// Когда ласкали вы детей своих// Я есть просил, я замерзал...", а в окне, все убыстряясь, летели виды усталой Родины...
       Около 7.20 я прибыл в конечную точку - маршрутка остановилась напротив автостанции - с другой стороны ул. Рудницкого. На подходе к зданию меня требовательно окликнул пожилой таксист: "Куда ехать?" "Пока никуда. А до Советска сколько стоит, если что?" "1600" В кассе выяснилось, что никаких отдельных автобусов в Советск нет, надо ехать кировскими, ближайший в 8.40. Конечно, с учетом предстоящего визита в краеведческий музей, это было рано. А следующий - в 14.00 - поздновато. На выходе возник знакомый таксист: "Ну что, поехали?" "Да мне не сейчас нужно, а позже." "Тогда запиши телефон". Я внес номер в "контакты". "Теперь сделай прозвон". Этого я делать не стал.
        Чтобы попасть к краеведческому музею, надо было двигаться по ул. Карла Маркса (бывшая Успенская) на север, но уже не в первый раз в этом походе я перепутал стороны света и пошел на юг. Ближайший перекресток был с улицей Халтурина. Как известно, Степан Халтурин прославлен в советской топонимике за несколько террористических актов.
        В Яранске на многих домах рядом с табличкой с официальным названием улицы прикреплены таблички с пояснением: например, "ул. Халтурина, бывшая Вознесенская". "Бывшие" улицы выведены красной краской, которая катастрофически поблекла. В результате только и видно - раз - ул. Халтурина и два - снова ул. Халтурина...
        В следующем переулке я свернул направо. Женщина в саду собирала со стремянки вишню. На Набережной улице стоит Благовещенская церковь, в ограде которой возведен новый большой дом из желтого кирпича. Вернувшись на улицу Карла Маркса, я продолжил движение на юг, пока не понял, что удаляюсь от центра города.
        К краеведческому музею я подошел около 8.30 (работает с 8.00). Яранских глиняных игрушек (основная цель посещения) там не оказалось. Мне пояснили, что еще год назад ими торговали, но после введения неких новых правил учета продаж мастерицам стало невыгодно сдавать сюда свои произведения. Тем не менее, я ознакомился с экспозицией музея (70 руб.), будучи единственным посетителем. Охват тем широк - от чучел местных животных до Владимира Ильича Ленина. Интересен план Яранска 1870-х годов с подписанными улицами. По словам одной из сотрудниц музея, которая сопровождала меня по залам, из бывших предприятий города сейчас мало что осталось. Молочный завод, выпускавший отличную продукцию, не работает, сельское хозяйство близко к 0), водочный завод (за стеклом представлен потрясающий ассортимент былой продукции) закрылся. Едва теплится жизнь на швейной фабрике и на производстве консервов.
        Сам музей расположен в бывшем купеческом особняке. Деньги на ремонт крыши собирали с помощью "народной инициативы". Но цены на стройматериалы подскочили, и средств теперь на все не хватает. По поводу Яранских игрушек мне предложили созвониться с мастерами, были и телефоны, но времени на это у меня не было. На автостанцию вернулся примерно в 9.50. При первом посещении я не заметил - существуют еще транзитные автобусы, в частности, Йошкар-Ола - Киров, но они останавливаются в какой-то другой точке, причем билеты можно купить у водителя или "в кассе железнодорожного вокзала". Ближайшие рейсы были 10.00 и 11.50, но на 10 я вряд ли бы успел, а ждать 11.50 смысла не было - дело шло к тому, что вожделенные игрушки придется покупать в Кирове, и попасть туда следовало до закрытия магазинов. Я позвонил по одному из записанных заранее телефонов яранских такси и минут через 7 подкатила "Тойота" с правым рулем. Водитель - молодой парень - попросил рассчитаться (1500 руб.) сразу. Около 11.00 такси остановилась около краеведческого музея на ул. Малькова, на высоком берегу Пижмы. Вокруг шел ремонт мостовой к обзорной площадке. Уроженец города Мальков был первым комендантом послереволюционного Кремля.
       В музее Советска также не оказалось яранских игрушек, и, как и в Яранске, я был единственным посетителем (80 руб.). Экспозиция очень большая и требует для внимательного изучения немало времени, но надо было спешить. По улице Кирова я направился к автостанции, рассчитывая больше не на автобусы, а на встречу с таксистами.
        Отдаленные части Советска не производят цельного впечатления - тут и вросшие в землю деревянные срубы, и приземистые кирпичные бараки и "небоскребы" этажей в 5.
        Автостанция оказалась закрыта, по словам местной жительницы, уже года два. Проходящие автобусы останавливаются на трассе, не заруливая к перронам. Старая вывеска "Киров" демонстрировала чуть ли не ежечасное отправление автобусов в столицу области. Таксистов у автостанции не было. Пришлось звонить по увиденному в наружной рекламе телефону: "Три тысячи". Цена показалась завышенной. Звоню по другому: "Примерно 2400. Сейчас будет машина". И в первые минуты второго часа дня мы тронулись в Киров.
       Поездка заняла полтора часа (140 км), в конце была объявлена сумма 2430, и водитель получил еще 70 руб. на чай. Прибыв на железнодорожный вокзал, я первым делом купил билет до Москвы - наиболее удобным снова оказался поезд "Вятка", правда, скидок на верхние боковые места плацкарта в этот день не было, и билет без белья обошелся в 3040 руб.
        Теперь предстояло триумфально завершить поход покупкой яранских игрушек. И не беда, что, вопреки ожиданиям, приобрести их оказалось возможным не в месте их изготовления.
        Автобуса №3 долго не было; за это время я успел выпить два 200-граммовых стаканчика великолепного разливного вятского кваса по 30 руб. каждый. Потом я узнал, что на вокзале тот же великолепный квас в бутылке стоит почти в 2 раза дешевле, чем на автобусной остановке. За прошедшие 5 лет многое забылось, в результате я вышел не на той остановке и попал в магазин "Вятская керамика" на Спасской улице. Здесь удалось приобрести замечательные яранские игрушки. Потом я заглянул и в знакомый магазин на Герцена, 5, где добавил еще глиняного яранского кота. На этом программа похода была исчерпана. В 20.30 поезд "Вятка" отправился в Москву.
       Всего за день по маршруту пройдено 3 километра.
       
