Лесные дороги--->на главную

Вязьма - Жижало
       


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 5 - 6 октября 2025 г., Вяземский и Темкинский районы Смоленской области.
       План:
        5 октября, воскресенье.
        В 1.41 отправиться с Белорусского вокзала на поезде Архангельск - Смоленск с прибытием в Вязьму в 4.48. Выйти в город, по Красноармейскому шоссе дойти до ул. Фрунзе, свернуть налево, идти до пересечения с ул. 25 Октября, свернуть налево, перейти ж.д. по мосту, идти до пересечения с ж.д. Вязьма - Калуга [всего от станции Вязьма 3.8 км, быть в этой точке в 6 утра], свернуть налево, следовать далее по железной дороге. На развилке после Вязьмы-Брянской [9.2 км - пройти в 7 утра] свернуть направо. Следовать до платформы Колозовка [12 км, быть здесь в 7.40], где сделать привал.        Сразу после Колозовки свернуть налево, идти до Степаников по дороге, перейти по плотине Светелку [20 км, 10 утра]. Двигаться на восток к северной окраине д. Уда, перейти Светелку [23 км], идти полем и лесом на восток с небольшим отклонением к северу, чтобы поймать дорогу Екимовка - Коханово [25 км, быть здесь в 12 часов]. Дойти до Коханова, идти по большаку до поворота на север и далее до Никольской часовни, от нее - 600 м. на восток с небольшим уклоном к северу до р. Толбинки [31 км, быть здесь в 13.30]. Переправиться, отдохнуть. Продолжить движение в 15 часов. Идти на юг с небольшим отклонением к востоку, дойти до берега Вороновки [34 км, 16 часов]. Далее идти вдоль северного берега Вороновки. Пройти мимо моста через Вороновку [37 км, 17 часов]. Выйти к Угре в месте впадения Вороновки [38 км, 17.30], заночевать.
        6 октября, понедельник.
        Выйти в 7.30 по одной из обозначенных на карте дорог до д. Горы [3.6 км, быть там в 8.30]. В северо-восточном направлении из Гор дорога идет к большаку, выйти на него [еще 1.5 км, быть там в 9.00], свернуть налево. Через 600 м - поворот на север к ст. Жижало [остается 3 км, быть там в 10 часов]. Дождаться поезда Вязьма-Калуга отправлением 10.42. Доехать до о.п. 148 км [13.56]. Выйти на идущую на восток дорогу, она переходит ж.д. пути по мосту, сворачивает на север и подходит к ст. Тихонова Пустынь [расстояние от 148 от Тих. Пустыни - 1.4 км]. Здесь ждать электричку на Москву в 14.38, в 17.25 прибыть на Киевский вокзал.
        Карты: В походе использовались распечатки карт масштаба 1:100 000 (квадраты 100k-n36-033, 100k-n36-034), состояние местности 1986 г., которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. Также использовалась таблица координат некоторых реперных точек для привязки к показаниям навигатора. Координаты брались из яндекс-карт.
        Сопутствующие обстоятельства:Маршрут был навеян романтическими воспоминаниями о нескольких предыдущих походах. Очень давний поход 1992 года Горбачево - Замыцкое имел изначально конечным пунктом станцию Жижало [см. описание], но дойти не удалось, причем не хватило не только времени, но и сил. Вторая попытка выполнить "полевую" часть того маршрута, сделанная через 15 лет - в 2007 году [см. описание Пузиково - Семижа - Юхнов], также не достигла цели. Правда, несомненный результат был: длительные поиски дороги близ урочища Семижа впоследствии отобразились в названии нашего сайта. Осенью 2008 года тем же составом участников, что и ныне, мы успешно взяли приступом урочище Семижа и продвинулись дальше, но в плане в тот раз вместо Жижала стояла станция Темкино той же дороги. Еще через год был совершен поход Вязьма - Исаково [см. описание]. Маршрут, нацеленный опять на Жижало, был сокращен из-за недостатка времени, и снова неуловимая станция осталось для нас terra incognita. Таким образом, нынешняя попытка стала четвертой по счету. Маршрут практически полностью следует разработке 2009 года и в основном повторяет пройденный в том году путь вплоть до Никольской часовни. Дальнейший путь пройден впервые.
       Погода: дневные температуры: 5 октября при сильных порывах холодного ветра по ощущениям было 8-10 градусов. Ночью не похолодало. 6 октября слегка потеплело: 10-12 градусов, ветер стих. Небо - оба дня плотная облачность, но 5 числа иногда появлялись малые просветы. Небольшой дождь шел утром 5 октября [с 6 до 8 часов], немного покапало также вечером того же дня; 6 октября - с утра сильный туман.
       Природа: Лес - береза, осина, ольха, ель, сосна, дуб, клен. Цветут: клевер разных видов, колокольчик раскидистый, ромашки, тысячелистник, львиный зев, герань полевая, пижма, короставник, пазник, василек луговой, пупавка красильная и др. Грибы: видели несколько старых осенних опят. Животные: видели оленей или косуль [фото]; очевидно наличие бобров. Насекомые отсутствуют.
      Участники: 2 человека.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/map238271_0_5.htm), где красной линией обозначен приблизительный путь.
       



