Лесные дороги--->на главную

Симферополь-Алупка (Республика Крым) 2018 Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Пижма-Яранск (Нижегородская, Кировская обл.) 2021 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Гаврилов Посад - Ростов (Ивановская, Ярославская обл.) 2022 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997
Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003 Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Балашов-Аркадак (Саратовская обл.) 2019 о.п. 499 км - Железногорск (Курская обл.) 2020 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010
Тума - Меленки Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012 Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Мордовская Авгура - Арзамас (Мордовия, Нижегородская обл.) 2023
Балезино-Игра (Удмуртия) 2022 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 Белый Городок - Спас-Угол (Тверская, Московская обл.) 2003 Пошехонье-Коза (Ярославская обл.) 2020 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006 Казань - Йошкар-Ола (Марий Эл, Татарстан) 2022 Барыш - Канадей (Ульяновская обл.) 2023 Оренбург - Колтубанка - Похвистнево (Оренбургская и Самарская обл.) 2024


Семижа - Темкино.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:4 - 6 октября 2008 г. Мосальский и Юхновский районы Калужской области, Угранский и Темкинский районы Смоленской области.
       План: предполагалось найти дорогу ур. Семижа - Климов Завод, затем полевыми, лесными и шоссейными дорогами выйти к ст. Темкино ж.д. Калуга-Вязьма.
       Карты: 100k-n36-034, 100k-n36-046, 100k-n36-058 - топографические карты масштаба 1:100 000, которые можно скачать, например, на http://www.afanas.ru/mapbase/topograficheskie-karty-n36-11zip#more-1081 (034, 046) и www.spasik.ru (058), состояние местности 80-е годы,(фрагменты этих карт включены в описание маршрута), а также карта 1:50 000 050k-n36-046-4, состояние местности 1986 г., которую можно найти в сети, введя в поиск указанное выше обозначения карты. В пути использовали: топографическая карта Калужской области масштаба 1:200 000 1995 года издания, состояние местности на 1981 - 1993 гг., далее сокращенно ТК и Атлас Смоленской области 1:100 000, Роскартография, 2008, далее сокращенно АСО.
       Сопутствующие обстоятельства: о предыдущей попытке поиска дороги Семижа-Климов Завод можно прочитать на этой странице нашего сайта.
        Погода: по данным сайта www.gismeteo.ru фактическая погода в Вязьме (около 80 км. от середины маршрута) была такой:
        4 октября: мин. (ночь) 12 С, макс.(день) 14 С,
        5 октября: мин. (ночь) 09 С, макс.(день) 18 С,
        6 октября: макс.(день) 16 С.
        Теплая и сухая погода установилась с вечера 1 октября до вечера 8 октября. Погодные условия были близки к идеальным.
        По нашим наблюдениям, 4 и 6 октября было облачно, 5 октября до примерно 15.30 - ясно, затем облачно. Ночь с 4 на 5 октября была ясной, ночь с 5 на 6 - переменная облачность. Слабый дождь (несколько минут) прошел ночью с 5 на 6 октября и днем 6 октября.
        Растительность: середина листопада. В местности, где мы шли, мало кленов и осин с краснеющими осенью листьями, в основном - сосна, береза. Поэтому общий фон - желто-зеленый.
       Участвовали: 2 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где кружочком с крестиком обозначено начало маршрута.



        4 октября, суббота
        Предполагалось выехать на автобусе Москва - Киров (Калужская область) в 10.05 с автостанции "Теплый Стан". Однако по прибытии на автостанцию примерно в 9.50 выяснилось, что билетов нет (автобус представлял из себя микроавтобус "Фольксваген - LT"). Кроме того, вопреки предположениям, его маршрут не проходит через Юхнов. Он идет по Киевскому шоссе и попадает в Киров через Мосальск. Выехали на автобусе Москва - Юхнов в 11.30 с перспективой ехать от Юхнова до места на такси примерно 20 км. Стоимость билета 314.40, багаж - 62.85. Автобус был заполнен примерно на 80%. Из-за пробок у Москвы автобус к Обнинску опаздывал, по словам водителя, на 40 минут, но, сократив стоянку в Обнинске до 5 минут, по-видимому уменьшил опоздание и прибыл в Юхнов около 15.30. С автостанции в это время отъехал автобус с табличкой под стеклом "Спас-Деменск" (по-видимому, Калуга - Спас-Деменск). Мы удачно пересели на уже стоящий на автостанции автобус Москва - Десногорск (Этот автобус отправляется с автостанции "Щелково" в 10.30). За 50 рублей (за все) нас довезли до начальной точки маршрута (3 километра за деревней Барсуки, знак перекрестка). На ТК это урочище Новики. Мы двинулись в северном направлении в 15.55.
       

