Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023


Подосиновец-Никольск


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:6-13 мая 2013 г. Подосиновский район Кировской, Кичменгско-Городецкий и Никольский районы Вологодской области.
       План:На автобусе доехать до Нижнего Новгорода с прибытием около 14.00. Сесть на поезд Нижний Новгород-Воркута (16.15), доехать до Кирова, пересесть в вагон до Подосиновца в этом же поезде. 1 день: От ст. Подосиновец (Демьяново) доехать на такси до собственно Подосиновца, ехать дальше до д. Ровдино или еще дальше, если есть дорога. Двигаться вдоль Юга до Князево, далее Олятово, Федюнинская, р. Коренновица (27 км). 2 день:Нижний Енангск, Верхний Енангск, Павликов Дор, ур. Волостная (35 км.). 3 день:На запад к лесовозной дороге, потом по ней на юг, примерно в месте пересечения с р.Кузюг Гаревой сделать радиальный выход к реке Юг, далее по дороге, на развилке свернуть к реке Талице, разв. Золотавино (40 км). 4 день:по дороге на запад, Беляевка (20 км). На автобусе (ок. 18.00) выехать в Никольск, остановиться в гостинице. Следующий день: утром на первом автобусе доехать до Тотьмы, осмотреть город и на другом автобусе доехать до Вологды, где сесть на поезд до Москвы.
        Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--p38-141_142-(1985),100k--o38-009, 100k--o38-020, 100k--o38-21. (состояние местности и годы издания карт соответственно 1985 и 1988, 1985 и 1988, 1983 и 1988, ? и ?) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт.
        Погода:температура днем во все дни 10-12 градусов; 6 мая - пасмурно, холодно, резкий ветер; 7 мая - ясно, 8 мая - переменная облачность, в основном ясно, но прошел ливень;9 мая - переменная облачность, 10 мая - слабый холодный обложной дождь с 8 до 15 часов и с 21 часа до утра следующего дня; 11 мая - переменная облачность, в основном пасмурно; 12 мая - пасмурно, прояснение во второй половине дня. В прогнозе от gismeteo.ru, который мы смотрели последний раз 5 мая вечером, мы не увидели никаких обложных дождей...
       Природа: местами на дорогах и в долинах лесных речек еще лежит снег. Лопаются почки, цветут деревья, идет березовый сок. Молодая трава только начинает пробиваться. Цветут: медуница (в большом количестве), мать-и-мачеха, селезеночник, ветреница дубравная, хохлатка. Из известных грибов видели один (1) строчок с редкостно светлой шляпкой. Как ни странно, не наблюдали бобровых плотин, хотя имели место сваленные ими деревья. Попадалось много лосиного и заячьего помета, с упавших осин содрана кора...Несколько раз вспугивали крупных птиц. Видели медвежьи следы. Лося заметили из окна автобуса Никольск-Череповец - он вышел у дороги на опушку леса. Комаров и мошки нет, клещей мало.
      