        5 октября, воскресенье
        Билеты без белья обошлись в 1107 р. каждый и были оформлены 2 октября. Свободных плацкартных мест было около 60. Изначально планировалось выезжать на сутки раньше, отъезд был сдвинут из-за отсутствия нужных билетов на данный поезд [лишь иногда появлялось несколько купейных]. В 1.41 Поезд № 141 Архангельск - Смоленск отправился с Белорусского вокзала столицы. Населенность вагона - около 90 процентов. Столь поздний выезд в сочетании с ранним прибытием встречался у нас впервые, и возник вопрос - имеет ли смысл укладываться спать. В результате один из нас все же погрузился в сон на пару часов на верхней полке, другой же всю ночь прободрствовал внизу. За полчаса до прибытия мы устроили чаепитие с конфетами. В 4.48 поезд остановился в Вязьме. В соответствии с планом мы без малейших затруднений вышли к улице 25 Октября. Огромный мост через речку Улицу и железную дорогу Москва-Минск был без дорожного покрытия и весь перекопан. Казалось, идет ремонт. Вспомнился нашумевший случай с падением какого-то моста под Вязьмой [8 апреля 2025 г.]. Так называемый Панинский путепровод рухнул, простояв с 1980 г. Как выяснилось по возвращении, это случилось именно здесь. Сейчас строительство нового моста на первый взгляд в основном завершено. Пока рядом работает спешно построенный участок дороги с ж.д. переездом [см. фото], которым мы и воспользовались.
       
       