        16 июля, пятница
        В 9.43 поезд прибыл на Ярославский вокзал Москвы.
Иллюстрации:

15-й вагон поезда Москва-Киров
15-й вагон поезда Москва-Киров

электропоезд Шахунья-Киров
электропоезд Шахунья-Киров

дом в Пижме
дом в Пижме

заброшенная техника УЖД
заброшенная техника УЖД

УЖД
УЖД

мост через Унжу
мост через Унжу

мост через Шукшум
мост через Шукшум

р. Шукшум
р. Шукшум

дорога в п. Арбинский
дорога в п. Арбинский

вербейник обыкновенный
вербейник обыкновенный

мост через Арбу в Арбинском
мост через Арбу в Арбинском

выход на ур. Лопатино
выход на ур. Лопатино

ур. Лопатино
ур. Лопатино

прямо - в Ломину, направо - на вырубку
прямо - в Ломину, направо - на вырубку

д. Ломина
д. Ломина

деревня Писари с тыльной стороны
деревня Писари с тыльной стороны

жимолость настоящая (ядовита)
жимолость настоящая (ядовита)

дорога в Медведерку
дорога в Медведерку

ур. Медведерка
ур. Медведерка

дорога ур. Медведерка - ур. Масленская
дорога ур. Медведерка - ур. Масленская

дорога ур. Масленская - Шешурга
дорога ур. Масленская - Шешурга

церковь Флора и Павла в Шешурге
церковь Флора и Павла в Шешурге

дорога Шешурга - Васькино выходит в долину р. Немдеж
дорога Шешурга - Васькино выходит в долину р. Немдеж

брод через р. Немдеж
брод через р. Немдеж

на подходе к ур. Аксеново
на подходе к ур. Аксеново

дорога Аксеново - Арбаж
дорога Аксеново - Арбаж

развалины в Арбаже
развалины в Арбаже

пруд в Арбаже
пруд в Арбаже

дорога между охотничьими вышками
дорога между охотничьими вышками

дорога Арбаж-Малое Панчино
дорога Арбаж-Малое Панчино

р. Вырмочка
р. Вырмочка

дорога из Рождественского в Опытное Поле и Яранск
дорога из Рождественского в Опытное Поле и Яранск

автостанция Яранск
автостанция Яранск

двойные уличные таблички (см. текст)
двойные уличные таблички (см. текст)

Яранск. Троицкий собор
Яранск. Троицкий собор

объявление в Яранске
объявление в Яранске

дворик в Советске
дворик в Советске

остановка в Кирове
остановка в Кирове