сторона квадрата 2 км


        Пройдя около 1 км, увидели съезд с дороги направо, которого в прошлом году не было. Здесь кто-то устроил небольшую вырубку. Еще через километр увидели искомую известную лесную дорогу на ур. Красное (это название урочища есть в АСО, лесная дорога не обозначена). Насыпная дорога пошла далее в Жупаново, а мы свернули направо, в сторону урочища Красное. Дорога вполне проходима без снижения скорости. Через час движения слева открылась пустошь, дорога шла по опушке леса. Вскоре мы вышли к плотине (на карте не показана, также, как и пруд), перешли р.Шмею. Людей у рыбацких домиков не было, но были свежие следы, в том числе собачьи. Кроме того, около домика на "жупановском" берегу стоял ГАЗик с открытыми дверями. По известной дороге мимо кладбища мы пошли на север в ур. Семижа. В отличие от прошлого года, никаких белых грибов не попадалось, зато краснели многочисленные уже довольно старые мухоморы. В этом году никто не ездил в сторону Семижи (в прошлом году был след грузовика, в этом - трава была девственна). К ручью подошли около 19.00, стало темнеть. Палатку поставили справа (метров 200) от мысленного продолжения дороги, метрах в 100 от ручья, среди рощицы облетевших яблонь. Яблок тоже уже не было. Всего за день пройдено около 11 км.

        5 октября, воскресенье
        Выход - 9.13. Подошли к ручью, осмотрели так называемый "блиндаж", за прошедший год кто-то частично обуглил его двери (возможно, жгли рядом костер). Пошли вдоль ручья налево, метров через 50 лежит ракита, по ней перешли на другой берег. Вышли на северный край пустоши, сориентировались относительно геодезической вышки. Попытки найти следы дороги, как и в прошлом году, ни к чему не привели. Пошли через лес по компасу на север, немного уклоняясь к западу (в соответствии с ТК, в АСО данная дорога отсутствует). В полном соответствии с картой через примерно 2 км. вышли на пустошь (ур. Орешинки), где увидели березовую "аллею", обозначающую, вероятно, бывшую дорогу. Иных признаков дороги не наблюдалось. Пересекли пустошь вдоль "аллеи". На северном краю пустоши увидели начало трех дорог - одна шла на запад, две другие - несколько расходясь - примерно на север. Согласно АСО "западная" дорога должна выйти на более торную дорогу. По-видимому, именно эту более торную дорогу называли "насыпью" местные рыбаки, описывая путь к Климову Заводу. Следуя ТК с нанесенной на ней давней исчезнувшей дорогой, мы оказались восточнее этой "насыпи". Таким образом, можно предположить, что вблизи геодезической вышки на пустоши Семижа начинается не совпадающая со "старинной" еле заметная дорога, идущая западнее. По-видимому, она проходит рядом с указателем "Смоленская область", о котором говорили рыбаки и выходит на "насыпь".
       

сторона квадрата 2 км


        Из двух расходящихся в северном направлении дорог мы выбрали левую, что оказалось неправильно - путь к Климову Заводу существенно удлинился. Данная дорога показана только на карте 1:50 000. Эта дорога, уклоняясь к западу, приводит на большую пустошь юго-западнее Климова Завода (ур. Лужки), пересекает ее (при этом в заднем левом углу пустоши становится видна крыша маленького домика), снова заходит в лес и лишь потом поворачивает на восток к Климову Заводу, выходя западнее пруда. В Климов Завод пришли около 14.00. Времени на посещение музея М.Г. Ефремова, к сожалению, не было. (Видели указатель). Автобус в Климов Завод ходит утром и вечером. По довольно оживленному шоссе мы двинулись в сторону Вязьмы. Недалеко от села справа от шоссе стоит щит со словами о том, что на расстоянии 2,8 км. находится место гибели М.Г. Ефремова. Вскоре прошли указатель "Национальный парк "Угра", затем указатели "Смоленская область" и "Угранский район Смоленской области". Несколько не доходя деревни Слободка свернули с шоссе на грунтовку направо. Дорога идет на север, пересекая ручей и не заходя в деревню. На перекрестке грунтовок выбирали северное направление.
       

сторона квадрата 2 км


       Через 2 км. вошли в деревню Ломенка, где наблюдали слева по ходу движения непонятного назначения белый ангар и строящийся за глухим забором объект с забитыми в землю сваями. (Подробнее узнать об этом, а также о некоторых других упомянутых далее деревнях можно на сайте www.ugra.aleksandrovi.ru.) Выйдя из Ломенки, продолжили движение на север. После перехода р.Собжи дорога повернула влево, а чуть дальше, в соответствии с АСО, от нее отошла дорога на северо-запад. Мы решили не заходить в Шумихино, а сразу идти по этой дороге в Борисенки. Вскоре, однако, дорога снова раздвоилась, накатанная колея пошла на запад, а дорога на северо-запад казалась заброшенной. Пошли на северо-запад, дорога неважная, местами зарастающая деревьями и кустами. В конце упирается в поперечную лесную дорогу. Повернув налево, попали на накатанную дорогу Шумихино-Борисенки.
       