        Участники: 2 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        6 мая, понедельник
        В 7.25 прибыли на Верхнюю Сыромятническую ул., недалеко от Курского вокзала Москвы. Ежедневно в 8.00 (так уверяли по телефону 8(905)-781-23-20) с определенной точки этой улицы отправляется микроавтобус до Московского вокзала Нижнего Новгорода. Один из нас для проверки наблюдал одно из таких отправлений незадолго до намеченного дня. На просьбу дать какую-нибудь визитку водитель тогда сказал: "Да приходите пол-восьмого, все нормально будет." Но 6 мая автобус не появился, контактный телефон оказался недоступен, хотя накануне вечером был сделан контрольный звонок, и спокойный голос заверил, что автобус, как обычно, пойдет. Мы поехали на Казанский вокзал, откуда отправляются проезжающие через Нижний Новгород автобусы на Чебоксары. При выходе из метро нас едва не растерзали представительницы конкурирующих перевозчиков. Победила фирма "Вест-Лайнер". Немногословная кассирша в красной жилетке повела нас к автобусу. Будучи, видимо, тонким психологом, она не отвечала на вопрос о цене билета (800 руб.), пока мы не удалились на достаточное расстояние от конкурентов.
        - Сколько ехать до Нижнего?
        - Пять часов.
        - А во сколько там будем примерно?
        - Ну, считайте - отправление в 8.30 и пять часов - сколько это?
        - 13.30.
        - Да, между часом и двумя.
       Мы не впервые интересовались этим вопросом - и данный ответ "5 часов" поражал своим оптимизмом.
        В большом автобусе сидело меньше 10 человек. Поехали только в 9.07, а до этого, по видимому, ждали, пока женщины у метро заманят еще несколько пассажиров. Из Москвы долго выбирались какими-то закоулками. Возможно, водитель куда-то подбрасывал одну из работниц "Вест-Лайнера" - в одном из закоулков она сошла. Сразу же после МКАД шофер прилепил к лобовому стеклу надпись "Москва-Чебоксары". Некоторое время было потеряно из-за ДТП впереди. Потом водитель остановил автобус, чтобы разобраться с упившимся пассажиром, который свалился в проход. Звучали предложения там его и оставить, но "командир" счел своим долгом зафиксировать его в кресле. Затем около часа простояли в трехкилометровой пробке на подъезде к Ногинску, внимательно следя за приключениями доярки из Хацапетовки - в начале салона работал dvd-плеер. По ходу фильма динамик испускал истошные крики, причитания, ругань и плач...
        После Ногинска дорога была свободной, но никаких попыток сократить чудовищное опоздание не делалось. Не доезжая примерно 100 км. до Нижнего автобус съехал к придорожному кафе. Уже через 5 минут пассажиры, сделав свои дела, вернулись в салон, но оба водителя отсутствовали еще минут 20. Один из них - щуплый, по-домашнему одетый в коричневый "верх" на молнии от тренировочного костюма, темные брюки и какие-то шлепанцы, неторопливо брел по заплеванному асфальту с пенопластовой упаковкой фаст-фуда, хитро щурясь щелочками глаз, в то время, как таяли наши последние шансы успеть на поезд.
        В 16.25 нас высадили в Нижнем недалеко (5 минут хода) от станции метро "Пролетарская". Через 20 минут добрались до вокзала (метро "Московская"). Нужный поезд Нижний Новгород-Воркута ушел 30 минут назад. Ближайшим поездом на Киров был "Москва - Северобайкальск". Нам продали по 905 руб. билеты в один из прицепных плацкартных вагонов "Нижний Новгород - Усть-Илимск". Около двух часов было посвящено знакомству с центром города. Жетоны на метро обошлись в 16 руб.
        В 19.32 поезд поехал. Наисосок от наших боковых мест в первом отсеке устраивалась молодая кавказского типа девушка-инвалид. К поезду ее подкатила на кресле мать, а в вагон она забралась с помощью четырехногого шарнирного устройства. Девушка громогласно познакомилась с соседями и в дальнейшем активно на грани бесцеремонности вела беседу.