сторона квадрата 2 км


       
       В 5.40 мы подошли к переезду около о.п. Алексеевская [раньше - о.п. 3 км], свернули налево и двинулись по железной дороге. В 6.20 была пройдена Новая Бозня [раньше называлась о.п. 5 км]. Вскоре закапал, усиливаясь, дождь. В 6.50 достигли ст. Вязьма-Брянская. Вопреки ожиданиям, здесь совершенно негде было укрыться от дождя.
        Остановочная будка отсутствовала, а вокзал был закрыт. Зато на дверях висела желтая табличка с QR-кодом, по которому можно было узнать расписание. Тем временем громкоговоритель объявил о прибывающем поезде [Фаянсовая-Вязьма, 6.57], и мы, конечно, задержались на пару минут, чтобы на него взглянуть. Это был сдвоенный РА1, причем задний из них задействован не был [двери на остановке не открылись]. В поезд никто не сел, никто и не вышел.
        Пока шли по щебню железнодорожного полотна, возникла идея облегчить путь, следуя параллельной дорогой до переезда у Колозовки. Эта дорога видна на яндекс-картах и начинается как раз на Вязьме-Брянской. Мы начали движение по ней, прошли около километра и остановились у перекрестка, где асфальт продолжался налево, а прямо пошел, как казалось, въезд в деревню. Ошибочно выбрав асфальт, мы снова пришли к железной дороге и теперь уже дошли по ней без отклонений до платформы Колозовка [8.15]. В памяти сохранилось, что в 2009 году здесь удалось перекусить на лавочке. Этим же мы занялись и теперь. В качестве нового [для нас] походного оборудования впервые был взят термос объемом 1 литр с чаем, заваренным перед отъездом из Москвы. Чай был еще горячим. В данном случае он помогал вторично взбодриться без разведения костра, но основная его роль должна была быть сыграна с утра на второй день похода. Заварив чай накануне, мы сэкономили бы ценное утреннее время для марш-броска к станции Жижало.
        Окончив трапезу, пошли к переезду. На яндекс-картах чуть дальше справа от железной дороги обозначена братская могила, но с ж.д. мы ее не увидели и повернули назад. В это время мимо проследовал одновагонный РА1 Вязьма - Фаянсовая [см. фото] [9.12].
       Путь до деревни Горки по хорошей грейдерной дороге занял всего около получаса [9.20-9.48]. Был сфотографирован столь памятный перекресток, где в 2009 году выбрали неверный поворот направо, потеряв на этом около 40 минут. На этот раз Горки были пройдены прямо без запинок. Дальнейший путь лежал в Степаники [еще 3 км]. Дождь перестал еще в Колозовке, но ветер оставался пронзительно-холодным. По краям неба иногда появлялись просветы. В 10.45 мы подошли к д. Рыжково; начиная с этого момента и почти до конца похода был включен навигатор.
       Это бывает - когда сложное место попадает на стык листов карты, добра не жди. Сначала мы проскочили поворот на Степаники [сбил с толку не замеченный на карте, но имеющийся на местности мост через Светелку], кроме того, указатель "Степаники" был скрыт развесистой ивой. Ошибка была быстро исправлена благодаря навигатору. Затем каким-то чудом проскочили поворот на плотину [конечно, дорога - под уклон, и что там дальше - не видно, но был же навигатор...]. В результате описали петлю вокруг восточной части деревни, с какой-то точки при этом заметили водную гладь пруда, вернулись к дубу с горелым дуплом и только тут увидели очевидную, казалось бы, дорогу к плотине. В ее начале красовался мусорный контейнер. Плотину мы перешли только в 12 часов дня [по плану следовало в 10 часов]. Большая часть этой задержки была накоплена еще раньше; на петлевании Степаников мы потеряли "только" 40 минут.
        После плотины на развилке мы взяли левей; через 5 минут прошли другую развилку и снова взяли левей [фото]. Дорога шла полем. В 2009 году, доверившись этой дороге, сильно уклонились к югу, пришлось даже вне плана ночевать на реке Лосьминке. Сейчас, имея навигатор, мы собирались в определенный момент изменить курс и оставшееся небольшое расстояние до д. Уда пройти напрямик через лес. В месте схождения с дороги устроили короткий привал. Где-то на востоке послышался заунывный вой. Кто-то решил, что это собака, кому-то почудился волк.
        Лес - сначала старый смешанный, потом из молодых елок, а затем березовый подрост [видимо, на месте бывшего поля, показанного на яндекс-картах] мы прошли по компасу хоть и небыстро, но без зигзагов. Из деревни достаточно далеко разносился звук какой-то работы, как потом стало ясно, в одном из домов чинили крышу. В 13.20 северным краем Уды вышли к дороге на поселок Новый и через несколько минут пересекли по мосту Светелку. Заметим, что можно было попытаться найти расположенный восточнее мостик, по которому эту реку перешли в 2009 году, но никаких троп в ту сторону замечено не было. После реки дорога стала круто подниматься в гору. Согласно плану нужно было в подходящем месте войти в лес и двигаться по компасу на восток к Екимовке, но подходящего места все не находилось. Тем временем один из нас почувствовал сильное мышечное недомогание. В таком состоянии тем более не хотелось покидать дорогу и пришло решение продвинуться на север, чтобы затем по примыкающей дороге двинуться на юго-восток в Екимовку. Лишнее расстояние при этом составляло 1 - 1.5 км, а общее удлинение пути по сравнению с "восточным мостиком" составило 2 км.
       