сторона квадрата 2 км

Деревня Борисенки показалась примерно через 0,5 км. Из нее выехала "Нива" с московским номером. Было около 18.00. Основная дорога пошла правее деревни и на ее краю взяла направление предположительно на Новую Луку (см. АСО), нам же было нужно строго на север. Мы вернулись в начало деревни, прошли по главной улице, которая на выходе из деревни превратилась в слабо заметную тропу. Эта тропа спустилась круто вниз и пошла по дну заросшего лесом оврага с ручьем. Стало заметно, что это на самом деле бывшая колесная дорога, но каким образом и на чем преодолевали столь крутые склоны, непонятно. Обозначенного на карте кладбища мы не видели. После прохода бревенчатого моста через Буславку (в АСО указан брод) мы свернули налево (следы дороги продолжались также и прямо) и вскоре вышли на накатанную грунтовку, идущую примерно с запада на восток. Пошли на запад. Предположительно, это дорога, которая шла правее Борисенок и огибала систему оврагов. Вскоре подошли к съезду направо с самодельным указателем "Песково". По этой дороге около 19.00 вышли на восточный край Песьково, которое стоит на высоком берегу Угры. Метрах в 200 не доходя до деревни расположена полуразрушенная каменная постройка. Мы прошли метров 50 вниз по течению, поднялись на заросший смешанным лесом изрезанный оврагами берег, поставили палатку. Воду можно было набрать из близкого ручья. За день пройдено около 26 км.
       

сторона квадрата 2 км



        6 октября, понедельник
        Выход - 9.04. Основная дорога оставляет справа д. Песьково. У изгиба деревни, повторяющего изгиб Угры, - развилка, примерно совпадающая с изображенной на карте. После некоторых раздумий и попытки идти по самой левой дороге, мы выбрали среднюю. Дорога идет через лес, местами выходя на берег Угры.
       

сторона квадрата 2 км


        В д.Федотково вошли около 11.00. Все селение прорезает овраг, перейти через который удобнее всего в середине деревни. Большак начинается севернее, за оврагом. Федотково покинули в 11.45. Далее шли по большаку (хорошая насыпная щебеночно-песчаная дорога) в направлении Темкино. На дороге встречаются лесовозы. В месте выхода дороги на берег Угры построены деревянные беседки и столы. Рядом - стихийная помойка. Асфальтовое покрытие началось в строгом соответствии с АСО немного не доходя моста через Угру. В 12.50 прошли мост через Угру. Последнее чаепитие в этом походе состоялось около 13.40 на берегу речки Можжая, напротив д. Скотинино.
       ;

сторона квадрата 4 км


        Далее без происшествий дошли до Гриднево, где были подобраны УАЗиком (по инициативе водителя) и довезены до окраины Темкино. Станция находится слева от направления, по которому мы вошли в поселок. Вокзал постоянно закрыт, билеты продаются в поезде. На станцию пришли в 16.10, ждали дизель в 17.35. Он опоздал на несколько минут. Дизель старого образца, с деревянными сиденьями. Кондуктор добралась до нас в районе Угрюмово. Билеты до Муратовки стоили около 90 рублей каждый. В Муратовке оказались в 20.10. В 20.43 сели на электричку до Москвы. Билеты стоили по 198 рублей. Контролеров не было. Примерно в 23.45 прибыли в Москву. За день пройдено около 22 км.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Нет координат не обозначенной на карте геодезической вышки на ур. Семижа, не найдена "новая" дорога из Семижи к Климову Заводу, пересекающая "насыпь".
Иллюстрации:

Москва-Юхнов
Москва-Юхнов

дорога в д. Жупаново через ур. Новики
дорога в д. Жупаново через ур. Новики

поворот на ур. Красное
поворот на ур. Красное

дорога к ур. Красное
дорога к ур. Красное

дорога ур. Красное-ур.Семижа
дорога ур. Красное-ур. Семижа

на ур.Семижа
на ур. Семижа

на ур. Семижа
на ур. Семижа

ур. Орешинки
ур. Орешинки

калина
калина

дом в с. Климов Завод
дом в с. Климов Завод

дорога на Вязьму
дорога на Вязьму

р. Слобожанка, на заднем плане дорога в д. Ломенка
р. Слобожанка, на заднем плане дорога в д. Ломенка

д. Ломенка
д. Ломенка

дорога в Шумихино
дорога в Шумихино

в Шумихино-налево, в Борисенки-направо
в Шумихино-налево, в Борисенки-направо

дорога в Борисенки исчезает
дорога в Борисенки исчезает

р. Буславка, дорога Борисенки-Песьково
р. Буславка, дорога Борисенки-Песьково

на подходе к Песьково
на подходе к Песьково

бересклет
бересклет

р. Угра близ Песьково
р. Угра близ Песьково

д. Песьково
д. Песьково

начало дороги Песьково-Федотково
начало дороги Песьково-Федотково

дорога Песьково-Федотково вдоль Угры
дорога Песьково-Федотково вдоль Угры

дорога из Песьково подходит к Федотково
дорога из Песьково подходит к Федотково

д. Федотково
д. Федотково

р. Угра
р. Угра

станция Темкино
станция Темкино