        7 мая, вторник
        В 1.53 поезд прибыл на ст. Киров-пасс. До нужной нам станции Пинюг в принципе можно было бы добраться с пересадкой в Мурашах (6.00-9.19), (9.41-12.25), но 7 мая (и в некоторые другие дни) поезд шел лишь до Опарино. В 14.26 в расписании значился пригородный Киров-Мураши, который на самом деле шел аж до Лузы (это узнали в справочном), но приезд в Пинюг около 9 вечера был бессмыслен. Таким образом, предстояло ждать поезда "Киров-Воркута" в 23.52. По прибытии в Пинюг можно было либо добраться до начальной точки (пос. Ровдино) на такси ок. (70 км.), либо пересесть на пригородный Пинюг-Подосиновец (в справочном по ошибке сообщили, что он ходит ежедневно), и уже от ст. Подосиновец (пос. Демьяново) взять такси до Ровдино (ок. 30 км.). Мы оплатили койки в комнате отдыха на 12 часов (обошлась в 297 руб. каждая).
       Вокзал Кирова понравился полным отсутствием асоциальных типов (возможно, это связано с обилием чоповцев и полиции). Впрочем, в самом городе, по которому бродили несколько часов, мы также не встретили ни одного пьяного и не слышали громкого мата. На скамеечках парков никто не распивал пиво и прочий алкоголь. Неплохой бизнес-ланч в кафе "Театральное" стоил 150 руб. каждому. Еще дешевле удалось поужинать вечером в столовой на ул. К. Маркса, 79. Исторических зданий, насколько мы заметили, сохранилось немного, в старой части города они являются вкраплениями в аккуратный новострой.
       В Кирове очень развит народный промысел по изготовлению красочных глиняных фигурок. В магазине "Матрешка" (ул. Герцена, 5), где выбор этих фигурок, пожалуй, самый большой из того, что мы видели, один из нас польстился на берестяную солонку (великолепный расписной петушок был приобретен раньше). После совершения покупки (ценой всего 102 руб.) поступило предложение бесплатно сфотографироваться, вставив лицо в декорацию с нарисованными в человеческий рост расписными фигурками - парнем и девушкой, и через 2 месяца по почте пришел "магнитик" с памятным снимком.
        В городе имеется большое количество автоматов по продаже артезианской воды (если мы правильно поняли, скважины находятся прямо под этими будками), и люди эту воду покупают.
        Дальняя от Вятки часть Кирова в основном состоит из пятиэтажек силикатного кирпича.
       Последние часы перед отбытием провели на скамеечках в кассовом зале. Все это время туда-обратно фланировали несколько человек, выкрикивая на разные лады заученную фразу "Автобус Пермь-Свердловск-Челябинск. В пять утра - в Перми, в 9 - в Свердловске, в час дня - в Челябинске". Среди этой банды была женщина, которая кричала реже других, но особенно визгливо. Не было заметно, чтобы кто-то из пассажиров покинул очередь за ж.д. билетами ради волшебного автобуса. В торце зала между огнетушителями и строительной турой улыбался золоченый бюст Сергей Мироныча Кирова.
        В 23.52 наш полупустой сидячий вагон (хотели сэкономить - обошелся в 384 руб. каждому) отправился в Воркуту. Занятые места почему-то сконцентрировались в середине вагона, и мы оказались в окружении едущих до конца гастарбайтеров, некоторые из которых спали, сидя в кресле на корточках. Нам же ни в какой позе не удалось даже задремать.

        8 мая, среда
        В 4.53 поезд прибыл на ст. Пинюг. Кроме нас вышло человек 6, все уехали на трех встречавших машинах, больше машин не было. Вокзал работал круглосуточно, из расписания следовало (и было подтверждено молодой кассиршей), что поезд до Подосиновца ходит только по нечетным. Оставалось надеяться только на такси, и оно соткалось будто из воздуха. Выбора не было никакого, поэтому цена 1400 нас устроила.
        Дорога начинается с неплохого грейдера, вскоре сменяющегося неплохим же асфальтом. Слева мелькнул ржавый указатель к родным местам маршала Конева. Минут через 50 мы уже были в Подосиновце и после короткой остановки для фотографирования восстанавливаемой церкви взяли курс на Ровдино (снова пошел грейдер). Водитель был немногословен, но дружелюбен. На наш вопрос об обстановке в Демьяново после недавних межнациональных столкновений, он сказал, что "все успокоилось. Наши цепанулись с кавказцами, а вылезла местная администрация, потому что они работают незаконно". С 1500 руб. сдачи не оказалось, и шофер провез нас еще километра 3-4 после Ровдина.
       