       

сторона квадрата 2 км


       
       Реализовав этот план, в 14.20 мы уже были на урочище Екимовка и начали обходить его по опушке по часовой стрелке. В середине скошенного поля виднелись постройки крестьянского хозяйства. Что-то подобное было и в 2009 году. В какой-то момент мы решили срезать по полю, но в середине дорогу нам преградил электропастух. Казалось, он никогда не кончится со всеми его выступами и уступами. Теперь мы обходили хозяйство против часовой стрелки. Наконец, впереди справа появилась дорога и переправа через ручей, но и тут не повезло: коровы приняли решение пастись именно здесь. Бочком-бочком мы перешли ручей, причем набирать воду на истоптанном коровами берегу из санитарных соображений не решились. Пришлось отойти немного выше по течению, при этом, когда один из нас пошел за водой через заболоченную пойму, другому, ждавшему в лесу, стал угрожать близко подкравшийся бык. Наконец около 15.20 мы выбрались на поле и нашли дорогу, поднявшуюся сюда с переправы. Слева подошла еще одна, более торная, дорога. Надо было отдохнуть, и мы отошли для дневного чаепития к ближайшей опушке.
       В 16.20 продолжили движение. На всем протяжении пути равномерно расставлены приземистые охотничьи вышки. На подступах к Коханову впервые наблюдали белые валики [фото] - судя по форме - это укрытое от дождя сено. В 16.50 вышли на асфальтированное шоссе Коханово - Исаково. Нужно было пройти по нему около 4 километров до Никольской часовни. Из-за накопившейся усталости эти километры дались тяжело. К счастью, к часовне и святому источнику мы подошли засветло, но темнело прямо на глазах. Было 17.55. Часовня, как можно узнать из таблички на ней, построена на деньги жительницы д. Коханово Е.В. Чурашовой в 2007 году, а освящена в 2009 г. Исторически она восходит к деревянной часовне, которая стояла когда-то у святого источника, но была утрачена. Подробнее историю создания новой часовни см. в дополнительных материалах к описанию похода Вязьма - Уда - Исаково 2009 г. Остается только гадать, почему столь яркий объект искусства, как новая часовня, не был сфотографирован во время похода 2009 г. [или же был сфотографирован, но фото не сохранилось]. За прошедшие годы источник был облагорожен: появилась еще и деревянная часовня, купель, беседка [фото] и несколько стоек с описанием часовни и истории здешних мест. Одновременно с нами сюда прибыла целая семья - набирать воду.
        В начале седьмого мы тронулись в путь. По плану следовало пробиваться на восток, но лес уже стоял сумрачной стеной, и мы решили повторить утренний трюк с упрощением движения за счет увеличения расстояния. Пройдя немного к северу, нашли [на картах он есть] поворот на юго-восток и полем вышли к броду через р. Толбинку [18.36]; таким образом, отставание от плана составило около 3,5 часов. Вопреки всем тревогам [как обычно, трудности встретились не там, где их ждали], переправа прошла без проблем по бобровой плотине, выстроенной у самого брода. Впрочем, если бы бобры подвели, можно было бы снять обувь, засучить штаны до колен и переправиться не менее успешно.
        Дальнейший путь прошел по полям и перелескам в почти полной темноте. Следует отметить, что никаких построек деревень Клин и Сомово мы не заметили, хотя вроде были совсем рядом... Шли только по дорогам - с многочисленными развилками, подсвечивая фонарем. Система реперных точек в данной обстановке оказалась неудобной - гораздо лучше иметь координатную сетку. Тем не менее, медленно, но верно мы приближались к цели. Последним ориентиром перед предполагаемой стоянкой, условно обозначенной реперной точкой "урочище Антипино", была дорога к мосту через р. Вороновку; к этой дороге мы вышли около 21.20. Силы уже были на исходе, кроме того, ориентирование затруднялось темнотой. Однако до места предполагаемой стоянки оставалось не более 800 метров. После некоторых раздумий мы решили все же продвинуться вперед, благо дорога шла дальше. Мы прошли метров 500, справа в отдалении все время темнел лес. Пройди мы еще немного дальше и, скорее всего, удалось бы выйти к Угре по дороге. Не исключено, правда, что для ночевки пришлось бы отойти от берега в ближайший лес, где есть дрова. Не последнюю роль в том, что мы все же не стали искать Угру, помимо усталости и темноты, сыграло отсутствие реперной точки берега реки в удобной для подхода точке. Пока ходили, наблюдали, как на другом берегу Вороновки в кромешной тьме светятся габариты и фары ползущей незнамо куда машины.
        Мы тоже перебрались на другой берег [почему-то показалось, что там удобнее] и приступили установке лагеря. Все осложнялось темнотой и делалось крайне медленно. Когда над палаткой еще не был натянут тент, брызнул дождь, к счастью, тут же и перестал. За водой пришлось далеко идти к мосту: хотя река была буквально в 10 метрах, видно ее не было. Газеты для разжигания костра так и не удалось найти, хотя на утро выяснилось, что они были там, где и должны были быть - в клапане рюкзака. Только к часу ночи удалось закончить с ужином и костром. 1 литр чая из котелка был перелит в термос и ждал утра: утренний костер для экономии времени не планировался.
       За день пройдено 44 км [при подсчете с помощью карты и линейки]. Если использовать показания навигатора [он был включен от Степаников до места ночевки], то результат увеличится до 51 км.
       