сторона квадрата 2 км


       
        В 6.40 мы начали путь. Населенные пункты дорога обходит стороной (или их уже нет) вплоть до жилого Антипина, край которого удалось сфотографировать. Далее оставили справа Жуково. Местность холмистая, но дорога идет на некотором отдалении от реки, которая скрыта лесом. Выйти на берег по машинному съезду пришлось лишь ради завтрака. За все время нашего движения по этой дороге (6.40-12.30) проехала одна встречная машина - импортный внедорожник, следы которого потерялись не доходя Князева. Кое-где сложены заготовленные зимой штабеля бревен для вывоза (под ними-снег). Имеются ответвления дороги на вырубки.
        К последней для нас на вятской земле деревне Князево мы подошли в 12.10 и остановились на перекрестке. Пройдя метров 200 вправо, можно выйти к реке, прямо на другом берегу стоит полуразрушенная церковь села Фильтяево (см. фото). Левая дорога идет, по-видимому, в Сокирино. Пока мы ориентировались, навстречу прошла пожилая супружеская чета местных жителей. Они подсказали дорогу в Вологодскую область - в дальнем конце деревни надо взять левей.

сторона квадрата 2 км


       
       
        По хорошей лесовозной дороге (перегороженной, правда, недавно упавшими деревьями) мы пересекли границу областей и в 13.30 вышли на подступы к жилой д. Устьенская. Спускаясь с холма, дорога делает петлю с заходом в деревню, мы пошли напрямик. Здесь нас накрыл короткий ливень. Двигаясь на юго-восток по дороге, в 14.14 миновали деревянный мост через р. Енталу и уже в 14.27 вышли на окраину д. Олятово. Полем и несколькими лесными дорогами слева обошли деревню и вышли на грейдер на Нижний Енангск. В 15.00 слева оставили жилую д. Федюнинскую. На подступах к последней расположен дом, одно из помещений которого, видимо, приспособлено под часовню или церковь (см. фото).
        Потянулся изобилующий горками однообразный лесной большак. Навстречу, ровняя дорогу, прополз грейдер. Следом проехал ПАЗик с детьми, развозящий их из школы в Енангске. На обратном пути он нагнал нас и настойчивыми гудками пригласил садиться. Вышли мы уже в Енангске. Водитель объяснил, как выйти на дорогу до Верхнего Енангска - прямо до обелиска, затем направо до перекрестка, на нем - налево. На маленькой избушке висело крупно написанное от руки красной краской объявление о том, что 9 мая в 11 часов состоится митинг, а затем чаепитие... Путь пошел в гору. Во время фотографирования одного из домов на крыльцо вышла хозяйка и строго спросила:"А зачем фотографировать?" "Красивый дом..." "Чего в нем красивого...старый он..." - послышалось в ответ. С возвышенности взглянули в последний раз на Нижний Енангск.
        В 17.40 миновали д. Засорино. Со встречным трактором пришлось поделиться коробком спичек. В 18 часов вступили в Верхний Енангск. Одного из нас заинтересовала избушка с надписью "Библиотека" (см. фото). Тем временем мимо проехала "пятерка" и остановилась рядом с далеко вырвавшемся вперед вторым участником похода. Пассажир "Жигулей" представился охотником. Узнав о направлении нашего движения, он предложил свою помощь в прохождении лесов, но мы в ней не нуждались.
        Метрах в 200 после Верхнего Енангска свернули налево, метров через 300 вышли к Енанге, перешли ее по упавшему дереву и на противоположном берегу в березово-елово-сосновом лесу остановились на ночлег. За день пройдено 32 км. (еще примерно 7 проехали на попутном автобусе).

        9 мая, четверг
        Утром мокрая глина на берегу реки подмерзла... В 8.20 тронулись в путь, в 8.40 вышли на грейдер, близ нежилой деревни Павликов Дор сделали короткую остановку на холме (9.50). Втянувшись в лес, грейдер превратился в весьма наезженную лесовозку, и идти стало сложнее из-за липнущей к обуви глины. Чуть ли не через каждый километр стояли недавно сооруженные лавочки под навесом с обязательным плакатом рядом о сбережении леса от пожаров. В 12.48 подошли к развилке - наезженные следы свернули вправо, мы двинулись по травяной дороге прямо и в 13.05 вышли на урочище, где когда-то располагался населенный пункт Новый, а теперь остались полуразвалившиеся срубы. В центре пустоши мы свернули вправо. В 13.28 оказались у развилки двух равноценных дорог. Сверившись с компасом, взяли правей. Вскоре дорога начала теряться; но все же вывела нас к отдельно стоящему срубу (наверно, отдаленная часть н.п. Новый). Далее пришлось идти по компасу через лес. Неожиданно справа подошла заросшая дорога, по ней спустились к маленькому притоку Кузюга, обнаружив остатки мостика. Здесь был устроен дневной привал.
       

сторона квадрата 2 км


       
        Грунтовка продолжилась и на другой стороне, но при выходе на открытое пространство была утеряна. Снова воспользовавшись компасом, вышли к ур. Скородум, где догнивают остатки срубов. Через это урочище проходит неплохая лесовозная дорога (показана на карте) со свежими следами гусеничной техники. Здесь вконец разрядившийся навигатор в последний раз смог выдать наши координаты. Мы направились на запад. Около 20.00 стало окончательно ясно, что дорога обходит ур. Волостная и 2 протекающие здесь небольшие речки. Палатку поставили в елово-березовом лесу. Воду пришлось набирать из текущего по дороге ручья. За день пройдено 29 км.

       

сторона квадрата 2 км


       
        10 мая, пятница
       Три обстоятельства:празднование Дня Победы накануне, теплая ночь и начавшийся в 8 утра дождь привели к очень позднему выходу - в 11.30 мы тронулись в путь. Ближайшей задачей был выход к большаку север-юг, который находился примерно в 7 км. от места нашей ночевки. В 12.57 наша дорога влилась в грунтовку север-юг, продолжения на запад не было, и мы свернули к югу. В 13.30 миновали аккуратный охотничий домик, чуть дальше - речку Кузюг Северный, проследовали прямо развилку с ответвлением на восток (здесь попытались найти дорогу на запад, но безуспешно).
       

сторона квадрата 2 км


       
        В 14.40 дорога круто свернула к востоку. Никакой просеки на юг видно не было, но мы продолжили путь на юг и метров через 100 форсировали по бревну речку Кузюг Гаревой. Дождь временно прекратился. Далее в лесу придерживались юго-западного направления и в 15.48 вышли на искомый большак. Ноги стали утопать в раскисшем покрытии, но вскоре на левой по ходу половине дороги началась бетонка. В 16.45 на развилке свернули вправо на лесовозную дорогу, по которой в 19.25 достигли брода через Юг. Ширина реки составляла около 10 метров, и удалось перейти по толстой упавшей березе.
        По не обозначенной на карте срезке мы без захода в Золотавино вышли на дорогу вдоль реки Качуг. Потихоньку стал накрапывать дождь. Около 21.00 подошли к мосту через Качуг широкого грейдера восток-запад. На карте эта дорога, пересекающая Качуг в двух местах, отсутствует. Около попавшегося весьма кстати навеса с лавочкой поставили палатку. Рядом было выложенное камнями кострище, на котором в конце концов удалось разжечь костер. За день пройдено 26 км.