        6 октября, понедельник
        Встали по будильнику в 6.30 и после сборов и чаепития в 7.40 покинули стоянку. Был сильный туман. Вскоре после моста начался подъем на возвышенность, в которую упирается р. Угра, чтобы повернуть на юг. Когда дорога вышла на покрытое туманом ровное поле, мы увидели вдали двух пасущихся косуль. Удалось сделать пару снимков, после чего животные убежали к лесу. В 8 утра миновали восточную окраину деревни Красино, а в 8.55 подошли к деревне Горы. Дорога обходит деревню слева. Здесь в поле стоит интересный плакат: "Внимание! Стой! Стреляют! Проезд и проход запрещен!" В 9.30 мы подошли к асфальтированному шоссе Темкино - Вязьма, в 9.40 свернули направо по указателю "Новиково". До поезда оставался час.
        Новиково порадовало красивыми домами. Деревня осталась позади, а дорога все кружила по перелескам. Железной дороги видно не было, хотя до поезда оставалось всего 12 минут. Неизвестность усугубилась тем, что распечатка карты с таблицей реперных точек после вечернего сумбура в темноте бесследно исчезла. Мы взобрались на холм и с его вершины заметили в отдалении кусочек платформы и фонарь над ней. Оттуда же в плотном туманном воздухе доносились голоса... Следовало продолжать идти по той же дороге. К платформе Жижало мы подошли в 10.34. Здесь мы не ждали увидеть никого, но, на удивление, уже собрались 3 или 4 человека. В 10.42 РА1 отправился в стороны ст. Износки. Население вагона составило 12 - 15 человек. Кондуктор до Износок так и не появился, соответственно, путь был проделан бесплатно. В Износках вслед за почти всеми попутчиками пришлось перейти в стоящий на соседнем пути РА2 до Калуги.
        Каждый билет до о.п. 148 км обошелся в 252 рубля. Место назначения, как показалось, вызвало некоторое удивление у кондуктора. На 148 км мы прибыли в 13.56. Дорога на Тихонову Пустынь проходит у заднего по ходу конца платформы. В Тихонову Пустынь пришли небыстрым шагом за полчаса. Надо было приобрести в дорогу сок или другой напиток; оставшийся в термосе чай был допит еще в РА1. Магазин "Продукты" находится сзади станции, через дорогу. Входная дверь оказалась закрыта, но у боковой двери курили две женщины.
        - А там есть кто-нибудь?
        - Обеденный перерыв, не видите?
        Посмотрев внимательнее расписание работы, мы действительно увидели уже забытое в Москве: "14 - 14.30 Перерыв". Тем не менее, ждать долго не пришлось - уже в 14.28 продавцы гостеприимно распахнули двери. Взяв два литра яблочного напитка с мощным вкусом лимонной кислоты, мы проследовали к платформам. Их три штуки, одна - ближняя к станции - низкая. Посадка намечалась на вторую, высокую платформу. В вокзал за билетами нас не пустили - кажется, там в этот час мыли пол. Поэтому надо было взять в автомате посадочные талоны. Билеты по этим талонам продали уже в электричке - по 664 р. каждый.
       