        11 мая, суббота
       

сторона квадрата 2 км


       
        В 8.40 тронулись в путь на запад, в 9.17 прошли очень низкий - по урезу воды - мост через Качуг. Рядом видны опоры старого, более высокого моста. Около 11 часов грейдер разветвился в виде буквы "Т", продолжение вперед было едва заметно в поросшей молодняком сплошной вырубке. В основу дороги когда-то клались бревна, что и позволило нам долго не терять ее. Дорога исчезла (или была просто потеряна нами) за несколько сот метров до реки Суборь. Пройдя это расстояние, мы переправились по бревну и увидели слева насыпь , которая продолжалась и на только что оставленном нами другом берегу Субори. Тип этой дороги был совсем другим, нежели предыдущей "бревенчатой". На радостях мы не проверили обретенное направление, в результате неожиданно прошли 2 км. на север. На перекрестке с другой грунтовкой, сверившись, наконец, с компасом, повернули на запад. Вскоре перешли по настилу из брошенных в беспорядке досок Малую Лоху. Дорога, которая до этого шла по прямой, стала вилять. К Беляевке мы все же по ней вышли - около 16.00. В первом попавшемся жилом доме узнали, что уже полгода автобус (на котором мы рассчитывали уехать в Никольск) не ходит. Если мы правильно поняли, местные перевозки были проданы "предпринимателю", который решил, что ездить в сторону Беляевки невыгодно. Вместе с ней автобусного сообщения лишились еще 4 деревни.

сторона квадрата 2 км


       
        Телефон такси был нам выдан ("мы часто вызываем"), с некоторым трудом на пригорке поймана сеть МТС, через 35 минут приехала "99-я". Водитель, жалуясь на строгость местной полиции, тщательно позаботился о том, чтобы пассажир даже на заднем сидении был пристегнут. Поездка до гостиницы "Юг" (30 км) обошлась в 320 руб. По ходу выяснилось: такси до Вологды стоит 4000 руб., ехать - "от силы 6 часов". Ходят также коммерческие "газели", до Вологды - 500 руб. с человека, причем первая маршрутка отправляется уже в 5.20 утра. Но нам все же наиболее удобным казался утренний автобус 6.30, на котором мы планировали доехать до Тотьмы, осмотреть город и на другом автобусе отправиться в Вологду. В 17.15 такси остановилось у гостиницы.
       Наш самый дешевый трехместный номер стоил 380 руб. с человека. Претендентов на 3-ю койку не было. Вообще, казалось, гостиница пуста. Бросив вещи, вышли на осмотр города (фото). Вечером удалось воспользоваться душем за 70 руб. с человека (горячая вода поступала через электрический нагреватель). За день пройдено по маршруту 19 км.

        12 мая, воскресенье
        Около 6.15 мы были на автостанции. Выяснилось, что из-за поломки автобус 6.30 не пойдет, следующий - 7.30 Никольск-Череповец. Каждый билет обошелся в 391 руб., место багажа - 67 руб. В наш ЛИАЗ 5256 народу село человек 15, но на каждой остановке входили еще, в результате к селу им. Бабушкина (Леденгское) все сидячие места оказались заняты. В этом поселке предусмотрена получасовая стоянка автобуса, во время которой водитель обедает. Наконец, в 12.00 прибыли в Тотьму. Камера хранения отсутствовала. Автовокзал расположен на Белоусовской улице, по которой можно дойти до исторического центра города минут за 20. Здесь в кафе при гостинице "Рассвет" пообедали на 450 руб. на двоих. Большое впечатление на нас произвела Входоиерусалимская церковь, в которой сейчас расположен Музей мореходов. Сам музей был закрыт. Возвращались к автовокзалу по улице Ворошилова, пройдя через микрорайон веселеньких трехэтажек силикатного кирпича. Уже недалеко от пункта назначения один из нас был остановлен заросшим мужиком с просьбой выделить денег на сигареты. Это было уже второе подобное обращение за столь короткое время пребывания в Тотьме: первый мужик кричал "Пацаны!" из такой дали, что мы даже не сразу поняли, что он зовет нас. От предложенных на жаждуемое пиво 4 рублей он отказался, сказав тем не менее: "Ну куда вы теперь, ребята, в гостиницу? Что вам показать?" Но такие услуги нам не были нужны.
        В начале третьего мы были в зале ожидания автовокзала. Там уже начала собираться очередь на проходящий (15.30) автобус Бабушкино-Вологда. Никто не знал, остались ли свободные места после отправления из начального пункта. В ходе этих обсуждений прозвучало, что недавно было ликвидировано Бабушкинское АТП. В конце концов все смогли уехать, но загрузка большого автобуса приблизилась к 100%. Каждый билет обошелся в 399 руб., одно место багажа в 69 руб. Около 19.30 мы прибыли в Вологду.
        Дешевых билетов на ближайшие поезда до Москвы уже не было, пришлось брать купе в поезд Котлас - Москва, отправление в 20.53, по 1660 руб. В нашем купе был еще один пассажир, четвертое (нижнее) место так никто и не занял.

        13 мая, понедельник
        В 4.56 поезд прибыл на Ярославский вокзал Москвы.
       
Иллюстрации:

Нижний Новгород, ул. Покровская
Нижний Новгород, ул. Покровская


посадка в вагон Нижний Новгород - Усть-Илимск
посадка в вагон Нижний Новгород - Усть-Илимск


Киров, набережная А. Грина
Киров, набережная А. Грина


ст. Пинюг
ст. Пинюг


Юг в Подосиновце
Юг в Подосиновце


церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подосиновце
церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подосиновце


дорога Ровдино-Антипино
дорога Ровдино-Антипино


дорога Антипино-Князево
дорога Антипино-Князево


брод через Юг Князево-Фильтяево
брод через Юг Князево-Фильтяево


налево - в Вологодскую область, направо - в Князево
налево - в Вологодскую область, направо - в Князево


дорога Князево-Устьенская
дорога Князево-Устьенская


мост через Енталу близ Олятово
мост через Енталу близ Олятово


д. Олятово
д. Олятово


на подступах к д. Федюнинская
на подступах к д. Федюнинская


дорога Федюнинская-Нижний Енангск
дорога Федюнинская-Нижний Енангск


р. Юг в Нижнем Енангске
р. Юг в Нижнем Енангске


дом на окраине Нижнего Енангска
дом на окраине Нижнего Енангска


дорога Нижний Енангск-Верхний Енангск проходит через д. Засорино
дорога Нижний Енангск-Верхний Енангск проходит через д. Засорино


изба с вывеской БИБЛИОТЕКА в Верхнем Енангске
изба с вывеской БИБЛИОТЕКА в Верхнем Енангске


хохлатка
хохлатка


поворот дороги около д. Павликов Дор
поворот дороги около д. Павликов Дор


дорога Павликов Дор-ур. Новый
дорога


дорога на ур. Скородум после перехода безымянной речки
дорога на ур. Скородум после перехода безымянной речки


ур. Скородум, вид с западной окраины
ур. Скородум, вид с западной окраины


на западной окраине ур. Скородум
на западной окраине ур. Скородум


дорога Скородум-Волостная
дорога Скородум-Волостная


дорога на юг по просеке
дорога на юг по просеке


вправо - к реке Юг
вправо - к реке Юг


брод через Юг. От истока 15-20 км
брод через Юг. От истока 15-20 км


между Югом и Качугом
между Югом и Качугом


восточный мост через Качуг
восточный мост через Качуг


кончилась хорошая дорога на Беляевку
кончилась хорошая дорога на Беляевку


дорога на Беляевку пересекает ручей
дорога на Беляевку пересекает ручей


найденная после Субори дорога
найденная после Субори дорога


переправа через Малую Лоху
переправа через Малую Лоху


д. Беляевка
д. Беляевка


р. Юг в Никольске
р. Юг в Никольске


Никольск
Никольск


посадка на автобус Никольск-Череповец на промежуточной остановке
посадка на автобус Никольск-Череповец на промежуточной остановке


Тотьма
Тотьма