       

сторона квадрата 2 км


        В 17.25 поезд прибыл на Киевский вокзал Москвы.
       За день пройдено по маршруту 9 км.
       
Иллюстрации:

Белорусский вокзал, путь 15; в ожидании поезда
<Белорусский вокзал, путь 15; в ожидании поезда

Вязьма; новая дорога вместо рухнувшего Панинского путепровода [см. текст]
Вязьма; новая дорога вместо рухнувшего Панинского путепровода [см. текст]

переезд около платформы Алексеевская [прежнее название - 3 км]
переезд около платформы Алексеевская [прежнее название - 3 км]

ст. Вязьма-Брянская
ст. Вязьма-Брянская

платформа Колозовка
платформа Колозовка

поезд Вязьма - Износки
поезд Вязьма - Износки

дорога на д. Горки
дорога на д. Горки

перекресток на входе в д. Горки
перекресток на входе в д. Горки

дом в д. Горки
дом в д. Горки

дом в д. Степаники
дом в д. Степаники

вторая развилка после плотины
вторая развилка после плотины

дом в д. Уда
дом в д. Уда

дорога Уда - Новый
дорога Уда - Новый

поворот на Екимовку
поворот на Екимовку

дорога на Екимовку
дорога на Екимовку

электропастух [см. текст]
электропастух [см. текст]

Екимовка издалека
Екимовка издалека

начало дороги Екимовка - Коханово
начало дороги Екимовка - Коханово

отдых на опушке
отдых на опушке

дорога на Коханово
дорога на Коханово

валики на подходе к Коханову
валики на подходе к Коханову

выход на шоссе Коханово - Исаково
выход на шоссе Коханово - Исаково

Никольская часовня
Никольская часовня

беседка
беседка

купель
купель

дорога к р. Толбинке
дорога к р. Толбинке

дорога на юг после Толбинки
дорога на юг после Толбинки

мост через р. Вороновку
мост через р. Вороновку

стоянка
стоянка

вид на мост через Вороновку
вид на мост через Вороновку

дорога на д. Горы
дорога на д. Горы

косуля на скошенном лугу
косуля на скошенном лугу

восточная окраина д. Красино
восточная окраина д. Красино

на подходе к д. Горы
на подходе к д. Горы

шоссе Темкино - Вязьма. Поворот на Новиково
шоссе Темкино - Вязьма. Поворот на Новиково

на входе в д. Новиково
на входе в д. Новиково

дом в д. Новиково
дом в д. Новиково

дорога из д. Новиково подходит к переезду ж.д. Вязьма - Калуга и к о.п. Жижало [виднеется слева]
дорога из д. Новиково подходит к переезду ж.д. Вязьма - Калуга и к о.п. Жижало [виднеется слева]

о.п. Жижало
о.п. Жижало

поезд Вязьма-Износки прибывает на о.п. Жижало
поезд Вязьма-Износки прибывает на о.п. Жижало

пересадка на ст. Износки; надо переходить из РА1 в РА2
пересадка на ст. Износки; надо переходить из РА1 в РА2

на о.п. 148 км
на о.п. 148 км

дорога на Тихонову Пустынь подходит к ж.д. Москва - Киев
дорога на Тихонову Пустынь подходит к ж.д. Москва - Киев

электропоезд Калуга - Москва прибывает на ст. Тихонова Пустынь
электропоезд Калуга - Москва прибывает на ст. Тихонова Пустынь